РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Он удерживает автомобиль во время парковки, когда водитель покидает салон. Разберемся, для чего нужна стояночная система, как она устроена и что в ней может сломаться.

Вы узнаете

Очень частой проблемой в эксплуатации автомобиля является неисправность стояночного тормоза или как его чаще называют ручника. Данная проблема наиболее актуальна для владельцев авто с ручной коробкой передач, так как на автоматической коробке при переводе селектора АКПП в режим паркинга коробка блокирует вращение колес и ручник не так важен. На механической коробке такой блокировки нет, можно воспользоваться старым дедовским способом, поставить коробку передач на первую передачу, но в случае использования автозапуска такой вариант не приемлем. Если рассматривать данную неисправность с правовой точки зрения, то неисправность стояночного тормоза по ПДД и вовсе запрещает эксплуатацию автомобиля.

Далее рассмотрим, как можно отремонтировать стояночный тормоз Субару на примере Импреза G11 и Форестер SG собственными силами, при условии, что в автомобиле нет более серьезной поломки спровоцировавшей эту неисправность. Если у вас не держит ручник Субару, то в большинстве случаев это недостаточное натяжение тросов стояночного тормоза. Существует два способа устранения данной неисправности, первый заключается в регулировке натяжения троса ручника Субару из салона, а второй связан с подводом колодок ручника к тормозному барабану заднего тормозного диска.

В салоне нужно разобрать кожух ручника и добраться до регулировочной гайки, которая выполняет функцию натяжения тросов стояночного тормоза Субару. Ниже на рисунке регулировочная гайка обозначена цифрой 3, цифрой 2 контр-гайка.


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Оптимальной регулировкой ручника Субару считается его срабатывание на 7-8 щелчков. Затяжка контр-гайки 5,9 Н*м.

На задней оси автомобиля в тормозном щите имеется специальное технологическое отверстие, которой заглушено резиновой заглушкой. Через данное отверстие плоской отверткой выполняется подкручивание регулировочного винта автоматической регулировки. На рисунке технологическое отверстие обозначено цифрой 1, регулировочный винт цифрой 2. Отверткой подкручивается специальное зубчатое колесо регулировочного винта.

Сейчас читают:  СХЕМА ШАССИ ЛАРГУСА


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Подвод колодок ручника осуществляется до момента легкого касания до внутреннего тормозного барабана.

Два приведенных выше способа помогут вам самостоятельно отрегулировать ручник Субару, но при втором способе лучше использовать смотровую яму.

По всем интересующим вопросам ремонта и обслуживания Субару вы можете всегда обратиться в наш техцентр по многоканальному телефону +7 (495)1070- 555 или Whatsapp чату +7(901)578-14-33.


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

2. Поддтягиваем этот кожух вверх


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

3. Выворачиваем кожух наизнанку


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

4. Видим заглушку регулировочной гайки ручника (чтобы она не раскручивалась)


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Ручной / стояночный тормоз. ( Р)

Спасибо за полное описание. Сейчас сходил и подтянул себе ручник. Все заняло 10 мин.

Я думаю можно этот пост закатать в FAQ.

Простите, а на америкосе так же, или есть нюансы?

Slonov99%, что точно тоже самое.

Вчера, просматривая ФАК, заметил инструкцию о том, как подтянуть стояночник.- = ЗДЕСЯ = -Захотел — сделал. Закрутил гайку примерно на 2 оборота. Теперь вместо 8 щелчков — 5.———Эффективность торможения ощутимо увеличилась. Вернулось ощущение, которое было на новом авто, что торможение осуществляется равномерно как передними, так и задними колёсами. Видимо, я уменьшил зазор между колодками (которые уже успели за 27 тык немного сточиться) и барабаном. Короче, ощущения от тормозов очень приятные.

Ну супер! У на ручнике 6 щелчков.

Главное не перетянуть, а то потом ощущения возникают, что за задницу что-то держит

Slonov100% система такая же

Молодец TpAkToPuCT™, а то приехал в фордовский центр, а они не знают такого, говорят нужно колодки менять.

А Я всегда на 1 щелчок ставлю.

(задние тормоза дисковые)

Кстати поспорил с другом, сорвется у меня ручник или нет, если дернуть его на 150 км/ч.

Я выиграл спор. ручник в полном порядке!!

О, спасибо, то что надо!!!

PASH_SPbоф топ. Дергать ручник на 150км/час по моему сущее безумее можно улитеть на раз, а отловить машину потом будет очень сложно.

Так я же при этом и газ в пол жал на 3-й передаче чтобы не улететь.

PASH_SPbНу я всетаки думаю что так испытывать судьбу не стоит.

TpAkToPuCT™ -у БАЛЬШОЙ РЕспект !!! Давно уже хотел ручник подтянуть — на 5 схватывает, но я давно привык чтобы на трех !

а у меня непонятная ерундистика с ручником:рычаг с трудом поднимается на 2 щелчка, а тормоз не срабатывает!!! ездил в сервис, там не понимают, вроде и колодки нестесанные, а тормоза нет! что это может быть? (у меня америкос тормоза барабаны)

KryakaРастянулся трос ручника.

KryakaCDТрос не растянулся, а закис. Прийдется менять трос.

А как на америкосе подтягивать ручник. Я имею ввиду как добраться до заветной гайки.

Andr283Так же как на европе и на русском фоксе.

А у меня поднятый рычаг ручника приводит только к одному действию — загорается лампочка на торпеде

Вообще никак не схватывает. Тоже тросу каюк? Тянуть эту гайку (см.выше) нет смысла?

MagickВы правы, скорее всего тросик нужно менять

Ребята а как лампочку заменить, а то смотрю что перестала вообще загораться. Думал контакт закис, но когда подтягивал руник чистил-ничего не изменилось.

Alex68Нужно приборку снимать. Пройдитесь поиском — эта процедура нераз описывалась.

подтянул ручник — в обычном режиме 1 щелчёк, на крутых склонах — 3 щелчка, поехал на стенд — тормозной баланс — в идеале. Думаю тут нет проблемы.

отвечу сам, пожалуй. Выдержка из «Руководства для станций технического обслуживания» стр 274 (206-05-8)


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

StarkПодтягивая эту гайку вы регулируете только длинну троса ручника. Колодки на фокусе само подводящиеся. Часто механизм самоподводки закисает и регулировка троса не поможет.

Проделал и я сию операцию, а то чего то ручник до потолка стал задираться!

Подкрутил до 2 щелчков, непривычно терь дергать, тык и все. Про стопорную шайбу — дабы не гемороиться со снятием согнул ее и выбросил, а гайку законтрил второй гайкой. Для повторной фиксации книжечка по ксплуатации советует именно этот вариант. Ощущения — странно — но машин ровнее тормозить начал, пропала вялость в педальке, сеня проехался с груженым задом и как ни странно он сегодня меня не толкал вперед а явно чувствовалось что тормозил. С ручников машина терь как вкопанная встает! С ручника терь хрен сдвинешь!Короче операция простецкая, а в итоге сплошной позитиф!!!Но все таки, так почему машинко луче задом притормаживать начинает?

Попытался сегодня подтянуть ручник, ни как не могу вытащить кожух. С двумя отвертками и спереди, и с боков , и с матом, ни чего не выходит. Может на ГИЕ, как-то по другому крепиться этот чертов кожух?

Неисправности стояночного тормоза и что с ними делать

Стояночный тормоз заклинило. Главная проблема в том, что водители попросту им не пользуются. В машинах с АКПП на селекторе есть положение «P», в котором колеса блокируются трансмиссией. Если КПП механическая, многие водители ставят машину на передачу.

этого механизм стояночного тормоза надолго остается без движения, закисает и перестает исправно работать. Это не мешает ездить, но, если потребуется воспользоваться ручником, машина может не поехать — его просто заклинит.

Есть риск купить авто с пробегом, предыдущий владелец которого не пользовался ручником. Бывает, что неисправность находят на ТО: механик говорит, что ручник не работает, но хозяину без разницы — он им не пользуется.

Вот что может заклинить:

Все это, кроме тросов, можно разобрать и почистить, а тросы придется заменить. Если внутрь попала влага, они обязательно заржавеют. Расшевелить трос ручника и залить смазкой — лишь временная мера. Если он уже начал подклинивать, значит, вода снова попадет внутрь и трос опять заржавеет.

Тормоз необходимо отрегулировать. Если этого не сделать, ручник может зажать колеса. Они будут крутиться с усилием, тормоза будут перегреваться. Поэтому у рычага стояночного тормоза должен быть небольшой свободный ход.

В большинстве автомобилей есть механизм самоподвода колодок — основных или отдельных, которые только для ручника. Поэтому ручник регулируют при ремонте: например, когда меняют тросы. В остальных случаях достаточно просто пользоваться ручником и зазор между колодкой и диском будет регулироваться автоматически по мере износа.

Если свободный ход слишком большой, ручник может не работать и не удержит авто на склоне. Также в машинах с барабанными тормозами сзади без механизма самоподвода не будет работать и основной тормоз. Зазор между колодкой и барабаном убирается регулировкой стояночного тормоза. Если зазор слишком большой — педаль тормоза будет проваливаться не до середины. Так происходит у всех Жигулей, у Лады Гранты, Калины и Приоры.


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Проблемы с электрикой. В механическом ручнике они тоже могут быть, а именно — в концевом выключателе. Может показаться, что мелочь: на приборной панели постоянно горит лампочка или не светится вовсе. Но не стоит оставлять такую проблему без внимания.

Одна и  красная лампочка приборной панели может отвечать и за ручник, и за уровень тормозной жидкости, и за еще механизмы тормозной системы. Если индикатор постоянно горит неисправного концевика — водитель может не узнать о других проблемах.

Также на концевик ручника могут быть завязаны другие функции. Например, дневные ходовые огни на корейских марках включаются, только когда автомобиль снят с ручника. Либо это могут быть дополнительные возможности сигнализации, например автозапуск или турботаймер. При неисправности концевика все это может работать некорректно.

С электроручником проблем может быть больше.

Неисправности сервопривода. При повреждении или негерметичности пластикового корпуса влага попадает внутрь, появляется коррозия, чего шестерни и электродвигатель не могут нормально работать. На приборной панели замигает желтый индикатор неисправности стояночного тормоза.

Грубая ошибка при замене колодок. У электроручника есть свой блок управления, который знает, насколько нужно зажать колодки и насколько потом отпустить, чтобы колеса вращались свободно. Чтобы заменить колодки, необходимо подключить диагностический прибор и выбрать режим замены колодок — будет слышно, как жужжат сервоприводы. Только после этого можно утапливать поршни в исходное положение, иначе можно повредить тормозной суппорт.

После замены колодок нужно также выбрать пункт «выход из режима замены колодок» — блок управления один или два раза зажмет колодки и выполнит базовую установку.

Многие автовладельцы и даже автомеханики пренебрегают этой процедурой и разводят такие суппорты напрямую от аккумулятора. На машинах постарее процедура, можно сказать, безопасна: при  активации блок управления сам адаптируется к новым колодкам. Например, это можно позволить на Фольксвагене и B7 и на Фольксвагене Тигуане до 2016 года. С более новыми машинами есть риск остаться без ручника — все равно придется подключить компьютер и сделать базовую установку.

Сложности с базовой регулировкой. Если на машине отдельные колодки ручника — например, на Фольксвагене Туареге , — базовая установка не пройдет без точной регулировки, которая займет немало времени.

После установки новых колодок подключается компьютер, активируется и отпускается стояночный тормоз, на экран выводятся показания зазоров на каждом колесе. Механик через отверстие колесного болта отверткой понемногу регулирует зазор и снова запускает проверку. И так до тех пор, пока зазор на каждом из колес не будет в норме плюс еще и разница между зазорами не будет в допуске.

И даже после регулировки может потребоваться притирка новых колодок — программа диагностики поджимает колодки ручника. В таком состоянии надо проехать 500 метров, а после снова проверить зазоры и при необходимости отрегулировать. Процедура нередко затягивается на  часа.

Проблемы с кнопкой стояночного тормоза. Чаще всего это бывает после химчистки салона или от пролитого кофе.

Механический стояночный тормоз

Такой тормоз предполагает жесткую механическую связь между рычагом в салоне и задними тормозными колодками. Его можно встретить на большинстве автомобилей среднего и экономкласса. Вот что есть в системе.

Рычаг управления с храповым механизмом или педаль. Чаще всего — в салоне на центральной консоли, хотя бывают машины с педалью стояночного тормоза. Обычно она намного меньше других педалей и располагается в пространстве ног водителя, в левом углу. Храповый механизм удерживает рычаг во включенном состоянии. На конце есть кнопка: она позволяет разблокировать рычаг и отпустить тормоз.

Если в машине педаль, есть рычаг выключения ручника. В некоторых случаях нужно еще раз нажать на педаль, и она отойдет назад. От храпового механизма через отверстие в салоне на днище выходит тяга, на которую крепится трос.


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Сеат Ибица 2023 года, рычаг стояночного тормоза

Трос ручника. От тяги на днище сначала идет один трос, на конце которого располагается коромысло и резьба с гайками для регулировки. На коромысло крепятся еще два троса — по одному на колесо.

Тормозной механизм стояночного тормоза. В барабанных тормозах ручник задействует тормозные колодки, что и рабочая тормозная система. На одной из колодок есть специальная лапка, на которой закреплен трос. Когда водитель тянет рычаг, трос тянет за собой эту лапку, она упирается в распорную пластину и прижимает колодки к барабану.

Это самая простая реализация стояночного тормоза, из дополнений к обычным тормозам — только трос и лапка на колодке. Механизм самоподвода обычно установлен на распорной пластине. Если его нет, стояночный тормоз следует периодически регулировать, от этого зависит и работа основных тормозов.

Если на задней оси дисковые тормоза — все немного сложнее. Стояночный тормоз реализован либо в тормозном суппорте, либо в виде барабанного тормоза внутри тормозного диска.

В тормозных суппортах с приводом ручного тормоза есть специальный флажок, на котором крепится трос ручника. Флажок соединен с винтом внутри тормозного цилиндра. В тормозном поршне установлена втулка с ответной резьбой и специальной муфтой, которая позволяет поршню передвигаться как при нажатии на тормоз, так и при вращении винта, когда включают ручник.

Такое решение усложняет конструкцию задних тормозных суппортов и процедуру замены колодок: поршень надо не просто вдавить, но при этом и вкрутить. С другой стороны, конструкция тормозных дисков и колодок остается простой без дополнительных механизмов и не требуется регулировка: при работе основных тормозов колодки подводятся сами.

Если задние тормоза дисковые и суппорта , как спереди — без флажка и возвратной пружины, — значит, ручной тормоз работает за счет колодок барабанного типа. Тормозной диск выступает в роли барабана. Ступица тормозного диска в этом случае становится больше: внутри размещаются барабанные колодки ручника. Ротор диска, тормозной суппорт и колодки в этом случае маленькие. Места мало, поэтому в такой конструкции редко устанавливают механизм самоподвода.

Тем не менее колодки работают только при активации стояночного тормоза, почти не изнашиваются, поэтому регулировать такой ручник хоть и нужно, но не часто.

Зачем нужен стояночный тормоз

Пока водитель на месте, он может удерживать авто рабочими тормозами либо воспользоваться ручным тормозом, например для временной остановки на светофоре или в пробке. Но когда водителя в салоне нет, нужно включать стояночную систему, иначе машина может покатиться.

Последствия самые разные: автомобиль может остановиться, если наедет колесом на крупный камень или упрется бампером в сугроб, а может набрать скорость и устроить серьезную аварию. « Покатилась сама» — не оправдание, водитель понесет ответственность.


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Опытные водители используют ручник не только для парковки, но и при трогании в гору.

Стояночный тормоз может быть механическим — с рычагом или педалью — либо электромеханическим, с обычной кнопкой в салоне.

Запомнить


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

После завершения работ по регулировке нужно поставить машину на землю и проверить ручник в действии, если все сделано правильно, то машина будет надежно стоять на месте и сдвинуть ее не получится даже нескольким крепким мужчинам. В противном случае надо будет снова подтянуть ручник.

Функции и устройство стояночного тормоза автомобиля

Название данного механизма полностью соответствует его основному назначению – предотвратить движение автомобиля во время стоянки, что особенно актуально, если он припаркован на склоне.


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Основной функционал ручника:

Естественно, слишком часто применять ручник дополнительно либо в качестве замены не рекомендуется, поскольку его основным предназначением является гарантия полной неподвижности автомобиля во время стоянки. Важно сказать, что не стоит чрезмерно натягивать тросик. Если при движении автомобиля начать тормозить при помощи ручника, то с большой долей вероятности он сорвется с траектории.

Подробно рассмотрим структуру ручника и систему его работы. Стояночный тормоз имеет три блока, являющихся самостоятельными:

Привод – это трос небольшого размера, выполненный из металла, он проходит между исполнительными механизмами и ручкой, расположенной в салоне. Когда водитель поднимает рычаг, через трос усилие сообщается тормозным колодкам. При этом регулировка уровня натяжения троса производится при помощи коромысла, распределяющего усилие на каждое колесо.

Тормозные колодки относятся к исполнительным устройствам. Они начинают работать при нажатии на педаль тормоза, что упрощает систему торможения в целом и обеспечивает ее надежность. Обслуживание автомобиля существенно облегчается, если тормозной механизм частично совмещен.

Как правило, СТ приводят в рабочее положение, используя рычаг, который установлен в салоне вблизи центрального тоннеля. В составе узла есть храповый механизм, который натягивает трос до необходимого значения. При затяжке рабочего ручника на панели приборов загорается отдельная лампочка, сигнализирующая о том, что машина находится на стояночном тормозе.

В большинстве современных автомобилей при попытке начать движение с поднятым ручником водитель предупреждается специальным звуком, что уменьшает вероятность растяжения троса из-за забывчивости владельца машины.

Подробная инструкция

Уравнитель троса ручного тормоза перемещается к передней части кузова автомобиля в процессе регулировки привода стояночного тормоза. В зависимости от марки автомобиля регулировочный механизм находится или в районе днища, или в салоне.

Отрегулировать механизмы, находящиеся внутри автомобиля, возможно через специальный люк, который располагается в центральной панели между водителем и передним пассажиром. Для примера расскажем о порядке настройки привода ручника, регулировочный механизм которого находится в нижней части автомобиля. При этом машину необходимо загнать на эстакаду или смотровую яму.

Пошаговая инструкция, объясняющая, как подтянуть ручник и правильно отрегулировать его привод:


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Проверка состояния привода ручного тормоза входит в программу обязательного технического осмотра автомобиля. Для этого производятся следующие действия:

Если проверка выявила неисправность, необходимо подтянуть трос ручного тормоза. Можно и другими методами самостоятельно выяснить, соответствует ли норме состояние стояночного тормоза:

После такой регулировки привода стояночного тормоза детали должны пройти обкатку, для чего достаточно проехать 100-200 км. В итоге прилегание накладок к барабану станет оптимальным.

Отдельно стоит выделить конструктивную особенность моделей автоконцерна ВАЗ с передним приводом. В таких автомобилях трос стояночного тормоза не имеет достаточного натяжения даже после правильной регулировки привода ручника. Это связано с тем, что кончик троса ограничивает движение рычага. При вытягивании ручника возвратная пружина очень быстро упирается в ограничитель.

Возникает вопрос, как подтянуть тросик ручника в этой ситуации, что избежать данной проблемы? Некоторые автовладельцы срезают несколько витков возвратной пружины. Эту операцию следует выполнять очень осторожно, чтобы не произошла деформация троса ручного тормоза. В этом случае обе стороны пружины должны иметь одинаковую длину отрезка витка.

Проверка ручника

Поскольку периодически надо проводить ревизию различных узлов автомобиля, и в том числе стояночного тормоза, следует знать, как осуществить проверку правильно, где нужно подтягивать ручник, как часто это делать. Проверку СТ на работоспособность рекомендуется выполнять на регулярной основе раз в месяц, но некоторые производители автомобилей предлагают ориентироваться на уровень пробега – каждые 30 тысяч пройденных километров.

Если вы считаете, что продуктивность стояночного тормоза значительно понизилась, то не стоит дожидаться конкретного срока для проведения обслуживания ручника – выполняйте его по необходимости.

Выделяют два самых распространенных метода диагностики состояния ручника:


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Значительное понижение эффективности фиксирования колес ручником может возникать по нескольким главным причинам:

Таким образом, мы видим, что сам ручник не всегда отвечает за снижение эффективности торможения.

Назовем случаи, в которых ручник нуждается в регулировке:

В целом задача по регулировке натяжения троса несложная, и при нехватке времени для обращения в автосервис вы можете сделать это своими руками, даже не имея опыта.

Однако здесь тоже есть свои подводные камни. Они связаны с тем, что подобные манипуляции необходимо проводить, соблюдая технику безопасности, так как вам потребуется полный доступ к нижней части автомобиля. Перед регулировкой будет полезно обратиться к руководству пользователя, чтобы изучить конструктивные особенности ручника в части его привода.

Проверка, подготовка, регулировка

О чем речь? Стояночный тормоз периодически ослабляется, что делает невозможным надежное удержание автомобиля на месте. Причиной могут быть изношенные колодки, неисправности в тормозной системе или растянувший тросик ручника.

Как правильно? Чтобы подтянуть ручник, нужно пошагово выполнить несколько несложных действий. Однако без набора инструментов, подходящего помещения и опыта ремонтных работ процесс может вызвать затруднения.

Электромеханический стояночный тормоз

В таком варианте в салоне автомобиля будет лишь кнопка включения и выключения стояночного тормоза. Достаточно нажать кнопку, и электропривод затянет ручник в разы сильнее любого механического привода. И  легко, одним нажатием кнопки ручник отпустит колеса благодаря специальному сервоприводу. Также система может отключать такой ручник автоматически, когда водитель жмет на газ.

Электромеханический стояночный тормоз может быть один, его могут расположить, например, на подрамнике. В этом случае из него будет выходить пара тросов к каждому из задних колес. Также сервопривод ручника может быть установлен на тормозных суппортах задней оси — в таком случае тросов не будет совсем, только провода.


РУЧНИК ПЛОХО ДЕРЖИТ

Новый Фольксваген Пассат, кнопка стояночного тормоза. Рядом — кнопка «автохолд»

Работает все просто: водитель нажимает кнопку включения ручника, сервопривод начинает зажимать колодки. Редуктор внутри сервопривода устроен таким образом, что вращение передается только от электродвигателя, но не обратно. Поэтому подавать напряжение на сервопривод нужно лишь в момент включения или выключения. Когда колодки зажимают тормозной диск, усилие в сервоприводе возрастает, с ним растет и потребление тока. Блок управления стояночным тормозом видит это потребление и при достижении определенной величины отключает подачу тока — ручник затянут.

Электромеханический привод ручника позволяет реализовать автохолд. Блок управления стояночным тормозом работает вместе с остальными блоками автомобиля и понимает, когда водитель остановился на светофоре, активируя автохолд, а когда требуется удержать автомобиль при трогании в гору, пока водитель не начнет движение вперед.

Автохолд хорош в пробках. Достаточно нажать на тормоз до полной остановки и педаль можно отпустить: ручник включится автоматически и будет удерживать автомобиль до момента, когда водитель нажмет на газ. Но бывает и обратная ситуация: водитель несколько раз полностью останавливается во время парковки, чего срабатывает автохолд. Чтобы подобного не происходило, функцию можно выключить отдельной кнопкой.

Закладка Постоянная ссылка.