Renault: История марки — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

История марки renault. часть №1

Всем добрый день! Хочу представить вам историю создания марки Renault. Текст собирал из разных источников, некоторые даже пришлось переводить с французского. Приятного прочтения!

——

Конец XIX века, эпоха авантюристов и мечтателей. Крупные КБ и инженерные кооперации ещё даже не появились в планах их создателей, а прогресс толкали конструктора-одиночки.

Могли ли Луиза и Альфред Рено предположить, что их сыновья вознесут французское автомобилестроение на уровень ведущих европейских автомобильных марок?

Итак, 18 Февраля 1877 года, в семье парижских буржуа родился Луи Рено, младший сын в семье, кроме него в доме подрастали два брата и две сестры. Отец семейства владел крупной галантерейной фабрикой и торговым домом, мать происходила из знатного французского рода и была в первой очереди наследства на владение сетью магазинов, не трудно догадаться, что Луи, как и два его старших брата, были избалованными детьми, но если старшие братья проявляли тягу к знаниям, то последнего учеба не интересовала. Он был в семье любимцем, ему многое прощалось, и Луи этого было достаточно.

Будущий гений воспринимал всерьез только технику и электричество, И это, в общем-то, совершенно не удивительно, ведь это был конец 19-го века, когда почти каждый день делали невероятные открытия и изобретения. Мальчишки тогда с открытыми ртами следили за всем новым, что происходило в мире науки, наблюдали, как быстро меняется мир. Но Луи не хотел быть обычным наблюдателем. Имея очень чуткую интуицию, он пытался вникнуть в принцип работы механизмов, пробовал самостоятельно творить. В одиннадцатилетнем возрасте, он, руководствуясь ленью, создал довольно необычное изобретения. Чтобы «оптимизировать процесс освещения в комнате», и чтобы не вставать каждый раз с кровати, чтобы включить свет, он сконструировал специальную гальваническую батарею. И теперь, чтобы включить освещение в комнате, нужно было просто потянуть за веревочку, пластины опускались в кислоту и вырабатывали электричество. А еще, довольно скоро, он сбежал из дома и уговорил знакомого кочегара, чтобы тот взял его в локомотив, где мальчишка прокатился до самого Руана и изучал работу паровой машины.

Последнюю попытку засадить сына за парту и получить хоть какое-то образование делает отец Луи, так как видел, что его семейное дело тот продолжать не намерен, он ставит перед сыном условие: тот поступает в техническую школу для получения высшего образования, а взамен получает гараж в саду дома в Биланкуре, недалеко от Парижа, некоторое оборудование, плюс знакомство с известным инструктором паромобилей Леоном Серполле. Кроме того, купил сыну старый мотор Panhard, чтобы Луи разбирался в технике далее.

В результате Луи получил все, чего хотел и днями напролет пропадал в гараже или в мастерской Серполле, однако свою часть договора так и не выполнил. Он не смог пройти экзамены и пошел в армию.

Вернувшись домой и скопив необходимую сумму денег, в 1898 году, Луи покупает трехколесный автомобиль «De Dion-Bouton».

Хотя в полном смысле слова автомобилем это устройство не было. Некоторые называют его «самоходной трехколесной тележкой». Луи с удовольствием берется за переделку и в итоге создает абсолютно новый автомобиль. Он был прежде всего четырехколесным, был убран цепной привод и шестеренки, которые тогда всюду устанавливали, а вместо них поставил карданный вал с карданными шарнирами, а также трехступенчатую коробку передач с прямой третьей передачей и задним ходом (трансмиссия с кулачковым зацеплением), главное новшество, которое стало переломным в автомобильной истории. Ее и в наше время используют на гоночных автомобилях. Это позволило передавать на колеса мощность двигателя без потерь. Двигатель созданного автомобиля имел мощность всего 0,75 л.с.

На дворе был 1898 год и друзья Луи уже подтрунивали над его автомобилем, который Рено назвал Voiturette (в переводе – «повозка»).

24 декабря 1898 года Луи праздновал вместе с друзьями Рождество и, разгоряченный в споре о принадлежности его творения к автомобилю, заключил пари, заявив, что его новая машина сможет одолеть улицу Ру Лепик на Монмартре, которая имела уклон в 13 градусов. На самом деле на то время это пари было очень серьёзным, ведь конструкция первых автомобилей была несовершенной, и тогда езда в гору становилась практически невозможной, ведь превращалась в истинную пытку.

Луи блестяще справился с заданием. Это дало ему не только круглую сумму выигрыша, но и целых 12 заказов на такой же автомобиль. Но самым главным было — требование от одного из присутствующих на «пробеге» автомобиля, продать ему Voiturette немедленно. Рено с радостью это сделал. Именно это событие, по мнению самого Луи, послужило началом истории компании Renault.

Пару месяцев спустя он зарегистрировал патент на коробку передач, и вскоре изобретение Рено было принято всеми автомобильными заводами того времени. А схема работы карданного вала до сих пор остается неизменной у автомобилей с задним приводом.

Официальным днем рождения компании Renault считается 1 октября 1898 года, когда при поддержке опытных братьев, Марселя и Фернана, и богатой семьи была основана компания «Renault Freres» (Братья Рено).

Старшие братья, имевшие опыт работы в фирме отца, взяли на себя административную и коммерческую сферы, а Луи посвятил себя конструированию.

Сейчас читают:  Как снять подушку безопасности с руля Рено Логан - Новый Logan

25 февраля 1899 года компания «Renault Freres» была официально зарегистрирована как новая автомобильная компания.

Так Луи уже в 21 год стал настоящим автопроизводителем.

Созданная вуатюретка даже во времена, когда любой автомобиль считался спортивным снарядом, никак не тянула на спортсмена. Братья Рено её таковым не считали, но и в корне не разделяли господствующее мнение, согласно которому настоящая гоночная машина обязана быть многолитражным монстром мощностью сил в семьдесят. По их мнению, лёгкий и маневренный автомобиль и с относительно небольшим двигателем должен иметь скорость выше, чем у тяжёлых неуклюжих конструкций. И делом доказали правильность своей философии, выиграв в течение трёх лет множество соревнований на усовершенствованном автомобиле, который получил название «модель A».

По сути это была та же Voiturette на трубчатой раме с двигателем «De Dion» 270 см3, однако мощность возросла в разы, с 0,75л.с. до 1,75л.с. а максимальная скорость составила 45кмч! Коммерческий успех данной модели обеспечили автомобильные гонки. Как правило, это были бои местного значения (Париж-Трувиль, Париж-Остенде и Париж-Рамбуйе), хотя и дававшие хорошую рекламную отдачу. За 1899 год было продано 15 «Моделей А».

До этого и конкуренты, и окологоночная публика весьма скептически относились к французам, считая, что большого международного триумфа им не видать.

В начале 1900 года Луи и Марсель Рено выигрывают гонки Париж-Бордо и

Париж-Тулуза, примечателен тот факт, что после гонки Париж-Бордо компания Рено получила заказы на изготовление 350 автомобилей! Для сравнения компания Пежо продала всего 300 автомобилей за 1899 год.

С 1900 года фирма перешла на выпуск «Модели B» все с тем же одноцилиндровым двигателем «De Dion», но на 450см3 и 2л.с., а так же попыталась наладить выпуск крупных и мощных машин. Это — модели AG1 с кузовом «капуцин». Но технические проблемы, а так же слабые двигатели вынудили отложить массовое производство этих автомобилей до 1905 года.

В этом же году, на экспериментальной машине «Модель 8 CV» с двухцилиндровым двигателем мощностью 5 л.с., братья Рено побеждают в гонке в Grand Prix de Pau и гонке Париж — Берлин.

Хочется добавить, что в то время автогонки представляли не скоростные участки, а длинные марафоны на выносливость, поэтому фирма Рено всерьез занималась улучшением надежности автомобилей, что и позволяло ей обходить даже именитых соперников.

В 1901 году Renault расширяет модельный ряд, осваивая модели С (450см3 3л.с.), D (450см3 4л.с.) и EF (1230см3 9л.с.) и, т.к. компания перестала справляться с заказами, заключает международный лицензированный контракт со сборочным заводом в Бельгии, который начал собирать французские автомобили.

Стоит отметить, что модели ЕF относились к классу супер-спорт и было построено всего 2 экземпляра. Максимальная скорость данного автомобиля составляла 80кмч!

Луи Рено, как и его заокеанский коллега и конкурент Генри Форд, в отличие от прочих современников, стремился зарабатывать не на дорогих и роскошных, а на простых и доступных автомобилях, и все модернизации на его производстве были подчинены идее снижения цены. А в чем-то великий француз оказался прозорливее Форда – если американец в то время «упирался» в свою одну-единственную утилитарную модель Ford Т, то Renault присутствовал и в сегменте роскошных престижных авто.

1902 год стал знаковым годом в истории фирмы, именно в этом году Луи заканчивает заработку собственного 4-х цилиндрового двигателя объёмом 3750см3,мощностью 20-30л.с. и устанавливает его на навое шасси. Так появился на свет знаменитая модель «K» (14 CV), развивающая 161 Н.м. крутящего момента и максимальную скорость 130 кмч. Свое превосходство данная модель доказала на крупной гонке Париж — Вена, опередив главных соперников из Даймлер и Пежо.

25 Мая 1903 года в автокатастрофе погибает Марсель Рено. Около Пуатье, во время автопробега Париж-Мадрид, вместе со своим механиком Рене Вотье. Их автомобиль на скорости около 100 километров в час попал в облако пыли, что лишило водителя возможности увидеть закругление дороги. После этого автомашина съехала в кювет, от сильного удара водителя и механика выбросило из машины. Механик получил несколько переломов, а Марсель Рено — телесные повреждения, несовместимые с жизнью, от которых скончался через 48 часов. Из-за вопиющей беспечности автогонщиков и зрителей в этот день погибли еще 8 водителей, механиков и зрителей и 30 человек были ранены.

Братья Рено принимали участие практически во всех автомобильных состязаниях, которых в те годы во Франции проводилось очень много, но после смерти Марселя Луи на несколько лет отстранился от автоспорта.

После смерти Марселя резко ухудшается здоровье Фернана и Луи получает почти полный контроль компании Рено.

Благодаря Фернану, который занимался развитием коммерческой сети компании, дилерская сеть компании к 1904 году составляет 120 дилеров во Франции и за рубежом. Производство достигает 948 транспортных средств.

В 1905 году автомобили стали набирать популярность как такси, компания быстро среагировала на потребность рынка и одной из первых начала выпускать автомобили-такси с кузовом типа «капуцин», «дубль-фаэтон», «ландо», редкие по тому времени закрытые лимузины, улучшив свою модель AG1 заменой двигателя на более мощный (1206 см3, 14л.с.). При этом особый акцент при разработке этого автомобиля ставился на простоту и надежность конструкции. Именно указанные качества этого автомобиля привели к тому, что во Франции его стали использовать в качестве такси. К концу года часть машин было продано в США.

Сейчас читают:  Когда нужно менять масло в коробке передач Рено Логан?

Эти машины, прозванные «браунингами» из-за своего черного цвета и своей формы, прославились во время Первой мировой войны, когда 600 парижских такси-Рено было мобилизовано в кратчайшие сроки для переброски 5 тысяч солдат к реке Марна. По имени знаменитой битвы такси и получили название «марнские». Этому автомобилю даже поставлен памятник.

В 1906 на автомобильном Салоне в Берлине компания представила свой первый автобус.

«Братья Рено» в предвоенные годы активно сотрудничали с Россией. Для Императора был создан автомобиль «лимузин-ландоле» на шасси Рено. Для наследника престола был приобретен «Рено-бебе», легкий автомобильчик, крайне простой в управлении и эксплуатации.

Конфискованные у царской семьи Рено возили и В. И. Ленина. Закуплены были таксомоторы Рено и для новой социалистической Москвы, оборудование и технологии Renault стали основой завода КИМ, известного нам как АЗЛК.

К 1908 году все акции компании Рено оказываются у Луи. Фернан был вынужден продать свою долю по состоянию здоровья.

Годом позже, 22 марта 1909 года, Фернан Рено умирает. После его смерти Луи проводит реорганизацию фирмы и дает ей новое название – «Акционерное общество заводов Рено».

Рено установил на предприятии жесткий, просто-таки диктаторский, режим. Характер у Луи и так был не сахар, а с потерей хоть как-то сдерживавших его братьев он вообще стал решительно несносен. Работа для него была превыше всего, а все, что мешало работе, жестоко искоренялось.

Между тем модельный ряд систематически обновлялся, а объемы производства фирмы непрерывно увеличивались.

В 1910-х годах каталоги моделей французской марки охватывали все тогдашние классы машин, для чего было создано, как сейчас бы сказали, 10 базовых платформ. К 1913-му году на заводах Рено было занято 5200 работников, выпускавших ежемесячно около 1000 автомобилей.

Имея достаточно свободных средств, Луи Рено начинает развивать производство в родственных сферах. На новых заводах и в цехах проектируются и серийно строятся двигатели для аэропланов, судовые машины, сельхозтехнику, автобусы, такси и грузовики собственной конструкции, в том числе и передовые для того времени «трехоски». Привлекая в свои КБ лучших конструкторов и технологов, Луи сам принимает участие в проектировании. Он получает авторские права на систему питания с турбонагнетателем, патентует быстросъемные свечи, которые можно было менять оперативно, не разбирая мотор, наклонную рулевую колонку, пневматический стартер, барабанные тормоза, гидравлический амортизатор.

Накануне Первой мировой войны мощности заводов Рено переориентировались на нужды армии. Был налажен выпуск танков. Легкий танк F-17 оказался настолько удачным, что его применяли плоть до Второй мировой войны (по некоторым данным, последний раз его использовали в 1944 или даже в 1945 году).

После войны Луи Рено получил высшую награду Франции – орден Почетного легиона – за вклад в победу над врагом, а в 1919 году он был признан первым промышленником Франции. Французы стали называть фирму Рено «спасителем нации».

К 1920 году фирма Рено производила широкий спектр техники: от малолитражных автомобилей, грузовиков и сельскохозяйственной техники до промышленных и судовых механизмов. В начале 20-х годов Луи реорганизовал концерн по принципу «вертикальной интеграции».

Изыскиваются возможности снижения себестоимости продукции, главная стратегия — доступный по цене товар.

После войны бизнес Рено успешно развивался, производились новые модели, устройство машин совершенствовалось, количество выпускаемых машин постоянно росло. Появились машины представительского класса, некоторые модели были исключительно дорогими.

1925 Алмазный символ становится логотипом Renault, и впервые устанавливается на 40CV, который приносит ряд рекордов по дальности пробега, экономии горючего и побеждает в гонке Монте-Карло.

Отдельно расскажу про эмблему компании Renault:

Первый логотип, использовавшийся на продукции компании, состоял из инициалов трех братьев Рено: Луиса, Фердинанда и Марселя, появилась в 1900 году. Позже, в 1906 её переделали, заменив инициалы передней частью автомобиля.

С началом Первой Мировой Войны компания Renault отодвинула на второй план производство автомобилей и сосредоточилась на выпуске легких танков. Танки были настолько успешны, что после окончания войны, братья переделали логотип, нарисовав там танк.

При этом самой эмблемы на автомобилях не было до 1922 (1923) года. В 1922 (1923) году появился круг с помещенной внутри него надписью «Renault» между двух горизонтальных линий. Знак ставился на клаксон и решетка позволяла звуку выходить беспрепятственно.

Форма алмаза, по одной версии — в честь выигранной в 1924 году автогонки с главным призом – алмазом, по другой — данная форма является следом от гусениц танка F-17, сформировалась позже, в 1925 году и осталась до сего времени, не потерпев никаких кардинальных изменений, лишь периодически появляясь в цвете, меняя размеры и расположение.

1926: бьет мировой рекорд в гонках на выносливость при

средней скорости 173 км/ч

С 1926 года тормоза на всех четырех колесах были стандартны для всех автомобилей Renault. Представлена модель Renault NN , надежный и крепкий автомобиль. Джордж Естиенн выбрал Renault NN, для своего путешествия через пустыню Сахара, в январе 1927г. Поездка Естиенна — почти 17000 км (10000 миль) — была завершена без каких-либо механических неисправностей. Получен патент на приспособление для размещения багажа (багажник).

Сейчас читают:  Какую охлаждающую жидкость/антифриз заливать в Рено Логан

В легковой модельной линейке компании – и семейные компакты с моторами-«четверками», и роскошные модели с 8-цилиндровыми двигателями и стильными кузовами. Годовой тираж автомобилей Renault достигает 58 000 единиц. Однако, во второй половине 1930-х из-за снижения заработной платы, связанной с ужесточением трудовой дисциплины и экономическим спадом, начались волнения рабочих. Только вмешательство правительства в переговоры с рабочими позволило погасить конфликт. В связи с уступками рабочим у компании снизились доходы и Renault вернулась к производству малолитражек.

Существует легенда, что после встречи с Адольфом Гитлером 21 февраля 1935 года Луи Рено предвидел скорое начало Второй мировой войны и связанное с ней падение доходов населения и ускорил работы по созданию бюджетной модели – Juvaquatre, несущий кузов, передняя независимая подвеска и все это за умеренную цену. Это был автомобиль, возродивший французское автомобилестроение в послевоенные годы.

1936 Получен патент на изобретение раскладных сидений.

C 1939 года Renault вновь стала одним из самых важных поставщиков для французской армии до падения Франции в 1940 году.

Примечания

  1. The World’s Biggest Public Companies List - Forbes (неопр.). Дата обращения: 29 сентября 2022.Архивировано 23 марта 2022 года.
  2. 12https://group.renault.com/wp-content/uploads/2020/04/urd_2022_-3-avril_14h.pdf
  3. Рено // Исторический словарь галлицизмов русского языка. Словарное издательство ЭТС, Москва, 2022
  4. Boutillier, Sophie. L’aventure des entrepreneurs : [фр.] / Sophie Boutillier, Dimitri Uzunidis. — Studyrama, 2006. — Vol. 625. — P. 28–29. — ISBN 2-84472-790-5.
  5. Porázik, Juraj.Old time classic cars, 1885–1940 / Juraj Porázik, Ján Oravec. — Arco Pub, 1985. — P. 58. — ISBN 0-668-06307-6.
  6. “A brief history of the House of Renault”. Automotive Industries [англ.]. New York: Automotive Industries. 20 (14): 569—570. 8 April 1909. ISSN 1099-4130.
  7. Renault Віннер Оболонь (укр.). renault-obolon.kyiv.ua. Дата обращения: 24 декабря 2021.
  8. Heidi Klum & Seal The truth about the divorce. — epubli. — 276 с.Архивная копия от 24 декабря 2021 на Wayback Machine
  9. 12Smith, Michael Stephen. The Automobile and its Allies // The Emergence of Modern Business Enterprise in France, 1800–1930. — Harvard University Press, 2006. — Vol. 49. — P. 402–405. — ISBN 0-674-01939-3.
  10. Renault-Nissan получит контроль в АвтоВАЗе за 750 млн долларовАрхивная копия от 8 мая 2022 на Wayback Machine // «Взгляд», 3 мая 2022
  11. Новый глава компании Renault пообещал устроить «ренолюцию»Архивная копия от 26 декабря 2020 на Wayback Machine // motor.ru
  12. Renault Logo (неопр.). Дата обращения: 7 августа 2022.Архивировано 18 августа 2022 года.
  13. [1]Архивная копия от 8 августа 2022 на Wayback Machine New Renault Style
  14. У компании Renault новый логотип (рус.). Авторевю (11 марта 2021). Дата обращения: 12 апреля 2021.Архивировано 12 апреля 2021 года.
  15. Renault погнался за дешевизной (недоступная ссылка) // Ведомости № 109 (1883) от 18 июня 2007
  16. Жан-Доминика Сенара назначили президентом Renault (неопр.). Дата обращения: 8 апреля 2022.Архивировано 28 апреля 2022 года.
  17. Назначен новый глава Renault. Новым главой Renault вместо арестованного Карлоса Гона стал руководитель Michelin Жан-Доминик СенарАрхивная копия от 27 января 2021 на Wayback Machine // Autonews
  18. Тьерри Боллоре (находившийся до этого на посту заместителя президента — генерального директора Renault)
  19. Тьерри Боллоре назначили временным гендиректором RENAULTАрхивная копия от 28 марта 2022 на Wayback Machine // rusonline.org
  20. Тьерри Боллоре возглавил холдинг Renault-Nissan BV (недоступная ссылка)
  21. Новым гендиректором группы Renault назначен экс-глава Seat Лука де Мео // 28 января 2020
  22. 개요 및 주요현황Архивная копия от 13 июня 2022 на Wayback Machine (кор.)
  23. Dacia, a major player of the Romanian economyАрхивировано 27 сентября 2022 года. (англ.)
  24. Structure of the Renault-Nissan AllianceАрхивная копия от 8 октября 2022 на Wayback Machine (англ.)
  25. 12АВТОВАЗ перешел под контроль Renault-Nissan (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 ноября 2022.Архивировано 15 июля 2022 года.
  26. The largest shareholders in AB Volvo, june 30, 2022Архивная копия от 17 июля 2022 на Wayback Machine (англ.)
  27. World Ranking of Manufacturers Year 2009Архивная копия от 4 июня 2022 на Wayback Machine (англ.)
  28. Renault et Mercedes vivent le grand amourАрхивная копия от 4 декабря 2022 на Wayback Machine (фр.)
  29. 1234Продаётся в России
  30. Renault | Euro NCAP (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2022.Архивировано 15 ноября 2022 года.
  31. Key figures of Renault Group (неопр.). Дата обращения: 20 мая 2022.Архивировано 31 мая 2022 года.
  32. Renault представила кроссовер за 4000 евроАрхивная копия от 22 мая 2022 на Wayback Machine, Ведомости, 2022/05/20
  33. АВТОВАЗ в 2022 году принес Renault 186 млн евро прибылиАрхивная копия от 17 февраля 2022 на Wayback Machine, autostat.ru, 2022/02/15
  34. Renault: рекордные показатели по итогам года (неопр.). euronews (10 февраля 2022). Дата обращения: 22 июня 2022.Архивировано 1 июня 2022 года.
  35. Осипов Е.А. [Осипов Е. А. «Рено» — «Камаз»: образец советско-французского сотрудничества периода разрядки // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Выпуск 10 (54) . Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001736-8-1 (дата обращения: 18.08.2022). DOI: 10.18254/S0001736-8-1 «Рено»-«Камаз»: образец советско-французского сотрудничества периода разрядки] (рус.) // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2022. — № 10. Архивировано 19 августа 2022 года.
  36. Макс Юрча.Renault Duster: кандидат в российские хиты (неопр.) (недоступная ссылка). // zr.ru. Дата обращения: 18 декабря 2022.Архивировано 22 февраля 2022 года.
  37. Глеб Столяров. Renault ставит на РоссиюАрхивировано 14 февраля 2009 года. // Ведомости, № 26 (2296), 13 февраля 2009
  38. Алексей Непомнящий, Юлия Федоринова. «Я сказал Путину, что наличных у нас нет», — Кристиан Эстев, старший вице-президент Renault, генеральный директор Renault в РоссииАрхивная копия от 7 января 2022 на Wayback Machine // Ведомости, № 211 (2481), 09 ноября 2009
Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...