Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности — Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

Построение винтовой характеристики

Зависимость мощности сопротивления винта от его угловой скорости вращения называется винтовой характеристикой.

Винтовая характеристика с достаточной точностью описывается зависимостью:

, (4)

где Nc(щ) — мощность сопротивления винта вращению, кВт;

KN — коэффициент нагрузки.

Для построения характеристики, соответствующей нормальному для данного дизеля винту, прежде всего, определяем коэффициент нагрузки нормального винта, приняв Nc = Nен, = н.

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

Результаты вычислений заносятся в соответствующую графу таблицы 3.1, и затем строится график мощности сопротивления нормального винта, который совмещается с графиком номинальной характеристики эффективной мощности дизеля.

Точка D, в которой пересекаются характеристика эффективной мощности и винтовая характеристика, соответствует номинальному режиму работы дизеля при номинальном положении рейки топливного насоса h = hн.

Построение характеристик частичной эффективной мощности

Характеристики частичной эффективной мощности характеризуют работу дизеля при частичной топливоподаче. Для построения характеристик частичной эффективной мощности необходимо определить установившуюся частоту вращения вала дизеля при положении рейки топливного насоса 0,75hн, 0,5hн, 0,25hн.

Пересечение этих линий с винтовой характеристикой нормального винта определит установившейся режим работы с частичной мощностью дизеля при перемещениях рейки ТНВД 0,75hн, 0,5hн, 0,25hн соответственно.

Точки пересечения горизонтальных линий с винтовой характеристикой обозначаем как С, В и А соответственно. Для каждой точки по графику определяем угловую скорость вращения вала дизеля на данном режиме: щA=щ4=138,461 рад/c, щB=щ3=174,458 рад/с, щC=щ2=199,7 рад/с.

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

, (5)

где Nepi, pi — координаты рабочей точки i-го режима работы дизеля.

Для режима i=2 с номинальной эффективной мощностью 0,75Nен принимаем Nер2 = 0,75Nен = 82,717 кВт и щp2 = щC =199,7, рад/с, подставляем в формулу (5) и рассчитываем точки зависимости Nе2(w).

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

Результаты расчета заносятся в таблицу 3.1. По полученным данным строится график. Этот график будет проходить через точку C и соответствовать положению рейки топливного насоса дизеля h = 0,75hн.

Для режима i = 3, с номинальной эффективной мощностью 0,5Nен,принимаем Nер3 = 0,5Nен = 55,145 кВт и щp3 = щB =174,458 , рад/с, подставляем в формулу (5) и рассчитываем точки зависимости Nе3(w).

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

Результаты расчета заносятся в таблицу 3.1. По полученным данным строится график. Этот график будет проходить через точку В и соответствовать положению рейки топливного насоса дизеля h =0,5hн.

Для режима i = 4, с номинальной эффективной мощностью 0,25Nен, принимаем Nер4 = 0,25Nен = 27,572 кВт и щp4 = щA =138,461 , рад/с, подставляем в формулу (5) и рассчитываем точки зависимости Nе4(w).

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

Результаты расчета заносятся в таблицу 3.1. По полученным данным строится график. Этот график будет проходить через точку А и соответствовать положению рейки топливного насоса дизеля h = 0,25hн.

Таблица 3.1 — статические характеристики двигателя

щ, рад/с

Nе(щ), кВт

Nс(щ), кВт

hн

0,75hн

0,5hн

0,25hн

40

14,85

12,597

10,006

6,77

0,665

50

19,807

16,835

13,399

9,073

1,298

60

25,137

21,383

17,024

11,497

2,243

70

30,779

26,18

20,818

13,978

3,562

80

36,669

31,162

24,72

16,454

5,318

90

42,745

36,269

28,667

18,863

7,571

100

48,946

41,436

32,597

21,142

10,386

110

55,208

46,603

36,447

23,23

13,824

120

61,469

51,706

40,155

25,064

17,947

130

67,668

56,684

43,659

26,581

22,818

140

73,741

61,474

46,897

27,72

28,499

150

79,627

66,014

49,806

28,418

35,053

160

85,263

70,241

52,323

28,612

42,541

170

90,586

74,094

54,387

28,24

51,026

180

95,535

77,509

55,936

27,241

60,571

190

100,047

80,425

56,906

25,551

71,238

200

104,061

82,779

57,236

23,109

83,088

210

107,512

84,509

56,863

19,851

96,185

220

110,34

85,552

55,725

15,717

110,59

230

112,482

85,847

53,76

10,642

126,366

240

113,875

85,331

50,905

4,566

142,576

Режимы работы главного двигателя судовой дизельной энергетической установки, страница 7

Режимы совместной работы главного двигателя с ВФШ на
прямой передаче.
При наличии ВФШ мощность, поглощаемая гребным винтом,
будет определяться формулой Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя. Эффективная мощность
двигателя и частота вращения его коленчатого вала зависят от типа передач.
Допустимые режимы работы двигателя, нагружаемого ВФШ при различных условиях
использования ГЭУ, определяются путем совместного рассмотрения собственных характеристик
двигателя (внешней номинальной и частичных) и характеристик потребителя энергии
(винтовых характеристик).

В том случае, когда в системе прямой передачи крутящего момента
отсутствуют соединительно-разобщительные муфты скольжения, частота вращения гребного
вала на всех режимах работы пропульсивного комплекса изменяется прямо
пропорционально частоте вращения коленчатого вала двигателя. Крутящий момент
гребного винта Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя, в рассматриваемом случае,
связан с эффективным крутящим моментом двигателя следующим соотношением:

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя.

Режимы совместной работы дизеля с ВФШ при жесткой механической
передаче показаны на рис. 2.4. Кривая II представляет
собой номинальную винтовую характеристику, относящуюся к расчетным условиям
движения судна в полном грузу. Кривые 1 и 2 – соответственно внешняя
номинальная и частичная скоростные характеристики дизеля, кривые III и IV – «утяжеленные» винтовые характеристики, кривая I –
винтовая характеристика при плавании судна в балласте.

Пересечение номинальной винтовой характеристики потребителя
с номинальной внешней характеристикой дизеля (точка А) определяет допустимуюнагрузку на двигатель и частоту вращения коленчатого вала (или
гребного винта).

Видно, что при работе по номинальной винтовой характеристике
перегрузка дизеля может иметь место только в случае превышения частоты вращения
коленчатого вала сверх номинальной. При других частотах вращения дизель
остается недогруженным, если не предусмотрен отбор мощности на дополнительные
нужды.

При плавании судна в балласте изменяется крутизна винтовой
характеристики. Она становится «облегченной», что связано с уменьшением осадки
и, как следствие, со снижением сопротивления воды движению судна, а также с
изменением условий обтекания гребного винта набегающим потоком. Поэтому, при
той же частоте вращения гребного винта, скорость судна возрастает, а относительная
поступь винта увеличивается по сравнению с расчетной.

В условиях эксплуатации довольно часто наблюдается, так называемое,
«утяжеление» винтовой характеристики (кривые III
и IV). Это может быть вызвано увеличением осадки судна,
обрастанием его корпуса и повышением его шероховатости, влиянием мелководья,
буксировкой воза, тралением, работой на швартовых. При работе по «утяжеленной»
винтовой характеристике (см. рис.2.4, кривая III) допустимая нагрузка
определяется положением точки В при Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя. Работе судна на
швартовых соответствует кривая IV; предельную нагрузку по ней определяет точка B’ при Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя. Точка Б’ при Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя, соответствует
нагрузке на частичной характеристике двигателя.

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

Рис. 2.4. Режимы совместной работы дизеля с ВФШ

Изменение буксировочной мощности при увеличении осадки
судна может быть оценено по данным модельных испытаний, а изменение пропульсивного
КПД – по значениям гребного винта.

Обрастание корпуса судна и гребных винтов водорослями и
животными организмами особенно интенсивно происходит при плавании судна в
тропических водах. Это приводит к увеличению сопротивления воды движению судна и
снижению КПД гребного винта. Аналогичное явление наблюдается при увеличении шероховатости
корпуса судна вследствие коррозии и износа обшивки. Обрастание и износ обшивки
корпуса судна приводят к повышению крутизны винтовой характеристики, а следовательно,
и к возможной перегрузке двигателя, если не предусмотреть снижения скорости судна.
Влияние обрастания и износа обшивки корпуса судна обычно оценивается по опытным
данным с учетом района плавания и срока последнего докования. При плавании на
мелководье и в узкостях возрастание сопротивления воды движению судна
вызывается повышением скорости потока воды, проходящей под судном и по его
бокам. Это возрастание может быть соизмеримо с величиной полного сопротивления движению
судна при плавании на неограниченной воде.

§

Режим работы двигателя – это совокупность состояния
систем двигателя и потребителя энергии, определяющих протекание рабочего
процесса, который оценивается показателями количественно характеризующими
работу в единицу времени. Показатели режима работы двигателя связаны с
параметрами его систем.

Режим работы системы двигателя – это совокупность состояния
входных и выходных параметров системы, количественно определяющих ее работу в
единицу времени.

Параметры систем – это показатели, количественно
определяющие физические свойства системы.

Отдельные элементы пропульсивного комплекса характеризуются
в работе следующими основными показателями:

главный двигатель – эффективным крутящим моментом
или эффективной мощностью при заданной частоте вращения коленчатого вала;

передача – крутящим моментом или мощностью при
заданной частоте вращения ведущего и ведомого валов;

гребной винт – упором винта, вращающим моментом и
его частотой вращения, скоростью воды, поступающей на лопасти;

корпус судна – сопротивлением воды и воздуха, скоростью
движения судна.

Взаимодействие элементов движительного комплекса изучается
путем совместного рассмотрения их характеристик. Решение этой задачи в общем
виде затруднительно, особенно для неустановившихся режимов, поэтому обычно
рассматриваются частные случаи, конкретные режимы.

Взаимодействие корпуса судна с гребным винтом. Уравнение
движения на установившемся режиме хода судна записывается так:

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя,

где Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – полное сопротивление
движению судна, Н; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – сила тяги на гаке, Н; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – упор гребного винта, Н; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – число работающих гребных винтов; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – коэффициент засасывания воды; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – полезная тяга гребного винта, Н.

Полезная сила тяги гребного винта вычисляется по формуле:

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя,

где Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – коэффициент упора, определяемый
по кривым действия гребного винта для данного значения относительной поступи этого
винта

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя,

здесь Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – расчетная скорость поступательного
движения гребного винта, м/с,

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

(Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – скорость судна, м/с; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – коэффициент попутного потока воды); Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – плотность воды, кг/м3; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – диаметр винта, м; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – частота вращения винта, об/мин.

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

Рис. 2.1. Паспортная диаграмма судна

Графические зависимости сопротивления воды движению судна Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя, полезной силы тяги на гаке Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя от скорости движения судна представляют
собой ходовые, или паспортные, диаграммы судна (рис. 2.1). Путем наложения
графиков Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя и Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя получают
режимы совместной работы корпуса судна и гребного винта (точки 1-15′). Кривые I÷IV показывают зависимость сопротивления воды R от скорости движения судна и при различных условиях
плавания (I – судно в балласте,
II – судно в полном грузу при
расчетных условиях движения, III (точки 3, 6, 9, 12,
15), IV (точки 3’, 6’, 9’, 12’, 15’) – при повышенных
сопротивлениях движения судна), а кривые V÷IX – зависимость полезной силы тяги
гребных винтов Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя от скорости судна при различных,
но постоянных частотах вращения гребного вала. Линия KL является ограничительной
внешней номинальной скоростной характеристикой по величине эффективного
крутящего момента, которая определяет допустимую нагрузку на двигатель.

Пользуясь паспортной диаграммой, можно для каждого заданного
значения скорости судна и частоты вращения гребного винта определить силу тяги гребного
винта, силу тяги на гаке и оценить допустимость данного режима движения судна. Так
на рис. 2.1 показано, что при скорости судна Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя и этих условиях
плавания, сопротивление движению судна будет определяться отрезком АВ. Если сила
тяги гребного винта, при заданной частоте его вращения, характеризуется кривой
VII, то сила тяги на гаке определяется отрезком ВС. При таком режиме плавания судна
нагрузка на двигатель не превысит допустимых значений. Если отпадает необходимость
создавать силу тяги на гаке (в случае свободного хода), то частота вращения
гребного винта должна быть снижена так, чтобы кривая Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя проходила
через точку В.

§

Взаимодействие гребного винта с двигателем.
Для анализа режима совместной работы гребного винта с двигателем на паспортных
диаграммах судна приведены зависимости мощности, поглощаемые гребным винтом, от
скорости движения судна при плавании в различных условиях (рис. 2.2). Кривые I÷IV
(точки 1÷12) показывают зависимость мощности, потребляемой гребным винтом при
свободном ходе судна, а кривые V÷VII характеризуют изменение потребляемой
мощности в функции скорости судна при различной частоте вращения гребного
винта. Здесь же нанесена ограничительная внешняя номинальная скоростная характеристика
по эффективной мощности двигателя (линия KL).

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя

Рис. 2.2. Зависимость мощности, потребляемой гребным винтом, от                                         скорости
движения судна

Для построения кривых, представленных на рис. 2.2, используются
следующие уравнения.

Мощность буксировки судна с заданной скоростью на свободном
ходу, кВт,

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя.

Мощность, потребляемая гребным винтом, кВт,

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя,

где Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – крутящий момент,
потребляемый гребным винтом, Н×м; Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя – угловая скорость вращения гребного винта,
1/с.

Отношение буксировочной мощности к мощности, подводимой к гребному
винту (с учетом числа работающих гребных винтов Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя), представляет собой пропульсивный
коэффициент Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя.

Таким образом, мощность, потребляемая гребным винтом,
равна:

Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя.

Из рис. 2.2 видно, что при частоте вращения гребного винта
режим работы, характеризуемый точкой 3, является перегрузочным, и поэтому
возникает необходимость снизить его частоту вращения.

Так как главные судовые двигатели работают в широком диапазоне
изменения нагрузок и частот вращения коленчатого вала, для оценки степени
загрузки двигателя и определения допустимой продолжительности его работы, при
данной нагрузке, вводят следующие градации эффективных мощностей, которые приняты
при условии полной нагрузки судна.

Максимальная эффективная мощность двигателя Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя –
кратковременная мощность, которая может быть получена от двигателя. На режиме
максимальной эффективной мощности, как правило, разрешается непрерывно работать
не более 1÷2 ч. Общее число часов работы на режиме максимальной эффективной мощности
не должно превышать 10÷15% от всего ресурса двигателя.

Номинальная эффективная мощность двигателя Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя соответствует
номинальной частоте вращения коленчатого вала, гарантируется заводом –
изготовителем. Суммарное количество часов работы на номинальной эффективной
мощности не должно превышать 20÷25% от всего ресурса двигателя. Для дизелей, работающих
в системе электродвижения, а также для тепловозных двигателей, номинальная эффективная
мощность определяется, как правило, из условий недопустимости ее превышения.

Эксплуатационная эффективная мощность двигателя Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя представляет собой мощность,
длительность работы на которой в пределах ресурса двигателя не ограничивается.
Эксплуатационная эффективная мощность составляет 75÷85% от номинальной эффективной
мощности двигателя. Эту мощность главные дизели развивают обычно на режиме полного
хода судна.

Для судов транспортного флота режимы полного хода являются
наиболее продолжительными, а для рыбопромысловых судов они не превышают 20÷60% от
общего количества часов, вырабатываемых за год эксплуатации судна.

Выбор нагрузки и частоты вращения коленчатого вала на режиме
полного хода судна определяет надежность, экономичность и экологические характеристики
работы двигателя, т. е. технико-эксплуатационные показатели энергетической
установки и судна в целом.

Обычно частота вращения гребного винта на рассматриваемом
режиме устанавливается из условия обеспечения заданной скорости полного хода
судна. Однако в зависимости от условий плавания (волнение, ветер, осадка,
состояние корпуса, техническое состояние двигателя и др.) эта скорость может
изменяться даже в течение одного рейса. Отсюда следует, что на режиме полного
хода судна частота вращения коленчатого вала и нагрузка на двигатель не
остаются постоянными. Неизбежны колебания Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя, Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя, Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя в ту и
в другую стороны относительно средних значений. Поэтому вводится понятие
эксплуатационной мощности двигателя при полном ходе судна Построение винтовой характеристики, Построение характеристик частичной эффективной мощности - Техническое описание системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя, которая представляет собой среднее
значение эффективной мощности двигателя, при которой в течение рейса
выдерживается заданная скорость хода судна.

Сейчас читают:  Замена рычага передней подвески Рено Логан (Видео)
Закладка Постоянная ссылка.