Содержание
Почему при открывании крышки топливного бака возникает шипение
Многие автомобилисты порой сталкиваются с дефектами в автомобиле, которые исправляются очень быстро. Но есть и такие поломки, которые скрываются и в конце приводят к неисправности всего механизма. Однако, существуют некоторые сигналы, по которым можно обнаружить дефект еще на начальном этапе.
Порой пробка бензобака пшикает и не все автомобилисты понимают, что это означает. До этого автомобиль вел себя исправно, да и в дороге не случалось никаких неприятностей, а тут начинает шипеть бензобак. Многие закрывают на это глаза, ведь дополнительных дефектов в машине не наблюдается, и очень зря. Вопрос уже настолько распространился, что можно было бы давно написать целую книгу по нему. Однако, на различных форумах и группах он раскрывается лишь поверхностно. Согласитесь, что типичный ответ вроде «проверь вентиляцию бака» не дает вообще никакого понимания о проблеме. Проверил, а что, собственно, потом делать? Рассмотрим ситуацию детально и приведем несколько примеров из жизни.
В чем может крыться причина шипения. Ответ очевиден — это происходит из-за избыточного давления паров в топливе. Такая ситуация наблюдается, когда неисправна система вентиляции.Напомним, что топливный бак — это герметичный резервуар. У него есть только два выхода во внешнее пространство — заливная горловина и топливные магистрали. Все было бы хорошо, если бы не один нюанс. Когда транспортное средство находится в движении, температура в баке изменяется — она может становиться как больше, так и меньше. Когда запускается мотор, показатель идет вверх. Но что происходит с парами топлива, которые в этот момент находятся внутри? По законам физики, их объем начинает увеличиваться. Чтобы была компенсация увеличивающегося давления, производители придумали использовать систему вентиляции топливного бака.
Куда отводятся пары. Они направляются прямо в систему питания силовой установки. Простыми словами, пары разжигаются в цилиндрах, когда перемешиваются с воздухом, направленным с улицы. В итоге получаются одни плюсы — и бак целый, и экологи довольны.
Откуда появляется пшик. В процессе эксплуатации система вентиляции бака начинает засоряться и не проводит пары из бака. В большинстве случаев вся вина заключается в забитом грязью адсорбере топливных паров. Это элемент, который расположен в системе и пропускает через себя пары, отделяя от них жидкость. Когда данный девайс перестает работать, в баке начинает формироваться излишнее давление. Именно поэтому, при откручивании крышки бензобака, слышится такой звук.
В чем опасность. Конечно, вероятность того, что лопнет бак, слишком низкая. А вот на работу силового агрегата это сильно повлияет. Дело в том, что блок управления двигателем рассчитан на то, чтобы подмешивать газы из бака. Когда последние не поступают в систему, мотор начинает работать в сбитом темпе. Все это может начинаться нестабильными холостыми оборотами и заканчиваться подтупливанием машины во время движения.
Многие автомобилисты задаются вопросом — как тогда пользоваться автомобилем. Ответ очевиден — нужно чинить и чистить систему вентиляции.
Итог. При открывании крышки топливного бака очень часто можно услышать шум. Он возникает из-за забитой системы вентиляции.
В чем опасность
Проблемы возникнут при неполадках в вентиляции. Увеличение давления до опасной величины маловероятно, для этого бак пришлось бы искусственно кипятить, а вот падение произойдёт по вполне естественным причинам.
В баке установлен электрический бензонасос, постоянно откачивающий часть топлива для питания двигателя автомобиля.
Если не производить проветривание бака, то есть сообщение его с атмосферой, то образуется такое разрежение, что бак потеряет форму, его сдавит окружающая среда с усилием в пределе до 1 килограмма на каждый квадратный сантиметр.
Реально намного меньше, но достаточно, чтобы испортить дорогую деталь.
Из-за чего возникает шипение при открытии крышки бензобака
С одинаковым шипящим звуком воздух может как входить внутрь при открывании пробки, так и выходить. Величина и знак давления зависят от многих факторов:
- при штатном расходовании бензина во время поездки незанятый им объём бака растёт, следовательно, при условной герметичности давление будет падать;
- оно также зависит от температуры, незначительно расширяется топливо, но куда больше срабатывает рост давления газа и количество паров горючего в нём, в физике используется термин парциальных составляющих;
- герметичность реальной топливной системы действительно условная, поскольку приняты меры к вентиляции бака, но в оборудовании, реализующем эти меры, могут возникать неисправности, после чего шипение усиливается до очень заметного и пугающего.
Можно сказать, что небольшое шипение при определённых условиях предусмотрено конструктивно и не является признаком неисправности.
Прочитай: Из-за чего машина жрет много топлива
Принцип работы вентиляции большинства машин имеет пороговые величины, срабатывание разгерметизации происходит при перешагивании через эти пороги. Численно они невелики и сохранности формы бензобака или нормальной работе бензонасоса не угрожают.
Каким образом отводятся пары бензина
Система вентиляции бака с введением норм экологии сильно усложнилась. В неё ввели адсорбер – устройство для сбора паров бензина из газов, обмениваемых с атмосферой.
Попутно появились несколько узлов, обслуживающих его работу. Особо продвинутые системы располагают даже датчиком давления в топливном баке, что вполне логично с точки зрения теории автоматического электронного управления, но для массовых конструкций выглядит излишеством.
Раньше вполне нормально справлялись так называемые двухходовые клапаны, открывающиеся при небольших давлениях в обе стороны, на впуск и выпуск газа.
Поскольку просто сбросить излишки в атмосферу нельзя, то предварительно надо выбрать из них пары бензина, то есть газовую фазу топлива. Для этого полость танка сообщается сначала с сепаратором – это бачок, где остаётся бензиновая пена, то есть не совсем газ, а затем уже и адсорбером. Он содержит активированный уголь, успешно отделяющий углеводороды от атмосферного воздуха.
Вечно накапливать пары бензина нельзя, как и добиться их конденсации и слива, поэтому очищается адсорбер в режиме продувки.
Электроника коммутирует соответствующие клапаны, угольная начинка обдувается забортным отфильтрованным воздухом, после чего он уже в насыщенном топливом виде поступает за дроссель во впускной коллектор.
Бензин будет израсходован строго по назначению, редкий случай, когда интересы экономики и экологии выполняются одновременно.
Можно ли ездить с открытой крышкой бензобака
Кажущаяся после освещения простота вопроса не решит общей задачи – каким должно быть шипение, когда и при каких обстоятельствах можно говорить о неисправности.
Самые современные системы управления двигателем отреагируют сами, запустив аварийную диагностику давления в баке. У всех прочих придется реагировать интуитивно, по ситуации, запомнив, как машина шипит из бака, будучи исправной.
Тебе на заметку: Что делать если не работает указатель уровня топлива
Очевидными проблемами станут запах бензина в салоне и деформация бака. Последнее станет следствием громкого хлопка при открывании пробки. Особенно у пластиковых баков.
Ситуация редкая, поскольку помимо штатной вентиляции, достаточно надёжной, есть и аварийные клапаны чисто механической конструкции.
Куда-то недалеко доехать с приоткрытой крышкой бака можно, соблюдая предосторожности. В частности, при поворотах и кренах бензин может просто выплёскиваться наружу со всеми возможными последствиями.
Да и во внутрь бака будет попадать пыль, грязь и влага, что крайне неблагоприятно для тонкой топливной системы с её насосами, регуляторами и форсунками.
При упорном нежелании отремонтировать и загерметизировать бак придётся потратиться значительно больше на ремонт системы впрыска и её обеспечения.
Как временное решение может сойти, только в пути надо периодически приоткрывать пробку и снова затягивая, обращая внимание на интенсивность шипения.
Подведём итоги
До сих пор единого мнения о том, считается ли шипение из бензобака при открытии крышки неисправностью или нормальным явлением, на сегодняшний день нет. Автовладельцу при наличии таких звуков из бензобака следует наблюдать за автомобилем, и если у него увеличился расход топлива или в салоне имеется стойкий запах бензина, то в подобном случае проблема скорее всего в адсорбере, который потребует соответствующей замены.
26.08.2022