Содержание
Возбуждение синхронных машин
На роторе синхронного генератора расположен источник МДС (индуктор), создающий в генераторе магнитное поле. С помощью приводного двигателя (ПД) ротор генератора приводится во вращение с синхронной частотой n1. При этом магнитное поле ротора также вращается и, сцепляясь с обмоткой статора, наводит в ней ЭДС.
Основным способом возбуждения синхронных машин является электромагнитное возбуждение, сущность которого состоит в том, что на полюсах ротора располагают обмотку возбуждения. При прохождении по этой обмотке постоянного тока возникает МДС возбуждения, которая наводит в магнитной системе машины магнитное поле.
До недавнего времени для питания обмотки возбуждения применялись специальные генераторы постоянного тока независимого возбуждения, называемые возбудителями В (рис. 82, а), обмотка возбуждения которого (ОВ) получала питание постоянного тока от другого генератора (параллельного возбуждения), называемого подвозбудителем (ПВ). Ротор синхронной машины и якоря возбудителя и подвозбудителя располагаются на общем валу и вращаются одновременно. При этом ток в обмотку возбуждения синхронной машины поступает через контактные кольца и щетки. Для регулирования тока возбуждения применяют регулировочные реостаты, включаемые в цепи возбуждения возбудителя (r1)и подвозбудителя (r2).
В синхронных генераторах средней и большой мощности процесс регулирования тока возбуждения автоматизируют.
В синхронных генераторах большой мощности — турбогенераторах — иногда в качестве возбудителя применяют генераторы переменного тока индукторного типа. На выходе такого генератора включают полупроводниковый выпрямитель. Регулировка тока возбуждения синхронного генератора в этом случае осуществляется изменением возбуждения индукторного генератора.
Получила применение в синхронных генераторах бесконтактная система электромагнитного возбуждения, при которой синхронный генератор не имеет контактных колец на роторе.
В качестве возбудителя и в этом случае применяют генератор переменного тока (рис. 82, б), у которого обмотка 2, в которой наводится ЭДС (обмотка якоря), расположена на роторе, а обмотка возбуждения 1 расположена на статоре. В результате обмотка якоря возбудителя и обмотка возбуждения синхронной машины оказываются вращающимися, и их электрическое соединение осуществляется непосредственно, без контактных колец и щеток. Но так как возбудитель является генератором переменного тока, а обмотку возбуждения необходимо питать постоянным током, то на выходе обмотки якоря возбудителя включают полупроводниковый преобразователь 3, закрепленный на валу синхронной машины и вращающийся вместе с обмоткой возбуждения синхронной машины и обмоткой якоря возбудителя. Питание постоянным током обмотки возбуждения 1 возбудителя осуществляется от подвозбудителя (ПВ) – генератора постоянного тока.
Рис. 82. Контактная (а) и бесконтактная (б) системы электромагнитного
возбуждения синхронных генераторов
Отсутствие скользящих контактов в цепи возбуждения синхронной машины позволяет повысить ее эксплуатационную надежность и увеличить КПД.
В синхронных генераторах, в том числе гидрогенераторах, получил распространение принцип самовозбуждения (рис. 83, а), когда энергия переменного тока, необходимая для возбуждения, отбирается от обмотки статора синхронного генератора и через понижающий трансформатор и выпрямительный полупроводниковый преобразователь (ПП) преобразуется в энергию постоянного тока. Принцип самовозбуждения основан на том, что первоначальное возбуждение генератора происходит за счет остаточного магнетизма магнитопровода машины.
Рис. 83. Принцип самовозбуждения синхронных генераторов
На рис. 19.2, б представлена структурная схема автоматической системы самовозбуждения синхронного генератора (СГ) с выпрямительным трансформатором (ВТ) и тиристорным преобразователем (ТП), через которые электроэнергия переменного тока из цепи статора СГ после преобразования в постоянный ток подается в обмотку возбуждения. Управление тиристорным преобразователем осуществляется посредством автоматического регулятора возбуждения АРВ, на вход которого поступают сигналы напряжения на выходе СГ (через трансформатор напряжения ТН) и тока нагрузки СГ (от трансформатора тока ТТ). Схема содержит блок защиты БЗ, обеспечивающий защиту обмотки возбуждения и тиристорного преобразователя ТП от перенапряжений и токовой перегрузки.
В современных синхронных двигателях для возбуждения применяют тиристорные возбудительные устройства, включаемые в сеть переменного тока и осуществляющие автоматическое управление током возбуждения во всевозможных режимах работы двигателя, в том числе и переходных. Такой способ возбуждения является наиболее надежным и экономичным, так как КПД тиристорных возбудительных устройств выше, чем у генераторов постоянного тока. Промышленностью выпускаются тиристорные возбудительные устройства на различные напряжения возбуждения с допустимым значением постоянного тока 320 А.
Наибольшее распространение в современных сериях синхронных двигателей получили возбудительные тиристорные устройства типов ТЕ8-320/48 (напряжение возбуждения 48 В) и ТЕ8-320/75 (напряжение возбуждения 75 В).
Мощность, затрачиваемая на возбуждение, обычно составляет от 0,2 до 5% полезной мощности машины (меньшее значение относится к машинам большой мощности).
В синхронных машинах малой мощности находит применение принцип возбуждения постоянными магнитами, когда на роторе машины располагаются постоянные магниты. Такой способ возбуждения дает возможность избавить машину от обмотки возбуждения. В результате конструкция машины упрощается, становится более экономичной и надежной. Однако из-за дефицитности материалов для изготовления постоянных магнитов с большим запасом магнитной энергии и сложности их обработки применение возбуждения постоянными магнитами ограничивается лишь машинами мощностью не более нескольких киловатт.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют способы возбуждения синхронных машин?
2. Объясните назначение тиристорного преобразователя в системе самовозбуждения синхронного генератора?
3. Объясните устройство явнополюсных и неявноплюсных роторов?
4. Объясните устройство синхронного двигателя серии СДН2?
5. Какие применяются способы крепления полюсов в синхронных явнополюсных машинах?
6. Чем обеспечивается неравномерный воздушный зазор в синхронной машине?
Лекция № 15
§
В процессе работы нагруженного синхронного генератора в нем одновременно действуют МДС возбуждения Fв0и статора (якоря) F1, при этом МДС статора (якоря) воздействует на МДС возбуждения, усиливая или ослабляя поле возбуждения или же искажая его форму. Воздействие МДС обмотки статора (якоря) на МДС обмотки возбуждения называется реакцией якоря. Реакция якоря оказывает влияние на рабочие свойства синхронной машины, так как изменение магнитного поля в машине сопровождается изменением ЭДС, наведенной в обмотке статора, а следовательно, изменением и ряда других величин, связанных с этой ЭДС. Влияние реакции якоря на работу синхронной машины зависит от значения и характера нагрузки.
Синхронные генераторы, как правило, работают на смешанную нагрузку (активно-индуктивную или активно-емкостную). Выяснения вопроса о влиянии реакции якоря на работу синхронной машины рассмотрим случаи работы генератора при нагрузках предельного характера, а именно: активной, индуктивной и емкостной. Воспользуемся для этого векторными диаграммами МДС. При построении этих диаграмм следует иметь в виду, что вектор ЭДС 0,индуцируемой магнитным потоком возбуждения в обмотке статора, отстает по фазе от вектора этого потока (а следовательно, и вектора МДС
в0) на 90°. Что же касается вектора тока в обмотке статора I1, то он может занимать по отношению к вектору
0 различные положения, определяемые углом ψ1 в зависимости от вида нагрузки.
Активная нагрузка (ψ1 = 0). На рис. 84, а представлены статор и ротор двухполюсного генератора. На статоре показана часть фазной обмотки. Ротор явнополюсный, вращается против движения часовой стрелки. В рассматриваемый момент времени ротор занимает вертикальное положение, что соответствует максимуму ЭДС 0 в фазной обмотке. Так как ток при активной нагрузке совпадает по фазе с ЭДС, то указанное положение ротора соответствует также и максимуму тока. Изобразив линии магнитной индукции поля возбуждения (ротора) и линии магнитной индукции поля обмотки статора, видим, что МДС статора
1 направлена перпендикулярно МДС возбуждения
b0 . Этот вывод также подтверждается векторной диаграммой, построенной для этого же случая. Порядок построения этой диаграммы следующий: в соответствии с пространственным положением ротора генератора проводим вектор МДС возбуждения
b0;под углом 90° к этому вектору в сторону отставания проводим вектор ЭДС
0, наведенной магнитным полем возбуждения в обмотке статора; при подключении чисто активной нагрузки ток в обмотке статора
1 совпадает по фазе с ЭДС
0, а поэтому вектор МДС
1, создаваемый этим током, сдвинут в пространстве относительно вектора
b0 на 90°.
Рис. 84. Реакция якоря синхронного генератора при активной (а),
индуктивной (б) и емкостной (в) нагрузках
Такое воздействие МДС статора (якоря) 1на МДС возбуждения
b0 вызовет искажения результирующего поля машины: магнитное поле машины ослабляется под набегающим краем полюса и усиливается под сбегающим краем полюса (рис. 85). Вследствие насыщения магнитной цепи результирующее магнитное поле машины несколько ослабляется. Объясняется это тем, что размагничивание набегающих краев полюсных наконечников и находящихся над ними участков зубцового слоя статора происходит беспрепятственно, а подмагничивание сбегающих краев полюсных наконечников и находящихся над ними участков зубцового слоя статора ограничивается магнитным насыщением этих элементов магнитной цепи. В итоге результирующий магнитный поток машины ослабляется, т. е. магнитная система несколько размагничивается. Это ведет к уменьшению ЭДС машины Е1.
Индуктивная нагрузка (ψ1 = 90°). При чисто индуктивной нагрузке генератора ток статора 1, отстает по фазе от ЭДС
0на 90°. Поэтому он достигает максимального значения лишь после поворота ротора вперед на 90° относительно его положения, соответствующего максимуму ЭДС
0(см. рис. 84, б). При этом МДС
1действует вдоль оси полюсов ротора встречно МДС возбуждения
b0. В этом мы также убеждаемся, построив векторную диаграмму.
Такое действие МДС статора F1ослабляет поле машины. Следовательно, реакция якоря в синхронном генераторе при чисто индуктивной нагрузке оказывает продольно-размагничивающее действие.
В отличие от реакции якоря при активной нагрузке в рассматриваемом случае магнитное поле не искажается.
Емкостная нагрузка (ψ = –90°). Так как ток I1, при емкостной нагрузке опережает по фазе ЭДС 0на 90°, то своего наибольшего значения он достигает раньше, чем ЭДС, т. е. когда ротор займет положение, показанное на рис. 84, в. Магнитодвижущая сила статора
1 так же, как и в предыдущем случае, действует по оси полюсов, но теперь уже согласно с МДС возбуждения
b0. При этом происходит усиление магнитного поля возбуждения. Таким образом, при чисто емкостной нагрузке синхронного генератора реакция якоря оказывает продольно-намагничивающее действие. Магнитное поле при этом не искажается.
Рис. 85. Магнитное поле синхронного генератора при активной нагрузке
Смешанная нагрузка.При смешанной нагрузке синхронного генератора ток статора I1, сдвинут по фазе относительно ЭДС 0 на угол ψ1,значения которого находятся в пределах 0 < ψ1 < ±90°. Для выяснения вопроса о влиянии реакции якоря при смешанной нагрузке воспользуемся диаграммами МДС, представленными на рис. 86.
Рис. 86. Реакция якоря при смешанной нагрузке
При активно-индуктивной нагрузке (рис. 86, а)вектор 1 отстает от вектора
0на угол 0 < ψ1 < 90° . Разложим вектор F1на две составляющие: продольную составляющую МДС статора
и поперечную составляющую МДС статора
. Такое же разложение МДС якоря F1на составляющие можно сделать в случае активно-емкостной нагрузки (рис. 86, б). Поперечная составляющая МДС статора F1q, представляющая собой МДС реакции якоря по поперечной оси, пропорциональна активной составляющей тока нагрузки
, т. е.
, (20.13)
а продольная составляющая МДС статора (якоря) F1dпредставляющая собой МДС реакции якоря по продольной оси, пропорциональна реактивной составляющей тока нагрузки , т. е.
. (20.14)
При этом если реактивная составляющая тока нагрузки отстает по фазе от ЭДС 0(нагрузка активно-индуктивная), то МДС F1dразмагничивает генератор, если же реактивная составляющая тока
опережает по фазе ЭДС
0(нагрузка активно-емкостная), то МДС F1dподмагничивает генератор.
Направление вектора относительно вектора
b0определяется характером реакции якоря, который при токе нагрузки İ1, отстающем по фазе от ЭДС
0, является размагничивающим, а при токе İ1, опережающем по фазе ЭДС
0, — подмагничивающим.
§
Напряжение на выводах генератора, работающего с нагрузкой, отличается от напряжения этого генератора в режиме х.х. Это объясняется влиянием ряда причин: реакцией якоря, магнитным потоком рассеяния, падением напряжения в активном сопротивлении обмотки статора.
Как было установлено, при работе нагруженной синхронной машины в ней возникает несколько МДС, которые, взаимодействуя, создают результирующий магнитный поток. Однако при учете факторов, влияющих на напряжение синхронного генератора, условно исходят из предположения независимого действия всех МДС генератора, т. е. предполагается, что каждая из МДС создает собственный магнитный поток.
Влияние магнитодвижущих сил на работу явнополюсного синхронного генератора.
1. МДС обмотки возбуждения Fв0создает магнитный поток возбуждения Ф0, который, сцепляясь с обмоткой статора, наводит в ней основную ЭДС генератора E0.
2. МДС реакции якоря по продольной оси F1dсоздает магнитный поток Ф1d, который наводит в обмотке статора ЭДС реакции якоря E1d, значение которой пропорционально индуктивному сопротивлению реакции якоря по продольной оси xad. Это сопротивление характеризует уровень влияния реакции якоря по продольной оси на работу синхронного генератора. Так, при насыщенной магнитной системе машины магнитный поток реакции якоря Ф1dменьше, чем при ненасыщенной магнитной системе. Объясняется это тем, что поток Ф1d почти полностью проходит по стальным участкам магнитопровода, преодолевая небольшой воздушный зазор,а поэтому при магнитном насыщении сопротивление этому потоку заметно возрастает. При этом индуктивное сопротивление x1dуменьшается.
3. МДС реакции якоря по поперечной оси F1qсоздает магнитный поток Ф1q, который наводит в обмотке статора ЭДС Е1q, значение которой пропорционально индуктивному сопротивлению реакции якоря по поперечной оси xaq. Сопротивление xaqне зависит от магнитного насыщения машины, так как при явнополюсном роторе поток Ф1qпроходит в основном по воздуху межполюсного пространства.
4. Магнитный поток рассеяния обмотки статора Фσ1 наводит в обмотке статора ЭДС рассеяния Е σ1,значение которой пропорционально индуктивному сопротивлению рассеяния фазы обмотки статора x1:
. (20.26)
5. Ток в обмотке статора I1создает активное падение напряжения в активном сопротивлении фазы обмотки статора r1:
. (20.27)
Геометрическая сумма всех перечисленных ЭДС, наведенных в обмотке статора, определяет напряжение на выходе синхронного генератора:
. (20.28)
Здесь – геометрическая сумма всех ЭДС, наведенных в обмотке статора результирующим магнитным полем машины, образованным совместным действием всех МДС (Fb0, F1d, F1q)и потоком рассеяния статора Фσ1.
Активное сопротивление фазы обмотки статора r1у синхронных машин средней и большой мощности невелико, и поэтому даже при номинальной нагрузке падение напряжения I1r1составляет настолько малую величину, что с некоторым допущением можно принять I1r1= 0. Тогда уравнение (20.28) можно записать в виде
. (20.29)
Выражения (20.28) и (20.29) представляют собой уравнения напряжений явнополюсного синхронного генератора.
В неявнополюсных синхронных генераторах реакция якоря характеризуется полной МДС статора F1без разделения ее по осям, так как в этих машинах магнитные сопротивления по продольной и поперечной осям одинаковы. Поэтому ЭДС статора в неявнополюсных машинах Е1,равная индуктивному падению напряжения в обмотке статора, пропорциональна индуктивному сопротивлению реакции якоря ха, т. е.
. (20.30)
Поток реакции якоря Ф1и поток рассеяния статора Фσ1 создаются одним током I1, поэтому индуктивные сопротивления хаи x1 можно рассматривать как суммарное индуктивное сопротивление
хс = ха х1,
представляющее собой синхронное сопротивление неявнополюсной машины. С учетом этого ЭДС реакции якоря Е1и ЭДС рассеяния Еσ1следует рассматривать также как сумму
, (20.31)
представляющую собой синхронную ЭДС неявнополюсной машины.
С учетом изложенного уравнение напряжений неявнополюсного синхронного генератора имеет вид
(20.32)
или
. (20.33)
§
Воспользовавшись уравнением ЭДС (20.28), построим векторную диаграмму явнополюсного синхронного генератора, работающего на активно-индуктивную нагрузку (ток отстает по фазе от ЭДС
). Векторную диаграмму строят на основании следующих данных: ЭДС генератора в режиме х.х.
; тока нагрузки
и его угла сдвига ψ1, относительно ЭДС
; продольного xadи поперечного хaqиндуктивных сопротивлений реакции якоря; активного сопротивления фазной обмотки статора r1.
При симметричной нагрузке генератора диаграмму строят лишь для одной фазы.
Рис. 87. Векторные диаграммы явнополюсного (а и б) и неявнополюс-
ного (в и г) синхронных генераторов: а и в – при активно-инцуктивной нагрузке;
б и г – при активно-емкостной нагрузке
Рассмотрим порядок построения векторной диаграммы (рис. 87, а). В произвольном направлении откладываем вектор ЭДС и под утлом ψ1 к нему – вектор тока
. Последний разложим на составляющие: реактивную
и активную
. Далее, из конца вектора
откладываем векторы ЭДС
,
;
;
.
Соединив конец вектора с точкой О,получим вектор напряжения
,значение которого равно геометрической сумме векторов ЭДС.
При построении векторной диаграммы генератора, работающего на активно-емкостную нагрузку (ток , опережает по фазе ЭДС
), вектор тока
откладывают влево от вектора ЭДС (рис. 87, б), а направление вектора
устанавливают согласно с направлением вектора ЭДС
,так как при емкостном характере нагрузки реакция якоря имеет подмагничивающий характер. В остальном порядок построения диаграммы остается прежним.
Векторную диаграмму синхронного неявнополюсного генератора строят на основании уравнения (20.32), при этом вектор откладывают под углом ψ1 к вектору тока
(рис. 87, в).
Следует отметить, что построенные векторные диаграммы не учитывают насыщения магнитной цепи, поэтому отражают лишь качественную сторону явлений. Но тем не менее эти диаграммы дают возможность сделать следующие выводы: основным фактором, влияющим на изменение напряжения нагруженного генератора, является продольная составляющая магнитного потока якоря, создающая ЭДС ;при работе генератора на активно-индуктивную нагрузку, т. е. с током
, отстающим по фазе от ЭДС
, напряжение на выводах обмотки статора
с увеличением нагрузки уменьшается, что объясняется размагничивающим влиянием реакции якоря. При работе генератора на активно-емкостную нагрузку (с током
опережающим по фазе ЭДС
) напряжение
с увеличением нагрузки повышается, что объясняется подмагничивающим влиянием реакции якоря (рис. 87, г).
§
Свойства синхронного генератора определяются характеристиками холостого хода, короткого замыкания, внешними и регулировочными.
Характеристика холостого хода синхронного генератора.Представляет собой график зависимости напряжения на выходе генератора в режиме х.х. U1 = E0от тока возбуждения Iв0 при n1 = const. Схема включения синхронного генератора для снятия характеристики х.х. приведена на рис. 88, а. Если характеристики х.х. различных синхронных генераторов изобразить в относительных единицах ¦(Iв*), то эти характеристики мало отличаются друг от друга и будут очень схожи с нормальной характеристикой х.х. (рис. 88, б), которую используют при расчетах синхронных машин:
Е*……………. 0,58 1,0 1,21 1,33 1,40 1,46 1,51
Iв*…………….. 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5
Здесь E* = E0/U1ном – относительная ЭДС фазы обмотки статора; I = Iв0/Iв0ном – относительный ток возбуждения; Iв0ном – ток возбуждения в режиме х.х., соответствующий ЭДС х.х. Е0 = U1ном.
Характеристика короткого замыкания.Характеристику трехфазного к.з. получают следующим образом: выводы обмотки статора замыкают накоротко (рис. 89, а) и при вращении ротора с частотой вращения n1постепенно увеличивают ток возбуждения до значения, при котором ток к.з. превышает номинальный рабочий ток статорной обмотки не более чем на 25% (I1к = 1,25×I1ном). Так как в этом случае ЭДС обмотки статора имеет значение, в несколько раз меньшее, чем в рабочем режиме генератора, и, следовательно, основной магнитный поток весьма мал, то магнитная цепь машины оказывается ненасыщенной. По этой причине характеристика к.з. представляет собой прямую линию (рис. 89, б). Активное сопротивление обмотки статора невелико по сравнению с ее индуктивным сопротивлением, поэтому, принимая r1 » 0, можно считать, что при опыте к.з. нагрузка синхронного генератора (его собственные обмотки) является чисто индуктивной. Из этого следует, что при опыте к.з. реакция якоря синхронного генератора имеет продольно-размагничивающий характер.
Рис. 88. Опыт холостого хода синхронного генератора
Векторная диаграмма, построенная для генератора при опыте трехфазного к.з., представлена на рис. 89, в. Из диаграммы видно, что ЭДС , индуцируемая в обмотке статора, полностью уравновешивается ЭДС продольной реакции якоря
и ЭДС рассеяния
:
.
Рис. 89. Опыт короткого замыкания синхронного генератора
При этом МДС обмотки возбуждения имеет как бы две составляющие: одна компенсирует падение напряжения , а другая компенсирует размагничивающее влияние реакции якоря
.
Характеристики к.з. и х.х. дают возможность определить значения токов возбуждения, соответствующие указанным составляющим МДС возбуждения. С этой целью характеристики х.х. и к.з. строят в одних осях (рис. 90), при этом на оси ординат отмечают относительные значения напряжения х.х. E* = E0/U1номи тока к.з. Iк* = I1к/I1ном. На оси ординат откладывают отрезок ОВ, выражающий в масштабе напряжения относительное значение ЭДС рассеяния . Затем точку Всносят на характеристику х.х. (точка В’) и опускают перпендикуляр B’Dна ось абсцисс. Полученная точка Dразделила ток возбуждения Iв0ном на две части: Iвх– ток возбуждения, необходимый для компенсации падения напряжения
,
и
– ток возбуждения, компенсирующий продольно-размагничивающую реакцию якоря.
Рис. 90. Определение составляющих тока к.з.
Один из важных параметров синхронной машины – отношение короткого замыкания (ОКЗ), которое представляет собой отношение тока возбуждения Iв0ном соответствующего номинальному напряжению при х.х., к току возбуждения Iв.к.ном,соответствующему номинальному току статора при опыте к.з. (рис. 89, б):
ОКЗ = Iв0ном/ Iв.к.ном. (20.34)
Для турбогенераторов ОКЗ = 0,4 ¸ 0,7; для раторов ОКЗ = 1,0 ¸ 1,4.
ОКЗ имеет большое практическое значение при оценке свойств синхронной машины: машины с малым ОКЗ менее устойчивы при параллельной работе, имеют значительные колебания напряжения при изменениях нагрузки, но такие машины имеют меньшие габариты и, следовательно, дешевле, чем машины с большим ОКЗ.
Внешняя характеристика.Представляет собой зависимость напряжения на выводах обмотки статора от тока нагрузки: U1 = ¦(I1) при Iв = const; cosφ1 = const; n1 = nном = const. На рис. 91, а представлены внешние характеристики, соответствующие различным по характеру нагрузкам синхронного генератора.
При активной нагрузке (cosφ1 = 1) уменьшение тока нагрузки I1сопровождается ростом напряжения U1, что объясняется уменьшением падения напряжения в обмотке статора и ослаблением размагничивающего действия реакции якоря по поперечной оси. При индуктивной нагрузке (cosφ1 < 1; инд.) увеличение U1при сбросе нагрузки более интенсивно, так как с уменьшением тока I1ослабляется размагничивающее действие продольной составляющей реакции якоря. Однако в случае емкостной нагрузки генератора (cosφ1 < 1; емк.) уменьшение I1сопровождается уменьшением напряжения U1, что объясняется ослаблением подмагничивающего действия продольной составляющей реакции якоря.
Изменение напряжения синхронного генератора, вызванное сбросом номинальной нагрузки при Iв = const и n1 = const, называется номинальным изменением (повышением) напряжения (%):
(20.35)
При емкостной нагрузке генератора сброс нагрузки вызывает уменьшение напряжения, а поэтому DU1номотрицательно.
В процессе эксплуатации синхронного генератора напряжение U1при колебаниях нагрузки поддерживается неизменным посредством быстродействующих автоматических регуляторов. Однако во избежание повреждения изоляций обмотки DUном не должно превышать 50%.
Рис. 91. Внешние (а) и регулировочные (б) характеристики синхронного генератора
Регулировочная характеристика.Она показывает, как следует изменять ток возбуждения генератора при изменениях нагрузки, чтобы напряжение на зажимах генератора оставалось неизменно равным номинальному: Iв = ¦(I1) при U1 = U1ном = const; n1 = nном = const и cosφ1 = const. На рис. 91, б представлены регулировочные характеристики синхронного генератора. При активной нагрузке (cosφ1 = 1) увеличение тока нагрузки I1сопровождается уменьшением напряжения U1,поэтому для поддержания этого напряжения неизменным по мере увеличения тока нагрузки I1следует повышать ток возбуждения. Индуктивный характер нагрузки (cosφ1 <1; инд.) вызывает более резкое понижение напряжения U1(рис. 91, а), поэтому ток возбуждения Iв, необходимый для поддержания U1 = U1ном, следует повышать в большей степени. При емкостном же характере нагрузки (cosφ1 < 1; емк.) увеличение нагрузки сопровождается ростом напряжения U1, поэтому для поддержания U1 = U1ном, ток возбуждения следует уменьшать.
Контрольные вопросы
1. Из каких участков состоит магнитная цепь явно полюсной синхронной машины?
2. В чем состоит явление реакции якоря?
3. Каково действие реакции якоря при активной, индуктивной и емкостной нагрузках синхронного генератора?
4. Какие ЭДС наводят в обмотке статора явнополюсного синхронного генератора магнитные потоки реакции якоря и каким индуктивным сопротивлениям эти ЭДС эквивалентны?
5. Почему характеристика к.з. синхронной машины имеет вид прямой линии?
6. Что такое ОКЗ и как влияет этот параметр на свойства синхронного генератора?
7. Что такое номинальное изменение напряжения при сбросе нагрузки и почему при емкостной нагрузке его величина отрицательна?
8. Определите изменение напряжения при сбросе нагрузки для примера 20.2, если генератор работал с нагрузкой, равной половине номинальной?
9. Какие виды потерь имеют место в синхронной машине?
Лекция № 16
§
На электрических станциях обычно устанавливают несколько синхронных генераторов, включаемых параллельно для совместной работы (рис. 92). Наличие нескольких генераторов вместо одного суммарной мощности дает преимущества, объясняемые теми же соображениями, которые были изложены применительно к параллельной работе трансформаторов.
При включении синхронного генератора в сеть на параллельную работу необходимо соблюдать следующие условия: ЭДС генератора в момент подключения его к сети должна быть равна и противоположна по фазе напряжению сети
, частота ЭДС генератора
должна быть равна частоте переменного напряжения в сети
; порядок следования фаз на выводах генератора должен быть таким же, что и на зажимах сети.
Приведение генератора в состояние, удовлетворяющее всем указанным условиям, называют синхронизацией. Несоблюдение любого из условий синхронизации приводит к появлению в обмотке статора больших уравнительных токов, чрезмерное значение которых может явиться причиной аварии.
Включить генератор в сеть с параллельно работающими генераторами можно или способом точной синхронизации, или способом самосинхронизации
Способ точной синхронизации. Сущность этого способа состоит в том, что, прежде чем включить генератор в сеть, его приводят в состояние, удовлетворяющее всем вышеперечисленным условиям. Момент соблюдения этих условий, т. е. момент синхронизации, определяют прибором, называемым синхроноскопом. По конструкции синхроноскопы разделяют на стрелочные и ламповые. Рассмотрим процесс синхронизации генераторов с применением лампового синхроноскопа, который состоит из трех ламп 1, 2, 3, расположенных в вершинах равностороннего треугольника.
При включении ламп по схеме «на погасание» (рис. 93, а) момент синхронизации соответствует одновременному погасанию всех ламп. Предположим, что звезда ЭДС генератора ;
;
вращается с угловой частотой
, превышающей угловую частоту вращения
звезды напряжений сети
;
;
. B этом случае напряжение на лампах определяется геометрической суммой
;
;
(рис. 93, б). В момент совпадения векторов звезды ЭДС с векторами звезды напряжений эта сумма достигает наибольшего значения, при этом лампы горят с наибольшим накалом (напряжение на лампах равно удвоенному напряжению сети). В последующие моменты времени звезда ЭДС обгоняет звезду напряжений и напряжение на лампах уменьшается.
Рис. 92. Включение синхронных генераторов на параллельную работу:
Г1– Г4 – синхронные генераторы, ПД1–ПД4 – приводные двигатели
В момент синхронизации векторы ЭДС и напряжений занимают положение, при котором ;
;
, т. е.
, и все три лампы одновременно гаснут (рис. 93, в). При большой разности угловых частот
и
лампы вспыхивают часто. Изменяя частоту вращения первичного двигателя, добиваются равенства
, о чем будет свидетельствовать погасание ламп на длительное время. В этот момент и следует замкнуть рубильник, после чего генератор окажется подключенным к сети.
Способ самосинхронизации. Ротор невозбужденного генератора приводят во вращение первичным двигателем до частоты вращения, отличающейся от синхронной не более чем на 2–5%, затем генератор подключают к сети. Для того чтобы избежать перенапряжений в обмотке ротора в момент подключения генератора к сети, ее замыкают на некоторое активное сопротивление. Так как в момент подключения генератора к сети его ЭДС равна нулю (генератор не возбужден), то под действием напряжения сети в обмотке статора наблюдается резкий бросок тока, превышающий номинальное значение тока генератора. Вслед за включением обмотки статора в сеть подключают обмотку возбуждения к источнику постоянного тока и синхронный генератор под действием электромагнитного момента, действующего на его ротор, втягивается в синхронизм, т. е. частота вращения ротора становится синхронной. При этом ток статора быстро уменьшается.
Рис. 93. Ламповый синхроноскоп
При самосинхронизации в генераторе протекают сложные электромеханические переходные процессы, вызывающие значительные механические воздействия на обмотки, подшипники и муфту, соединяющую генератор с турбиной. Влияние этих воздействий на надежность генератора учитывается при проектировании синхронных генераторов. Способ самосинхронизации (грубой синхронизации) обычно применяют в генераторах при их частых включениях. Этот способ прост и легко автоматизируется.
§
Обычно совместно на одну сеть работают несколько синхронных генераторов и мощность любого из них намного меньше суммарной мощности всех остальных генераторов. Будем считать, что синхронный генератор подключают на параллельную работу с другими генераторами, суммарная мощность которых настолько велика по сравнению с мощностью подключаемого генератора, что при любых изменениях параметров этого генератора напряжение сети и ее частота
остаются неизменными.
Рис. 94. Векторные диаграммы синхронного генератора, включенного на параллельную работу в сеть большой мощности:
а – при работе без нагрузки; б – при работе с нагрузкой
После подключения генератора в сеть при соблюдении всех условий синхронизации его ЭДС равна по значению и противоположна по фазе напряжению сети (рис. 94, а), поэтому ток в цепи генератора равен нулю, т. е. генератор работает без нагрузки. Механическая мощность приводного двигателя
в этом случае полностью затрачивается на покрытие потерь х.х.:
.
Отсутствие тока в обмотке статора синхронного генератора приводит к тому, что обмотка статора не создает вращающегося магнитного поля и в генераторе действует лишь магнитное поле возбуждения, вращающееся вместе с ротором с угловой частотой
, но не создающее электромагнитного момента.
Если же увеличить вращающий момент приводного двигателя то ротор машины, получив некоторое ускорение, сместится относительно своего первоначального положения на угол
в направлении вращения. На такой же угол в окажется сдвинутым вектор ЭДС генератора
относительно своего положения, соответствующего режиму х.х. генератора (рис. 94, б).
Рис. 95. К понятию об электромагнитном моменте синхронного генератора
В результате в цепи статора появится результирующая ЭДС , которая создаст в цепи обмотки статора генератора ток
. Если пренебречь активным сопротивлением обмотки статора и считать сопротивление этой обмотки чисто индуктивным, то ток
, отстает по фазе от
на угол 90° (рис. 94, б) и отстает по фазе от ЭДС
на угол
.
Ток создает магнитное поле, вращающееся синхронно с ротором и создающее вместе с полем ротора результирующее магнитное поле синхронной машины. Ось этого результирующего поля
не совпадает с продольной осью полюсов ротора
: в синхронном генераторе ось полюсов ротора
опережает ось результирующего поля машины
на угол
(рис. 95, а).
Известно, что разноименные магнитные полюсы взаимно притягиваются, поэтому между намагниченными полюсами ротора и неявно выраженными полюсами вращающегося поля статора возникают силы магнитного притяжения (рис. 95, б).
Вектор этой силы на каждом полюсе ротора, направленный под углом к оси полюса, имеет две составляющие:
– нормальная составляющая, направленная по оси полюсов, и
– тангенциальная составляющая, направленная перпендикулярно оси полюсов ротора. Совокупность тангенциальных составляющих
, на всех полюсах ротора создает на роторе синхронного генератора электромагнитный момент, направленный встречно вращающемуся магнитному полю:
, (21.1)
где – диаметр ротора.
Из полученного выражения следует, что электромагнитный момент синхронной машины является синусоидальной функцией угла и может быть представлен выражением
, (21.2)
где: – максимальное значение электромагнитного момента, соответствующее значению угла
эл. град.
Электромагнитный момент , возникающий на роторе генератора, направлен встречно вращающему моменту приводного двигателя
, т. е. он является тормозящим моментом. На преодоление этого момента затрачивается часть мощности приводного двигателя, которая представляет собой электромагнитную мощность
, (21.3)
где – угловая частота вращения ротора.
Таким образом, с появлением тока в обмотке статора синхронного генератора, работающего параллельно с сетью, генератор получает электрическую нагрузку, а приводной двигатель (турбина, дизельный двигатель и т. п.) получает дополнительную механическую нагрузку. При этом механическая мощность приводного двигателя
расходуется не только на покрытие потерь х.х. генератора
, но и частично преобразуется в электромагнитную мощность генератора
, т. е.
. (21.4)
Следовательно, электромагнитная мощность синхронного генератора представляет собой электрическую активную мощность, преобразованную из части механической мощности приводного двигателя:
Что же касается активной мощности на выходе синхронного генератора , отдаваемой генератором в сеть, т. е.
,
то она меньше электромагнитной мощности на значение, равное сумме электрических потерь в обмотке статора
и добавочных потерь
при нагрузке
. (21.5)
Следовательно, мощность на выходе синхронного генератора (активная нагрузка) при его параллельной работе с сетью регулируется изменением вращающего момента
приводного двигателя:
,
где: – угловая синхронная скорость вращения ротора синхронной машины, рад/с.
Если все слагаемые уравнения (21.4) разделить на угловую частоту , то получим уравнение моментов
. (21.6)
Из этого уравнения следует, что вращающий момент развиваемый приводным двигателем на валу генератора, равен сумме противодействующих моментов: момента х.х.
, обусловленного потерями х.х.
, и электромагнитного момента
, обусловленного нагрузкой генератора.
Момент х.х. Мо для данного генератора постоянен , поэтому нагрузка синхронного генератора возможна лишь за счет вращающего момента приводного двигателя, когда его значение превышает момент х.х., т. е. при
§
Электромагнитная мощность неявнополюсного синхронного генератора при его параллельной работе с сетью
, (21.7)
где – угол, на который продольная ось ротора смещена относительно продольной оси результирующего поля машины (рис. 21.4).
Электромагнитная мощность явнополюсного синхронного генератора
, (21.8)
где – синхронные индуктивные сопротивления явнополюсной синхронной машины по продольной и поперечной осям соответственно, Ом.
Разделив выражения (21.7) и (21.8) на синхронную частоту вращения , получим выражения электромагнитных моментов:
неявнополюсной синхронной машины
; (21.9)
явнополюсной синхронной машины
, (21.10)
где – электромагнитный момент, Н·м.
Анализ выражения (21.10) показывает, что электромагнитный момент явнополюсной машины имеет две составляющие: одна из них представляет собой основную составляющую электромагнитного момента
, (21.11)
другая – реактивную составляющую момента
. (21.12)
Основная составляющая электромагнитного момента явнополюсной синхронной машины зависит не только от напряжения сети
, но и от ЭДС
, наведенной магнитным потоком вращающегося ротора Ф в обмотке статора:
. (21.13)
Это свидетельствует о том, что основная составляющая электромагнитного момента зависит от магнитного потока ротора:
. Отсюда следует, что в машине с невозбужденным ротором
основная составляющая момента
.
Реактивная составляющая электромагнитного момента не зависит от магнитного потока полюсов ротора. Для возникновения этой составляющей достаточно двух условий: во-первых, чтобы ротор машины имел явновыраженные полюсы
и, во-вторых, чтобы к обмотке статора было подведено напряжение сети
. Подробнее физическая сущность реактивного момента.
При увеличении нагрузки синхронного генератора, т. е. с ростом тока происходит увеличение угла
, что ведет к изменению электромагнитной мощности генератора и его электромагнитного момента. Зависимость результирующего электромагнитного момента или электромагнитной мощности
от угла
представленная графиком 3, называется угловой характеристикой синхронной машины.
Максимальное значение электромагнитного момента соответствует критическому значению угла
.
Как видно из результирующей угловой характеристики (график 3), при увеличении нагрузки синхронной машины до значений, соответствующих углу , синхронная машина работает устойчиво. Объясняется это тем, что при
рост нагрузки генератора (увеличение
) сопровождается увеличением электромагнитного момента. В этом случае любой установившейся нагрузке соответствует равенство вращающего момента первичного двигателя
сумме противодействующих моментов, т. е.
. В результате частота вращения ротора остается неизменной, равной синхронной частоте вращения.
Рис. 96. Угловая характеристика синхронного генератора
При нагрузке, соответствующей углу , электромагнитный момент
уменьшается, что ведет к нарушению равенства вращающего и противодействующих моментов. При этом избыточная (неуравновешенная) часть вращающего момента первичного двигателя
вызывает увеличение частоты вращения ротора, что ведет к нарушению условий синхронизации (машина выходит из синхронизма).
Электромагнитный момент, соответствующий критическому значению угла , является максимальным
.
Для явнополюсных синхронных машин эл. град.
Угол можно определить из формулы
. (21.14)
Здесь
. (21.15)
У неявнополюсных синхронных машин , а поэтому угловая характеристика представляет собой синусоиду и угол
.
Отношение максимального электромагнитного момента к номинальному
, называется перегрузочной способностью синхронной машины или коэффициентом статической перегружаемости:
. (21.16)
Пренебрегая реактивной составляющей момента, можно записать
, (21.17)
т. е. чем меньше угол , соответствующий номинальной нагрузке синхронной машины, тем больше ее перегрузочная способность. Например, у турбогенератора
, что соответствует
.
§
Рассмотрим работу синхронного генератора, если после подключения его к сети для параллельной работы изменить ток в его обмотке возбуждения, оставив неизменным вращающий момент приводного двигателя? Предположим, что генератор после подключения на сеть работает без нагрузки и его ЭДС уравновешивает напряжение сети
. Если при этом увеличить ток в обмотке возбуждения, т. е. перевозбудить машину, то ЭДС
увеличится до значения
в цепи генератора появится избыточная ЭДС
(рис. 97, а), вектор которой совпадает по направлению с вектором ЭДС
. Ток
, вызванный ЭДС
, будет отставать от нее по фазе на 90° (поскольку
). По отношению к ЭДС
этот ток также будет отстающим (индуктивным). С увеличением перевозбуждения значение реактивного (индуктивного) тока увеличится.
Если же после того, как генератор подключен к сети, уменьшить ток возбуждения, т. е. недовозбудить машину, то ЭДС уменьшится до значения
и в цепи генератора опять будет действовать избыточная ЭДС
. Теперь вектор этой ЭДС будет совпадать по направлению с вектором напряжения сети
(рис. 97, б), и поэтому ток
, вызванный этой ЭДС и отстающий от нее по фазе на 90°, будет опережающим (емкостным) по отношению к ЭДС генератора
.
Рис. 97. Векторные диаграммы ЭДС синхронного генератора,
включенного на параллельную работу
Показанное на векторных диаграммах можно объяснить следующим. При перевозбуждении генератора увеличивается МДС возбуждения . Это сопровождается появлением в обмотке статора реактивного тока
, который по отношению к ЭДС является отстающим (индуктивным). Вызванная этим током продольно-размагничивающая реакция якоря компенсирует избыточную МДС возбуждения так, что ЭДС генератора остается неизменной. Такой же процесс происходит и при недовозбуждении генератора с той лишь разницей, что в обмотке появляется опережающий (емкостный) ток
, а вызванная этим током продольно-намагничивающая реакция якоря компенсирует недостающую МДС возбуждения.
Следует иметь в виду, что ток , отстающий по фазе от ЭДС
, по отношению к напряжению сети
является опережающим током и, наоборот, ток
, опережающий по фазе ЭДС
, является отстающим по отношению к напряжению
.
Рис 98. U – образные характеристики синхронного генератора
Если при всех изменениях тока возбуждения вращающий момент приводного двигателя остается неизменным, то также неизменной остается активная мощность генератора:
.
Из этого выражения следует, что при активная составляющая тока статора
.
Таким образом, степень возбуждения синхронного генератора влияет только на реактивную составляющую тока статора. Что же касается активной составляющей тока , то она остается неизменной.
Зависимость тока статора от тока в обмотке возбуждения
при неизменной активной нагрузке генератора выражается графически U – образной кривой. На рис. 98 представлены U – образные характеристики
при
, построенные для разных значений активной нагрузки:
;
и
. U – образные характеристики синхронного генератора показывают, что любой нагрузке генератора соответствует такое значение тока возбуждения
, при котором ток статора
, становится минимальным и равным только активной составляющей:
. В этом случае генератор работает при коэффициенте мощности
. Значения тока возбуждения, соответствующие
при различной нагрузке генератора, показаны на рис. 98 пунктирной кривой. Некоторое отклонение этой кривой вправо указывает на то, что при увеличении нагрузки ток возбуждения, соответствующий
, несколько возрастает. Объясняется это тем, что при росте нагрузки необходимо некоторое увеличение тока возбуждения, компенсирующее активное падение напряжения.
Необходимо иметь в виду, что при постепенном уменьшении тока возбуждения наступает такое минимальное его значение, при котором магнитный поток обмотки возбуждения оказывается настолько ослабленным, что синхронный генератор выпадает из синхронизма – нарушается магнитная связь между возбужденными полюсами ротора и вращающимся полем статора. Если соединить все точки минимально допустимых значений тока возбуждения на U – образных характеристиках (штриховая линия в левой части рис. 98), то получим линию предела устойчивости работы синхронного генератора при недовозбуждении.
С точки зрения уменьшения потерь генератора наиболее выгодным является возбуждение, соответствующее минимальному току статора, т. е. когда . Но в большинстве случаев нагрузка генератора имеет индуктивный характер и для компенсации индуктивных токов (отстающих по фазе от напряжения сети) приходится несколько перевозбуждать генератор, создавая условия, при которых ток статора
, опережает по фазе напряжение сети
. Следует отметить, что для сохранения
, неизменным при изменениях активной нагрузки генератора требуется одновременное изменение тока возбуждения генератора.
Лекция № 17
§
В соответствии с принципом обратимости электрических машин синхронная машина может работать не только в режиме генератора, но и в режиме двигателя, т. е. потреблять из сети электрическую энергию и преобразовывать ее в механическую.
Для объяснения принципа работы синхронного двигателя представим себе синхронный генератор, включенный на параллельную работу в сеть большой мощности.
Допустим, приводной двигатель вращает ротор генератора против часовой стрелки с угловой скоростью . При этом нагрузка генератора такова, что продольная ось полюсов ротора
смещена относительно оси вращающегося поля
на угол
в направлении вращения ротора (рис. 99, справа). Вращающий момент приводного двигателя
уравновешивается суммой электромагнитного момента генератора
и момента х.х.
. На угловой характеристике этому режиму генератора соответствует точка Г.
Если уменьшать вращающий момент , то нагрузка генератора начнет также уменьшаться, при этом будет уменьшаться угол
, а следовательно, и ток статора
. В итоге снизится величина электромагнитного момента
и при вращающем моменте
угол
, т. е. генератор будет работать в режиме х.х.
и ЭДС генератора
окажется в противофазе с напряжением сети
. Этому режиму на угловой характеристике соответствует точка пересечения осей координат (точка О на рис. 99). Если же вал синхронной машины отсоединить от приводного двигателя и создать на этом валу тормозной момент, т.е. момент нагрузки
, направленный встречно вращению ротора машины, то произойдет смещение вектора ЭДС
на угол –
относительно его положения в режиме х.х. в сторону отставания (рис. 99, слева). При этом в цепи обмотки статора появится результирующая ЭДС
, которая создаст в обмотке статора ток
, отстающий по фазе от ЭДС
на угол 90° (предполагается
) и отстающий по фазе от напряжения сети
на угол
, (в генераторном режиме ток
, отстает по фазе от ЭДС
на угол
).
Рис. 99. Переход синхронной машины из генераторного режима в двигательный
Ток создает магнитное поле, вращающееся синхронно с ротором, ось которого
смещена относительно продольной оси полюсов ротора
на угол –
. Допустим, работа двигателя происходит в режиме точки Д на угловой характеристике (рис. 99, слева), что соответствует углу –
. Возникшие при этом тангенциальные составляющие сил магнитного взаимодействия полюсов
создадут на роторе двигателя электромагнитный момент
, направленный согласно с вращающим магнитным полем и приводящий ротор во вращение с синхронной частотой
. При этом синхронная машина будет потреблять из сети электрическую энергию и преобразовывать ее в механическую энергию вращения. Вращающий электромагнитный момент
преодолевает момент х.х.
и создает на валу двигателя полезный момент
, под действием которого приводится во вращение исполнительный механизм:
.
Все значения момента на угловой характеристике синхронного двигателя откладываются в отрицательном направлении оси ординат, так как при переходе синхронной машины из генераторного режима в двигательный электромагнитный момент меняет свое направление. Также отрицательной становится мощность синхронного двигателя, которая поступает из сети в машину, а не из машины в сеть, как это происходит в генераторном режиме. Оперирование с отрицательными значениями мощностей и моментов крайне неудобно, поэтому при рассмотрении синхронных двигателей условно будем принимать моменты и мощности положительными, помня при этом изложенное ранее о направлении этих параметров.
Рис. 100. Угловая характеристика синхронного двигателя
Электромагнитная мощность синхронного двигателя определяется выражениями (21.7) и (21.8), а электромагнитный момент – (21.9) и (21.10).
Угловые характеристики электромагнитного момента и его составляющих
и
представлены на рис. 100. Эти характеристики отличаются от угловых характеристик генератора (см. рис. 96) лишь тем, что располагаются в третьем квадранте осей координат, т. е. определяются отрицательными значениями углов
и моментов
и
, а также момента
при
.
Таким образом, в общем виде угловая характеристика синхронной машины представляет собой две полуволны результирующего момента : положительную, соответствующую генераторному режиму работы (см. рис. 96), и отрицательную, соответствующую двигательному режиму работы (рис. 100). Переход машины из одного режима работы в другой происходит при
.
Устойчивая работа синхронного двигателя соответствует участку угловой характеристики (рис. 100) при .
Отношение максимального электромагнитного момента к номинальному
[см. (21.16)] определяет перегрузочную способность синхронного двигателя
.
Обычно перегрузочная способность синхронных двигателей , что при номинальной нагрузке двигателя соответствует
эл. град.
Ротор синхронного двигателя может вращаться только с синхронной частотой . Чтобы убедиться в этом, достаточно предположить, что ротор двигателя начнет вращаться с частотой
. В какой-то момент времени намагниченные полюсы ротора расположатся против одноименных полюсов вращающегося магнитного поля статора и тогда нарушится магнитная связь между намагниченными полюсами ротора и полюсами вращающегося поля статора, так как их одноименные полюсы будут взаимно отталкиваться и ротор, перестав испытывать устойчивое действие вращающего электромагнитного момента, остановится.
Вращение ротора синхронных двигателей только с синхронной частотой составляет характерную особенность этих двигателей и часто определяет область их применения (например, для привода устройств, требующих стабильной частоты вращения).
При изменениях нагрузки на валу синхронного двигателя меняется угол . При этом ротор вследствие инерции вращающихся масс агрегата не сразу занимает положения, соответствующие новой нагрузке, а некоторое время совершает колебательные движения. Таким образом, в синхронном двигателе, так же как и в генераторе, имеют место колебания.
По своей конструкции синхронные двигатели в принципе не отличаются от синхронных генераторов, но все же имеют некоторые особенности. Их изготовляют преимущественно явнополюсными с полюсов; воздушный зазор делают меньшим, чем в генераторах такой же мощности, что способствует улучшению ряда параметров двигателя, в частности уменьшению пускового тока; демпферную (успокоительную) обмотку выполняют стержнями большего сечения, так как при пуске двигателя она является пусковой обмоткой; ширина полюсного наконечника достигает
вместо
в генераторах. Поэтому, несмотря на свойство обратимости, синхронные машины, выпускаемые промышленностью, имеют обычно целевое назначение – либо это синхронные генераторы, либо синхронные двигатели.
§
U – образные характеристики. В процессе работы синхронного двигателя в его обмотке статора наводятся ЭДС, сумма которых [см. (20.29)] приблизительно равна подведенному к обмотке статора напряжению сети
. Эта сумма ЭДС эквивалентна результирующему магнитному полю, вызванному действием двух магнитодвижущихся сил: возбуждения
и статора
.
При неизменном напряжении сети результирующее магнитное поле постоянно. Поэтому при изменении МДС возбуждения
(изменении тока возбуждения
) МДС статора
изменяется таким образом, чтобы их совместное действие оставалось неизменным, т. е. чтобы оставалось неизменным результирующее магнитное поле синхронного двигателя. Это изменение МДС
может происходить только за счет изменения величины и фазы тока статора
, т. е. за счет изменения реактивной составляющей тока статора
.
Например, при увеличении тока возбуждения , начиная от наименьшего его значения
возрастает МДС ротора, при этом МДС статора уменьшается. Это уменьшение МДС происходит при уменьшении индуктивной (по отношению к напряжению сети
) составляющей тока статора
, которая оказывает на магнитную систему подмагничивающее влияние.
При этом полный ток статора уменьшается, а коэффициент мощности двигателя
, увеличивается. При некотором значении тока возбуждения
индуктивная составляющая тока статора падает до нуля. При этом ток статора достигнет минимального (при данной нагрузке) значения, так как станет чисто активным
, а коэффициент мощности
.
Увеличение тока возбуждения сверх значения , т. е. перевозбуждение двигателя, вызовет увеличение тока
, но теперь этот ток будет опережающим (емкостным) по отношению к напряжению
. Таким образом, при недовозбуждении
синхронный двигатель работает с отстающим током, а при пе-ревозбуждении
– с опережающим. Зависимость тока статора от тока возбуждения для синхронного двигателя представлена U – образными характеристиками (рис. 103).
То есть, синхронный двигатель является генератором реактивного тока: индуктивного по отношению к напряжению сети при недовозбуждении и емкостного при перевозбуждении. Указанная способность синхронных двигателей является их ценным качеством, которое используют для повышения коэффициента мощности электрических установок.
Аналогично синхронному генератору, включенному на параллельную работу с сетью, синхронный двигатель имеет предел устойчивости при минимальном токе возбуждения (штриховая линия в левой части рис. 103).
Рабочие характеристики. Рабочие характеристики синхронного двигателя представляют собой зависимость частоты вращения ротора , потребляемой мощности
полезного момента
, коэффициента мощности
и тока в обмотке статора
от полезной мощности двигателя
(рис. 104). Частота вращения ротора
всегда равна синхронной частоте
, поэтому график
имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс, Полезный момент на валу синхронного двигателя
. Так как рабочие характеристики снимают при условии
, то график
имеет вид прямой, выходящей из начала координат. Мощность на входе двигателя
. С ростом нагрузки на валу двигателя увеличиваются также и потери
поэтому потребляемая мощность
растет быстрее полезной мощности
и график
имеет несколько криволинейный вид.
Вид графика зависит от вида настройки тока возбуждения: если в режиме х.х. ток возбуждения установлен таким, что
, то с ростом нагрузки коэффициент мощности снижается, если же установить
при номинальной нагрузке, то при недогрузке двигатель будет забирать из сети реактивный опережающий ток, а при перегрузке – отстающий. Обычно устанавливают ток возбуждения таким, чтобы
при средней нагрузке (рис. 22.6). В этом случае коэффициент мощности во всем диапазоне нагрузок остается достаточно высоким. Если же установить ток в обмотке возбуждения синхронного двигателя таким, чтобы
был при нагрузке несколько превышающей номинальную, то при номинальной нагрузке
и двигатель будет потреблять из сети опережающий по отношению к напряжению сети ток, что приведет к повышению коэффициента мощности этой сети. В этом отношении синхронные двигатели выгодно отличаются от асинхронных, работающих с отстающим по фазе током (особенно при недогрузке двигателя) и снижающих энергетические показатели питающей сети.
Рис. 103. U – образные характеристики Рис. 104. Рабочие характеристики
синхронного двигателя синхронного двигателя
Ток в обмотке статора двигателя . Из этого выражения видно, что ток
с увеличением нагрузки на валу двигателя растет быстрее, чем потребляемая мощность
, вследствие уменьшения
.
Так как ротор синхронного двигателя вращается в ту же сторону, что и поле статора, то направление вращения ротора определяется порядком следования фаз линейных проводов, подведенных к обмотке статора, и порядком расположения фаз обмотки статора. Для изменения направления вращения трехфазного синхронного двигателя необходимо переключить два линейных привода, подведенных из сети к выводам обмотки статора.
В заключение необходимо отметить, что синхронные двигатели по сравнению с асинхронными имеют преимущество, заключающееся в том, что они могут работать с , не создавая в питающей сети индуктивных токов, вызывающих дополнительные потери энергии. Более того, при работе с перевозбуждением синхронные двигатели создают в сети емкостный ток, чем способствуют повышению коэффициента мощности энергосистемы в целом. Другое достоинство синхронных двигателей состоит в том, что, как это следует из (21.11), основная составляющая электромагнитного момента пропорциональна напряжению сети
, а у асинхронных двигателей электромагнитный момент пропорционален
[см. (13.14)]. По этой причине при понижении напряжения в сети синхронные двигатели сохраняют большую перегрузочную способность, чем асинхронные.
К недостаткам синхронных двигателей относятся их более сложная конструкция и повышенная стоимость по сравнению с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором. Кроме того, для работы синхронного двигателя требуется устройство для питания постоянным током обмотки возбуждения.
Опыт эксплуатации показал, что применение синхронных двигателей общего назначения наиболее целесообразно при мощности 200 кВт и более в установках, не требующих частых пусков и регулирования частоты вращения (мощные насосы, вентиляторы, компрессоры и т. п.).
Контрольные вопросы
1. Чем ограничивается область устойчивой работы синхронного двигателя?
2. Объясните процесс пуска синхронного двигателя?
3. Как регулируется коэффициент мощности синхронного двигателя?
4. Каково назначение синхронного компенсатора?
5. Каковы достоинства и недостатки синхронных двигателей по сравнению с асинхронными?