Содержание
Биение руля при торможении
Вибрации на руле при торможении возникают по причине деформации элементов тормозной системы автомобиля – тормозных дисков или барабанов. Изменение формы дисков или барабанов может быть спровоцировано а) заводским дефектом; б) неправильной эксплуатацией тормозной системы (перегрев тормозных дисков с последующим резким охлаждением).
Определив, по какой именно причине происходит биение руля, можно приступать к исправлению этого дефекта. Расскажем о том, как избавиться от вибраций на руле в том же порядке, в котором мы определяли причины их возникновения.
1. Закрепляем двигатель. При помощи подходящих ключей, протягиваем все крепления мотора, при помощи которых он фиксируется в подкапотном пространстве. Если крепление сломалось или износились болты, шайбы и гайки – меняем их на новые. Для того чтобы обеспечить надежность крепления, наматываем на болт льняную паклю, пропитанную солидолом.
3. Чистим колесные диски от снега и грязи. Самое простое – заехать на автомойку и сбить накопившийся на колесах снег мощной струей воды. Если вибрации сильно досаждают, а до ближайшей мойки ехать далеко, можно оббить налипший на диск снег любым подвернувшимся под руку предметом. Полностью вибрации мы не уберем, но интенсивность их снизим.
4. Правильно балансируем колеса. Едем на шиномонтаж и просим специалиста отбалансировать все четыре колеса.
5. Исправляем деформированные колесные диски. Придать диску прежнюю форму можно на специальном рихтовочном оборудовании, которое имеется в распоряжении любого уважающего себя шиномонтажа.
Выпрямляем диск
В случае со стальными дисками их неровности устраняются проще (иногда работник шиномонтажа использует для этого кувалду), чем у легкосплавных дисков – для восстановления их геометрии понадобится специальный дископравильный станок.
6. Устанавливаем проставки на диски. Разные по диаметру ступичные болты и отверстия в неоригинальных колесных дисках можно «сдружить» при помощи специальных проставок (центровочных колец), которые монтируются как на шиномонтаже, так и самостоятельно.
7. Заменяем дефектную резину. В отличие от деформированных колесных дисков, покрышки с дефектами восстановить нельзя. Придется купить новые шины и установить их, соблюдая все правила балансировки.
8. Подкачиваем колеса. Чтобы устранить разность давлений в шинах и, как следствие, избавиться от вибраций на руле, накачиваем колеса до определенных производителем параметров. Узнать их можно в руководстве по эксплуатации или на специальной табличке, которая зачастую крепится на средней стойке со стороны водителя или переднего пассажира.
9. Затягиваем болты. Берем в руки газобаллонный ключ и протягиваем все болты колес с одинаковым усилием. После этой простой операции вибрирование руля, как правило, исчезает.
10. Ремонтируем подвеску или рулевой механизм. Биение руля в данном случае – лишь признак более серьезных проблем. Тут придется разобрать переднюю или заднюю подвеску, осмотреть целостность всех деталей и при обнаружении вышедшего из строя элемента (шарниры равных угловых скоростей, передние и задние сайлентблоки рычагов, втулки рулевой рейки и прочее), заменить его.
Ремонт подвески
11. Ремонтируем или заменяем тормозные диски/барабаны. Избавиться от вибрации на руле при торможении можно двумя методами. Первый – проточка тормозных дисков или барабанов. Она выполняется на специальном оборудовании на СТО, ее также можно сделать своими руками.
Проточка тормозных дисков.
В любом случае, при возникновении вибраций на руле немедленно проводите диагностику.
Замена подшипника
На каком бы автомобиле не износился опорный подшипник, но если на нем используется стойка МакФерсона, то технология разборки узла для замены – идентична, за исключением некоторых нюансов, касающихся устройства подвески.
Поэтому рассмотрим, как производится замена на автомобиле ВАЗ-2110, а затем укажем особенности операции на других моделях.
Инструмент.
Итак, выявлено, что опорный подшипник требует замены. Выполнить все работы можно и в гаражных условиях, но потребуется некоторый специализированный инструмент.
В целом, понадобиться:
- Стандартный набор ключей, шестигранников, головок с воротками и штангами;
- Домкрат;
- Съемник рулевых наконечников;
- Стяжки для пружин;
- Ветоши.
Также потребуется новая опора, поскольку на этом авто подшипник входит в ее конструкцию.
Конечно, можно и разобрать саму опору для замены только подшипника, но большинство автовладельцев предпочитают менять узел в сборе.
Дополнительно можно приобрести пружинный виброгаситель, устанавливающийся между верхней чашкой и пружиной.
Последовательность действий.
Ниже рассмотрим последовательность действий, причем укажем небольшие хитрости, которые облегчат работы.
Разборка и замена производится так:
- Устанавливаем автомобиль на ровную площадку и обездвиживаем при помощи ручного тормоза и противооткатных опор;
- Берем головку на 30 и послабляем гайку крепления привода к ступице. Лучше это сделать, пока на авто стоит на всех колесах (открутить эту гайку при снятом колесе затруднительнее, поскольку заблокировать ступицу от проворота будет сложнее). Также стоит отметить, что гайка эта – накернена, поэтому сорвать ее с места – сложно и без наращивания ключа не обойтись;
- Открываем капот и при помощи накидного ключа и шестигранника срываем с места гайку штока амортизатора (шестигранником удерживается сам шток, а ключом послабляется гайка. При этом ее нужно только немного послабить, категорически запрещено гайку полностью скручивать, иначе ничем не удерживаемая пружина «выстрелит»). Эту операцию лучше сделать до снятия стойки (на снятом узле сорвать гайку значительно сложнее);
- После срывания указанных двух гаек с места можно продолжать разборку. Выдомкрачиваем требуемое колесо и снимаем его;
- Откручиваем крепление шаровой опоры рычага к стойке;
- При помощи съемника выпрессовываем наконечник рулевой тяги;
- Полностью выкручиваем гайку крепления привода к ступице;
- Разбалчиваем крепление тормозного суппорта (трубки отсоединять от него не нужно), снимаем его с диска и отводим в сторону;
- Беремся за тормозной диск, и тянем его на себя, стягивая ступицу со шлицов концевика вала привода;
- Переходим в подкапотное пространство и откручиваем три гайки крепления опоры к кузову авто. При этом просим помощника придержать опору, чтобы она не упала на землю. После этого извлекаем узел в сборе;
- Устанавливаем стяжки, и стягиваем пружину до тех пор, пока верхний ее виток не отойдет от упорной чашки;
- Полностью выкручиваем гайку крепления штока амортизатора и снимаем опору (после этого можно проверить работоспособность амортизатора, проверить состояние пыльника и отбойника).
- Перед установкой новой опоры, проверяем состояние опорной чашки, очищаем ее от ржавчины и грязи, устанавливаем под нее виброгасители (если они приобретены);
- Перед установкой новой опоры, правильно устанавливаем пружину (концы витков вверху и внизу должны стать в специальные углубления в чашках);
- Ставим новую опору и накручиваем до упора гайку крепления штока;
- Снимаем стяжки, постоянно контролируя положение концов пружины;
- Собранную стойку устанавливаем на автомобиль. После сборочных работ необходимо дополнительно подтянуть гайку крепления штока.
Теперь об особенностях замены на «Приора», «Калина», X-Trail. Снятие и разборка стойки у этих авто – такие же, как и описано выше.
Но саму опору на этих авто менять не обязательно (если состояние е удовлетворительное), достаточно после демонтажа, снять с нее подшипник (установлен со стороны опорной чашки), а на его место поставить новый. А далее все собирается обратно.
Ниже представлена таблица обозначения опорных подшипников по ГОСТу, обозначения (полные, основные, иностранные аналоги), их размера и масса.
Как определить неисправность рулевой рейки
Все дело в том, что при повороте руля, колеса посредством этого узла, точно реагируют на то, в какую сторону им поворачивать.В некоторых автомобилях рулевая рейка установлена без усилителя, то есть механизм, соединяется напрямую с колесами, в результате чего необходимо прикладывать довольно много усилий, чтобы крутить руль, тем более если дело касается грузовых автомобилей.
- Сейчас у большинства автомобилей на рейку устанавливают усилители, которые бывают двух типов:
— ГУР — усилитель, работающий на жидкости;
— ЭУР — усилитель, работающий на электричестве. - Благодаря этим устройствам повороты руля будут более легкими и комфортными.
Хотелось бы обратить внимание на то, что от этого узла в первую очередь зависит Ваша безопасность, так как при его неисправности значительно снижается маневренность автомобиля, что особенно актуально в городском потоке. Также руль может попросту заклинить, именно поэтому важно, чтобы эта система всегда была в рабочем состоянии.
- Основные неисправности рулевой рейки
- Пожалуй, к основным неисправностям данного механизма можно отнести две:
- — во-первых, стук в рулевой рейки, который впоследствии может привести к заклиниванию руля;
- — во-вторых, гул (гудит насос) и течь жидкости.
- Кстати, если у Вас на автомобиле ЭУР (электрический усилитель руля), то нужно знать о том, что такое устройство течь не может, так в ее конструкции нет масла, а вот стучать она может очень сильно.
- Стук в рулевой рейке
Итак, стук в данном механизме является довольно сложной поломкой, который можно охарактеризовать двумя типами: поверхностным и внутренним.
Поверхностный стук может появиться в результате того, что при разрыве пыльника тяги, наконечник довольно быстро выходит из строя и начинает стучать. Для устранения этой поломки наконечник и пыльники необходимо заменить на новые. Процесс замены этих запчастей относительно прост, если Вы знаете, что и как правильно нужно делать.
Внутренний стук говорит о более серьезной поломке, связанной с внутренними частями рулевой рейки, которую очень сложно определить самостоятельно. Дело в том, что при внутренней поломке, внутренние поршни и направляющие втулки «рулевой» ломаются или сминаются, так как именно они несут на себе основную нагрузку.
В результате такой поломки появляется стук. Кстати, еще одной из причин появления шума при этой поломке может быть большая выработка, которая появилась со временем из-за большого пробега.
В такой ситуации Вам предстоит довольно сложный и дорогостоящий ремонт, поэтому лучше всего доверить это дело профессионалам.
Течь рулевой рейкиТечь в данной системе появляется в том случае, если выходят из строя резиновые уплотнители. Такая поломка характерна для автомобилей с ГУР.
Как правило, усиление у нее происходит из-за нагнетания жидкости в корпусе со специальным насосом, и если сальники выходят из строя, то давление падает, при этом жидкость начинает сочиться и капать на дорожное покрытие.
При этой поломке уровень жидкости падает каждый день и ее приходится добавлять. Также данная поломка может появиться в результате ржавления вала, ходящего по сальникам, так как из-за ржавчины они довольно быстро выходят из строя. «Заржаветь» вал может из-за длительного простоя автомобиля.
Гул рулевой рейки.Гул (гудение) самого механизма возникает, когда жидкость не уходит и при этом руль крутиться сложно, поэтому слышится сильное «гудение» оповещающее о том, что из строя вышел насос ГУР, который не нагнетает нужного давления, в связи, с чем повороты становится делать сложнее.
При возникновении вышеуказанных признаков в первую очередь нужно провести диагностику вашего автомобиля.
В каком случае рулевая рейка может выйти из строя?Так как данная конструкция непосредственно связана с колесами, то в первую очередь на ее рабочее состояние влияет неаккуратная езда по неровной местности. И поэтому, если при езде Вы, слишком быстро пересекаете трамвайные пути, глубокие ямы, плохие дороги или же просто резко заезжаете на бордюры, то рулевая рейки выйдет из строя очень быстро.
Также необходимо знать о том, что любая «рулевая» не любит резких «стартов» с места, тем более, если при этом колеса до упора выкручены в ту или иную сторону.
Поэтому главное правило для продления срока эксплуатации системы в рабочем состоянии – это снижение скорости перед препятствием, и медленное его преодоление.Основные признаки неисправности рулевой рейки.
- Итак, как же самостоятельно определить неисправность?
- Во-первых, при управлении руль стало крутить в несколько раз сложнее, чем раньше.
- Во-вторых, под машиной стали появляться капли маслянистой консистенции.
- В-третьих, если Вы каждый день добавляете жидкость в специальный бачок, и при этом иногда выходит сигнализирующая лампа.
- В-четвертых, во время езды по неровностям слышен сильный стук в передних колесах или посередине машины спереди.
- В-пятых, при повороте руля в сторону слышен сильный гул.
- Если Вы столкнулись с подобными признаками, то следует незамедлительно обратиться к мастерам в автосервис.
- Стоит ли делать ремонт рулевой рейки?
Однозначно, стоит! Ведь если Вы временно эксплуатируете автомобиль, в котором рейка стучит или «подтекает», то нужно понимать, что рано или поздно направляющие элементы разобьются окончательно, в результате чего руль попросту заклинит.
А если такая поломка произойдет на большой скорости? О последствиях страшно будет даже подумать. Поэтому в первую очередь – это Ваша безопасность, о которой должны позаботиться только Вы сами.
- Что выбрать: ремонт или замену на новую рейку?
- В связи с тем, что замена всей системы у официального дилера обходится довольно в круглую сумму, большинство автолюбителей приобретают «неоригинальные» запчасти, которые в свою очередь в разы дешевле и в зависимости от производителя бывают хорошего качества, таким образом, эти запчасти прослужат достаточно долго, не меньше чем запчасти от официальных дилеров.
- Но зачастую особо экономные автовладельцы приобретаю дешевые или восстановленные запчасти, которые могут выйти из строя уже через 3-6 месяцев эксплуатации.
- Также при желании можно приобрести и полный ремонтный комплект, включающий в себя все сальники, пыльники, втулки и прочее.
Но лучше всего ремонт рулевой рейки доверить профессиональному автосервису, так как подобная замена запчастей требует определенного опыта и навыков.При этом большое значение имеет то, какого качества будет приобретенный ремкомплект.
Теперь Вы знаете о том, как определить, исправна ли рулевая рейка в Вашем автомобиле.
Свист,гул при повороте руля …как-будто сейчас все сломается.
Есть вопрос, но тему открыть не могу по етом задам сдесь.
Как то в один момент, услышал звук как будто бурчанье в моторе, при поворотах начала клинить помпа и проскальзывать ремень.
Мотор начал бурчать периодически на малых оборотах, как только дать газку и пехать то все было ок, и руль крутился норм. При повороте руля на месте свистело пищало и ТД. На сервисе за 3 раза заменили вообще все
1. Ремень
2. Помпу
3. Механизм натяжки ремня
4. Рулевую рейку
Ничего не помогло толком. Потом в печали начяал искать сам, все деньги потратились, а ниче не поменялось. Заметил что при повороте раля падут обороты мотора, я решыл на месте на нейтрале (АКБ) поддать газку, довел обороты до 1200 и сразу звук пропал и вместе с ним руль начал крутится без проблем.
Я не специалист, но в моем помемании проблемма в моторе, каком то ролике, или в чем то другом на етом ремне что создает такое сопротевление.
Прошу помощи у специалистов в идентификации проблеммы.
Спасибо !
§
Список моделей
авто, на которых чаще всего встречается проблема
Автомобили | Недостатки ГУР и рулевой |
Газель | Проблемный сальник на колонке, поэтому руль клинит. Шланг ГУРа неудачно продуман инженерами, так как находится близко к коллектору, а защитных экранов нет. Если лопнет, под капотом может начаться пожар. Наблюдаются также проблемы со штуцером заводского насоса ГУР. На насосах ZF и на японских насосах выходы сделаны под болт-штуцер, и таких проблем не возникает. |
Лада Ларгус | При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает. Иногда неисправности ГУР можно выявить с появлением постороннего шума, например, свиста или гула, в другом случае могут подтекать шланги системы. |
Лада Приора | Основной минус – это громоздкость всей системы. На Приорах не рекомендуется держать руль в крайнем правом или левом положении более 5 секунд. Механизм требует постоянного контроля уровня масла, осмотра и замены приводов, шлангов, насоса. Насос зависит от работы двигателя, значит, он забирает определенный процент мощности у силовой установки. Если при прямолинейном движении ГУР не работает, этот процент мощности расходуется впустую. Система не подразумевает настройку режимов работы в зависимости от скорости движения, угла поворота рулевого колеса. На высокой скорости теряется чувствительность рулевого механизма. |
ВАЗ 2110 | Частые проблемы: заводское масло, шланги с хомутами, подсос воздуха, проблемы с натяжением ремня, насос и сальники. |
Ford Mondeо IV | Слабое место Mondeо — рулевое управление, точнее, гидроусилитель. Он часто выходит из строя. Саму рулевую рейку легко подтянуть, а рулевые тяги и наконечники (2300 и 1500 рублей) обычно требуют замены уже после 60–70 тыс. км пробега. |
Renault SANDERO | ГУР Рено Сандеро является надежным узлом транспортного средства, но при определенных условиях может довольно быстро выйти из строя. Зачастую причиной становится протечка жидкости ГУР, обрыв ремня привода насоса, разрыв шлангов в системе. |
KIA Rio | На этих авто чаще отмечаются следующие проблемы с ГУР: трубка гидропривода задевает за окружающие детали, пережимается обратный шланг гидроусилителя, попадает воздух в гидропривод, наблюдается слабое усилие от насоса гидроусилителя. Также со временем рулевой вал и шестерня теряют правильность совмещения, эластичная муфта вращается с деформациями при повороте руля. При любом соприкосновении металлических деталей через эластичную муфту в салон передаётся шипящий звук. |
Chery Tiggo | Часто наблюдается подвывание гидроусилителя руля, возникают удары-рывки в руль, иногда даже трясет торпеду. Амплитуда рывков уменьшается после нескольких поворотов руля. На холодном двигателе ГУР работает как часы — руль крутить можно хоть пальцем на холостых, а вот как машинка прогреется (обороты на холостых < 1000), наблюдаются проблемы — руль становится тугим. Стоит увеличить обороты — всё нормализуется. |
Устройство рулевого управления рено логан
________________________________________________________________________________________
Рулевое управление автомобиля Рено Логан — с травмобезопасной рулевой
колонкой. Рулевой механизм типа шестерня–рейка 1. Картер рулевого
механизма крепится к подрамнику двумя болтами.
В картере механизма рулевая рейка Рено Логан поджимается к приводной
шестерне через упор. Регулировку бокового зазора между шестерней и
рейкой выполняют вращением регулировочной пробки.
Регулировку проводят только при сборке механизма рулевой рейки на
заводе-изготовителе. В эксплуатации зазор регулировке не подлежит.
Рис.27. Детали рулевого управления автомобиля Рено Логан с
гидроусилителем руля (ГУР)
1 — рулевое колесо; 2 — рулевая колонка; 3 — левый поворотный кулак в
сборе со ступицей; 4 — левый наконечник рулевой тяги; 5 —
промежуточный вал; 6 — болты крепления картера механизма рулевой рейки
Renault Logan к подрамнику; 7 — картер рулевого механизма; 8 —
сливная магистраль гидроусилителя; 9 — бачок ГУР; 10 — наполнительная
магистраль гидроусилителя; 11 — нагнетательная магистраль
гидроусилителя; 12 — датчик давления жидкости гидроусилителя; 13 — насос
ГУР; 14 — подрамник; 15 — правый наконечник рулевой тяги; 16 —
правый поворотный кулак в сборе со ступицей
Рулевой привод Рено Логан состоит из двух рулевых тяг, соединенных с
рулевой рейкой механизма и рычагами поворотных кулаков.
Каждая тяга
крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой
шарнир — резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ, а на
наружном конце — резьба (правая), на которую наворачивается наконечник
тяги.
В наконечнике рулевой тяги Рено Логан имеется неразборный шаровой
шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на
весь срок службы.
Рис.28. Механизм рулевой рейки Рено Логан с гидроусилителем руля
1 — правый наконечник рулевой тяги; 2 — рулевая тяга; 3 — чехол тяги; 4
— картер рулевого механизма; 5 — соединительные трубки гидроусилителя;
6 — приводная шестерня; 7 — левый наконечник рулевой тяги
Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники — разные.
Соединение рейки рулевого механизма Рено Логан и шарового шарнира
рулевой
тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.
Чехол закреплен пластмассовым хомутом на картере рулевого механизма, а
на рулевой тяге чехол держится за счет упругости резины — при этом
узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой
тяге.
При сборке механизма рулевого управления Рено Логан на заводе резьбовое
соединение наконечника шарнира рулевой тяги с рейкой законтрено от
отворачивания обжатием конца рейки. При обжатии конца рейки геометрия
резьбового соединения нарушается.
Для замены рулевой тяги необходимо вывернуть наконечник шарнира из
отверстия в рейке. В этом случае резьба в отверстии рулевой рейки,
скорее
всего, будет повреждена.
Если повреждение резьбы в отверстии рулевой рейки Рено Логан будет
незначительным, ее можно проточить метчиком — в противном случае лучше
заменить рулевой механизм в сборе.
Рис.29. Рулевая тяга в сборе с рулевой рейкой Рено Логан
1 — рулевая рейка; 2 — шаровой шарнир тяги; 3 — рулевая тяга
Вал рулевой колонки Рено Логан крепится к приводной шестерне рулевого
механизма через промежуточный вал 2 с двумя карданными шарнирами. На
шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо,
закрепленное винтом.
Рулевая колонка Renault Logan прикреплена к кронштейну поперечной балки,
расположенной под панелью приборов.
Рис.30. Рулевая колонка Рено Логан
1 — соединительная муфта; 2 — нижний карданный шарнир; 3 — промежуточный
вал; 4 — верхний карданный шарнир; 5 — вал рулевой колонки; 6 —
нижний кронштейн крепления колонки; 7 — труба; 8 — верхний кронштейн
крепления колонки; 9 — гнездо выключателя зажигания
На часть автомобилей Renault Logan устанавливается гидравлический
усилитель (гидроусилитель) рулевого управления 3 . В систему
гидроусилителя входят: рулевой механизм, насос, бачок для рабочей
жидкости и соединительные трубки магистралей.
В нагнетательной магистрали установлен датчик давления жидкости для
выдачи сигнала на электронный блок управления двигателем.
Насос ГУР Рено Логан приводится во вращение ремнем от шкива привода
вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается
под высоким давлением к распределительному устройству 4,
расположенному в отдельном корпусе на картере рулевого механизма и
механически соединенному с валом рулевой колонки.
На зубчатой рейке рулевого механизма Рено Логан закреплен поршень
гидроцилиндра. При повороте рулевого колеса распределительное устройство
соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью
насоса, а другую камеру — со сливом.
При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости
перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги
кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
При отказе гидроусилителя ГУР Рено Логан возможность управления
автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом
колесе. Для контроля уровня жидкости в бачке на его полупрозрачном
корпусе нанесены метки «MIN» и «MAX».
Снятие рулевого колеса автомобиля Рено Логан
Рулевое колесо Рено Логан снимаем для его замены, а также при демонтаже соединителя
подрулевых переключателей, рулевой колонки или панели приборов.
Устанавливаем передние колеса автомобиля Renault Logan в положение
прямолинейного движения. Снимаем подушку безопасности водителя.
Ключом отворачиваем на несколько оборотов винт крепления рулевого
колеса. Винт до конца не отворачиваем, чтобы при снятии рулевого колеса
не
получить травму.
Покачивая, тянем на себя рулевое колесо и сдвигаем его по шлицам вала.
Полностью отвернув винт крепления рулевого колеса снимаем рулевое
колесо с вала. Устанавливаем рулевое колесо в обратной
последовательности.
Рулевое колесо устанавливается на вал рулевой колонки Рено Логан только в одном
положении. Для этого необходимо совместить широкий выступ на шлицевом
наконечнике вала рулевой колонки с широким пазом отверстия ступицы
рулевого колеса. При этом два узких паза совместятся с соответствующими
выступами наконечника вала рулевой колонки.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________