Содержание
Как определить, что направляющие втулки изношены
Масло в цилиндры попадает и по причине неисправности деталей цилиндро-поршневой группы. Чтобы исключить данную причину, необходимо замерить компрессию. Это исключит неисправность поршневых колец.
Осмотрите свечи зажигания. Наиболее загаженная свеча говорит о проблемах в данном цилиндре.Далее осматриваем мотор на предмет износа направляющих в следующем порядке:
- Открутите гайки, крепящие клапанную крышку к ГБЦ, и снимите ее.
- Ослабьте цепь и, совместив метки, открутите и снимите шестерню распредвала.
- Постепенно и поочередно открутите постель распредвала и снимите ее.
- Демонтируйте коромысла, разблокируйте пружины клапанов цилиндра, в котором свеча больше всего покрыта нагаром.
- Аккуратно снимите маслосъемный колпачок и покачайте клапан в стороны, двигая вверх-вниз. Если при движении имеется боковой люфт, то требуется замена втулки.
В рабочем состоянии зазор между клапаном и направляющей минимален и не позволяет клапану двигаться в горизонтальном направлении (только вверх или вниз). Поэтому любое боковое качание означает износ втулки.
Прежде чем покупать новые направляющие, желательно снять клапаны и вместе с ними прийти в магазин. И при выборе обязательно пробуйте их посадку на шток клапана.
Направляющая втулка на штоке клапана должна двигаться легко, но при этом она не должна болтаться.
Необходимо это для того, чтобы в дальнейшем вам не пришлось снова идти в магазин, если втулки по каким-то причинам не подойдут.
Почему украинцы выбирают шины roadmarch?
Авторезина, разрабатываемая и производимая компанией «Роадмарч», обладает высокими скоростными и нагрузочными характеристиками, что дает возможность уверенно двигаться по разным дорожным покрытиям и на различных скоростях. Покрышки Roadmarch сохраняют свои свойства при ежедневной эксплуатации в самых тяжелых условиях.
Высокий спрос в Украине и других странах на продукцию китайской компании легко объяснить, ведь автолюбители успели уже оценить:
- хорошую плавность хода и отличную разгонную динамику;
- отсутствие риска аквапланирования и заноса машины, даже на скользком покрытии;
- полноценную реализацию тягового потенциала двигателя;
- высокий производственный ресурс автомобильной резины;
- значительное сокращение расхода топлива.
Отдельного внимания заслуживают фрикционная резина Роадмарч (липучки), демонстрирующая отменную управляемость даже в неблагоприятных погодных условиях, что существенно повышает безопасность при езде. Поставив такие покрышки единожды на своего железного друга, водителю вряд ли захочется заменить их какими-то другими.
Описание наставки
Оправка для снятия и установки направляющей состоит из двух частей.Первая часть представляет собой шток определенной длины, обработанный на токарном станке и имеющий в определенных местах разный диаметр. Самый большой диаметр штока занимает основную его длину и составляет 18 мм.
За эту часть шток удерживается рукой, и она ограничивает проскакивание штока на другую сторону при снятии втулки, что предохранит поверхность головки блока от удара молотком. Диаметр второй части штока равен диаметру втулки. Длина этой части равняется глубине отверстия, в котором размещена втулка.
Третья часть штока самая короткая — ее диаметр соответствует внутреннему диаметру штока клапана (диаметру внутренней поверхности направляющей).
Ее предназначение заключается в том, чтобы при выбивании втулки направление штока строго соответствовало направлению втулки и не создавался перекос штока при ударе по нему молотком.
Вторая часть штока похожа на торцевую головку. Отличает ее от торцевой головки отсутствие внутри граней (цилиндрическое отверстие с диаметром и длиной, равной диаметру и длине верхней части направляющей).
В верхней части головки имеется отверстие с диаметром, равным внутреннему диаметру втулки и внешнему размеру штока с рабочей стороны.Как видно из описания оправки, найти ей замену из подручных средств не так сложно.
Для этого как минимум понадобится цилиндрический стержень удобной длины, диаметр которого с одной стороны равняется внешнему диаметру втулки. В качестве наставки можно использовать старый шток маслонасоса от ВАЗ, предварительно сточив шестерню.
Для установки направляющей на место используйте торцевую головку подходящего диаметра либо подходящую полую трубку.Далее в тексте будут использоваться термины «оправка», «шток», «головка», подразумевающие под собой как специальную оправку, так и подходящие подручные средства.
Процесс снятия изношенной направляющей и установка новой
Для снятия втулки переворачиваем ГБЦ рабочей частью вверх. Далее берем шток, вставляем в отверстие клапана и молотком аккуратно выпрессовываем.
В данном процессе важна точность удара. Если вы попадете молотком по поверхности головки блока, то это приведет к нарушению плоскости ГБЦ.
Чтобы выбить втулку, удар должен быть сильным, а для этого лучше использовать тяжелый молоток.Чтобы установить новую втулку, разместите ГБЦ на поверхности в положении, в котором она размещается на двигателе.
Затем возьмите новую втулку, смажьте внешнюю поверхность маслом и установите ее в нужное отверстие.
Далее наденьте на нее головку и вставьте шток. Аккуратно ударяя молотком по верху штока, запрессуйте направляющую втулкуна место.
При установке обратите внимание, чтобы выбранные подручные средства не касались верха седла сальника (отмечен стрелочкой 1), так как при ударе седло деформируется или от него отколется кусок.
Головка должна упираться в основание седла сальника (отмечено стрелочкой 2).
Со снятием и установкой направляющей втулки проблем не возникает. Это простая процедура, которая требует определенных знаний, аккуратности и точности при работе.
Выпрессовка и установка направляющих втулок клапанов съемником
Далее рассмотрим наиболее оптимальный способ выпрессовки направляющих втулок клапанов специальным съемником-выпрессовщиком втулок. Начнем с того, что съемники бывают разными и являются универсальными инструментами.
При помощи данного решения можно снимать втулки клапанов на разных ГБЦ без риска повредить посадочную плоскость в головке блока.
Другими словами, наличие съемника сводит к минимуму возможные задиры или другие дефекты отверстия по сравнению с использованием молотка и оправки.
Работа со съемником предполагает:
- под инструмент подкладывается втулка подходящего размера. Подбор такой втулки осуществляется с учетом того, чтобы при установке съёмника резьбовая часть вышла из направляющей клапана на 20-30 мм;
- далее съемник устанавливается и фиксируется парой гаек, которые специально обточены. Также допускается использование одной гайки, если таковая предусмотрена конструкцией съемника;
- следующим шагом становится необходимость придержать верхним ключом съёмник в его центральной части;
- одновременно с этим нижним ключом выпрессовывается направляющая втулка клапана;
После того, как к съемнику прикладывается определенное усилие, можно услышать явный щелчок. Такой звук укажет на то, что втулка клапана сорвана с посадочного места и движется наружу из отверстия в ГБЦ.
Далее нужно крутить винт съемника до того момента, пока втулка не будет извлечена. Затем необходимо приготовить новые втулки для запрессовывания. Далее следует повторить все подготовительные процедуры, описанные выше при установке втулок оправкой.
Дополнительно можно смазать втулку клапана моторным маслом для облегчения посадки в гнездо.
Чтобы запрессовать втулки съемником понадобятся 2 проставки, которые имеют коническую фаску и упираются в седло клапана. Одна деталь должна иметь больший диаметр, а другая меньший (в соответствии с тем, что посадочное место впускного клапана больше, а выпускного клапана меньше).
Параллельно с этим нужно избежать повреждения пояса (буртика) на направляющей втулке, так как данный пояс служит местом крепления резинового колпачка. Если пояс повредить при установке, герметичность колпачка-сальника будет нарушена.
Чтобы не повредить пояс, используется отдельная гайка, которая упирается в направляющую без риска повреждения пояса. Получается, данная гайка поджимает направляющую втулку клапана. Обратите внимание, установка дополнительной гайки уменьшает количество резьбы на шпильке съемника.
По этой причине для уменьшения нагрузки на резьбу следует накрутить еще одну втулку съемника.
Готовим двигатель к замене направляющих втулок клапанов ваз
Любая работа, связанная с ремонтом двигателя автомобиля требует подготовки. Особенно это важно, когда дело доходит до газораспределительного механизма. В процессе возврата мотора к жизни обойтись простым набором гаечных ключей уже не удастся. Конструкция отдельных элементов требует наличия особых приспособлений.
Замена направляющих втулок клапанов ВАЗ на всех автомобилях классической серии абсолютно одинакова из-за идентичности устройства двигателей.
Для проведения этой операции необходима специальная оправка, которую можно заказать знакомому токарю или купить в магазине. Состоит она из рукоятки и рабочей части.
Рабочая часть представляет собой стержень, диаметр которого чуть меньше наружного диаметра втулки, а на конце имеется более тонкая часть, которая свободно входит внутрь втулки.
Кроме этого необходимо приготовить развёртки – специальные длинные свёрла, которые позволяют довести внутренний диаметр отверстий до нужного калибра. В магазине необходимо приобрести развёртки на:
- 8,022-8,040 мм (для каналов впускных клапанов);
- 8,029-8,047 мм.(для каналов выпускных клапанов).
Кончено, замена втулок двигателя любого автомобиля возможна только, когда головка демонтирована, клапана и другие элементы ГЦБ сняты, а также выкручены шпильки у цилиндров №1 и №4 в верхней части (они мешают запрессовке втулок).
Для чего нужна направляющая втулка клапана?
В обеспечении стабильной работы мотора элементы головки блока играют важную роль. Особенно тщательно необходимо следить за состоянием клапанов, ведь от них зависит, насколько эффективно будет происходить заполнение цилиндров горючей смесью и освобождение её от продуктов сгорания топлива.
Каждый клапан имеет рабочую часть в виде диска (тарелку), которая плотно прилегает к гнезду и шток. Именно через шток тарелке передаётся возвратно-поступательное движение, необходимое для работы механизма. Для того, чтобы шток клапана двигался строго по своей оси, он помещён в специальную втулку.
Направляющие клапанов выполнены таким образом, чтобы клапан не имел возможности колебаться в стороны.
Отсутствие зазора между поверхностью штока и внутренней поверхностью втулки также помогает сальнику клапана защитить камеру сгорания от попадания моторного масла.
Даже с учётом того, что для клапанов и направляющих используют очень прочные сплавы, износ неизбежен. Именно поэтому периодически необходима замена втулок клапанов.
Очевидными признаками необходимости такого ремонта являются:
- попадание в камеру сгорания моторного масла (увеличение расхода масла, сизый дым выхлопа);
- характерный шум от головки;
- замена направляющих клапанов на новые;
- замена клапанов после их повреждения (особенно при искривлении штока);
- капитальный ремонт ГБЦ.
Замена направляющих втулок клапанов
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) зачастую предполагает необходимость замены направляющих втулок клапанов ГРМ. Для замены необходимо выпрессовывать старые втулки клапанов, после чего на их место устанавливаются новые элементы.
Существует несколько способов для выпрессовки старых втулок. Наиболее простым и самым неправильным является выбивание втулок молотком и зубилом. Данный ударный способ широко применяется в практике «гаражных» мастеров.
Отметим, что извлечение втулок в подобных случаях часто заканчивается повреждением посадочного гнезда в головке блока цилиндров.
Немного более правильным вариантом является использование специальной ступенчатой оправки из латуни или бронзы вместо зубила. Такая оправка устанавливается со стороны седла на направляющую втулку, далее по ней ударяют молотком.
Указанный способ выпрессовки втулок снижает риск повреждений ГБЦ, но не исключает полностью. Оптимальным же способом выпрессовки втулок является использование специального съемника. Указанный съёмник для снятия направляющих втулок клапанов также используется для последующей установки новых втулок в ГБЦ.
Далее мы рассмотрим способы замены направляющих втулок клапанов при помощи оправки и съемника.
Замена направляющих втулок клапанов – действуем последовательно
Приступая к работе, головку блока цилиндров предварительно очищают от смазки и грязи. Далее её необходимо уложить на верстак с хорошим освещением. После этого следует выполнить следующие операции:
- вставляя поочерёдно оправку в отверстия старых втулок (со стороны камеры сгорания), аккуратно молотком наносим удары по её концу и выбиваем втулки;
- посадочное место втулки очищаем ветошью с бензином или растворителей, продуваем сжатым воздухом;
- втулки необходимо заранее выдержать в морозилке примерно 2-е суток для их сжатия;
- нагреваем ГБЦ на электроплитке до температуры примерно 100 градусов Цельсия (это позволит расширить посадочные каналы);
- надеваем на втулки стопорные кольца, вставляем втулки в отверстия и через оправку аккуратно забиваем до полной посадки.
Замена направляющих клапанов заканчивается доработкой отверстий втулок до необходимого диаметра. Это необходимо делать, когда головка полностью остынет. Если стержень клапана не входит в отверстие втулки, оно растачивается развёртками, которые поочерёдно используются от самого малого размера с примеркой поле каждого прохода.
Зачем нужны направляющие втулки?
В начале и середине прошлого века ГБЦ автомобилей изготавливались из чугуна, а клапаны просто вставлялись в точно просверленные отверстия.
Но впоследствии производители отказались от чугунных головок из-за большого веса и недостаточного отведения излишков теплоты, а им на смену пришли лёгкие ГБЦ из алюминиевых сплавов.
Эти металлы обладают прекрасной теплопроводностью, но слабо противостоят износу от трения.
Чтобы решить проблему, была придумана направляющая втулка — посредник между мягким сплавом головки цилиндров и стальным стержнем клапана, постоянно движущимся вверх-вниз в процессе работы. Изготовленная из чугуна или специальной бронзы, она надёжно запрессовывается в тело ГБЦ, а внутрь с минимальным зазором вставляется клапан.
На схеме двигателя показано расположение направляющих втулок
Рекомендуем: Как правильно эксплуатировать дизельный мотор зимой?
Сама втулка представляет собой полый цилиндр, сделанный точно по размерам под определённую модель автомобиля.
Наружная поверхность отшлифована и на ощупь гладкая, а на внутренней выполнена спиралевидная канавка в виде резьбы. По ней движется моторное масло, смазывающее ось клапана и снижающее силу трения.
В верхней части направляющей детали сделана неглубокая выборка, куда вставляется стопорное кольцо.
Слева втулка для выпускного клапана, справа — для впускного
Важный момент. Направляющие элементы для впускной и выпускной группы клапанов отличаются по конструкции, хотя внешне могут выглядеть одинаково (например, детали для российских автомобилей ВАЗ 2108—09).
Разница такая: во втулке для выхлопного тракта масляная канавка выполнена по всей длине отверстия, а для впускного — только наполовину.
А вот изделия для «классики» ВАЗ 2106 различаются и по размерам, при одинаковом диаметре выпускные элементы длиннее впускных.
Бронзовые втулки для ВАЗ 2109 с виду все одинаковые
Втулки выполняют следующие функции:
- как явствует из названия, они направляют движение клапана, чтобы его тарелка чётко совмещалась с седлом и плотно прилегала к нему;
- принимают на себя нагрузку от силы трения, возникающую во время поступательно-возвратного движения стержня клапана;
- клапанная чашка сильно нагревается в камере сгорания, а втулка передаёт это тепло алюминиевому сплаву головки цилиндров;
- благодаря специальной канавке деталь обеспечивает смазку трущихся поверхностей.
Чугунные детали ВАЗ 2106 — впускные втулки короче выхлопных
Когда элемент запрессован в отверстие ГБЦ, то его верхняя часть меньшего диаметра на несколько миллиметров выступает над поверхностью. Это необходимо, чтобы установить на неё маслосъемный колпачок (он же — сальник клапана), не позволяющий смазке из верхней части двигателя попадать в камеру сгорания через внутреннее отверстие втулки.
Так выглядит выступающая часть, куда надевается маслосъёмный колпачок
Извлечение
- Здесь настоятельно рекомендуется перед процедурой разогреть головку блока цилиндров где-то до 100 градусов по Цельсию. Алюминий, из которого изготовлена ГБЦ, имеет больший коэффициент расширения, чем материал направляющей втулки.
Вследствие нагревания натяг соединения втулка-ГБЦ существенно уменьшается и направляющие можно спокойно, без повреждения посадочного места, выпрессовать лёгкими ударами молотка или кувалды.
- Для извлечения применяют специальный инструмент-выколотку (оправку).
Несмотря на свою узкоспециализированность и дороговизну, этот инструмент даёт возможность выпрессовки точно по оси направляющей втулки. Нередко опытные автомастера для подобных процедур обзаводятся пневмомолотками и специальными насадками-выколотками для них.
Инструмент для выпрессовки и запрессовки направляющих втулок
- Бывает, что деталь не хочет выходить. В таких случаях её высверливают. И воспользоваться лучше станком для сверления. Взяв для работы обычную дрель, есть риск повредить посадочное гнездо и создать перекос. Полностью высверливать её, возможно, и не придётся. При тонких стенках её уже будет намного легче выбить.
- Внутренняя поверхность посадочного гнёзда после извлечения должна быть максимально гладкой и идеально чистой. Не должно быть никаких царапин, шероховатостей и прочих, даже малейших, дефектов. Для получения подобного результата его нужно дополнительно обработать после выпрессовки.
Инструменты и материалы
Замена направляющих втулок проводится с использованием следующего инструментария:
- молоток;
- развёртки на 8.022 и 8.028;
- оправка для выпрессовки и запрессовки втулок.
Втулки меняют с помощью ступенчатой оправки — латунного либо бронзового инструмента. Упирается он в направляющую втулку, после чего она выбивается ударом молотка. Такой способ выпрессовки не так вредит ГБЦ, как использование обычного молотка и зубила. Специальный съёмник используется не только для снятия втулок, но и для их замены.
Ступенчатая оправка, используемая для выпрессовки направляющих втулок ВАЗ 2106
Лучшим инструментом для замены направляющих втулок является съёмник-выпрессовщик. Такие приспособления позволяют снимать втулки клапанов без повреждения посадочной плоскости на ГБЦ. Наличие этого инструмента позволяет избежать задиров и других дефектов ГБЦ, которые могут появиться при использовании оправки и молотка.
Съёмник-выпрессовщик для направляющих втулок ВАЗ 2106— универсальный инструмент
Материалы, используемые для изготовления втулок
Для изготовления втулок применяют материалы с хорошей износостойкостью и уровнем теплопроводности. Среди таких можно найти:
- специальные сплавы чугуна;
- бронзУ;
- латунь;
- металлокерамику.
По теплопроводности и себестоимости латунь наряду с бронзой находятся в лидерах, поэтому подавляющее большинство втулок изготовлено из сплавов этих металлов.
Нюансы, которые необходимо учитывать
Большинство втулок имеют специальный опорный буртик на наружной стороне, призванный обеспечить надлежащую фиксацию детали по вертикали в ГБЦ. Если же деталь гладкая, то установка осуществляется с использованием специальной оправки.
Для впускных клапанов направляющие втулки не должны выступать, дабы не увеличивать аэродинамическое сопротивление впускного канала. Втулки выпускных клапанов призваны по максимуму «прятать» стержень клапана для сохранности последнего от воздействия высоких температур и лучшего отвода тепла.
Внешний вид и расположение направляющей втулки клапана в ГБЦ
Рекомендуем: Причины замены прокладки клапанной крышки
Точность изготовления втулок очень высока. Это необходимо для получения максимально выверенной соосности и наилучшего прилегания клапанной тарелки и седла при функционировании двигателя.
Снаружи корпус детали, которую предстоит запрессовать в ГБЦ, должен быть максимально чисто обработан, на нём должны отсутствовать какие-либо царапины или риски.
Этим обеспечивается оптимальный отвод тепла от этой хапчасти в головку блока.
Механическая обработка нового седла
На новом установленном седле надо нарезать фаску. Лучше всего это сделать на специализированном станке, так получится обработать наиболее точно. Это реализуется благодаря жёсткой центровке резца, чего невозможно добиться используя ручные шарошки.
Определение износа
Характер работы пары «клапанный стержень — втулка» обуславливает повышенный износ внутренней поверхности последней. Заметен он становится при длительном пробеге автомобиля (около 150 тыс. км.).
В то же время использование масел низкого качества может существенно ускорить выработку ресурса втулок. Поэтому всегда перед их заменой желательно определить степень износа.
Для этого есть два метода:
- Здесь настоятельно рекомендуется перед процедурой разогреть головку блока цилиндров где-то до 100 градусов по Цельсию. Алюминий, из которого изготовлена ГБЦ, имеет больший коэффициент расширения, чем материал направляющей втулки. Вследствие нагревания натяг соединения втулка-ГБЦ существенно уменьшается и направляющие можно спокойно, без повреждения посадочного места, выпрессовать лёгкими ударами молотка или кувалды.
- Для извлечения применяют специальный инструмент-выколотку (оправку). Несмотря на свою узкоспециализированность и дороговизну, этот инструмент даёт возможность выпрессовки точно по оси направляющей втулки. Нередко опытные автомастера для подобных процедур обзаводятся пневмомолотками и специальными насадками-выколотками для них.
Инструмент для выпрессовки и запрессовки направляющих втулок
- Бывает, что деталь не хочет выходить. В таких случаях её высверливают. И воспользоваться лучше станком для сверления. Взяв для работы обычную дрель, есть риск повредить посадочное гнездо и создать перекос. Полностью высверливать её, возможно, и не придётся. При тонких стенках её уже будет намного легче выбить.
- Внутренняя поверхность посадочного гнёзда после извлечения должна быть максимально гладкой и идеально чистой. Не должно быть никаких царапин, шероховатостей и прочих, даже малейших, дефектов. Для получения подобного результата его нужно дополнительно обработать после выпрессовки.
Популярные линейки roadmarch
В каталоге китайского производителя найдутся покрышки для передвижения по бездорожью, на мокром асфальте, пересеченной местности. Все они заслуживают внимания. Однако, во всем многообразии все же выделяются топ-покрышки, родом из Поднебесной:
- Roadmarch PrimeStar 66 — модель для лета, отлично становится на любой легковой транспорт, выпускается в диаметральном диапазоне от 12 до 17 дюймов. Отлично ведет себя на мокрой дороге, точна в управлении, обладает повышенным акустическим комфортом.
- Roadmarch EcoPro 99 — летний вариант, ориентированный на автовладельцев легковых машин, ценящих возможность уменьшения эксплуатационных затрат. Такому изделию присуще ярко выраженные топливосберегающие свойства, длительный срок службы, а также хорошие сцепные свойства на мокром полотне.
- Roadmarch Loading Pro — всесезонная модель, рассчитанная для коммерческих машин небольшой вместимости, включая пикапы и полноразмерные минивэны. Обладает улучшенной адгезией на заснеженных, обледенелых и мокрых поверхностях. Обеспечивает курсовую стабильность на большой скорости.
Приняв решение купить шины Roadmarch, потребитель может быть уверен в высоких эксплуатационных характеристиках данной продукции. Применение в процессе производства инновационного оборудования и качественного сырья, делает эти покрышки невероятно износостойкими.
Порядок замены направляющих втулок клапанов автомобилей ваз
Для замены надо демонтировать ГБЦ и дополнительно иметь специальную наставку для снятия и установки. Однако не стоит пугаться, так как конструкция наставки проста, и вместо нее используйте подходящие по параметрам втулки подручные средства.
- Снимаем навесное оборудование, которое мешает снятию головки блока цилиндров.
- Снимаем клапанную крышку.
- Ослабляем цепь газораспределительного механизма и снимаем шестерню распредвала (не забудьте совместить метки).
- Демонтируем головку блока цилиндров и ставим ее на чистую ровную поверхность.
- Снимаем распредвал с постелью (гайки откручивайте постепенно, иначе постель встанет на перекос и вы ее не снимете).
- Снимаем коромысла и пружины.
- Проверяем люфт клапанов. Там, где он есть, клапаны удаляем, там, где его нет, устанавливаем на место пружины.
- Переворачиваем ГБЦ и со стороны камеры сгорания наставкой выбиваем направляющие.
- Устанавливаем новые втулки и собираем двигатель (при сборке не забудьте соблюсти момент затяжки гаек и ее порядок).
Причины и последствия деформации
Описанные условия приводят к тому, что в процессе работы мотора изнашиваются и направляющая втулка клапана, из-за чего со временем может нарушаться её соосность с клапанным стержнем.
В дальнейшем деталь ещё больше разбивается и клапан начинает «гулять» и неплотно прилегать к своему седлу, а это, в свою очередь, приводит к разбитию фаски седла со временем.
В качестве последствий можно получить прогар клапана и попасть на замену седла.
Внешний вид бронзовых направляющих втулок для моделей ВАЗ 2108–2109
Также из-за «гуляния» клапана в разбитой направляющей могут быстрее прийти в негодность маслосъёмные колпачки. Они просто не смогут удерживать масло при увеличившихся угловых смещениях клапанного стержня.
Результатом будет попадание масла в двигатель, а если ещё учесть, что через разбитую втулку будет проходить масла больше обычного, то ситуация получается не из приятных.
Увеличится нагар на клапанах и других деталях вокруг камеры сгорания, повысится уровень вредных выбросов выхлопных газов и можно получить преждевременно вышедший из строя каталитический нейтрализатор. И простой заменой маслосъёмных колпачков тут не обойтись, так как вскоре проблема снова вернётся.
Причины поломки деталей и их последствия
Характерная особенность направляющих элементов заключается в том, что они не выходят из строя в один момент, а изнашиваются постепенно. Срок «жизни» деталей на авто бюджетной категории составляет от 180 до 300 тыс. км, а на более дорогих иномарках может достигать 1 млн км. На процесс износа влияет несколько факторов, могущих его ускорить:
- качество применяемого моторного масла и своевременность его замены;
- температурный режим работы силового агрегата, чем чаще мотор перегревается, тем быстрее изнашиваются трущиеся поверхности;
- качество топлива и горючей смеси, чьи пары проникают в любые неплотности и вносят свою лепту в процесс медленного разрушения деталей.
Нагар на штоке разрушает втулку довольно быстро
Примечание. На рабочий ресурс всех элементов газораспределительного механизма также влияет исправность системы питания и зажигания. Когда в результате неполадок возникают хлопки в топливный либо выхлопной коллектор, то смазка между парой клапан — втулка смывается несгоревшим бензином, отчего несколько секунд механизм работает «на сухую».
Изношенная деталь характеризуется «разбитым» внутренним отверстием, в результате чего шток клапана начинает в нём слишком свободно ходить, а потом появляется люфт.
Стержень перекашивается в процессе работы, а тарелка плохо совмещается с седлом, герметичность сопряжения постепенно теряется. Из камеры сгорания в механизм прорываются газы, а сверху попадает масло, в результате чего образуется нагар.
Он тоже способствует ускорению износа, быстро приводя деталь в полную негодность.
Ремонт седел
Ремонт седел клапанов выполняется при их естественном износе и неплотном прилегании тарелки к своему посадочному месту.
С целью восстановления геометрии колец применяются шарошки для седел клапанов — набор фрезерующих головок, позволяющих делать необходимые углы.
Шарошки могут использоваться в сочетании со специальным оборудованием. Однако оно является дорогостоящим. Поэтому в домашних условиях применяют ключ-трещотку с удлинителем. Правильно обработанные места имеют углы 30˚, 60˚ и 45˚. Обработка седел клапанов для создания каждого из них производится соответствующей фрезой.
Шлифовка седел клапанов не требует их нагрева или другой обработки. Проточку производят «насухую». В дальнейшем, в момент притирки, необходимо использовать специальную притирочную пасту. Для достижения лучшего результата притирку на новые седла рекомендуется производить вручную, а не с помощью дрели.
Еще одной разновидностью ремонта является проточка посадочных мест под ремонтные вставки. Для этого по вышеописанному алгоритму удаляют седла, после чего, специальным режущим инструментом протачивают места под них. Размер ремонтного места должен быть на 0.01-0.02 см меньше вставки. Монтаж производят после нагрева ГБЦ и охлаждение монтируемых элементов.
Правильно произвести расточку самостоятельно можно попытаться на свой страх и риск. Однако, с учетом сложности процедуры и необходимой высокой точности работ, подобные манипуляции лучше производить в условиях квалифицированной автомастерской или авторемонтного завода.
Если подшипники распределительного вала разбиты, то можно установить восстановленную головку блока. В этом случае не нужно проводить никаких работ на седлах клапанов.
Проверить все седла клапанов на наличие следов износа или образование зазубрин. Небольшие следы износа можно удалить 45-градусной фрезой. Если седло выработано уже слишком глубоко, то нужно заменить кольца седел клапанов.
Кольца седел клапанов запрессованы в головку блока цилиндров, и старое кольцо лучше удалить, высверлив его или вывернуть его с помощью приспособления для обработки седел клапанов. При этом нужно обязательно следить за тем, чтобы не повредить головку блока цилиндров.
Основное отверстие (D1) нужно измерить и, если нужно, развернуть до следующего ремонтного размера. Разворачивать кольца седел клапанов ремонтных размеров до тех пор, пока не будет достигнуто перекрытие в 0,068 — 0,10 мм. Кольца седел клапанов для впускных клапанов больше по диаметру.
Размеры колец седел клапанов
D. Наружный диаметр кольца седла клапана;
D1. Внутренний диаметр кольца седла клапана;
D2. Посадочное отверстие в головке цилиндров;
Н. Высота кольца седла клапана;
Т. Расстояние между поверхностью головки и верхней стороной кольца седла клапана. D=40,100-40,084 мм для впускного клапана, 37,100-37,084 мм для впускного клапана; D2=40,000-40,016 мм для впускного клапана, 37,000-37,016 мм для выпускного клапана; Н=6,97-7,00 мм для всех клапанов;
Т=2,37-2,25 мм для впускных клапанов, 2,44-2,25 для выпускных клапанов.
Нагреть головку блока цилиндров в водяной бане примерно до 90°С, а кольцо седла клапана охладить с помощью сухого льда. Вбить кольцо седла клапана подходящим стержнем. Произвести обработку кольца седла клапана с помощью специального приспособления или с помощью шлифовальной машинки.
После обработки измерить ширину седла клапана. Если она у впускных клапанов не составляет 2,5 мм и у выпускных — 3,5 мм, то необходимо обработать седло вверху 15-градусной фрезой, а внизу — 60-градусной фрезой.
Фрезерные работы нужно закончить, когда седло будет иметь нужную ширину. Обработанные седла клапанов нужно притереть. Для этого смазать поверхность седла клапана шлифовальной пастой и вставить клапан в соответствующее седло. Зажать стержень клапана подходящим способом и вращать клапан туда-сюда.
После притирки тщательно очистить все детали от грязи и шлифовальной пасты и проверить прилегание клапана к седлу. На обеих деталях должно быть видно непрерывное матовое кольцо которое дает ширину седла клапана. С помощью карандаша нанести несколько штрихов на кольце тарелки клапана, чтобы расстояние между ними было около 1,0 мм. После этого дать клапану упасть в направляющую и на седло и повернуть клапан на 90°, приложив к нему небольшое усилие.
Вынуть клапан и проверить, удалены ли карандашные штрихи на кольце седла. Если ширина седел клапанов находится в нужных пределах, то можно устанавливать головку. В противном случае доработать седла клапанов или, в крайнем случае, установить реставрированную головку. В этом случае переставить старые детали на новую головку.
Клапаны
Из-за использования гидравлических уравнительных элементов для регулировки клапанного зазора концы стержней впускных и выпускных клапанов должны специально проверяться, чтобы поддерживать высокую эффективность их работы.
Небольшие повреждения поверхности тарелки клапана можно устранить притиркой клапанов в седлах в головке блока цилиндров, как описано выше. Если клапаны на уплотняемых поверхностях выглядят небезупречно, то их можно перешлифовать в шлифовальной машинке.
Клапаны заполнены натрием, как и у других двигателей фирмы Mercedes.
Измерить клапаны. Размеры должны соответствовать размерам, приведенным в таблице. Заменить все клапаны, не удовлетворяющие данному условию.
диаметр тарелки клапана (D) мм | диаметр стержня клапана (D1) мм | длина клапана (L) мм | |
Впускной клапан | 38,60 | 7,97 | 106,4 |
Выпускной клапан | 35,0 | 8,96 | 106,4 |
При приобретении клапанов нужно всегда сообщать, что они используются на дизельном двигателе, и какие клапаны требуются впускные или выпускные. Иногда возможно заменить только впускные клапаны, когда они, к примеру, обгорели по краям.
Головка блока цилиндров
Тщательно очистить поверхности головки и блока цилиндров и проверить поверхность головки на деформацию. Для этого приложить линейку к головке и проверить с помощью плоского щупа зазор между линейкой и поверхностью головки в продольном, поперечном и в диагональном направлениях.
Если возможно вдвинуть щуп толщиной более 0,1 мм при измерениях в продольном направлении, то следует перешлифовать головку в мастерской. Имеются различные подкладки для минимальной высоты головки цилиндров. Если головка блока измеряется поперек головки, то зазора между линейкой и поверхностью головки быть не должно. Головку можно перешлифовывать, пока высота установки клапана (А) не будет иметь допустимые значения.
Следует также проверить размер выступания предкамеры для впрыска дизельного топлива. Конец предкамеры должен выступать на 7,6 — 8,1 мм. В мастерской корректируют этот размер путем подкладывания уплотнительных колец различной толщины под предкамеру, чтобы она выступала на нужную величину.
Распределительный вал
Настоящий раздел описывает только проверки, производимые на распределительном валу.
» Вложить вал обоими концевыми шейками в призмы или зажать между концами токарного станка и установить стрелочный индикатор на среднюю шейку.
» Медленно вращая вал, следить за показаниями индикатора. Если они превышают 0,01 мм, то вал изогнут, и его надо заменить.
Замена сальников стержней клапанов (головка не снята)
Сальники стержней клапанов поставляется в ремонтном наборе. В нем также имеются защитные втулки, которые нужно надеть на стержни впускных клапанов при установке. Сальники различаются по диаметру, поэтому их невозможно перепутать. Кроме этого они различны по форме (на рисунке слева показан сальник выпускного клапана, справа — для выпускного).
Для надевания сальников обычно нужно специальное приспособление. Если его нет, и используется кусок тонкой трубки, то нужно работать очень осторожно, чтобы не повредить кромки и кольцевую пружину. При замене сальников нужно снять сухари клапана и клапанные пружины.
Чтобы предотвратить падение клапана в камеру сгорания, нужно чтобы соответствующий поршень находился в положении ВМТ. У рассматриваемых двигателей эта работа выполняется очень точно, т.к. двигатель нужно повернуть на строго определенный угол и нужно иметь определенный опыт.
Выполнить следующие операции: » Провернуть двигатель, пока поршень первого цилиндра не встанет в положение ВМТ. » Снять распределительный вал. » Снять сухари клапанов первого цилиндра. » Вытащить плоскогубцами старые сальники, не повреждая стержень клапана или отверстая толкателей.
» Хорошо смазать новые сальники и осторожно напрессовать их на стержень клапана, нажав вниз на сальник. Надеть защитную втулку на стержень впускного клапана. Напрессовать сальники на направляющую втулку, пока она не сядет правильно. » Установить клапанные пружины цветной меткой вниз и установить сухари, обратив внимание на их правильную посадку.
» Немного приподнять звездочку распределительного вала, чтобы не снялась цепь и провернуть коленчатый вал, чтобы клапаны следующего цилиндра оба закрылись — порядок работы цилиндров на 5-цилиндровом двигателе 1-2-4-5-3, а на 6-цилиндровом 1-5-3-6-2-4.
ЗАМЕЧАНИЕ: Работать сжимателем клапан них пружин очень медленно, т.к. сухари иногда «залипают» на стержнях и нужно обязательно предотвратить, чтобы из-за быстрого усилия клапанная пружина не вдавились в поршень. Клапанные пружины могут двигаться только вниз.
По посадочным местам блока цилиндров головки взаимозаменяемые. Выпускные клапана и каналы одинаковые. Впускные клапана отличаются размером: ВАЗ-2108 — 35 мм, ВАЗ-21083 — 37 мм. Отсюда и впускной канал головки ВАЗ-21083 больше по пропускной способности горючей смеси. При установке ГБЦ (головки блока цилиндров) ВАЗ-21083 на двигатель ВАЗ-2108 придется менять впускной коллектор.
ГБЦ ВАЗ-21083 с прокладкой от ВАЗ-2108:
ГБЦ ВАЗ-2108 с родной прокладкой:
Ниже показаны различия в геометрии между прокладкамии ВАЗ-21083 и ВАЗ-2108:
Установка направляющих втулок на ваз 2109
- Смена направляющих втулок на ВАЗ 2109 начинается с фиксации на детали съёмника посредством обточенных гаек.
Центральная часть инструмента придерживается верхним ключом, а при помощи нижнего выпрессовывается направляющая втулка.
Её выход из гнезда сопровождается характерным щелчком, после этого деталь вынимается.
Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106 выпрессовываются съёмником
- Чтобы облегчить процесс установки втулки, её обрабатывают моторным маслом. Деталь запрессовывается в седло клапана при помощи конической втулки. При этом для впускного и выпускного клапанов втулки выбираются таким образом, чтобы резьба на направляющей детали была длиннее на несколько сантиметров.
- Желательно, чтобы детали имели разную температуру: головка блока цилиндров должна быть нагрета до 150оС, втулка, наоборот, охлаждается. Если не создать разницу температур, то можно спровоцировать деформацию алюминиевого сплава, в результате чего в металле возникнут слишком большие внутренние напряжения. Это может привести к перегреву клапанов двигателя.
- На втулке располагается кольцо, по которому определяется её правильная посадка. После установки детали на ней развёртывается отверстие при помощи специального инструмента. Диаметр отверстия можно проверить нутромером — он должен соответствовать параметру, указанному в технической документации автомобиля. Если данные совпадают, то устанавливают клапан. При неплотном прилегании втулки к седлу её правят с помощью шарошки.
Подводка седла клапанов ВАЗ 2109 при помощи шарошки
- После монтажа новых втулок в ГБЦ могут появиться зазоры из-за потери соосности. Чтобы устранить данную проблему, необходимо провести притирку клапанов. С этой целью сёдла клапанов ещё раз обрабатываются шарошкой. Процедура установки новых втулок завершается после окончательной притирки клапанов.
Установка новых
- Перед тем как ставить новые запчасти, нужно определить значение фактического натяга. Для этого измеряется диаметр посадочного гнезда в ГБЦ и диаметр втулки. Разница между первым и вторым не должна превышать 0,03–0,05 мм.
- В случае если гнездо заметно больше, чем выбранная для него втулка, то следует поискать деталь диаметром побольше.
Если же диаметр гнезда недостаточен, то можно воспользоваться услугами сверлильного станка для его увеличения.
- Перед процедурой запрессовки новых втулок головку блока цилиндров также необходимо нагреть.
А вот новые запчасти вообще рекомендуют охладить в жидком азоте, что сильно уменьшит их внешний диаметр и позволит легче войти в расширенные от нагрева посадочные гнёзда, также снизит риск получения повреждений при запрессовке.
- Но так как не у всех в гараже найдётся жидкий азот, то можно предварительно поместить новые втулки в морозилку.
Опять же при наличии последней в зоне доступности. Для простоты, можно взять в качестве необходимой разницу температур между ГБЦ и направляющей втулкой равной 150 градусам Цельсия. Ещё при запрессовке втулок рекомендуют смазывать трущиеся поверхности жидким машинным маслом, особенно если детали не нагревались/охлаждались.
- Сам процесс запрессовки проходит по тому же сценарию, что и выпрессовки. В качестве инструмента оправка и молоток (или пневмомолоток с насадкой). Далее, чередой последовательных ударов забиваем деталь в посадочное гнездо.