Все круги термостата: признаки неисправности и что делать

Что это такое, назначение устройства

Автомобильный термостат представлен основным узлом системы охлаждения. Его главное назначение – контроль температурных показателей с последующим перераспределением тосола или антифриза по большому или малому кругу циркуляции. До тех пор пока двигатель прогревается, защитный клапан системы находится в закрытом положении, а жидкость — в малом кругу. Из-за этого прогрев мотора происходит быстрее.

После достижения необходимой температуры, во избежание перегрева срабатывает защитный клапан, и тосол проходит в большой круг. Охлаждающая жидкость подаётся через радиатор, заметно улучшая охлаждение движка.

термостат автомобильный: что это такое
Где устанавливается термостат в автомобиле

Терморегулирующий механизм имеет незначительные размеры, что делает его незаметным среди других деталей под капотом. Но это не делает его менее значимым. Маленькая система занимает положение между малым и большим кругом движения охлаждающего компонента.

В целом, ездить с неработающим автомобильным термостатом можно, но это скажется на работоспособности ДВС автомобиля. Он будет быстро перегреваться, увеличится интенсивность его износа. Замену узла системы можно провести самостоятельно (в отдельных машинах).

Внимание! Автомобильный термостат – прибор специального назначения, обеспечивающий поддержку температуры двигателя в необходимом диапазоне. Эта функция достигается при слаженной и полностью исправной работе терморегулятора и своевременном фазовом переходе.

Блокировка функции радиатора обеспечивает набор максимальной температуры двигателя. Это нужно для полного раскрытия характеристик силового узла. Такие условия помогают уменьшить интенсивность его износа.

Основной функциональный элемент – клапан. Он срабатывает при температуре от 70 до 92 градусов по Цельсию. Точный показатель определяется после уточнения конкретной конструкции и требуемого режима работы мотора авто.

Виды термостатов

Итак, существуют разные их классификации. Первый и самый очевидный критерий – по виду бытовой техники или марки авто. Второй – диапазон рабочей температуры.

Существует три диапазона:

  • Менее -60°C (Используются при взаимодействии с расплавленными металлами и солями)
  • -60- 500°C (Такими теплоносителями являются вода, различные масла, спирты и т.д.)
  • 300-1200°C ( Их ещё называют криостатами)

Все круги термостата: признаки неисправности и что делать

Холодоагентами в них служат гелий, азот и другие разжиженные или отвердевшие газы.

Рабочее тело (или теплоноситель), является ещё одним критерием и бывает трёх видов: воздушный, жидкостный, твердотельный.

термостат

Основной задачей является поддержание температуры.

Исходя из этой цели ещё одним критерием считают то, насколько точно они поддерживают заданный режим и амплитуду их отклонения от норм:

  • 5—10°C (показатель низкой тепловой стабильности)
  • 1—2 °C (тепловая стабильность хорошая, применимо для жидкостных)
  • 0,1°C (тепловая стабильность высокая, очень распространена для воздушных)
  • 0,01°C (такой точности можно добиться в приспособленных для жидкостей, которые построены по специальным конструкциям)

Его используют в разных областях и различными способами и классифицируют так:

Для чего нужен термостат?

Всем известно, что в процессе работы двигатель сильно нагревается. Чтобы он не вышел из строя от чрезмерно высокой температуры, в нем имеется охлаждающая рубашка, которая подсоединена при помощи патрубков к радиатору.

В результате простоя автомобиля весь смазочный материал постепенно стекает в масляный поддон. Получается, в холодном моторе практически нет смазки. Учитывая этот фактор, когда заводится ДВС, ему нельзя давать большие нагрузки, чтобы его детали не износились быстрее обычного.

Холодное масло в поддоне более вязкое, чем при работе силового агрегата, поэтому насосу сложней его перекачать во все узлы. Для ускорения процесса двигатель должен как можно быстрее выйти на рабочую температуру. Тогда масло станет более текучим, и детали быстрее смажутся.

Перед первыми разработчиками автомобилей стояла непростая задача: что сделать, чтобы мотор быстро прогрелся, но при работе его температура была стабильной? Для этого система охлаждения была модернизирована, и в ней появилось два контура циркуляции. Один обеспечивает быстрый нагрев всех отделов мотора (антифриз или тосол нагревается от горячих стенок цилиндров и передает тепло на весь корпус ДВС). Второй используется для того, чтобы охлаждать агрегат, когда он вышел на рабочую температуру.

Что такое термостат и для чего он нужен?

Термостат в данной системе играет роль клапана, который в нужный момент деактивирует обогрев мотора, и подключает радиатор для поддержания рабочей температуры ДВС. Благодаря чему достигается такой результат?

Где находится термостат в автомобиле?

В большинстве моделей авто термостат выглядит практически одинаково за исключением некоторых конструктивных особенностей. Термостат будет стоять на стыке патрубков, идущих от двигателя и от радиатора охлаждения. Эти элементы будут подсоединяться к корпусу термостата. Если этот механизм не имеет корпуса, то он будет установлен в рубашке двигателя (корпус блока цилиндров).

Независимо от места положения термостата, от него обязательно будет отходить минимум один патрубок системы охлаждения, идущий к радиатору.

Устройство и принцип работы термостата

В конструкцию термостата входит:

  • Цилинднр. В основном его корпус изготавливается из меди. Этот металл имеет хорошую теплопроводность.
  • Внутри него находится наполнитель. В зависимости от модели детали он может быть выполнен из воды и спирта, а может быть из воска, смешанного с порошком меди, алюминия и графита. Этот материал имеет большой коэффициент термического расширения. Пока воск холодный, он твердый. По мере нагрева он расширяется.
  • Шток из металла. Он помещен внутри цилиндра.
  • Резиновый уплотнитель. Этот элемент не дает наполнителю попасть в охлаждающую жидкость и перемещает шток.
  • Клапан. Этих элементов в устройстве два – один в верхней части термостата, а другой в нижней (в некоторых моделях он один). Они открывают/закрывают малый и большой контур.
  • Корпус. На нем фиксируются оба клапана и цилиндр.
  • Пружины обеспечивают необходимое сопротивление движению штока.
Что такое термостат и для чего он нужен?

Вся конструкция помещается внутрь разветвления между малым и большим кругом. С одной стороны к узлу подсоединен входной патрубок малого контура, с другой – вход большого. Выход из разветвления один.

Пока охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, она постепенно нагревает цилиндр термостата. Постепенно температура среды повышается. Когда показатель достигает от 75 до 95 градусов, воск уже растаял (металлические гранулы ускоряют процесс) и начинает расширяться. Так как ему не хватает места в полости, он давит на резиновое уплотнение штока.

Сейчас читают:  Регулировка клапанов на двигателе k7j автомобиля Рено Логан

Когда силовой агрегат прогрелся в достаточной мере, клапан большого круга начинает открываться, и антифриз (или тосол) начинает движение по большому кругу через радиатор. Так как работа штока напрямую зависит от температуры жидкости в канале, устройство позволяет поддерживать оптимальную температуру мотора в любое время года: летом не дает ему перегреться, а зимой – быстро выйти на рабочую температуру.

Независимо от модификаций термостатов все они работают по одному принципу. Единственное отличие между ними – диапазоном температур, при которых срабатывает клапан. Этот параметр зависит от марки двигателя (у каждой из них своя рабочая температура, поэтому и клапан должен открываться в заданном диапазоне).

В зависимости от региона, в котором эксплуатируется автомобиль, следует подбирать и термостат. Если основная часть года достаточно жаркая, тогда следует поставить термостат, который срабатывает при меньшей температуре. В более холодных широтах – наоборот, чтобы мотор в достаточной степени прогрелся.

Что такое термостат и для чего он нужен?

Чтобы автомобилист не установил неподходящую деталь, производитель указывает на корпусе устройства параметр открывания клапана.

Помимо этого все термостаты отличаются друг от друга:

  • Числом клапанов. Самая простая конструкция – с одним клапаном. Такие модификации используются в старых авто. В большинстве современных автомобилях используется двухклапанный вариант. В таких модификациях клапаны закреплены на одном штоке, что обеспечивает их синхронное движение.
  • Одна и две ступени. В классических охлаждающих системах используются одноступенчатые модели. Если в контуре жидкость проходит под давлением, тогда устанавливают двухступенчатые термостаты. В таких моделях клапан состоит из двух элементов. Один из них срабатывает при меньшем усилии, чтобы сбросить давление, а после этого активируется второй.
  • С корпусом и без него. Большинство моделей бескорпусные. Для его замены нужно разобрать узел, в котором он устанавливается. Чтобы облегчить задачу, производители реализуют некоторые модификации уже собранные в специальном блоке. Достаточно подсоединить соответствующие патрубки.Что такое термостат и для чего он нужен?
  • С подогревом. На некоторых автомобилях устанавливаются термостаты с термодатчиком и системой подогрева цилиндра. Такие устройства управляются ЭБУ. Основная задача таких приспособлений – изменить температурный диапазон открытия клапана. Если мотор работает без сильных нагрузок, то термостат работает в штатном режиме. Если на агрегат оказывается дополнительная нагрузка, электронный подогрев заставляет клапан открыться раньше (температура охлаждающей жидкости приблизительно на 10 градусов ниже). Такая модификация позволяет немного сэкономить топливо.
  • Размерами. В каждой системе охлаждения используются патрубки не только разной длины, но и диаметра. В связи с этим параметром должен подбираться и термостат, иначе антифриз будет беспрепятственно поступать из малого контура в большой и наоборот. Если покупается корпусная модификация, то в ней будет указан диаметр патрубков и их угол наклона.
  • Комплектацией. Этот параметр зависит от поставщика. Одни продавцы реализуют устройства с уплотнительными прокладками высокого качества, а другие кладут в комплект менее качественный расходник, но предлагают купить более долговечный аналог.

Типы и виды термостатов

Среди всех разновидностей термостатов встречаются:

  1. Одноклапанные;
  2. Двухступенчатые;
  3. Двухклапанные;
  4. Электронные.

Ключевое отличие этих модификаций в принципе открывания и в числе клапанов. Самым простым типом термостата является одноклапанный. Таким механизмом оснащается много моделей зарубежного производства. Работа термостата сводится к тому, что клапан при достижении конкретной температуры открывает контур большого круга циркуляции без перекрытия малого контура.

Двухступенчатые термостаты используются в системах, охлаждающая жидкость в которых находится под большим давлением. Конструктивно это такая же одноклапанная модель. Ее тарелка состоит из двух элементов разного диаметра. Вначале срабатывает малая тарелка (из-за маленького диаметра она легче перемещается в контуре с большим давлением), а за ней круг перекрывается большой тарелкой. Так в данных системах включается круг охлаждения мотора.

Двухклапанная модификация термостатов применяется в устройстве систем охлаждения отечественных автомобилей. На одном приводе устанавливается два клапана. Один отвечает за контур большого круга, а другой – малого. В зависимости от положения привода перекрывается один из кругов циркуляции.

Что такое термостат и для чего он нужен?

В электронных термостатах помимо основного элемента, нагревающегося от температуры охлаждающей жидкости, устанавливается и дополнительный нагреватель. Он подключается к блоку управления. Управление таким термостатом производится ЭБУ, который определяет режим работы мотора и подстраивает систему охлаждения под этот режим.

Проверка термостата в автомобиле

Существует два способа проверки работоспособности устройства:

  • Демонтируя из системы;
  • Не снимая с машины.

Первый способ редко когда используется. Некоторые к нему прибегают, чтобы полностью убедиться в его работоспособности. Также этот метод позволит проверить работоспособность новой детали, так как в магазине это не получится сделать. Для этого нужно нагреть воду (кипяток — выше 90 градусов). Деталь опускают в емкость с кипятком.

Если спустя пару минут клапан не откроется, значит деталь неисправна — либо что-то случилось со штоком, либо с пружиной, а может и что-то произошло с емкостью, в которой находится воск. в этом случае термостат нужно заменить на новый.

Подробней о том, как проверить новую деталь, смотрите в видео:

Как определить, работает или нет?

Чтобы проверить работоспособность термостата, не снимая с машины, не нужно быть ведущим специалистом в области механики. Достаточно понимать принцип работы устройства. В первые минуты работы мотора вся система охлаждения не должна нагреваться. Учитывая это, необходимо сделать следующее:

  1. Завести двигатель и дать ему поработать.
  2. В этот момент следует попробовать патрубки, подсоединенные к радиатору. Если термостат исправный, система не будет нагреваться на протяжении до пяти минут (в зависимости от температуры окружающей среды). Холодная система говорит о том, что клапан закрыт.
  3. Далее смотрим на стрелку приборной панели. Если она быстро поднимается и уходит далеко за отметку в 90 градусов – пробуем патрубки снова. Холодная система свидетельствует о том, что клапан не срабатывает.Что такое термостат и для чего он нужен?
  4. В идеале должно происходить следующее: пока мотор прогревается, система охлаждения холодная. Как только он достиг нужной температуры, открывается клапан и антифриз идет по большому контуру. При этом байпас постепенно охлаждается.

Если существуют нарушения в порядке срабатывания термостата, лучше сразу его заменить.

Горячий и холодный термостат. температура открытия

При замене термостата рекомендуется покупать заводской аналог. Он открывается при температуре ОЖ от 82 до 88 градусов. Но в некоторых случаях пригодится нестандартный термостат.

Например, существуют «холодные» и «горячие» термостаты. Первый тип устройств открываются при температуре около 76-78 градусов. Второй срабатывает, когда охлаждающая жидкость прогревается почти до 95 градусов.

Холодный термостат можно установить вместо штатного в автомобиль, мотор которого очень быстро прогревается и часто выходит на температуру кипения. Конечно, такая модификация системы охлаждения не устранит подобную проблему мотора, но плохо прогретый двигатель закипит немного позже.

Сейчас читают:  Замена лампочек в приборной панели Рено Логан, описание и обозначения индикаторов, органы управления, снятие торпеды и замена щитка

если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, то автомобилисты модифицируют систему охлаждения в сторону большей температуры открытия термостата. С установкой «горячего» варианта система охлаждения мотора не будет переохлаждать ДВС, что положительно скажется на работе печки.

Какие бывают неисправности?

Так как термостат всегда должен реагировать на изменения температуры в системе охлаждения мотора, он должен быть работоспособным. Рассмотрим основные неисправности термостата в системе охлаждения. По сути, их две: заблокировался в закрытом или открытом положении.

Заклинил в полностью закрытом положении

Если термостат перестал открываться, то во время работы мотора охлаждающая жидкость будет циркулировать только по малому кругу. Это значит, что двигатель будет должным образом нагреваться.

Что такое термостат и для чего он нужен?

Но из-за того, что вышедший на рабочую температуру ДВС не получает необходимого охлаждения (антифриз не циркулирует по большому кругу, а значит, он не охлаждается в радиаторе), он очень быстро выйдет на критический показатель температуры. Причем ДВС может закипеть, даже когда на улице мороз. Чтобы устранить подобную неисправность, необходимо заменить термостат на новый.

«завис» в полностью или частично открытом состоянии

В таком случае охлаждающая жидкость в системе со старта мотора сразу начинает циркулировать по большому кругу. Чтобы ДВС вышел на рабочую температуру (благодаря этому моторное масло должным образом прогреется, и качественно будет смазывать все детали агрегата), потребуется намного больше времени.

Если термостат вышел из строя зимой, то на морозе двигатель еще хуже будет прогреваться. Если летом в этом нет особой проблемы, то зимой в такой машине невозможно будет нагреться (радиатор печки будет холодным).

Можно ли ездить без термостата

Подобная мысль посещает автовладельцев, которые в летний период постоянно сталкиваются с перегревом машины. Они просто убирают термостат из системы, и антифриз при запуске ДВС сразу идет по большому кругу. Хотя сразу это не выводит мотор из строя, так делать не рекомендуется (инженеры не зря придумали и установили этот элемент в машину).

Что такое термостат и для чего он нужен?

Причина в том, что термостат в машине нужен для стабилизации температурного режима мотора. Он не просто обеспечивает прогрев или охлаждение силового агрегата. Если убрать этот элемент из системы охлаждения, то автовладелец принудительно отключает контур прогрева ДВС. Но открытый термостат не только включает большой круг циркуляции.

Одновременно он перекрывает малый круг циркуляции. Если убрать термостат, то в зависимости от типа системы охлаждения помпа будет давить антифриз сразу по малому кругу даже если из системы удален термостат. Причина в том, что циркуляция будет всегда идти путем наименьшего сопротивления. Поэтому, желая устранить перегрев мотора, автомобилист может устроить локальные перегревы в системе.

Но плохо прогретый двигатель может пострадать не меньше, чем при перегреве. В холодном моторе (а при циркуляции сразу по большому кругу его температура может даже не достигать отметки в 70 градусов) плохо сгорает воздушно-топливная смесь, из-за чего в нем появится нагар, быстрее выйдут из строя свечи зажигания или накала, пострадает лямбда-зонд и катализатор.

Гораздо лучше при частых перегревах мотора не удалять термостат, а установить холодный аналог (открывается раньше). Также следует выяснить, почему двигатель так часто перегревается. Причина может быть в забитом радиаторе или плохо работающем вентиляторе.

Видео — проверка работы

Поломка термостата критична для двигателя. В дополнение ко всему познакомьтесь с подробным обзором принципа работы термостата, а также варианта проверки:

Вопросы и ответы:

Что такое термостат и для чего он нужен? Это устройство, которое реагирует на изменение температуры охлаждающей жидкости, и изменяет режим циркуляции тосола/антифриза в системе охлаждения.

Для чего служит термостат? Когда мотор холодный, ему нужно быстро нагреться. Термостат блокирует циркуляцию ОЖ по большому кругу, чтобы поддерживалась рабочая температура ДВС (зимой предотвращает замерзание мотора).

Какой ресурс у термостата? Срок службы термостата составляет около двух-трех лет. Это зависит от качества самой детали. Если его не заменить, мотор будет перегреваться или наоборот очень долго выходить на рабочую температуру.

Как поменять термостат: пошаговая инструкция

Если терморегулятор на
вашем авто расположен низко – не старайтесь обойтись без ямы или подъемника,
иначе работать будет неудобно, долго, и опасно.

Из-за значительных различий в конструкции и архитектуре
двигателей разных марок, это руководство – как правильно менять терморегулятор
– дано в общем и схематически. На одних автомобилях, чтобы добраться до
терморегулятора, обязательно снимать ремень навесного, у других – вынимать
помпу (как, например, в автомобилях концерна WAG, где непосредственно рабочий элемент и плата управления
терморегулятором совмещены в едином корпусе с водяным насосом), а у третьих –
все просто, поэтому смотрим только последовательность и основные моменты.

Замена
термостата

Порядок работ:

  1. Установите автомобиль так, чтобы передняя ось
    была горизонтальной, и находилась чуть выше задней. Зафиксируйте колеса,
    поставьте машину на ручник.
  2. Если для доступа к узлу потребуется снять
    расширительный бачок – сначала откачайте из него ОЖ.
  3. Открыв сливную пробку (кран) внизу радиатора, слейте
    антифриз в емкость. Верхнюю крышку (если она есть) – тоже надо открыть.
  4. У автомобилей с нижним расположением термостата
    (в блоке) систему нужно осушать, полностью сливая ОЖ. Найдите в мануале самую
    нижнюю пробку, слейте антифриз с нее.
  5. Освободите доступ к непосредственно детали, сняв
    патрубок системы охлаждения.
  6. Извлеките термостат, замените его на новый,
    сменив заодно прокладку (в комплекте).
  7. Наденьте, и хорошо закрепите патрубок, проверьте
    все видимые части – нет ли трещин или потеков. Если есть – меняйте резину тоже.
  8. Смонтируйте назад все, что было снято, закройте
    сливную пробку радиатора, залейте новый (или чистый б/у антифриз) до отметки.
  9. Закройте бачок, заведите мотор, прогрев
    двигатель до нормы. Проверьте уровень ОЖ. При необходимости – долейте.

Когда меняете антифриз, важно заполнить систему равномерно,
не создавая воздушных пробок в ее верхних точках. Для этого на сервисе
применяется вакуумное оборудование, полностью извлекающее жидкость, без потерь.

Сливая охлаждающую
жидкость самостоятельно, собирайте ее в контейнер и не выливайте на землю, или
на асфальт. Антифриз – это яд!

Прибор для поддержания постоянной температуры в автомобилях

Воск, размещённый в плотно закрытом корпусе плавится и увеличивается в объёмах, чем сдавливает резиновую камеру. Она выталкивает шток, который приводит клапаны в действие. При запуске устройства он закрыт. Так тосол не попадает в радиатор и не остывает.

Сейчас читают:  Устранение дребезжания капота на Renault Logan 2

Все круги термостата: признаки неисправности и что делать

В это же время водянистость перемещается маленьким кругом системы терморегуляции и снижает закипание нагревающегося мотора. Если тосол достигает до 90 градусов, то режим нормальный. Если же выше, то начинается перегрев. Тосолу нужно сбросить жар. Так он переходит на большой круг охлаждения.

Все круги термостата: признаки неисправности и что делать

Признаки, указывающие на неисправность термостата

Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...