Главное назначение печки в машине – обогревать салон. В автомобиле должно быть +16, если на улице стоят ужасные морозы. Главная функция в работе отопителя — вентилятор или моторчик.
Фото и видео инструкция для всех, кто столкнулся с необходимостью смены моторчика печки на ВАЗ 2115 находится по ссылке. Подробно и с картинками.
Содержание
Что такое вентилятор печки
Вентилятор — функциональный элемент, который прогоняет через радиатор печки воздух в салон. Вентилятор входит в состав отопительного узла. Он служит для прогона холодного воздуха через радиатор, создавая теплообмен.
Функции узла
Вентилятор отопителя — это моторчик, который обеспечивает подачу воздуха. Для того чтобы представить себе его работу, необходимо как можно точнее представлять ее в процессе работы всей системы отопления:
- Когда двигатель автомобиля нагревается, жидкость вытекает, охлаждая стенки блока цилиндров и поглощая тепло.
- Горячая охлаждающая жидкость поступает в сердцевину радиатора, и радиатор быстро нагревается.
- Двигатель (вентилятор) включается, выдувая холодный воздух, охлаждая элемент.
- Салон автомобиля начинает нагреваться.
В схеме отопления автомобиля 2113–2115 наглядно видно назначение моторчика
Где находится моторчик печки ВАЗ 2113—2115
На автомобилях ВАЗ 2113 и 2015 моторчик отопителя расположен в подкапотном пространстве. Прикрыт он защитным кожухом, зафиксированным четырьмя винтами. Сам вентилятор держится на болтах с гайками, соединяется в кузовной части автомобиля.
Для того, чтобы получить доступ к вентилятору с целью его демонтажа придётся поработать в салоне. В частности, следует сбросить проводку на вентиляторе в автомобиле.
В АЗ-2115 часто срабатывает вентилятор печки. Завести мотор, чтобы понять неисправность в нем и попытаться включить один из режимов отопления.
Если в салоне не слышно никакого дополнительного шума, значит вентилятор печки неисправн. Что могло произойти? Есть несколько наиболее распространенных вариантов:
- Предохранитель поврежден. В нашем случае это F7 (30A). Проблема проста и сложна одновременно — легко заменить предохранитель, но причина его перегорания заключается в том, что где-то в цепи произошло короткое замыкание. В этом случае лучше проверить всю цепь предохранителя, чтобы избежать повторения проблемы в будущем.
- Неисправное реле зажигания. Относится к случаям, когда вентилятор включается, как только двигатель нагревается. Есть только одно решение — заменить реле под приборной панелью в центральной консоли.
- Плохой контакт внутри монтажного блока. Неизбежная проблема — следствие использования автомобиля. Проблема может быть решена довольно просто — достаточно переподключить провода в монтажном блоке и, возможно, заменить окислившиеся компоненты.
- Не работает переключатель отопления. Чтобы проверить, работает ли сам выключатель, достаточно простой 12-вольтовой лампочки с двумя проводами. Снимите центральную панель приборов, включите зажигание, подсоедините один провод («минус») к «земле» кузова, а другой — к дополнительному резистору. Если переключатель в порядке, лампочка должна загореться. Если нет, подключите лампочку к положительному выводу позиционного переключателя. Если лампочка по-прежнему не горит, ищите обрыв в цепи или замените неисправный предохранитель.
- Двигатель тепловентилятора неисправен. Если после проверки и устранения всех возможных неисправностей, перечисленных выше, ваш отопитель ВАЗ-2115 все равно не завелся, вариантов немного. Возможно, плохой контакт заземления вентилятора, заклинивание щеток или, в крайнем случае, перегорание двигателя. В любом случае, двигатель необходимо заменить, так как, повредив его однажды, он будет регулярно беспокоить в будущем.
Итак, замена все-таки нужна. В этом нет ничего страшного – сегодня у вас есть множество альтернатив. У вас будет возможность сэкономить, но помните: главное – не продешевить. В среднем стоимость оптимального вентилятора колеблется в пределах полутора тысяч рублей. Снять неисправный вентилятор достаточно, имея при себе обычный набор инструментов. ВАЗ-2115 имеет блок отопителя под капотом, непосредственно над лобовым стеклом. Порядок действий выглядит следующим образом:
- Отсоедините клемму аккумулятора («минус») и кабель питания («плюс») непосредственно от самого двигателя;
- Снимите защитную крышку с корпуса вентилятора, закрепленную двумя винтами;
- Отсоедините заземление (гайка внизу, которая соединяется с нагревателем);
- Откройте корпус и открутите винты, крепящие вентилятор и решетку воздухозаборника;
- Сдвиньте вентилятор немного к себе, вытаскивая его из кронштейна, затем поверните его на 90 градусов и снимите.
Тёплый салон – залог комфортного передвижения на автомобиле. Неработающая печка может стать аргументом против дальнейшего движения на автомобиле. Одно дело, если вы увидели неработающий отопитель и отказались на время ремонта двигаться дальше по дороге с отключенным отоплением салона. Тогда остаётся либо перевозка автомобиля при помощи эвакуатора, или попытка починить своими руками.
- Проверка
- Что такое вентилятор печки
- Как заменить двигатель печки
- Диагностика
- Замена
- Ремонт вентилятора печки ВАЗ 2113-2115
- Схема подключения, резисторы и реле вентилятора.
Чтобы убедиться, что причиной неисправности системы отопления является именно моторчик или его двигатель.
- Заведите автомобиль;
- Поочередно включите первую, вторую и третью скорости отопителя;
- Если при запуске вентилятора не раздается никакого звука, значит, двигатель вышел из строя;
- Если вентилятор не работал в режимах первой и второй скорости, но работал в режиме третьей скорости, то причиной неисправности может быть дополнительный выключатель или резистор.
Почему поломки в автомобиле возникают
Моторчик может не работать по нескольким причинам. Каждая из них требует отдельного рассмотрения. Потому предлагаем вам ознакомиться с причинами отказа вентилятора в нашей таблице. В зависимости от возникших проблем, вам может потребоваться замена вентилятора. Заменить моторчик не так уж сложно, хотя и требуется иметь определенный опыт в работе с электрооборудованием вашего автомобиля. Первое действие при замене моторчика печки — отключение аккумулятора.
Теперь перечислим расходные материалы и инструменты, которые нам понадобятся.
- Один набор гаечных ключей;
- Крестовая отвертка (среднего размера).
Для того чтобы поменять моторчик самостоятельно, необходимо следовать приведённой ниже последовательности:
- Откройте капот автомобиля, отсоедините клемму со знаком «минус» от аккумулятора с помощью гаечного ключа с открытыми губками 10 мм.
- В салоне автомобиля, под приборной панелью, находится кабель питания двигателя отопителя. Он извлекается из гнезда рукой. Кабель питания «плюсового» двигателя находится в салоне, под приборной панелью
- Теперь в моторном отсеке с помощью гаечного ключа 8 мм открутите две гайки крепления кожуха вентилятора. Также имеется гайка, с помощью которой кабель «земли» автомобиля крепится к корпусу. Это также откручивается. Рядом с гайками корпуса находится гайка «земли», которая также откручивается
- Далее, используя крестовую отвертку, открутите дополнительные винты, удерживающие вентилятор. Дополнительная пара крепежных винтов откручивается с помощью крестовой отвертки
- Решетка воздухозаборника ослабляется и снимается, открывая доступ к двигателю, который держится на специальном кронштейне. После откручивания всех винтов решетка воздухозаборника вытаскивается рукой
- Чтобы вытащить двигатель, сначала потяните его на себя, а затем поверните на 90 градусов, снимите его с монтажного кронштейна и вытащите его со своего места. Двигатель электронагревателя сначала тянут на себя, а затем поворачивают перпендикулярно
- Новый двигатель устанавливается на место сгоревшего и все соединения собираются обратно.
Что такое вентилятор печки Вентилятор вместе с радиатором, трубками для циркуляции хладагента и воздуховодами входит в состав отопительного узла. Его назначение — прогонять через радиатор холодный воздух, создавая теплообмен. Функции узла Вентилятор отопителя – это моторчик, который производит подачу воздуха. Если представить себе его работу в процессе всей работы системы отопления, то она становится понятной только при наличии всего оборудования.
В подкапотном пространстве расположен узел, расположенный за моторным щитом. Его защищает от пыли и грязи пластиковый кожух, который плохо выполняет свои функции.
Прежде чем приступить непосредственно к процессу замены, необходимо собрать инструментарий. Обязательно надо иметь набор ключей (куда же без него) и новый вентилятор, как деталь. Теперь, когда автомобиль вооружён и готов к работе в любых условиях, можно рассмотреть пошаговую инструкцию снятия вентилятора печки:
- Снимите «отрицательную клемму» с аккумулятора.
- Найдите разъемы питания нагнетателя под панелью приборов и отсоедините их. Отключите питание вентилятора отопителя
- Открутите два винта, крепящие кожух вентилятора из моторного отсека. Открутите крепления кожуха вентилятора
- Открутите гайку «минусовой клеммы» на источнике питания двигателя.
- Открутите крепежные винты двигателя. Винты крепления вентилятора отмечены стрелкой
- Снимите решетку воздухозаборника, прикрепленную к нагревателю, и извлеките ее. Снимите решетку воздухозаборника
- Снимите двигатель в сборе, включая защитную крышку. Демонтаж двигателя в сбореДемонтируйте двигатель отопителя ВАЗ-2114 с его основания
- Снимите корпус и извлеките сам двигатель.
- Соберите его в обратном порядке.
Выбрав вентилятор печки, необходимо рассмотреть его назначение. Для этого сперва обратимся к каталогу запасных частей. Кроме оригинальной запчасти, нашли ряд аналогов. Оригинальная запчасть (артикул)2108-810109 — оригинальный каталожный номер моторчика печки для семейства Лада 2107-210099 и других автомобилей. Изготавливается он на заводе АвтоВАЗ и средняя стоимость составляет 2000 рублей. В продаже можно найти множество аналогов оригинального вентилятора печки. Итак, рассмотрим все возможные варианты:
- Fenox HM81002 — цена этого продукта составляет 1 500 рублей. Страна-производитель — Беларусь.
- Master-sport 2108-8101078-PCS-MS — средняя цена также составляет около 1 500 рублей. Страна-производитель — Германия. Аналоговый двигатель радиатора Fenox
Некоторые автомобилисты пытаются найти другие аналоги, но некоторые автолюбители переделывают узел. Весь узел в сборе
- Пекар 2108-810109191 очень популярен среди владельцев ВАЗ-2114, имеет хорошие отзывы и стоит около 1 500 рублей.
- Лузар 2108-810109191.
Как заменить моторчик печки ВАЗ-2114? Благодаря тому, что вентилятор прикреплён к корпусу отопителя и доступ в него имеется из подкапотного пространства. В СТО заменят вентилятор самостоятельно, без обращения в сервис.
Для замены моторчика из инструментов понадобятся отвертки и ключ 8-10. Алгоритм работ по демонтажу вентилятора печки на ВАЗ-2114 такой: 1. Отключаем питание бортовой сети путем снятия «плюсового» провода с АКБ. В салоне за педальным блоком с водительской стороны мы находим провода питания вентилятора: черный («массу», прижатую к одному из болтов), синий «плюс».
Откручиваем гайку крепления «массы» и разъединяем ее. Открываем капот. Снимаем кожух вентилятора с фильтром. Для этого отворачиваем 4 винта крепления.
Ослабьте винты, крепящие решетку воздухозаборника рядом с окном. Снимите решетку радиатора. Открутите 2 винта, которыми крепится корпус вентилятора.
Движением «на себя» снимаем корпус. Поворачиваем корпус на 90 град. и извлекаем его из ниши
Далее действия зависят от того, что было приобретено на замену. Это может быть узел в сборе с корпусом или только электродвигатель с крыльчаткой? Если собрана конструкция, вносим новый элемент по технологии обратной предыдущей. ДиагностикаПервоочередным является определение причины поломки и оценка собственных возможностей. Продолжим сначала и перейдём к более сложному:
- Проверьте предохранитель (F-7 на 30 A), который отвечает не только за систему отопления, но и за работу: прикуривателя, подогрева зеркал, подсветки бардачка и за омыватели фар. Поэтому, если этот предохранитель выйдет из строя, все вышеперечисленные устройства не будут работать. Если он находится в рабочем состоянии, двигайтесь дальше по цепочке.
- Включите зажигание автомобиля и последовательно установите регулятор скорости в положения 1, 2 и 3. Если вентилятор не включается ни в одном из этих положений, перейдите далее по цепочке. Если электродвигатель не подает признаков жизни при первом и втором положениях регулятора скорости, но работает при третьем положении (вентилятор на первой и второй скорости питается через резистор, а при третьей скорости ток поступает непосредственно на электродвигатель), проблема кроется в резисторе или в самом переключателе.
- Если двигатель не подает признаков жизни в первом и втором положениях переключателя скорости, но работает в третьем положении (вентилятор на первой и второй скорости питается током от резистора, а ток на третьей скорости поступает непосредственно на двигатель), проблема кроется в резисторе или в самом переключателе.
- Если тепловой двигатель включается после прогрева двигателя автомобиля, проблема заключается в неисправном реле зажигания. Проблема может быть решена заменой реле.
- Если двигатель отопителя отказывается работать в любом режиме, проблема может быть только одна — сам двигатель отопителя.
Для окончательного вердикта подадим «+» на моторчик, сняв для этого клемму плюсового провода. Если мотор не ожил, самое лучшее — это зачистить место под креплением массы на электродвигателе. В результате этого места происходит окисление и контакт ослабевает. Замена неисправного оборудования несложная процедура. Придерживайтесь определенных правил и последовательности ваших действий, чтобы добиться желаемого результата.
- Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
- Поднимите крышку и в подкузовном пространстве выкрутите все крепежные винты, удерживающие пластиковую крышку.
- Крышку можно на время убрать на хранение, чтобы она не мешала работе.
- Снимите уплотнительную резинку, которая также помещается в пространство под крышкой.
- Снимите защитную крышку двигателя с нагревателя. Это приведет вас к искомому элементу, и вы сможете приступить к его замене.
- По бокам двигателя есть два винта, которые удерживают его вентилятор на месте.
- Теперь зайдите внутрь, снимите панель со стороны водителя. Здесь вы найдете плюсовой штекер, который безопасно отсоединить.
- Далее найдите минусовой кабель. Он держится на одной гайке, которую следует открутить.
- Отсоединенные провода продеваются через отверстие в кузове вашего автомобиля, проходя через резиновое уплотнение.
- Снимите поврежденный двигатель. Для этого переверните его и вытяните с правой стороны.
Четко соблюдайте последовательность обратной сборки, чтобы не допустить ошибок в дальнейшем. Если устройство вынуть, то его можно легко вытащить. Если состояние мотор-вентилятора удовлетворительное, то необходимо его заменить. Иногда владельцы автомобилей обходятся ремонтом щеток или заменой предохранителей. Цена вопросаСоветуем выбирать качественный моторчик для замены, чтобы потом не возникало проблем с его работоспособностью. Цена зависит от того, покупаете ли вы мотор в сборке с корпусом или отдельно. Сам моторчик обойдется вам в 500 рублей, а за устройство стоит около 1000. Какую форму выбора выбрать, вы решайте сами. Почему перестаёт работать моторчик отопителя. На то есть свои причины, и их несколько. Однако в большинстве случаев причиной неисправности становится засор. Пыль проникает повсюду, в том числе и внутрь механизма.
При возникновении неисправности в работе отопителя чистка вентилятора печки помогает наладить работу механизма. Но по закону подлости именно в это время и возникают частые проблемы.
- Отказ предохранителя, предназначенного для управления не только отопителем и его компонентами, но и подсветкой перчаточного ящика, мотором омывателя ветрового стекла и т.д. Этот предохранитель на 30 ампер находится в специальном блоке и обозначен номером F7. Обычно причиной перегорания является короткое замыкание. Перегоревший элемент нужно просто заменить. Предохранитель F7 в монтажном блоке ВАЗ 2113
- Реле зажигания расположено под приборной панелью. Это также может вызвать проблемы с двигателем свечей накаливания, поскольку он подключен к электрической цепи. Убедиться, что это реле, можно по следующему признаку: вентилятор не работает только на прогретом двигателе (подробнее о реле написано в конце).
- Радиатор отопления приходит в негодность, в нем со временем образуется известковый налет. Элемент можно снять и промыть кротом или другими жидкостями. Радиатор отопления ВАЗ 2115 портится из-за образования накипи
- В систему попадает воздух, образуя засоры. Это негативно сказывается на общей работе устройства, включая двигатель. Поможет правильная продувка всей системы.
- Дополнительный нагреватель неисправен. Если «виновником» является эта деталь, то двигатель будет получать электроэнергию только в третьем режиме работы отопителя. Поэтому в первом и втором режиме вентилятор не включится, так как ток в этом случае протекает через резистор. Проблема решается заменой резистора. В случае неисправности необходимо заменить нагревательный резистор
- Контакты клемм проводов, соединяющих вентилятор с электрической системой автомобиля, ослаблены. Подтяните их и, если они окислены, очистите.
Как снять вентилятор печки ВАЗ 2113—2115
- Сначала снимите боковую крышку со стороны педали перегородки. Боковая крышка снимается с обшивки для облегчения демонтажа вентилятора
- Далее из-под перегородки отсоединяется электрический контакт: переходное устройство между электрической системой автомобиля и двигателем. Штекер «плюсового» провода соединяет вентилятор с электрической системой автомобиля
- Откручивается также «земля», которая подводится к болту под головкой «10». Минусовой провод от вентилятора подключается к крепежному болту на корпусе.
После этого работы надо перевести в подкапотное пространство:
- Открутите защитную крышку, скрывающую двигатель.
- Затем выкрутите винты, удерживающие его на месте. Держатели вентилятора можно просто открутить отверткой
- Подтяните отсоединенные провода внутрь автомобиля.
- Затем снимите верхнюю крышку двигателя, чтобы облегчить его извлечение. Снимите верхнюю крышку вентилятора на месте, чтобы облегчить снятие двигателя
- Потяните вверх рукой, чтобы снять вентилятор.
Как заменить моторчик перед непосредственной заменой?
- Поместите вентилятор на ровную поверхность.
- Подсоедините кабели к клеммам аккумулятора.
Рекомендуем приобретать на замену полностью новый и качественный моторчик (оригинального производства). Вещь, которую можно сложить в карман и протереть его, не выгорит.
Не все автомобилисты, решившие самостоятельно ремонтировать и менять печку ВАЗ 2113-2115 могут определить неисправность реле. Реле отвечает за достаточный обогрев салона, поэтому неисправность моторчика может быть связана именно с ним. Элемент, который может изнашиваться в течение жизни. Это не ремонтируемая деталь, она требует замены. В первую очередь нужно знать, где находится реле и как его можно снять своими руками. Элемент находится на центральной консоли под панелью приборов, иногда в монтажном блоке.
Реле отопителя ВАЗ 2113—2115 находится возле предохранителей Периодический уход и своевременная замена неисправной детали позволят всегда держать салон машины в тепле. Заменить вентилятор печки на ВАЗ-2114 достаточно просто и легко. Как показывает практика, большинство автомобилистов именно так и делают. Но, если дело кажется очень трудным и требуется помощь сервиса.
Вышедший из строя предохранитель печки – одна из самых распространенных и при этом простых в ремонте неисправностей. В четырнадцатой установлен предохранитель отопителя типа F7, обладающий силой тока в 30 А. Иногда предохранители перегорают один за другим, а причиной является короткое замыкание. Чтобы обнаружить источник короткого замыкания вам придется прочистить всю цепь.
В процессе эксплуатации проводов часто происходит их окисление. Признаков поломки нет, все провода в колодке скреплены перед монтажным блоком.
Залипшее реле зажигания может стать причиной, из-за которой не работает вентилятор печки на ВАЗ 2114. Если вентилятор начинает работать только тогда, когда двигатель полностью прогрелся, то неполадки возникают именно из-за реле зажигания. Для устранения этих недостатков потребуется полностью заменить реле.
Если вентилятор работает только на максимальной скорости (всего их 3), то его нужно заменить. Конструкционные особенности отопительной системы таковы, что при 1 и 2 режимах скорости вентилятор питается через добавочный резистор.
Вам придется поменять моторчик отопителя на новый, поскольку если он начал выделываться в будущем — это будет повторяться многократно.
Схема подключения, резисторы и реле вентилятора
Замена вентилятора несложная задача, но придется вспомнить лексикон дежурного по части. Технические характеристики вентилятора и схему его подключения мы разместили на страничках, если это поможет в демонтаже. Если кто-то не может найти оригинальный вентилятор, то двигатель должен развивать 4200 об/мин при потреблении ток 15 ампер.
Вой может быть разным при разных режимах работы двигателя. Для подключения резистора с сопротивлением 0,23 и 0,65 Ома нужно наличие сопротивления 0,45-0,6 мм. Один ограничивает ток для малой частоты вращения, а другой служит ему вторым. Но это теория.
В большинстве случаев утилизация старого электромотора отопителя происходит по причине износа коллекторного провода или замыкания обмотки якоря, о чем скажет «молчащий» вал.