Содержание
Даты начала выпуска, название и цены
У АвтоВАЗа на данный момент уже есть лицензия, которая позволяет заняться выпуском Duster. Но на скорый запуск производства в Тольятти пока рассчитывать не стоит. Перенос потребует значительных финансовых и технологических затрат. На самом АвтоВАЗе о точных сроках начала выпуска модели предпочитают не распространяться.
Что будет с салоном
Изображений интерьера новинки пока нет. Можно предположить, что такая машина в будущем может обзавестись вертикальным экран-планшетом информационно-развлекательного комплекса. В рамках Renault Group такую конфигурацию экрана мультимедиа имеют европейские версии кроссоверов Arkana и Captur.
Впрочем, «младшим» вариантам достанется стандартный дисплей мультимедийной системы Lada Enjoy Pro, которой уже начали оснащать автомобили АвтоВАЗа. Комплекс предусматривает интеграцию смартфона, поддерживает интерфейсы Apple CarPlay и Android Auto, а также предоставляет доступ к сервисам «Яндекса», в том числе к «Музыке» и «Навигатору».
Что такое нами?
ФГУП «НАМИ», которому предположительно передадут долю Renault в АВТОВАЗе — это крупнейший в стране институт, занимающийся вопросами развития автопрома. В последнее время он прославился как разработчик модульной платформы для представительских автомобилей семейства Aurus.
Катафалк на базе Aurus Lafet. В таком хоронили Владимира Жириновского
Созданный в 1920 году институт НАМИ в советское время занимался перспективными разработками и созданием опытных образцов, большинство из которых в серию так и не пошли. Один из последних концептов — KAMAZ-1221 ШАТЛ, автопилотируемый электробус малого класса.
Опыта управлениями крупными предприятиями автопрома у специалистов НАМИ нет, но, по словам Дениса Мантурова, институт совместно с Ростехом назначит новое руководство АВТОВАЗа. Судя по всему, потенциальная сделка с НАМИ рассматривается правительством РФ как форма консервации отношений с Renault. Это оставляет концерну возможность вернуться, но в случае затягивания вопроса Минпромторг намерен искать для АВТОВАЗа новых партнеров.
«москвич» наш! разбираемся, какие автомобили будут выпускать на бывшем заводе renault (ранее азлк)
Ждет ли нас возрождение «Москвича-408»? А что, у модели есть свои плюсы: она легкая, заднеприводная, без импортной электроники…
Renault Kaptur — одна из уходящих моделей бренда
Возврат к бренду «Москвич» для московского завода вполне предсказуем, ведь до 1998 года площадка на Волгоградском проспекте относилась к заводу АЗЛК. Именно он выпускал автомобили под советским брендом «Москвич», но в конце 1990-х попал в предбанкротное состояние, после чего его часть была преобразована в предприятие «Автофрамос» с долевым участием Renault.
Кстати, сотрудничество столичного автозавода с французами началось еще в советское время. В конце 1960-х годов Renault помогло модернизировать предприятие в Москве (тогда же появилось название АЗЛК). Не без помощи иностранцев в 1968 году был запущен ижевский завод, где сейчас делают Lada Vesta (изначально он выпускал «Москвичи», затем — «Ижи»).
Завод АЗЛК на Волгоградском проспекте выпускал автомобили «Москвич» до 2001 года. В 1998 году один из цехов частично выкупила компания Renault и за последующие восемь лет превратила его в завод по сборке Renault Logan и других моделей
В мае 2022 года завод перешел под контроль правительства Москвы. Но и этот шаг выглядит повторением истории: возникшее в конце 1990-х сборочное предприятие «Автофрамос» изначально принадлежало на паях московскому правительству и компании Renault. Столичная мэрия владела и оригинальным заводом АЗЛК, а партнерство с Renault было попыткой спасти часть погибающего производства.
Запатентованные Renault варианты написания автомобильной марки «Москвич»
Впрочем, в нынешних условиях патентное право выглядит формальностью, поэтому возврат бренда «Москвич» российской стороне — вопрос лишь политической воли.
Предприятие обанкротилось и перестало существовать, а часть его производственной площадки превратилась в упомянутый завод «Автофрамос» (позже — просто завод Renault).
Первой послевоенной моделью стал «Москвич-400»: творческое осмысление Opel Kadett 1938 модельного года
Завод по производству малолитражных автомобилей был построен в Москве еще в 1930-х годах. Поначалу он назывался КИМ и выпускал лицензионные Ford, а также собственную модель КИМ-10. После войны его переименовали в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), и тогда же появился бренд «Москвич». Первой моделью стала модель «Москвич-400» на базе трофейного Opel Kadett, но впоследствии завод отметился и собственными разработками, например «Москвич-408» и его более мощной версией «Москвич-412».
«Москвич-412» в некоторых версиях был очень даже симпатичен
В Советском Союзе «Москвичи» занимали промежуточное положение между совсем бюджетными «Запорожцами» и престижными машинами вроде «Волги». Запуск в конце 1960-х годов АВТОВАЗа создал внутреннюю конкуренцию для «Москвича». В 1990-е годы завод попал в кризис: скудность модельного ряда, отсутствие удачного мотора и невысокое качество продукции привели его на грань разорения. Модель АЗЛК-2141 («Святогор») стала лебединой песней предприятия.
«Москвич» АЗЛК-2141 (позднее — «Святогор») пытались экспортировать под брендом Aleko. Прототипом для модели стала Simca-1307 (французский производитель принадлежал корпорации Chrysler)
Производство остановилось в 2001 году, в 2006-м завод признали банкротом — и еще четыре года длилась распродажа имущества. Большая часть завода превратилась в технополис «Москва» — комплекс зданий для разработчиков и производителей микроэлектроники. Из автопроизводственных активов уцелела лишь площадка нового моторного завода, которую Renault превратило в свое предприятие. Интересно, что заморозка строительства этого завода в начале 1990-х годов во многом предопределила судьбу предприятия: без современного мотора «Москвичи» проигрывали конкуренцию «Ладам» и тем более иномаркам.
Кстати, проект «Святогор» пытались спасти за счет установки двигателей Renault, так что сотрудничество французов с московской сборочной площадкой было долгим и многоплановым.
Эволюция «Москвичей» в музее Верхней Пышмы
О возрождении исторических «Москвичей» речи не идет, ведь старый завод полного цикла ликвидирован полностью, а его фрагмент, превратившийся в завод Renault, является сборочным предприятием с глубокой локализацией и работает по совсем другим технологиям.
Старые «Москвичи» стали редкостью на улицах городов
В качестве партнера правительство Москвы называет КАМАЗ. Предприятие в Набережных Челнах больше известно как производитель грузовиков, но был у него и опыт выпуска малолитражек «Ока» (ВАЗ-1111), производство которых завершилось на КАМАЗе в 2006 году.
В последние годы КАМАЗ демонстрировал желание вернуться в сегмент малолитражек и в 2020 году презентовал концепт электромобиля «Кама-1», разработанный в содружестве с Санкт-Петербургским политехническим университетом. КАМАЗ вложил в проект 60 миллионов рублей, еще 150 миллионов — это грант от министерства образования. По последним данным, КАМАЗ отказался от этого проекта.
Симпатичный концепт «Кама-1», судя по всему, был создан исключительно для демонстрации на выставках
Модель Sihao E10X выпускают китайская компания JAC и немецкий Volkswagen. До начала спецоперации, по данным российских СМИ, КАМАЗ изучал возможности ее локализации
Подробностей о том, что это могут быть за машины, пока нет. Сообщение явно готовилось в спешке и носит скорее символический характер. Из наиболее реалистичных опций — локализовать в России ту или иную китайскую модель. В теории, наверное, возможно сотрудничество с АВТОВАЗом: тогда бренд «Москвич» можно приспособить для обозначения лоукостеров тольяттинского предприятия.
Большие планы
Напомним, что стратегические планы Renault были раскрыты в январе 2021 года на специальном мероприятии Renaulution. В ходе презентации производитель показал два новых концепта Renault и Dacia, а также анонсировал внешность Lada Niva нового поколения, выход которой был намечен на 2024 год.
👉 Как будут выглядеть новые Lada и Renault. Фото и подробности
Согласно стратегии Renaulution, марки Lada и Dacia должны были начать тесное сотрудничество и чуть ли не объединяться. А все будущие модели двух брендов планировалось перевести на одну платформу CMF-B.
Вслед за этим в конце июля 2021 года в специальном видеообращении, посвященном 55-летнему юбилею «АвтоВАЗа», глава компании Николя Мор объявил, что в ближайшие четыре года Lada выпустит на рынок сразу пять новинок.
«Впереди нас ждут четыре важных года, в течение которых мы выпустим пять новых автомобилей Lada, а также новые модели Renault. Для Lada это новое поколение легендарной Niva и абсолютно новое семейство сегмента B», — уточнил Мор в видеообращении.
Есть ли у renault шанс вернуть, как было?
Есть, но, скорее, теоретический. По словам Дениса Мантурова, у Renault останется опцион сроком на 5–6 лет на обратный выкуп акций, однако риторика министра была достаточно жесткой:
— Если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких «подарков» здесь не будет.
Выйти из этого пике будет непросто
Денис Мантуров исключил возможность национализации завода, однако подчеркнул следующее:
— Если у компании нет сегодня возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании. Мы будем вынуждены найти альтернативу. Это будет касаться всех автопроизводителей, которые будут тянуть с решением.
Захочет ли renault возвращаться?
Ответ зависит от множества неизвестных, в том числе от сроков спецоперации.
До кризиса российский рынок был очень значим для Renault, например, по объему проданных концерном машин Россия лишь чуть-чуть уступала Франции и существенно опережала другие рынки. Выручка АВТОВАЗ в 2021 году превысила 3 миллиарда евро, а чистая прибыль по МСФО составила 166 миллионов евро. Вклад АВТОВАЗа в общую выручку Renault в 2021 году достиг 6,2%.
Renault исповедовала прагматичный подход к российскому рынку, например, не спешила менять популярную Lada Granta. Но в 2023 году планировался выпуск ее наследницы…
Зачем вообще renault купила автоваз?
АВТОВАЗ является градообразующим предприятием Тольятти, и двадцать лет назад руководство завода хорошо освоило технологии выбивания денег из казны для исключения социального кризиса
Поиск партнеров для проблемного АВТОВАЗа стартовал в нулевых годах, и первоначально на эту роль претендовала General Motors. С американской компанией возник совместный проект по выпуску Chevrolet Niva и неудачной Viva. Развития это партнерство не получило, и американцы передали права на Niva российской стороне в 2020 году.
Приход Renault существенно изменил управленческую структуру АВТОВАЗа, технологические процессы и качество продукции. Однако нынешние бестселлеры АВТОВАЗа Lada Granta и Vesta созданы еще без прямого участия инженеров Renault. Параллельно выпускались две модели, построенные на платформах французского концерна, Lada Largus и XRAY. Кроме того, на тольяттинском заводе собирали Renault Logan и Sandero, а до 2020 года делали модели партнерской компании Datsun (перелицованные «Гранты»).
Насколько renault значима для автоваза?
Эскиз будущей Lada Niva
Зависимость АВТОВАЗа от Renault пока неравномерна: например, большая часть выпускаемых сейчас машин — это российские разработки. Однако завод был вплетен в международную систему поставок комплектующих, и Renault задавала стандарты качества, уровень менеджмента и перспективу развития.
Новый дизайн
Судя по изображениям, помимо смены эмблемы и шильдиков (как это было с Chevrolet Niva) популярный кроссовер ждут серьезные изменения во внешности. Так, машина получит новую переднюю часть в фирменном стиле Lada — «X-фейс».
Lada Duster оборудуют хромированными деталями, агрессивными бамперами, передней светодиодной оптикой с Y-образными ходовыми огнями и пластиковой защитой кузова. Также автомобиль обзаведется рельефным капотом, увеличенными колесными арками, рейлингами на крыше, новыми боковыми зеркалами, фонарями почти квадратной формы, дополнительным стоп-сигналом и крупной надписью Lada на крышке багажника. Что касается размеров, то они будут сопоставимы с нынешним Duster. Дорожный просвет машины — 210 мм.
Попытка «не сжигать мосты»
«Очевидно, что при существующих ограничениях и сложной геополитической обстановке дальнейшая деятельность группы Renault в России практически невозможна, но при этом французы, конечно же, не хотят уходить и сжигать все мосты», — рассказывает Сергей Целиков.
По его словам, французская компания на протяжении двух десятилетий вкладывала средства в российский рынок и собственное производство в Москве, а последние 10 лет активно инвестировала в «АвтоВАЗ».
Кроме того, эксперт отмечает, что техническая и технологическая интеграция тольяттинского гиганта в состав Renault очень глубока и разрыв этих связей будет невероятно болезненным для предприятия.
Сможет ли автоваз выпускать машины без renault?
Lada Niva Legend кажется сугубо российской моделью, но даже она зависит от импортных компонентов. Например, иностранными являются блок управления двигателем, дроссельный патрубок, многочисленные датчики, подшипники, гидроусилитель руля, гидроагрегат АБС
Lada Vesta создавалась при частичном участии Renault и больше зависит от импорта, но переключение модели на другой пул поставщиков, скорее всего, возможно, хотя потребует больше времени и усилий. В публичном поле нет детальной информации о том, кто именно владеет патентами и технологиями производства Lada Vesta, но, судя по всему, правовые вопросы в настоящее время отходят на второй план.
«Импортные» модели АВТОВАЗа, XRAY и Largus, помимо набора комплектующих используют иностранную интеллектуальную собственность и технологии. На вопрос о перспективах таких моделей Денис Мантуров сообщил следующее:
— Мы исходим из того, что основные платформы сохранятся, если Renault в итоге сохранит свою текущую позицию, но мы поменяем логистику и поставщиков компонентов в первую очередь на российских.
Насколько это реалистичный план, сказать сложно. Многое будет зависеть от настроя самой Renault, и если компания займет бескомпромиссную позицию, сохранить выпуск исконно европейских моделей будет сложнее (если вообще целесообразно).
Еще больше скепсиса вызывают перспективы новых моделей АВТОВАЗа на платформе CMF-B-LS. Инициатива принадлежала французской стороне, а ее воплощение зависит от международных поставок компонентов и технологий.
Не исключено, что АВТОВАЗу грозит путешествие на десять-пятнадцать лет назад, очередной застой и снижение качества продукции.
Тасс узнал о возможной продаже доли renault в автовазе концерну из китая
Неназванный китайский автоконцерн может выступить покупателем доли Renault в АвтоВАЗе, сообщили источники ТАСС. Ранее Renault остановила производство в Москве, глава компании допускал приостановку работы заводов АвтоВАЗа
Французский автопроизводитель Renault может продать свою долю в АвтоВАЗе китайской компании, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в государственных структурах.
«Рассматривается один из китайских автоконцернов», — сказал он.
РБК направил запросы в пресс-службу Renault Group и представителю «Ростеха».
Renault принадлежит 68% АвтоВАЗа, оставшиеся 32% — в собственности госкорпорации «Ростех».
В свою очередь, собеседник «Газеты.Ru» в АвтоВАЗе рассказал о планах компании продать свою долю российской стороне, в числе наиболее вероятных покупателей он назвал «Ростех» и «структуры Минпромторга». Собеседник портала добавил, что уже в мае большинство иностранцев среди руководства будут переведены на удаленную работу либо покинут завод, эти данные подтвердили два других собеседника «Газеты.Ru».
По словам неназванного менеджера АвтоВАЗа, на которого ссылается издание, часть работавших на предприятии иностранцев уже покинули Тольятти, некоторые намерены это сделать в течение нескольких недель, в компании нет планов по их возвращению обратно.
В конце февраля глава Renault Group Лука де Мео допустил остановку производства на АвтоВАЗе. Он пояснил, что к этому может привести нестабильная геополитическая ситуация из-за происходящего на Украине.
23 марта в Renault сообщили о приостановке работы своего производства в Москве. В компании тогда отдельно указали, что в отношении доли в АвтоВАЗе рассматриваются «возможные варианты». «[Оценка вариантов ведется], принимая во внимание текущую обстановку, действуя ответственно по отношению к 45 тыс. своих сотрудников в России», — подчеркнули в Renault.
Спустя неделю, 30 марта, источники Bloombergговорили об изучении Renault возможности передать свою долю в АвтоВАЗе местному инвестору в качестве варианта ухода с российского рынка. При этом, указали собеседники агентства, речи о передаче доли «Ростеху» не шло, поскольку госкорпорация находится под международными санкциями.
Сейчас группа АвтоВАЗ входит в состав альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, ее производства выпускают автомобили для четырех брендов: Renault, Datsun, Lada и Nissan. У АвтоВАЗа есть собственные производства в Ижевске и Тольятти. Бренд Lada, как утверждается на сайте автопроизводителя, занимает 20% рынка легковых автомобилей в России.
В Минпромторге в конце марта допустили уход с российского рынка ряда иностранных автопроизводителей. Глава министерства Денис Мантуров тогда рассказал, что ведомство ведет диалог со всеми производителями автомобилей и зарубежными брендами, с некоторыми из них достигнуто понимание о продолжении работы в России с сохранением производственных мощностей. Министр пояснил, что остановка работы заводами подразумевает неуплату налогов и деградацию производства. «Возможно, с кем-то нам придется, к сожалению, попрощаться, потому что мы не можем ждать бесконечно», — сказал Мантуров.
Технические характеристики
По одной из версий, техническая составляющая Duster, после переноса производства не претерпит изменений. В таком случае кроссовер предложат с 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 114 л.с. Такой агрегат работает в сочетании с пятиступенчатой механикой и передним приводом. Также машина может комплектоваться более мощной версией этого агрегата с отдачей 117 л.с.
В гамму моторов может войти и 2-литровый бензиновый двигатель (143 л.с.) и дизель объемом 1,5 л (109 л.с.). Такие агрегаты работают совместно с шестиступенчатой механической коробкой передач и полным приводом. Если будут поставки от Renault, то купить новую Lada можно будет и с 1,3-литровым турбомотром мощность 150 л.с. Такой двигатель сочетается как с механикой, так и с вариатором CVT X-Tronic.