Буксировать автомобиль непросто. Можно сломать коробку передач, пробить стекло или спровоцировать аварию. Чтобы отбуксировать машину, нужен опыт, специальные приспособления, а также знание правил дорожного движения. Как правильно буксировать автомобиль, расскажем ниже.
Содержание
Почему электромобили нельзя брать на буксир? Или все-таки можно?
Robert Couse-Baker, Flickr. C C0
У электромобиля нет коробки передач в привычном смысле слова.
Поэтому его колеса постоянно соединены с электромотором. Когда машину тянут на буксире, электромотор начинает крутиться и вырабатывать ток, и это может повредить тонкую электронику машины. Примерно так звучит объяснение, гуляющее по интернету.
Кстати, инструкция для владельцев Tesla тоже запрещает буксировать машину ни под каким соусом и даже на небольшие расстояния, пугая «значительными повреждениями». Колеса на земле не должны крутиться, утверждает инструкция.
Назад к блогу
Как буксировать авто по ПДД
09 июня 2023
С необходимостью буксировать авто даже опытные водители сталкиваются не так уж часто, однако знать о правилах буксировки все равно нужно. Разбираем: какие есть способы буксировки, кому и когда нельзя буксировать машину, какие требования в ПДД к буксировочному тросу, с какой скоростью и где разрешено передвигаться, и за что можно получить штраф.
Способы буксировки
Условия буксировки зависят главным образом от транспортного средства: авто с механической коробкой передач можно буксировать без ограничений, а с автоматической — при соблюдении определенных условий по дальности и скорости транспортировки.
Пункт ПДД 20.4 также запрещает буксировку на мягкой сцепке для авто с неисправной тормозной системой и рулевым управлением. В таком случае разрешается только транспортировка методом частичной или полной погрузки.
Важно:буксируемый автомобиль по-прежнему является полноценным участником дорожного движения. Это значит, что на нем должны быть установлены номера, а водитель должен иметь при себе права, документы на машину и страховой полис.
Кому и когда запрещается буксировать авто?
Пункт 20.3 определяет расстояние между авто при буксировке на мягкой сцепке — оно быть в пределах 4 – 6 метров, а относительно троса ссылается на пункт 9 «Общих положений по допуску ТС к эксплуатации».
Пункт 9 устанавливает, что при буксировке механических ТС для обозначения гибких связующих звеньев необходимо использовать предупреждающие устройства в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с чередующимися диагональными красными и белыми полосами шириной 50 мм и световозвращающей поверхностью. При этом на связующее звено — то есть трос — должно быть установлено не менее 2 предупредительных устройств. Добавим, что на практике, это правило соблюдается редко, но от этого не становится менее обязательным.
Пример использования предупреждающих устройств.
Как пользоваться внешними световыми приборами при буксировке?
Или: кому включать аварийную сигнализацию, а кому — фары.
Пункт ПДД 7.1 объясняет, что при буксировке аварийная сигнализация должна быть включена только на буксируемом авто. В случае неисправности аварийной сигнализации на задней части буксируемого ТС закрепляется знак аварийной остановки.
Но при этом и на буксирующем, и на буксируемом ТС должны быть включены дневные ходовые огни или ближний свет, а в темное время суток в условиях недостаточной видимости и при движении в тоннелях — габаритные огни.
С какой скоростью можно двигаться при буксировке?
Для легковых авто — не более 50 км/ч, что устанавливает пункт ПДД 10.4.
Где можно буксировать машину?
Везде, если это не запрещается отдельными требованиями. Например, знаком 3.7 «Движение с прицепом запрещено», который в том числе запрещает буксировку механических ТС. Знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено»
Какие штрафы можно получить за нарушение правил буксировки?
Административный штраф в размере 500 ₽ за несоблюдение правил и штраф в аналогичном размере, если вы проехали под знак 3.7 с автомобилем на буксире.
Еще больше интересных материалов о тонкостях ПДД в блоге автошколы «Профи Центр» по Владивостоке.
Ограничения и правилаЧто делать, если машину эвакуировали за неправильную парковку
Буксировка на АКПП
Евген ТомскМожно и то и другое. И главное плавно и не быстро. Вас могут буксировать со скоростью не более 50 км/ч на расстояние не более 50 км (см. мануал). Вы же можете тоже таскать других, без фанатизма конечно. Газель не надо тянуть, а вот авто типа фокуса легко. правило одно — не надо резких движений и все будет ОК.
алмеру тащил — все нормально — умудрился даже волгу обогнать с горки по разделительной т.к. даже с буксиром при отпускании педали газа АКПП скорость не сильно сбрасывает, а на тормоз жать не хотелось
Буксировать и быть буксируемым для коробки автомат безболезнено. Таскать так ещё лучше чем на палке, не палиш сцепу , шнурок прще держать натянутым. Меня даже жена на ОПЕЛЕ с автоматом таскала на сервис-новый фикус ещё без номеров. А если тащиш машину с автоматом, то не быстрее 50 км/ч, и если растояние больше 50 км,надо периодически крутить стартером, разгонять масло. Или долить его , если есть чего заливать. Только не забыть уровень в норму привезти.
А если например проблема в коробке, а двигатель нормально работает, то можно тащить и более 50 км с заведенным движком?
Стартер крутит двигатель-зачем крутить двигатель, если при буксировке крутится коробка??? Также можно и бензин доливать-разницы нет. Тащить с АКПП больше 50 км нельзя потому, что масло в коробке жжёт фрикционы. Движок вообще не при чём-ну заведён и заведён-ручка то на N двигатель отсоединён от коробки. И прикол-На Хэнде-Соната с АКПП-там в мануале , по серъёзному, было написано, что на расстояние более 50 км можно буксировать отсоединив приводы колёс !!!
1) На АКПП буксировать другой а/м можно но плавно2) Буксировать а/м с АКПП с заглушаным ДВС можно не более 50км/ч и не более 50км т.к. на не работующем ДВС гидро насос АКПП (приводится от колен вала ДВС) не работает!!! и смазка АКПП не осуществляется!!! смазка всех элементов осуществляется под давлением, а при движении а/м на буксире все элементы вращаются но на «сухую» что способствует скорейшей кончине АКПП!!!
Тащил девятку километров 40, проблем никаких.
Автомат можно тащить на нейтралке не более 50 км. тащить самому не советую — при натяжении веревки коробка будет скочкообразно напрягаться — это очень вредно, есть альтернатива — врубить ручной режим, но тоже не очень то советую.
Судя по данным на картинки, двигун и коробка у них по выносливей.
Сорри, что не про фокус, но интересно. Мой друг возвращался из отпуска с моря на форде контур с АКПП, сломался под Воронежом, чиниться в пути было нереально. Мужик на Газеле дотащил его до Москвы, это где-то 600 км. Два года после этого ездит нормально, с коробкой все в порядке, когда ехали, говорит, во время остановок щупал коробку на предмет перегрева. Я так понимаю, что в его машине гидро-насос АКПП работает не от двигателя, иначе машинка столько бы не протянула.
ДлинныйЯ не знаю, при каких обстоятельствах ты помогал другу, но обычно помочь отбуксировать это значит помочь сэкономить другу деньги, на буксировку машины, и заплатить самому в дальнейшем на преждевременный ремонт коробки. Хотя не факт, считаю надо тебе продолжать в том же духе, будешь у нас на форуме тестовой машиной.
В мануале от 2007 года и раньше, ничего не писали эти козлы про ограничение на буксировку, только в последней редакции появилось это примечание. Вероятно, надоело по гарантии коробки ремонтировать.
Немного подытожим — вопрос знающим:в 4F27E в положении N масляный насос работает или нет?Отсюда станет понятно можно ли таскать быстрее и дальше 50 км машину с работающим движком в положении N.
DangВ руководстве по эксплуатации моей машины (выпуск февраль 2007 года), ограничения 50х50 описаны на стр. 208. Кстати, руководство подписано к печати 7.12.2005.
tixoВероятно, ты не совсем правильно понял, о чем я писал, там речь идёт о буксировке машиНОЙ с автоматической коробкой. А про это на стр. 208 у меня ничего нет!
Насос работает всегда, когда заведен двигатель, если двигатель заглушен — насос не работает. Связи с колесами он не имеет.
Буксировать машиной с АКПП можно что угодно, просто больше тепла в ней образуется, больше ничего не происходит.
Буксировать машину с АКПП с работающим двигателем можно куда угодно и сколь угодно быстро.
Буксировать машину с АКПП с заглушеным двигателем можно или как в мануале, или залить ее АТФ по горло и тащить куда надо как угодно. По приезду масло поменять, и ничего не будет коробу.
ЗЫ Коробки разбирал, ремонировал, на неисправных ездил, таскал прицепы и сам ездил на буксире. Фокус далеко не первая моя машина с автоматом, не бойтесь автомата и он не будет боятся Вас
Тащил жиги километров 50 в ручном режиме. Всё отлично.
Прицеп можно таскать — значит и тянуть можно, с умом конечно всё
Иногда случаются случаи, что машина по каким-либо причинам не может сама ехать. Если возможности вызвать эвакуатор нет, то нужно ее отбуксировать. Но как это делать правильно? Освежаем знания ПДД и разбираемся в вопросе.
Буксировать машину можно на гибкой или жесткой сцепке, методом частичной погрузки или на эвакуаторе.
Трос должен быть специальным, длиной не менее 4 и не более 6 метров. Он должен быть выполнен из эластичного, но прочного материала без узлов, трещин и надрывов. Тонкая лента может порваться и сильно ударить по кузову. Кроме того, на нем нужно разместить два полосатых красно-белых флажка. При буксировке на жесткой сцепке, расстояние между авто должно быть не больше 4 метров.
Нужно запомнить, что буксировать машину на жесткой или гибкой сцепке можно, если в ней находится водитель. Исключение составляют те случаи, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего. Кроме того, буксировкой не могут заниматься те, у кого стаж вождения меньше двух лет.
Если ваш автомобиль буксируют, то на нем должна быть включена «аварийка», а если вы тащите кого-то – включать нужно только ближний свет.
Есть ограничения и по скорость – она не должна быть больше 50 км/ч.
Что касается пассажиров, то при буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля. А при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.
Кроме того, в правилах прописан ряд случаев, когда буксировать машины нельзя. Таких моментов пять:
В свободное время прочитайте руководство по эксплуатации к своему авто. Там может быть полезная информация по этой теме. Например, конструкция некоторых авто не рассчитана на то, чтобы быть буксиром и вы не только не поможете, а еще и себе навредите, ведь проушины и фаркоп еще не гарантируют эти возможности авто.
Не пытайтесь закрепить трос к деталям машины, которые для этого не предназначены.
Также если возникла необходимость буксировки, водители обоих авто должны договориться о маршруте, избегая загруженных и сложных участков дороги. Самый простой вариант координации – созвониться по громкой связи. Но заранее все же нужно договориться об условных сигналах, на случай проблем со связью. Например, если буксир едет слишком быстро и нужно снизить скорость – водитель буксируемого авто “моргает” фарами. Или если буксируемой машине срочно нужно остановиться – подает длинный звуковой гудок. А если же буксир планирует остановиться – можно сделать несколько легких нажатий на педаль тормоза заранее.
Движение нужно начинать аккуратного и плавно, постепенно натягивая троса. Не нужно делать сильный рывок, чтобы трос не порвался.
На буксируемой машине надо обязательно включить зажигание, чтобы при выполнении маневров руль не заклинило. Но выключите все дополнительные потребители энергии: кондиционер и все подогревы, музыку, зарядки и т.д.
Если буксир «на механике», то переключать скорости нужно на более высоких оборотах и делайте это оперативно, чтобы хватало тяги. Если же машина «на автомате», то лучше перевести на ручное управление или в режим ограничения переключений.
Не забывайте, что из-за буксировки правила дорожного движения не перестают действовать.
А что с автоматом?
Если машину с механической коробкой передач довольно просто буксировать, то как поступать хозяевам авто «на автомате»? Из-за сложной конструкции при длительной буксировке детали будут изнашиваться быстрее.
Водителям таких машин обязательно нужно изучить руководство к авто, ведь некоторые модели вообще нельзя буксировать. В остальных случаях там указано максимальное расстояние буксировки и предельно допустимая скорость. Если же нет возможности в данный момент прочитать документ, то многие автоэксперты рекомендуют придерживаться «серединки» – скорость не больше 30 км/ч и расстояние не большее 30 километров. После этого нужно обязательно остановиться и отдохнуть, ведь сильно повышается теплоотдача.
Буксировать машину с «автоматом» можно тогда, когда коробка находится в положении «N».
Что касается полного привода, то его нужно буксировать методом частичной погрузки, но автоизготовители советуют использовать эвакуатор. А вот для авто с вариаторной трансмиссией более сложная история – инструкцию от производителя нужно читать обязательно, ведь некоторым машинам буксировка допускается в нейтральном положении, некоторым – только работающий мотор. А третий вариант — буксировать вообще нельзя.
Мы уже рассказывали о том, как правильно буксировать автомобиль на мягкой сцепке и за что можно получить штраф. Сегодня же коснемся более неприятного вопроса: ДТП при буксировке. Кого могут признать виновным в таком случае? Всегда ли виноват водитель буксира, ведь он управляет сцепкой? Или же «кто сзади, тот всегда и виноват»? И в каком правовом статусе находится человек за рулем буксируемой машины во время движения? Давайте разбираться.
Кто может нести ответственность за ДТП при буксировке?
Начать стоит с понимания того, кто из пары «буксир – буксируемый» вообще может нести ответственность при ДТП. Некоторые автовладельцы ошибочно полагают, что буксируемый – «человек подневольный», и ответственность с него полностью снята (иногда доходит до абсурда, когда новичок садится в буксируемую машину и просто сидит, не трогая руль и педали). Однако, во-первых, пункт 20.1 ПДД указывает, что буксировка на гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства. И уже здесь звучит слово «водитель». Ну а закрепляет этот факт Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25.06.2019 года. В этом постановлении Верховный Суд уточнил, что при рассмотрении ДТП «водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего».
Таким образом, делаем простой, но важный вывод: и буксирующий, и буксируемый являются водителями, поэтому ответственность в случае ДТП может нести и тот, и другой в зависимости от конкретных обстоятельств.
В каких случаях буксировку вообще нельзя начинать?
Перед тем как начать говорить о ДТП при буксировке, вспомним ПДД, которые запрещают варианты буксировки, при которых авария практически гарантирована.
Итак, согласно пункту 20.4 ПДД, запрещается буксировка:
Список, указанный в пункте 20.4, стоит соблюдать прежде всего не для того, чтобы избежать штрафа. Ведь наказание за нарушение правил буксировки, предусмотренное частью 1 статьи 12.21 КоАП, – это всего лишь предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. А вот последствия аварии из-за нарушения этих правил могут быть на порядки более дорогими и тяжелыми.
Кто будет виноват при ДТП между буксиром и буксируемым?
Самый простой вариант ДТП при буксировке – это ситуация, когда буксируемый врезается сзади в буксирующего. Но несмотря на простоту, даже здесь возможны два варианта. Более вероятный и распространенный – это ситуация, когда буксируемый не успел или не смог вовремя затормозить и врезался в буксирующего, который начал тормозить перед светофором, автомобилем или препятствием. В такой или аналогичной ситуации виновником наверняка признают буксируемого.
С другой стороны, пункт 10.5 вне зависимости от ситуации запрещает водителю резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Так что если, например, водитель буксира решил «починить свой бампер за чужой счет» и подставить водителя буксируемой машины, то он тоже может быть признан виновником ДТП. Проблема лишь в том, что это гораздо сложнее доказать – для этого нужны как минимум запись с видеорегистратора, где будет четко видно, что причин для экстренного торможения не было, и/или показания свидетелей.
Поэтому важно заранее оговорить режимы движения и условные сигналы. Буксировщику стоит помнить, что буксируемый автомобиль с неработающим двигателем лишен усилителя тормозов, поэтому эффективность торможения у него значительно снижена, и буксируемый не сможет так же резко остановиться при необходимости. Ну а буксируемому нужно правильно использовать педали, постоянно поддерживая трос в натянутом состоянии и оперативно реагировать на действия буксира. А еще, помня о последнем описанном выше варианте, водителю буксируемой машины крайне желательно лично знать водителя буксира и доверять ему.
Прямой удар сзади – не единственный вариант, когда могут пострадать только машины в сцепке. Например, если водитель буксируемого автомобиля зазевается и потеряет управление, съехав в кювет и стащив туда буксирующий автомобиль, он тоже будет виновником аварии. То же самое касается анекдотичной ситуации, когда буксируемый, пропустив начало торможения, обгоняет буксирующего, и разворачивает его, провоцируя ДТП.
Кто будет виноват при ДТП с третьим участником движения?
Как и в случае с ДТП между участниками сцепки, каждая конкретная авария, в которой будет присутствовать третий участник движения, будет рассматриваться индивидуально.
Например, если буксирующий не уступил дорогу участнику движения, имеющему право преимущественного проезда, и получил удар, то виновником ДТП, само собой, будет он. Факт наличия за ним буксируемого автомобиля здесь не играет роли.
Если водитель буксируемого автомобиля не обеспечил безопасность движения и, например, врезался в столб либо выехал на встречную полосу, тротуар или обочину, нанеся ущерб автомобилям или причинив вред здоровью пешеходов, то виновником ДТП будет признан он.
Самый сложный вариант – это ситуация, когда ДТП произошло между буксируемым автомобилем и третьим участником движения. И здесь тоже возможны разные варианты итогового решения о виновнике. Более того, встречаются даже прецеденты, когда при таком ДТП с буксируемым автомобилем по итогам судебного рассмотрения потерпевшему отказывают в возмещении по ОСАГО, отсылая его к Гражданскому кодексу. Речь в судебных выводах идет о статьях 1064 и 1079 ГК, которые предполагают возмещение ущерба самим владельцем средства повышенной опасности (или солидарного возмещения ущерба владельцами и буксира, и буксируемого автомобиля) на общих основаниях, а не в рамках ОСАГО. На самом деле это неправомерно, поскольку водителями считаются лица за рулем и буксирующей, и буксируемой машины, и при наличии у них полиса ОСАГО их ответственность при ДТП должна быть застрахована. Вопрос лишь в том, кто будет признан виновником ДТП.
Кроме того, стоит понимать, что водитель буксирующего автомобиля может быть признан виновником несмотря на отсутствие прямого контакта с автомобилем потерпевшего и отсутствие у него повреждений. Согласно ПДД, ДТП – это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». При этом участие – это необязательно физический контакт. Причинно-следственные связи между действиями водителя буксира и произошедшим ДТП здесь очевидны, и водитель напрямую участвовал в произошедшем ДТП, буксируя другой автомобиль. Поэтому потерпевший имеет полное право обратиться в суд, чтобы получить компенсацию от страховой компании виновника в рамках ОСАГО.
Судебная практика, правда, показывает, что подобные ДТП при буксировке становятся предметом долгого разбирательства. В одном случае судьи могут признать виновником водителя буксира, в другом – водителя буксируемой машины, а порой доходит и до упомянутой выше «солидарной ответственности владельцев источников повышенной опасности с возмещением вреда на общих основаниях» по части 3 статьи 1079 ГК РФ.
Кто будет виноват при ДТП с пешеходом?
Третий распространенный вариант ДТП при буксировке – это происшествие с участием пешехода. Пешеход пропускает буксирующий автомобиль и начинает переходить дорогу перед буксируемым, не заметив трос, спотыкается об него и в лучшем случае получает травму от падения, а в худшем попадает под колеса второй машины. Кто будет виноват в такой аварии?
Как и во всех прочих случаях, каждое подобное ДТП будет рассматриваться индивидуально. И здесь, как всегда, важны конкретные обстоятельства. И для этой ситуации особенно важно, соответствовал ли трос требованиям ПДД. Ведь пункт 20.3 указывает, что расстояние между автомобилями при буксировке на мягкой сцепке должно быть «в пределах 4-6 м». А пункт 9 основных положений гласит, что «предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью», при этом «на гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств».
Например, если трос имел необходимую длину и был обозначен флажками или щитками, а пешеход начал перебегать дорогу в неположенном месте, не убедившись в безопасности движения, то виновником ДТП могут признать и его. А вот если трос был слишком коротким или не имел должного обозначения, то вина может быть обоюдной (если пешеход тоже нарушил ПДД) или быть полностью возложена на водителя. На какого именно?
Чтобы получить об этом представление, здесь можно тоже обратиться к судебной практике. Например, есть пример постановления районного суда по делу о ДТП, в котором пострадал пешеход. Ситуация типовая: пешеход пропустил буксирующий автомобиль и начал переходить дорогу, споткнулся о буксировочный трос и при падении получил вред здоровью средней тяжести. Водитель буксируемого автомобиля сумел объехать упавшего пешехода, поэтому тяжелых травм удалось избежать.
По результатам рассмотрения дела виновным был признан водитель буксирующего автомобиля. Суд пришел к выводу, что пешеход «приближался к нерегулируемому пешеходному переходу», а водитель буксирующего автомобиля, «нарушив п.14.1 ПДД РФ, не уступил дорогу пешеходу, продолжил движение, в результате чего потерпевший после контакта с буксировочным тросом упал и получил телесные повреждения, причинившие средней тяжести вред здоровью». В результате водитель был наказан по части 2 статьи 12.24 КоАП за «нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, и водитель получил почти максимальное возможное наказание в виде лишения прав на полтора года.
Учитывая, что в РФ судебное право не прецедентное, однозначно считать этот пример единственным образцом судебного решения по таким ДТП не стоит. Однако можно сделать вывод, что в случае подобного ДТП на пешеходном переходе с большой вероятностью виновным будет признан водитель буксирующего автомобиля.
Что должен знать водитель тягача
Старайтесь трогаться плавно и без рывков. Это нужно, чтобы трос натягивался постепенно.
Не забывайте подавать звуковые и световые сигналы, о которых вы договорились заранее. Например, посигналить или однократно моргнуть фарами, прежде чем начать движение.
Не тормозите резко. Если вы видите желтый сигнал светофора или впереди большой перекресток, лучше подождите, чтобы не создавать опасных ситуаций или заторов. Помните, что водитель задней машины может не среагировать как надо, особенно при неработающем усилителе руля.
Перестраивайтесь плавно и контролируйте дистанцию до других автомобилей, чтобы водитель буксируемой машины успел безопасно завершить маневр.
Лучше не ехать по дорогам с крутыми подъемами и спусками. Если полностью исключить их из маршрута нельзя, постарайтесь не останавливаться на уклоне. Тронуться в этом случае будет проблематично.
Повороты старайтесь проходить по максимально широкой траектории. Не срезайте углы.
Старайтесь все время держать трос в натянутом состоянии, чтобы при старте и ускорениях не было ударных нагрузок.
Берегите коробку передач своего автомобиля. На механике при переключениях держите обороты выше обычного, чтобы не было рывков и резкой потери тяги.
На некоторых автоматических коробках передач есть ручной режим или положение L (Low). Можно воспользоваться одним из этих режимов, чтобы коробка не переключалась на повышенные передачи и вы лучше контролировали тягу.
А можно ли подзарядить батарею от буксировщика?
Если заряд аккумулятора кончается, а до ближайшей зарядной станции далеко, можно ли прицепиться к другому автомобилю и зарядиться с помощью рекуперативных тормозов?
Ни один производитель электромобилей вам этого не разрешит. Однако многие профессиональные водители, хорошо знающие устройство и возможности своих машин, успешно проделывали этот опыт.
Правда, те же водители говорят, что буксировка — не самый эффективный и безопасный вариант подзарядки. Уж лучше найти где-то розетку или генератор.
Какие машины можно буксировать, а какие нельзя
При буксировке существуют разные ограничения. Они касаются скорости, расстояния, массы буксируемого авто, типа коробок передач, привода. Некоторые модели вовсе запрещается буксировать. Например, определенные электромобили нельзя буксировать при любых условиях, потому что их двигатель может перегреться и взорваться.
Также бывают машины без буксировочных проушин (например, кроссовер Toyota Venza для американского рынка). Буксировочные проушины – это металлические петли на кузове автомобиля, к которым крепится трос. Если конструкция автомобиля не предусматривает этих проушин, значит, он для буксировки он не годится.
Подробнее обо всех нюансах и ограничениях вашей машины можно узнать из инструкции по эксплуатации.
Но существуют общие рекомендации для разных типов коробок передач:
Что нужно знать водителю буксируемой машины
Сначала вставьте ключ в замок зажигания и переведите его в первое положение (ACC). При бесключевом доступе нажмите на кнопку запуска. Иначе руль заблокируется, и вы не сможете его повернуть.
Коробку передач нужно перевести в нейтральное положение (N).
Помните, что при заглушенном моторе печка, свет, усилитель руля и тормозов работать не будут. Будьте готовы, что при перестроениях и при нажатии на педаль тормоза придется прикладывать гораздо больше усилий, чем обычно.
Не давайте тросу провисать. Иначе при стартах будут рывки и повышенные нагрузки. Если трос намотался на колесо, выдергивать его не стоит. Лучше выйти и аккуратно откатить машину руками.
Следите за дистанцией и остальными участниками движения. Важно понимать, что при резких маневрах вы не успеете быстро затормозить или вывернуть руль. Поэтому старайтесь делать все максимально плавно.
На самом деле буксировать электромобили можно
Начать с того, что коробка передач у электромобиля все же есть, только в ней всего одна передача, плюс нейтраль (оговоримся, что сейчас появились электромобили с двумя передачами, но это другая история). Поэтому разъединить колеса и электромотор можно, включив нейтралку, и в этом режиме буксировать.
Другой вопрос, что такая буксировка не должна быть очень долгой. Дело в том, что система смазки трансмиссии не работает как нужно, поэтому трущиеся части работают в перегруженном режиме.
Колеса электромобиля соединяются с мотором через трансмиссию, состоящую из редуктора и дифференциал.
Та же инструкция Tesla далее говорит, что можно зацепить машину под передок, чтобы передние колеса не касались земли, и в таком положении буксировать на расстояние до 25 километров.
В этом смысле, электромобиль подчиняется тем же правилам, что и обычная машина с коробкой-автоматом или вариатором.
Какой буксировочный трос лучше купить
Для начала нужно убедиться, что в вашем автомобиле есть места, предназначенные для крепления троса. Если крепить его некуда, то использовать для крепления бамперы, подвеску или кузовные детали нельзя. Иначе вы гарантированно повредите автомобиль – бампер или деталь подвески не выдержат нагрузку и оторвутся.
Под бампером машины есть металлическая проушина, в которую вставляется трос. На многих новых автомобилях проушина лежит в багажнике и только при необходимости вкручивается в специальное отверстие, прикрытое заглушкой.
Крепление. Обычно тросы продаются с универсальными креплениями. У них на концах есть металлические крюки, которые и вставляются проушину.
Крепления могут быть в виде карабина или металлической скобы с крепежным винтом. В продаже встречаются тросы и вовсе без креплений, их необходимо завязывать на проушине, но такой вариант неудобен.
Нагрузка. Трос должен быть прочным и эластичным. Его нагрузка измеряется в тоннах, лучше брать вариант с запасом на 3-5 тонн или больше.
Тип. Динамические стропы (или рывковые) используются, чтобы вытащить автомобиль, когда он застрял. Для буксировки такие обычно не используют.
Металлические тросы и конструкции для жесткой сцепки применяют в основном для буксировки тяжелых грузовых машин и автобусов. На легковушках применять жесткую сцепку не рекомендуется — кузов будет испытывать повышенные нагрузки, можно запросто повредить бамперы.
Для новичков. Неопытным водителям хорошо подойдет обычный ленточный трос или трос-рулетка. Последний во время использования не провисает. Соответственно, такой трос не окажется под машиной и не намотается на колесо.
Где покупать. Лучше всего покупать тросы в специализированных автомобильных магазинах. Там будет хороший выбор, консультанты подскажут, какая модель лучше подойдет для вашей машины. Разброс цен большой. Можно найти трос за пару сотен рублей, а можно и за 15 тысяч.
Покупать совсем дешевые варианты не стоит. Если трос порвется, он может повредить бампер или другой элемент автомобиля, такая экономия выйдет боком. Хороший вариант можно купить за 500 — 1 500 рублей.
Подготовка к буксировке автомобиля
Для начала нужно понять, можно ли в принципе буксировать вашу машину. Обратить внимание стоит не только на тип коробки передач, но и на общее состояние автомобиля. Убедитесь, что рулевое управление в порядке, тормоза работают, у колес и подвески нет повреждений.
Для координации действий между водителями можно использовать мобильные телефоны или рации. Однако связь по дороге может быть неустойчива, сами устройства могут разрядиться, поэтому заранее договоритесь о подаче световых и звуковых сигналов. Например, однократный гудок будет означать начало движения, а двойной — остановку.
Перед началом поездки четко спланируйте маршрут. Постарайтесь избегать сложных и загруженных участков дорог, больших перекрестков и крутых подъемов.
В сильный дождь или снегопад лучше вообще воздержаться от поездки. Учитывайте, что в буксируемой машине не будут работать дворники, печка или свет, если аккумулятор разряжен. Кроме того, при плохой видимости другие участники движения могут просто не заметить трос между вашими машинами.
Как нужно буксировать машину по ПДД
В автошколе рассказывают только теорию о буксировке автомобиля, которая нужна для сдачи экзамена. Хорошо, если водитель понимает, чем отличается гибкая сцепка от жесткой и разрешается ли буксировка в гололедицу. Но этих знаний недостаточно.
Напомним два основных понятия:
Гибкая сцепка – это вид буксировки, когда расстояние между машинами не зафиксировано и может меняться в пределах длины троса.
Жесткая сцепка – вид буксировки, при которой машины соединены специальной металлической конструкцией (чаще всего в форме треугольника). То есть расстояние между тягачом и буксируемым автомобилем не меняется, они соединены жёстко.
В ПДД есть масса ограничений и требований, запрещающих буксировку. Основная часть требований прописана в пункте 20 ПДД.
Что нужно помнить про буксировку из правил дорожного движения: