Дата публикации: 2023-09-11
Любой автовладелец отлично знает, что самой дорогой частью автомобиля является его кузов. Замена деталей, восстановление, удаление ржавчины и последующая покраска – это дорого и сложно. Оцинковка кузова – это прекрасный способ защитить автомобиль от ржавчины на отдельных деталях кузова. На сегодняшний день, такой способ защиты имеется на большинстве современных автомобилей. Расскажем, действительно ли оцинкованный кузов не подвержен коррозии.
Содержание
Что такое оцинковка кузова
В автомобильной промышленности используют сталь, которая подвержена появлению ржавчины. Осадки, специальные реагенты, которыми посыпают дороги во время гололеда, пагубно воздействуют на металл. Чтобы процесс замедлить, автомобиль покрывают краской и лаком. Но при малейших царапинах, сколах «оголенные» участки ржавеют. Цинкование защищает автомобиль от появления ржавчины и предупреждает коррозию, продлевает срок службы в несколько раз. При воздействии окружающей среды окисляется и разрушается верхний слой цинка. Скорость разрушения – до 6 мкм в год в зависимости от внешних факторов. Тем самым сам металл не взаимодействует с окружающей средой. В результате кузов не подвергается коррозии длительное время. Цинковое покрытие варьируется может составлять от 2 до 16 мкм.
Что такое оцинковка кузова?
Оцинковка – это когда сталь покрывается тонким слоем цинка. Делать это можно различными способами. Одни – лучше, другие – хуже. Об этом расскажем чуть позже.
Нужно понимать, что оцинковка не гарантирует того, что кузов не будет никогда ржаветь. Этот способ только отсрочит момент появления ржавчины на стали. Когда кузов остается без краски и лака (например, в месте скола), коррозия начинает разрушать цинк, а не сталь. А значит, что ржавчина в этом месте не появится. Но это только до определенного момента, потому что когда цикл разрушается (а это обязательно произойдет), начинается разрушаться сталь и появляется ржавчина.
Как долго цинк поможет защитить покрытие кузова от ржавчины, зависит не только от толщины и качества слоя. Например, от влажности и температуры. Быстрее, коррозия происходит там, где влажно, или под слоем налипшей грязи. Это тоже стоит учитывать.
Кузов – одна из наиболее затратных статей ремонта автомобиля. Появлению ржавчины способствуют дождь, снег, повышенная влажность. Дорогостоящего ремонта помогает избежать оцинковка кузова. В зависимости от модели и типа обработки автомобили не подвергаются коррозии от 6 до 12 лет. Такую гарантию приводят производители. На некоторых оцинкованных машинах ржавчина не появляется до 30 лет. Необработанный металл подвергается ржавчине уже через 2-4 года. Процессы ускоряют погодные условия России и реагенты, которыми обрабатывают дороги от гололеда.
Благодаря обработке цинка создается протекторный слой. Он защищает не только верхнюю часть транспортного средства, но и его днище и стойки. Частичная оцинковка не дает такого эффекта, хотя многие производители используют именно такой метод для снижения затрат. Тип оцинковки обычно указывается в одном из разделов технической документации на автомобиль. Если в ПТС информации нет, можно попробовать проверить по VIN коду, который указан на двигателе.
Почему кузовной ремонт такой дорогой
То, что продолжительность жизни кузова определяет ресурс всего автомобиля, наверное, объяснять не следует. Когда мы говорим о ремонте кузова, то сразу нужно понимать несколько последовательных высокооплачиваемых видов работ: рихтовку, сварку, шпатлевку, покраску. Яркая иллюстрация – аварийные автомобили на зарубежных аукционах страховых компаний. Практически новую машину, только обмятую со всех сторон в незначительном ДТП, списывают с эксплуатации и продают за копейки, хотя все узлы и агрегаты целые.
Ремонтировать нынешний кузов гораздо дороже, чем это бывало на машинах поколений начала ХХІ ст. Дело в вышеупомянутой сложности силовой структуры. Несущие детали, изготовленные из разных материалов, из металла разной толщины или из сверхпрочных сталей, либо невозможно, либо очень трудно восстанавливать. Даже если заменять такие поврежденные элементы новыми, есть особые сложности с демонтажем. Например, одно только сверло (фреза) для отделения лонжерона из сверхпрочной стали стоит полтысячи гривен.
Очень непросто рихтовать детали из алюминия, многие из опытных мастеров даже не берутся за работу с этим металлом. К тому же именно этот материал чаще всего крепится клеем, а эта технология мало того, что доступна не всем мастерам, так еще требует дополнительных затрат.
Почему кузов нужно защищать
Самый главный враг кузова – коррозия. Именно она уничтожает металлические детали, поэтому конструкторы применяют комплекс мероприятий, чтобы обеспечить коррозионную стойкость кузова на гарантийный период. Металл цинкуют, защищают фосфатированием и другими покрытиями. Причем среди автолюбителей здесь несколько ложных стереотипов:
Полностью оцинкованный кузов в наше время – большая редкость, но на самом деле оцинковка и не обязательна. Обычно производители цинкуют только детали кузова, наиболее подверженные поражению, остальные фосфатируют или хорошо грунтуют. Даже у уважаемых производителей на бюджетных моделях не принято покрывать мастикой днище и колесные арки. При этом при некоторых условиях это очень уязвимые зоны, на которых со временем повреждаются слой краски и оцинковка (фосфатирование).
Кроме покрытия поверхности металла, на автозаводах дополнительно ищут от ржавчины сварочные швы и места, где несколько кузовных деталей накладываются друг на друга. Эти точки – потенциальные очаги коррозии, поэтому их герметизируют от воздуха и влаги специальными герметиками.
Наиболее коварная зона кузова – всяческие закрытые полости типа порогов, лонжеронов, коробов, дверей. В них часто создаются благоприятные условия для коррозии: присутствие влаги и ограниченная вентиляция. Между тем, производитель не всегда защищает их как-то особенно.
Оцинкованный кузов у автомобилей EXEED
Все автомобили EXEED имеют оцинкованный кузов, который состоит на 70% высокопрочной стали и на 8% термоформованной. С помощью гальванической обработки, используемой в производстве EXEED, первые намеки на коррозию могут появиться только после 13 лет активного использования.
Благодаря технологиям, используемых в производстве автомобилей EXEED, они обладают высокой безопасностью и точной управляемостью в поворотах. Кроссоверы и внедорожники EXEED – экономичные и динамичные за счет низкого веса.
В дилерском центре «EXEED Центр на Гагарина» вы можете ознакомиться с моделями, комплектациями и заказать тест-драйв автомобиля.
Как продлить жизнь кузова
Царапины и сколы на краске до грунта или металла следует без задержек закрашивать, удалив сначала следы коррозии. Нельзя мыть машину «контрастным душем» – горячей водой зимой и холодным летом. Хорошо сохраняет лакокрасочное покрытие защитный препарат на нем, так называемый жесткий воск (не путать с горячим воском на автомойке).
Следите за состоянием защитного покрытия днища и колесных арок. Обновляйте его после повреждений, в случае если на оголенном месте возникла коррозия, сначала тщательно уберите ее.
Если есть желание сберечь автомобиль для себя на десять и более лет, нужно задуть соответствующим препаратом все закрытые полости кузова. На машине с пробегом сначала нужно использовать антикор с ингибиторами, затем восковой препарат. Следить за чистотой отверстий для слива воды из порогов и полостей дверей.
В борьбе с коррозией, которая является первым врагом для кузова автомобиля, главное делать все вовремя. Когда на краске появились пузырьки и розочки, делать антикор уже поздно – нужно готовить деньги и искать сварщика с маляром. Поэтому, приобретя автомобиль (особенно если новый), вдумчивый автовладелец должен принять для себя определенную «коррозионную стратегию»: обрабатывать ли кузов антикорами по полной программе, чтобы обеспечить ему долгую жизнь, или ездить к первым симптомам «рыжей болезни» и затем менять машину на новую.
Раньше мы рассказывали, какие наиболее частые ошибки могут быть при ремонте кузова.
Купить детали кузова для автомобилей разных марок вы можете в нашем интернет-магазине.
Самая низкая цена за 30 дней с момента проведения акции:
Оборудование кузова
Кроме металлических панелей и силовых элементов, автомобильный кузов имеет немало мелкого оборудования, начиная от пробок в днище и порогах и заканчивая навесами дверей и замками. Пока машина свежая, эта хитрая и бесхитростная механика работает без проблем, но со временем оборудование может стать причиной головной боли водителя. В то же время, это одна из тех групп механизмов, для ремонта которых бывает трудно найти исполнителей. Поэтому важно хотя бы иногда выполнять профилактическое обслуживание следующим устройствам:
Виды и типы цинкования кузова
Обычно цинков покрывают всю поверхность или отдельные детали. Выделяют три вида обработки:
— Полная. При которой слой цинка наносится на все элементы, включая труднодоступные полости.
— Узловая. Обработка цинком осуществляется в сварных швах, местах креплений.
В производстве применяют различные типы оцинковки:
Это самый надежный метод, но в то же время наиболее сложный и затратный. Он гарантирует:
— Долговечность металла.
— Повышенную устойчивость к ударным нагрузкам.
— Небольшие повреждения кузова могут самостоятельно восстанавливаться за счет отложений цинка.
Для нанесения цинкового слоя автомобиль погружают в специальную ванну с цинком, расплавленном при температуре от 500 до 4000 градусов по Цельсию. При таком виде обработки слой цинка будет составлять 10−100 мкм. Горячую оцинковку применяют в производстве автомобилей, например, Porsche, Audi, Ford, Volvo. Porsche, Chevrolet, Škoda, Cadillac.
Гарантия на кузов такой оцинкованной машины от проявления коррозии металла – около 15 лет. Из недостатков – высокая стоимость обработки.
Более распространенный способ — гальваническая оцинковка. Она обходится экономичнее, поэтому применяется чаще. Через цинкосодержащий электролит, в который погружают кузов, пропускают электрический ток. Это позволяет нанести ровный тонкий слой цинка толщиной 2 до 15 мкм.
Преимущества гальванической обработки:
— Невысокая себестоимость при производстве.
— Гарантия от появления коррозии до 10-12 лет.
— Можно использовать для нанесения цинка на отдельные детали перед установкой.
Большинство моделей автомобилей среднего класса и категории премиум оцинкованы именно таким способом. Гальваническую оцинковку применяют на заводах BMW, Toyota, Opel, Volkswagen, Mitsubishi, Chevrolet, Nissan, некоторые модели Mazda. Гальваническая оцинковка стала использоваться на заводе УАЗ в производстве Patriot.
Автомобиль Toyota производят уже из оцинкованного металлопроката. После сборки обрабатывается дополнительно в гальванической ванне. Список некоторых марок автомобилей с гальванической оцинковкой приведен в таблице:
Холодная и цинкрометаллическая оцинковка автомобиля
Это наиболее бюджетные виды обработки. Их стали использовать не так давно. С точки зрения маркетинга такой кузов называют оцинкованным, но в качестве долговременной защиты от коррозии он не эффективен. Дело в способе обработки. При холодной оцинковке цинк добавляют в грунт. Поэтому он защищает кузов только до появления царапин и сколов.
Со временем ржавеют все автомобили. От вида обработки зависит, через какое время слой цинка перестанет защищать кузов, и окружающая среда начнет воздействовать уже на металлопрокат.
Этот способ применяется в производстве бюджетных моделей автомобилей, например, Лада Гранта или Веста. Также такой тип оцинковки применяется в моделях Hyundai и Mazda.
Как узнать, оцинкован кузов автомобиля или нет?
Вид и тип оцинковки указан в технической документации на автомобиль. Если приобретать машину на вторичном рынке, то необходимо запрашивать ПТС у предыдущего владельца. Тип оцинковки можно узнать:
— Из технической документации на автомобиль. В ПТС в разделе «Кузов» может быть указано наличие оцинковки. Некоторые производители информацию об обработке вносят в раздел «Особые отметки».
— Еще один способ — проверить транспортное средство по VIN коду (идентификационному номеру). Он состоит из 17 символов. Он указан в ПТС и на двигателе. Номера в документации и в автомобили должны совпадать. По VIN-коду можно увидеть обозначения: Z означает, что оцинковано только днище. Z Z- днище+ крылья. Z ZZ весь кузов.
— Некоторые проверяют наличие оцинковки магнитом. К металлу магнит будет притягиваться, а цинку нет.
— По марке и году выпуска автомобиля на сайтах автозаводов или у официальных дилеров можно найти информацию, какой тип оцинковки применялся.
Определить наличие цинкового слоя визуально вряд ли получится. Это можно сделать только в заводских условиях. Поэтому надежнее покупать автомобиль через автосалон.
Но специалисты всегда точно скажут, подвергался ли автомобиль кузовному ремонту.
Недорогие авто с оцинкованным кузовом
В продаже есть машины, у которых кузов оцинкован полностью. Причем, у некоторых применялся метод горячего цинкования. Список авто будет полезен потенциальному покупателю. Среди них есть и недорогие модели.
— Ford Focus и Fiesta. Про эту марку говорят, что кузов не ржавеет и через 20 лет эксплуатации. Модели, которые были выпущены до 2011 года, сейчас продают по цене около 250 тыс. рублей.
— Renault Megane. Стоимость зависит от года выпуска, пробега, состояния и многих других параметров.
— Volkswagen Golf. Про этот автомобиль неплохие отзывы. Машина подходит для российских автодорог. Поддержанное авто можно приобрести за 200-300 тысяч рублей.
— Nissan Almera. Этот автомобиль называют в числе машин с качественной оцинковкой. Цена начинается от 150 тыс. рублей.
В каких машинах цинковый кузов
По качеству цинкования в лидерах находится Audi. Обрабатывать автомобиль цинком начали с 1986 года. Внедорожник Audi Q8 оцинкован с помощью горячей обработки. Нержавеющими машинами называют Ауди А6 и А4.
Нельзя не сказать о немецком BMW X5. Хотя в производстве применяется гальваническая оцинковка. Это гарантирует, что ржавчина не появится как минимум 10 лет. Гальваническим способом обрабатывают также модели Mercedes.
Слой цинка Volvo XC90 составляет до 10 мкм. Металл обработан с двух сторон с применением горячей оцинковки.
На российский рынок оцинкованные машины поставляет Китай. Это Geely, Haval, Chery. В производстве большинства автомобилей этих марок применяют гальваническое цинкование.
В Корее используют обычно более экономичный вариант обработки — холодное цинкование. Поэтому популярные у россиян Hyundai Solaris и KIA RIO подвержены коррозии.
Сравнение кузова с оцинковкой и без
Особенности, которые есть только у оцинкованных авто-кузовов
Главным преимуществом оцинкованных авто является долговечность. Автомобиль выглядит презентабельно, пока не начинает разрушаться кузов. Но при этом важно учитывать и само качество металла. Современные автомобильные концерны в целях снижения затрат при производстве стали использовать более тонкие листы металлопроката. В таких случаях горячая оцинковка не будет надежной. Например, таким качеством металла отличаются последние американские Ford Focus.
У российских моделей ВАЗ и УАЗ оцинкованы отдельные детали кузова. На заводах чаще применяют метод холодного цинкования. Поэтому в этих автомобилях не обеспечена надежная защита от коррозии. На некоторых машинах используют частичную горячую обработку цинком. У последних Лады Веста и Лады X-RAY методом горячего цинкования обработаны навесные панели кузова. Горячее цинкование стали применять с 2014 года и на автомобилях УАЗ «Патриот». Но дешевыми новые российские автомобили с оцинкованным кузовом не назовешь. В современных Лада Веста оцинкованы все элементы кроме крыши. Но днище автомобиля и арки колес обработаны антикоррозионным составом. Новая Лада Веста с механической коробкой передач обойдется в 1,6-1,7 млн. рублей.
Облицовка
Кузовные детали, не несущие силовых нагрузок, в первую очередь формируют внешний вид машины. Это крылья, капот, облицовка дверей, крыша, бамперы. Для уменьшения массы машины их также нередко изготовляют из алюминиевых сплавов. В местах, где крепятся какие-то тяжелые или нагруженные посторонними усилиями детали, кузовные панели усиливают разного рода накладками, утолщением металла или вставками из металла особой прочности.
Типы оцинковки
Первые автомобили с оцинкованным покрытием появились во второй половине прошлого века. Затем, технологии только совершенствовались и сегодня автопроизводители предлагают своим клиентам автомобили с оцинковкой с гарантией на кузовные элементы сроком до 30 лет. Известно несколько видов оцинковки на металлические кузовные панели.
Горячая оцинковка
Самый распространенный и лучший вид цинкования. Специалисты заранее готовят кузова и опускают его в ванну с расплавом цинка, температура которого от 500 до 4000 градусов. С помощью данного способа обработки можно добиться высокой устойчивости к образованию ржавчин. Гарантия от производителя на кузов автомобиля с таким покрытием начинается от 15 лет и выше.
Даже после повреждения кузова, в месте, где образовался скол, коррозия не сможет так быстро добраться. Со временем это место затянется тонким слоем цинковых отложений (процесс самовосстановления).
Гальванический подход
Кузов купают в ванне с цинкосодержащим электролитом, где под воздействием электрического тока, цинк осаждается на поверхности металла. С помощью такого способа можно добиться равномерности покрытия. Толщина такого покрытия колеблется в пределах от 5 до 20 мкм. Производители дает гарантию на такое покрытие, сроком от 10 лет.
Практически все производители, использующие один из вышеупомянутых способов обработки, делают пометку в технических характеристиках автомобилей и дают отдельную гарантию на защиту от коррозии.
Холодная оцинковка
Этот способ не так давно получил широкое распространение среди недорогих марок. Холодное цинкование происходит путем окраски грунтами с высоким содержанием цинкового порошка (в готовом покрытии этот показатель достигается 89-93%). Холодное цинкование в отличии от двух других способов имеет низкую устойчивость к коррозии.
Цинкрометалл
Данный способ обработки встречается среди небольшого количества моделей. Цинковым грунтом покрывается сталь на стадии проката. В основном такое покрытие встречается у бюджетных моделей марки Kia и Renault, и цинкуют частично, например, только крылья или пороги.
Из всего сказанного можно сделать два вывода. Первый – ржавеют даже машины с оцинковкой, только с разной скоростью в зависимости от погодных условий, заботливости владельца, температуры и других моментов.
КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ
Важность такого компонента автомобиля, как его кузов, трудно отрицать. В нем размещаются пассажиры и багаж, к нему крепятся все агрегаты, все узлы и системы. Между тем у кузова есть немало «естественных врагов», которые сокращают его жизнь и выводят из строя. Так как же продлить ресурс главной детали вашего авто?
Кузов легковой машины – это та ее часть, которая вместе с силовым агрегатом претерпевает наибольшие изменения в ходе эволюции. Конструкторы уделяют ему все большее внимание, и это давно уже не просто защита водителя и пассажиров от непогоды. Сегодня конструкция кузова определяется следующими задачами (по приоритетности с точки зрения конструкторов):
Указанные функции определяют, в конце концов, и немалую себестоимость современного кузова, так как для его производства приходится использовать недешевые материалы и тщательно отработанную конструкцию.
Среди задач, которые сегодня «поручают» кузову, не случайно нет пункта о высокой ремонтопригодности, так что не удивительно, что во многих ситуациях кузова выходят «одноразовыми». Поэтому так важно беречь эту часть машины – конечно, если вы собираетесь долго ею пользоваться или выгодно продать через некоторое время.
Как устроен кузов автомобиля
Кузов условно можно поделить на две части – силовой каркас и облицовку. Первая – самая главная, ведь от нее зависит жесткость кузова, а следовательно – управляемость автомобиля и его защитные качества при ДТП, а еще долговечность всей машины в целом. Здесь уместно напомнить, что характеристики так называемой пассивной безопасности кузова производителям «диктуют» краш-тесты типа EuroNCAP.