Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицу

Содержание

Тема: приготовление суспензии карбоната кальция в воде. получение эмульсии моторного масла. ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Лабораторная работа №2

Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Цели работы : изучить способы приготовления эмульсий и суспензий ; научиться отличать коллоидный раствор от истинного; отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

 Приборы и реактивы ;ступка с пестиком, ложка-шпатель, стакан, стеклянная палочка, фонарик, пробирка;вода, карбонат кальция (кусочек мела), масло, ПАВ, мука, раствор крахмала, раствор сахара .

Ход работы:


1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.

Опыт № 1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде

                    В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.

Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Полученная смесь похожа ………………………………………………………………………………

Опыт № 2. Получение эмульсии моторного масла

В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.

Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Добавьте каплю ПАВ (эмульгатора) и перемешайте ещё раз.

Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Вывод: …………………………………………………………………………………………………………………

Опыт № 3. Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств

В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки(или желатина), тщательно перемешать Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Наблюдается ли эффект Тиндаля?

Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицу

Вывод:

Лабораторная работа №3
Тема: «Приготовление раствора заданной концентрации.»

Цель: Познакомиться с понятиями раствор, концентрация, растворитель, растворенные вещества. Усовершенствование умений рассчитывать массовую долю, процентную , молярную концентрации , а также готовить растворы на основании данных расчетов.

Оборудование: Химические стаканы (или конусообразные колбы), стеклянные шпатели, мерные цилиндры, технохимические весы с разновесами, дистиллированная вода, кристаллические соли  

Ход работы

1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.

Задание.
Приготовить три раствора заданной концентрации

1 Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества,путем растворения соли в воде.

1 Определите массу соли и воды , необходимых для приготовления раствора. Спомощью весов отмерьте рассчитанную массу твердого вещества и поместите в стакан. Зная, что плотность воды равна 1 гмл , отмерьте объем воды мерным цилиндром и перелейте его к навеске. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой.

2 Опишите ход выполненияопыта и наблюдения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

2 Приготовление раствора №2

Рассчитайте массу воды, которую необходимо добавить к раствору№1 , чтобы получить раствор №2 меньшей концентрации. Переведите вычисленную массу воды в объём, отмерьте его и добавьте в раствор №1. Сколько грамм раствора №2 Получилось?

2 Опишите ход выполнения опыта и наблюдения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2 Приготовление раствора №3
Рассчитайте массу твердого вещества, которую необходимо добавить для приготовления раствора №3. На весах отмерьте необходимую навеску и добавьте в раствор №2 . Сколько грамм раствора получено?
2 Опишите ход выполнения опыта и наблюдения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №4

Тема: Реакции ионного обмена в растворах электролитов .

Цель: Провести реакции ионного обмена в растворах электролитов.

Оборудование: Штатив для пробирок, пробирки , растворы KOH ,FeSO4 ,ZnSO4 ,HCl, K2CO3 

Ход работы:
1 Методические указания
Реакции ионного обмена — реакции, протекающие между ионами в растворе электролитов.

Для составления уравнений реакций ионного обмена необходимо помнить следующее:

Диссоциации не подвергаются: оксиды, газообразные вещества, вода, нерастворимые в воде соединения

Реакция ионного обмена идёт до конца если образуется: газ, осадок, вода

2Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :

— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .

2 Меры безопасности :

Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду

Осторожно использовать стеклянную посуду

3 Правила первой помощи

Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .

Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .

При необходимости обращаться к врачу

3 Выполнение работы:
Выполните следующие опыты, запишите результаты наблюдений , составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде .

Опыт №1 Налейте в одну пробирку 1 мл раствораFeSO4 , а во вторую- такое же количество ZnSO4 добавьте в каждую раствор КОН.
В первой пробирке наблюдаете ___________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Во второй пробирке наблюдаете ___________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Опыт № 2

К полученным в предыдущем опыте осадкам добавьте раствор HCl.
Наблюдаете ___________________________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Во второй пробирке наблюдаете _______________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Опыт №3

В пробирку налейте 1 мл раствора K2CO3 и добавьте 1-2 мл раствора HCl.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа 5

Тема : Химические свойства кислот на примере H2SO4

Цель: Изучить химические свойства кислот на примере серной кислоты

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.

Реактивы: железо, растворы серной кислоты, гидроксида калия, хлорида бария, сульфата меди (ІІ)  , карбоната натрия, метилового оранжевого, фенолфталеина.

Ход работы:

2 Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :

— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .

2 Меры безопасности :

Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду

3 Правила первой помощи

Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .

Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .

При необходимости обращаться к врачу

Выполнение работы

Опыт 1Действие кислоты на индикаторы.

К раствору серной кислоты добавьте раствор метилового оранжевого.

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Лабораторная работа 6

Выполнение работы

Опыт 1Действие щелочей на индикаторы.

К раствору гидроксида калия  добавьте раствор метилового оранжевого.

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
К раствору гидроксида калия добавьте несколько капель фенолфталеина.

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Несколько капель раствора гидроксида калия нанесите на лакмусовую бумагу

Наблюдаете _______________________________________________________________
На полоску универсальной  индикаторной бумаги капнуть раствор щелочи.

Наблюдаете _______________________________________________________________

Сделайте вывод .Результаты опыта занесите в таблицу
Таблица Кислотно-основные индикаторы и их окраска.

Название

индикатора

Окраска индикатора в среде

нейтральная щелочная
Универсальная индикаторная
бумага
   
Лакмусовая бумага    
метилоранж    
фенолфталеин    

Опыт 2 Получение и свойства нерастворимых оснований

В две пробирки налить по 1мл гидроксида калия в одну пробирку добавить по 1 мл сульфата меди (||), в другую –раствор хлорида железа Fe CL3 (III)

В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
К полученным веществам добавьте раствор азотной кислоты
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Опыт 3 . Получение амфотерных гидроксидов и исследование их свойств.

 В две пробирки внести по 4-5 капель раствора сульфата цинка. Добавлять по каплям в каждую пробирку раствор гидроксида натрия до образования студенистого осадка.
В пробирках наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Для исследования свойств гидроксида прилить до растворения осадков: к первой пробирке – раствор азотной  кислоты, ко второй- раствор гидроксида калия
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа 7

Инструктаж по ТБ

1 Физиологическое действие используемых реактивов :

Сейчас читают:  Дроссельная заслонка Логан: чистка 1.6, клапан, замена датчика холостого хода, артикул 1.4

— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .

2 Меры безопасности :

Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду

3 Правила первой помощи

Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .

Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .

При необходимости обращаться к врачу

Выполнение работы.
Взаимодействие солей с кислотами

Опыт1 К раствору карбоната калия добавьте раствор азотной кислоты.

 В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа 8

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы.

 Задание 1 Необратимость ионных реакций а) образование малорастворимых веществ.

       В 3 пробирки добавьте по одному мл следующих растворов: № 1 -сульфата меди (II), № 2 — хлорида цинка, № 3 — сульфата алюминия. Добавьте к ним растворы: в первую — гидроксид калия, во вторую — карбонат натрия, в третью — хлорид бария. Запишите наблюдения (цвет и характер осадка).
Пробирка №1 Наблюдения:______________________________________________________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пробирка №3 Наблюдения:______________________________________________________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

б) реакции с образованием газов. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия,       Добавьте к ней раствор азотной кислотыВ пробирке наблюдаете ______________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

в)реакции, идущие с образованием малодиссоциирующих веществ. В пробирку добавьте 1 мл сульфата железа (II) и немного гидроксида калия. Запишите наблюдения. В пробирке наблюдаете __________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Прилейте в пробирку азотной кислоты до растворения осадка. В пробирке наблюдаете ____________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 Задание 2 Между какими из перечисленных веществ: сульфат меди (II) ,гидроксид калия , сульфат натрия , серная кислота ,хлорид натрия возможны в водных растворах необратимые химические реакции

Пробирка №1 Наблюдения:______________________________________________________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа 9

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы.

Получение углекислого газа

В пробирку внесем 1-2 кусочка мела и добавим 1мл.соляной кислоты.

В полученный газ опустим зажженную лучину.
Наблюдаете _____________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Выделяющийся газ пропустите через известковую воду.
Наблюдаете _____________________________________

———————————————————————————————————————————————-

Получение кислорода
В пробирку нальем 1-2 мл. Н2О2 добавим немного оксид марганца (IV ) .
В полученный газ опустим зажженную лучину

.Наблюдаете _____________________________________

———————————————————————————————————————————————-

Получение водорода
В пробирку положите железную скрепку и добавьте раствор соляной кислоты.
Наблюдаете _____________________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Получение аммиака.
2-3 капли раствора соли аммония вносят в пробирку, осторожно, не касаясь стенок пробирки, добавляют 3-4 капли раствора KOH, закрывают пробирку ватным тампоном и кладут сверху полоску универсальной индикаторной бумаги, смоченную дистиллированной водой.
Наблюдаете _____________________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа 10

Тема : Решение экспериментальных задач
Цель:
Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения неорганических соединений..

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Реактивы : растворы нитрата алюминия , гидроксида калия , азотной кислоты
хлорида железа (ІІІ) , родонита калия , гексоцианоферрата-(ІІ) калия K4 [Fe (CN) 6]

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы.

Задание 1 Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.

1 . К раствору сульфата алюминия добавьте раствор гидроксида калия . Наблюдаете ____________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Докажем, что гидроксид алюминия — амфотерный гидроксид. Разделим осадок на 2 части.

К 1 части осадка добавьте раствор азотной кислоты . Наблюдаете _____________________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Ко второй части осадка добавьте раствор щелочи . Наблюдаете _____________________________________

———————————————————————————————————————————-

Задание 2

Как осуществить превращения:   

хлорид железа (ІІІ) → гидроксид железа (ІІІ) → нитрат железа (ІІІ) → роданид железа (ІІІ)

А) К раствору железа (ІІІ) добавьте раствор гидроксида калия. Наблюдаете ____________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Б) К гидроксиду железа (ІІІ) добавьте раствор азотной кислоты. Наблюдаете ____________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
В пробирку добавьте раствор родовита калия KSCN. Наблюдаете ____________________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа № 11
Тема: «Изготовление моделей молекул углеводородов»”.

Цель работы:Научиться составлять модели молекул органических веществ.Научиться записывать структурные формулы углеводородов и назвать их по международной номенклатуре.

Оборудование : Набор шаростержневых моделей молекул, пластилин разных цветов, спички, таблица “Предельные углеводороды”, периодическая таблица

Ход работы.

Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицуЗадание №1. Составьте модели молекул: а) бутана,

структурная формула_______________________________________

молекулярная масса _________________________________________

б) циклопропана.

Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицу                                 структурная формула_______________________________________

молекулярная масса _________________________________________

Задание №2. Назовите вещества:

Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицу

Задание №3. Составьте структурные формулы веществ:

а) 4-метилоктан  напишите структурные формулы 3  его изомеров;

б) 3,3 – диметилгептан напишите структурные формулы 2 его изомеров;

Задание №4. Решите задачи:

Задача 1 Определить массовую долю углерода и водорода в метане.

Задача 2. Сажа применяется для производства резины. Определить сколько г сажи (С) можно получить при разложении 22 г пропана?

        Лабораторная работа №12,13

Тема: Природные источники углеводородов. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов её переработкиОзнакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Цели работы : обобщить и систематизировать знания об углеводородах; ознакомиться с образцами нефти, с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины, уметь самостоятельно работать с новыми источниками информации
Оборудование: коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», коллекция каучуков и образцами изделий из резины.

Ход работы :

Выполнение работы:

Задание № 1. Ознакомление с различными видами природных источников углеводородов.

Заполните таблицу

ПИУ Природный и попутный газы Нефть Уголь
1. Агрегатное состояние и состав   
2. Запасы   
3. Переработка   
4. Применение   

Задание № 2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

1. Рассмотрите выданную вам коллекцию. Заполните таблицу № 2.

Продукты
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ
Свойства
(агр. сост., цвет, особенности)
Применение
1. Газ  
2. Бензин  
3. Лигроин  
4. Керосин  
5. Мазут  
6. Гудрон  

Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Заполните таблицу

Важнейшие виды каучуков и их применение                 

Лабораторная робота № 14

ТЕМА: Свойства уксусной кислоты

Выполнение работы

Лабораторная работа № 15

Тема. Свойства кислородсодержащих органических соединений

Цель:Изучить свойства кислородсодержащих органических соединений

Реактивы: этиловый спирт, раствор перманганата калия , глицерин, раствор сульфата меди (II), 10%-й раствор гидроксида калия, раствор йода, растительное масло, раствор крахмала.

 Оборудование:штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

Ход работы
2 Иструктаж по ТБ
3 Выполнение работы

Задача № 1.

В трёх пронумерованных пробирках содержатся растворы крахмала, мыла и белка. Определить , в какой из пробирок какое вещество содержится.

Решение :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 2.

В трёх пронумерованных пробирках содержатся растворы уксусной кислоты, этилового спирта и глицерина. Определю, в какой из пробирок какое вещество содержится. Напишу необходимые уравнения реакций.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 3.

В двух пробирках содержатся растворы глицерина и глюкозы. Распознаю их Напишу, где возможно уравнение реакции.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 4 .Докажите, что в белом хлебе и картошке содержится крахмал

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №2

Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Цели работы : изучить способы приготовления эмульсий и суспензий ; научиться отличать коллоидный раствор от истинного; отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

 Приборы и реактивы ;ступка с пестиком, ложка-шпатель, стакан, стеклянная палочка, фонарик, пробирка;вода, карбонат кальция (кусочек мела), масло, ПАВ, мука, раствор крахмала, раствор сахара .

Ход работы:


1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.

Опыт № 1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде

                    В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.

Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Полученная смесь похожа ………………………………………………………………………………

Опыт № 2. Получение эмульсии моторного масла

В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.

Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Добавьте каплю ПАВ (эмульгатора) и перемешайте ещё раз.

Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Сейчас читают:  Как сделать подкатной прицеп-эвакуатор своими руками

Вывод: …………………………………………………………………………………………………………………

Опыт № 3. Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств

В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки(или желатина), тщательно перемешать Наблюдали:

Внешний вид и видимость частиц:

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Наблюдается ли эффект Тиндаля?

Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицу

Вывод:

Лабораторная работа №3
Тема: «Приготовление раствора заданной концентрации.»

Цель: Познакомиться с понятиями раствор, концентрация, растворитель, растворенные вещества. Усовершенствование умений рассчитывать массовую долю, процентную , молярную концентрации , а также готовить растворы на основании данных расчетов.

Оборудование: Химические стаканы (или конусообразные колбы), стеклянные шпатели, мерные цилиндры, технохимические весы с разновесами, дистиллированная вода, кристаллические соли  

Ход работы

1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.

Задание.
Приготовить три раствора заданной концентрации

1 Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества,путем растворения соли в воде.

§

К раствору серной кислоты добавьте железо .

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт 3 Взаимодействие серной кислоты с основаниями.

А) растворимыми в воде.

К раствору гидроксида калия добавьте несколько капель фенолфталеина.

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Добавьте немного серной кислоты.

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
б) нерастворимыми в воде.

К раствору сульфата меди (ІІ ) добавьте раствор гидроксида калия .

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Затем добавьте немного раствора серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Опыт 4 Взаимодействие серной кислоты с солями

К раствору карбоната калия добавьте раствор серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

К раствору хлорида бария добавьте немного серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа 6

Тема : Химические свойства оснований

Цель: Изучить химические свойства оснований

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.

Реактивы: растворы серной кислоты, азотной кислоты , гидроксида калия, сульфата меди (ІІ)  ,сульфата цинка ,карбоната натрия, хлорида железа Fe CL3 (III),метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмусовая бумага.

Ход работы:

2 Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :

— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .

2 Меры безопасности :

Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду

3 Правила первой помощи

Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .

Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .

При необходимости обращаться к врачу

Выполнение работы

Опыт 1Действие щелочей на индикаторы.

К раствору гидроксида калия  добавьте раствор метилового оранжевого.

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
К раствору гидроксида калия добавьте несколько капель фенолфталеина.

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Несколько капель раствора гидроксида калия нанесите на лакмусовую бумагу

Наблюдаете _______________________________________________________________
На полоску универсальной  индикаторной бумаги капнуть раствор щелочи.

Наблюдаете _______________________________________________________________

Сделайте вывод .Результаты опыта занесите в таблицу
Таблица Кислотно-основные индикаторы и их окраска.

Название

индикатора

Окраска индикатора в среде

нейтральная щелочная
Универсальная индикаторная
бумага
   
Лакмусовая бумага    
метилоранж    
фенолфталеин    

Опыт 2 Получение и свойства нерастворимых оснований

В две пробирки налить по 1мл гидроксида калия в одну пробирку добавить по 1 мл сульфата меди (||), в другую –раствор хлорида железа Fe CL3 (III)

В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
К полученным веществам добавьте раствор азотной кислоты
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Опыт 3 . Получение амфотерных гидроксидов и исследование их свойств.

 В две пробирки внести по 4-5 капель раствора сульфата цинка. Добавлять по каплям в каждую пробирку раствор гидроксида натрия до образования студенистого осадка.
В пробирках наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Для исследования свойств гидроксида прилить до растворения осадков: к первой пробирке – раствор азотной  кислоты, ко второй- раствор гидроксида калия
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа 7

§

Цель: Изучить химические свойства солей.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Реактивы : растворы карбоната калия, сульфата натрия, хлорида натрия, фосфата калия, азотной кислоты, хлорида бария, нитрата серебра, сульфата меди (ІІ)  , железная скрепка.

Ход работы:

Инструктаж по ТБ

1 Физиологическое действие используемых реактивов :

— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .

2 Меры безопасности :

Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду

3 Правила первой помощи

Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .

Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .

При необходимости обращаться к врачу

Выполнение работы.
Взаимодействие солей с кислотами

Опыт1 К раствору карбоната калия добавьте раствор азотной кислоты.

 В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Взаимодействие солей между собой

Опыт2 К раствору сульфата натрия добавьте раствор хлорида бария

В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Опыт3 К раствору хлорида натрия добавьте нитрат серебра.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Опыт4 К раствору фосфата калия добавьте нитрат серебра.

 В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Взаимодействие солей с металлами
Опыт №5

 В пробирку с раствором сульфата меди (ІІ)   опустите железную скрепку
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Сделайте вывод по лабораторной работе.

Лабораторная работа 8

Тема : Обратимость химических реакций

Цель: Изучить признаки необратимых реакций, научиться определять необратимые химические реакции.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Реактивы : растворы карбоната калия, сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты , азотной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), хлорида цинка, сульфата алюминия. гидроксид калия, сульфата железа (II)

Ход работы:

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы.

 Задание 1 Необратимость ионных реакций а) образование малорастворимых веществ.

       В 3 пробирки добавьте по одному мл следующих растворов: № 1 -сульфата меди (II), № 2 — хлорида цинка, № 3 — сульфата алюминия. Добавьте к ним растворы: в первую — гидроксид калия, во вторую — карбонат натрия, в третью — хлорид бария. Запишите наблюдения (цвет и характер осадка).
Пробирка №1 Наблюдения:______________________________________________________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пробирка №3 Наблюдения:______________________________________________________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

б) реакции с образованием газов. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия,       Добавьте к ней раствор азотной кислотыВ пробирке наблюдаете ______________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

в)реакции, идущие с образованием малодиссоциирующих веществ. В пробирку добавьте 1 мл сульфата железа (II) и немного гидроксида калия. Запишите наблюдения. В пробирке наблюдаете __________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Прилейте в пробирку азотной кислоты до растворения осадка. В пробирке наблюдаете ____________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 Задание 2 Между какими из перечисленных веществ: сульфат меди (II) ,гидроксид калия , сульфат натрия , серная кислота ,хлорид натрия возможны в водных растворах необратимые химические реакции

Пробирка №1 Наблюдения:______________________________________________________________

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа 9

Тема : Получение, собирание и распознавание газов.

Цель: Научиться опытным путем получать, собирать и распознавать различные газы.

Оборудование: пробирки, штатив, газоотводные трубки, лучинка, спиртовка, спички, пробки.

Реактивы : железо, соляная кислота, известняк, известковая вода, пероксид водорода, оксид марганца (IV ), растворы сульфата аммония, гидроксида калия, лакмус.

Ход работы:

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы.

Получение углекислого газа

В пробирку внесем 1-2 кусочка мела и добавим 1мл.соляной кислоты.

Сейчас читают:  Настройка автозвука ✪ Настройка поканалки

В полученный газ опустим зажженную лучину.
Наблюдаете _____________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Выделяющийся газ пропустите через известковую воду.
Наблюдаете _____________________________________

———————————————————————————————————————————————-

Получение кислорода
В пробирку нальем 1-2 мл. Н2О2 добавим немного оксид марганца (IV ) .
В полученный газ опустим зажженную лучину

.Наблюдаете _____________________________________

———————————————————————————————————————————————-

Получение водорода
В пробирку положите железную скрепку и добавьте раствор соляной кислоты.
Наблюдаете _____________________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Получение аммиака.
2-3 капли раствора соли аммония вносят в пробирку, осторожно, не касаясь стенок пробирки, добавляют 3-4 капли раствора KOH, закрывают пробирку ватным тампоном и кладут сверху полоску универсальной индикаторной бумаги, смоченную дистиллированной водой.
Наблюдаете _____________________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

§

Лабораторная работа 10

Тема : Решение экспериментальных задач
Цель:
Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения неорганических соединений..

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Реактивы : растворы нитрата алюминия , гидроксида калия , азотной кислоты
хлорида железа (ІІІ) , родонита калия , гексоцианоферрата-(ІІ) калия K4 [Fe (CN) 6]

Инструктаж по ТБ

Выполнение работы.

Задание 1 Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.

1 . К раствору сульфата алюминия добавьте раствор гидроксида калия . Наблюдаете ____________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Докажем, что гидроксид алюминия — амфотерный гидроксид. Разделим осадок на 2 части.

К 1 части осадка добавьте раствор азотной кислоты . Наблюдаете _____________________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Ко второй части осадка добавьте раствор щелочи . Наблюдаете _____________________________________

———————————————————————————————————————————-

Задание 2

Как осуществить превращения:   

хлорид железа (ІІІ) → гидроксид железа (ІІІ) → нитрат железа (ІІІ) → роданид железа (ІІІ)

А) К раствору железа (ІІІ) добавьте раствор гидроксида калия. Наблюдаете ____________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Б) К гидроксиду железа (ІІІ) добавьте раствор азотной кислоты. Наблюдаете ____________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
В пробирку добавьте раствор родовита калия KSCN. Наблюдаете ____________________________________

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Лабораторная работа № 11
Тема: «Изготовление моделей молекул углеводородов»”.

Цель работы:Научиться составлять модели молекул органических веществ.Научиться записывать структурные формулы углеводородов и назвать их по международной номенклатуре.

Оборудование : Набор шаростержневых моделей молекул, пластилин разных цветов, спички, таблица “Предельные углеводороды”, периодическая таблица

Ход работы.

Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицуЗадание №1. Составьте модели молекул: а) бутана,

структурная формула_______________________________________

молекулярная масса _________________________________________

б) циклопропана.

Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицу                                 структурная формула_______________________________________

молекулярная масса _________________________________________

Задание №2. Назовите вещества:

Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицу

Задание №3. Составьте структурные формулы веществ:

а) 4-метилоктан  напишите структурные формулы 3  его изомеров;

б) 3,3 – диметилгептан напишите структурные формулы 2 его изомеров;

Задание №4. Решите задачи:

Задача 1 Определить массовую долю углерода и водорода в метане.

Задача 2. Сажа применяется для производства резины. Определить сколько г сажи (С) можно получить при разложении 22 г пропана?

        Лабораторная работа №12,13

Тема: Природные источники углеводородов. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов её переработкиОзнакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

Цели работы : обобщить и систематизировать знания об углеводородах; ознакомиться с образцами нефти, с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины, уметь самостоятельно работать с новыми источниками информации
Оборудование: коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», коллекция каучуков и образцами изделий из резины.

Ход работы :

Выполнение работы:

Задание № 1. Ознакомление с различными видами природных источников углеводородов.

Заполните таблицу

ПИУ Природный и попутный газы Нефть Уголь
1. Агрегатное состояние и состав   
2. Запасы   
3. Переработка   
4. Применение   

Задание № 2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

1. Рассмотрите выданную вам коллекцию. Заполните таблицу № 2.

Продукты
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ
Свойства
(агр. сост., цвет, особенности)
Применение
1. Газ  
2. Бензин  
3. Лигроин  
4. Керосин  
5. Мазут  
6. Гудрон  

Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Заполните таблицу

Важнейшие виды каучуков и их применение                 

Лабораторная робота № 14

ТЕМА: Свойства уксусной кислоты

§

ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка.

РЕАКТИВЫ: метиловый оранжевый, цинк (железо), гидроксид калия , карбонат кальция , фенолфталеин, сульфат.меди (II)

ХОД РАБОТЫ:
2 Инструктаж по ТБ

Выполнение работы

Опыт № 1. Действие уксусной кислоты на индикаторы.

К раствору уксусной кислоты добавили 1 — 2 капли раствора лакмуса или метилового оранжевого.

Наблюдаем_________________________________________________________________

Опыт № 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

К раствору гидроксида калия, окрашенного фенолфталеином, добавляйте по каплям раствор уксусной кислоты до обесцвечивания фенолфталеина.

Наблюдаем ______________________________________________________

Уравнение реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимодействие уксусной кислоты с нерастворимыми основаниями.

К раствору гидроксида натрия добавляйте раствор сульфата меди (II)

Наблюдаем ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

затем по каплям добавьте раствор уксусной кислоты

Наблюдаем____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В пробирку с разбавленной уксусной кислотой опустите стружку магния (цинка, железа).

Наблюдаем ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями.

В пробирку с раствором уксусной кислоты добавьте соль какой — либо кислоты, более слабой, чем уксусная, например карбонат кальция

Наблюдаем ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 15

Тема. Свойства кислородсодержащих органических соединений

Цель:Изучить свойства кислородсодержащих органических соединений

Реактивы: этиловый спирт, раствор перманганата калия , глицерин, раствор сульфата меди (II), 10%-й раствор гидроксида калия, раствор йода, растительное масло, раствор крахмала.

 Оборудование:штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

Ход работы
2 Иструктаж по ТБ
3 Выполнение работы

Опыт 1. Качественные реакции спиртов

Окисление этилового спирта раствором перманганата калия

Смешайте в пробирке 1–2 мл раствора перманганата калия и 0,5 мл этилового спирта. Смесь осторожно нагрейте. Наблюдаю______________________________________________

Уравнение реакции_____________________________________________

Образование глицерата меди

В пробирку налейте 3–4 капли раствора сульфата меди (II) и 2–3 мл раствора гидроксида калия .

Цвет образовавшегося осадка________________________________.

К образовавшемуся осадку добавьте несколько капель глицерина. Наблюдаю_____________________________________________________________________

Опыт № 2. Растворимость жиров.

В одну пробирку налейте 2 мл этанола, во вторую – воды. Во все пробирки поместите по кусочку жира и встряхните. Каково отношение жиров к воде? _________________________________________________

В которой из выданных вам жидкостей жиры растворяются лучше всего? ________________

Опыт № 3. Доказательство непредельного характера жиров.

В одну из пробирок налейте 2 мл подсолнечного масла. К содержимому пробирки добавьте немного раствора перманганата калия . Наблюдаю______________________________________________

Потому что ____________________________________________

Опыт № 4.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II).

Налейте в пробирку 2 – 3 мл раствора глюкозы и столько же разбавленного раствора гидроксида калия. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).Пробирку с полученным раствором нагрейте. .Наблюдаю______________________________________________
Уравнение реакции

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Опыт № 5. Взаимодействие крахмала с йодом.

К предварительно приготовленному крахмальному клейстеру добавьте каплю спиртового раствора йода. Наблюдаю______________________________________________

Лабораторная работа № 16.

 ТЕМА : Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений .

ЦЕЛЬ : Распознать выданные органические вещества.

ОБОРУДОВАНИЕ :Пробирки, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка.

РЕАКТИВЫ : Растворы крахмала, мыла, белка, уксусной кислоты, этилового спирта, глицерина, глюкозы, гидроксида натрия, сульфата меди (II), хлорида железа (III), метиловый оранжевый, йод, медная проволока.

ХОД РАБОТЫ :
1 Методические указания.
Вспомните качественные реакции предложенных органических соединений, опишите наблюдения, составьте уравнения реакций

2 Инструктаж по ТБ
3 Выполнение работы

Задача № 1.

В трёх пронумерованных пробирках содержатся растворы крахмала, мыла и белка. Определить , в какой из пробирок какое вещество содержится.

Решение :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 2.

В трёх пронумерованных пробирках содержатся растворы уксусной кислоты, этилового спирта и глицерина. Определю, в какой из пробирок какое вещество содержится. Напишу необходимые уравнения реакций.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 3.

В двух пробирках содержатся растворы глицерина и глюкозы. Распознаю их Напишу, где возможно уравнение реакции.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 4 .Докажите, что в белом хлебе и картошке содержится крахмал

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...