Если у вас «троит» машина или обороты странно ведут себя на нейтралке – самой вероятной (и дешевой с точки зрения ремонта) поломкой будут проблемы со стороны датчика холостого хода. На самом деле это – не датчик, а регулятор, но многие «подцепили» неправильное название – ДХХ – поэтому ниже мы будем называть его и так, и так.
Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен
Признаки неисправностей ДХХ
Причины неисправностей датчика
Диагностика датчика холостого хода
Ошибки новичков в ремонте
В разделах материала вы узнаете: что такое датчик/регулятор холостого хода, где находится эта деталь, как определить, неисправен датчик или нет, как проверить датчик холостого хода и какой ремонт вы можете совершить самостоятельно.
Причины неисправностей датчика
Поскольку регулятор холостого хода – вещь довольно простая, у него может быть всего 5 видов неисправностей:
Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен
Для начала поговорим о том, что это и зачем оно нужно, и начнем мы с двигателя. Вне зависимости от вида топлива, бензин или дизель, двигатель держит обороты за счет взрыва топливной смеси из топлива + кислорода внутри своих камер. Топливо подается, грубо говоря, «по трубам», а вот кислород берется из атмосферного воздуха, который предварительно фильтруется воздушным фильтром. Подача воздуха осуществляется через канал, который ведет из воздушного фильтра ко впускному коллектору. В этом канале установлена дроссельная заслонка – шторка, которая закрывает воздушный канал, когда педаль газа не нажата.
Если педаль газа нажимается – заслонка приоткрывается, и в двигатель поступает воздух, который смешивается с топливом, поджигается, взрывается и обеспечивает обороты.
Вся эта схема хорошо работает только тогда, когда педаль газа нажата. Если же педаль не нажата, то дроссельная заслонка полностью перекрывает канал, воздух не поступает, машина глохнет. Ну, должна глохнуть, хотя по факту авто работает на холостых оборотах. Почему это возможно? Потому что над основным каналом есть байпасный:
Даже когда дроссельная заслонка полностью закрыта, воздух проникает через байпасный канал и поступает в двигатель, что позволяет последнему работать на низких оборотах. Но иногда байпасный канал нужно частично или полностью перекрывать – когда машина заглохла или когда водитель жмет на педаль газа. Для этого существует маленький электродвигатель с запорной иглой – регулятор холостого хода.
Выглядит он вот так:
По конструкции – это крайне простой электромотор, который умеет выдвигать наружу и задвигать внутрь свою иглу (левую часть). Собственно, конструкционно здесь больше описывать и нечего: есть 4 клеммы, в зависимости от того, на какую подается электричество, электромотор иглу выдвигает/задвигает.
Насчет «датчика» – эта часть авто датчиком не является, потому что датчик должен «снимать» какие-то данные откуда-то, а регулятор холостого хода никакие данные не снимает – он только регулирует подачу воздуха в байпасный канал, находящийся над дроссельной заслонкой. А вот его работа уже регулируется датчиками:
Данные, которые снимаются с этих датчиков, попадают в блок управления, который уже и принимает решение о том, что должен сделать РХХ.
К слову, еще один фактор, который влияет на решения БУ – расход электричества, поскольку электричество производится генератором, а генератор «пользуется» работой двигателя. Так что «неправильные» обороты при усилении энергопотребления (печка, фары и так далее) на холостом ходу тоже могут указывать на проблемы с РХХ.
Очень кратко упомянем про виды:
В большинстве авто сейчас стоят ступенчатые РХХ, поэтому проблем с покупкой нового (для замены) быть не должно. Но если вы все же сомневаетесь, то достаньте регулятор холостого хода и посмотрите, сколько у него контактов. Если 2 – то соленоидный, если 3 – то роторный, если 4 – то ступенчатый.
Если на панели индикации вашего автомобиля Рено Логан загорелся значок аккумулятора, не стоит паниковать. Эта комбинированная индикация может указывать на несколько факторов, но обычно связана с проблемами в работе генератора или недостаточным напряжением для зарядки АКБ.
Несмотря на то, что такая проблема довольно распространенная, требуется проведение квалифицированной диагностики. Но, если вы хотите попытаться найти причину самостоятельно, есть несколько методов, которые могут помочь.
Во-первых, необходимо проверить состояние АКБ. Если оно нормальное, следует обратить внимание на состояние генератора и регулятора напряжения. Можно попытаться проверить их с помощью мультиметра.
Если эти меры не привели к результату, стоит обратиться к специалистам. Не стоит рисковать и допускать возможность серьезной поломки автомобиля. Ведь только квалифицированный механик сможет точно установить причину неисправности и устранить ее, гарантируя безопасность и надежность вашего автомобиля.
Почему может моргать лампочка АКБ?
Автомобиль Renault Logan оборудован системой самодиагностики, которая контролирует напряжение в различных частях схемы и формирует соответствующие визуальные и звуковые сигналы оповещения. Вся электроника, кроме системы работы двигателя, подключена к аккумулятору. Это включает в себя габаритные огни, магнитолу, подсветку номера и другие незначительные устройства. Система зажигания работает от цепи, которая питается от генератора во время работы двигателя. Контроль над напряжением в этой части питания выводится на панель. Если возникают проблемы с напряжением, то лампочка аккумулятора загорается или начинает мигать.
Возможные причины такого состояния могут включать неисправность генератора, поломку аккумулятора, повреждение клемм и соединений, а также обрыв проводов из-за вибрации двигателя. Кроме того, следует обратить внимание на дополнительный провод на генераторе, который подводит питание 12В в обмотке возбуждения. Генератор не может создать магнитное поле самостоятельно, поэтому этот провод необходим для создания постоянного магнитного поля статором. После включения зажигания напряжение на этом проводе будет идти по схеме через предохранительную колодку. Окисление в местах контакта также может быть серьезной проблемой для прохождения электрического контакта.
Причиной мигания лампочки аккумулятора на Renault Logan может быть неисправность генератора. Для проверки этого достаточно завести двигатель и измерить напряжение в сети мультиметром. Если оно ниже 14,3 В, то есть проблема. В таком случае нужно выполнить следующие действия:
Сначала нужно проверить натяжение ремня. Часто он изнашивается и растягивается, из-за чего вращение с двигателя не передается на генератор с нужной скоростью. Если натяжение ремня недостаточно, то на выходе не будет формироваться нужное напряжение. Чтобы достичь нормального значения, необходимо увеличить скорость вращения генератора до 1500 об/мин. При нажатии на педаль газа напряжение должно увеличиваться.
Затем нужно снять щеточный модуль со встроенным стабилизатором тока. Они идут вместе, поэтому замена не составит труда. В нем должны быть 2 щетки равной длины, выходящие из корпуса не менее чем на 1 см. Если они меньше, то щетки сильно изношены и нуждаются в замене.
Если установка новых щеток не помогает, то следует снять генератор для его дальнейшей диагностики. Как правило, в нем может быть поврежден передний фланцевый подшипник, так как на него постоянно действует боковая нагрузка. Чтобы снять шкив, потребуется специальное выжимное приспособление.
Также нужно проверить состояние токосъемных колец. Они часто изнашиваются в процессе работы и трения о щетки. Большой износ считается толщиной в 1-2 мм. Чтобы снять кольца, также требуется специальное оборудование.
Наконец, необходимо проверить состояние паек диодных мостов. В генераторе их два, каждый состоит из 6 диодов. Мощные диоды закреплены при помощи сварки, которая часто обламывается после нескольких лет эксплуатации автомобиля.
Чтобы не тратить свое время, лучше сразу отдать генератор мастеру. Для профессионального и качественного ремонта требуется специальное оборудование и инструменты, не говоря уже о запчастях. Кроме этого, нужен опыт, потому что можно легко сломать дорогостоящую запчасть, а потом долго сожалеть о содеянном.
Признаки неисправностей ДХХ
Все признаки неисправности регулятора холостого хода так или иначе связаны с поведением двигателя:
Диагностика датчика холостого хода
Будем честны, самый простой способ диагностики – замена регулятора холостого хода на новый (вместе с уплотнительным кольцом). Проблема исчезла – отлично, не исчезла – ищем дальше.
Почему это – самый простой способ? Потому что датчик холостого хода: а) стоит около 600 рублей; б) не разбирается.
Но если у вас нет возможности купить новый регулятор холостого хода сейчас, вы можете сделать следующее:
Где находится ДХХ
Где стоит регулятор холостого хода? Он расположен на двигателе, около впускного коллектора, над дроссельной заслонкой:
Обычно крепится двумя винтами, которые без проблем откручиваются – если что-то закорело, можно использовать ВД-40.
Ошибки новичков в ремонте
Чаще всего новички совершают следующие ошибки:
FAQ
В общем-то, есть всего 2 способа ремонта регулятора холостого хода: прочистка или замена. Прочистить можно байпасный канал и иглу, если это не помогло – меняйте.
Простой китайский датчик холостого хода стоит около 600 рублей, и за эти деньги вы или исправите проблему, либо узнаете, что проблема не в РХХ – что, в общем-то, дешево как для ремонта, так и для диагностики.
Вывод
После того, как вы установите новый РХХ, вам нужно будет откалибровать его.