Порядок списание аккумулятора — Ваш адвокат

Содержание

Неисправности акб для списания на предприятиях, основные дефекты

Списание шин и аккумуляторов должно производиться исключительно компетентным лицом, имеющим соответствующие права на проведение данного мероприятия.

Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру, бухгалтеру необходимо опираться на установленные принципы, прописанные в бюджетном учете.

Списание АКБ может провести только специально назначенная комиссия, члены которой выбираются руководством организации или предприятия.

Неисправности представленной детали появляются по следующим причинам:

  • Постепенное и приводящее аккумулятор на автомобиле к поломке — попадание пыли и грязи в места нахождения крышек, а также мастики. Данный химический процесс провоцирует окисление выводов. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.
  • Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики. Последнее со временем стареет. Именно это зачастую и приводит к образованию на ней различных дефектов и трещин. Еще одна причина, влияющая насписание– недостаточно плотное закрепление аккумуляторной батареи. Так, при движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация, что и приводит к образованию повреждений.
  • Химическое окисление выводов. Стоит отметить, что данный процесс рано или поздно неизбежно произойдет. Однако, он значительно ускоряется в случаях, когда на клеммах и выводах отсутствует смазочный материал. Обнаружить окислы несложно. Они выглядят, как белый налет. Его толщина может быть разной и порой достигает внушительных масштабов.
  • Электролитна автомобилеподтекает. Списание АКБочень часто случается и по этой причине. Утечка происходит непосредственно через трещины, образованные в корпусе. Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей.
  • Уровень электролита находится на недостаточном показателе. При этом емкость батареи значительно снижается, как и напряжение на выводах.
  • Плотность электролита слишком завышена или наоборот понижена. Оба отклонения от нормы чреваты поломкой и выхода аккумулятора из строя. Чтобы этого не произошло, показатель плотности регулярно контролируют и производят коррекцию в случае выявления несоответствия норме.
  • Повышается саморазряд батареи. Причин этому может быть несколько: короткое замыкание внутреннего типа, грязная поверхность АКБ, попадание вовнутрь различного происхождения металлических фрагментов, а также использование для доливания не дистиллированной воды, в которой содержится определенный процент щелочей и солей.
  • Случаи короткого замыкания разноименных пластин. Электролит в подобной ситуации в буквальном смысле закипает, а емкость и напряжение батареи значительно снижаются. Одними из частых причин данного инцидента становятся деформация сепараторов, выделение из пластин активной массы, которые и приводят к повышению вибрации батареи. Эксплуатация аккумулятора после этого часто становится невозможной, и другого выхода, кроме списания АКБ нет.
  • Сульфитация электродов. Данный химический процесс приводит к образованию на поверхности и стенках электродов наростов сернокислотного свинца, кристаллы которого забивают мелкие полости активного вещества, находящегося в электродах. Таким образом, доступ и проникновение электролита прекращается. Процесс сульфитации существенно ускоряется, если электроды хранятся без подзарядки в течение длительного времени.

Перечисленные выше дефекты, как правило, могут возникать уже через несколько месяцев после начала эксплуатации. Чтобы их обнаружить, достаточно регулярно производить проверку авто и при необходимости осуществлять списание аккумуляторных батарей.

Какой бы ни была причина неисправностей, ее требуется устранить в срочном порядке. Иначе может возникнуть серьезная угроза для здоровья и жизни людей, находящихся поблизости с авто.

Неисправности акб для списания на предприятиях,  основные дефекты

Списание шин и аккумуляторов должно производиться исключительно компетентным лицом, имеющим соответствующие права на проведение данного мероприятия.

Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру, бухгалтеру необходимо опираться на установленные принципы, прописанные в бюджетном учете.

 Списание АКБ может провести только специально назначенная комиссия, члены которой выбираются руководством организации или предприятия.

Неисправности представленной детали появляются по следующим причинам:

  • Постепенное и приводящее аккумулятор на автомобиле к поломке — попадание пыли и грязи в места нахождения крышек, а также мастики. Данный химический процесс провоцирует окисление выводов. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.
  • Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики.  Последнее со временем стареет. Именно это зачастую и приводит к образованию на ней различных дефектов и трещин. Еще одна причина, влияющая насписание– недостаточно плотное закрепление аккумуляторной батареи. Так, при движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация, что и приводит к образованию повреждений.
  • Химическое окисление выводов. Стоит отметить, что данный процесс рано или поздно неизбежно произойдет. Однако, он значительно ускоряется в случаях, когда на клеммах и выводах отсутствует смазочный материал. Обнаружить окислы несложно. Они выглядят, как белый налет. Его толщина может быть разной и порой достигает внушительных масштабов.
  • Электролитна автомобилеподтекает. Списание АКБочень часто случается и по этой причине. Утечка происходит непосредственно через трещины, образованные в корпусе. Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей.
  • Уровень электролита находится на недостаточном показателе. При этом емкость батареи значительно снижается, как и напряжение на выводах.
  • Плотность электролита слишком завышена или наоборот понижена. Оба отклонения от нормы чреваты поломкой и выхода аккумулятора из строя. Чтобы этого не произошло, показатель плотности регулярно контролируют и производят коррекцию в случае выявления несоответствия норме.
  • Повышается саморазряд батареи. Причин этому может быть несколько: короткое замыкание внутреннего типа, грязная поверхность АКБ, попадание вовнутрь различного происхождения металлических фрагментов, а также использование для доливания не дистиллированной воды, в которой содержится определенный процент щелочей и солей.
  • Случаи короткого замыкания разноименных пластин. Электролит в подобной ситуации в буквальном смысле закипает, а емкость и напряжение батареи значительно снижаются. Одними из частых причин данного инцидента становятся деформация сепараторов, выделение из пластин активной массы, которые и приводят к повышению вибрации батареи. Эксплуатация аккумулятора после этого часто становится невозможной, и другого выхода, кроме списания АКБ нет.
  • Сульфитация электродов. Данный химический процесс приводит к образованию на поверхности и стенках электродов наростов сернокислотного свинца, кристаллы которого забивают мелкие полости активного вещества, находящегося в электродах. Таким образом, доступ и проникновение электролита прекращается. Процесс сульфитации существенно ускоряется, если электроды хранятся без подзарядки в течение длительного времени.

Перечисленные выше дефекты, как правило, могут возникать уже через несколько месяцев после начала эксплуатации. Чтобы их обнаружить, достаточно регулярно производить проверку авто и при необходимости осуществлять списание аккумуляторных батарей.

Какой бы ни была причина неисправностей, ее требуется устранить в срочном порядке. Иначе может возникнуть серьезная угроза для здоровья и жизни людей, находящихся поблизости с авто.

Почему происходит быстрый саморазряд

Саморазряд – это потеря емкости батареи, не подключенной к нагрузке. Обычно уровень саморазряда исправного аккумулятора составляет не более 0.5% в сутки. Но при  неисправности он может увеличиться до 5 и даже 10 %. Признаком большого саморазряда является невозможность завести автомобиль после относительно небольшой (3-7 суток) стоянки, поскольку аккумулятор разрядился сам по себе.

Если батарея относительно новая, то основными причинами повышенного саморазряда будут:

  1. Некачественный электролит (залита водопроводная вода или некачественная кислота).
  2. Расслоение электролита (кислота имеет большую, чем вода, плотность и «опускается» вниз).
  3. Загрязнение электролита из-за частичного осыпания пластин.
  4. Осыпание пластин само по себе, даже если электролит с виду чистый.
  5. Грязный аккумулятор.
Сейчас читают:  Что такое мультируль в автомобиле и как его правильно подключить

Первые три проблемы, если АКБ обслуживаемая, устраняются заменой электролита. Полностью заряжаем батарею, сливаем старый электролит, промываем каждую ячейку (банку) дистиллированной водой. Заливаем новый электролит (кроме второго случая) с плотностью, соответствующей заряженной АКБ.

Полезно! Если батарея необслуживаемая, то либо покупаем новую, либо делаем ее обслуживаемой, просверлив заливные отверстия в каждой ячейке. Подробно на этой операции останавливаться не будем – вся информация по этому поводу есть в интернете.

Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Теперь этот аккумулятор стал обслуживаемым – главное, знать, где сверлить, и не просверлить пластины или конденсационные лабиринты

Осыпание пластин, если оно незначительное, можно устранить тщательной промывкой аккумулятора дистиллированной водой. После промывки заливаем только свежий электролит. Шансов устранить проблему немного, но они есть.

Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Промывка АКБ водой 

Если между клеммами много грязи, то через нее будет идти ток. Еще хуже, если грязь пропитана парами электролита, а она обязательно будет. Лучше, конечно, до этого не доводить, но если такое случилось, то промываем корпус слабым раствором соды, потом водой. Именно промываем тампоном, кистью или чистой тканью, а не «купаем» АКБ.

Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Ничего странного, что такая АКБ имеет большой саморазряд

Бюджетное учреждение списало с забалансового счета 09 отработанные автомобильные шины, аккумуляторы и по акту приема-сдачи отходов передало в специализированную организацию с целью последующей утилизации. поступление дохода от переданного имущества не планируется, в то же время учреждение несет расходы (производит оплату) на услуги по утилизации.какие корреспонденции счетов необходимо отразить по данным фактам хозяйственной жизни?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: До завершения мероприятий по утилизации списанные с забалансового счета 09 автомобильные шины и аккумуляторы могут быть учтены на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Обоснование вывода: В соответствии с п. 349 Инструкции N 157н на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных.

Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и т.п.), устанавливается учетной политикой учреждения.Материальные ценности отражаются на забалансовом счете 09 в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Выбытие таких объектов с забалансового учета осуществляется на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.Пунктом 34 Инструкции N 157н установлено, что списание имущества учреждений осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим Актом.

Аккумуляторы и автомобильные шины являются имуществом учреждения. Соответственно, решение о непригодности дальнейшей эксплуатации таких объектов принимается профильной комиссией. Учетной политикой учреждения может быть предусмотрено оформление решения комиссии о списании с учета пришедших в негодность комплектующих автотранспортных средств (в том числе аккумуляторов, автошин)

Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).Отметим, что аккумуляторы и старые автомобильные шины относятся к опасным отходам, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена. В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду они могут быть отнесены к одному из классов опасных отходов (ст.

1, ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст.

12 Закона о лицензировании).Выбывшие из эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы в целях контроля за реализацией мероприятий по их утилизации необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (п.

335 Инструкции N 157н). Основанием для принятия к учету на забалансовый счет 02 автомобильных шины и аккумуляторов может служить Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), оформленный при списании с балансового учета приобретенных и установленных взамен них аналогичных материальных ценностей.

Поскольку учреждение не планирует реализовывать аккумуляторы и автошины, полагаем, что оснований для принятия их к балансовому учету нет. Следовательно, при принятии решения о списании рассматриваемого имущества необходимо отразить уменьшение забалансового счета 09 и увеличение забалансового счета 02.

По завершении процедуры утилизации на основании первичного учетного документа, подтверждающего данный факт (такой документ может представить специализированная организация), в бухгалтерском учете отражается операция по уменьшению забалансового счета 02.

По вопросу отражения в учете операций, связанных с принятием обязательств по оплате услуг, связанных с утилизацией аккумуляторов и атошин, поясняем следующее. В первую очередь бюджетному учреждению необходимо проанализировать условия договора.Так, если условиями договора предусмотрено оказание комплексной услуги по вывозу и утилизации имущества, то в соответствии с п. 10.2.

5 Порядка N 209н расходы следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, с отражением на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества».Если же условиями договора предусмотрено оказание услуг по утилизации, захоронению отходов, то в соответствии с п. 10.2.

6 Порядка N 209н расходы следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, с отражением на счете 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам».Таким образом, учитывая положения Инструкции N 157н и Инструкции N 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:1.

Уменьшение забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»- на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного в соответствии с решением комиссии, отражено выбытие аккумуляторов и автомобильных шин с забалансового счета;2.

Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»- в целях контроля за реализацией мероприятий по утилизации списанные аккумуляторы и автомобильные шины учтены на забалансовом счете;3. Дебет 0 401 20 22Х Кредит 0 302 2Х 73Х- приняты обязательства по оплате услуг, связанных с утилизацией имущества;4.

Дебет 0 302 2Х 83Х Кредит 0 201 11 610,увеличение забалансового счета 18 (КВР 244, КОСГУ 225 (226))- оплачены услуги утилизирующей компании;5. Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»- на основании документа, подтверждающего факт утилизации, аккумуляторы и автомобильные шины списаны с забалансового учета.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:- Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»;- Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТШубенкина Елена

Ответ прошел контроль качества

9 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Инструкция, как правильно писать акты списания, образец вида


Первой строкой указывается лицо, которое утверждает документ. Обычно это генеральный директор. Его ФИО и должность вписывается в правом верхнем углу. Затем — название компании, вместе с формой деятельности и дата составления.

Далее крупно вписывается по центру наименование бумаги. Обязательно прописывается чего — материалов, ТМЦ, основных средств или чего-то другого.

Следующей строкой указывается состав комиссии. Должности, ФИО, место для их подписи.


После этого — основание, на котором были списаны средства, если оно известно. Конечно, для большого перечня изделий отдельно прописывать это необязательно.

Сейчас читают:  Подогрев сидений Рено Логан

Следом идет таблица в 6 колонок с подробной расшифровкой того, что списывается и ценами. Внизу могут указывать виновных лиц и прописывать санкции, которые были к ним применены.

В конце всех этих данных расписывается председатель комиссии, ставится дата.


Утверждаю:

Генеральный директор

ООО «Химстройвест» Игнатов В. М.

11.08.2020 года


АКТ НА СПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Члены комиссии:

Бухгалтер Ирискина Ю.А.


Комплектовщик Ефимов В. Д.

Зав. Складом Русанов Л. А.

Комиссия, назначенная руководством компании ООО «Химстройвест» 11 августа 2020 года на основании приказа №345 в составе главного бухгалтера, комплектовщика и завскладом, произвела осмотр материалов на складе №2.


Было установлено, что 2 упаковки гранул для экструдера «Новосибкомплект» не пригодны к использованию и подлежат списанию, так как были намочены.

Наименование

Кол-во

Сумма, руб.

Дата поступления

Причина списания

1

Гранулы для экструдера «Новосибкомплект», №3, упак

1

2212,00

20.04.2020

Не пригодны к использованию

2

Гранулы для экструдера «Новосибкомплект», №4, упак

1

1752,00

24.04.2020

Не пригодны к использованию

3

Лица, по вине которых исследованные материалы оказались непригодны к отправке в производство, отсутствуют.

Итого по настоящему акту списано всего на сумму 3964 (Три тысячи девятьсот шестьдесят четыре) рублей.

11.08.2020 года


Председатель комиссии главный бухгалтер Курдюкова А.А.

Короткое замыкание

Имеется в виду замыкание пластин в одной из ячеек. При этом напряжение на всей батарее даже в заряженном состоянии падает до 10-10.5 вольт. Это и понятно: одна из ячеек является перемычкой и не выдает положенные 2 вольта. Обычная причина короткого замыкания – осыпание пластин либо от старости, либо из-за неправильной эксплуатации.

Тем не менее все же стоит попробовать промыть батарею дистиллированной водой. При такой промывке аккумулятор, залитый водой примерно до половины, встряхивают, чтобы взболтать осадок, и резко переворачивают, сливая воду. Промывку делают несколько раз.

Если осыпавшиеся частицы небольшие, возможно, их удастся вымыть. Но повторимся, такое случается нечасто и при начальном осыпании обмазки. После промывки заливаем свежий электролит, заряжаем батарею в несколько этапов, периодически замеряя плотность и при необходимости ее выравнивая.

В принципе, можно промыть только замкнувшую банку – все легче трясти. А определить, какая ячейка неисправна, несложно. Ставим батарею на зарядку и смотрим, какая ячейка в конце зарядки кипеть не будет. Это и есть виновница торжества.

На заметку. Стоит иметь в виду, что если АКБ уже посыпалась, то даже в случае удачной промывки “жить” аккумулятору осталось недолго.

Есть и еще одна причина замыкания – деформированный или поврежденный корпус. В этом случае, конечно, никакая промывка не поможет. Внимательно осматриваем АКБ на предмет вздутия или повреждения. Если таковые имеются, то все же придется отправляться в магазин. Впрочем, если повреждения невелики, то их можно попытаться устранить, но об этом чуть позже.

Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Замыкание вызвано вздутием, которое, скорее всего, произошло из-за перезаряда или низкой температуры 

Окисленные клеммы и плохой контакт

Эта проблема возникает практически на каждом автомобиле, если за ним не следят, а открывают крышку моторного отсека только тогда, когда машина не заводится. И только для того, чтобы подергать наконечники на свечах. Но АКБ требует такого же ухода, что и автомобиль.

Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Ни о каком хорошем контакте тут и речи быть не может 

Почему это произошло? Во время пуска автомобиля и зарядки батареи от генератора последняя, пусть в небольших количествах, но выделяет кислород и водород. Газы подхватывают пары электролита и через предохранительные клапаны, предназначенные для сброса избытка газов, покидают батарею, чтобы тут же осесть на клеммах. Свинец отлично окисляется серной кислотой, и в результате мы имеем то, что изображено на фото выше.

Важно! Особенно от этого страдают обслуживаемые АКБ, не имеющие конденсационных лабиринтов. Поэтому за состоянием их клемм нужно следить постоянно.

Прежде чем решить, как с этим бороться, придется устранить это безобразие. Для чистки нам понадобится небольшая металлическая щетка, металлический ершик, обычная зубная щетка и пищевая сода. Прежде всего снимаем наконечник и чистим его при помощи ершика или небольшой металлической щетки.

очистка наконечника ершиком
Механическая очистка наконечника ершиком

Теперь так же очищаем клеммы батареи металлической щеткой до свинцового блеска.

Очистка клемм
Очистка клемм щеткой 

Клеммы и наконечники покрыты электролитом, его нужно нейтрализовать. Готовим водный раствор пищевой соды небольшой концентрации и зубной щеткой очищаем контакты от кислоты. Сразу же появится пена – щелочь нейтрализует кислоту.

Нейтрализация кислоты
Нейтрализация кислоты щелочью

Той же щеткой и чистой тканью при помощи обычной воды смываем остатки соды. Вот и все. Но как избежать подобной неприятности в будущем? Для этого нам понадобится смазка для электрических контактов или даже обычная густая смазка – циатим, солидол, технический вазелин и пр.

Промазываем смазкой клеммы и наконечники, собираем всю схему и промазываем наконечники и клеммы уже в сборе еще раз.

смазка для электрических контактов
Здесь в качестве защитной смазки используется смазка для электрических контактов 

Важно! Смазка хорошо предохранит соединение от окисления, но все равно стоит периодически открывать капот и осматривать АКБ. Стопроцентной защиты от серной кислоты добиться невозможно. При первом же появлении «инея» на клеммах повторяем чистку.

Причины списания акб и срок эксплуатации

Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена.

Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104. Он ссылается на установленные законодательством РФ Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей (РД -3112199-1089-02). Там же указаны стандартные сроки эксплуатации АКБ для транспортных средств.

Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

№ п/пАвтотранспортные средства и автопогрузчикиСрок службы аккумуляторных батарей, летМинимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:
городскихпригородныхмеждугородныхсельскохозяйственных
1Грузовые автомобили2,587000км150000км250000км225000км
2Специальные автомобили на шасси грузовых авто3,03000 моточасов
3Автомобили легкового класса для индивидуального пользования4,060000км
4Легковые авто, служебные и применяемые для коммерческих целей, малотоннажные грузовые авто на базе легковых2,5112000км
5Легковые автомобили-такси1,7570000км
6Специальные авто на шасси легковых автомобилей2,753000 моточасов
7Автобусы2,0130000км160000км220000км
8Подъемно-транспортные машины, в т. ч. автопогрузчики3,03000 моточасов

Примечательно, что у каждой отдельной организации зачастую не существует четких и строжайших пошаговых рекомендаций по отношению к срокам эксплуатации и службы АКБ.

Это довольно условная инструкция, поэтому списание аккумуляторных батарей производится согласно политике, разработанной организацией.

Ввиду этого, нормативный срок эксплуатации АКБ является индивидуальным в зависимости от специфики и технических характеристик транспортного средства.

Среди наиболее распространенных причин неисправности аккумулятора автомобиля:

  • Деформация пластин с их последующим разрушением;
  • Факт короткого замыкания;
  • Процесс сульфитации;
  • Грязный электролит;
  • Факт интенсивного саморазряда;
  • Переполюсовка батарей АКБ.

С помощью мультиметра или вольтамперметра

Напряжение на клеммах батареи и ее степень заряженности находятся в прямой зависимости, поэтому, измерив напряжение, мы легко узнаем, в каком состоянии находится аккумулятор. Для работы подойдет любой мультиметр или вольтметр с пределом измерения 15-20 В.

Сейчас читают:  Как снять блок предохранителей на Рено Логан видео - Журнал "Автопарк"
Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Такого мультиметра вполне достаточно для проверки АКБ

Для того чтобы провести точные измерения, необходимо полностью отключить аккумулятор от нагрузки (можно просто скинуть один наконечник) и выдержать ее в таком состоянии не менее 3-4 часов. Измеряем и по таблице, приведенной ниже, определяем, сколько энергии в нашей батарее.

Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Аккумулятор заряжен примерно на 70%

Зависимость заряженности АКБ от напряжения на ее клеммах 

Напряжение на клеммах без нагрузки, В

Уровень заряда, %

кальциевые (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca)

малосурьмянистые (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca)

12.66-12.81

12.51-12.66

100

12.46-12.61

12.31-12.46

75

12.26-12.41

12.10-12.25

50

11.86-1201

11.92-12.07

25

11.66-11.81

11.75-11.90

Подробнее о проверке аккумулятора мультиметром читайте в этой статье.

Самый точный способ — проверка нагрузочной вилкой

Этот способ проверки аккумуляторной батареи не только самый точный в плане оценки заряженности. В дополнение он позволяет определить, способна ли АКБ отдавать большой ток в нагрузку. Ведь простое измерение напряжения на холостом ходу, по сути, ничего не дает.

https://www.youtube.com/watch?v=rBaaABMyXoU

Если, к примеру, аккумулятор засульфатирован, то его вполне можно зарядить до 12.6 В. Но стоит подключить к нему нагрузку, как напряжение мгновенно «просядет». Для реализации этого метода понадобится специальный прибор – нагрузочная вилка.

Нагрузочная вилка для проверки автомобильных АКБ
Измерение нагрузочной вилкой

Устройство представляет собой вольтметр, параллельно которому можно подключить нагрузку, заставляющую батарею отдавать ток 100-200 А. Измеряем напряжение сначала без нагрузки, потом под нагрузкой. Показания сверяем с таблицей, приведенной ниже. Вне зависимости от степени заряженности батареи мы точно узнаем, годится ли аккумулятор для работы в качестве стартерного или нет.

Зависимость напряжения от степени заряженности АКБ под нагрузкой и без

Степень заряженности, %

Напряжение без нагрузки, В

Напряжение под нагрузкой 100 А, В

Степень заряженности, %

Напряжение без нагрузки, В

Напряжение под нагрузкой 100 А, В

100

12.7

10.8

44

12.12

9.46

94

12.6

10.66

37.5

12.06

9.3

87.5

12.54

10.5

31

12

9.14

81

12.48

10.34

25

11.94

9

75

12.42

10.2

19

11.88

8.84

69

12.36

10.06

12.5

11.82

8.68

62.5

12.3

9.9

6

11.76

8.54

56

12.24

9.74

11.7

8.4

50

12.18

9.6

Таблица возможных неисправностей аккумуляторных батарей, их причины и способы устранения.

Причина неисправностиСпособ устранения
Аккумуляторная батарея при эксплуатации медленно разряжается. Стартер прокручивает якорь с малой частотой вращения
Низкий уровень электролитаДолить электролит
Загрязнение электролитаСлить электролит, промыть емкости дистиллированной водой, залить новый электролит и зарядить аккумуляторную батарею
Проскальзывание ремня привода генератораОтрегулировать натяжение ремня
Короткое замыкание между пластинамиЗамерить плотность электролита в емкостях (при коротком замыкании плотность электролита менее 1,1 г/см3), заменить аккумуляторные батареи
Неисправен генераторОтремонтировать генератор
Отказ реле напряженияОтрегулировать реле напряжения
Повышенное падение напряжения в цепи питания стартераОчистить выводы аккумуляторной батареи, подтянуть крепление стартера, неисправный стартер отремонтировать
Утечка тока через поврежденную изоляцию какого-либо провода или прибораОтключить все электропотребители, снять с вывода « »аккумуляторной батареи наконечник и попробовать слегка коснуться им того места, где он был закреплен. Если искра возникает, найти повреждение изоляции и устранить. Если искры нет, причина — чрезмерный саморазряд батареи (более 2 % от номинальной емкости в сутки)
Вспучивание, растрескивание, отслоение мастики от стенок моноблока аккумуляторной батареи
Засорены вентиляционные отверстия в пробкахПрочистить отверстия
 Трещины между полюсными выводами емкостей и выводом  « »   и металлическими деталями крепления аккумуляторной батареиЗаделать трещины на битумной мастике, удаляя ее горячим скребком. Разогреть 800 г битума, добавить 200 г пластилина и залить полученной массой сухую аккумуляторную батарею, предварительно нагрев ее поверхность до 60 ‘С лампой на 200 Вт. Детали крепления очистить от оксидов и покрасить. Изолировать рамку аккумуляторной батареи
Образование «мостиков» между выводами емкостейAккумуляторную батарею вымыть водой и протереть чистой тряпкой, смоченной в растворе кальцинированной соды
Просачивание электролита через пробки
Повышенный уровень электролита.Довести уровень электролита до нормы (10-15 мм выше предохранительного щитка)
Выкипание электролита вследствие сульфатации пластин (белый налет на пластинах) из-за эксплуатации аккумуляторной батареи с низким уровнем электролита или ее хранения в незаряженном состоянии.  Выкипание электролита вследствие увеличенного зарядного тока, ненадежного крепления корпуса реле напряжения с «массой», падения напряжения в цепи замка зажигания до реле напряжения.Произвести продолжительную зарядку (электрический заряд не более 5 % от емкости аккумуляторной батареи).  Проверить систему зарядки. К зажимам генератора « » и «Ш» подключить вольтметр и замерить напряжение при работе двигателя на средней частоте вращения коленчатого вала при включенных фарах. Если напряжение генератора выше 14,2 В, восстановить крепление реле напряжения с «массой» или соединение в цепи замка зажигания до реле напряжения, при необходимости заменить реле напряжения.
Повреждение корпуса. Размораживание корпуса вследствие эксплуатации аккумуляторной батареи с низкой плотностью электролита в холодное время годаТрещины в моноблоке. Слить электролит, промыть водой трещины, высушить и протереть их бензином. Разделать трещины напильником, опилки смешать с эпоксидным клеем и заделать трещину
Аккумуляторная батарея не заряжается
Обрыв в соединительных мостиках между емкостями (плотность во всех емкостях одинаковая, напряжение на выводах отсутствует).  Сульфатация пластин вследствие эксплуатации аккумуляторной батареи с низким уровнем электролита или хранения ее в незаряженном состоянииУстранить обрыв.  Произвести продолжительную зарядку (электрический заряд не более 5% емкости аккумуляторной батареи)

Уровень электролита и его плотность

Степень заряженности АКБ можно определить не только измерением напряжения, но и проверив плотность электролита. Причем по плотности можно оценить состояние АКБ более точно. Для работы нам понадобится ареометр, причем не четырехпоплавковая хлопушка из пластмассы, а настоящий однопоплавковый прибор постоянной массы, позволяющий проводить измерения довольно точно.

Основные неисправности автомобильных АКБ — как узнать что аккумулятор вышел из строя
Такой прибор имеет хорошую точность измерения

Берем прибор и измеряем плотность в каждой ячейке аккумулятора. Полученный результат сверяем с таблицей, приведенной ниже, и определяем степень заряженности батареи.

Таблица зависимости степени заряженности АКБ от плотности электролита

Плотность при 15 °С

Степерь заряда, %

Температура замерзания электролита, °С

1.27

100

-60

1.26

94

-55

1.25

87

-50

1.24

81

-46

1.23

75

-42

1.22

69

-37

1.21

62

-32

1.20

56

-27

1.19

50

-24

1.18

44

-18

1.17

37

-16

1.16

31

-14

1.15

25

-13

1.14

19

-11

1.13

12.5

-9

1.12

6

-8

1.11

-7

Важно! Разброс плотности электролита в ячейках не должен превышать 0.01. Если разброс больше, то нужно сделать выравнивание, поочередно переливая электролит из ячейки в ячейку, постоянно проверяя плотность и уровень.

Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...