Содержание
Как найти неисправность и отремонтировать электрическую дрель » сайт для электриков — статьи, советы, примеры, схемы
Ударная дрель способна выполнять обычное сверление только с ударом. Редуктор таких устройств может иметь как одну, так и две скорости. В качестве дополнительных функций бывают обратный ход и возможность настройки нужных оборотов холостого хода.
Ударная дрель имеет две косозубые шестерни, которые контактируют при обычной работе дрели. Когда необходимо выполнить сверление с ударом, то одна шестерня перемещается, таким образом, образовывая зазор с впереди стоящей шестерней. Далее задняя шестерня остаётся неподвижной, а та, что впереди, начинает скользить по зубцам и перемещать патрон вверх-вниз. Вот так создаётся удар у многих ударных дрелей. При этом количество таких ударов может быть 40000 в одну минуту.
Стоить отметить, что ударную функцию дрели нужно задействовать только в самых экстренных случаях. Если дрель постоянно использовать с ударной функцией, то совсем скоро ударный механизм может выйти из строя. Всё дело в шестерёнках, которые рано или поздно сточатся и ударный режим работы пропадёт.
Устройство электрической дрели:
Такой инструмент как ударная дрель является незаменимым помощником в строительстве. Например, она может без проблем просверлить кирпич. Что касается бетонов, то тут работоспособность ударной дрели зависит от марки бетона, в котором нужно просверлить отверстие.
Допустим с 300-той маркой бетона, из которой обычно возводят внутренние перегородки помещений, ударная дрель справляется на отлично. Но это нельзя сказать про 400-тую марку бетона, которая задействуется в возведении несущих стен. В этом случае необходимо использовать перфоратор.
Смотрите также: Технические характеристики и функции электрических дрелей
Электрическая дрель является самым востребованным электрический инструмент при проведении любого ремонта, поэтому она часто выходит из строя в виду частого и интенсивного использования. При наличии базовых навыков и опыта ремонта подобных инструментов, отремонтировать дрель не составит больших трудностей.
Возможные неисправности ударной дрели
Причин поломок такого рода инструмента может быть несколько, бытует мнение что основной причиной есть неправильная эксплуатация дрели или же не «фирмовость» инструмента, ввиду чего ее внутренности состоят с некачественных комплектующих. Среди других более техничных причин, можно выделить такие:
Как найти в чем неисправность
Для того чтобы разобраться в причине поломки, иногда бывает что ее сразу не видно, например, дрель просто не вращается. Осмотр начинают с питающего шнура, часто в виду интенсивной эксплуатации шнур перебивается или же в районе вилки или где—нибудь еще. Также осматривают кнопку и различные элементы управления. Пробуют провернуть патрон.
На этом все диагностические процедуры заканчиваются, дрель нужно разобрать чтоб получить доступ и осмотреть ее изнутри. Для этого нужно открутить (все) шурупы по периметру корпуса дрели и снять верхнюю половинку корпуса. При выкручивании шурупов обращаем внимание на их длину и запоминаем в каком отверстии шурупы какой длины находились, проще их сразу оставить в снятой части корпуса.
Осматриваем питающий кабель и внутреннюю проводку на предмет отгораний, обрывов и надежности контактного соединения. В месте, где кабель питания входит в корпус дрели, часто можно видеть поврежденный наружный слой изоляции, её разрыв, и сам шнур питания в итоге скручен.
Если у вас неисправна кнопка или реверсний переключатель то проще заменить на новый. Можно конечно разобрать, почистить контакты, но собрать будет хлопотно, много маленьких запчастей и пружинок, которые все норовят выпрыгнуть.
Один из самых распространенных видов поломки, это износ щеток двигателя, их замену можно легко произвести самому в домашних условиях. Иногда, щетки можно заменить без разборки корпуса дрели, если это позволяет конструкция.
У некоторых моделей достаточно выкрутить заглушки из установочных окошек и установить новые щетки. У других моделей, для замены требуется разборка корпуса, в этом случае необходимо аккуратно достать щеткодержатели и извлечь из них изношенные щетки.
Характерным признаком неполадки электрощеток является сильное искрение и не стабильная работа электродвигателя, когда он работает с перебоями или рывками. Что происходит от непостоянного электричсекого контакта между щетками и пластинами на коллекторе.
Не стоит также допускать чтоб щетки износились до минимального размера. Это опасно тем, что между щеткой и коллекторными пластинами может увеличится зазор. В итоге происходит повышенное искрообразование, коллекторные пластины сильно греются и могут «отойти» от основания коллектора, что приведет к необходимости замены якоря.
Необходимо регулярно очищать пластины коллектора от нагара и постоянно проверять натяжку прилегания щеток к коллекторному барабану. Другие неисправности электрической части могут проявляться в виде отсутствия вращения двигателя дрели, когда нет никаких признаков включения двигателя (не слышно гудения).
Если дрель не включается и ее патрон легко проворачивается обычным усилием, то можно, скорее всего предполагать о неисправности электрической части.
Проверка конкретности причины производится по мере доступности, проверяются сетевой шнур, кнопка регулятора оборотов, пусковой конденсатор и обмотки двигателя, все просто прозванивается мультиметром в режиме сопротивления.
Среди электрических неисправностей можно отметить поломку якоря. Поломка якоря или статора происходит по двум причинам — неправильная эксплуатация и некачественный моточный провод. Топовые производители с мировым именем применяют качественный провод с двойной изоляцией и термостойким лаком, что в разы повышает надежность двигателей и позволяет значительно продлить временной ресурс вашей дрели. Дешевые же модели не выдерживают продолжительной и интенсивной роботы с перегревами.
Поломку якоря (неисправность катушок) можно диагностировать по характерному запаху, увеличению искрообразования при работе. А при осмотре можно увидеть и обгоревшие обмотки провода. Но можно наблюдать и падение мощности двигателя что будет говорить о том что обмотки начали подгорать, их сопротивление от этого уже поменялось, что можно увидеть с помощью тестера.
Можно наблюдать такие поломки якоря и статора: межвитковой электрический пробой, пробой на «корпус» (магнитопровод) и обрыв обмотки. Пробой на корпус можно определить с помощью мегомметра (мультиметра) прикоснувшись щупами к любому выходу обмотки и магнитопроводу. Сопротивление более 500Мом указывает на отсутствие пробоя.
Следует знать, что в идеале измерения следует делать профессиональным мегомметром, у которого измерительное напряжение не меньше 100 вольт. Делая измерения простеньким мультиметром, нельзя точно определить, что пробоя точно нет, однако можно определить, что пробой точно есть. Еще пробой можно промерять простым методом, с помощью лампочки подключенной одним выводом к сети 220 вольт, а вторыми выводами на корпус и пластины коллектора.
Межвитковой пробой якоря определить будет немного сложней. Для этого можно использовать специальный трансформатор, у которого имеется только первичная обмотка и разрыв магнитопровода в виде желоба, для установки в него якоря. При этом якорь со своим сердечником становиться вторичной обмоткой.
Поворачивая якорь, так что бы в работе были обмотки поочередно, прикладываем к сердечнику якоря тонкую металлическую пластину. Если обмотка короткозамкнута, то пластина начинает сильно дребезжать, при этом обмотка ощутимо нагревается.
Часто межвитковое замыкание можно увидеть при обычном осмотре, витки могут быть погнуты, смяты. Можно попробовать устранить самому, отогнув в стороны замкнутые или погнутые витки провода.
Чтобы найти обрыв обмотки якоря можно, если к смежным пластинам якоря подключать миллиамперметр и медленно поворачивать якорь. В целых обмотках будет появляться определенный одинаковый ток, оборванная покажет или увеличение тока или его полное отсутствие.
Методом сравнения можно найти неисправную или же убедится в исправности, если все обмотки выдают одинаковые значения на мультиметре.
Обрыв обмоток статора определяется подключением омметра к разъединенным концам обмоток, отсутствие сопротивления указывает на полный обрыв. В данном случае произвести ремонт своими руками, перемоткой якоря или статора, без специальных приспособлений невозможен.
При перемотке обмоток необходимо выполнить условия: намотка обмоток производится в одном направление, у катушки отмечается начало обмотки, провод мотается по часовой стрелке, после чего помечается конец вывода. Вторая обмотка навивается в том же направление, с отметкой выводов начало и конец.
Для замены ротора или статора необходимо разобрать корпус, отсоединить провода, щетки, при необходимости снять приводную шестерню, и извлечь двигатель целиком вместе с опорными подшипниками. Купить замену и вставить все обратно.
При подозрение на поломку кнопки (регулятора оборотов) необходимо убедится в наличие напряжения на входной и выходной клемме кнопки. Если при нажатие на кнопку напряжение на выходе не появляется, нужно разобрать корпус кнопки и осмотреть все контакты.
Как правило, подгорание или залипание контактов определяется визуально. Все контакты необходимо тщательно протереть спиртом и зачистить шкуркой для шлифовки. После чего проверить напряжение снова. Ремонт кнопки своими руками возможен только при наличии определенных навыков.
Важно понимать, что после вскрытия корпуса, многие детали коммутации просто вывалятся из корпуса. Не допустить этого можно только плавным и аккуратным поднятием крышки изначально.
При замене кнопки на новую, нужно убедится что новая кнопка рассчитана на мощность конкретной дрели. Так например, для дрели 750 ватт, регулятор должен быть на ток не меньше 3,4 ампера.
Схема подключения кнопки ударной дрели:
Реверсивную кнопку проверяют таким же способом последовательно. Механизм реверса основан на системе замыкающих и размыкающих контактов. Его профилактика проводится аналогично пусковой кнопке.
Схема подключения кнопки регулятора оборотов и реверса ударной дрели:
Причиной «не работы» электродвигателя может стать и выход из строя пускового конденсатора. Обычно нерабочее состояние конденсатора можно заметить по изменению цвета. Но надежнее измерить его емкость и сравнить с номиналом.
Ремонт механической части дрели
В механической части ударной дрели, могут быть также разные поломки, например заклинивание вала дрели. Если патрон не удается прокручивать рукой, а при этом двигатель гудит при включении, то причина скорее всего в поломке редуктора или подшипников. Частой причиной неисправности можно наблюдать разрушение опорных подшипников.
Поломка редуктора может проявиться и в случае, когда патрон проворачивается рукой и электродвигатель работает, а вращение на главный вал не передается. Все неисправности в механической части могут вызвать периодические остановки и сбои во время работы, гудение, скрежет и недостаточную скорость вращения вала.
Принцип работы ударной дрели основан на поступательном движении двух храповиков, которые отталкиваются друг от друга во время вращения шпинделя электродвигателя. Во время сверления с ударом двигатель приводит в движении шпиндель.
От шпинделя двигателя вращательные движения передаются уже далее на большую шестеренку редуктора к которому жестко прикреплен храповик.
Cхема «планетарного» редуктора:
Волнистая поверхность храповика большой шестеренки скользит по волнистой поверхности второго храповика, жестко закрепленного в корпус редуктора, совершая тем самым ударные действия.
Со временем в процессе длительной и интенсивной эксплуатации дрели в режиме сверления с ударом волнистые поверхности храповиков истираются, удар стает все слабее и слабее или же не происходит вообще. Нужно осмотреть износившиеся детали редуктора и при необходимости заменить на новые.
При заклинивании патрона или слышном скрежете, прежде всего, нужно разобрать корпус дрели и осмотреть состояние шестеренок в редукторе. Износ шлицов крепления или разрушенные зубья шестеренок свидетельствуют о выходе детали из строя. Такую шестерню необходимо заменить.
Шестерни осматривают по всей окружности, плавно поворачивая валы рукой. Подшипники можно проверить поворачивая в них вал. При тугом ходе вала следует начать со смазки подшипников. Если это не помогает, то они снимаются с оси при помощи специального съемника.
Руками прокручивается обойма подшипника. Если движение затруднено или слышны посторонние звуки, то подшипник следует заменить. Не вовремя заменённый подшипник приведёт к заклиниванию якоря, или, в лучшем случаи, подшипник просто провернется в посадочном месте.
Что бы добраться к подшипникам дрели, необходимо снять полностью двигатель вместе с редуктором, предварительно вынув щетки, что бы их не поломать и чтоб они не по выскакивали.
Перед тем как вынимать внутренности дрели, внимательно рассмотрите что, где находилось, что бы при сборке, как это зачастую бывает у «опытных» мастеров не осталась куча ненужных элементов, применение которым тяжело найти. Не потеряйте шарик, который находится на конце вала патрона для свёрл, он отвечает за режим сверления с ударом и без удара.
При необходимости и сильном износе патрона дрели следует открутить фиксирующий винт, который находится внутри патрона. После этого откручивают патрон с левой резьбой и снимают его с вала. Патрон заменяют на новый.
Зачастую дрель ломается во время серьезной работы, во время затеянного ремонта или в других условиях, чтобы не тратить время зря и чтобы это не было для вас проблемой, следует запомнить, как произвести ремонт дрели самостоятельно. Следует знать конструкцию используемой дрели и легко и быстро определиться с причиной неисправности и устранить ее.
Смотрите также по этой теме: Почему искрят щетки электродвигателя и Как проверить электродвигатель — простые советы электрикам
Как самостоятельно проверить зарядное на исправность
Самый первый признак неисправности зарядного устройства – при включении в сеть не горит соответствующий индикатор.

В первую очередь надо убедиться в исправности розетки и наличии в ней напряжения. Если все в порядке – значит надо искать неисправность. Она может быть:
- в сетевом шнуре (провод может переломиться в местах частого изгиба – около ввода в корпус устройства или около вилки);
- во внутренней схеме зарядника;
- вышел из строя индицирующий светодиод.
Если все нормально, надо мультиметром измерить напряжение на выходе.

На холостом ходу оно может быть выше номинального напряжения АКБ на 20-30%. Это связано с тем, что никель-кадмиевые, никель-металлогидритные аккумуляторы заряжаются стабильным током (в этом же режиме заряжаются и литий-ионные элементы на первом этапе пополнения энергии).
Чтобы обеспечить стабильный ток, нужен запас по напряжению. Если напряжения нет, значит, зарядка неисправна. Если ЗУ на холостом ходу держит нормальный уровень, его надо нагрузить на штатную АКБ и замерить напряжение в этом режиме. Оно должно упасть относительно холостого хода, но быть выше напряжения батареи – так обеспечивается нужное направление тока при зарядке. Если напряжение ниже номинала (при заведомо исправной батарее) или отсутствует, значит, ЗУ требует ремонта.
Когда можно отремонтировать самому, а когда лучше нести в сервис
В основном все определяется квалификацией мастера и наличием приборов. Если все умения сводятся к измерению напряжения на входе и выходе, и на входе параметры в норме, этим можно и ограничиться, завершить на этом этапе ремонт неисправного зарядного устройства для шуруповерта и обратиться к специалистам. Если 220 вольт непосредственно на плату не поступают, замена шнура доступна мастеру средней руки.
Дальнейший ремонт требует определенного уровня – придется разобраться с принципом работы схемы ЗУ и искать неисправный элемент. Для этого потребуется принципиальная электрическая схема. Ее можно найти в интернете или снять с платы самостоятельно.
Для облегчения этой кропотливой работы рекомендуется сначала найти дорожки питания постоянного тока (найти их можно по сглаживающему конденсатору, который установлен после входного диодного моста) и пометить их разным цветом (например, плюсовую красным, минусовую черным).
После этого можно разобраться, как работает зарядное устройство и с помощью осциллографа и мультиметра найти неисправность. Если неисправен полупроводниковый элемент или пассивный компонент (резистор, конденсатор), его можно заменить. Если вышел из строя намоточный элемент (трансформатор), то лучше не ремонтировать его в кустарных условиях. Нужное качество намотки «на коленке» получить трудно, поэтому оптимально обратиться в сервисный центр.
Сам процесс поиска неисправности индивидуален для каждого зарядного устройства – каждый производитель использует свою схему. Но структура большинства ЗУ сходна. Практически все они построены по импульсной схеме:
- сетевое напряжение выпрямляется и сглаживается;
- генератор импульсов с мощным ключом формирует импульсы на первичной обмотке трансформатора;
- преобразованные импульсы на вторичной обмотке выпрямляются и сглаживаются (усредняются) до постоянного напряжения, которое создает ток зарядки;
- параметры во вторичной цепи поддерживаются путем обратной связи (обычно через оптрон) воздействием на микросхему ШИМ, которая применяется в качестве первичного генератора импульсов.

Генератор импульсов построен на микросхеме ШИМ-контроллера H12263. Она генерирует импульсы с одинаковой частотой (задается резистором R9, в данном случае около 65 кГц), ширина зависит от напряжения на входе 2 (FB) и тока в токоизмерительной цепи стока ключевого транзистора 4 (Sense).
- тестером убедиться в наличии напряжения питания на выводе 5 H12263;
- осциллографом выявить наличие импульсов на выводе 6 микросхемы;
- если отсутствуют – проверить, что происходит на выводах 2,4;
- проверить наличие импульсов на затворе MOSFET и на первичной обмотке трансформатора.
Если все нормально, надо перейти к тестированию вторичных цепей. В первую очередь убедиться в наличии постоянного напряжения на сглаживающих конденсаторах С7 и С9. При его отсутствии надо проверить исправность диодов D9A и D10. Если все в порядке, а ЗУ не работает, то надо анализировать схему более глубоко и искать неисправность. Аналоги некоторых элементов для замены приведены в таблице.
Элемент | Тип | Аналог (полный или функциональный) |
---|---|---|
AZ431 | “Регулируемый стабилитрон» | TL431 (полный) |
AS358 | Операционный усилитель | NE532, OP04, OP221, OP290, OP295, OPA2237, TA75358P (полные) |
SMA4007 | Выпрямительный диод | 1N4007 (полный), КД243 (функциональный) |
MMBT3904 | Биполярный транзистор | KST3904, BSR17A (полные) |
MMBT3904 | Биполярный транзистор | PMBT3906 (полный), SMBT3904 (функциональный) |
EL817 | Оптрон | SFH614A, HCPL817, H11A817 (полные) |
Есть «ленивый» способ, для которого не нужно искать или чертить схему – поочередно выпаять все диоды и транзисторы и проверить их тестером на исправность. Также можно заменить все подряд вздувшиеся оксидные конденсаторы (хотя это надо сделать в любой ситуации).

В некоторых случаях неисправность получается устранить. Если не удастся – надо нести зарядник в сервис.
Также придется отдать в специализированную мастерскую неисправное зарядное устройство, выполненное на микроконтроллере (PIC, ATMega, ATTiny и т.п.) если есть подозрение, что проблема вызвана его неработоспособностью. Даже если его заменить, программное обеспечение восстановить не удастся из-за его отсутствия. «Прошить» контроллер могут работники специализированной мастерской.
В подборке видео роликов описан ремонт зарядных от популярных производителей.
BOSCH
Ryobi
HITACHI
Metabo
Предварительно проверить зарядное устройство для шуруповерта можно одним лишь мультиметром. Для этого не нужно особой квалификации. Дальнейшее решение о возможности самостоятельного ремонта надо принимать исходя из многих исходных данных, основное из которых – уровень собственных знаний и наличие приборов.
Методика проверки инструмента
Разрешается применять бытовой и производственный электроинструмент, прошедший проверку. Для этого разработан чёткий алгоритм, который нужно соблюдать каждому желающему поработать ним. При этом нужно чётко понимать разницу между поверкой и проверкой.
Поверка — это испытания, которые проводятся в специальных лабораториях, находящихся на каждом крупном предприятии. В состав испытаний входят:
- Определение наличия и исправности цепи заземления путём применения специального омметра — один конец прибора подключается к выводу на вилке, а другой к заземлению, находящемся на самом инструменте. Измерения должны показать не более 0,5 Ом, что удовлетворяет условия безопасности использования инструмента.
- Измерение на целостность и качество изоляции проверяется мегаомметром при напряжении не больше 500 В для электроинструмента, рассчитанного на рабочее напряжение 220 В. Крутить его можно не быстро, этого будет достаточно чтобы увидеть сопротивление изоляции инструмента. При этом обязательно нужно не забыть нажать кнопку, включающую электрический инструмент. Прибор должен показывать сопротивление изоляции больше 500 кОм, если это значение меньше — работа с ним запрещается.
- Дальше проводиться пробное испытание его при работе на холостом ходу в течение 5–7 мин.
Также может осуществляться проверка электроинструмента повышенным напряжением. При этом инструмент, напряжением до 50 Вольт проверяется испытательным напряжением 550 В. Если инструмент рассчитан на напряжением выше 50 В, но при этом мощность до 1 кВт, испытательное напряжение должно быть 900 В, выше 1 кВт — 1350 В. Испытания проводятся в течении 1 минуты.
Проверка — осуществляется путём визуального контроля и осмотра. Проверить нужно не только корпус, но и шнур, соединяющий его с источником электроэнергии. Обращать внимание необходимо на:
- Целостность корпуса, это могут быть трещины и проломы.
- Питающий кабель, там не должно быть видимых пересыханий, повреждений, перетираний, а также следов подгорания и нагрева. Особое внимание стоит обращать и проверить места входа электрического шнура в корпус и к вилке.
- Осматривается и проверяется на целостность вилка и её контактная часть, которая будет включаться в сеть.
Проверка должна выполняться перед началом работы, и перед включением после перехода на другое рабочее место. Естественно, профессиональная лабораторная поверка выполняется только на крупных предприятиях и фирмах, в бытовых условиях работнику хотя бы перед работой стоит внимательно осмотреть взятый в руки электроинструмент.
Если говорить о том, какие сроки поверки электроинструмента, то согласно существующим нормативным правилам периодическая поверка инструмента должна быть не реже чем через каждый год, а проверять электроинструмент необходимо, как указывалось ранее, перед каждым его применением.
Важный момент! При проверке инструмента на предприятии прежде всего нужно смотреть на дату проведения испытания. Если дата просрочена либо вообще отсутствует бирка об испытании электроинструмента, то эксплуатировать его запрещено — его необходимо изъять и сдать на испытание.
Частые причины поломки
Основная причина поломки состоит в том, что нет ничего вечного. Любые электронные компоненты рано или поздно выходят из строя.

Ускорить процесс можно хранением зарядного устройства в неподходящих условиях:
- повышенная влажность вызывает коррозию паяных соединений, соединительных дорожек на печатной плате, выводов комплектующих, разрушает изоляцию намоточных деталей (дросселей, катушек индуктивности, импульсных трансформаторов).
- повышенная температура усугубляет действие влажности, ускоряет старение изоляции;
- пониженная температура из-за разности в коэффициентах температурного расширения (сжатия) может привести к отрыву выводов от места пайки, микротрещинам в токопроводящих дорожках и корпусах электронных компонентов (особенно в SMD-исполнении).

Также на жизнь зарядного устройства влияет обращение с ним. Если допускать частое механическое воздействие (удары, падение на твердую поверхность, высокую вибрацию), это также приведет к появлению микротрещин или к повреждению разъемов. Этого же результата можно добиться неаккуратным (с приложением усилий в различных направлениях) обращением с разъемами при подключении аккумулятора.

Но даже бережное хранение и эксплуатация зарядника не гарантирует выход из строя по причине применения производителем некачественных комплектующих и технологий сборки. Особенно это касается малоизвестных производителей из Юго-Восточной Азии.