Содержание
Тема: приготовление суспензии карбоната кальция в воде. получение эмульсии моторного масла. ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Лабораторная работа №2
Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Цели работы : изучить способы приготовления эмульсий и суспензий ; научиться отличать коллоидный раствор от истинного; отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Приборы и реактивы ;ступка с пестиком, ложка-шпатель, стакан, стеклянная палочка, фонарик, пробирка;вода, карбонат кальция (кусочек мела), масло, ПАВ, мука, раствор крахмала, раствор сахара .
Ход работы:
1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.
Опыт № 1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.
Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Полученная смесь похожа ………………………………………………………………………………
Опыт № 2. Получение эмульсии моторного масла
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.
Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Добавьте каплю ПАВ (эмульгатора) и перемешайте ещё раз.
Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вывод: …………………………………………………………………………………………………………………
Опыт № 3. Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки(или желатина), тщательно перемешать Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Наблюдается ли эффект Тиндаля?
Вывод:
Лабораторная работа №3
Тема: «Приготовление раствора заданной концентрации.»
Цель: Познакомиться с понятиями раствор, концентрация, растворитель, растворенные вещества. Усовершенствование умений рассчитывать массовую долю, процентную , молярную концентрации , а также готовить растворы на основании данных расчетов.
Оборудование: Химические стаканы (или конусообразные колбы), стеклянные шпатели, мерные цилиндры, технохимические весы с разновесами, дистиллированная вода, кристаллические соли
Ход работы
1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.
Задание.
Приготовить три раствора заданной концентрации
1 Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества,путем растворения соли в воде.
1 Определите массу соли и воды , необходимых для приготовления раствора. Спомощью весов отмерьте рассчитанную массу твердого вещества и поместите в стакан. Зная, что плотность воды равна 1 гмл , отмерьте объем воды мерным цилиндром и перелейте его к навеске. Перемешайте содержимое стеклянной палочкой.
2 Опишите ход выполненияопыта и наблюдения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
2 Приготовление раствора №2
Рассчитайте массу воды, которую необходимо добавить к раствору№1 , чтобы получить раствор №2 меньшей концентрации. Переведите вычисленную массу воды в объём, отмерьте его и добавьте в раствор №1. Сколько грамм раствора №2 Получилось?
2 Опишите ход выполнения опыта и наблюдения
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2 Приготовление раствора №3
Рассчитайте массу твердого вещества, которую необходимо добавить для приготовления раствора №3. На весах отмерьте необходимую навеску и добавьте в раствор №2 . Сколько грамм раствора получено?
2 Опишите ход выполнения опыта и наблюдения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №4
Тема: Реакции ионного обмена в растворах электролитов .
Цель: Провести реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Оборудование: Штатив для пробирок, пробирки , растворы KOH ,FeSO4 ,ZnSO4 ,HCl, K2CO3
Ход работы:
1 Методические указания
Реакции ионного обмена — реакции, протекающие между ионами в растворе электролитов.
Для составления уравнений реакций ионного обмена необходимо помнить следующее:
Диссоциации не подвергаются: оксиды, газообразные вещества, вода, нерастворимые в воде соединения
Реакция ионного обмена идёт до конца если образуется: газ, осадок, вода
2Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :
— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .
2 Меры безопасности :
Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду
Осторожно использовать стеклянную посуду
3 Правила первой помощи
Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .
Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .
При необходимости обращаться к врачу
3 Выполнение работы:
Выполните следующие опыты, запишите результаты наблюдений , составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде .
Опыт №1 Налейте в одну пробирку 1 мл раствораFeSO4 , а во вторую- такое же количество ZnSO4 добавьте в каждую раствор КОН.
В первой пробирке наблюдаете ___________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Во второй пробирке наблюдаете ___________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт № 2
К полученным в предыдущем опыте осадкам добавьте раствор HCl.
Наблюдаете ___________________________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Во второй пробирке наблюдаете _______________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт №3
В пробирку налейте 1 мл раствора K2CO3 и добавьте 1-2 мл раствора HCl.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа 5
Тема : Химические свойства кислот на примере H2SO4
Цель: Изучить химические свойства кислот на примере серной кислоты
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Реактивы: железо, растворы серной кислоты, гидроксида калия, хлорида бария, сульфата меди (ІІ) , карбоната натрия, метилового оранжевого, фенолфталеина.
Ход работы:
2 Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :
— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .
2 Меры безопасности :
Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду
3 Правила первой помощи
Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .
Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .
При необходимости обращаться к врачу
Выполнение работы
Опыт 1Действие кислоты на индикаторы.
К раствору серной кислоты добавьте раствор метилового оранжевого.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Лабораторная работа 6
Выполнение работы
Опыт 1Действие щелочей на индикаторы.
К раствору гидроксида калия добавьте раствор метилового оранжевого.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
К раствору гидроксида калия добавьте несколько капель фенолфталеина.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Несколько капель раствора гидроксида калия нанесите на лакмусовую бумагу
Наблюдаете _______________________________________________________________
На полоску универсальной индикаторной бумаги капнуть раствор щелочи.
Наблюдаете _______________________________________________________________
Сделайте вывод .Результаты опыта занесите в таблицу
Таблица Кислотно-основные индикаторы и их окраска.
Название индикатора | Окраска индикатора в среде | |
нейтральная | щелочная | |
Универсальная индикаторная бумага | ||
Лакмусовая бумага | ||
метилоранж | ||
фенолфталеин |
Опыт 2 Получение и свойства нерастворимых оснований
В две пробирки налить по 1мл гидроксида калия в одну пробирку добавить по 1 мл сульфата меди (||), в другую –раствор хлорида железа Fe CL3 (III)
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
К полученным веществам добавьте раствор азотной кислоты
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт 3 . Получение амфотерных гидроксидов и исследование их свойств.
В две пробирки внести по 4-5 капель раствора сульфата цинка. Добавлять по каплям в каждую пробирку раствор гидроксида натрия до образования студенистого осадка.
В пробирках наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Для исследования свойств гидроксида прилить до растворения осадков: к первой пробирке – раствор азотной кислоты, ко второй- раствор гидроксида калия
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа 7
Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :
— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .
2 Меры безопасности :
Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду
3 Правила первой помощи
Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .
Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .
При необходимости обращаться к врачу
Выполнение работы.
Взаимодействие солей с кислотами
Опыт1 К раствору карбоната калия добавьте раствор азотной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа 8
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Задание 1 Необратимость ионных реакций а) образование малорастворимых веществ.
В 3 пробирки добавьте по одному мл следующих растворов: № 1 -сульфата меди (II), № 2 — хлорида цинка, № 3 — сульфата алюминия. Добавьте к ним растворы: в первую — гидроксид калия, во вторую — карбонат натрия, в третью — хлорид бария. Запишите наблюдения (цвет и характер осадка).
Пробирка №1 Наблюдения:______________________________________________________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Пробирка №3 Наблюдения:______________________________________________________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
б) реакции с образованием газов. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия, Добавьте к ней раствор азотной кислотыВ пробирке наблюдаете ______________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
в)реакции, идущие с образованием малодиссоциирующих веществ. В пробирку добавьте 1 мл сульфата железа (II) и немного гидроксида калия. Запишите наблюдения. В пробирке наблюдаете __________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Прилейте в пробирку азотной кислоты до растворения осадка. В пробирке наблюдаете ____________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Задание 2 Между какими из перечисленных веществ: сульфат меди (II) ,гидроксид калия , сульфат натрия , серная кислота ,хлорид натрия возможны в водных растворах необратимые химические реакции
Пробирка №1 Наблюдения:______________________________________________________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа 9
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Получение углекислого газа
В пробирку внесем 1-2 кусочка мела и добавим 1мл.соляной кислоты.
В полученный газ опустим зажженную лучину.
Наблюдаете _____________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Выделяющийся газ пропустите через известковую воду.
Наблюдаете _____________________________________
———————————————————————————————————————————————-
Получение кислорода
В пробирку нальем 1-2 мл. Н2О2 добавим немного оксид марганца (IV ) .
В полученный газ опустим зажженную лучину
.Наблюдаете _____________________________________
———————————————————————————————————————————————-
Получение водорода
В пробирку положите железную скрепку и добавьте раствор соляной кислоты.
Наблюдаете _____________________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Получение аммиака.
2-3 капли раствора соли аммония вносят в пробирку, осторожно, не касаясь стенок пробирки, добавляют 3-4 капли раствора KOH, закрывают пробирку ватным тампоном и кладут сверху полоску универсальной индикаторной бумаги, смоченную дистиллированной водой.
Наблюдаете _____________________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа 10
Тема : Решение экспериментальных задач
Цель: Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения неорганических соединений..
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.
Реактивы : растворы нитрата алюминия , гидроксида калия , азотной кислоты
хлорида железа (ІІІ) , родонита калия , гексоцианоферрата-(ІІ) калия K4 [Fe (CN) 6]
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Задание 1 Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.
1 . К раствору сульфата алюминия добавьте раствор гидроксида калия . Наблюдаете ____________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Докажем, что гидроксид алюминия — амфотерный гидроксид. Разделим осадок на 2 части.
К 1 части осадка добавьте раствор азотной кислоты . Наблюдаете _____________________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Ко второй части осадка добавьте раствор щелочи . Наблюдаете _____________________________________
———————————————————————————————————————————-
Задание 2
Как осуществить превращения:
хлорид железа (ІІІ) → гидроксид железа (ІІІ) → нитрат железа (ІІІ) → роданид железа (ІІІ)
А) К раствору железа (ІІІ) добавьте раствор гидроксида калия. Наблюдаете ____________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Б) К гидроксиду железа (ІІІ) добавьте раствор азотной кислоты. Наблюдаете ____________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
В пробирку добавьте раствор родовита калия KSCN. Наблюдаете ____________________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа № 11
Тема: «Изготовление моделей молекул углеводородов»”.
Цель работы:Научиться составлять модели молекул органических веществ.Научиться записывать структурные формулы углеводородов и назвать их по международной номенклатуре.
Оборудование : Набор шаростержневых моделей молекул, пластилин разных цветов, спички, таблица “Предельные углеводороды”, периодическая таблица
Ход работы.
Задание №1. Составьте модели молекул: а) бутана,
структурная формула_______________________________________
молекулярная масса _________________________________________
б) циклопропана.
структурная формула_______________________________________
молекулярная масса _________________________________________
Задание №2. Назовите вещества:
Задание №3. Составьте структурные формулы веществ:
а) 4-метилоктан напишите структурные формулы 3 его изомеров;
б) 3,3 – диметилгептан напишите структурные формулы 2 его изомеров;
Задание №4. Решите задачи:
Задача 1 Определить массовую долю углерода и водорода в метане.
Задача 2. Сажа применяется для производства резины. Определить сколько г сажи (С) можно получить при разложении 22 г пропана?
Лабораторная работа №12,13
Тема: Природные источники углеводородов. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов её переработкиОзнакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Цели работы : обобщить и систематизировать знания об углеводородах; ознакомиться с образцами нефти, с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины, уметь самостоятельно работать с новыми источниками информации
Оборудование: коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», коллекция каучуков и образцами изделий из резины.
Ход работы :
Выполнение работы:
Задание № 1. Ознакомление с различными видами природных источников углеводородов.
Заполните таблицу
ПИУ | Природный и попутный газы | Нефть | Уголь |
1. Агрегатное состояние и состав | |||
2. Запасы | |||
3. Переработка | |||
4. Применение |
Задание № 2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
1. Рассмотрите выданную вам коллекцию. Заполните таблицу № 2.
Продукты НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ | Свойства (агр. сост., цвет, особенности) | Применение |
1. Газ | ||
2. Бензин | ||
3. Лигроин | ||
4. Керосин | ||
5. Мазут | ||
6. Гудрон |
Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Заполните таблицу
Важнейшие виды каучуков и их применение
Лабораторная робота № 14
ТЕМА: Свойства уксусной кислоты
Выполнение работы
Лабораторная работа № 15
Тема. Свойства кислородсодержащих органических соединений
Цель:Изучить свойства кислородсодержащих органических соединений
Реактивы: этиловый спирт, раствор перманганата калия , глицерин, раствор сульфата меди (II), 10%-й раствор гидроксида калия, раствор йода, растительное масло, раствор крахмала.
Оборудование:штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
Ход работы
2 Иструктаж по ТБ
3 Выполнение работы
Задача № 1.
В трёх пронумерованных пробирках содержатся растворы крахмала, мыла и белка. Определить , в какой из пробирок какое вещество содержится.
Решение :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2.
В трёх пронумерованных пробирках содержатся растворы уксусной кислоты, этилового спирта и глицерина. Определю, в какой из пробирок какое вещество содержится. Напишу необходимые уравнения реакций.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 3.
В двух пробирках содержатся растворы глицерина и глюкозы. Распознаю их Напишу, где возможно уравнение реакции.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 4 .Докажите, что в белом хлебе и картошке содержится крахмал
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №2
Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Цели работы : изучить способы приготовления эмульсий и суспензий ; научиться отличать коллоидный раствор от истинного; отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Приборы и реактивы ;ступка с пестиком, ложка-шпатель, стакан, стеклянная палочка, фонарик, пробирка;вода, карбонат кальция (кусочек мела), масло, ПАВ, мука, раствор крахмала, раствор сахара .
Ход работы:
1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.
Опыт № 1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.
Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Полученная смесь похожа ………………………………………………………………………………
Опыт № 2. Получение эмульсии моторного масла
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.
Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Добавьте каплю ПАВ (эмульгатора) и перемешайте ещё раз.
Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вывод: …………………………………………………………………………………………………………………
Опыт № 3. Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки(или желатина), тщательно перемешать Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Способность осаждаться и способность к коагуляции …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Наблюдается ли эффект Тиндаля?
Вывод:
Лабораторная работа №3
Тема: «Приготовление раствора заданной концентрации.»
Цель: Познакомиться с понятиями раствор, концентрация, растворитель, растворенные вещества. Усовершенствование умений рассчитывать массовую долю, процентную , молярную концентрации , а также готовить растворы на основании данных расчетов.
Оборудование: Химические стаканы (или конусообразные колбы), стеклянные шпатели, мерные цилиндры, технохимические весы с разновесами, дистиллированная вода, кристаллические соли
Ход работы
1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.
Задание.
Приготовить три раствора заданной концентрации
1 Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества,путем растворения соли в воде.
§
К раствору серной кислоты добавьте железо .
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт 3 Взаимодействие серной кислоты с основаниями.
А) растворимыми в воде.
К раствору гидроксида калия добавьте несколько капель фенолфталеина.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Добавьте немного серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
б) нерастворимыми в воде.
К раствору сульфата меди (ІІ ) добавьте раствор гидроксида калия .
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Затем добавьте немного раствора серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт 4 Взаимодействие серной кислоты с солями
К раствору карбоната калия добавьте раствор серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
К раствору хлорида бария добавьте немного серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа 6
Тема : Химические свойства оснований
Цель: Изучить химические свойства оснований
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Реактивы: растворы серной кислоты, азотной кислоты , гидроксида калия, сульфата меди (ІІ) ,сульфата цинка ,карбоната натрия, хлорида железа Fe CL3 (III),метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмусовая бумага.
Ход работы:
2 Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :
— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .
2 Меры безопасности :
Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду
3 Правила первой помощи
Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .
Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .
При необходимости обращаться к врачу
Выполнение работы
Опыт 1Действие щелочей на индикаторы.
К раствору гидроксида калия добавьте раствор метилового оранжевого.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
К раствору гидроксида калия добавьте несколько капель фенолфталеина.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Несколько капель раствора гидроксида калия нанесите на лакмусовую бумагу
Наблюдаете _______________________________________________________________
На полоску универсальной индикаторной бумаги капнуть раствор щелочи.
Наблюдаете _______________________________________________________________
Сделайте вывод .Результаты опыта занесите в таблицу
Таблица Кислотно-основные индикаторы и их окраска.
Название индикатора | Окраска индикатора в среде | |
нейтральная | щелочная | |
Универсальная индикаторная бумага | ||
Лакмусовая бумага | ||
метилоранж | ||
фенолфталеин |
Опыт 2 Получение и свойства нерастворимых оснований
В две пробирки налить по 1мл гидроксида калия в одну пробирку добавить по 1 мл сульфата меди (||), в другую –раствор хлорида железа Fe CL3 (III)
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
К полученным веществам добавьте раствор азотной кислоты
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт 3 . Получение амфотерных гидроксидов и исследование их свойств.
В две пробирки внести по 4-5 капель раствора сульфата цинка. Добавлять по каплям в каждую пробирку раствор гидроксида натрия до образования студенистого осадка.
В пробирках наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Для исследования свойств гидроксида прилить до растворения осадков: к первой пробирке – раствор азотной кислоты, ко второй- раствор гидроксида калия
В 1 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Во 2 пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа 7
§
Цель: Изучить химические свойства солей.
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.
Реактивы : растворы карбоната калия, сульфата натрия, хлорида натрия, фосфата калия, азотной кислоты, хлорида бария, нитрата серебра, сульфата меди (ІІ) , железная скрепка.
Ход работы:
Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :
— Кислоты и щелочи вызывают ожоги на коже .
2 Меры безопасности :
Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду
3 Правила первой помощи
Пораженное кислотой место промыть большим количеством воды , или 2% раствором соды .
Пораженное щелочами место промыть большим количеством воды , или 1% раствором уксусной кислоты .
При необходимости обращаться к врачу
Выполнение работы.
Взаимодействие солей с кислотами
Опыт1 К раствору карбоната калия добавьте раствор азотной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Взаимодействие солей между собой
Опыт2 К раствору сульфата натрия добавьте раствор хлорида бария
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт3 К раствору хлорида натрия добавьте нитрат серебра.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Опыт4 К раствору фосфата калия добавьте нитрат серебра.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Взаимодействие солей с металлами
Опыт №5
В пробирку с раствором сульфата меди (ІІ) опустите железную скрепку
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Сделайте вывод по лабораторной работе.
Лабораторная работа 8
Тема : Обратимость химических реакций
Цель: Изучить признаки необратимых реакций, научиться определять необратимые химические реакции.
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.
Реактивы : растворы карбоната калия, сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты , азотной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), хлорида цинка, сульфата алюминия. гидроксид калия, сульфата железа (II)
Ход работы:
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Задание 1 Необратимость ионных реакций а) образование малорастворимых веществ.
В 3 пробирки добавьте по одному мл следующих растворов: № 1 -сульфата меди (II), № 2 — хлорида цинка, № 3 — сульфата алюминия. Добавьте к ним растворы: в первую — гидроксид калия, во вторую — карбонат натрия, в третью — хлорид бария. Запишите наблюдения (цвет и характер осадка).
Пробирка №1 Наблюдения:______________________________________________________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Пробирка №3 Наблюдения:______________________________________________________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
б) реакции с образованием газов. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия, Добавьте к ней раствор азотной кислотыВ пробирке наблюдаете ______________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
в)реакции, идущие с образованием малодиссоциирующих веществ. В пробирку добавьте 1 мл сульфата железа (II) и немного гидроксида калия. Запишите наблюдения. В пробирке наблюдаете __________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Прилейте в пробирку азотной кислоты до растворения осадка. В пробирке наблюдаете ____________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Задание 2 Между какими из перечисленных веществ: сульфат меди (II) ,гидроксид калия , сульфат натрия , серная кислота ,хлорид натрия возможны в водных растворах необратимые химические реакции
Пробирка №1 Наблюдения:______________________________________________________________
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа 9
Тема : Получение, собирание и распознавание газов.
Цель: Научиться опытным путем получать, собирать и распознавать различные газы.
Оборудование: пробирки, штатив, газоотводные трубки, лучинка, спиртовка, спички, пробки.
Реактивы : железо, соляная кислота, известняк, известковая вода, пероксид водорода, оксид марганца (IV ), растворы сульфата аммония, гидроксида калия, лакмус.
Ход работы:
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Получение углекислого газа
В пробирку внесем 1-2 кусочка мела и добавим 1мл.соляной кислоты.
В полученный газ опустим зажженную лучину.
Наблюдаете _____________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Выделяющийся газ пропустите через известковую воду.
Наблюдаете _____________________________________
———————————————————————————————————————————————-
Получение кислорода
В пробирку нальем 1-2 мл. Н2О2 добавим немного оксид марганца (IV ) .
В полученный газ опустим зажженную лучину
.Наблюдаете _____________________________________
———————————————————————————————————————————————-
Получение водорода
В пробирку положите железную скрепку и добавьте раствор соляной кислоты.
Наблюдаете _____________________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Получение аммиака.
2-3 капли раствора соли аммония вносят в пробирку, осторожно, не касаясь стенок пробирки, добавляют 3-4 капли раствора KOH, закрывают пробирку ватным тампоном и кладут сверху полоску универсальной индикаторной бумаги, смоченную дистиллированной водой.
Наблюдаете _____________________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
§
Лабораторная работа 10
Тема : Решение экспериментальных задач
Цель: Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения неорганических соединений..
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.
Реактивы : растворы нитрата алюминия , гидроксида калия , азотной кислоты
хлорида железа (ІІІ) , родонита калия , гексоцианоферрата-(ІІ) калия K4 [Fe (CN) 6]
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Задание 1 Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.
1 . К раствору сульфата алюминия добавьте раствор гидроксида калия . Наблюдаете ____________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Докажем, что гидроксид алюминия — амфотерный гидроксид. Разделим осадок на 2 части.
К 1 части осадка добавьте раствор азотной кислоты . Наблюдаете _____________________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Ко второй части осадка добавьте раствор щелочи . Наблюдаете _____________________________________
———————————————————————————————————————————-
Задание 2
Как осуществить превращения:
хлорид железа (ІІІ) → гидроксид железа (ІІІ) → нитрат железа (ІІІ) → роданид железа (ІІІ)
А) К раствору железа (ІІІ) добавьте раствор гидроксида калия. Наблюдаете ____________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Б) К гидроксиду железа (ІІІ) добавьте раствор азотной кислоты. Наблюдаете ____________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
В пробирку добавьте раствор родовита калия KSCN. Наблюдаете ____________________________________
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Лабораторная работа № 11
Тема: «Изготовление моделей молекул углеводородов»”.
Цель работы:Научиться составлять модели молекул органических веществ.Научиться записывать структурные формулы углеводородов и назвать их по международной номенклатуре.
Оборудование : Набор шаростержневых моделей молекул, пластилин разных цветов, спички, таблица “Предельные углеводороды”, периодическая таблица
Ход работы.
Задание №1. Составьте модели молекул: а) бутана,
структурная формула_______________________________________
молекулярная масса _________________________________________
б) циклопропана.
структурная формула_______________________________________
молекулярная масса _________________________________________
Задание №2. Назовите вещества:
Задание №3. Составьте структурные формулы веществ:
а) 4-метилоктан напишите структурные формулы 3 его изомеров;
б) 3,3 – диметилгептан напишите структурные формулы 2 его изомеров;
Задание №4. Решите задачи:
Задача 1 Определить массовую долю углерода и водорода в метане.
Задача 2. Сажа применяется для производства резины. Определить сколько г сажи (С) можно получить при разложении 22 г пропана?
Лабораторная работа №12,13
Тема: Природные источники углеводородов. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов её переработкиОзнакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Цели работы : обобщить и систематизировать знания об углеводородах; ознакомиться с образцами нефти, с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины, уметь самостоятельно работать с новыми источниками информации
Оборудование: коллекции: «Нефть и продукты ее переработки», коллекция каучуков и образцами изделий из резины.
Ход работы :
Выполнение работы:
Задание № 1. Ознакомление с различными видами природных источников углеводородов.
Заполните таблицу
ПИУ | Природный и попутный газы | Нефть | Уголь |
1. Агрегатное состояние и состав | |||
2. Запасы | |||
3. Переработка | |||
4. Применение |
Задание № 2. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
1. Рассмотрите выданную вам коллекцию. Заполните таблицу № 2.
Продукты НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ | Свойства (агр. сост., цвет, особенности) | Применение |
1. Газ | ||
2. Бензин | ||
3. Лигроин | ||
4. Керосин | ||
5. Мазут | ||
6. Гудрон |
Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Заполните таблицу
Важнейшие виды каучуков и их применение
Лабораторная робота № 14
ТЕМА: Свойства уксусной кислоты
§
ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка.
РЕАКТИВЫ: метиловый оранжевый, цинк (железо), гидроксид калия , карбонат кальция , фенолфталеин, сульфат.меди (II)
ХОД РАБОТЫ:
2 Инструктаж по ТБ
Выполнение работы
Опыт № 1. Действие уксусной кислоты на индикаторы.
К раствору уксусной кислоты добавили 1 — 2 капли раствора лакмуса или метилового оранжевого.
Наблюдаем_________________________________________________________________
Опыт № 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
К раствору гидроксида калия, окрашенного фенолфталеином, добавляйте по каплям раствор уксусной кислоты до обесцвечивания фенолфталеина.
Наблюдаем ______________________________________________________
Уравнение реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие уксусной кислоты с нерастворимыми основаниями.
К раствору гидроксида натрия добавляйте раствор сульфата меди (II)
Наблюдаем ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
затем по каплям добавьте раствор уксусной кислоты
Наблюдаем____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт № 3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В пробирку с разбавленной уксусной кислотой опустите стружку магния (цинка, железа).
Наблюдаем ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт № 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями.
В пробирку с раствором уксусной кислоты добавьте соль какой — либо кислоты, более слабой, чем уксусная, например карбонат кальция
Наблюдаем ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 15
Тема. Свойства кислородсодержащих органических соединений
Цель:Изучить свойства кислородсодержащих органических соединений
Реактивы: этиловый спирт, раствор перманганата калия , глицерин, раствор сульфата меди (II), 10%-й раствор гидроксида калия, раствор йода, растительное масло, раствор крахмала.
Оборудование:штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
Ход работы
2 Иструктаж по ТБ
3 Выполнение работы
Опыт 1. Качественные реакции спиртов
Окисление этилового спирта раствором перманганата калия
Смешайте в пробирке 1–2 мл раствора перманганата калия и 0,5 мл этилового спирта. Смесь осторожно нагрейте. Наблюдаю______________________________________________
Уравнение реакции_____________________________________________
Образование глицерата меди
В пробирку налейте 3–4 капли раствора сульфата меди (II) и 2–3 мл раствора гидроксида калия .
Цвет образовавшегося осадка________________________________.
К образовавшемуся осадку добавьте несколько капель глицерина. Наблюдаю_____________________________________________________________________
Опыт № 2. Растворимость жиров.
В одну пробирку налейте 2 мл этанола, во вторую – воды. Во все пробирки поместите по кусочку жира и встряхните. Каково отношение жиров к воде? _________________________________________________
В которой из выданных вам жидкостей жиры растворяются лучше всего? ________________
Опыт № 3. Доказательство непредельного характера жиров.
В одну из пробирок налейте 2 мл подсолнечного масла. К содержимому пробирки добавьте немного раствора перманганата калия . Наблюдаю______________________________________________
Потому что ____________________________________________
Опыт № 4.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II).
Налейте в пробирку 2 – 3 мл раствора глюкозы и столько же разбавленного раствора гидроксида калия. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).Пробирку с полученным раствором нагрейте. .Наблюдаю______________________________________________
Уравнение реакции
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Опыт № 5. Взаимодействие крахмала с йодом.
К предварительно приготовленному крахмальному клейстеру добавьте каплю спиртового раствора йода. Наблюдаю______________________________________________
Лабораторная работа № 16.
ТЕМА : Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений .
ЦЕЛЬ : Распознать выданные органические вещества.
ОБОРУДОВАНИЕ :Пробирки, штатив для пробирок, пробиркодержатель, спиртовка.
РЕАКТИВЫ : Растворы крахмала, мыла, белка, уксусной кислоты, этилового спирта, глицерина, глюкозы, гидроксида натрия, сульфата меди (II), хлорида железа (III), метиловый оранжевый, йод, медная проволока.
ХОД РАБОТЫ :
1 Методические указания.
Вспомните качественные реакции предложенных органических соединений, опишите наблюдения, составьте уравнения реакций
2 Инструктаж по ТБ
3 Выполнение работы
Задача № 1.
В трёх пронумерованных пробирках содержатся растворы крахмала, мыла и белка. Определить , в какой из пробирок какое вещество содержится.
Решение :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2.
В трёх пронумерованных пробирках содержатся растворы уксусной кислоты, этилового спирта и глицерина. Определю, в какой из пробирок какое вещество содержится. Напишу необходимые уравнения реакций.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 3.
В двух пробирках содержатся растворы глицерина и глюкозы. Распознаю их Напишу, где возможно уравнение реакции.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 4 .Докажите, что в белом хлебе и картошке содержится крахмал
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________