Было время, когда автолюбителям для комфортного передвижения вполне хватало три передачи вперёд в механической коробке передач. Но потом их появилось четыре, а сейчас меньше пяти уже не бывает. И всё же их тоже иногда бывает мало.
Содержание
История болезни
оробка передач – это компромисс чистой воды. Задача её проста: заставлять автомобиль двигаться на любой скорости при оптимальных оборотах двигателя, на которых он развивает максимальные (или хотя бы достаточные) крутящий момент и мощность. Подробно об устройстве МКП мы уже писали и приводили даже видеопримеры, говорили в деталях и о влиянии мощности и момента на скорость перемещения автомобиля, так что на основах останавливаться не будем.
Зато скажем пару слов о «коротких» и «длинных» передачах. Чем передача «короче», тем у нее больше передаточное отношение, ниже скорость вращения колес машины и выше крутящий момент. «Длинные» передачи – это, наоборот, когда передаточное число маленькое, скорость вращения колес высокая, а крутящий момент – низкий.
Что же касается способности автомобиля долго разгоняться на одной передаче – это вопрос не «длины» передач, а эластичности двигателя, его способности эффективно работать на разных оборотах. Так что, если прочитаете в очередном «автообзоре» нечто вроде «у машины длинные передачи, можно долго не переключаться», знайте – это безграмотная ерунда. Но вернемся к теме статьи – замене шестерен в КПП.
Бывает еще, что «короткими» и «длинными» называют КПП в целом. Если коробка «короткая», то передаточные отношения в ней подобраны так, чтобы развивался большой крутящий момент, а не скорость. С такой коробкой даже на 5-й передаче при скорости «за 100» мотор будет неприятно «орать» на высоких оборотах. Такие коробки в основном характерны для коммерческой техники, которой важно уметь тянуть побольше груза, а не ставить рекорды скорости на трассе.
Если машина с «короткой» коробкой эксплуатируется не только в городе и с грузом, но и на трассе, у владельца быстро наступает разочарование: скорость мы набираем быстро, но максималка получается весьма ограниченной. Хорошо, если передач шесть или даже восемь, их можно потихонечку перебирать и разгоняться до приличной крейсерской скорости в 120-130 км/ч без попыток крутить мотор до 4,5-5 тысяч об/мин. К сожалению, чем больше предач – тем коробка больше и тяжелее. И не всегда есть смысл ставить её в небольшой автомобиль.
Эта проблема хорошо известна владельцам Лады Ларгус. На Ларгусах в зависимости от модификации могут стоять коробки 3 или три модификации коробки 5. Все они имеют разные передаточные числа, причём самые «медленные» коробки стоят на фургонах и семиместных автомобилях с мотором 7: во-первых, грузовику набирать скорость тяжелее всех, а во-вторых, восьмиклапанный К7М всё-таки слабоват для семиместного автомобиля.
Но и другие модификации вызывают много вопросов. Например, наш подопытный семиместный Ларгус под капотом прячет К4М и чисто теоретически имеет длинную пятую передачу (по сравнению с другими модификациями). Но его владелец не слишком доволен коробкой: при скорости 120 км/ч обороты двигателя не падают ниже 4 тысяч, а это для не слишком оборотистого, но тяговитого и шумного мотора много, даже слишком много.
Первые владельцы Ларгусов в шутку (а может, и всерьёз) думали над тем, какую коробку можно воткнуть в автомобиль, чтобы на трассе не сходить с ума от больших оборотов ДВС и иметь возможность иногда нарушать скоростной режим. На самом деле, коробку менять необязательно. Уже давно в продаже есть комплекты шестерён пятой передачи, которые можно установить вместо штатных. И тогда машина поедет нормально. Проверим?
Что понадобится?
На первый взгляд, работа кажется сложной. Копание в коробке передач – работа не для слабаков. Но на самом деле всё гораздо проще, коробку даже не придётся снимать. И при большом желании и определённом терпении можно всё сделать даже самостоятельно. Допустим, Ларгус, желание и терпение есть. Что потребуется ещё?
Во-первых, придётся купить комплект для замены. Туда входят не только две шестерёнки. Ещё должны быть стопорная шайба, штифт, гайка и болт под «звёздочку». Мы всё это купим в компании «Логан-Шоп СПб» и отдадим за это 7 150 рублей.
Для снятия шестерён нужен специнструмент, который можно купить у официального дилера. Стоит он около 20 тысяч. В «Логан-Шопе» он есть, тут он без дела не лежит. Но для выполнения разовой работы в гараже покупать такие дорогие съёмники, конечно же, смысла нет. Поэтому и мы обойдёмся без них. Во-первых, так будет нагляднее, во-вторых, сервисный фирменный инструмент весьма далёк от идеала. Разумеется, нам нужен будет набор головок, причём одна из них довольно большая – на 27, баллонный для снятия колеса, и, разумеется, подъёмник. При очень большом желании можно справиться и без него, но надо будет придумать, как вывесить машину, просто ямой тут не обойтись.
Придётся использовать ещё выколотку, отвёртки, молоток и кое-что ещё, с чем мы встретимся по ходу повествования. Так как способы что-то снять или открутить бывают разные, то кто-то попросит другой инструмент или откажется от нашего. Поэтому мы показываем лишь способ, которым действовал наш мастер Алексей Телешов. Может, вы сможете сделать что-то иначе, главное – чтобы всё потом работало. Ну-с, приступаем.
С помощью молотков и обсценной лексики
Работу начинаем с простой операции – сливаем масло с КПП. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали не так давно. Поэтому повторим очень коротко: снимаем воздушный патрубок, чтобы открыть доступ к заливной пробке, поднимаем машину на подъёмнике, снимаем защиту, выкручиваем сливную пробку, сливаем масло в пустую ёмкость. Если потом хочется залить это же масло обратно (а в этом есть определённый смысл, о котором речь пойдёт в самом конце), то ёмкость должна быть чистой.
Теперь снимаем левое переднее колесо. Это несложно, так же, как и снять локер, повернув «барашек» за снятым колесом слева вверху. Отгибаем локер в сторону и фиксируем его на бампере, чтобы он не мешал работать дальше. Затем откручиваем два болта, которые держат усилитель подрамника (его найти очень просто – это та железка, которая не даёт подобраться к крышке КПП).
Теперь отсоединяем разъём с датчика скорости. Чтобы снять заднюю крышку КПП (а нам её снять придётся), нужно отсоединить от коробки зафиксированный на ней провод датчика. Это может быть пластиковый хомутик, который следует перекусить кусачками. Убедившись, что больше ничего не мешает снять крышку коробки, откручиваем болты крышки головкой. Будьте готовы, что из-под неё вытечет немного масла, лучше заранее подставить пустую тару или хотя бы подложить тряпочку.
Итак, перед нашим изумлённым взором открывается таинственное нутро коробки передач. Не всё, конечно, только малая его часть. Но как раз с ней нам и предстоит работать. И сейчас начнётся самое увлекательное – будем снимать вилку пятой передачи и её шестерни.
Сначала откручиваем гайку шестерни (новая есть у нас в комплекте). Потом снимаем шайбу за ней. Всё, простая работа закончилась, начинается сложнее. Вилка на валу зафиксирована штифтом, который надо выбить. Бить придётся снизу вверх, что само по себе увлекательно, и с использованием выколотки. В качестве последней можно использовать всё, что угодно, лишь бы пролезало в отверстие в вилке и не застревало в нём. Скажу по секрету, отлично подойдёт китайское сверло: и угробить не жалко, и диаметр подобрать можно.
Ставим выколотку к штифту снизу и стучим молотком. Именно стучим, а не лупим со всей дури: штифт всё равно выскочит, а ломать коробку не надо. Допустим, выбить его получилось, и он куда-то улетел. Не беда: в комплекте есть новый, старый ставить всё равно нельзя. Теперь аккуратно снимаем вилку. Это не так просто, но вытащить можно. Мы для этого аккуратно постукивали по валу, придерживая вилку рукой.
После того, как мы её извлекли из коробки, приходит время адского веселья, тут только всё начинается: мы снимаем шестерни. Стачала ту, что стоит за вилкой на первичном валу.
Но вот обычный стандартный съёмник с тремя лапками и болтом посередине срабатывает безотказно. Стоит он копейки, но работу свою выполняет. Следующая шестерня по масляной плёнке на валу снимается двумя пальцами, поэтому для чего там нужно ещё одно приспособление дилера, мы вообще понять не смогли.
Переходим ко вторичному валу. Тут потребуется головка с большой звёздочкой-торксом. Откручиваем гайку и видим последнюю шестерёнку, которую надо снять. Обратим внимание на метку, которая у нас на шестерёнке оказалась снизу. Ей-богу не понятно, зачем она нужна. Видимо, чтобы не поставить новую шестерёнку задом наперёд, что трудно, но особо одарённым вполне под силу. Шестерню извлекаем с помощью того же съёмника, собранного на скорую руку из половины дилерского инструмента и болта с гайкой, приваренной к металлической планке. Вся эта приспособа – от Лукавого, вполне подойдёт всё тот же съёмник да триста рублей. Теперь можно выдохнуть и передохнуть – вся сложная работа окончена.
Теперь приступаем к более радостному и весёлому занятию – к сборке. Ставим новую шестерню из комплекта на вторичный вал, и чтобы насадить её поглубже, чуть-чуть обстукиваем её по окружности. Пока ничего не затягиваем, а надеваем шестерёнки на первичный вал, после чего так же чуть обстукиваем ту, что сняли первой, а надели последней. Берём из комплекта новые гайку, шайбу и болт и затягиваем шестерни.
Теперь надеваем вилку и готовимся постучать молотком при фиксации вилки новым штифтом. Бить по нему молотком нельзя – не даст подрамник, поэтому используем какой-нибудь удлинитель в виде стержня (мы использовали удлинитель ключа-трещётки). Пока крышка КПП открыта, садимся в салон и пробуем последовательно включать все передачи при выключенном моторе. Удивляться слишком громкому звуку включения передач не надо: во-первых, у нас коробка пока открыта, а во-вторых, в ней нет масла. Пока важно, чтобы все передачи «втыкались» легко и чётко. Работает? Тогда собираем дальше.
Ставим крышку коробки обратно, причём не забываем проверить резиновый уплотнитель, идущий по периметру плоскости прилегания крышки. Затягиваем болты, ставим на место разъём датчика скорости и крепим его проводку на новый хомутик, который мы срезали при разборке. Теперь осталось залить масло в коробку и закрутить пробку заливного отверстия.
Закинув под язык таблетку валидола, запускаем двигатель и пробуем переключать передачи на вывешенной машине, наблюдая за вращением ступицы. Итак, у нас всё получилось! Но если что, коробку на Ларгус с «разборки» можно купить тысяч за пять.
Что будет дальше?
Сразу после окончания работы владелец Ларгуса отправился проверять свою новую пятую передачу. Результатом он остался очень доволен: теперь при скорости 120 км/ч тахометр показывает 3 200 об/мин (было 4 000 об/мин). И это действительно неплохой показатель для этого автомобиля (молчите, счастливые владельцы 8!).
Но на этом работа ещё не закончена. Через тысячу километров придётся заменить масло в КПП. Помните, я говорил, что есть смысл заливать старое масло? Если машина ещё не прошла на этом масле тысяч 80 километров, что лучше залить то, что слили — это сильно удешевит процесс замены.
Сколько стоит всё это скоростное счастье?
Набор для замены, как я уже говорил, обойдётся в 7 150 рублей. Если доверить работу сервису, то придётся заплатить ещё 2 500 рублей. Заменить масло через тысячу километров можно за 500 рублей, причём три литра масла обойдётся где-то в 2 000 рублей. В общем-то, не так дорого, если значительное время машина проводит на трассе – комфорт стоит гораздо дороже.
За помощь в подготовке материала благодарим сеть специализированных магазинов и автосервисов «Логан-Шоп» (Спб, ул. Школьная, 73/2, тел: 928-32-20)
Замена шестерен — хорошая идея?
Уже неоднократно приходилось слышать жалобы владельцев Логанов и Сандеро обоих поколений на то что 5 передача слишком «короткая». Как результат на скоростях выше 100 км/ч. высокие обороты приводят к шуму и повышенному расходу топлива.
Неоднократно они же ссылались на то, что на соплатформенных Lada Largus найден способ решения этой проблемы. Причем достаточно простой, технически грамотный и недорогой: замена 5 передачи без снятия и полной разборки КПП. Отсюда и крайне привлекательная стоимость примерно в 8 тыс. руб. Инструкция по замене
Но увы, опыт Ларгуса оказалось нельзя впрямую перенести на Логаны и Сандеро: другие «заводские» передаточные числа КПП сильно ограничили возможность «удлинения» 5 передачи. Если на Ларгусе максимальная разница составляла очень ощутимые 20%, то на Логане первого поколения всего 7%, а на новом Логане так и вообще 2,5%.
Но кажется удалось найти комплект подходящих шестерен из арсенала запчастей Renault, которые позволят изменить передаточное отношения для первого Логана на 20%, а для нового Логана на 15%.
Ожидаемый эффекты.
Положительные:
— повышение комфортной скорости движения по трассе на 15-20 км/ч. (за счет снижения шума двигетеля);
— снижение загородного расхода топлива на 0,6-0,8 литра на 100 км.
Отрицательные:
— снижение максимальной скорости на 10-15 км/ч.
— ухудшение эластичности на 5 передаче.
Первые впечатления — стало существенно тише. Это очень субъективно, но если раньше на 100 кмчас приходилось делать приемник громче, то сегодня по дороге домой этого не потребовалось.
Динамика, конечно, изменилась. Была привычка переходить на 5 уже на скорости 60. Теперь такое не прокатывает. Минимальная скрость переключения — 70. Можно и по старому, но чувствуется что движку тяжело.
На 90-110 вроде бы динамика несколько ухудшилась, но для меня это на уровне «погрешности измерения». Езжу плавно.
В горку — новая эстакада на Рублевском шоссе напротив Осеннего бульвара — идет хорошо. Как раз на подъеме-то и разогнался с 80 до 110-115.
В целом — впечатления очень положительные. Не воет, динамика на оборотах 2500-3000 если и изменилась то не сильно.
А на обгоны, где нужно хорошее ускорение в начале, я и раньше всегда на пониженных передачах выходил.
Поменял 5 передачу на 0,738.
Первые впечатления очень хорошие, есть некоторые нюансы к которым надо привыкнуть. Динамика осталась на уровне, с 80 до 85 км/ч (2000 — 2300 об.) разгоняется теперь стала менее охотно, но с 85 км/ч (больше 2300 об) все возвращается на былой уровень и машина очень хорошо набирает скорость. При скорости 110 км/ч, на тахометре меньше 3000 об, движок работает тихо, и тут главное не зазеваться и контролировать разгон.
При переключении с 4 на 5 передачу, надо привыкнуть выдерживать маленькую паузу на выжитом сцеплении, чтобы двигатель успел скинуть обороты, на первых переключениях по старой привычке у меня получались резкие провалы с 2500 до 2000, но это мелочи.
Расход за первые 40 км радует, бортовик показывает 6,6 л.
Буду присматриваться дальше, по мере эксплуатации.
Цена комплекта шестерен для Логана – 450 usd, что несколько выше, чем хотелось бы. И конечно в России их нет, только под заказ с ожиданием в 4 недели.
Поэтому прежде чем ставить достаточно дорогой эксперимент на Клубном Логане ( тот самый который получали в Петровском ) мне бы хотелось понять: насколько будет интересно владельцам Логанов обоих поколений подобная доработка?
Хар-ки двигателя Рено Логан, к7м(1.6, 8кл.) (Почему привожу его? Да просто был такой у меня, помню обороты на пятой, вот и всё
)
Мощность 84л.с. (где-то указано 90)
Макс. крутящий момент 124н/м
Частота вращения колен.вала при макс.кр.моменте 3000об/мин
Макс.скорость 175км/ч
Хар-ки двигателя Клио3, к4м(1.6, 16кл.)
Мощность 110л.с. (где-то указано 112)
Макс. крутящий момент 151н/м
Частота вращения колен.вала при макс.кр.моменте 4250об/мин
Макс.скорость 195км/ч
Мысли которые посещали меня ранее и сейчас так думаю. Всё ИМХО, т.е. возможно неправ.
Клио3 был изначально задуман как городской автомобиль, не для трассы, хотя и на трассе ведёт себя неплохо, но обороты на пятой передаче при повышенных скоростях могут доставлять некий дискомфорт.
Для России это определение(городской авто) подходит замечательно особенно сейчас, когда допустимая максимальная скорость -60км/ч, и за превышение в 10-15км/ч(до 20) штрафы не предусмотрены.
На этом автомобиле можно легко передвигаться по городу на пятой предаче в скоростном диапазоне 70-80 км/ч, иногда даже ниже.
Делать это не нагружая особенно двигатель позволяют передаточные числа пятой передачи.
В принципе с разрешённой макс.скоростью в населённых пунктах Европы(если не ошибаюсь 50км/ч) на пятой предаче тоже можно с двигателем 1.6(с 1.4 не знаю) Но только если дорога без подъёмов, и если не приходиться часто маневрировать, разгоняться. обгонять. Делать с умом это реально. Но думаю нежелательно. Я так не поступаю.
Не знаю чем там руководствовался производитель, но максимальная скорость этой машины(195км/ч) совершенно не предел, а уж с такими передаточными числами, это очень хорошо чувствуется. До макасималки разгоняется неплохо. Но опять же при максимальной скорости обороты великоваты. около 6500.
Если кто-то часто отправляется в дальние поездки, то для трассы может и есть смысл поменять передаточные числа пятой предачи.
Но я часто использую ,в настоящий момент, машину в городском режиме и привык, когда позволяет трафик использовать в городе пятую передачу.
Поэтому мне мою пятую жалко менять на другую. Вот шестую бы с удовольствие добавил, если бы это вышло не очень накладно.
Изменено 15 Января 2014 пользователем namedemon
Сообщение от Сергей Лохтин
Похоже еще нет, жаль.
Новичок на форуме
Сообщение от yurik69rus
Конечно маркетинговая хрень, прикупил в кпп Shell Spirax S6 GXME 75W80, как поменяю 5 передачу в кпп на 0,738, так и залью сразу.
а что даст 0.738?
Сообщение от alex_vlz
Что за глупый вопрос? Это даст более длинную 5 передачу. Вас устраивает скорость 105 км/ч при 3000 об/м на пятой? Меня нет, на ВАЗ 2115 было 120 км/ч. Так как я езжу 99% по трассе, хочу более длинную пятую.
блин, откуда все такие умные? я не знаю что это дает , вот и спросил
Я не стал морочиться, слишком мал приход.. Имхо
Если бы 100 — 120, то я бы подумал
__________________
———————————————————————————————
Логан 8кл, k7m, 2014 г. ГБО, Чип Евро-2, кат вырезан, 50мм выхлоп. Даче-мобиль, круиз на 108км-ч наше всё
Сообщение от Sergey L
А я заморочусь, шестерни куплены уже за 5800р делать буду сам, бесплатно, по мере износа будет куплена и 195 резина, как говорится курочка по зёрнышку. У отца логан 1 фаза 2 1,4, при 3000 оборотах на пятой и то 110 км/ч. Хочется сделать хотяб также.
Хотелось бы узнать конечную цель замены шестерни. Это будет пониженный расход топлива или увеличение ресурса двигателя или аккустический комфорт от работы двигателя на пониженных оборотах не смотря на снижение динамики разгона?
Сообщение от Zory
Ресурс двигателя меня не интересует, быстрее сама машина развалится чем двигатель этот приедет, а снижение шума и небольшое снижение расхода непомешает. А снижение динамики будет мизерное, мне на этом двигателе К4М на прошивке от паулюса динамики за глаза.
На «задушенных» наших двигателях до 82 л.с. динамика на 5 уже чувствительно слабее тех же самых Ф1,Ф2 с 88 л.с., а если ещё и 5ю передачу скоростную поставить, то с разгоном на 5 совсем можно попращаться — тупить будет хуже ШНивы. Такая переделка может иметь место только в купе с установкой «паука» и перепрошивкой ЭБУ.
Сообщение от Psim002
У меня раздушенный паулюсом 16 клапанный К4М, я об этом выше писал.
лучше конечно главную пару менять , если таковая есть с меньшим передаточным числом , у меня тоже 16 клапанный К4М передачи реально короткие . практически как на 41 москвиче , 5 я правда на нем нормальная была.
Во-во, я уже 3 года на логане отъездил но так и не привык к этой коробке после вазовской, вот и решил поменять, мне ещё постоянно приходится ездить по автомагистрали М9 Балтия в Москву, на логановской коробке это очень уныло, если не ездить по хорошим автомагистралям, то коробка логана нормальная, яб и не заморачивался.
Только по ней и езжу (новориге), с-на дачу 100 км на круизе.
Конечно было бы лучше если на 3000 оборотах было 120км/час на пятой. Но как это сделать — не знаю.
А замена главной пары возможна? Доноры есть по запчастям — чтобы простой заменой обойтись главной, без переделки кпп кардинально?
Дастер/клио -? Еще может что?
До 10-15 тр я готов вложить в это дело, если за подобные деньги возможно удлинить кпп.. Конечно из новых деталей!
тут просто надо разобраться , на ваз классика было три пары 2101;2102;2103;
на азлк 2141 то же самое три пары
я так думаю что и на рено должно быть канго , логан мсв , и просто логан
разные передаточные числа ГП , ну и ряды шестерен коробки передач тоже .
просто надо порыться в документации , по взаимозаменяемости коробок .на 41 азлк кстати так и было 3000=120 км/ч.
У нас стоит главная пара 4,5. Можно поставить от ларгуса, на них стоит 4,2. Вот тогда все передачи удлинятся, но вот сколько это будет стоить, даже страшно подумать, ведь надо снимать коробку у всю разбирать.
Я тоже люблю рационализацию, но это, уже слишком.
__________________
с 13.04.2017 Логан2 привеледж + зимний пакет. ГБО Альфа.
Просвещайтесь. Ничего сложного. Правда сдесь про Ларгус, но коробки в принципе одинаковые.
Последний раз редактировалось alf; 03.01.2018 в .
Последний раз редактировалось alf; 06.01.2018 в .