Содержание
Почему ваз – 2107 дергается- разбираемся в работе «трамблера»
Ладно еще, если «движок» вашего Ваз-2107 резко заглох и не заводится, причину мы найдем и устраним быстро. Каждый знает, что так бывает, если пропала «искра» или совсем не подается бензин. Гораздо хуже, когда машина, вроде едет, но мотает нервы- неравномерная работа на холостом ходу, рывки и подергивание при движении.
Поиски корня проблемы могут занять много времени и вытянуть из вашего кармана немало денег. И чаще всего, эти поиски, в конце концов, приводят к трамблеру. Правильно поменять его на исправный, подобрать подходящую замену, разобраться в устройстве и работе поможет этот материал.
Прежде чем копаться в «электрике», нужно сказать, что причиной «дерганья» Ваз-2107 и других «классических» моделей Ваз может быть неудачное сочетание демпфера ведомого диска сцепления и эластичной муфты карданного вала. В запчасти поставляются детали, характеристики которых могут сильно отличаться от заводских, поэтому, если «дерганье» усилилось после замены сцепления или «мягкого соединения», нужно искать причину именно в нем.
Конденсатор
Принято говорить всегда о двух методах проверки трамблерного конденсатора. Первый способ заключается в замере емкости конденсатора, так как при падении ее, система зажигания начинает давать сбои, вплоть до полной остановки ДВС. Диагностировать емкость конденсатора легко удастся с помощью мультиметра с соответствующей функцией проверки емкостей.
Снимать конденсатор для проверки не обязательно. Можно будет отвернуть лишь его центральный контакт.
Алгоритм проведения проверки:
- Прибор устанавливается в режим до 20 микрофорат.
- Щупы мультиметра подсоединяются к корпусу конденсатора и его главному выводу.
0,20-0,25 мкф – это нормальное значение для вазовских моделей авто. 0,17-0,25 мкф – Газ, Москвич, Запорожец и другие модели ОА. Если показания прибора не совпадут с заводскими данными, то конденсатор неисправен.
Примечание. Конденсатор, если он куплен или снят, и проверяется в таком виде, может показать неправильные значения вовсе не из-за неисправности. Просто, он может не подходить для определенной марки автомобиля, но быть полностью исправным.
Второй способ проверки конденсатора заключается в применении самодельного устройства с проверенным и рабочим кондером.
Вот, что делается:
- Проверяемый на машине конденсатор, отсоединяется от главного контакта и отводится в сторону.
- К освободившемуся контакту подключается один из щупов, зажимов самодельного устройства. Другой щуп – к массе (любому удобному месту корпуса трамблера).
- Запускается ДВС.
- Если его работа стабилизируется, на всех оборотах функционирует нормально, нет спадов и т. д., то сомнения в неисправности того конденсатора, что был, оправдываются на все 100.
Кроме того, при исправном конденсаторе искра между контактами трамблера бьет заметно, явно виднеется, если распределитель как это нужно разобрать (снять верхушку). А самое главное – ощущается разряд катушки, бьют характерные щелчки. И наоборот, если конденсатор неисправен, разряда катушки происходить не будет.
Крышка
Крышка распределителя – это первая составляющая, на которую стоит обратить внимание. Именно в этой части трамблера происходят самые важные действия, именно здесь больше всего нагрузки. В связи с этим крышка и ее элементы приходят в негодность раньше остальных.
Помимо крышки, часто в зону риска из элементов трамблера попадают ротор, контактная группа, датчик холла, подшипники и т. д.
Итак, симптомы неисправной крышки распределителя незамысловаты, однако коварны. Сам мотор может начать дергаться в процессе езды, обороты его проваливаться или не набираться вовсе. А в дождь проблема даст о себе знать еще больше, вплоть до невозможности проехать и пару метров.
Крышку можно проверить самостоятельно, достаточно хорошенько осмотреть ее при хорошем освещении. Неудовлетворительное состояние эбонитового материала, стертость контактов или наличие на нем налета, влаги и конденсата – все это явно свидетельствует о наличии каких-то проблем с крышкой.
Самое опасное в крышке, это трещины. Отсюда будет утекать ток. При этом вовсе не обязательно, чтобы трещины были большие. Даже через микротрещины может выходить токовая энергия.
Примечание. В некоторых случаях обработка крышки силиконом, а также устранение налета с контактов решает проблему полностью. Но сложности могут быть куда более тяжелыми, особенно, если откладывать их в долгий ящик.
Для эффективного осмотра, крышку рекомендуется полностью снять, очистить. Подвергать осмотру следует и с внешней, и с внутренней стороны. Любой дефект, обнаруженный на корпусе либо на контакте, уже повод для ремонта или замены крышки.
Например, если на контактах образовался нагар или налет, то его надо обязательно снять. Используется специальная щетка с металлическими прутиками.
Диагностировать внутреннюю часть крышки следует куда более обширнее. Первоочередное внимание, опять же, акцентируется на 4-х контактах: есть налет графитовой пыли или нет. Осматривается обязательно и сам графитовый стержень, проверяется на нормальность работы (он обязан легко вдавливаться и выходить).
Вакуум или регулятор зажигания. Он служит для подбора более правильного момента искрообразования. Стал важным звеном распределительной системы, ведь скорость горения топлива не постоянна и в зависимости от давления, температуры и прочих факторов может изменяться. Вакуум корректирует эти самые недочеты.
Представляет собой диафрагму с пружиной и штоком, подсоединенном к вращающейся площадке с контактами. Приводится в действие диафрагма вакуумом (разряжением воздуха).
Фиксируется вакуум на распределителе всего 2-я болтами. Неисправный регулятор – это порванная либо забитая грязью диафрагма. Увидеть ее можно только после того, как удастся располовинчить ВКЗ. Только надо быть уверенным в том, что неисправен именно он.
Примечание. Сегодня в продаже можно встретить различные модели ВКЗ. Существуют корректоры на отечественные модели, даже на классику. Разницы особой между моделями нет, однако могут не подойти фиксаторы.
Отдельно продается, конечно же, и мембрана. Если в неисправном ВКЗ неисправна мембрана, то достаточно будет заменить только ее. Она, естественно, должна подойти по диаметру.
Если все удалось сделать правильно, то машина сразу же даст об этом знать. Намного улучшится ускорение с любых передач.
Неисправность бесконтактного трамблёра.
При работе бесконтактных трамблёров основной неисправностью является неисправность датчика холла или индуктивного датчика. Незначительный износ и люфт во втулках и подшипнике подвижной контактной пластине на работу трамблёра не влияют, пока ротор датчика не будет касаться статора.
Такие неисправности как пробой бегунка, сгорание его сопротивления. Пробить может так же крышку трамблёра между цилиндрами. Эта неисправность характерна для бесконтактных трамблёров, так как вторичное напряжение в этих системах в два раза выше чем в контактной.
Определение неисправностей в системе зажигания
Неисправности системы зажигания приводят к тому, что либо двигатель не запускается, либо работает с перебоями на холостом ходу или на всех режимах, либо не развивает полной мощности.
По вине системы зажигания двигатель может не запускаться по следующим причинам:
обрыв или короткое замыкание в цепи низкого напряжения;
неисправность свечей, распределителя, катушки или коммутатора зажигания;
неправильное подсоединение проводов к свечам;
загрязнение или обрыв высоковольтных проводов;
неправильная установка момента зажигания;
повреждение бегунка и крышки распределителя.
Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана увеличенным зазором между электродами свечей или неправильной установкой момента зажигания. Причинами, из-за которых двигатель неустойчиво работает на всех режимах, могут быть повреждение или ненадежное соединение высоковольтных проводов, замасливание или неисправность свечей, неисправность коммутатора, бегунка или крышки распределителя.
Причиной, из-за которой двигатель работает неустойчиво на высоких оборотах, может быть неисправность распределителя зажигания.
Двигатель не развивает полной мощности из-за неисправности коммутатора или распределителя зажигания либо неправильной установки момента зажигания.
При работе коммутатора зажигания выделяется большое количество тепла.
Чтобы не вывести из строя электронные приборы системы зажигания, а также во избежание возможных травм, выполняйте следующие правила:
1. Не касайтесь руками высоковольтных проводов и узлов системы (катушки, коммутатора и т.д.) при работающем двигателе, так как бесконтактная система зажигания имеет более высокое напряжение по сравнению с контактной системой.
2. Не проверяйте работоспособность системы “на искру”, держа наконечник свечи или высоковольтный провод в руках. Для проверки используйте специальный разрядник.
3. Запрещается прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения системы зажигания.
4. Не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи при включенном зажигании: это выведет из строя электронные узлы системы зажигания.
5. Запрещается отсоединять колодку с проводами от коммутатора при включенном зажигании: коммутатор выйдет из строя.
6. Не допускайте ослабления затяжки винтов крепления коммутатора: через эти винты он соединяется с “массой”.
Во время проверки не касайтесь проводов и приборов системы зажигания при работающем двигателе.
Отсоединяйте и подсоединяйте провода системы зажигания только при выключенном зажигании.
Для проверки на “искру” нужно пользоваться специальным разрядником с зазором между электродами 5–7 мм. При зазоре более 10 мм электронные приборы системы зажигания могут выйти из строя. В качестве разрядника можно использовать старые работоспособные свечи. Зазор между электродами свечей должен быть 0,7–0,8 мм.
Неисправности в системе зажигания ведут к неустойчивой работе двигателя, возможны также проблемы с пуском.
Прежде чем начинать поиск неисправностей в системе зажигания, убедитесь в работоспособности топливной системы. Если бензин не поступает в карбюратор, двигатель не запустится. Для проверки снимите шланг с карбюратора, идущий от топливного насоса, и подкачайте топливо рычагом ручной подкачки, при этом из шланга должно выплескиваться топливо.
Двигатель может работать с перебоями из-за высокого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, неисправного вакуумного усилителя тормозов или негерметичного соединения вакуумного шланга усилителя с впускной трубой двигателя либо с обратным клапаном усилителя.
3.10.1. Причины неустойчивой работы двигателя:
1. Грязные или поврежденные высоковольтные провода. Это особенно проявляется в сырую дождливую погоду.
2. Высоковольтные провода не до конца вставлены в гнезда крышки распределителя зажигания или катушки зажигания, а также в наконечники свечей.
3. Неисправны свечи зажигания либо не отрегулированы зазоры между электродами свечей.
4. Неправильно отрегулирован угол опережения зажигания.
5. Неисправность бегунка или его резистора.
6. Повреждения крышки распределителя зажигания (особенно проявляется в сырую и дождливую погоду).
7. Неисправность коммутатора зажигания.
8. Неисправность катушки зажигания.
Периодически очищайте от пыли и грязи высоковольтные провода, наконечники свечей, катушку зажигания, крышку распределителя и коммутатор с основанием.
3.10.2. Двигатель не запускается
1. Проверьте, подается ли напряжение на свечи зажигания. Для этого выньте высоковольтный провод из центрального гнезда крышки распределителя и подсоедините его к разряднику. Включите на несколько секунд стартер, при этом между электродами разрядника должна периодически проскакивать искра.
Если искры нет, то напряжение на свечи не подается. Если искра есть, таким же образом проверьте работу свечей, поочередно снимая с них наконечники с проводами. Если на какой-либо свече нет искры, замените ее провод. Если искра есть на всех проводах, а двигатель не запускается — замените свечи.
2. Если напряжение не подается на свечи (нет искры на всех четырех свечах), замените бегунок распределителя. Иногда выходит из строя резистор бегунка. Проверить его работоспособность можно с помощью омметра: сопротивление резистора должно составлять 0,9–1,1 кОм.
Если сопротивление отличается от указанного, замените бегунок. Если после замены бегунка напряжение на свечи не подается, замените крышку распределителя зажигания. Если после этого двигатель не запускается, замените последовательно катушку зажигания, коммутатор и распределитель зажигания.
3.10.3. Двигатель работает неустойчиво
1. Очистите высоковольтные провода и проверьте их состояние. Повреждение изоляции высоковольтных проводов и крышки распределителя зажигания можно определить в тем- ноте. Для этого запустите двигатель и осмотрите моторный отсек. В поврежденном месте будет видно характерное свечение.
2. Чтобы определить, какая из свечей неисправна, отсоедините от нее провод при выключенном двигателе, после чего запустите двигатель. Если перебои в работе двигателя увеличились, значит свеча исправна. После этого остановите двигатель и подсоедините провод к свече.
3. Если все свечи и провода исправны, а двигатель продолжает работать неустойчиво, замените бегунок и крышку распределителя зажигания.
4. Если после замены крышки и бегунка перебои в работе двигателя продолжаются, замените коммутатор зажигания.
5. Если после этого характер работы двигателя не изменился, проверьте установку угла опережения зажигания или обратитесь на автосервис.
Неисправность контактного трамблёра.
Неисправность трамблёра при контактном зажигании обусловлено изменением зазора в контактах или загрязнение их. На работу контактного трамблёра, в отличие от бесконтактного, очень большое влияние оказывает состояние контактов, которое надо проверять через 10000 км.
К неисправностям трамблёра относится износ кулачков вала и упора контактов скользящего по ним, износ втулок в которых вращается вал, разрушение подшипника подвижной контактной пластины, ослабление контактной пружины, заедание контактов на оси, подгорание, эрозия или загрязнение контактов.
Все эти неисправности приводят к изменению зазора или нарушение контакта между контактами. Как следствие потеря мощности двигателя, прекращение работы двигателя на холостом ходу, снижение приёмистости, возможны рывки при резком нажатии на педаль газа.
При большом износе или разрушении подшипника подвижной контактной пластины, критическом износе втулок, обрыве минусового шунта, нарушение контакта рычага контактной пары и самого контакта приводит к возникновению хлопков во впускном коллекторе и глушителе. Так же это возможно при сгорании резистора от радиопомех, находящийся в бегунке распределителя.
Когда двигатель не заводится это может быть связано с отсутствием контакта или зазора в контактной паре, так же пробой бегунка. Отсутствие, загрязнение или выгорание контактов определяется визуально, если отсутствует искровой разряд на высоковольтном проводе идущем от катушки зажигания.
При наличии искры на центральном проводе и отсутствии на свечных проводах, свидетельствует о пробое бегунка. Так же к неисправностям относится неисправность центробежного и вакуумного регуляторов. При слабой искре на центральном проводе и большом искрении между контактах скорей всего неисправен конденсатор.
Предназначение устройства
Одной и самых важных подсистем бензинового двигателя является система зажигания. Дело в том, что нормальная работа мотора возможна только в том случае, когда сгорание топливно-воздушной смеси происходит своевременно. В противном случае нарушается весь алгоритм работы.
В процессе работы устройства генерируется напряжение. Оно подаётся на свечи. Именно на них формируется нужная для воспламенения смеси искра. Как результат двигатель начинает работать, и машина движется в нужном направлении.
Чтобы все описанные выше процессы стали реальностью необходим трамблер. В данной системе он выполняет следующие функции:
- Выступает инициатором искрообразования. Это происходит за счёт размыкания контактов.
- Устройство направляет сформированное напряжение на нужную свечу.
- Трамблер при необходимости может изменять момент искрообразования. Данный параметр определяется режимом движения, который выбрал водитель. Также многое зависит от качества и сорта топлива.
- Устройство способно накапливать энергию в бобине.
Как видите, деталь выполняет немало функций. Неудивительно, что без её нормальной работы невозможно функционирование двигателя.
Признаки неисправности
Разумеется, ремонт трамблера производится только после его диагностики.
Ниже перечислены основные симптомы неисправности трамблера, при которых нужно разобрать и осуществить проверку механизма:
- машина стала дергаться во время езды;
- мотор в принципе не заводится;
- при увеличении скорости может слышаться детонация (стук «пальчиков»);
- для увеличения скорости требуется больше времени;
- повысился расход бензина.
Разумеется, эти симптомы могут свидетельствовать и о других неисправностях. Поэтому перед тем, как ремонтировать разобранный узел, нужно знать, как выставить, как отрегулировать и как проверить трамблер.
Для проверки его необходимо разбирать и обратить внимание на состояние следующих составляющих:
- бегунок;
- окисленные либо подгоревшие контакты крышки трамблера;
- поломка датчика Холла (мог выйти из строя или заклинить его подшипниковый элемент);
- конденсатор трамблера;
- наличие трещин на корпусе устройства;
- сальник;
- ремонт распределителя зажигания должен также осуществляться в случае попадания в его конструкцию моторной жидкости.

Принцип работы трамблера
Во многом принцип работы трамблера оставался неизменным долгие годы. В автомобилях ВАЗ, таких как ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, система зажигания подобного типа использовалась почти до конца прошлого столетия.
Основой работы является связь трамблера с коленчатым валом двигателя. Когда поршень в первом цилиндре занимает положение, соответствующее ВМТ, размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высокое напряжение, направляемое через бегунок, расположенный в крышке трамблера, на свечу первого цилиндра.
Там происходит сгорание ТВС, и коленчатый вал продолжает свое вращение. Оно, кроме перемещения поршней, вызывает вращение кулачка прерывателя. Когда в другом цилиндре другой поршень занимает положение, соответствующее ВМТ, в этот момент в трамблере опять размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания генерируется высоковольтное напряжение, поступающее на нужную свечу.
Такое совместное вращение коленчатого вала, кулачка прерывателя и бегунка трамблера обеспечивает появление искры, где надо и когда надо. Однако это не охватывает всех аспектов того, как работает трамблер. Для понимания его работы требуется коснуться таких понятий, как угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) и угол опережения зажигания (УОЗ)
УЗСКТакое понятие, как УЗСК, характеризует время, когда контакты прерывателя замкнуты. По сути дела – это опосредованная характеристика накопления в катушке энергии после окончания формирования искры. УЗСК прямо отражается на количестве энергии, идущей на искрообразование и, соответственно, на работе двигателя.
В тех случаях, когда между контактами расстояние маленькое, катушка не накопит необходимой энергии и энергия искры окажется мала, что приведет к перебоям в работе мотора. Большой зазор также приводит к перебоям, так как время разрыва контактов уменьшается, и катушка не успевает полностью разрядиться.
У каждой системы зажигания существует свой оптимальный УЗСК, для обеспечения которого, при необходимости, надо проверить и отрегулировать трамблер.
УОЗЭто понятие затрагивает момент воспламенения ТВС. Дело в том, что ее сгорание происходит не мгновенно, и зачастую, для обеспечения оптимальных условий такого процесса, оно должно начинаться раньше, чем поршень займет положение ВМТ. УОЗ и характеризует время, на величину которого появление искры опережает появление поршня в положении ВМТ.
Оно постоянно меняется, и его величина полностью зависит от работы мотора в конкретных условиях, т.е. от нагрузки, скорости авто, качества и типа используемого топлива. Для обеспечения оптимального сгорания ТВС, трамблер содержит центробежный регулятор, а также связан с вакуумным регулятором.
Работа
Трамблер через привод связан с коленвалом двигателя и вращается вместе с ним. За два полных оборота коленчатого вала валик трамблера делает один оборот. Это из-за того, что двигатель у нас четырехтактный. Устанавливая трамблер на место, валик ориентируют в строгом соответствии с порядком работы двигателя.
Сделано так для того, чтобы контакты размыкались и искра на свече проскакивала тогда, когда поршень каждого цилиндра, сжимая горючую смесь, не дошел до верхней мертвой точки (ВМТ) на несколько миллиметров. Это называют опережением зажигания. При увеличении числа оборотов расстояние должно быть увеличено, а при уменьшении уменьшено, что и выполняет центробежный регулятор.
Его грузики под влиянием центробежной силы, которая тем больше, чем выше обороты двигателя, расходятся в стороны и сдвигают кулачки относительно валика, делая зажигание более «ранним». При уменьшении оборотов двигателя пружины возвращают грузики на место и зажигание становится «позднее».
Это необходимо для повышения мощности и экономичности двигателя. Кроме центробежного, на трамблере установлен еще и вакуумный регулятор опережения зажигания. Его функция- делать зажигание «раньше» при малых углах открытия дроссельной заслонки и «позже» при резком открытии дросселя.
Регулировка трамблёра
Резюмируя сегодняшнюю статью, не лишним будет осветить один нерассмотренный, но крайне важный аспект ремонта трамблёра, а именно – его регулировку. Суть последней заключается в выставлении правильных зазоров на бегунке распределителя. Сразу стоит отметить, что верно отрегулировать трамблёр получится лишь в том случае, если он установлен правильно, то есть – согласно описанному выше порядку.
Возвращаясь к вопросу о том, как правильно выставить зажигание, важно понимать многообразность этого понятия. Относительно трамблёра выставленное зажигание может пониматься как в плане грамотно отрегулированного угла опережения, так и в плане отрегулированных зазоров бегунка.
Начнём с настройки зазоров, которая проводится следующим образом:
- Выставляем валы мотора в требуемое положение, как было описано выше;
- Демонтируем крышку трамблёра и проверяем, чтобы наружный контакт был повернут в сторону 1-ого цилиндра мотора, а воображаемая линия между защёлками крышки распределителя параллельна оси двигателя. Если это не так, значит — требуется регулировка зазоров;
- Как же выставить зажигание? Очень просто, для этого:
- скручиваем крепления трамблёра;
- вращаем ротор до тех пор, пока насаженная на него крышка не станет параллельна оси мотора;
- устанавливаем крепление обратно.
В случае с выставлением угла опережения зажигания действовать придётся по-другому:
- Сначала подготавливаем лампочку с патроном и проводом;
- Затем подключаем её одним концом на массу, другим – на катушку зажигания в трамблёре;
- После этого поддомкрачиваем переднее колесо справа и вращаем его по часовой стрелке, предварительно включив зажигание;
- Если лампа потухла – угол выставлен верно, в ином случае требуется настройка;
- Для регулировки, опять же, откручиваем крепление трамблёра, после этого крутим колесо против часовой стрелки до тех пор, пока лампочка не загорится. В этом положение фиксируем распределитель.
В целом, особых сложностей в регулировке трамблёра нет. Главное в ходе этой процедуры – следить за положением контактов, зазоров и действовать согласно описанному выше алгоритму.
Пожалуй, на этом всё. Надеемся, сегодняшняя статья помогла вам понять:
- как установить трамблёр на своё место;
- как выставить зажигание при помощи распределителя;
- и как понять, что он неисправен.
Удачи в эксплуатации и обслуживании авто!
Ремонт
Перед тем, как проверить крышку или другие элементы конструкции, к ремонтным работам надо подготовиться. Ремонт крышки, замена сальника трамблера и другие задачи по восстановлению работоспособности осуществляются после выставления меток. Как выставить метки — риски наносятся на корпус устройства, его крышку, а также приводы вспомогательных элементов — это позволит сохранить необходимый момент зажигания без регулировки.
Что касается непосредственно ремонта, то он выполняется так:
- После демонтажа устройства производится диагностика крышки. Если вы заметили, что она пробита, то ее придется менять на работоспособную.
- Далее, надо проверить бегунок трамблера — его необходимо поменять в том случае, если расплавился предохранитель или на элементе появилась ржавчина и гарь.
- После этих действий производится демонтаж пылезащитного экрана — сначала извлекается клемма напряжения, после чего выкручиваются два болта, фиксирующие опорную пластину датчика Холла, сама пластина после этих действий тоже снимается. Сделав это, из штифта пластины следует извлечь стопорное кольцо, выкручиваются болты, фиксирующие вакуумный корректор, сам компонент снимается. Затем вытаскивается опорная пластика и диагностируется ее втулка — на ней не должно быть следов повреждений.
- Далее, снимается пружинное кольцо, которое фиксирует штифт муфты. Если вы видите, что состояние кольца печальное, его нужно поменять, поскольку в противном случае толку от него не будет. Далее, необходимо из муфты выбить штифт — его замена осуществляется только в том случае, если стерлись шипы.
- Многих автовладельцев интересует вопрос — как проверить конденсатор. Этот элемент также может выйти из строя, поэтому перед тем, как проверить конденсатор. понадобится приготовить мультиметр. Диагностика осуществляется тестером.
- Из конструкции извлекается центробежное регулирующее устройство с валиком. Замена трамблера осуществляется в том случае, если имеются зазоры, следы износа и прочие повреждения (автор видео — Роман Романов).
Ремонт распределителя
Починка трамблёра – процедура довольно-таки сложная, требующая от ремонтника знания устройства узла и электроники в целом. Сложность конструкции распределителя, непростая схема подключения и отсутствие у автомобилистов образования электрика практически до нуля снижают возможность его собственноручного ремонта. Именно основываясь на этом, гаражные мастера нередко отдают предпочтение полной замене неисправного трамблёра.
Зачастую подобный подход вполне обоснован, так как существенно экономит время автомобилистов. Однако, решаясь на замену трамблёра, требуется:
- во-первых, постараться диагностировать точную неисправность устройства (например, неправильная работа высоковольтных проводов не требует полноценной замены распределителя, ибо намного проще и дешевле просто сменить проводку);
- во-вторых, провести консультацию со специалистом в сфере ремонта систем зажигания и удостовериться в том, что дешевле будет именно сменить трамблёр, а не отдать его на ремонт электрику.
Допустим, необходимость установки нового трамблёра подтверждена. В такой ситуации вполне целесообразно сэкономить некоторую часть средств и провести замену самостоятельно. Для организации ремонта понадобятся:
- набор гаечный ключей;
- свечной ключ;
- отвёртка;
- ветошь;
- новый распределитель.
Порядок ремонта следующий:
- В первую очередь, необходимо выкрутить свечу первого цилиндра и определить, где находится трамблёр конкретно на вашей модели;
- Далее приступаем к выставлению валов мотора в нужное положение. Для этого:
- поддомкрачиваем переднее колесо справа;
- закрываем пальцем свечное отверстие;
- крутим колесо до тех пор, пока на палец не начнёт давить воздух;
- далее получаем доступ к ГРМ, снимаем заглушку маховика коленвала и совмещаем метки шкива вала и блока двигателя.
- Осуществляем снятие трамблёра. Вот тут крайне важно запомнить схему подключения высоковольтных проводов. Лучше всего сделать пару фотографий присоединённого распределителя и отметить каждый присоединенный провод свечи соответствующим образом для отличия. После того как порядок подключения успешно зафиксирован, можно снять деталь. Для этого находится крышка трамблёра, с неё откручиваются свечные провода, крепления, после чего узел успешно снимается;
- Затем начинается самое ответственное – установка трамблёра. Подключение узла проводится в следующем порядке:
- распределитель устанавливается в конструкцию автомобиля аналогично старому узлу;
- выставляются зазоры механического бегунка, находящегося под крышкой трамблёра (если требуется, как отрегулировать распределитель — поговорим ниже);
- к нему монтируются свечные провода;
- подключается низковольтный провод;
- регулируется угол опережения зажигания (опять же, если это требуется).
Примечание! Если по каким-либо причинам вы забыли расположение высоковольтных проводов, то они подключаются по порядку работы цилиндров (1-3-4-2). Соответствующие метки схемы подключения есть на крышке трамблёра.
В целом, особых сложностей в монтаже нового распределителя нет. Гораздо сложней понять то, как проверить трамблёр на ту или иную неисправность, ибо для этого требуется заметно больше знаний, чем требуется для реализации описанного выше процесса.
Ротор трамблера
Находится в распределителе зажигания, под крышкой. Состоит из 2-х пластин: центральной и разносной. Модели могут быть разными, однако конструкционная схема работы одинаковая.
Если ДВС крутится плохо или вообще не происходит запуска, а на всех 4-х свечах отсутствует искра – сомнение сразу же падает на ротор (бегунок).
Проверить ротор несложно:
- Следует вытащить крышку трамблера.
- Подвести к бегунку (серединной пластине) центральный бронепровод от катушки.
- Если между наконечником провода и пластиной образуется искра, ротор 100-процентно пробит.
Напоследок хотелось бы порекомендовать всем владельцам машин, оборудованный старой системой зажигания. Поскорее меняйте ее на бесконтактную. Таким образом, вы сэкономите бюджет, время и нервы.
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Установка
Установив на новом трамблере точно такое же положение валика в корпусе аккуратно вставляем его в отверстие блока, слегка проворачивая валик для совмещения шлицев. «Посадив» прибор на место поворотом корпуса относительно блока устанавливаем примерный угол опережения, как на старом трамблере.
Закрепляем шайбой и гайкой, но не слишком туго. Теперь нужно воткнуть провода высокого напряжения. Сделать это просто- у каждого контакта на крышке трамблера написан номер цилиндра, к которому его нужно подключить. К центральной клемме подключаем провод от катушки зажигания.
Провода должны входить плотно, с легким натягом, защитные колпачки следует осадить до конца. Не увлекайтесь, не отгибайте лепестки наконечников проводов слишком сильно, а то потом, при попытке их снять оторвете провода «с корнями»! От контактного провода к клемме «К» катушки зажигания идет провод, обычно, он зеленого цвета.
Если же на вашем Ваз-2107 установлена бесконтактная система зажигания, то подключать нужно разъем с тремя проводами. Воткнув его в гнездо, проверьте посадку проводов, случается, что они «вылезают» из своих мест и прибор не работает. Все сделано, новый трамблер установлен и готов к работе.
Устройство
Трамблер собран в корпусе. Внутри него на подшипнике смонтирована контактная группа: подвижный и неподвижный контакты или датчик Холла (для бесконтактного зажигания). Для коррекции угла опережения вакуумный регулятор может поворачивать контактную группу на небольшой угол относительно корпуса.
Снизу корпуса на винтах закреплен конденсатор. В центре корпуса на втулках установлен приводной валик. Его низ имеет шлицы, которыми он зацепляется с шестерней привода. В верхней части валика расположены кулачки привода контактов (для контактного зажигания) или стальной стакан с четырьмя прорезями- экран (для бесконтактного зажигания).
На самом верху, на стальной площадке, установлены два грузика и две пружины центробежного регулятора зажигания. Сверху двумя винтами привинчен пластиковый корпус с подвижным контактом и помехоподавительным сопротивлением распределителя высокого напряжения (бегунок).
Вся конструкция закрывается крышкой на двух пружинных защелках. Корпус и крышка имеют выступ и паз, чтобы совмещались только в одном положении. В крышке имеются контактные клеммы проводов высокого напряжения от свечей зажигания и от катушки зажигания.
Часто задаваемые вопросы
Что такое трамблер?
Трамблером называют распределитель зажигания. Эта деталь используется в системе зажигания только карбюраторных автомобилей.
Где стоит трамблер?
Трамблер вы найдете возле двигателя или головки блока цилиндров. Определить его проще всего по круглой пластиковой крышке корпуса с пятью “рогами”, к которым подключаются высоковольтные провода зажигания и центральный электрод. Крышка одевается на цилиндрический металлический корпус, в котором находится механизм трамблера.
За что отвечает трамблер?
Трамблер отвечает за то, чтобы искра на свечи зажигания подавалась по отдельности, в определенной последовательности и в синхронизации с работой распредвала.
Что делает трамблер?
Трамблер получает напряжение и создает высоковольтные импульсы в системе зажигания, а дальше распределяет их на свечи зажигания каждого цилиндра в заданной последовательности. При вращении коленвала крутится шестерня вала трамблера на которой находится бегунок, тот, постоянно вращаясь, передает часть напряжения на контакты каждой отдельной свечи зажигания. Каждый раз, когда какой-то поршень находится в ВМТ (высшей мертвой точке), бегунок посылает напряжение на свечу этого цилиндра.