Содержание
Почему опасно трогаться со второй передачи (видео)
© 2000-2022 Фонтанка.Ру
Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77-66333 от 14.07.2022
18




«Фонтанка» — петербургская интернет-газета, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире. Здесь вы отыщете наиболее значимые происшествия, новости Санкт-Петербурга, последние новости бизнеса, а также события в обществе, культуре, искусстве. Политика и власть, бизнес и недвижимость, дороги и автомобили, финансы и работа, город и развлечения — вот только некоторые из тем, которые освещает ведущее петербургское сетевое общественно-политическое издание. Санкт-Петербург читает «Фонтанку»! Наша аудитория — лидеры бизнеса и политики, чиновники, десятки тысяч горожан.
Высокий момент не нужен
В гололед слишком высокая тяга оборачивается неприятностями. Например, вам нужно тронуться «в горку», а сзади стоят автомобили. Водитель включает первую передачу, давит на газ, и колеса шлифуют лед, автомобиль теряет сцепление с дорогой, идет боком и соскальзывает вниз по склону, рискуя протаранить рядом стоящие автомобили.
Поэтому, чтобы трогаться плавно на скользком зимнем покрытии, в том числе на укатанном до блеска снегу и на льду, можно применять вторую передачу механической коробки.
Она позволяет стартовать не с трех тысяч оборотов коленвала, а с тысячи, когда момент минимален.
Кроме того, старт со второй передачи помогает сократить количество переключений ступеней трансмиссии, что также помогает сохранить стабильность вращения колес. На второй можно разгоняться без переключений до 60 км/ч. Правда, в этом случае смыкать сцепление необходимо плавно, без рывков. Полностью отпустить педаль сцепления можно на скорости в 15 км/ч.
Кроме того, вторая передача помогает сохранить стабильность при торможении на голом льду. Она не дает слишком сильно разогнаться и помогает сбрасывать скорость за счет внутреннего сопротивления трансмиссии и силового агрегата. Водитель сразу чувствует, как машина замедляется при отпускании педали акселератора.
Движение на льду
Мало кто думает с удовольствием о тех днях, когда дорога превращается в непонятное месиво, на котором сложно хоть как-то управлять железным конём. Это случаи не только с корочкой льда, но и с рыхлым снегом, напоминающим кашицу, и с межсезонной грязью после продолжительного дождя. Как облегчить старт на этот раз? Всё верно, сразу включаем вторую передачу, чтобы избежать недоразумений.
Секрет прост – когда мы трогаемся со второй передачи на скользкой поверхности, на колёса приходится меньше крутящего момента, педаль газа обладает меньшей чувствительностью, и это снижает вероятность пробуксовки.
Движение по инерции
В этих обстоятельствах не совсем верно будет говорить «старт», поскольку автомобиль ещё не успел полностью остановиться, а инерция позволяет ему продолжать движение. Не позволяйте ему становиться окончательно, включите вторую передачу – это избавит вас от необходимости стартовать снова.
Но не забывайте – начинать движение со второй передачи можно только в этих трёх случаях и никогда больше. Привычка вообще не использовать первую приведёт вас в автосервис и заставит потратить немало денег на «непредвиденные расходы», которые будут следствием износа сцепления.
Движение под горку
Казалось бы, ничего сложного – в гору забрались, осталось только спуститься. Однако автолюбители признаются, что спуск даётся гораздо сложнее подъёма. Особенно когда со спуска приходится начинать движение.
Запомните первое, главное правило езды в гору или с горы, – двигаться нужно, когда передача включена, чтобы успевать увеличивать или уменьшать обороты двигателя и вовремя совершить торможение, когда это будет необходимо. Но почему же нельзя стартовать с первой?
Ответ прост – всё зависит от сноровки водителя. Если есть уверенность, что вы успеете переключиться на вторую передачу всего через несколько метров после начала движения, начинайте ехать так, как привычно. Но на склонах дороги автомобиль обычно развивает скорость, при которой передачу нужно переключить за пару секунд, вы просто не сможете так быстро отжать сцепление и подстроиться под ситуацию.
Можно ли трогаться со второй передачи? [ видео]
- Подробности
- Категория: Автошкола
- Опубликовано 02.02.2022
Новички за рулем часто интересуются — можно ли трогаться со второй передачи?
Действительно, интересный вопрос. Не зря ведь в автошколах учат трогаться с первой передачи.
Однако, трогаться со второй передачи все же можно в некоторых случаях.
К примеру, у некоторых автомобилей первая передача считается пониженной, а трогаться можно без проблем со второй. Ярким примером является Рено Дастер — у него шестиступенчатая КПП, первая там идет вместо пониженной, трогаться можно легко со второй передачи.
Также можно трогаться со второй передачи на дизельных машинах — у них крутящий момент выше, чем у бензиновых.
А вот на обычных машинах трогаться лучше все-таки с первой передачи. Если трогаться со второй, то это неизбежно негативно скажется на ресурсе сцепления.
Бывают исключения и у обычных автомобилей. Например, в гололед иногда лучше трогаться со второй передачи. Но ездить так каждый день — чревато скорой заменой сцепления.
Плавная работа автомата
Автоматическая коробка передач конструктивно отличается от механической. Однако при старте на снегу и в гололед у нее схожий алгоритм действий. Многие внедорожники сейчас имеют отдельные программы управления трансмиссии для снежной погоды. При их активации коробка передач переходит в иной режим работы и позволяет тронуться со второй передачи.
Кроме того, колодки поджимают ведущие колеса и не позволяют им буксовать при старте. Электроника отсекает лишнюю тягу, и избыточный момент уходит в гидротрансформатор, сглаживая рывки.
На бюджетных автомобилях тоже встречаются спецрежимы. На 4-ступенчатых автоматах Jatco, идущих на Datsun и Lada, можно встретить режим коробки Snow, который пользуется второй и третьей передачами на всем протяжении пути. Стартует машина на второй ступени, а ездит на третьей.
На старых машинах с автоматической коробкой снежный режим не был предусмотрен, хотя его функции выполняла электроника, препятствующая сильному раскручиванию мотора и демпфирующая скачки момента. Старт получался плавным, без пробуксовок.
В целом на зимних покрытиях нужно стараться делать все плавно, в том числе разгоняться и тормозить, а также плавно рулить и переключать передачи. Тогда вероятность потери управляемости на скользком покрытии снизится.
Правильный момент
Главной причиной аварий на скользкой трассе является внезапная потеря колесами сцепления с дорожным покрытием. Она может быть вызвана торможением, когда сила трения колодок значительно превосходит силу сцепления поверхности. Другой причиной называется высокий крутящий момент на ведущих колесах.
Если в гололед сильно нажать на педаль газа, то нередко ведущие колеса срываются в пробуксовку. На заднеприводных автомобилях буксование всегда оборачивается заносом кормы и потерей управляемости. Задняя ось стремится обогнать переднюю. Чтобы стабилизировать автомобиль, необходимо отпустить акселератор и заставить колеса вновь зацепиться за покрытие.
Максимальная сила трения покоя обычно выше, чем сила трения скольжения, а значит, колесам нельзя давать скользить, а для сохранения управляемости надо поддерживать правильный момент вращения.
Во время старта на первой передаче добиться этого сложно. Первая ступень нужна для движения с максимальной нагрузкой в тяжелых условиях, к примеру на сухом асфальте в горах и на крутых подъемах. Из-за подобранного передаточного отношения при перегазовке обороты мотора нарастают стремительно.