Что такое мультируль и зачем он нужен в автомобиле
В большинстве современных машин можно увидеть мультируль. Он оснащен кнопками для выполнения различных функций во время движения. Переключатели размещаются рядом с ободом, позволяя пользоваться ими, не отрывая рук от руля.

По сути, основное предназначение у мультируля такое же, как и у традиционного. Однако, в отличие от последнего, он выполняет ряд задач и действий, давая возможность лучше контролировать ситуацию на дороге.

Такой руль разработан для современных машин и дополнительно оснащен подогревом. Кроме того, рулевое колесо может использоваться для выбора передаточного числа. За это отвечают отдельные кнопки, позволяющие быстро переключать передачи как вперед, так и назад.

Мультируль сегодня может иметь различную форму. У гоночного авто этот элемент более функциональный, чем у обычных машин. Дело в том, что гонщики через руль во время движения еще и связываются с механиками команды, что и обуславливает необходимость дополнительных кнопок.

За последнее время на руль переместили большое количество переключателй. Ранее они располагались на передней панели, вот только их использование постоянно отвлекало водителя, что и подтолкнуло производителя к их переносу на рулевое колесо.
Так, на руле находятся элементы управления аудиосистемой, дополненные регулировкой громкости, переключатель радиостанций, круиз-контроль, включая кнопки для настройки и изменения скорости. Также с помощью него водители могут отвечать на телефонные звонки.
Пользуясь беспроводным соединением, можно не отвлекаться, контролировать ситуацию на дороге, следить за поведением других участников дорожного движения, избегать возникновения аварийных ситуаций. Последние происходят в большинстве случаев именно из-за невнимательности водителей.
Удобство мультируля доказано неоднократно проведенными тестами. Производители размещают клавиши в местах, где до них легко дотянуться большими пальцами, при этом не нужно бросать руль или перемещать взгляд. С помощью мультируля можно избежать лишних движений, что наиболее актуально при движении на большой скорости.
Авторуль — устройство, принцип работы
Рулевое управление современного автомобиля с гидроусилителем:
Рулевая сошка (1), продольная рулевая тяга (2), рулевой механизм (3), всасывающий шланг (4), сливной шланг (5), бачок (6), правая боковая рулевая тяга (7), правый маятниковый рычаг (8), поперечная рулевая тяга (9), входной вал рулевого механизма (10), нижний карданный шарнир (11), карданный вал (12), верхний карданный шарнир (13), вал рулевой колонки (14), рулевое колесо (15), левый маятниковый рычаг (16), наконечник левой боковой тяги (17), хомут регулировочной трубки (18), левый рычаг рулевой трапеции (19), чехол шарнира (20), наконечник левой боковой тяги (21), шарнир (22), нагнетательный шланг (23), насос гидроусилителя (24).
Большинство современных автомобилей оборудуются усилителями рулевого управления — электрическими или гидравлическими. Усилитель рулевого колеса предназначен для комфортного управления транспортным средством, а также для уменьшения усилия на руле и удержания автомобиля после резкого маневра. Усилитель рулевого управления входит в базовую комплектацию практически каждого современного автомобиля.
Основой рулевого управления является рулевой механизм, который выполняет следующие функции:
- Самопроизвольно возвращает руль в нейтральное положение в условиях снятия нагрузки.
- Передает усилие рулевому приводу.
- Увеличивает усилие, приложенное к рулевому колесу.
Собственно говоря, рулевой механизм является редуктором (механической передачей), поэтому основной его параметр — передаточное число. Зависимо от вида механической передачи существуют такие типы рулевых механизмов: винтовой, червячный, реечный.
Рассмотрим принцип работы реечного рулевого механизма (именно его чаще всего и устанавливают на легковые автомобили): при вращении руля рейка перемещается влево или вправо, а во время движения рейки происходит перемещение присоединенных к ней тяг рулевого привода, которые и поворачивают управляемые колеса.
Конструктивные особенности авторулей
Реечный рулевой механизм отличается простотой конструкции, соответственно высоким КПД, а также высокой жесткостью. Однако вместе с этим этот тип рулевого механизма склонный к вибрациям и чувствительный к ударным нагрузкам от неровностей на дорогах. Из-за особенностей своей конструкции реечный рулевой механизм монтируется на автомобили с передним приводом и независимой подвеской управляемых колес.
Винтовой рулевой механизм состоит из таких конструктивных элементов: рулевая сошка, расположенная на валу сектора, винт на валу руля, гайка, перемещаемая по винту, зубчатая рейка, нарезанная на гайке, и зубчатый сектор, который соединен с рейкой. Особенность винтового механизма — соединение гайки и винта при помощи шариков, что позволяет достигнуть меньшего трения и износа пары.
Червячный рулевой механизм объединяет следующие конструктивные компоненты: глобоидный червяк (червяк с переменным диаметром), соединенный с рулевым валом, и ролик. На валу ролика за пределами корпуса рулевого механизма вмонтирован рычаг (сошка), который связан с тягами рулевого привода.
Червячный рулевой механизм менее чувствителен к ударным нагрузкам и обеспечивает лучшую маневренность автомобиля. Но стоит он недешево из-за сложности в изготовлении. Рулевое управление с подобным механизмом обладает большим числом соединений, поэтому требует систематической регулировки.
Червячный рулевой механизм используется на легковом транспорте с повышенной проходимостью и зависимой подвеской, легком грузовом транспорте и на автобусах. Ранее данный тип рулевого механизма монтировался на «отечественную » классику.
Для всех моделей руля характерны общие особенности конструкции:
- В середине рулевого колеса, в его внутренней части есть ступица, с помощью которой данное устройство крепится к рулевой колонке.
- Внешний обод — управляющая часть всего данного устройства. Водитель держится именно за него и, влияя на внешний обод, передает крутящий момент рулевой колонке, а через нее — прямо на рулевые тяги.
- Ступица и внешний обод соединены между собой с помощью спиц, которые могут выглядеть, как штыри или пластины, а по количеству их бывает четыре, три или две.
Многофункциональное рулевое колесо, универсальный дисплей мерседес w203
/ Mercedes/ mercedes-w203/ Руководство по эксплуатации/ Многофункциональное рулевое колесо, универсальный дисплей
Многофункциональное рулевое колесо, универсальный дисплей
Кнопками на многофункциональном рулевом колесе в зависимости от комплектации Вашего автомобиля может производиться вызов на универсальный дисплей нижеприведенных систем, управление ими и установка их параметров:
1 — Измеритель пробега с момента сброса и счётчик общего пробега Указатель температуры охлаждающей жидкости Цифровая индикация скорости Индикатор срока наступления планового ТО (ASSYST) Индикация уровня двигательного масла 2 — Аудиосистемы Радиоприёмник Проигрыватель компакт-дисков Кассетная дека 3 — Навигационная система 4 — Память индикации неисправностей 5 — Индивидуальная установка 6 — Путевой компьютер С момента старта С момента сброса Запас хода 7 — Телефон
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицирована требуемая система. С каждым новым нажатием кнопки индицируется следующая система.
В некоторых системах дополнительный индикации могут вызываться нажатием кнопки или .
| Индикации на универсальном дисплее, в зависимости от установки, производятся на немецком, английском, французском, итальянском или испанском языках. Переключение на другой язык — см. меню «INSTRUMENT CLUSTER» (ПРИБОРНАЯ ДОСКА) системы «Индивидуальная установка» меню установки «ТЕХТ» (ЯЗЫК ТЕКСТА). |
Независимо от установленного языка, на моделях с радиоприёмниками системы Audio 10, Аudio 10 CD или Audio 30 APS индикации аудиосистем (радиоприёмник, проигрыватель компакт-дисков, кассетная дека), а также индикации на телефоне появляются на английском языке.
1 — Универсальный дисплей 2 — Многофункциональное рулевое колесо Поверните ключ в выключателе зажигания в положение 1 или 2.
Нажмите кнопку:
3 — Следующая система 4 — Предыдущая система 5 — Следующая индикация в пределах системы 6 — Предыдущая индикация в пределах системы 7 — Увеличение громкости 8 — Уменьшения громкости 9 — Набор номера телефона, приём поступающего телефонного разговора 10 — Окончание телефонного разговора, отказ от приёма поступающего телефонного разговора 11 Звуковой сигнал на мягкой крышке
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицирована требуемая система.
С каждым новым нажатием кнопки индицируется следующая система.
В некоторых системах дополнительные индикации могут вызываться нажатием кнопки или .
Измерители пробега, индикаторы срока ТО и указатели — скорости, температуры ОЖ и уровня масла
1 — Обнуление измерителя пробега с момента сброса (см. ниже) 2 — Указатель температуры охлаждающей жидкости (см. ниже) 3 — Цифровая индикация скорости — если в системе «Индивидуальная установка» в меню «INSTRUMENT CLUSTERS» (ПРИБОРНАЯ ДОСКА), в меню установки «SELECT DISPLAY» (ВЫБОР ИНДИКАЦИИ), выбрана установка «SPEED» (СКОРОСТЬ) (см. ниже)
Индикация температуры наружного воздуха1 — если в системе «Индивидуальная установка», в меню «INSTRUMENT CLUSTERS» (ПРИБОРНАЯ ДОСКА), в меню установки «SELECT DISPLAY» (ВЫБОР ИНДИКАЦИИ), выбрана установка «OUTSIDE TEMPERATURE» (ТЕМПЕРАТУРА НАРУЖНОГО ВОЗДУХА) (см. ниже)
1) За исключением Великобритании
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится индикация измерителя пробега с момента сброса и счётчика общего пробега (1).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится требуемая индикация (2, 3, 4, 5, 1).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Аудиосистемы В зависимости от включённой аудиосистемы появляется соответствующая индикация на дисплее.
Радиоприёмник — индикация для аудиоприборов и системы COMAND
1 — Ни одна аудиосистема не включена 2 — Включён радиоприёмник 3 — Установлена полоса частот и, при необходимости, дополнительно номер ячейки памяти 4 — Название настроенной радиостанции или её частота 5 — «SP» (память) — если в системе «Индивидуальная установка», в меню «VEHICLE» (АВТОМОБИЛЬ), в меню установки «PRESS BUTTON IN AUDIO MODE» (НАЖАТИЕ КНОПКИ В РЕЖИМЕ АУДИО), выбрана установка «MEMORY» (ПАМЯТЬ), А НЕ «STATION SEARCH» (ПОИСК РАДИОСТАНЦИИ)
Включите радиоприёмник (отдельное «Руководство по эксплуатации»).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится индикация (2).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицирована требуемая радиостанция или частота.
Кнопкой или могут выбираться частота радиостанции или запомненная радиостанция. Это зависит от установки в меню установок «PRESS BUTTON» «IN AUDIO MODE» (НАЖАТИЕ КНОПКИ В РЕЖИМЕ «АУДИО») (см. «Индивидуальная установка», меню «VEHICLE» (АВТОМОБИЛЬ)
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Проигрыватель компакт-дисков — индикация для аудиоприборов
Проигрыватель компакт-дисков — индикация для системы COMAND
1 — Ни одна аудиосистема не включена 2 — Проигрыватель компакт-дисков включён 3 — У СD-чейнджера индицируется номер проигрываемого компакт-диска 4 — Номер музыкального произведения
Включите проигрыватель компакт-дисков (отдельное «Руководство по эксплуатации»).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится индикация (2).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицирован требуемый номер музыкального произведения (4).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Кассетный магнитофон — индикация для Audio 10
1 — Ни одна аудиосистема не включена 2 — Включена кассетная дека 3 — Проигрываемая сторона
Включите кассетную деку (отдельное «Руководство по эксплуатации»).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится индикация (2).
Нажмите кнопку — перематывание производится до начала следующего музыкального произведения.
Нажмите кнопку — перематывание производится до начала проигрываемого музыкального произведения.
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Навигационная система — индикация для Audio 30 APS и системы COMAND
1 — Навигационная система выключена 2 — Навигационная система включена, но сопровождение цели не производится 3 — Навигационная система включена, и активировано сопровождение цели
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицирована требуемая система.
(Навигационная система — отдельное «Руководство по эксплуатации» систем COMAND (Cockpit Management and Data System) или Audio 30 APS).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Память индикации неисправностей
1 — Неисправности отсутствуют 2 — Число неисправностей 3 — В памяти индикации неисправностей запомнены неисправности
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицирована память индикации неисправностей.
Если появится индикация (2), нажмите кнопку или . После этого производится последовательная индикация неисправностей.
(Система оповещения и сигнализация неисправностей — см. Раздел Предупредительные сигнальные и контрольные лампы, а также сообщения информационного дисплея о зарегистрированных неисправностях)
По завершении индикации всех неисправностей снова появляется индикация (2).
Если неисправности возникли во время движения, индикация (2) появляется ещё раз, когда ключ в выключателе зажигания поворачивается в положение 0 или вынимается. Повторную индикацию неисправностей на приборной доске можно вызвать нажатием кнопки сброса показаний (Раздел Приборная доска).
При поворачивании ключа в выключателе зажигания в положение 1 или 2 сбрасывается память индикации неисправностей.
Если неисправностей возникли повторно, то они снова индицируются в памяти индикации неисправностей.
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Индивидуальная установка
1 — Базовая индикация индивидуальной установки 2 — «SETTING» (УСТАНОВКИ) — в этом дополнительном меню можно вызвать требуемое меню: «INSTRUMENT CLUSTER» (ПРИБОРНАЯ ДОСКА) (см. ниже) «LIGHTING» (ОСВЕЩЕНИЕ) (см. ниже) «VEHICLE» (АВТОМОБИЛЬ) (см. ниже) «HEATER» (ОТОПЛЕНИЕ) (см. ниже) «CONVENIENCE» (КОМФОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ) (см. ниже)
Каждое меню имеет в свою очередь дополнительные подменю — меню установок. В них могут быть затем произведены соответствующие установки.
3 — Сброс дополнительного меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ), запрос на подтверждение (см. ниже)
4 — Подтверждающее сообщение
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2)
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет отмечено требуемое меню:
«INSTRUMENT CLUSTER» (ПРИБОРНАЯ ДОСКА) (см. ниже) «LIGHTING» (ОСВЕЩЕНИЕ)
«VEHICLE» (АВТОМОБИЛЬ) (см. ниже)
«HEATER» (ОТОПЛЕНИЕ) (см. ниже)
«CONVENIENCE» (КОМФОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ) (см. ниже)
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Сброс меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2):
Если Вы производите сброс меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2), то все установки опять становятся заводской установкой.
Вызовите базовую индикацию системы «Индивидуальная установка» (1) или «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2)
Кнопку сброса показаний на приборной доске (Раздел Приборная доска) нажмите и удерживайте нажатой приблизительно 3 секунды. Появляется индикация (3).
Повторно нажмите кнопку сброса показаний. Для подтверждения появляется индикация (4).
Если кнопка сброса показаний не будет нажата, то приблизительно через 5 секунд появляется базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1). В этом случае меню установок не сброшены.
| При сбросе показаний во время движения из соображений безопасности в меню «LIGHTING» (ОСВЕЩЕНИЕ) И «VEHICLE» (АВТОМОБИЛЬ) сбрасываются не все меню установок (см. ниже). |
Меню «ПРИБОРНАЯ ДОСКА»
1 — Базовая индикация индивидуальной установки 2 — «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) — дополнительное меню для выбора меню 3 — «SET TIME» (УСТАНОВКА ВРЕМЕНИ) «HOURS» (ЧАСЫ)1 4 — «SET TIME» (УСТАНОВКА ВРЕМЕНИ) «MINUTES» (МИНУТЫ) 5 — «12/24 O’CLOCK» — 12-и или 24-часовая индикация 6 — «TEMP.
INDICATOR» (ИНДИКАТОР ТЕМПЕРАТУРЫ) — установленная единица измерения индицируется на индикаторе температуры наружного воздуха на приборной доске, а на моделях с автоматизированным кондиционером воздуха с комфортным управлением также на дисплее этой системы 7 — «DISPLAY VALUES IN» (ЗНАЧЕНИЯ НА ДИСПЛЕЕ В) — установка действительна для всех индикаций на универсальном дисплее (не для спидометра)
8 — «ТЕХТ» (ЯЗЫК ТЕКСТА) — установка языка для индикации на универсальном дисплее 9 — «SELECT DISPLAY» (ВЫБОР ИНДИКАТОРА)2 — выбранный вариант «SPEED DISP.» (СКОРОСТЬ) или «OUTSIDE TEMPERATURE» (ТЕМПЕРАТУРА НАРУЖНОГО ВОЗДУХА) постоянно индицируется на универсальном дисплее. «SPEED DISP.» (СКОРОСТЬ), например, может использоваться для дополнительной индикации скорости движения в милях, если меню установок (7)
| На структурной схеме представлен пример возможной установки. |
1 Только модели без системы COMAND или без Audio 30 APS. (Система COMAND или Audio 30 APS — отдельное «Руководство по эксплуатации»). 2 За исключением Великобритании.
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2)
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет о (ПРИБОРНАЯ ДОСКА).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано требуемое меню установки (2-9).
В меню установок (3, 4) нажатием на кнопку или устанавливается время, а в меню установок (5-9) выбирается требуемая установка.
Выбранная установка отмечена.
Произведенные установки запоминаются и немедленно выполняются.
После прохождения всех меню установок снова индицируется базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Сброс меню «INSTRUMENT CLUSTER» (ПРИБОРНАЯ ДОСКА) (5-9) на заводскую установку:
Вызовите одно из меню установок (5-9).
Кнопку сброса показаний на приборной доске (Раздел Приборная доска), нажмите и удерживайте нажатой приблизительно 3 секунды. Появляется индикация (10).
Повторно нажмите кнопку сброса показаний. Для подтверждения появляется индикация (11).
Если кнопка сброса показаний не будет нажата, то приблизительно через 5 секунд индицируется дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2). В этом случае меню установок не сброшены.
Меню «ОСВЕЩЕНИЕ»
1 — Базовая индикация индивидуальной установки 2 — «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) — дополнительное меню для выбора меню 3 — «LIGHT CIRCUIT HEADLAMP MODE» (ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА ФАР) (Раздел Переключатели) 4 — «LOCATOR LIGHTING» (ОСВЕЩЕНИЕ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ)
(Раздел Переключатели) 5 — «HEADLAMPS DELAYED SWITCH-OFF» (ЗАМЕДЛЕННОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА ФАР (Раздел Переключатели) 6 — «INT. ILLUMINATION DELAYED SWITCH-OFF» (ОТКЛЮЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ОСВЕЩЕНИЯ С ВЫДЕРЖКОЙ ВРЕМЕНИ) (Раздел Стеклоподъёмники, люк крыши) 7 — Сброс меню «LIGHTING» (ОСВЕЩЕНИЕ), запрос на подтверждение (см. ниже) 8 — Подтверждающее сообщение
| На структурной схеме выше представлен пример возможной установки. |
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет о (ОСВЕЩЕНИЕ).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано требуемое меню установки (2-6).
В меню установок (3-6) установка выбирается нажатием кнопки или . Выбранная установка отмечена.
Произведенные установки запоминаются и немедленно выполняются.
После прохождения всех меню установок снова индицируется базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Сброс меню «LIGHTING» (ОСВЕЩЕНИЕ) (3-6) на заводскую установку:
Вызовите одно из меню установок (3-6).
Кнопку сброса показаний на приборной доске (Раздел Приборная доска) нажмите и удерживайте нажатой приблизительно 3 секунды. Появляется индикация (7).
Повторно нажмите кнопку сброса показаний. Для подтверждения появляется индикация (8).
Если кнопка сброса показаний не будет нажата, то приблизительно через 5 секунд индицируется дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2). В этом случае меню установок не сброшены.
| При сбросе показаний во время движения из соображений безопасности меню установки «HEADLAMP MODE» (ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА ФАР) не сбрасывается. Появляется сообщение «LIGHTING CANNOT BE COMPLETELY RESET TO FACTORY SETTINGS WHILE DRIVING» (ОСВЕЩЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ НЕ СБРОШЕНО ПОЛНОСТЬЮ НА ЗАВОДСКУЮ УСТАНОВКУ). |
Меню «АВТОМОБИЛЬ»
1 — Базовая индикация индивидуальной установки 2 — «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) — дополнительное меню для выбора меню 3 — «SPEED LIMIT (WINTER TYRES)» (ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ, ШИНЫ С ЗИМНИМ РИСУНКОМ ПРОТЕКТОРА)»1, — постоянный ограничитель скорости (Раздел Управление автомобилем и вспомогательные системы).
Возможность выбора у моделей с бензиновым двигателем: «Выкл.», «240 км/ч» до «160 км/ч» в шагах по 10 км/ч. Возможность выбора у моделей с дизельным двигателем: «Выкл.», «210 км/ч», «190 км/ч», «160 км/ч». 4 — «PRESS BUTTON IN AUDIO MODE» (НАЖАТИЕ КНОПКИ В РЕЖИМЕ AUDIO) — установка радиоприёмника «STACION SEARCH» (ПОИСК РАДИОСТАНЦИИ) — кнопкой или выбирается частота «MEMORY» (ПАМЯТЬ) — кнопкой или выбирается запомненная радиостанция 5 — «AUTOMATIC DOOR CLOCK» (АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАПИРАНИЕ ДВЕРЕЙ)
| На структурной схеме выше представлен пример возможной установки. |
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет о (АВТОМОБИЛЬ).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано требуемое меню установки (2-5).
В меню установок (3-5) требуемая установка выбирается нажатием кнопки или . Выбранная установка отмечена. Произведенные установки запоминаются и немедленно выполняются.
После прохождения всех меню установок снова индицируется базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Сброс меню «VEHICLE» (АВТОМОБИЛЬ) (3-5) на заводскую установку:
Вызовите одно из меню установок (3-5).
Кнопку сброса показаний на приборной доске нажмите и удерживайте нажатой приблизительно 3 секунды. Появляется индикация (6). Повторно нажмите кнопку сброса показаний. Для подтверждения появляется индикация (7).
Если кнопка сброса показаний не будет нажата, то приблизительно через 5 секунд индицируется дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2). В этом случае меню установок не сброшены.
| При сбросе показаний во время движения из соображений безопасности меню установки «SPEED LIMIT (WINTER TYRES)» (ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ, ШИНЫ С ЗИМНИМ РИСУНКОМ ПРОТЕКТОРА) не сбрасывается. Появляется сообщение «VEHICLE CANNOT BE COMPLETELY RESET TO FACTORY SETTINGS WHILE DRIVING!» (АВТОМОБИЛЬ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ НЕ СБРОШЕН ПОЛНОСТЬЮ НА ЗАВОДСКУЮ УСТАНОВКУ). |
Меню «Отопление»
1 — Базовая индикация индивидуальной установки 2 — «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) — дополнительное меню для выбора меню 3 — «AUXILIARY HEATING» (НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ) 4 — «AUXILIARY HEATING SWITCH-ON TIME 1 HOURS» (НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ, ВРЕМЯ ВКЛЮЧЕНИЯ 1 — ЧАСЫ)
1, 2 5 — «AUXILIARY HEATING SWITCH-ON TIME 1 MINUTS» (НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ, ВРЕМЯ ВКЛЮЧЕНИЯ 1 — МИНУТЫ) 6 — «HEATER BOOSTER» (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО)3 7 — Сброс меню «HEATER» (ОТОПЛЕНИЕ), запрос на подтверждение 8 — Подтверждающее сообщение
| На структурной схеме выше представлен пример возможной установки. |
1) Только модели с независимым отопителем 2) Появляется только в том случае, если в меню установок (3) «AUXILIARY HEATING» (НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ) выбрано «TIME» (ВРЕМЯ). 3) Только модели с дизельным двигателем.
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет о (ОТОПЛЕНИЕ).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано требуемое меню установок (2-6).
В меню установок (4, 5) нажатием на кнопку или устанавливается время, а в меню установки (3, 6) выбирается требуемая установка. Выбранная установка отмечена.
Произведенные установки запоминаются и немедленно выполняются.
После прохождения всех меню установок снова индицируется базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Сброс меню «HEATING» (ОТОПЛЕНИЕ) (3-6) на заводскую установку.
Вызовите одно из меню установок (3-6).
Кнопку сброса показаний на приборной доске (Раздел Приборная доска) нажмите и удерживайте нажатой приблизительно 3 секунды. Появляется индикация (7). Повторно нажмите кнопку сброса показаний. Для подтверждения появляется индикация (8).
Если кнопка сброса показаний не будет нажата, то приблизительно через 5 секунд индицируется дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2). В этом случае меню установок не сброшены.
Меню установки «НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ» Не включайте независимый отопитель на заправочных станциях и в закрытых помещениях без вытяжки (например, в гаражах). Установка и выбор требуемого времени включения Вызовите меню установки (3) «AUXILIARY HEATING» (НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ).
Нажатием на кнопку или отметьте, например, «TIME 1» (ВРЕМЯ 1).
Вызовите меню установки (4) «AUXILIARY HEATING» (НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ) «SWITCH-ON TIME 1 HOURS» (ВРЕМЯ ВКЛЮЧЕНИЯ 1, ЧАСЫ) и нажатием кнопки или установите требуемые часы.
Вызовите меню установки (5) «AUXILIARY HEATING» (НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ) «SWITCH-ON TIME 1 MINUTES» (ВРЕМЯ ВКЛЮЧЕНИЯ 1, МИНУТЫ) и нажатием кнопки или установите требуемые минуты.
Время включения независимого отопителя установлено и выбрано.
Выбор требуемого времени включения:
Вызовите меню установки (3) «AUXILIARY HEATING» (НЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ).
Нажатием на кнопку или отметьте требуемое меню «TIME» (ВРЕМЯ).
Время включения независимого отопителя выбрано.
| Всегда может выбираться только одно время включения (дополнительная информация — см. «Независимый отопитель», Раздел Автоматический отопитель и кондиционер воздуха. Вентиляция. Независимый отопитель). |
Меню «Комфортное управление» (модели с функцией памяти)
1 — Базовая индикация индивидуальной установки 2 — «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) — дополнительное меню для выбора меню 3 — «EASY-ENTRY FEATURE ACTIVATE» (АКТИВИРОВАТЬ СИСТЕМУ СОДЕЙСТВИЯ ПОСАДКЕ) (Раздел Облегчение посадки и высадки из автомобиля)
4 — «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) «KEY-DEPENDENT» (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛЮЧА) — если выбрана установка «ON» (ВКЛ.), все установки, произведенные в меню системы «Индивидуальная установка», могут вводиться в память в зависимости от ключа. (Функция памяти — см. Раздел Память положений сидений, рулевого колеса и наружных зеркал)
5 — «MIRROR SETTING WHEN PARKING» (РЕГУЛИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕРКАЛ ПРИ ПАРКОВКЕ) (Раздел Рулевое колесо, зеркала заднего вида) 6 — Сброс меню «CONVENIENCE» (КОМФОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ), запрос на подтверждение (см. ниже) 7 — Подтверждающее сообщение
| На структурной схеме выше представлен пример возможной установки. |
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет о (КОМФОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не будет индицировано требуемое меню установки (2-5).
В меню установок (3-5) требуемая установка выбирается нажатием кнопки или . Выбранная установка отмечена. Произведенные установки запоминаются и немедленно выполняются.
После прохождения всех меню установок снова индицируется базовая индикация системы «Индивидуальная установка» (1).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Сброс меню «CONVENIENCE» (КОМФОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ) (3-5) на заводскую установку:
Вызовите одно из меню установок (3-5).
Кнопку сброса показаний на приборной доске (Раздел Приборная доска) нажмите и удерживайте нажатой приблизительно 3 секунды. Появляется индикация (6).
Повторно нажмите кнопку сброса показаний. Для подтверждения появляется индикация (7).
Если кнопка сброса показаний не будет нажата, то приблизительно через 5 секунд индицируется дополнительное меню «SETTINGS» (УСТАНОВКИ) (2). В этом случае меню установки не сброшены.
Путевой компьютер
1 — «AFTER START» – измеритель пробега с момента запуска 2 — «AFTER RESET» — измеритель пробега с момента сброса 3 — «RANGE» (ЗАПАС ХОДА) — индикация наличия топлива в топливном баке с приблизительным указанием дистанции, которую можно пройти с имеющимся запасом топлива 4 — Пробег с момента запуска или сброса в км «AFTER START» или «AFTER RESET» 5 — Время с момента запуска или сброса «AFTER START» или «AFTER RESET» 6 — Средняя скорость с момента запуска или сброса «AFTER START» или «AFTER RESET» 7 — Средний расход топлива с момента запуска или сброса «AFTER START» или «AFTER RESET»
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится индикация (1, 2 или 3).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится индикация измерителя пробега с момента запуска «AFTER START» (1), измерителя пробега с момента сброса «AFTER RESET» (2) или индикация резерва топлива (3).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
| При повторном вызове путевого компьютера всегда появляется индикация измерителя с момента запуска «AFTER START» (1). |
Сброс измерителя пробега с момента запуска «AFTER START» (1) или измеритель пробега с момента сброса «AFTER RESET» (2) Кнопкой или вызовите соответствующую индикацию (1 или 2) и, нажав кнопку сброса показаний на приборной доске (Раздел Приборная доска), дождаться сброса показаний на «0».
| При поворачивании ключа в выключателе зажигания в положение 0 или его вынимании приблизительно через 4 часа автоматически производится сброс измерителя пробега с момента запуска «AFTER START» (1), если в течение этого времени ключ не поворачивается снова в положение 1 или 2. |
Телефон Телефонная книга — индикация для аудиоприборов
Телефонная книга — индикация для системы COMAND
1 — Телефон выключен. 2 — Ввод кода PIN (личного идентификационного кода) карточки SIM — отдельное «Руководство по эксплуатации телефона» или соответственно «Руководство по эксплуатации» системы «Linguatronic» 3 — Производится поиск соответствующей телефонной сети 4 — Телефон готов к эксплуатации.
Индицируется соответствующий провайдер сети GSM 5 — В настоящее время автомобиль вне диапазона передачи или приёма 6 — Считывается телефонная книга, запомненная на телефонной карточке или в телефоне. Продолжительность — около 30 секунд 7 — Выбранная из телефонной книги фамилия 8 — Номер выбранного абонента, начинается процесс набора номера 9 — Процесс набора номера закончен, и индицируется фамилия.
Индикация сохраняется в течение всего телефонного разговора 10 — Сила сигнала — справа на дисплее на моделях с аудиоприборами: чем выше число, тем сильнее принимаемый сигнал сети GSM Сила сигнала — слева на дисплее на моделях с системой COMAND: чем больше индицируется полос, тем сильнее принимаемый сигнал сети GSM 11 — Номер ячейки памяти 12 — Индикация продолжительности разговора
Должны быть включены телефон и аудиоприбор или система COMAND.
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится соответствующий провайдер сети GSM (4). При появлении индикации (2) сначала введите код PIN (отдельное «Руководство по эксплуатации телефона» или соответственно «Руководство по эксплуатации системы «Linguatronic»).
Нажмите кнопку или , телефонная книга «пролистывается» по алфавиту вперёд или назад. Соответствующая выбранная фамилия появляется на дисплее.
Модели с радиоприёмником Audio 10 CD или системой Comand:
Если кнопка или нажимается дольше одной секунды, то производится ускоренное «пролистывание» телефонной книги.
| Если Вы решили не звонить, нажмите кнопку . Процесс прерывается, и появляется индикация (4). |
Нажмите кнопку , если на дисплее индицируется фамилия требуемого абонента (7). Набирается номер телефона (8).
Если процесс набора номера закончен, индицируется фамилия (9). Индикация (9) сохраняется в течение всего телефонного разговора.
Нажмите кнопку , телефонный разговор заканчивается, появляется индикация (4).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Повторный вызов абонента — индикация для аудиоприборов
Повторный вызов абонента — индикация для системы COMAND
1 — Телефон готов к эксплуатации. Индицируется соответствующий провайдер сети GSM 2 — Номер или фамилия в памяти повторного вызова абонента 3 — Номер в памяти повторного вызова абонента — начат процесс набора номера 4 — Процесс набора номера закончен, и индицируется запомненная в телефонной книге фамилия абонента или же набранный номер, если фамилия абонента не запомнена.
Индикация сохраняется в течение всего телефонного разговора 5 — Сила сигнала — справа на дисплее на моделях с аудиоприборами: чем выше число, тем сильнее принимаемый сигнал сети GSM Сила сигнала — слева на дисплее на моделях с системой COMAND: чем больше индицируется полос, тем сильнее принимаемый сигнал сети GSM 6 — Номер ячейки памяти системы COMAND: запоминаются последние 10 набранных номеров.
L0, последний набранный номер, L1-L9, предыдущие набранные номера Номер ячейки памяти аудиоприборов: запоминаются последние 9 набранных номеров, LO, последний набранный номер, L1-L9, предыдущие набранные номера 7 — Индикация продолжительности разговораДолжны быть включены телефон и аудиоприбор или система COMAND.
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится соответствующий провайдер сети GSM (1).
Нажмите кнопку — активируется память повторного вызова абонента, и индицируется набранный последним номер абонента.
Нажмите кнопку или — память повторного вызова абонента «пролистывается» вперёд или назад. Соответствующий выбранный номер появляется на дисплее.
| Если Вы решили не звонить, нажмите кнопку . Процесс прерывается, и появляется индикация (1). |
Нажмите кнопку , если на дисплее (2) индицируется требуемый номер или фамилия требуемого абонента.
Набирается номер телефона (3).
Если процесс набора номера закончен, индицируется фамилия (4), если она запомнена в телефонной книге; в противном случае сохраняется индикация номера телефона. Индикация сохраняется в течение всего телефонного разговора.
Нажмите кнопку , телефонный разговор заканчивается, появляется индикация (1).
Нажатием кнопки или индицируется следующая или предыдущая система.
Поступающий вызов
1 — Вам звонят 2 — Сила сигнала — справа на дисплее на моделях с аудиоприборами: чем выше число, тем сильнее принимаемый сигнал сети GSM Сила сигнала — слева на дисплее на моделях с системой COMAND: чем больше индицируется полос, тем сильнее принимаемый сигнал сети GSM.
Телефон доложен быть включён.
Нажмите кнопку и примите вызов.
Нажмите кнопку — разговор заканчивается, появляется индикация с соответствующей телефонной сетью.
| Если Вы не хотите принять поступивший вызов, нажмите кнопку . |
Регулировка громкости Нажмите кнопку
увеличение громкости.
уменьшение громкости.
Регулироваться всегда может только громкость активированной или выбранной системы.
Таковыми являются аудиосистемы, телефон, радиослужба информирования о ситуации на дорогах, речевой вывод навигационной системы и речевой вывод системы голосового управления «Linguatronic».
| На моделях с системой COMAND произведенная регулировка громкости запоминается для каждой системы по отдельности. |
Указатель температуры охлаждающей жидкости
Поверните ключ в выключателе зажигания в положение 1 и 2;
Если не индицированы измеритель пробега с момента сброса и счётчик общего пробега, кнопку или на многофункциональном рулевом колесе нажимайте до тех пор, пока не появится индикация (см. выше).
Кнопку или нажимайте до тех пор, пока не появится индикация температуры охлаждающей жидкости.
При надлежащей заправке антифризом с антикоррозионными присадками точка кипения охлаждающей жидкости в напорной системе охлаждения достигается при температуре приблизительно 130°С.
При высоких температурах наружного воздуха и при движении в горах допускается повышение температуры охлаждающей жидкости до конца шкалы.
| Слишком высокая температура охлаждающей жидкости индицируется автоматически (см. «Система оповещения и сигнализация неисправностей», Раздел Предупредительные сигнальные и контрольные лампы, а также сообщения информационного дисплея о зарегистрированных неисправностях). |
Можно ли установить мультируль своими руками
Теоретически установить в машину можно все что нужно и не нужно. Практически мультируль просто установить, если таковой предусмотрен в данной модели автомобиля, но не стоит в базовой комплектации. В таком случае необходимо приобрести руль с кнопками от такой же модели автомобиля, демонтировать старый руль и подключить мультируль к проводке своего авто.
Некоторые автолюбители, приобретя «по случаю» красивый мультируль с кнопками, стараются приспособить его к собственному автомобилю. Никакая уважающая свой труд СТО не будет это делать. Прежде всего, это чрезвычайно опасно. Нарушать штатное рулевое управление преступно, если такая модернизация не предусмотрена заводом-изготовителем.
Установка дополнительной конструкции и кнопочных панелей на штатный руль (иногда для этого вырезают элементы накладок руля) также опасно с точки зрения безопасности. При срабатывании подушки безопасности, расположенной в руле, неизвестно в какую область лица полетят самодельные кнопки. Поэтому мой совет: забудьте про многочисленные советы в интернете по самостоятельной установке и модернизации мультируля.
Допустима установка дополнительных модулей управления на рулевое колесо типа такого.
Цена такой примочки около 1500 рублей. Она крепится на торцевой части рулевого колеса и не затрудняет срабатывание фронтальной подушки безопасности. Если в вашем автомобиле уже установлены дополнительные кнопки управления магнитолы, но они не сопряжены с внештатной магнитолой, можно установить специальный адаптер. Простой китайский адаптер стоит около 2000 рублей.
На мой взгляд, руль это, прежде всего, орган управления траекторией движения автомобиля. Все многочисленные дополнительные функции только усложняют главный процесс. Может, со временем мы сначала будем учиться управлять рулем, затем автомобилем.
Источник
Мультируль и класс автомобиля
Вполне естественно, что функциональность такого агрегата будет напрямую зависеть еще и от класса самого автомобиля. Если речь идет о недорогой, бюджетной модели, то вероятнее всего и руль будет уметь немногое, на него в лучшем случае будет вынесено управление бортовой аудиосистемой и то, скорее всего, лишь функция ее включения/ выключения. А вот регулировка звука, тембра, выбор типа носителя и остальные функции через руль будут все также недоступны.
Если перед нами оказывается автомобиль среднего класса с более богатым уровнем оснащения, то и руль становится более функциональным. Помимо управления звуком на него выносятся, например: регулировка климатической установки, администрирование базовых функций бортового компьютера, круизконтроль.
Все чаще на руль выдвигается управление мобильным телефоном, получившее название «hand free» – «свободные руки». С появлением смартфонов многие производители адаптируют бортовую мультимедийную систему к взаимодействию именно с этими мобильными устройствами, построенными на операционных системах Android, iOS или Windows 8.
И подобные решения вовсе не являются чем-то из ряда вон выходящим, ведь мобильная связь прочно вошла в жизнь каждого из нас, а значительное число приложений, устанавливаемых на смартфоны, задействуются также и для управления современным автомобилем, мало того, специально для этого разрабатываются.
Вершиной функциональности рулевого колеса можно считать аппараты, которые позволяют водителю с высокой эффективностью взаимодействовать практически со всеми системами самого сложного и технически продвинутого автомобиля.
Помимо всех ранее упоминавшихся функций на такой руль выносится:
• Ручное переключение автоматической или роботизированной коробки скоростей;
• Выбор режима работы подвески с изменяемой жесткостью и переменным клиренсом;
• Управление функциями трансмиссии у полноприводного автомобиля.
Стоимость ремонта мультируля
Сказать, что многофункциональное рулевого колесо часто выходит из строя – скорей неправда. Большая часть производителей делает кнопки мультируля надежными, и, несмотря на свое строение, они ходят десятками лет. Все же, как и любой механизм в любой момент определенные кнопки попросту могут престать работать. Причин поломки мультируля может быть много, от элементарного обрыва шлейфа, до выхода из строя самих кнопок.
Стоит понимать, чем дороже автомобиль и функциональней рулевое колесо, тем дороже обойдется ремонт или полная замена блока кнопок на руле. Чтоб понять, сколько потянет с кошелька средний ремонт мультируля, рассмотрим на примере нескольких моделей, стоимость блока кнопок и других деталей.
| Стоимость деталей на мультируль автомобиля | ||
| Наименование | Марка, модель | Цена от, руб. |
| Блок кнопок (левая и правая сторона) | Suzuki Grand Vitara 2006 | 8400 |
| Блок кнопок (левая сторона) | Mercedes-Benz W211 | 2710 |
| Блок кнопок (левая или правая сторона) | Mercedes-Benz W212 | 3388 |
| Лента руля | Suzuki Grand Vitara 2006 | 5372 |
Даже с такого небольшого списка, становится понятно, что детали для мультируля стоят не дешево, но и не столь дорого. Конечно, цена во многом зависит от модели и комплектации, но, чтоб вывести из строя кнопки, нужно постараться, хотя скорей их можно протереть, нежели поломать.
Начинающие водители зачастую боятся пользоваться подобными функциями мультируля, думая, что могут нарушить механизм управления или запрограммировать одну из систем машины. Как показывает статистика, со временем каждый водитель минимум пользуется управлением мобильной связи и настройкой громкости.
Если же стоит выбор устанавливать многофункциональное рулевое управление (мультируль) в новый автомобиль в момент покупки или нет, однозначный ответ – да! Такая функция никогда не будет лишней и принесет только дополнительный комфорт и безопасность в управлении.
Видео-обзор мультируля автомобиля:







