Содержание
Низкая эффективность охлаждения основного радиатора
Почему это происходит:
- если вентилятор с электроприводом, то, вероятнее всего, проблема в датчике температуры;
- расслабление ремня водяной помпы или его разрыв;
- радиатор загрязнен. Если в начале движения, после продолжительной стоянки, температура двигателя длительное время не нормализуется, это говорит о том, что радиатор нуждается в очистке или замене. В идеале, обдув основного радиатора должен очень быстро нормализовать температуру, даже в случае, когда машина движется с невысокой скоростью.
Можно ли узнать о том, что мотор был перегрет
Перегревание двигателя диагностировать достаточно сложно, но специалисты выделяют пару признаков, указывающих на это:
- мутная охлаждающая жидкость с вкраплениями и осадком;
- перешлифовка плоскости ГБЦ, добавление дополнительной прокладки.
После серьезного перегрева головка блока деформируется и требует сложного восстановления.
Датчик температуры
О том, какая температура мотора в конкретный момент времени, водителя информирует важнейший элемент электронной системы — специальный датчик. Несмотря на критическую роль, которую эта деталь играет в работе транспортного средства, надежным ее назвать можно лишь с большой натяжкой, и не важно, о какой марке и модели авто идет речь.
Датчик температуры охлаждающей жидкости отвечает за показания на приборной панели и за работу всей системы охлаждения в целом. От его работы напрямую зависит запуск силовой установки, процесс образования топливной смеси и даже ее расход. Как правило, о самом существовании данного элемента некоторые водители узнают тогда, когда уже начались проблемы – мотор либо «закипел», либо находится недалеко от этого явления.
Обратить внимание на работу системы охлаждения необходимо также в случаях, когда вентилятор включается слишком часто, а то и вовсе не отключается. О том, что возникла необходимость замены прибора, свидетельствуют также подтеки охлаждающей жидкости в месте резьбового соединения.
Проверить, работает ли датчик температур, совсем несложно. Нужно с помощью мультиметра промониторить его на предмет обрыва цепи, а также снять показатели при разных температурах и сравнить их с теми, которые считаются нормой
В Сети достаточно таблиц с соответствующими сведениями. Если был обнаружен обрыв цепи, либо датчик перестал реагировать на смену температуры, скорее всего, придется купить новую деталь и выполнить ее замену.
Действия водителя при перегреве
При первых признаках перегрева мотора необходимо сделать следующее:
- Включить обогреватель салона на полную мощность.
- Остановить транспортное средство, чтобы не создавать помех для других участников дорожного движения.
- Не глушить двигатель, но поднять капот и убедиться в работоспособности вентилятора, а также в том, что все ремни целы и находятся в исправном состоянии.
- Заглушить мотор, потрогать радиатор. Если он нагрет неравномерно либо вообще холодный, это свидетельствует о забитом фильтре либо о поломке датчика температуры. При небольшом нагреве проблемы могут быть с насосом.
- Дать силовой установке остыть, затем открутить крышку радиатора и проверить уровень антифриза. Если его мало, долить.
Долгая работа двигателя в неблагоприятных режимах
А именно:
- буксировочный режим мотора;
- вынужденная длительная работа на холостых оборотах (автомобиль часто застревает в «пробках»). В этом случае нагрузка на двигатель небольшая, но ее может быть достаточно для перегрева двигателя.
Дополнительные источники тепла под капотом
Помимо того, что во время работы нагревается сам двигатель, рядом с ним находятся конструктивные элементы, которые также способствуют повышению температуры. Речь идет о каталитических нейтрализаторах, а также о кондиционере, выделяющем тепло и препятствующем попаданию воздушных потоков к радиатору.
Удивительно, но источником тепла являются даже галогенные фары – они греются куда сильнее, чем светодиоды. Далеко не на пользу охлаждения силовой установки работает стремление конструкторов сделать ее компактнее и легче.
По этой причине радиаторы стали тоньше, количество помещающегося в системе антифриза уменьшилось почти вдвое, а это негативно отразилось на так называемом «аварийном запасе». Помимо всего прочего, много тепла выделяют автоматическая коробка передач и турбонаддув.
Как избежать перегрева двигателя
Двигатель, как и любой агрегат автомобиля, нуждается в своевременном и правильном уходе. Соблюдая простые правила, вы минимизируете риск появления неожиданных поломок, в том числе и перегрева:
- Своевременная доливка охлаждающей жидкости.
- Использование только качественного масла и топлива с высоким октановым числом. Характеристики подходящего масла указаны в книге по эксплуатации автомобиля. Советуем придерживаться правил выбора ГСМ, рекомендованных производителем.
- Своевременная замена вышедших из строя деталей системы охлаждения. Как правило, они не подлежат ремонту, поэтому замена неисправного водяного насоса или термостата позволит не допустить возможного перегрева двигателя.
- Верная регулировка зажигания и диагностика натяжения ремня помпы.
- Умеренность, а лучше — отказ от использования химических присадок для двигателя и системы охлаждения.
Стрелка указателя температуры двигателя, стремящаяся к критической отметке, сигналит о том, что с вашим мотором вскоре случится беда. Игнорировать этот знак нельзя, иначе можно серьезно потратиться, ведь капитальный ремонт даже старенькой отечественной машины обойдется вам в кругленькую сумму.
Видео о том, к чему может привести перегрев двигателя:
Как избежать перегрева силовой установки?
Для этого нужно соблюдать элементарные правила профилактического обслуживания двигателя, постоянно контролируя визуальным осмотром состояние патрубков, хомутов их крепления, чистоту поверхности радиатора, момент срабатывания вентилятора, герметичность системы и не забывать контролировать температуру по ее указателю на щитке приборов.
Как определить перегрев?
• По указателю температуры на щитке приборов;
• Пар из-под капота при закипании охлаждающей жидкости;
• Выбивание антифриза вместе с паром из-под крышки расширительного бачка или крышки радиатора;
• Продолжение кипения жидкости после остановки двигателя;
• Стрелка указателя температуры подходит или уже в красной зоне, а вентилятор не срабатывает.
Критический случай
Если греющийся мотор внезапно заглох, имеет место серьезный перегрев. Последствия самые печальные:
- деформация всей цилиндро-поршневой группы;
- оплавление вкладышей коренных и шатунных;
- поломка коленвала;
- пробитие поршнем блока ДВС.
Разрушения двигателя в случае критического перегрева бывают настолько сильны, что восстановление мотора бессмысленно и нецелесообразно. Покупка контрактного силового агрегата порой является единственным спасением автомобиля.
Локальный
Перегрев слабой степени. Это тот случай, когда водитель вовремя заметил неполадку и остановился до того, как стрелка, указывающая температуру двигателя, попала в красную зону. Последствия незначительны либо отсутствуют. В большинстве случаев после устранения причины перегрева мотор продолжает работать в прежнем режиме.
Накопление отложений в камере сгорания
Нагар образует слой, который мешает проводить поток тепла. Это частая проблема двигателей «в возрасте». Большое количество масла попадает в цилиндры и оставляет отложения. Далее, все по цепочке: перегревания повышают расход масла, из-за этого образуется большое количество минеральных солей и двигатель греется еще сильнее. Стрелка указателя температуры не показывает проблему, а внутри мотора все «горит».
Недостаток охлаждающей жидкости
Первая и самая распространенная причина греющегося мотора — недостаток охлаждающей жидкости. Почему начинает вытекать тосол, антифриз или вода:
- просачивается через негерметичные патрубки;
- вытекает через печь радиатора;
- неисправен водяной насос (помпа);
- охлаждающая жидкость попадает в масло. Автомобиль начинает расходовать больше смазочной жидкости, на щупе образуется коричневатая эмульсия;
- антифриз или вода уходят в цилиндры. Об этой поломке свидетельствует пар из выхлопной трубы белого цвета.
Неисправность термостата
Охлаждающая жидкость или герметик для ремонта данной системы образуют отложения. Они негативно влияют на работу термостата, и он перестает реагировать на температуру тосола выходящего из мотора. Вышедший из строя термостат может влиять на двигатель по-разному:
- возникают проблемы с прогреванием мотора;
- силовой агрегат перегревается.
Неправильно отрегулированное зажигание либо впрыск
Если сгорание топлива начинается поздно, то оно не успевает закончиться на выпуске. Отсюда и резкий скачок температуры отработанных газов. При таком раскладе очень часто происходит закипание охлаждающей жидкости, и мотор начинает перегреваться.
Все вышеизложенные причины являются так называемым внешним перегревом, который мы видим, глядя на растущую стрелку указателя температуры. Но существуют три более опасных источника перегрева двигателя, которые сложно диагностировать.
Отложения минеральных солей
Большое количество минеральных солей, со временем откладывающихся в системе охлаждения — еще одна важная причина. Такие накопления плохо проводят тепло и перекрывают каналы, снижая расход охлаждающей жидкости. Происходит внутреннее перегревание двигателя, которое часто остается незамеченным.
Последствия перегрева двигателя
• Выплавление вкладышей коленчатого вала с задиром шатунных или коренных шеек;
• Приемник маслонасоса и все каналы подачи масла забиваются частицами износа вкладышей;
• «Дубеют» сальники клапанов;
• Оплавляются поршня, трескаются перемычки на поршне и коксуются поршневые кольца;
• Задиры на зеркалах цилиндров;
• Коробление плоскости прилегания головки блока (требуется фрезеровка);
• Трещины в рубашке охлаждения головки блока и блока цилиндров (проверяется на гидравлическом стенде под давлением);
• Прогар прокладки головки блока.
Последствия перегрева мотора
Повышение температуры силового агрегата может вызвать различные последствия, в зависимости от степени «закипания» мотора. Специалисты выделяют три варианта перегрева:
Правильные действия при перегреве мотора
Присадки для масла
Последней, но не менее важной причиной является использования присадок для масла. Чрезмерная любовь к автохимии приводит к плачевным последствиям. Присадки работают просто — они наращивают слой из металлокерамики на стенках цилиндра. Слой этот, так же как и внутренние отложения минеральных солей, не проводит тепло и может привести к неисправности двигателя.
Причины перегрева
В радиаторе происходит охлаждение рабочей жидкости при открытии клапана термостата, когда антифриз начинает циркулировать по большому кругу. При загрязнении радиатора либо появлении течи, жидкость охлаждается не в полном объеме, что отражается на повышении ее температуры и соответственно и температуры двигателя, вызывая его перегрев.
Расширительный бачок служит для создания резерва жидкости при нагревании и остывании жидкости, когда ее уровень «играет» в бачке, то поднимаясь, то опускаясь. При течи бачка или неисправности клапанов в его крышке, также меняется температура жидкости в сторону ее повышения, вызывая перегрев двигателя.
Вентилятор служит для обдува поверхности сот радиатора и снижения температуры поступающего из системы антифриза и при его отказе также возрастает температурный режим двигателя.
Помпа (водяной насос) предназначена для создания и поддержания постоянной циркуляции охлаждающей жидкости и при ее неисправности у двигателя наступают серьезные проблемы, вплоть до его заклинивания и дальнейшего дорогостоящего ремонта.
Термостат отвечает за поддержания оптимальной температуры двигателя на стадии прогрева и в любых других режимах его работы. После запуска мотора, пока клапан термостата закрыт, жидкость циркулирует по малому кругу, не попадая в основной радиатор для охлаждения.
При отказе термостата, особенно в закрытом положении, резко возрастает температура жидкости, что ведет к быстрому перегреву двигателя и его отказу, со всеми вытекающими…
Если водитель не заметит по показаниям приборов, что выросла температура жидкости и не примет мер к устранению неисправности, то двигатель ждет сложный и дорогой ремонт, либо его замена.
Датчик температуры охлаждающей жидкости «дает» команду вентилятору на срабатывание и при отказе датчика также возрастает температурный режим двигателя.
Система патрубков служит соединительными звеньями между элементами системы охлаждения и от их целостности также зависит температура жидкости и герметичность системы. При появлении течи в патрубках или в местах их крепления (при ослаблении затяжки хомутов их крепления или их потере) снижается уровень антифриза, что также ведет к повышению температуры жидкости и перегреву мотора.
Прогорел клапан выпуска
Из-за трещины этой детали повышается температура отработанных газов, и, соответственно, деталей мотора. Температура тосола тоже поднимается и происходит перегрев двигателя.
Рекомендации для предотвращения перегрева
Чтобы свести к минимуму риск перегрева мотора, необходимо следить за состоянием автомобиля, своевременно посещать станцию техобслуживания и регулярно выполнять тщательную диагностику.
Также важно мониторить уровень охлаждающей жидкости, контролировать показатели датчика температур. При любых отклонениях в работе мотора (появление стука, проблем с запуском и пр.) необходимо сразу обращаться за помощью к специалистам.
Симптомы перегрева двигателя
Самый очевидный признак неисправности — стрелка указателя температуры, приближающаяся к опасной красной зоне. Кроме этого сигнала, существуют прочие признаки перегрева ДВС:
- Мощность автомобиля резко снижается.
- Нагревается стрелка салона под ногами шофера.
- Изменяется режим работы вентилятора — его лопасти начинают крутиться интенсивнее.
Симптомом серьезного перегрева является «закипание» двигателя. Обнаружив пар, необходимо срочно снизить скорость, по возможности переключится на нейтралку и ехать к месту, где разрешена остановка. Так можно предотвратить разрушение вкладышей и минимизировать прочие последствия.
Далее, убедившись в отсутствии металлического гула или ударов, нужно дать двигателю поработать в холостую некоторое время. Только после этого можно залить в бачок воду или антифриз, остудить мотор и разбираться в причинах перегрева.
Если мотор перегрелся сильно и налицо признаки повреждения вкладышей, а именно — металлический стук, то машину придется вести в автосервис на эвакуаторе.
Обратите внимание! В целях безопасности не следует сразу после остановки пытаться остудить мотор. Горячий пар из-под открытого капота может нанести вам серьезные ожоги.
Средней тяжести
Это тот вариант, когда двигатель долго работал в состоянии повышенной температуры, но не заклинил. Симптомы неисправности — закипание мотора и скачок температурной стрелки. Такой серьезный перегрев может привести к неприятным последствиям, среди них:
- прогар прокладки головки блока цилиндров;
- деформация поршневых колец и ГБЦ, вплоть до образования трещин в корпусе.
Степень перегрева, последствия
Если говорить о последствиях перегрева, прежде всего, необходимо отметить: все зависит от того, при какой температуре мотор «закипел». Иногда удается избежать критических последствий, но это возможно только при незначительной степени перегрева. Вообще степеней существует несколько, опишем их подробнее.
- Слабый перегрев. О нем свидетельствует регулярное нахождение стрелки датчика в «красной» зоне. Заметили подобное – проверьте не только систему охлаждения, но и сам мотор.
- Средний перегрев имеет место, если из-под капота уже идет пар. В подобных ситуациях необходимо немедленно остановиться, дождаться остывания охлаждающей жидкости, долить ее, если есть такая возможность, попробовать завестись и сразу же отправляться на СТО.
- Сильный перегрев наблюдается обычно в результате неисправности системы охлаждения, он чреват серьезными последствиями для многих узлов и деталей. К наиболее распространенным относится появление трещин на головках блока цилиндров, вышедший из строя коленвал, расплавленные поршни, проворачивание вкладышей и пр. Также в результате перегрева деформируются сальники, ломается или отрывается шатун.
Температура двигателя
В процессе работы двигателя во время сгорания топливовоздушной смеси выделяется большое количество энергии выраженной в повышенной температуре и давлении сгоревших газов, что вызывает сильный нагрев всех деталей силовой установки.
Особенно интенсивному нагреву подвержены детали головки блока и ЦПГ (цилиндропоршневой группы). Температура в камере сгорания достигает порядка 2500 градусов, что на выхлопе составляет температуру около 500-600 для дизельных двигателей и 800-900 градусов для бензиновых моторов. Температуры достаточно высокие и при сбое в работе системы охлаждения двигатель может быстро выйти из строя.
Элементы в охлаждающей системе автомобиля отвечающие за поддержание оптимального температурного режима двигателя:
• Радиатор;
• Вентилятор охлаждения радиатора;
• Расширительный бачок;
• Помпа;
• Термостат;
• Датчик температуры антифриза;
• Система патрубков.
Технические и технологические причины перегрева двигателя
Чаще всего мотор перегревается по следующим причинам:
- вырабатываемое тепло отводится неправильно;
- температура растет там, где отсутствует охлаждение;
- тепло производится в чрезмерном количестве.
Как уже говорилось выше, рабочая температура двигателя – около 90 градусов, и если в ходе эксплуатации указанное значение повышается, в подавляющем большинстве случаев это связано с нарушениями в работе определенных узлов и агрегатов:
- Низкий уровень антифриза или ненадлежащее его качество. Как это ни удивительно, некоторые автовладельцы поднимают капот только зимой – чтобы залить «незамерзайку», однако мониторить уровень антифриза, как, собственно, и количество масла в моторе, нужно всегда.
- Если охлаждающая жидкость находится на минимуме, высок риск образования воздушных пробок в системе охлаждения, из-за чего силовая установка постоянно будет находиться в зоне повышенного риска.
- Немаловажную роль играет и качество антифриза – часты случаи, когда недобросовестные продавцы его попросту разбавляют. Еще одна беда – нерадивые автолюбители, которые забывают купить так называемую «охлаждайку» и вместо этого раз за разом разбавляют ее водой. Ясное дело, что свойства такой «жижи» очень далеки от требуемых, она попросту не сможет выполнять свои функции.
- Грязь в радиаторе системы охлаждения. Доступ к этой детали усложнен – она находится за фильтром кондиционера, поэтому визуально оценить состояние сот невозможно. Часто люди ездят с забитыми фильтрами, вследствие чего нарушается процесс теплообмена, риск перегрева автоматически повышается.
- Некоторые пытаются выполнить очистку подающейся под высоким давлением струей воды, но это обычно не приносит никаких результатов – требуется демонтаж радиатора и его тщательная промывка.
- Выход из строя комплектующих системы охлаждения. У каждого ее элемента – своя функция, и если хотя бы одна из них нарушена, начинаются проблемы. Повышение температуры двигателя возможно из-за неработающей помпы, из-за течи в патрубке и т.д.
Иногда ломается датчик – он попросту не сигнализирует о проблеме, когда она уже присутствует. Если перегрев наблюдается преимущественно в заторах или во время движения на маленькой скорости, скорее всего, причина кроется в вышедшем из строя вентиляторе.
Устранение неисправностей
При обнаружении отказа любых элементов системы охлаждения, особенно это относится к помпе, термостату и вентилятору, рекомендуется, не откладывая на спасительное «завтра» сразу принять меры к устранению неисправностей и замене вышедших из строя деталей. Так как при эксплуатации автомобиля с неисправной системой охлаждения «завтра» для двигателя может,так и не наступить…
При этом не стоит экономить на покупке запасных частей и антифриза отдавая предпочтение оригинальных изделиям, либо их фирменным аналогам от проверенных производителей.
Для поддержания системы охлаждения и температуры двигателя всегда в рабочем состоянии рекомендуем периодически проходить ее диагностику, приурочивая ее, например, к плановому техоблуживанию автомобиля.
Заключение
Как видим, последствия перегрева мотора могут быть весьма и весьма плачевными, вплоть до выхода из строя блока цилиндров и прочих ключевых деталей, что чревато дорогостоящим ремонтом. Поэтому важно следить за состоянием системы охлаждения, ведь проблему куда проще предотвратить, чем потом бороться с ее последствиями.