не работают задние стеклоподъемники на рено логан — мой логан

Содержание

Что делать если стеклоподъемник не работает

Некоторые автомобили (чаще всего) имеют двусторонние переключатели стеклоподъемников. Это функция комфорта, но иногда без видимой причины эта функция комфорта перестает работать.

Это может быть связано с несколькими причинами, но все они связаны с депрограммированием работы окна. Будь то из-за падения напряжения в электрической цепи, замены батареи или просто отсоединения батареи в один прекрасный день, эта функция может перестает работать.

Но не стоит паниковать, решение проще, чем можно было бы ожидать, и займет всего несколько секунд.

Нет необходимости ни в инструменте, ни в перепрограммировании программного обеспечения , ни в более сложных процессах.

Их решение так же просто, как:

  1. Привести окно в нижнее положение.
  2. Нажать кнопку «вниз» до ее второй позиции (функция комфортного опускания) и держать ее нажатой в течение 3-5 секунд.
  3. Установить окно в верхнее положение.
  4. Нажать кнопку вверх до ее второй позиции (функция комфорта вверх) и удерживать ее в течение 3-5 секунд.

Если все прошло хорошо, то получиться наслаждаться окнами, которые поднимаются и опускаются. В случае необходимости, нужно повторить со стеклоподъемником, пока все функциональные возможности не будут восстановлены.

10 ответ от георгич 2021-02-07 23:27:30

  • Георгич
  • Я тут живу
  • Неактивен
  • Подробности

Тросовим ЕСП присутній один баг — вони починають заїдати по мірі спрацювання, вертикальних напрямляючих ущільнювачів. Хоча казалось би повинно бути навпаки, адже між ущільнювачами і склом утворюється зазор, отже скло повинно літати зі свистом.Але в житті все навпаки, і причина тому саме ці зазори.

Отже, окрім чистки ущільнювачів пропоную звернути увагу і на зазори, тобто на можливість перекосу скла в направляючих.ЗІ. Це чисто для інфи.

13 ответ от kristal 2021-02-12 20:35:46

  • kristal
  • Я тут живу
  • Неактивен
  • Подробности

kristal, а вы так делали?

Да, только когда появился хруст при движении стекла: перепробовал все, разбирал дверные карты, смазывал солидолом, потом вытерал и графитовой смазкой из балона, вытирал на сухо и т.д. Победил только когда вытер на сухо и забрызгал ВД причем все щели (салазки с уплотнителем) по которым движется стекло и сам механизм с тросом.

Конечно это удобно делать при снятых картах, но на морозе до весны можно облегчить сбрызнуть при опущенном стекле на салазки по периметру и вниз, а также частично попасть на трос с механизмом (потом лучше все таки еще из нутри). Поэтому не советую использовать смазки типа «литол» к которым прилипает грязь, это не для этого случая.

14 ответ от yanus 2021-02-12 21:44:42

  • Yanus
  • Я тут живу
  • Неактивен
  • Подробности

так. забыл тут отписаться. значит позавчера прогревал авто, опустил стекло чуток больше половины. а потом начал им играться. так вот, когда оно подымается, рукой его (всей пятерней прилепленной к стеклу) тяните его в сторону лобовухи — сразу же стекло начинает подыматься с такой же скоростью как и левое, т.е. там дело не в мусоре, а скорее стекло при подъеме идёт в перекос. это и есть причина. а не мусор. потеплеет буду разбирать — отпишусь (если не забуду)

5 ответ от okurylyshyn 2021-02-07 12:01:45

  • OKurylyshyn
  • Координатор у Львові
  • Неактивен
  • Подробности

Нічого страшного, просто набилось піску в ущільнювачі.Я розбирав дверку, знімав скло ущільнювач. Останнього вивертаєте і добре щіткою в мильній воді вичищаєте.Також раджу зняти і добре змастити солідолом механізм склопідіймача, планку роліки.

Раніше ущільнювач змащував силіконовою змазкою, але запримітив що краще стає тільки на перший час, потім до того ж силікону краще пісок і прилипає.До речі, чим частіше їздиться з відкритим вікном, тим частіше виникають такі проблеми.За 8 років машини водійське скло знімаю кожного року, пасажирське по потребі, але десь через рік, а от задні ще ні разу, і гасають вони дуже шустро.

Важный момент

Запрещается одновременно включать в разных направлениях переключатели управления одним и тем же электростеклоподъемником на водительском блоке управления и на самой двери. Если это случится, электростеклоподъемник перестанет функционировать и, возможно, для восстановления его работоспособности придется обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

Стекло может перекоситься в проеме из-за попадания постороннего предмета в направляющую рамку стекла. Затруднить его перемещение так же могут деформация или износ направляющей стеклоподъемника. В последнем случае потребуется заменить неисправную деталь или стеклоподъемник в сборе. Такие же неисправности могут привести к неполному закрыванию стекла.

Второй вариант

Процедура, которой необходимо следовать, — это остановиться в безопасном месте и открыть дверь с поврежденным окном. Как только это будет сделано, нужно встать между дверью и салоном автомобиля.

Нужно взять окно с каждой стороны, для чего положить одну руку снаружи, а другую — внутрь, на одинаковую высоту и положение, чтобы можно было нажать и попытаться переместить его и поднять его, пока оно не закроется.

Движение должно быть медленным и плавным, крепко держа стекло в руках, не скользя. Идея заключается в том, чтобы при попытке переместить стекло в нужное положение медленно включить передачу на стеклоподъемнике, и оно начнет расти в результате давления, которое оказывается.

Демонтируем стекло

  • плоская отвёртка;
  • ключ Торкс Т20.

Перед тем, как приступить к снятию стеклоподъемника Renault Megane 2, необходимо отсоединить от него само стекло. Процесс идентичен для левой и правой передней двери:

  • Стекло должно быть опущено в нижнее положение.
  • После снятия дверной карты с Меган 2 временно подключаем АКБ для того, чтобы нажатием кнопок на блоке вывести стекло в такое положение, чтобы его крепления были доступны для удобного демонтажа.
  • С наружной и внутренней стороны стекла снимаем его уплотнители.
  • Освобождаем стекло от ползуна, отжав два фиксатора слева и справа.
  • Вынимаем стекло. Сначала вверх надо поднять его задний верхний угол.

На Рено Меган 2 вынимать стекло полностью необязательно. Можно просто отсоединить его от механизма стеклоподъемника, а затем зафиксировать в верхней части двери.

Замена кнопок стеклоподъёмника

Если не хочется возиться с пайкой контактов в блоке управления стеклоподъемниками Меган 2, то можно купить и установить новую деталь. Оригинал продаётся под артикулом RENAULT 8200107772. Но можно приобрести аналог POLCAR 6037P-72. Он практически такой же и хорошо подходит на Renault Megane 2, но в установке есть пара нюансов. О них и поговорим.

Сняв блок и вынув кнопки, приступаем к их замене. Клавиши фиксируются в посадочном месте четырьмя защёлками.

Вставить до конца неоригинальные элементы от фирмы Polcar помешает выступающий ограничитель. Его можно аккуратно отломать. После этого вставляем кнопки в рамку. Они сядут плотно без люфта.

Теперь надо подключить разъём с проводкой. Здесь на Меган 2 тоже есть нюанс. Расположение направляющих на «родной» колодке Megane 2 и ответных проточках под них на аналоговых клавишах немного не совпадает. Но это не помешает сборке, надо только приложить чуть большее усилие. Фишка встанет на место и зафиксируется язычком. Остаётся только защёлкнуть весь блок на место в дверную карту.

Внешне неоригинальные кнопки будут отличаться только оранжевой подсветкой (оригинал на Megane 2 светится бело-лунным цветом).

Запотевание стекол в автомобиле рено логан

См. Видео запотевания стекол:

Есть более простые проверенные методы борьбы с запотевание и ничего протирать тряпкой не надо. Все это применительно для ночующей на стоянке автомобилю.

Что необходимо сделать для этого:

  1. Посмотрите, чтобы внизу панели рычажок переключателя воздуха салона находился в крайнем левом положении максимально открытом воздуховоде
  2. Переключатель печки устанавливаем крайнее правое положение максимальной подачи тепла
  3. Центральные два дефлектора закрываем
  4. С боку дефлекторы открыть так, чтобы воздушный поток тепла от них шел на боковые передние окна
  5. Регулятор заслонок установить сначала правое крайнее положений по часовой стрелке, когда все тепло дует на лобовое окно. Как только просохнет, устанавливаем заслонку положение «тепло на ноги и туловище» или боковые передние окна, если они запотели
  6. Купите обязательно щетку скребок для очистки снега со льдом с машины

Сделав эти простые шаги, вы будете готовы к осени зимней эксплуатации автомобиля Логан. Теперь некоторые методы борьбы с запотеванием стекол.

Осенью или весной:

  1. Заводим двигатель.
  2. Включаем вторую скорость вентилятора подачи воздуха.
  3. Дождемся, пока из воздуховода начнет подаваться теплый воздух через радиатор печки и едем.
  4. Если потеет заднее окошко, включаем кнопку спирали обогрева.
  5. Как только салон становиться жарким переключаемся первую скорость подачи воздушного потока вентилятором, если все еще жарко тогда уменьшаем температуру воздуха, повернув, против часовой стрелки ручку, до середины поворота.

В зимнее время запотевание стекол:

  1. Заводим двигатель.
  2. Посмотрим, чтобы не было снега в щели между капотом и лобовым, если есть, при включении вентилятора этот снег попадет салон.
  3. Включим вторую или четвертую скорость вентилятора при температуре ниже двадцать градусов, нажмем кнопку обогрева заднего лобового окна и выйдем из машины, закрыв дверцу.
  4. Пока греется двигатель можно счищать щеткой или скребком снег с капота крыши машины, лобового переднего и задних боковых окошек.
  5. Когда лобовое просохнет можно включить вентилятор на вторую скорость и ехать.
  6. Далее устанавливаем заслонку в первую риску левое положение «окно ноги».
  7. Если боковые окошки запотели, то включаем подачу воздуха на передние дефлекторы. Пока не просохнут, а потом возвращаем рычаг обратно положение «лобовое».

Задние боковые окошки зимой, будут всегда беспокоить запотеванием стекол автомобиля из внутренней стороны салона, не обращайте на это внимание можно их протереть, отпустив затем, подняв стеклоподъемником или просушить, немного приоткрыв окна. Резиновые коврики отряхивайте каждый день от влаги льда грязи

Как инвестировать 1$?

Возможны ли эффективные инвестиции в комфортабельность Логана при минимальных вложениях? Не каждый автолюбитель готов ответить утвердительно, но если купить обыкновенную плавкую вставку (выглядит, как микроколодка с предохранителем) можно раз и навсегда решить проблему управления стеклоподъемниками без включенного зажигания.

Так как связь ЭСП и блока зажигания базируется на простом контактном соединении, его необходимо перенаправить:

  • Снять один из активных предохранителей.
  • Разрезать провод на плавкой вставке.
  • Закрепить колодку, перемкнув контакт с зажигания на любой стабильный плюс.

После этих нехитрых манипуляций ЭСП работают в штатном режиме, а система управления теряет зависимость от блока зажигания. Доведя инвестиции до 3–5$, можно обзавестись ручкой для съёма колодок — инструментом, в домашнем ремонте крайне необходимым. При этом отечественные производители подобных ручек ничуть не уступят брендовым IEK или EKF.

Как поднять или опустить стекло если не работает стеклоподъемник

Поломка окон в машине может быть кошмаром, независимо от того, застряли они или нет. Если они застрянут, можно попрощаться с удобством проезда через автокассы быстрого обслуживания, а если они застрянут, дождливый день может внезапно стать ухудшиться в несколько раз.

Независимо от того, есть ли электрические стеклоподъемники или окна с ручным управлением, можно понять, почему окна не будут складываться, если будут следовать некоторым простым советам. Если повезет, можно будет сразу же свернуть застрявшее окно без каких-либо специальных инструментов.

Как это работает?

Такие популярные комплектации Renault Sandero, как Аутентик, оборудованы простыми механическими стеклоподъемниками, иначе говоря, «веслами». При вращении ручки на двери по часовой стрелке и наоборот происходит подъем и опускание стекла на заданную высоту.


В основе такой конструкции на Рено Сандеро лежит механизм, лежащий в полости дверей, закрытый дверной картой. Он представляет из себя металлическую конструкцию, состоящую из направляющей, и ролика, жестко связанного с ручкой.

Когда ручка приводится в действие, ролик, плотно прилегающий к направляющей, начинает по ней «катиться», заставляя ее перемещаться относительно себя. Сверху и снизу установлены специальные ограничители, которые не позволяют превысить мертвые точки хода стекла.

Электрический стеклоподъемник отличается от обычного лишь тем, что ролик вращается не напрямую с помощью ручки, а при помощи электрического моторчика, установленного в конструкцию. Управление происходит за счет кнопки, которая, как правило, устанавливается либо непосредственно на дверные карты, либо в центральной консоли, в зависимости от конструкции автомобиля и желания водителя.

Клуб автолюбителей рено логан

Подается ли питание на стелкоподъемник в момент нажатия кнопки? Вверх-вниз это ведь переполюсовка мотора ЭСП, так и искать.

tolsty » 13 дек 2021, 17:55

Зфгд_ШШ » 13 дек 2021, 17:59

tolsty » 13 дек 2021, 18:04

Зфгд_ШШ » 13 дек 2021, 18:08

Вставьте фанерку, напишите на ней «стекло», вставьте в проем А по поводу -20 вряд ли стоит беспокоится — даже со стеклом в машине будет температура такая же, как на улице.

САШИК » 13 дек 2021, 22:44

Foenstein » 14 дек 2021, 00:00

схему здесь на форуме скачал, вроде в копилке было, точно не помню.

схема 130- переключатель стеклоподъемника задней правой двери схема 131- переключатель стеклоподъемника задней левой двери

мотор стеклоподъемника задней левой двери 202 управляется напрямую с кнопки 131

На 3 -ем контакте кнопки должно быть постоянно 12В c предохранителя F13 30А (он общий на два задних стеклоподъемника)

На 2 -ом контакте масса

контакты 1,5 выходы на мотор

контакт 4 подсветка кнопки 12В с предохранителя F18 10А (на этом предохранителе еще куча всего понавешана)

Скорее все подгорел контакт кнопки, проверить можно так: в первом положении кнопки замкнуты контакты 1-3 5-2в втором замкнуты 1-5 в третьем замкнуты 1-2 5-3

аналогично задняя правая дверь

на фото видно , что на кнопке 2 ряда по 5 выводов, стало быть второй ряд соединен параллельно для коммутации со второй кнопкой

А вообще, надо менять кнопку , можно и схему сделать, если есть желание повозиться называется H-Bridge

tolsty » 14 дек 2021, 11:23

Foenstein » 14 дек 2021, 11:55

Можете уже подыскивать новую кнопку, чтобы потом просто знать где купить. Потому что если бы был обрыв какого-то провода, стекло бы не двигалось в обе стороны. А может какая-то соринка попала под лепестки контакта кнопки и оно выпало. Если повторится, пробуйте вытащить кнопку, постукивать по ней, потряхивать и одновременно нажимать много раз.

А вы носили кнопку в теплое помещение? тогда может влага попала внутрь кнопки, а потом она просто оттаяла

У меня такая же ерунда была с кнопкой вкл. кондиционера. Сначала не хотела срабатывать, после разборки панели почему-то заработала.

Коннекторам — контроль!

рено логан на дороге
Пусть Рено и неприхотлив относительно большинства структурных апгрейдов, а Гранат — прост в монтаже и управлении, некоторых «доводок» избежать не удастся. Важно не переусердствовать в стремлении к мифическому идеалу, избегая типичных ошибок в ремонте.

  • Пытаться избавиться от «дребезжания» стекол путём снятия любых элементов крепления не только бессмысленно, но и опасно.
  • Любой заменённый провод в блоке управления не должен быть меньше 1.5 мм в сечении (оптимально — 2.5).
  • Не стоит подсоединять передние ЭСП к прикуривателю. Ни к чему, кроме последующих скачков напряжения, это не приведёт.

Кроме того, обязательный пункт — проверка кнопочных коннекторов на совместимость с разъёмами. Чаще всего к Гранату потребуется перепайка с присоединением коннекторов на 4.8 мм. Купить их можно в любом автомагазине, ориентировочная стоимость — до 10$ за комплект в 5 деталей.

Если есть желание заменить стандартные кнопки Граната, дополнительно потребуется не только перепайка, но и новый разъем на 5 контактов: к нему-то и нужно прикрепить коннекторы. Альтернативного варианта нет, так как во всех иных случаях блок управления кнопками получится излишне громоздким и для его снятия придётся постоянно переключать до 10 разъёмов за раз.

При подборе гнезда главный критерий — износоустойчивость (пластиковые механизмы сразу «отпадают») и ширина крепёжных отверстий. По брендам особых различий нет: подойдут как Neutrik стоимостью 10–12$, так и бюджетные варианты, которые способны выдерживать напряжение до 250 Вт.

После припайки обычно требуется локальная проверка: попеременное переключение всех ручек и рычажков. При правильной «посадке» коннекторов в разъёмы, лампочки на предохранителях не должны беспричинно мигать. Управление ЭСП — плавное, без рывков и заеданий стекол.

Механические неисправности

Чаще всего неполадки связаны с механической частью, в основном, с износом деталей.

Встречаются следующие механические неисправности:

  1. Многие детали механизма подъема стекла изготавливаются из пластмассы: рейки, шестерни и др. Со временем они приходят в негодность. Их нужно заменить новыми деталями.
  2. Лопаются пластиковые трубки. В этом случае стекло можно опустить, но не удастся поднять. Ремонт предполагает два варианта. Можно заменить трубки из пластика на металлические. Второй вариант – взять кусок целой пластиковой трубы, придать ей нужную форму, разрезать вдоль и обжать четырьмя хомутами.
  3. Неисправно зубчатое колесо. При этом двигатель работает, а стекло не движется. Для замены колеса, необходимо снять обшивку на дверях, вынуть остатки зубчатого колеса и установить новую деталь.
  4. Часто как в механических, так и в электрических приводах, обрывается тросик. Это может произойти по причине износа или при перепаде температур в зимнее время. При обрыве трос нужно заменить новым.
  5. Могут поломаться рычаги. Ремонт стеклоподъемника в этом случае заключается в замене рычагов.
Тросики механизма подъема стекла
Тросики механизма подъема стекла

Стеклоподъемник имеет простую конструкцию и схож с другими марками автомобилей, поэтому его ремонт можно выполнить своими руками, имея схему электрической сети.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Не вскрывая дверь

Если окно не полностью погружено внутрь двери, попробуйте такой метод:

  1. Откройте дверь.
  2. Зажмите стекло между ладонями с внешней и внутренней стороны.
  3. Постепенно подтягивайте вверх до упора.

Как закрыть стекло в машине руками

Вероятность возвращения стекла в исходное положение зависит от характера неисправности подъемного механизма.

Если окно открыто совсем, сделайте следующее:

  1. Возьмите прочную бечевку или леску.
  2. Из проволоки, скрепки, шпильки согните крючок.
  3. Прочно прикрепите крюк к леске.
  4. Заправьте приспособление внутрь двери.
  5. Зацепите стекло снизу.
  6. Подтяните его наверх.

Не поднимается заднее стекло рено логан

Работу проводим при замене стекла двери. Снимаем обивку двери (см. «Снятие обивки задней двери»).

Снимаем внутренний уплотнитель стекла.

Вынимаем уплотнитель стекла из нижней направляющей стекла.

Ключом «Torx Т-30» отворачиваем два винта крепления нижней направляющей стекла.

Вынимаем нижнюю направляющую стекла через технологическое отверстие во внутренней панели двери. На автомобиле с электростеклоподъемниками…

…опускаем стекло так, чтобы саморезы крепления стекла встали напротив отверстий во внутренней панели двери.

Головкой «на 8» или ключом «Torx T-20» отворачиваем два самореза крепления стекла к ползуну стеклоподъемника. На автомобиле с ручными стеклоподъемниками надеваем ручку стеклоподъемника на ось и опускаем стекло так…

…чтобы саморезы крепления стекла расположились напротив отверстий во внутренней панели двери.

Головкой «на 8» или ключом «Torx T-20» отворачиваем два самореза крепления стекла к ползуну стеклоподъемника.

Повернув стекло, вынимаем его из двери.

На стекле установлены два держателя

Если стекло двери разбито, то очищаем полость двери от осколков. Также лучше снять уплотнитель стекла с рамки двери для лучшего удаления осколков. Пластмассовые держатели переставляем на новое стекло. Устанавливаем стекло задней двери в обратной последовательности.

О пользе креативного мышления

Когда к локальным неполадкам добавляются западающие крепёжные элементы и беспричинно мигающие лампочки предохранителей, необходимость комплексной замены ЭСП неотвратима. Очевидное решение проблемы — самостоятельная установка. Реечный Гранат — подходящий вариант.

синий рено логан
Для претворения идеи в жизнь потребуется сам комплект стеклоподъемников Гранат, гаечный ключ «десятка», ключи TORX (20 и 27) и схема монтажа. Дополнительный элемент — капля креатива: «Гранатов» в стандартном комплекте 2, а для полноценной работы кнопок в цепь нужно будет врезать 3.

Обмануть разработчиков?

рено логан вид сбоку
Худшее, чем Рено могут огорчить своих владельцев — несоответствие функций СП. Когда задние стеклоподъемники работают с передними в асинхронном режиме, постоянно подвисая, нелестные отзывы в сторону заводской комплектации срываются с языка непроизвольно.
Выход — перехитрить разработчиков. Не прибегая к ремонту, можно модифицировать Логан доводчиком стёкол, позволяющим:

  • Управлять блоком ЭСП в обход неисправностей.
  • Использовать автоматический режим блокировки окон при остановке автомобиля.
  • Синхронизировать работу задних стеклоподъемников.

Сложность подобного рода модификации — в «подгонке» модуля (визуально выглядит как небольшая коробочка с 2–4 проводами). Подключить его без помощи автомеханика проблематично, поэтому купить блок стоит самостоятельно, а установку доверить СТО.Важно учесть совместимость модуля с заводской сигнализацией Логана, подобрав блок управления со «стоп» режимом по зажиганию.

Подготавливаем комплектующие: какие выбрать?

Renault Sandero не таит неприятных сюрпризов для тех, кто решил подобрать электростеклоподъемники и комплектующие самостоятельно. Помимо инструмента, дополнительно нужно будет приобрести:

  • Два или четыре электростеклоподъемника;
  • Кнопки управления (могут идти в комплекте или приобретаться отдельно).

Начнем с первого. Конечно, многие думают о том, что оригинал для Renault Sandero будет работать намного дольше и лучше. К слову, значится он во всех каталогах под номером 850880 для водительского и 850881 для пассажирского исполнения, и теми же номерами с двойкой и тройкой на конце для 3 и 4 двери.

Среди популярных вариантов замены электростеклоподъемников— Magneti marelli 350103825000 и 350103826000 (7000 и 8000 для 3 и 4 двери), и также Van Wezel 150626(1-4).

Второй, но не менее важный момент — приобретение кнопок стеклоподъемников, с помощью которых будет производиться управление электроприводом. Они бывают как с лампочками, так и без: среди популярных вариантов лучше всего будет отдать предпочтение Valeo E30607 602227: цена такой детали невысока, а конструкция позволит без труда установить кнопки в штатные места.

Подготовить логан к смене эсп несложно:

  • Снять дверную обивку, открутив крепления ключом T20.
  • При помощи T27 снять ручки, двигаясь против часовой.
  • Убрать динамики и декоративную сетку, используя TORX по часовой.
  • Отщёлкнуть пистоны, снять обивку.
  • Ключом на 10 демонтировать штатный механизм подъёмников стекол.

По завершении приготовлений установка Гранат сводится к подсоединению предохранителя из комплекта и обязательной изоляции проводки. В среднем для смены ЭСП понадобится 10 метров кабеля, клеммы (чтобы подвести «плюс» к аккумулятору) и моток изоленты. Скотч лучше не использовать.

Порядок ремонта стеклоподъемников на автомобиле логан

Процесс замены данных элементов своими руками на автомобиле происходит в несколько этапов:

  1. Стекло автомобиля необходимо опустить в крайнее нижнее положение. Это выполняется не только для удобства снятия, но и для соблюдения правил предосторожности, так как поднятое стекло в результате проведения ремонтных работ может треснуть, разбиться и в последующем потребовать замены.
  2. Затем необходимо снять пластиковую обшивку двери (все работы аналогичны на любой двери автомобиля, как первого поколения машины, так и второй генерации). Для версии с ручным приводом дополнительно необходимо снять ручку опускания стекол. Процесс снятия ручки и остальных элементов заключается в снятии пластиковых накладок с помощью отвертки или специальных пластиковых лопаток, и постепенного отгибания обшивки двери, которая закреплена на многоразовых клипсах (все этапы проходят после демонтажа ручки двери, левой, правой).
  3. Также для версий, оборудованных аудиосистемой необходимо снять динамик аудиосистемы. Он крепится непосредственно на обшивку двери.
  4. Затем необходимо открутить 2 гайки крепления автоматического механизма (также при установке задних подъемников) или же, в случае с ручным механизмом, количество крепежей будет составлять 4 гайки.
  5. После этого с помощью ключа (шестигранника) необходимо произвести демонтаж крепления стекла (в том числе и заднего при установке подъемников сзади).
  6. Далее необходимо поднять и зафиксировать стекло в максимально поднятом положении. Это необходимо для обеспечения удобства ремонтных работ.
  7. Затем необходимо произвести снятие старого нерабочего механизма.
  8. На штатное место необходимо закрепить новый механизм через штатный проем двери.
  9. После этого закрепить новый механизм с помощью гаек. При этом проверить фиксацию.
  10. Затем надлежит опустить стекло в нижнее положение и совместить его края с фиксаторами механизма подъемника (кареткой).
  11. Далее проверить работу механизма в целом и, в случае возникновения перекосов стекла, произвести регулировку. В случае с автоматическим механизмом при возникновении проблем необходимо обратиться к инструкции по установке и изучить электрическую схему подключения механизма и ручки в частности. Данная схема показывает процесс подключения кнопок к механизму и иных автоматическим элементов. Также с помощью схемы необходимо настроить подсветку кнопок (лампочку) подъемников (при этой процедуре настройки подсветки в целом у владельца не должно возникнуть трудностей).
  12. Затем необходимо установить панель двери и заглушки механизма на штатные места в обратной последовательности.

Так как многие автолюбители после приобретения монтируют механизмы с электрическим приводом вместо штатных, во время проведения таких работ возникает ряд особенностей. Наряду со всеми процедурами, описанными выше владельцу предстоит:

  1. После выбора подходящего механизма с помощью заводского артикула, снятия обивки дверей и ручки двери необходимо проложить проводку в штатное место двери (вне зависимости от того, какая она – левая, правая, задняя или передняя, с помощью артикула можно подобрать любую деталь).
  2. Затем работающие элементы электропроводки через штатные отверстия между дверьми проложить до места установки кнопок подъемников через штатные жгуты (для версии автомобиля в первом поколении таким местом является центральная консоль и нижняя часть пластикового кожуха за ручным тормозом для задних элементов, для машин во втором поколении блок подъемников расположен на левой передней двери).
  3. После прокладывания жгутов электропроводки необходимо проверить работоспособность всей системы (свет, ручки) согласно схемы подключения, а также работоспособность блока на левой двери (для машин второго поколения) и кнопок на центральной консоли (для первого поколения).
  4. Сборка панелей дверей происходит в обратной последовательности.

Принцип работы

Почему не работают стеклоподъемники или не поднимается только правый стеклоподъемник? Чтобы точно понять, по какой причине произошла неисправность, желательно ознакомиться с принципом работы узла. Обычно такая система обладает трапециевидной конструкцией, которая позволяет осуществлять поднятие и опускание стекол посредством нажатия на выключатели.

Кроме того, каждая система оснащается специальным реле, предназначение которого заключается в контроле напряжения, поступающего на электродвигатели конструкции. В зависимости от транспортного средства, некоторые модели авто могут быть дополнены автоматическими выключателями, которые устанавливаются отдельно для каждого электродвигателя.

Простой способ поднять стекло, если отказал стеклоподъемник

Привет, автовладельцы!

Сегодня я вам расскажу о том, как можно буквально за пару минут поднять стекло, если гавкнул стеклоподъемник.

Иногда случается, что по пути куда-то отказывает стеклоподъемник. Причин может быть несколько и без сервиса их определить очень проблематично, ведь в современных машинах множество электронных узлов, в которые даже заглядывать страшно, так как можно что-то повредить и влететь на дорогой

Стеклоподъемники отказывают очень редко, чаще всего выходят из строя кнопки управления стеклоподъемниками, ведь их мы нажимаем постоянно, тем более если машина не новая, то риск поломки намного больше.

Но что делать, если стекло опустили, а обратно оно не поднимается?

В таком случае нельзя опускать стекло еще ниже, ведь поднять его без снятия обшивки вряд ли получится.

Чтобы поднять стекло придется его обхватить с двух сторон и тянуть вверх до полного подъема, но это всего лишь полдела.

Чтобы стекло не опустилось обратно нужно его чем-нибудь зафиксировать. Желательно из мягкого, но плотного материала.

Если у вас в машине завалялся блокнот, то он отлично справится с этой задачей. Нужно открыть его и несколько страниц вставить между уплотнительной резинкой и стеклом

, главное, чтобы страницы входили плотно иначе на кочках стекло может опуститься.

Сделав такую не хитрую манипуляцию, можно спокойно ехать в сервис и уже там устранять неисправность.

Спасибо за внимание!

Снимаем стеклоподъёмник

Для работы вам понадобится инструмент:

  • две отвёртки — плоская и крестовая;
  • ключи Торкс Т20 и Т30;
  • бокорезы.

После того как сняли облицовочную карту двери и стекло, приступаем к демонтажу механизма стеклоподъемника Меган 2:

  • Отвёрткой отжимаем фиксатор, удерживающий щиток.
  • Снимаем щиток.
  • Снимаем дверной замок вместе с основанием ручки, которая расположена внешней стороны двери.
  • Выкручиваем четыре болта, удерживающие стеклоподъемник Megane 2.
  • Вынимаем стеклоподъемник Рено Меган 2. Для этого в дверной панели есть технологическое отверстие.

Отремонтировав или заменив вышедшие из строя детали, соберите всё, соблюдая обратную последовательность действий.

Снятие блока

Если на Рено Меган 2 не работают стеклоподъёмники, первое что стоит проверить – их блок управления. Он находится в подлокотнике водительской двери. Устройство держится на защёлках, чтобы его снять понадобится только тонкая плоская отвёртка. Процесс демонтажа блока с кнопками на Renault Megane 2 таков:

  • Снимите с аккумуляторной батареи минусовую клемму, чтобы обесточить электросистему автомобиля.
  • Тонкий конец отвёртки просуньте между накладкой корпуса стеклоподъёмника и обшивкой дверной карты.
  • Аккуратно, чтобы не обломить защёлки, выньте корпус блока из посадочного места.
  • Отключите от него фишку с проводами.
  • Блок с клавишами выньте из пластикового основания, отжав фиксатор.

Собирается всё на место в обратном порядке.

Снятие обшивки (карта) передних дверей

Чтобы добраться до механизма стеклоподъёмника Megane 2, вам понадобится инструмент:

  • плоская и крестообразная отвёртки;
  • ключи Торкс Т20 и Т40.

Снятие обшивки водительской двери Меган 2 и пассажирской происходит по одинаковой схеме. Приступаем к демонтажу:

  • Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  • Поддеваем плоской отвёрткой и снимаем облицовочную часть в основании бокового зеркала заднего вида. В Renault Megane 2 она держится на фиксаторах.
  • Той же отвёрткой поддеваем и вынимаем заглушку, под которой скрывается винт, крепящий внутреннюю ручку привода замка.
  • Выкручиваем этот винтик и, поддев корпус ручки, вынимаем его.
  • Теперь надо отсоединить приводной трос замка. Для этого отжимаем фиксаторы его наконечника.
  • Поддеваем с обеих сторон и демонтируем облицовочную часть ручки двери.
  • Под облицовкой ручки-подлокотника скрываются два винта. Их нужно выкрутить.
  • Теперь очередь за двумя винтами, которыми обшивка дверей Megane 2 крепится снизу.
  • Выкручиваем ещё один болт на торцевой части обшивки.
  • Поддеваем плоской отвёрткой и снимаем блок с кнопками привода стеклоподъемников Рено Меган 2.
  • Отсоединяем от него фишку с проводами.
  • Откидываем вверх накладку внутренней дверной панели. Под ней расположен ещё один винтик, который надо выкрутить.
  • Приводной трос замка высвобождаем из фиксатора.
  • Отсоединяем из разъёма фишку электропроводки блокиратора замка.
  • Поддеваем отвёрткой и тянем на себя защитную решётку динамика. В Renault Megane 2 она держится на семи фиксаторах.
  • Откручиваем два болта, которыми крепится динамик.
  • Вынимаем динамик и отсоединяем от него жгут с проводами, отжав фиксатор на колодке.
  • Выкручиваем последние три болта крепления дверной карты Меган 2. Они находятся рядом с отверстием под динамик.
  • Снимаем дверную карту, приподняв её вверх. Предварительно необходимо вывести из зацепления с ней выступающие части механизма стеклоподъемника.

Установка облицовки внутренней части двери на место производится в обратной последовательности.

Составляющие системы стеклоподъемников

Что делать, если не работает правый или отказали оба ЭП? Стеклоподъемники могут сломаться, в результате чего они будут не в состоянии опустить или поднимать стекла. Возможно, ЭП заедает или клинит, но перед тем, как отремонтировать и разобрать систему своими руками, нужно разобраться в ее устройстве.

В саму систему входят такие компоненты:

  • электродвигатели;
  • выключатели, расположенные в дверях;
  • проводка;
  • стекла.

Общее устройство системы ЭП

Схема передних и задних стеклоподъемников на рено логан с 2021 года — новый logan

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаРАЗВОДКА «МАССЫ» и «МАССА» ДВИГАТЕЛЯ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года«МАССА» САЛОНА

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВА:

K4M 696 вар.1

K4M 696 вар 2
K4M 690, K4M 692 вар. 1
K4M 690, K4M 692 вар 2
K4M 690, K4M 692 вар 3
K4M 690, K4M 692 вар 4
K7J 710, K7M 710 вар. 1 
K7J 710, K7M 710 вар. 2 
K7J 710, K7M 710 вар. 3
K7J 710, K7M 710 вар. 4
K7J 710, K7M 710 вар. 5
K7M 732 вар. 1
K7M 732 вар. 2
K4M 692 вар. 1
K4M 692 вар. 2
Версия EQGNC

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года МАССОВАЯ» КЛЕММА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года СОЕДИНЕНИЕ НА «МАССУ» ДВИГАТЕЛЯ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ:

вар. 1 (К4М692, K4М696, K7М732)

вар. 2 (Logan, Sandero, K7J710, K7M710)
вар. 3 (К4М690, К4М692)
вар. 4 (К4М696, K7М732)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ЦЕПЬ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ:
вар. 1 (Sandero K7J710, K7M710, K7M732, K9K790, K9K794)
вар. 2 (K4M690, K4M692, K4M696)
вар. 3 (Logan K7J710, К7М710, К9К790, К9К794)
вар. 4 (Logan K7М732)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ЦЕПЬ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА:
вар. 1 (K4M696)
вар. 2 (K7J710, К7М710, К7М732)
вар. 3 (K4M690, K4M692)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаЦЭКБС

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаЩИТОК РЕЛЕ САЛОНА

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ЩИТОК (КОМБИНАЦИЯ) ПРИБОРОВ:
вар. 1 (ABS/ADAC)
вар. 2 (SSABS/ADAC)
вар. 3 (ABS/SADAC)
вар. 4 (SSABS/SADAC)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ В МОТОРНОМ ОТСЕКЕ:
вар. 1
вар. 2 (K4M690, K4M692, K4M696, K7J710, K7M732)
вар. 3 (K4M690, K4M692, K4M696. K7J710, K7M732)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ С ПРОТИВОУГОННЫМ УСТРОЙСТВОМ:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ДАТЧИК УРОВНЯ ТОПЛИВА И ТОПЛИВНЫЙ НАСОС:
Вариант 1
Вариант 2

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаСИСТЕМА ABS

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗЪЁМ:
Вариант 1
Вариант 2

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года АУДИОСИСТЕМА И КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года БАЗОВОЕ ОТОПЛЕНИЕ ИЛИ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года БЛИЖНИЙ СВЕТ ФАР

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ГАБАРИТНЫЕ ФОНАРИ:
Вариант 1 (Sandero)
Вариант 2 (Logan)
Вариант 3 (Logan)
Вариант 4 (Logan)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ДАЛЬНИЙ СВЕТ ФАР

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОБОГРЕВАТЕЛЬ САЛОНА

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ЗАДНИЕ ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФОНАРИ:
Вариант 1 (Sandero)
Вариант 2 (Logan)
Вариант 3 (Logan)
Вариант 4 (Logan)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ЗАДНИЕ СТЕКЛОПОДЪЁМНИКИ С ФУНКЦИЕЙ БЛОКИРОВКИ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ЗАПИРАНИЕ ОТКР. ЭЛЕМЕНТОВ КУЗОВА:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаЗВУКОВОЙ СИГНАЛ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаИНДИКАЦИЯ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаИНДИКАЦИЯ УРОВНЯ ТОПЛИВА

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаЛАМПА ОСВЕЩЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДЛЯ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаНАРУЖНЫЕ ЗЕРКАЛА ЗАДНЕГО ВИДА С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ И ЭЛЕКТРООБОГРЕВОМ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ПРИКУРИВАТЕЛЬ:
Без подсветки
С подсветкой

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ОБОГРЕВ ЗАДНЕГО СТЕКЛА:
Вариант 1 (Sandero)
Вариант 2 (Sandero)
Вариант 3 (Logan)
Вариант 4 (Logan)
Вариант 5 (Logan)
Вариант 6 (Logan)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ОСВЕЩЕНИЕ БАГАЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ:
Вариант 1 (Sandero)
Вариант 2 (Logan)
Вариант 3 (Logan)
Вариант 4 (Logan)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ПЕРЕДНИЕ И ЗАДНИЕ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ И ОМЫВАТЕЛИ:
Вариант 1 (Sandero)
Вариант 2 (Sandero)
Вариант 3 (Logan)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаПЕРЕДНИЕ СТЕКЛОПОДЪЁМНИКИ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ПЛАФОН ОСВЕЩЕНИЯ САЛОНА:
Вариант 1 (Sandero)
Вариант 2 (Sandero)
Вариант 3 (Logan)
Вариант 4 (Logan)
Вариант 5 (Logan)
Вариант 6 (Logan)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаРУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года СИГНАЛ СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ (СПИДОМЕТР):
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаСИГНАЛИЗАЦИЯ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаСИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаСИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА УРОВНЯ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаТРАНСПОНДЕР

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 годаСИДЕНЬЯ С ПОДОГРЕВОМ

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года СТОП-СИГНАЛ:
Вариант 1 (Sandero)
Вариант 2 (Sandero)
Вариант 3 (Logan)
Вариант 4 (Logan)
Вариант 5 (Logan)
Вариант 6 (Logan)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИ:
Вариант 1 (Logan)
Вариант 2 (Logan)
Вариант 3 (Sandero)

Схема передних и задних стеклоподъемников на Рено Логан с 2021 года ФОНАРИ ЗАДНЕГО ХОДА:
Вариант 1 (Sandero)
Вариант 2 (Logan)
Вариант 3 (Logan)

Функции стеклоподъемников, причины для замены или ремонта

Стеклоподъемники (вне зависимости от того, какого типа установлены – механические или электрические) в автомобиле Рено Логан предназначены для опускания или поднятия стекол машины.

Механизмы с ручным управлением по обыкновению устанавливаются на базовые комплектации Рено Логан, элементы с электрическим приводом на 2 или 4 стекла идут в «топовых» версиях автомобиля.

В большинстве случаев замена стеклоподъемника требуется в результате выхода из строя, также многие автовладельцы меняют механические подъемники на электрические для большего удобства и комфорта при управлении автомобилем. Также распространены поломки не механизма в целом, а отдельных его элементов, к которым относятся:

  • выход из строя подсветки кнопки (связан с перегоранием лампочки из-за естественного износа или же скачков напряжения внутри бортовой сети);
  • выход из строя кнопки управления стеклоподъемниками, в том числе вместе с подсветкой (также связан с естественным износом электрических элементов). В случае ремонта как и с иными деталями на Рено Логан самым простым способом выбрать нужный элемент будет поиск по заводскому артикулу (также это относится к элементам подсветки — лампочкам);
  • спадание тяги привода подъемников. Данная неисправность характерна как для механического привода, так и для автоматического.

На автомобилях первой генерации кнопки автоматических стеклоподъемников были расположены на центральной консоли для передних дверей и в задней части центрального туннеля для задних дверей, что доставляло массу неудобств при их использовании или проведении ремонта (в случае выхода из строя кнопок передних подъемников приходилось снимать центральную консоль).

На машинах второго поколения данный недостаток был устранен и блок подъемников был перенесен на привычное для автолюбителей место в выступ двери, что позволило в некоторой степени облегчить процесс проведения ремонта.

Электрические неисправности

В электрическом приводе неисправности связаны в основном с проводкой. Если не работают все стеклоподъемники, то следует проверить предохранитель, который отвечает за их работу. Если он перегорел, то его необходимо заменить. Не работает кнопка стеклоподъемника или подсветка, то возможны проблемы в проводке или перегорела лампочка подсветки.

Если с предохранителем все в порядке, то нужно проверить напряжение на электродвигателе. Чтобы до него добраться, придется снять обшивку двери. С помощью тестера необходимо проверить разъем, идущий к электродвигателю. Включаем зажигание. При нажатии на кнопку показания должны быть не ниже 9 В. Иначе, плохой контакт в кнопках привода или разрыв в проводке. Необходимо поменять проводку или зачистить контакты.

Если не получается управлять движением стекол с помощью блока управления, то нужно попробовать воспользоваться кнопками под обшивкой. Если они работают, то неисправен блок управления стеклоподъемниками, который необходимо отремонтировать.

Если не работает эклектический моторчик, то придется разбирать весь механизм. Так как он держит стекло, перед его снятием необходимо поднять стекло и зафиксировать его с помощью упора. Отсоединив моторчик, осматриваем щетки, ротор и теплопредохранитель.

Моторчик Рено Меган
Моторчик Рено Меган

Эти нескончаемые странности

Случается, даже идеальная установка системы и последующие модификации не гарантируют защиты от бытовых странностей Логана, связанных с интенсивностью его эксплуатации.

К примеру, нередки ситуации с внезапным отказом одного подъёмника при нормально работающем правом или заеданием задних при плавном режиме передних ЭСП. Худшее из возможных решений — поддаться искушению отвезти Рено в ремонт.

Во-первых, неполадки могут быть связаны с элементарным западанием одной из деталей. Это несложно проверить простым переключением питания. Если при смене контактов лампочки горят, а проблемный стеклоподъемник работает — дело не в разъёме, а в конкретной кнопке.

Во-вторых, чем больше у Логана пробег, тем выше вероятность износа внутренних держателей дверных ручек, крепёжных элементов и прочих, так или иначе соприкасающихся с системой ЭСП, механизмов. Поэтому, если сбоит левый подъёмник, слева и нужно искать причину. Чаще всего она связана с повреждениями механического характера и окажется лёгкой для самостоятельного ремонта.

Если же не покидает ощущение, что дело в электронике, в качестве диагностики можно «прозвонить» проводку и последовательно «прощёлкать» все спайки в гнезде. Иногда перебои могут быть следствием некачественных предохранителей (если стоят на 10А, лучше их заменить на 15 или 25-амперные). Управиться с демонтажем, опять-таки, можно самостоятельно: снять плоскогубцами с предварительно заизолированными ручками.

Сейчас читают:  Замена топливного насоса на Рено Логан 2
Закладка Постоянная ссылка.