С чего начиналась «Нива»: золотые крупицы истории | MAXIM

С чего начиналась «нива»: золотые крупицы истории

«Нива» обросла массой историй, и немудрено: она стоит на производстве с 1977 года практически без изменений. Не знаем точно, но это похоже на мировой рекорд. Временами старушка попадает во всякие иностранные рейтинги самых крепких автомобилей (мы тоже такой делали, вот он: «Самые неубиваемые автомобили»). Это, конечно, недоразумение. Ресурс у нее небольшой, а кузов несущий, поэтому классическая трагедия на бездорожье — отрыв задней части «Нивы» от остального кузова вследствие сильного рывка тросом.

Однако при бережной эксплуатации «Нива» может долго служить верой и правдой. Она, правда, печальна в плане эргономики и динамики, но к этому привыкаешь. Зато проходимость у нее фантастическая. Как, впрочем, и биография. Мы уже писали о ней: «9 фактов о „Ниве“, лучшем автомобиле СССР», но про такую модель в одной статье не расскажешь.

Ваз-2121 начало и модернизации

Первый экспериментальный ВАЗ-Э2121 увидел свет в 1971 году.
Причём его внешний вид был очень далек от того, к чему мы привыкли
за сорок лет. Это был не автомобиль, а скорее шасси с простейшим
оперением, на котором отрабатывалась концепция нового автомобиля —
внедорожник не имел рамы, что в то время считалось неслыханной
конструкторской дерзостью.

Изначально машину планировалось
оснастить мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами,
задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления
в шинах, но в дальнейшем решили создать более простой вариант с
большой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом
моделями, что экономически было оправданно.

Этот прототип позволил
конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова значительно
сократить сроки создания автомобиля. Хватит ли двигателя объемом
1,6 литра, достаточно ли надежна коробка, требуется ли машине
блокировка межосевого дифференциала и понижающие передачи?

фото ВАЗ-2121 первый прототип

«нива» и экстрим

Разумеется, как и УАЗ в свое время, «Нива» одержала немало выдающихся побед. Вот, например, в 1998 году на ней удалось вскарабкаться на Эверест. Конечно, не на самую вершину, но испытатели вполне успешно и самостоятельно добрались до базового лагеря, а он был на высоте 5 200 метров.

Потом, годом позже, этот рекорд был побит еще на полкилометра – в Гималаях, на Тибетском плато: 5726 метров. К слову, англичане тоже отправили в горы свой знаменитый Land Rover, и он даже достиг на Эльбрусе отметки в 5642 метра, правда, заехал туда далеко не сам, а его втащили тросами и лебедками.

Потом «Нива» достигла самой высокой точки священной японской горы Фудзияма. Потом, все в том же 98-м, наш внедорожник покорил Северный полюс. Это было и вовсе феерично: «Ниву» спустили на арктические льды с помощью парашюта, и она там завелась и доехала до условной крайней точки Земли.

Обыкновенная советская «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде. Ее привезли нашим полярникам в далеком 1990 году. И хотя общий пробег за эти годы составил порядка 12 000 километров, но можно вообразить себе, в каких условиях! Ведь ни дорог, ни тепла в Антарктиде нет — только снег. Красная «Нива» стала первым колесным транспортным средством, которое использовалось для связи между станциями.

Ваз-2121 за границей

Помимо продажи на родине, «Нива» активно продвигалась и на зарубежных рынках. За сорок лет более 500 тыс. внедорожников было отправлено за границу. Неприхотливый, но при этом достаточно комфортабельный внедорожник приглянулся покупателям более чем в 100 странах мира.

Импортеры активно переоборудовали автомобиль, делая из него пикапы, кабриолеты, стилизуя его по моде. Помимо этого, сборка модели была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре. Экспортировалась «Нива» даже в Японию, став единственным советским автомобилем, официально продававшимся в этой стране.

фото ВАЗ-2121 импорт

Ваз-2121 завершение выпуска

В 2001 году история ВАЗ-2121 как «Нивы» завершилась. Обладателем исключительной лицензии на товарный знак «Нива» стало СП «Джи Эм — АвтоВАЗ». Но история самого автомобиля продолжилась и продолжается под именем LADA 4X4.

В 1990 году началось производство модификации с двигателем ВАЗ-21214 с центральным впрыском топлива. Внесение большинства изменений в конструкцию двигателя связано с переходом на систему впрыска, введением элементов, обеспечивающих выполнение экологических норм Евро-2 и использованием гидрокомпенсаторов. Установка на автомобиль ГУРа потребовала дополнительной доработки элементов двигателя.

Ваз-2121 награды и достижения

В 1978 году ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. Немало на счету «Нивы» и рекордов. Так, в 1998 году Нива своим ходом поднялась на Эверест, на высоту 5200 метров, в том же году, будучи сброшенной с парашютом, она оказалась в Арктике и своим ходом добралась до Северного полюса, а уже в следующем году забралась в Гималаи на высоту 7260 метров.

Побывала она и на Фудзияме. О надежности машины говорит и то, что серийный автомобиль смог отработать без серьезных поломок целых 15 лет в Антарктиде на станции «Беллинсгаузен». И это при полном отсутствии дорог. Немало на счету «Нивы» и спортивных достижений: многократное участие в ралли «Париж–Дакар», ралли «Атлас», «Камерунское ралли» и прочие заслуги.

фото ВАЗ-2121 дакар

Ваз-2121 салон

фото ВАЗ-2121 салон

Ваз-2121 эскизы

фото ВАЗ-2121 эскизы

Ваз-21213

В 1993 году начало производства модификации ВАЗ-21213 с двигателем 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом. В частности, увеличилась третья дверь, что существенно снизило погрузочную высоту. Также автомобиль обзавелся новой светотехникой.

Сейчас читают:  Размеры багажников VAZ 2121 4×4 «

фото ВАЗ-21213

Ваз-2122 «река»

ВАЗ-2122 «Река» — автомобиль-амфибия, созданный на Волжском автомобильном заводе на базе агрегатов автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Предназначался для перевозки личного состава, грузов, монтажа вооружения и военной техники.

фото ВАЗ-2122 река

Ваз-э2121

В конце шестидесятых годов в главном исследовательском институте страны в области машиностроения (НАМИ) решалась судьба легковых авто следующего
десятилетия.

Специалисты сошлись во мнении, что Стране Советов нужен автомобиль, способный перевозить как пассажиров, так и грузы, то есть довольно мощный и
вместительный. Были определены основные параметры: кузов металлический неразъёмный «Универсал», силовой агрегат от хорошо зарекомендовавшего себя
автомобиля «Москвич-3-5», привод на каждое из колёс. Согласовано было место изготовления – Ижевский автозавод, и объём годового выпуска – двести двадцать
тысяч единиц.

Перспективы автомобилестроения, в том числе и принятые в НАМИ решения, широко обсуждались в средствах массовой информации.

Возможно, отчасти СМИ подтолкнули главного конструктора Волжского автозавода к идее создания нового полноприводного ВАЗовского авто.

Владимир Сергеевич Соловьёв (главный конструктор ВАЗа) на рубеже шестидесятых – семидесятых годов находился «в творческом поиске». Перед ним стояли две
задачи: сконструировать машину для жителей сельской местности и довести ежегодный выпуск ВАЗовских автомобилей до одного миллиона.

Алексей Николаевич Косыгин – председатель Совмина СССР — планировал посетить Волжский автозавод в один из летних месяцев 1970-го. К его приезду готовили
целый ряд предложений по расширению предприятия и выпуску малолитражного авто ВАЗ-1101 крупными партиями (до 180 000 штук в год). К этому времени Соловьёв
решил подготовить и вопрос о машине с полным приводом.

Нелегкая задача выпала на долю проектировщиков. Им предстояло в авральном режиме проработать основные характеристики и составить техническое описание того,
что задумал Соловьёв.

Группе из пяти человек (Макарова В.Е., Мамонтова В.Ф., Барановского В.Ф., Горбунова В.Т. и Попковой М.Н.) заместитель Соловьёва Шувалов озвучил задачу:
автомобиль 4х4 с двигателем от «копейки» способный эксплуатироваться на грунтовых дорогах. И дал ровно сутки на подготовку конкретных предложений.

Через сутки «мозговой центр» выдал основные идеи.

По сути, эти идеи совпадали с теми, что приняли специалисты НАМИ: кузов «универсал» и привод на все колёса, если не постоянный, то с возможностью
отключения переднего моста.

Что касалось технических параметров основных узлов, то тут требовались не идеи, а точные расчёты. Эти расчёты показали, что двигатели ВАЗ2101/2103
недостаточно мощны, и пришлось заменить их на более сильный от ВАЗ-2106. Математическим путём была установлена и необходимость постоянного привода. В
противном случае трансмиссия могла подвергаться чрезмерным нагрузкам и разрушению.

После того, как сопоставили все полученные данные, получили совершенно новый вариант автомобиля, ещё не имевшего аналогов.

Второе полугодие семидесятого года отводилось на продвижение идеи создания «сельского автомобиля» уже в других, более высоких инстанциях. Следовало убедить
чиновников Минавтопрома СССР в передаче полномочий по выпуску машин на Автовазе, а не на Ижевском машиностроительном заводе, как планировалось ранее.

Минавтопром поддержал инициативу ВАЗовцев и с начала следующего года проектные работы пошли полным ходом. Соловьёв Владимир Сергеевич лично курировал
начальные этапы, отслеживал правильность направления разработок. Всё шло точно по плану: коробку передач в бюро трансмиссий проектировали в одном блоке с
раздаточной, компоновщики занимались размещением узлов и агрегатов.

29.03.1971-го состоялось совещание по вопросу перспективной работы во втором квартале года. В.С. Соловьёв настаивал на включении в план работ по модели
«2121». При этом он отметил, что первый опытный образец должен быть собран уже к концу года. Кроме того, он озвучил основное требование: строгое соблюдение
порядка работ. Это означало временные рамки для конструкторов, своевременную передачу чертежей узлов и деталей в технологический отдел для разработки
технологических операций, передачи полного комплекта документации в цех.

Соловьёв уверял, что при чётком соблюдении графика автомобиль будет выпускаться серийно сначала по двести, затем по двести двадцать и двести пятьдесят
тысяч экземпляров в год.

Приоритетными направлениями по итогам совещания были приняты: выпуск модели «1101», модернизация ВАЗ-2101 и создание авто по формуле 4х4.

Как на ВАЗе определялись с конструкцией авто.

Впервые технический совет для обсуждения компоновки узлов и конструкции основных элементов будущей «Нивы» созвали 20.04.1971 г.

Занимавший должность заместителя главного конструктора Л.П. Шувалов рассказал собравшимся о проведённых работах. Он сделал акцент на актуальности
разработки автомобиля. В подтверждение своих слов Шувалов привёл статистические данные о количестве граждан, проживающих в сельской местности. Цифры
свидетельствовали о том, что для 44 % населения постоянным местом проживания были деревни, посёлки и сёла. При таких обстоятельствах новый автомобиль был
крайне необходим.

Указывалось, что основная часть узлов должна заимствоваться у серийных легковых автомобилей марки ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. Только так можно собрать новую
машину и в минимально короткие сроки наладить её производство в количестве от двухсот до двухсот пятидесяти тысяч штук в год.

Предложений было довольно много. Одни предлагали изменить расположение двигателя на поперечное, другие — довести объём силового агрегата до 1,9 л, третьи
-перевести питание на дизельное топливо. Кто-то настаивал на применении передней подвески McPherson, кто-то на бортовых редукторах, на возможности
отключения переднего моста, на увеличении базы, на регулировании давления внутри шин и т.д.

Интересно то, что первоначальная уверенность в том, что кузов должен быть цельнометаллическим, куда-то «испарилась». Новое единодушное решение – сделать
его с открытым верхом. Крышу должен был заменить мягкий тент.

По итогам обсуждения приняли следующие технические характеристики: мотор 1,6 л (на первых порах допускалось использовать имеющиеся двигатели с меньшим
объёмом – в 1,45 л), основные узлы авто с тех, что уже освоены заводом, привод постоянный на передний мост, отключаемые колёса и колёсные редукторы.

Сейчас читают:  Иммобилайзер заблокировал запуск двигателя: что делать? Как отключить иммобилайзер в автомобиле в обход самостоятельно?

Сроки разработок устанавливались в твёрдых временных рамках – май – июнь. Обосновывалось это необходимостью последующих проработок с проектантами и
технологами управления. Кроме того, следовало создать промежуточный образец для проверки устойчивости, выбора схемы трансмиссии и других частей автомобиля,
а так же его внешнего вида.

Соловьёв сознательно принимал решение по созданию промежуточного образца. Оно, с одной стороны, давало возможность быстрее определиться с конструкцией
нового ВАЗа, а с другой, высвобождало время на окончательную доработку кузова.

Намеченные работы велись до середины сентября. Сначала компоновались узлы машины, затем по ним разрабатывался кузов. Наработки были представлены Соловьёву
15.09.1971 г. Все осознавали, что это лишь очередной этап движения к цели и опытная машина нужна для выявления «узких мест».

В этот раз обсуждения были не столь бурными, как в апреле. Обсуждались небольшие дополнения и изменения. Например, было предложено установить масляный
радиатор, защитить поддон и ещё несколько мелочей.

Главный конструктор был недоволен подготовкой к очередному обсуждению вопросов, связанных с новым изделием. Он указал на пробелы в отношении системы
безопасности, оптимальной развесовки и ещё целого ряда вопросов. Соловьёв в очередной раз напомнил подчинённым о том, что требуется подготовить опытный
образец, а не запуск модели в серийное производство.

При испытании опытного образца, укомплектованного, в основном, узлами ВАЗ-2101 следовало определить: сможет ли автомобиль развивать достаточную скорость на
шоссе, будет ли он достаточно устойчив, сможет ли справляться с бездорожьем, как часто потребуется применять полный привод, потребуется ли межосевой
дифференциал, оправдает ли себя масляный радиатор и получить ответы на массу других вопросов.

В целом ряде книг и публикаций, посвящённых Автовазу, имеется упоминание о том, что «Ниву» начали конструировать после посещения завода Косыгиным А.Н. и с
его личного согласия. В действительности, это утверждение ложно. Приезд, председателя Правительства, запланированный на лето 1970-го так и не состоялся.
Алексей Николаевич посетил тольяттинский завод уже после того, как начались работы над «сельской» машиной, точнее в 1971-м. К этому времени уже были
собраны несколько промежуточных опытных образов.

Конструктора прекрасно понимали, что создать полноприводную машину можно двумя способами. В первом варианте предстояло внести изменения в существующую
модель. В этом случае ничего хорошего не получалось, так как масса автомобиля значительно увеличивалась, а центр тяжести смещался вверх по вертикали. Такая
конструкция неизбежно теряла устойчивость. За счёт больших свесов терялась манёвренность. Во втором случае предстояло сконструировать совершенно новую
модель, а это означало дополнительные временные, материальные и трудозатраты. В то же время, второй вариант освобождался от мелких недочётов и откровенных
недостатков первого.

При решении судьбы «Нивы» ставка была сделана на качество и безопасность, то есть первый вариант был отвергнут в пользу второго. Хотя условие о
максимальном использовании в ней комплектующих существующих ВАЗов осталось.

Перейти ко второй части.

Госприемка

Следующий год проводилось «госприемка» в которой сравнительный тест проходили 5 автомобилей:

  • Иж–14,
  • ЛуАЗ-969,
  • УАЗ–469Б,
  • LandRover 88
  • Range Rover.

Приказ о запуске производства Нивы подписан 31 июля 1975 года.

Полученные по Ниве замечания устранили в 1975-1976 году. К февралю 1976 года, к XXV съезду КПСС, были выпущены первые 50 машин. Их отправили на разные предприятия СССР и позже 49 автомобилей вернулись на завод для доделок.

Испытания

Для испытаний придумали легенду – якобы это румынский автомобиль Formika и даже придумали логотип.

Прототип оснащался двигателем объемом 1,6 л., коробкой передач от 2101 с измененной задней частью. Разработана уникальная раздаточная коробка и редуктор переднего моста. Редуктор жестко крепился к двигателю, благодаря чему соединялся с раздаточной коробкой валом, а не карданом.

Раздаточная коробка работала в пяти режимах:

  • Задний привод;
  • Передний привод;
  • Полный привод;
  • Полный привод с пониженной передачей;
  • Нейтраль;

Тормоза спереди и сзади барабанные.

В ходе испытаний было выяснено, что конструкция перспективна и над ней стоит работать дальше.

История создания нивы

Летом 1970 года, когда завод ВАЗ был еще в процессе строительства, а первые автомобили ВАЗ 2101 уже выпускались на завод прибыл А.Н. Косыгин, который занимал должность председателя совета министров.

Косыгин предложил заводчанам разработать автомобиль для сельской местности. Такая же задача была у АЗЛК и ИЖмаш.

О разработке полноприводного автомобиля для сельской местности от АЗЛК и Ижмаша готовятся отдельные статьи.

Так как FIAT в то время был партнером ВАЗа и по контракту обязывался полностью оснастить завод, обучить рабочий персонал и наладить выпуск трех моделей автомобилей – «норма» в кузове седан и универсал (в дальнейшем модели 2101 и 2102), и автомобиль «люкс» (в дальнейшем модель 2103), то рассматривалась возможность использовать Fiat Campagnola в качестве прототипа.

https://www.youtube.com/watch?v=GUYBqrlhJBc

От этой идеи отказались из-за того, что Campagnola выпускалась с 1951 года и уже устарела. Кроме того, одной из задач было использовать как можно больше узлов и деталей 2101 для удешевления автомобиля.

В прошлом у советских инженеров был опыт постройки полноприводных автомобилей на базе простых легковых. Например, на базе ГАЗ–11 был создан ГАЗ–61, на базе Москвич 402 — Москвич 410, а из Победы — ГАЗ–72.

Все перечисленные автомобили имели одну общую проблему – высокий центр масс, а следовательно и склонность к опрокидыванию. Также полноприводные автомобили не отличались высокой проходимостью и имели большие свесы. Таким образом, пришлось отказаться от установки на модель 2101 переднего моста, и решили строить новую модель.

Прототип 2э2121

Далее к работе над автомобилем, в качестве дизайнера, был привлечён Валерий Сёмушкин — выпускник ЛВХПУ им. Мухиной, закончил факультет художественного конструирования средств транспорта и промышленного оборудования. Тема дипломной работы Валерия: «Автомобиль сельской местности».

Сейчас читают:  Технические характеристики Рено Каптур 2022 / Renault Kaptur

Задача для В.П. Сёмушкина – разработать джип открытого типа.

Позже от открытого типа отказались и результатом труда стал прототип 2Э2121.Прототип 2Э2121 наброски

Кстати, уже в макете запасное колесо располагалось под капотом, для него не удалось найти другого места.

Всего было изготовлено 4 автомобиля:

  1. Лимонно-желтого цвета. Машина отправилась в кремль для демонстрации высшему руководству страны.
  2. Вишнёвого цвета. Машина проходила тест на надежность, вместе с УАЗом отправилась в автопробег по Средней Азии (уже как ВАЗ, а не выдуманная Formika).
  3. Горчичный цвет. Машина для лабораторных исследований.
  4. Белый цвет. Машина проходила тест на надежность.

Коробка передач 2101 требовала доработок, необходимо было использовать другую заднюю крышку и заменить вал на более длинный, но сверху решили, что коробка должна остаться без изменений. Так 2Э2121 лишился пятирежимной раздаточной коробки.

Для снижения нагрузки на КПП решили делать машины с постоянным полным приводом, так появилась раздаточная коробка, которая позже использовалась уже на серийных машинах.

Раздаточная коробка работала в двух режимах в паре с блокируемым межосевым дифференциалом.

Тормоза на передней оси – дисковые, сзади барабанные.

Появился тахометр в приборной панели, для того чтобы обезопасить двигатель от «перекручивания».

В ходе теста на надежность выявили проблему перегрева двигателя, при температуре 40 и выше, проблему с ненадежной конструкция передней части кузова. Проблему с кузовом исправили в дальнейших версиях, а проблему перегрева так и не устранили.

В сравнительных тестах 2Э2121 и УАЗ, за счет меньшего веса и лучшей развесовке ВАЗ был лучше, но уступал УАЗу в испытаниях, где важен клиренс.

В ходе испытаний автомобиль №4 перевернулся из-за лопнувшей задней полуоси.

Прототип 3э2121

Прототип 3Э2121 появился 1974 году. В январе изготовили 2 автомобили и еще один в октябре. Геометрия кузова заметно облагородилась, 3Э2121 почти привычная для нас Нива.

Прототип э2121 «крокодил»

В 1972 году появился первый прототип — Э2121 «Крокодил». Прототип создавался конструкторами, без участия дизайнеров.

Всего было собрано 2 автомобиля, один белого цвета, второй зеленого. Один из них проходил испытания на выносливость, в которых сравнивался с машинами марки ГАЗ и УАЗ.

Серийный выпуск

5 апреля 1977 года заработал конвейер и начался серийный выпуск.
Серийная Нива

На момент начала производства у Ваз 2121 Нива не было конкурентов. Постоянный полный привод был у Range Rover и Jeep Wrangler, но они небыли комфортабельными и с закрытым типом кузова.

В Ниве использованы передовые технологии мирового уровня, комфортабельный автомобиль с постоянным полным приводом, с закрытым типом кузова и независимой передней подвеской. Благодаря полному приводу, маленьким свесам и небольшому весу машина отличалась отличной проходимостью.

Все это и относительно малая цена за автомобиль сделало её популярной не только в СССР, но и в других странах.

Фотография ваз-2121 первый прототип «крокодил»

В облике, близком к серийному, ВАЗ-2121 появился в 1972 году. Над дизайном новой машины работал художник Валерий Семушкин. Автомобиль, по замыслу дизайнера, должен был устроить жителей и города, и села. В нем одинаково комфортно должны были себя чувствовать как колхозник, везущий свою продукцию на городской рынок, так и рабочий, решивший выехать за грибами в лес.

А так как по техзаданию автомобиль должен был иметь относительно небольшой багажник, запасное колесо, ради экономии места, расположили в моторном отсеке. Тогда размещать запасное колесо на выносном кронштейне за задней дверью считалось не эстетичным.

В 1973 году ВАЗ-2Э2121, который выглядел уже почти как известная всем «Нива», был отправлен в испытательный пробег по Средней Азии, после которого обзавелся очистителем фар и задним дворником. На панели приборов появился ахометр, который позволял водителю следить за оборотами при движении на понижающем ряде трансмиссии.

В 1974 году автомобиль был выставлен на государственные испытания и в том же году получил свое собственное имя «Нива», которое было запатентовано. Интересно, что на тот момент ГОСТа на испытания такого типа автомобилей не было. Ведь стандартная схема испытаний внедорожников для «Нивы» была слишком сурова, а легковая наоборот… В итоге решили объединить обе программы с учетом универсальности автомобиля.

фото ВАЗ-2121 прототип

Фотография ваз-2121 предсерийный

фото ВАЗ-2121 прототип

Фотография ваз-2121 прототип

По результатам испытаний автомобиль получил рекомендации к серийному производству и поставке на экспорт. Правда, прежде чем встать на конвейер, машина получила еще некоторые доработки. Так, задние «троечные» фонари заменили на «шестерочные», от «шестерки» взяли и надфарники.

Хромированный бампер уступил место алюминиевому. Появилось второе наружное зеркало заднего вида. Первая опытно-промышленная партия автомобилей в количестве 50 штук была отправлена в регионы для подконтрольной эксплуатации. Представители завода постоянно курировали свою новинку, что позволило выявить еще несколько «болячек», которые к апрелю 1977 года были устранены, и «Нива» встала на конвейер.

фото ВАЗ-2121 прототип

Фотография ваз-2121 салон

фото ВАЗ-2121 багажник

Экспортный хит

«Ниву» продавали более чем в ста странах мира, а собирали в шести: в латиноамериканских Бразилии, Эквадоре, Панаме и Чили, а также в Греции и даже в Канаде. В Австрии на протяжении нескольких лет эта машина занимала 90 процентов внедорожного сегмента рынка, а особенно полюбили ее, говорят, во Франции и в Англии: там и клубы любителей «Нивы» есть, и даже журналы про нее издают почитатели.

Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...