Содержание
Габариты
Довольно банальная вещь: нужно научиться чувствовать габариты автомобиля. А что значит – чувствовать? Отрастить нервные окончания на бампере? Развить в себе шестое чувство, как у летучей мыши? Все проще и прозаичнее: нужно научиться примерно определять расстояние до препятствия по той картинке, которую вы видите в ветровое или заднее стекло.
Метод «контактной парковки» по треску бампера соседней машины в качестве тренировки советовать не буду. А вот выходить из автомобиля и оценивать его положение по мере парковки – хорошая привычка, если вы хотите развить в себе ощущение габаритов. И вообще, постоянная практика, как и в случае с любыми другими приемами вождения, в данном случае – лучшее, что можно придумать.
Хороший помощник в данном случае – парковочные датчики, причем полезны они не только сзади, но и спереди. Ведь несмотря на кажущуюся простоту, определить зазор перед капотом настолько же проблематично, как и за багажником – я сужу в том числе и по своим ученикам, которые все время боязливо привстают в кресле, пытаясь что-то разглядеть за бампером.
Если в исходной комплектации парктроников не было, и вы собираетесь их установить, ставьте лучше и вперед, и назад – будет спокойнее. И не экономьте, потому что нет ничего хуже, чем сочетание «глючного» парктроника с посредственно развитым глазомером.
Внешние камеры – тоже отличные помощники, которые пригодятся как сзади, так и спереди. Здорово, если у вас есть «круговой обзор», но он сейчас встречается только на очень дорогих машинах. И даже имея полный набор датчиков и камер, не стоит отказываться от тренировки глазомера – он вам пригодится!
На автодроме, пошаговая инструкция
Порядок выполнения по новому регламенту и для этого использует зеркала справа (слева):
- Правильно подобрать ориентиры чтобы вписаться в парковочное место, а если их нет, то ориентироваться по бордюрам.
- Выдерживать боковой интервал 0.5 метра (он не поменялся).
- Проехать вперед до тех пор, пока в зеркало заднего вида не будет видна задняя граница парковки ближняя к дороге. Идеально, когда задний бампер находится возле ближней границы парковки.
- Включаем заднюю передачу, указатель правого поворота, выворачиваем руль вправо на один оборот (при расположении парковки справа от автомобиля) и начинаем движение.
- Двигайтесь до тех пор, пока в левом зеркале заднего вида не появится дальний угол парковки.
- Остановите машину и выверните колеса в положение прямо провернув его на один оборот влево.
- Плавно продолжайте движение назад до тех пор, пока левое заднее колесо (конус авто или задняя левая ручка) не поравняются с задней границей парковки расположенной возле дороги.
- Остановитесь.
- Выверните рулевое колесо до упора влево и начните плавное движение назад.
- Остановитесь, когда поравняетесь передом машины с левой и правой границами парковки.
- Выверните руль на полтора оборота вправо.
- При необходимости переместите авто немного вперед.
- Поставьте автомобиль на ручной тормоз или в положение «Паркинг», если коробка-автомат.
- Упражнение закончено.
Новые правила параллельной парковки в 2021 году
Теперь согласно новому регламенту 2021 года, сдать экзамен на водительские права стало немного сложнее.
Теперь:
- Парковка уменьшилась в размерах на 50 см — стала уже. Длина — 7.5 метра, ширина — 2.5 метра.
- Убрали фишки. Теперь границами упражнения считаются границы парковочного места куда необходимо припарковать машину.
- Техника выполнения упражнения не поменялась.
- Убрали ориентиры и теперь не понятно, сколько заезжать в глубину. Т.е., если раньше, чтобы попасть в парковку, мы задним колесом наезжали на контрольную линии и выворачивали колесо влево (или вправо) , то сейчас никаких ориентиров нет, а есть просто нарисованное парковочное место, что усложняет выполнение упражнения.
- Упражнение максимально адаптировали к городским условиям.
Парковка
Постановка автомобиля на стоянку в зависимости от дорожной обстановки, а так же наличия других участников дорожного движения — это, другими словами, и есть парковка автомобиля.
Во-первых, во время движения задним ходом в узком пространстве автомобиль более маневренный, чем при движении «передом». Во-вторых, выезжать с места стоянки передним ходом удобнее, потому что лучше контролируется дорожная обстановка.
Динамические габариты автомобиля
Автомобиль поворачивается относительно точки, лежащей на продолжении задней оси. Радиус поворота автомобиля регулируется поворотом передних колес. Соответственно, чем колеса повернуты больше, тем меньше радиус поворота. Но не стоит забывать про выступающие части автомобиля – это передние и задние крылья. Поэтому, когда машина поворачивает, она как будто становится шире. Это явление принято называть изменением габаритной ширины, а само изменение размера — динамическими габаритами автомобиля. При поворотах и, особенно во время парковки, нужно обязательно учитывать эту особенность. Вообще, эту особенность можно отнести к физике движения автомобиля, но здесь главное понять, как автомобиль поворачивает.
Есть одно правило, о котором многие водители постоянно забывают или его игнорируют. Звучит оно так: всегда нужно с уважением относиться к другим участникам дорожного движения. Применительно к парковке автомобиля это правило выглядит примерно так:
Параллельная парковка задним ходом.
Полное название этого маневра звучит так: постановка автомобиля на стоянку задним ходом между двух автомобилей, припаркованных параллельно тротуару. Прежде чем приступить к такому маневру, следует оценить реальное расстояние между автомобилями. Если оно меньше, чем 1,5 длины вашего автомобиля, то лучше не пытаться втиснуться между ними, а поискать другое место. Если это расстояние больше, чем 1,5 длины вашего автомобиля, то можно приступить к парковке.
Схема движения будет следующей.
- Движемся прямо вдоль дороги и останавливаемся рядом с автомобилем, перед которым хотим припарковаться. Остановиться нужно так, чтобы задние колеса вашего автомобиля проехали линию заднего бампера стоящей у тротуара машины. Можно сразу остановить задние колеса на этой линии, но тогда трудно будет повернуть руль на стоящем автомобиле. Ориентироваться можно по задней стойке или спинке заднего сиденья. Расстояние между машинами должно быть примерно около 1 метра.
- Начинаем движение назад на минимальной скорости. Удобнее всего сесть полу боком назад. Как только ваши задние колеса поравняются с линией заднего бампера «соседа» (можно ориентироваться по спинке заднего сиденья вашей машины), быстро поворачиваем руль вправо и продолжаем медленное движение. Одновременно придется еще следить за дорогой, так как левое крыло сейчас будет сильно выступать на проезжую часть.
- Когда автомобиль займет положение примерно 40-45 градусов к тротуару (чем длиннее ваш автомобиль, тем угол должен быть меньше), лучше всего остановиться и выровнять колеса в положение «прямо». Определить такой угол можно по двум ориентирам: а). правая средняя стойка вашего автомобиля будет располагаться примерно напротив левого заднего угла стоящего впереди автомобиля; б). в левое боковое зеркало можно увидеть целиком бампер стоящего сзади автомобиля. После этого продолжаем движение назад на прямых колесах.
- Когда ваш передний правый угол пересечет линию заднего бампера впередистоящего автомобиля (на схеме это пунктирная линия), останавливаемся и поворачиваем колеса до упора влево.
- Удерживаем повернутыми колеса и продолжаем движение задним ходом до тех пор, пока машина не расположится параллельно тротуару. Следим за автомобилем, который находится сзади, чтобы случайно не задеть его. Выравниваем колеса
- Парковка завершена. Можно будет немного подать вперед или назад, чтобы у автомобиля, который остался сзади, было место для выезда. Но приближаться вплотную к впереди стоящей машине нежелательно, нужно оставить себе место для выезда.
Парковка под углом к дороге.
Выполняется по ходу прямолинейного движения. Очень часто место стоянки разграничено соответствующей разметкой. Для выполнения этого маневра нужно держать интервал со стоящими у тротуара автомобилями примерно 1,5м.
- Замедляем движение. Когда ветровое стекло вашего автомобиля поравняется с левым задним углом машины, за которой хотим припарковаться, быстро поворачиваем руль вправо.
- Медленно въезжаем на место парковки. Выравниваем колеса так, чтобы оказаться посередине автомобилей или разметки.
- Продолжаем в движении выравнивать колеса и двигаемся вперед, пока правое колесо не упрется в бордюр. Если бордюр очень высокий, тогда останавливаемся не доезжая до него.
Перпендикулярная парковка задним ходом.
Есть два варианта выполнения этого маневра.
Первый вариант чаще всего используется на парковочных площадках, имеющих достаточно свободного места, и выполняется следующим образом:
- Двигаемся вдоль дороги, слева от припаркованных машин, которые стоят перпендикулярно, предположим, тротуару или в одном ряду парковочной площадки. Замедляем движение. Видим автомобиль, за которым есть свободное место.
- Когда передние колеса вашего автомобиля поравняются с правым краем стоящего автомобиля, за которым хотим припарковаться, поворачиваем руль влево до упора и выдвигаемся по дуге, пока машина не займет перпендикулярное положение относительно парковочного ряда. Выравниваем колеса и останавливаемся.
- Задним ходом на минимальной скорости сдаем назад. Контролируем движение по зеркалам, или сидя полу боком и смотря в заднее стекло автомобиля. Въехать на место парковки нужно так, чтобы расположиться посередине между двух других машин или в пределах разметки.
- Парковка завершена.
Как вариант, чтобы запарковать автомобиль задним ходом, можно повернуть не совсем перпендикулярно, ведь часто места бывает недостаточно, а проехать по траектории, обозначенной зеленой пунктирной линией.
Другой вариант больше известен как заезд в гараж. Или парковка задним ходом между автомобилями. Выполняется этот маневр следующим образом.
- Для начала проезжаем прямо по движению за автомобили, между которыми будем парковаться с интервалом до них 1,5-2 метра. Остановиться нужно так, чтобы задний бампер вашего автомобиля поравнялся с дальним, по направлению движения, краем стоящего автомобиля.
- Начинаем медленное движение задним ходом и поворачиваем передние колеса в право до упора. Автомобиль «пошел» по малому кругу. Смотрим в правое зеркало.
- Когда между правым боком вашего автомобиля и левым передним углом стоящего уменьшится примерно до 10-20см, выравниваем колеса, поворачиваемся полу боком назад и продолжаем медленное движение, пока ваша правая задняя стойка (спинка заднего сиденья) не поравняется с левым передним углом стоящего автомобиля.
- В этот момент снова поворачиваем колеса вправо до упора, въезжаем на парковочное место и выравниваем колеса так, чтобы расположиться посередине между стоящими машинами.
Когда парковочное место ограничено, заехать с первого захода, скорее всего, будет невозможно. Тогда придется выехать немного вперед и повторить заезд. А может быть и так, что парковаться придется в несколько приемов. При этом необходимо учитывать, что на стоянке будут открываться двери, как у вашего автомобиля, так и у соседей. Поэтому стояночный интервал между машинами желательно оставлять достаточным.
Упражнения «Заезд в гараж задним ходом» и «Параллельная парковка» придется сдавать на экзаменах в ГИБДД. Но на экзаменационной площадке, как правило, свободного места больше, чем на реальной парковке.
Заезд в бокс на экзамене может выполняться как первым, так и вторым вариантом. Первый вариант немного проще, тем более, что на экзаменационной площадке места достаточно для маневра. Если сдавать экзамен придется по второму варианту, то лучше сначала выполнить задним ходом поворот под прямым углом (повернуть колеса до упора и пройти дугу на малом радиусе) и потом заехать в «гараж» уже на прямых колесах.
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Парковка задом – плюсы и минусы
Но для начала, давайте разберемся – какие преимущества и
недостатки есть у такого метода парковки?
Начнем с минусов, так как они самые очевидные и страшные.
Само собой, это неудобство парковки. Парковка автомобиля задом – это дело,
которому нужно учиться, привыкать к габаритам автомобиля, его углу разворота и
так далее. Сюда же можно отнести опасение повредить чей-то автомобиль, ну или
свой, в конце концов.
Но есть и еще один минус, хотя он более локальный. Так как
большая доля автовладельцев паркует свой автомобиль передом, а не задом, в
условиях зимы создаются не самые благоприятные условия для автовладельцев,
которые часто прогревают свои машины. Дело в том, что в этом случае в той части
парковочного места, где обычно находится передняя часть автомобиля, нарастает
слой снега и его уровень становится выше относительно того места, где обычно
находится задняя часть авто.
То есть, в случае парковки задом на такое парковочное место
получается, что выхлопная труба автомобиля смотрит наверх. Это пагубно тем, что
в таком положении в трубе выхлопной системы автомобиля будет скапливаться
конденсат (то есть обычная вода), которая получается в результате процесса
сгорания топлива и очистки выхлопных газов.
Плюсы парковки задом – это, в основном, ваша безопасность.
Подумайте сами – как проще выехать с парковочного места, передом или задом?
Конечно же передом! В этом случае вы получаете отличный обзор и четко понимаете
ситуацию, которая происходит за пределами вашего авто.
Еще одним плюсом можно отметить развитие навыков вождения.
Научившись парковаться задом, вы, наверняка, очень скоро без проблем начнете
выполнять параллельную парковку, а эти навыки очень ценны для любого водителя.
В целом, автовладелец учится чувствовать свой автомобиль, его габариты,
понимать его поведение.
Правила пдд при парковке задом
В ПДД о движении задним ходом упоминается в пункте 8.12.
В нем говорится, что подобный маневр разрешено совершать при соблюдении двух условий:
- Маневр будет безопасен (то есть не будет опасным для прочих лиц, участвующих в движении).
- Не создаются помехи участникам движения.
Нелишней станет помощь третьего лица, которое будет корректировать движение. Это может быть как пассажир, присутствующий в машине, так и проходящий мимо гражданин или другой водитель, находящийся рядом.
Помощник сможет координировать движение транспорта, сдающего назад, и даст сигнал, что нет проезжающих машин или других помех.
Этот способ особенно подойдет для новичка. Более опытные водители могут идеально выполнить маневр и по зеркалам.
При столкновении с другими авто виновником окажется именно водитель, задевший бампером другой автомобиль.
Вероятность возникновения аварии присутствует не только во время парковки, но и в момент выезда при сдаче назад (на стоянке, возле супермаркета).
Водителю, паркующему транспорт обратным ходом, требуется:
- Немедленно остановить машину при подаче знака помощником или же звуковом сигнале другого авто. Куда более разумным будет выйти и осмотреться, потратив минуту-другую, чем потом оформлять ДТП, вызывать автосервис и решать спорные вопросы со страховой.
- При выезде нужно использовать каждое зеркало заднего вида. Поочередно прикидывайте расстояние в каждом из них.
- Если автомобиль движется между транспортом, нужно внимательно смотреть по обе стороны. Убедитесь, что за рулем соседних авто никого нет, и никто рядом не совершает тот же маневр.
- Поскольку аварийные ситуации возникают обычно во время выезда, рекомендуется изначально парковаться обратным ходом. Таким образом, даже если человек будет спешить, выезжать он уже будет прямым ходом.
При нарушении правил маневрирования могут оштрафовать по статье 12.14 КоАП. Статья предусматривает штраф до 500 рублей.
Советы по правильной парковке
Освоить теорию по парковке задним ходом — хорошо, но недостаточно. Без регулярных тренировок невозможно добиться успеха на практике. Занимайтесь как можно больше и с инструктором, и самостоятельно. Главное, соблюдайте меры безопасности и не совершайте тренировочные маневры на дорожных участках с плотным трафиком. Вместе с тем во время парковки задним ходом рекомендуем придерживаться нескольких правил:
- не спешите — даже если сзади кто-то сигналит, не торопитесь совершать маневр, в котором немуверены на 100%;
- не нервничайте — неудачные попытки парковки не должны быть поводом для расстройства, просто уделите тренировкам больше времени;
- держите ситуацию под контролем — идеальных условий не бывает, поэтому всегда бдите за обстановкой вокруг;
- следите за исправностью световых приборов — при активации режима задней скорости на автомобиле должны включаться сигнализирующие об этом фары;
- помните, что вы отвечаете за свои действия — если не получается припарковаться, не бросайте машину где попало.
Современные авто оснащаются системой кругового обзора и камерами заднего вида, которые делают парковку проще. Однако, не стоит надеяться сугубо на технику, ведь она в любой момент может выйти из строя. Каждый водитель может научиться любому из маневров, главное проявить настойчивость и прислушиваться к советам профессионалов.
Тонкости парковки в городе
Параллельная парковка в городе, да еще и задним ходом всегда сопряжена с определенными рисками.
Чтобы исключить ошибки, важно четко следовать пошаговой инструкции и следить за подсказками.
Главным секретом параллельной парковки является заход. Новички при желании припарковаться просто проезжают парковочное место и после этого сдают задним ходом. Такой подход ошибочен.
Подъезжая к месту парковки, необходимо включить правый сигнал поворота, «нырнуть» в свободное место, а после выехать из него.
Ниже показана схема парковки задним ходом между двумя автомобилями.
После заезда в «карман» необходимо продолжать движение до момента, пока правое заднее колесо не станет в один уровень с бампером впереди стоящего авто. Так удастся занять наиболее выгодную позицию для маневра.
Теперь руль выворачивается вправо и начинается движение задним ходом. В это же время контролируйте «картинку» в левом боковом зеркале.
Как только в нем будет видна крайняя к проезжей части фара стоящего сзади автомобиля, можно ставить колеса прямо.
Теперь движение производится до тех пор, пока ось заднего левого колеса не поравняется с линией, соединяющей крайние габариты переднего и заднего авто.
Теперь требуется повернуть руль в левую сторону до предела, и в правое зеркало контролировать расстояние между колесом и бордюром.
Также стоит посматривать на передний правый габарит машины на факт того, нет ли риска столкновения с другим авто.
Шаг 4 – заканчиваем движение
Вы – молодец! Вы уже находитесь в парковочном лотке и даже
не зацепили соседние машины. Осталось только доехать до
стенки/бордюра/столба/края разметки. Не стоит торопиться. Лучше пару раз выйти
из авто и оценить ситуацию, а затем доехать нужное расстояние, чем потом чесать
голову и чинить автомобиль или чью-то собственность.