Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня | Пикабу

Содержание

«кама»

По-настоящему массовый складной велосипед, подходящий велосипедистам практически любого возраста (естественно, за исключением «самых маленьких»), который предназначен для городских или загородных поездок с возможностью перевозки в сложенном состоянии практически в любом виде общественного транспорта, а также непродолжительных туристических путешествий.

Этот «двухколёсник» был представлен в середине 1970-х годов, тогда же и началось его производство на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции. Причем велосипед оказался «долгожителем» – его выпуск без каких-либо существенных изменений продолжался ещё много лет даже после распада СССР.

Советская «Кама» может похвастать: стальной рамой высотой 460 мм, имеющей складной механизм с литым замком петлевого типа; завышенным рулевым узлом с литым выносом; односкоростной трансмиссией; колесами величиной 20 дюймов со стальными ободами коробчатого сечения; передним ручным (клещевой конструкции) и задним ножным тормозами.

«москва 80»

Спортивный велосипед «высшего класса», предназначенный для участия в соревнованиях мирового уровня по шоссейным гонкам, который считается одним из лучших «двухколёсников» советской эпохи.

Вообще, этот шоссер специально разрабатывался Харьковским велозаводом для спортсменов к Московским Олимпийским играм, прошедшим в 1980 году, однако из-за противников в рядах сборной принять участие в них ему так и не удалось… Работы над велосипедом под руководством Панина Г.И. начались в середине 1970-х годов на основе байка Colnago Mexico (именно на них в тот момент катала сборная СССР), однако он постоянно отклонялся «сборниками», а весной 1979 года и вовсе – перестал быть им интересен.

С того момента прекратился даже мелкосерийный выпуск данного «двухколёсника», но при этом до конца года ещё изготавливались единичные экземпляры по индивидуальным заказам тех или иных гонщиков. Всего же за это время «свет увидело» чуть более полусотни «Москва 80» для различных видов шоссейных гонок.

Этот велосипед может «похвастать»: рамой и жесткой вилкой, изготовленными из легированной стали; спортивным рулем типа «бараньи рога» из алюминия с удлиненным выносом;  многоскоростным механизмом с передним и задним переключателями параллелограммного типа; ручными тормозами клещевого строения «по кругу»; 28-дюймовыми колесами с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и однотрубными шинами; педалями из «крылатого металла».

Примечательно, что специалисты смогли добиться крайне небольшой массы «Москвы 80» – всего 8.25 кг. И столь низкие показатели были достигнуты широким применением в конструкции не только алюминия, но и титановых сплавов – из последнего выполнены шатуны, спицы, трещотка и некоторые другие детали.

«орленок» и «ласточка»

Это подростковые велосипеды («Ласточка» – для девочек с соответствующей геометрией рамы, а «Орленок» – для мальчиков), сконструированные для прогулочного катания юных райдеров в возрасте от семи лет и старше по асфальтированным или грунтовым дорогам.

Они были созданы по довоенным немецким образцам. Изначально (если быть точнее – с 1949 по 1951 год) производились на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе. Но впоследствии белорусское предприятие приступило к освоению сборки мотоциклов, отчего выпуск «Ласточки» и «Орленка» перенесли на Шяуляйский велосипедно-моторный завод, где они держались на конвейере до 1978-го без каких-либо значительных технических доработок.

Но и на этом их история не закончилась, поскольку эти велосипеды, подвергнувшись небольшой модернизации, даже «пережили» сам Советский союз – выпускались ещё несколько лет после развала некогда великой страны.

Вообще, «Ласточка» и «Орленок» отличаются друг от друга, в первую очередь, геометрией рамы: у первой модели она открытая, а у второй – закрытая. Каждый же из этих байков обладает остовом (его высота – 460 мм), передней вилкой и регулируемым рулевым узлом – выполненными из стали; односкоростной трансмиссией; ножным задним тормозом и 24-дюймовыми колесами со стальными коробчатыми ободами.

Стоит отметить, что в своё время уже «в базе» данным велосипедам полагались полноценный металлические крылья, комплект инструментов, звонок и насос. При этом «Орленок» ещё имел багажник в задней части, а «Ласточка» комплектовалась защитной сеткой с крючками на заднем колесе и щитком на цепи.

«тахион»

Спортивный велосипед профессионально-спортивного уровня, доступный в широком количестве модификаций, предназначенных для участия в шоссейных и трековых гонках (причем как в индивидуальных, так и в командных). Это – настоящая легенда советской велосипедной промышленности, мечта всех мальчишек (и не только), но доступная только «избранным».

«Тахион» был разработан Центральным конструкторским техническим бюро Харьковского велозавода в 1979 году под началом Воронцова Р.И., причем этот байк стал первым в СССР, в котором широко использовались компоненты и материалы иностранных компаний. И надо сказать, велосипед получился действительно впечатляющим, отчего его производство продолжалось до 1992 года (за это время было выпущено свыше 400 «двухколёсников»).

Данный велосипед имеет в своем активе: раму высотой
530-600 мм, выполненную из стальных труб; переднюю вилку из труб овального
сечения все из той же стали; алюминиевый подседельный штырь аэродинамической
формы; руль из «крылатого металла» с креплением на корону вилки; колеса
размерностью 28 дюймов с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и титановыми
спицами.

«украина»

Серия дорожных велосипедов, ориентированных на взрослых мужчин и предназначенных для прогулочных, туристических и деловых поездок по дорогам с различным покрытием и профилем. Одна из особенностей байка – большое количество модификаций, которые отличались друг от друга не только комплектацией, но и техническими моментами.

Вообще, формально велосипед «появился» на свет в 1926 году, когда и стартовало его массовое производство на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского. Однако конструкция байка уходила своими корнями ещё в дореволюционный период – дело в том, что предприятие в Харькове было основано на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которую еще в годы Первой мировой войны эвакуировали из Риги на Украину, а после Октябрьской революции национализировали.

Стандартный вариант этого «железного коня» обладает стальными рамой трубчатой конструкции (её высота – 560-600 мм), рулём и передней вилкой; колесами размерностью 28 дюймов с ободами коробчатого сечения из стали; односкоростной трансмиссией, а также ручным передним (с тросовым приводом) и ножным задним (барабанного типа) тормозами.

К слову, «Украина» – самый массовый советский велосипед в истории, который еще и успешно экспортировался более чем в 30 мировых стран.

«урал»

Это поистине нестареющая классика и, пожалуй, один из символов советской эпохи, являющийся дорожным велосипедом «повышенной прочности и проходимости», который спроектирован, в первую очередь, для катания взрослых мужчин. Но, несмотря на то, что такие байки обладают внушительным весом и в народе обзываются «колхозными» или даже «дедовскими», в свое время на них колесили даже дети, располагаясь под верхней трубой…

Свою историю этот «двухколесник» начал более полувека
назад – его производство запустили на Пермском машиностроительном заводе в
далеком 1965 году, после чего продолжал свою «карьеру» несколько десятилетий и
пользовался высоким спросом у советских граждан за счет простоты в обслуживании
и неприхотливости в эксплуатации.

По сути своей «Урал» – это односкоростной велосипед с рамой (её высота – 560 мм), обладающей закрытой геометрией и выполненной из стальных тонкостенны труб, паяной вилкой все из той же стали, железным рулем с литым выносом и 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения. Естественно, такое количество стали и обуславливает приличный вес байка – более 16 кг.

Кроме того, «Урал» имеет в своём «арсенале» регулируемое седло с полужестким каркасом и мягким покрытием. Некоторые модификации оснащены комбинированной системой тормозов: на переднем колесе – ручной тормоз клещевого строения, а на заднем – ножной механизм барабанного типа.

Алкоголь и сигареты

Чрезмерное употребление алкоголя в СССР было весьма распространённым явлением, несмотря на всевозможные меры, принимаемые Минздравом и общественными организациями. В связи с этим цены на крепкий алкоголь делались высокими, но проблему это не решало. Пиво практически не считалось алкогольным напитком и могло употребляться всюду, в том числе в обеденных перерывах.

В столовых пиво продавали на розлив в стеклянных кружках, по городу встречались передвижные цистерны с надписью «Пиво». Коньяк и шампанское, а также дорогое вино считались дефицитом и покупались в основном только на праздник. Существовали и всевозможные настойки, фруктовые вина невысокого качества без выдержки. Ниже приведены цены на алкогольную продукцию:

— бутылка вина (молдавское, болгарское): 2-3 р;

— бутылка вина (грузинское): 3-4 р;

— бутылка фруктового вина: 1-2 р;

— портвейн «777» — 3,4 р;

— коньяк армянский: 5-13 р;

— шампанское: 3,67 р;

— бутылка водки: 3,5 р;

— «чекушка» (0,25 литра): 1,5 р;

— кружка пива: 21 к;

— бутылка «Жигулёвского» пива: 37 к.

Курение, в отличие от алкоголизма, не пресекалось вообще и считалось нормой поведения. Чаще всего курили сигареты без фильтра или папиросы. Существовало большое количество видов сигарет, и цены на них были небольшие, многие реализовывались в мягкой бумажной упаковке.

— сигареты «Прима» (без фильтра): 14 к/пачка;- сигареты «Южные» (укороченные, без фильтра): 7 к/пачка;- папиросы «Беломор»: 22 к;- сигареты с фильтром (мягкая упаковка): 30-32 к;- сигареты с фильтром (твёрдая упаковка): от 40 к;- табак для трубки: 1 р/100 г;- спички (коробок): 1 к.

В детстве мы бредили велосипедами: «школьник», «орленок», «урал»… — достойная жизнь на пенсии — 19 ноября — 43020907964 — медиаплатформа миртесен

В детстве мы бредили велосипедами: «Школьник», «Орленок», «Урал»...

В детстве мы бредили велосипедами: «Школьник», «Орленок», «Урал». Редко кому выпадало счастье быть обладателем всех этих моделей. Трехколесный велик не в счет. Он был настолько тяжелым, что спустить его во двор с четвертого этажа я еще мог, но затащить обратно – нет.

Велосипед «Орленок» я купил с рук за четыре рубля, когда мне было одиннадцать лет. Деньги дала мама. Хранил я его в подвале около нашего сарая. «Орленок» был без крыльев, звонка, насоса и инструментов. Я на нем гонял все лето. Во дворе никого не было, поэтому я забирался и в соседние микрорайоны. Однажды я положил велосипед на асфальт и подошел к колонке, чтобы попить воды. Едва я начал пить, как за спиной раздался треск. Повернувшись я увидел как на мой велосипед наехал грузовик. Я оцепенел, а вылезший из кабины водитель посмотрел на заднее колесо и отчитал меня:

— Что же ты, малой, велосипед на тротуаре бросил?

— Я не знал, что Вы поедете по тротуару.

— Да я задом сдавал. Ладно, вот тебе червонец, купишь себе другой. Лады?

— Да, — ответил я, не понимая до конца, что происходит.

— А вообще, ты уже рослый, тебе пора на взрослом велике ездить. Давай скрутим, что может пригодиться, а раму с колесом на мусорку.

Сейчас читают:  Что такое гидрокрекинг и почему масла имеют разную основу

Водитель открутил переднее колесо, сиденье и заднюю втулку. Все остальное было безнадежно погнуто. Мы доехали до моего двора, там я спрятал останки велосипеда в подвале.
Я решил съездить в магазин и купить недостающие запчасти, чтобы собрать «Орленок». Но увы, кроме мелочей там ничего не было. Моё внимание привлек взрослый велосипед «Урал». Стоил он 56 рублей 50 копеек. И я принял решение копить на него. С этого момента я думал только об одном: где взять деньги? Червонец у меня был. Можно продать уцелевшее колесо и заднюю втулку. Сиденье никому не нужно. Раз в неделю мне дают двадцать копеек на пломбир и пятнадцать копеек на лимонад. Можно было выклянчить десять копеек в неделю на кинотеатр. Четыре копейки сдачи с покупки черного хлеба. Игрушки никому не нужны. Есть примитивная коллекция значков и марок. Больше ждать неоткуда. Правда, можно было сдавать бутылки по 12 копеек. Лучше бы молочные, они по 15 копеек, но домой мы покупаем молоко в пирамидках, а кефир брали очень редко. Правда с началом занятий в школе мне будут давать по 15 копеек на второй завтрак. Придется отказаться от сосиски в тесте и компота. Остаток каникул я провел в поисках пустых бутылок. К сожалению, с целым горлышком попадалось редко.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня | Пикабу

Я официально объявил родителям, что начал копить деньги на взрослый велосипед. Мое заявление вызвало улыбку, а мама обрадовалась, что я перестал носиться на велосипеде вне двора. Мои капиталы лежали на подоконнике. Каждый вечер я пересчитывал накопления. Но до заветной цели было далеко.Однажды, выходя из хлебного магазина, я увидел на земле 50 копеек. Я их поднял и стал ждать, не начнет ли их кто – то искать. Хозяин монетки не объявился, и я побежал домой. Моя цель приблизилась на 50 копеек! Вскоре мне удалось за полтора рубля продать останки от своего «Орленка».

С началом учебного года денежный поток в мою копилку увеличился. Помимо 15 копеек на второй завтрак, я стал получать 10 копеек на проезд в Дом Пионеров. Ходил я туда пешком, а экономию направлял в копилку. Несколько раз я помогал разгружать арбузы в магазине, который был у нас на первом этаже. Вместо натуроплаты (небольшой арбуз) я просил деньги. Мне всегда давали 50 копеек. Видимо, жалели.

У нас в доме во всех квартирах стояли титаны. Дрова для них хранились в подвале. Лифтов в доме не было, и пенсионеры просили нас занести наверх четыре вязанки дров. Тариф был единым: 20 копеек за квартиру. А однажды я заработал целых три рубля! Сосед купил «Волгу» ГАЗ -21. Тогда из магазина они приходили все в смазке. Хозяйка грела дома воду, хозяин смывал смазку, а я бегал с ведрами. К счастью, этаж был вторым. А на Новый год и день рождения мне удалось уговорить родителей подарить деньги. Так моя копилка пополнилась пятью рублями.

Прошел год. Наступили летние каникулы. До моей мечты оставалось одиннадцать рублей. По моим подсчетам, велосипед я смог бы купить в феврале. Но помог случай. Отец хотел опохмелиться, а денег не было. И он вспомнил о моей копилке. Мы с мамой вернулись из отпуска. Я пошел добавить два рубля, а подоконник был пуст. Исчезла даже медь. У меня началась истерика. Мама меня успокоила, сказав, что деньги целы, просто папа их убрал, чтобы протереть пыль с подоконника. Утром я встал и подошел к отцу:

— Пап, верни мои деньги.

— Сколько у тебя там было?- Сорок пять рублей 50 копеек.

— А велосипед сколько стоит?

— Пятьдесят шесть рублей и пятьдесят копеек.

Отец открыл ключом дверь секретера и достал оттуда две купюры: десять и пятьдесят рублей. Последнюю я видел впервые в жизни. Я наверно сильно удивил продавщицу, когда попросил выписать бумагу на оплату велосипеда. Кассир, увидев купюру в 50 рулей, спросила:

— Мальчик, может сразу машину купишь? — и кивнула на стоявший в магазине «Москвич -412».

— Нет, мне велосипед нужен, — ответил я испуганно.

Работник магазина помог мне правильно установить руль и накачать колеса. Когда во дворе я подъехал к своим приятелям на новеньком велике, все замолчали. В нашем дворе нового взрослого велосипеда не было ни у кого. Все по очереди катались на моем велосипеде, а я небрежно рассказывал, как копил на него деньги.

Через пять лет я подарил этот велосипед соседскому мальчишке из многодетной семьи. Новый владелец был несказанно рад и смотрел на него такими же глазами как и я в магазине после его покупки.

С тех пор у меня осталась привычка ходить, смотря себе под ноги. И найдя монетку, я сразу вспоминаю, как копил на велосипед «Урал»…

Источник

.

Детские велосипеды

В советское время, наверное, практически у каждого ребёнка был свой велосипед – даже несмотря на их немалую стоимость, родители стояли в немаленьких очередях, дабы порадовать своё чадо. Вообще, такой транспорт был пределом мечтаний для многих мальчишек и девчонок – тогда если у тебя имелся ве́лик, то ты считался чуть ли не королём двора, и другие ребята стремились к дружбе с тобой.

Ну а если отступить от лирики, то в СССР действительно делали велосипеды именно для детей, пусть и совсем простенькие, но для всех возрастов – и трёх-, и двухколёсные:

«школьник»

Детский велосипед, ориентированный на мальчиков и девочек в возрасте до 10-11 лет, который предназначен для прогулочной езды по дорогам с асфальтированным или твёрдым грунтовым покрытиями. Это – один из самых популярных байков для маленьких велосипедистов, из когда-либо выпускаемых в Советские времена.

Свою историю «Школьник» начал еще в 1950-х годах, а если быть точнее – в 1956 году: именно тогда стартовало его производство на мощностях Горьковского велосипедного завода.

При этом стоит отметить, что ранние модели имели разделение на «мальчишечьи» и «девчачьи» (первые отличались рамой закрытого типа, у вторых же верхняя труба размещалась на более низком уровне), однако впоследствии сделали «универсальный вариант», который успешно выпускался до 1993 года.

Сам по себе «Школьник» имеет действительно примитивную конструкцию. У него – рама высотой 445 мм, скроенная из стали, жесткая вилка из стальных труб, высокий руль с увеличенным выносом, односкоростная трансмиссия, 20-дюймовые колеса с коробчатыми стальными ободами и задний ножной тормоз барабанного типа.

При весе в 9.5 кг, велосипед уже с завода снабжался мягким седлом, полноразмерными стальными крыльями, защитой цепи и звонком.

«бабочка»

Односкоростной велосипед для ребят в возрасте от четырёх до семи лет, подходящий для неспешного катания по хорошим дорогам (как асфальтированным, так по грунтовым, но с укатанным покрытием), который выпускался на заводе в городе Узловая, что в Тульской области.

Этот байк имеет сварные раму и жесткую вилку из стали, регулируемый по высоте рулевой узел, 12-дюймовые колеса с пневматическими шинами и стальными ободами, задний ножной и передний ручной (на покрышку колеса, поршневого типа) тормозами, а также пластмассовое седло, настраиваемое по высоте.

Всем версиям «Бабочки» с завода полагались стальные крылья, звонок, щиток на цепи и задний багажник.

«дружок»

Детский велосипед со складной рамой, созданный для юных велосипедистов в возрасте от трех до пяти лет, который подходит как для обучения езде на двухколесном транспорте, так и для размеренных поездок по дорогам с хорошим покрытием.

В активе данного байка числятся: стальная рама открытого типа с замком складывания; жесткая вилка, также скроенная из стали; высокая рулевая колонка, настраиваемая по вылету; 14-дюймовые колеса со стальными ободами и шинами из сплошной резины; ручной тормоз клещевого типа на обод заднего колеса.

К слову, уже в «базе» этот велосипед оснащался металлическими крыльями, защитой цепи, багажником, звонком и поддерживающими колесиками по бокам.

Дорожные велосипеды

Наибольшей популярностью в стране Советов пользовались дорожные велосипеды – это, как правило, простые с конструктивной точки зрения байки, предназначенные для катания по городским улицам или дорогам с асфальтированным и ровным грунтовым покрытиями, причем как взрослых людей, так и подростков. Вот лишь малый перечень наиболее популярных и интересных моделей такого типа:

«урал»

Это поистине нестареющая классика и, пожалуй, один из символов советской эпохи, являющийся дорожным велосипедом «повышенной прочности и проходимости», который спроектирован, в первую очередь, для катания взрослых мужчин. Но, несмотря на то, что такие байки обладают внушительным весом и в народе обзываются «колхозными» или даже «дедовскими», в свое время на них колесили даже дети, располагаясь под верхней трубой…

Свою историю этот «двухколесник» начал более полувека
назад – его производство запустили на Пермском машиностроительном заводе в
далеком 1965 году, после чего продолжал свою «карьеру» несколько десятилетий и
пользовался высоким спросом у советских граждан за счет простоты в обслуживании
и неприхотливости в эксплуатации.

По сути своей «Урал» – это односкоростной велосипед с рамой (её высота – 560 мм), обладающей закрытой геометрией и выполненной из стальных тонкостенны труб, паяной вилкой все из той же стали, железным рулем с литым выносом и 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения. Естественно, такое количество стали и обуславливает приличный вес байка – более 16 кг.

Кроме того, «Урал» имеет в своём «арсенале» регулируемое седло с полужестким каркасом и мягким покрытием. Некоторые модификации оснащены комбинированной системой тормозов: на переднем колесе – ручной тормоз клещевого строения, а на заднем – ножной механизм барабанного типа. А ещё у всех таких велосипедов есть полноформатные стальные крылья. Поздние модели оснащались подрамной сумкой с набором инструментов и трубчатым багажником, а на некоторых имелись ещё и фара с генератором электричества, насос и подножка.

«орленок» и «ласточка»

Это подростковые велосипеды («Ласточка» – для девочек с соответствующей геометрией рамы, а «Орленок» – для мальчиков), сконструированные для прогулочного катания юных райдеров в возрасте от семи лет и старше по асфальтированным или грунтовым дорогам.

Они были созданы по довоенным немецким образцам. Изначально (если быть точнее – с 1949 по 1951 год) производились на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе. Но впоследствии белорусское предприятие приступило к освоению сборки мотоциклов, отчего выпуск «Ласточки» и «Орленка» перенесли на Шяуляйский велосипедно-моторный завод, где они держались на конвейере до 1978-го без каких-либо значительных технических доработок.

Сейчас читают:  Как слить бензин из бака — способы, принцип - Новый Logan

Но и на этом их история не закончилась, поскольку эти велосипеды, подвергнувшись небольшой модернизации, даже «пережили» сам Советский союз – выпускались ещё несколько лет после развала некогда великой страны.

Вообще, «Ласточка» и «Орленок» отличаются друг от друга, в первую очередь, геометрией рамы: у первой модели она открытая, а у второй – закрытая. Каждый же из этих байков обладает остовом (его высота – 460 мм), передней вилкой и регулируемым рулевым узлом – выполненными из стали; односкоростной трансмиссией; ножным задним тормозом и 24-дюймовыми колесами со стальными коробчатыми ободами.

Стоит отметить, что в своё время уже «в базе» данным велосипедам полагались полноценный металлические крылья, комплект инструментов, звонок и насос. При этом «Орленок» ещё имел багажник в задней части, а «Ласточка» комплектовалась защитной сеткой с крючками на заднем колесе и щитком на цепи.

«украина»

Серия дорожных велосипедов, ориентированных на взрослых мужчин и предназначенных для прогулочных, туристических и деловых поездок по дорогам с различным покрытием и профилем. Одна из особенностей байка – большое количество модификаций, которые отличались друг от друга не только комплектацией, но и техническими моментами.

Вообще, формально велосипед «появился» на свет в 1926 году, когда и стартовало его массовое производство на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского. Однако конструкция байка уходила своими корнями ещё в дореволюционный период – дело в том, что предприятие в Харькове было основано на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которую еще в годы Первой мировой войны эвакуировали из Риги на Украину, а после Октябрьской революции национализировали. А «Украина» представляла собой модель велосипеда, выпуск которого когда-то осуществлялся ещё на рижском заводе. К слову, в дальнейшем «двухколесник» постоянно модернизировался, а его производство ведется и по сей день…

Стандартный вариант этого «железного коня» обладает стальными рамой трубчатой конструкции (её высота – 560-600 мм), рулём и передней вилкой; колесами размерностью 28 дюймов с ободами коробчатого сечения из стали; односкоростной трансмиссией, а также ручным передним (с тросовым приводом) и ножным задним (барабанного типа) тормозами. При этом байк встречается как с жестким седлом, так и полужестким, имеющим жесткий верх, а «топовая» модель «щеголяет» трёхскоростной системой с параллелограммным переключателем и полностью ручными тормозами.

К слову, «Украина» – самый массовый советский велосипед в истории, который еще и успешно экспортировался более чем в 30 мировых стран.

«минск»

Это обобщённое наименование дорожных велосипедов Минского мотоциклетно-велосипедного завода, предназначенных для катания взрослых мужчин по дорогам практически с любым типом покрытия, за исключением серьёзного бездорожья. Вообще, было немало модификаций таких байков, маркированных литерой и числами, однако у всех – схожая конструкция и технические параметры.

Производство «Минска» в базовом исполнении было запущено в 1956 году на ММВЗ, а велось до 1986 года (когда «двухколёсники» и сменили название на «Аист»).

Это – односкоростной велосипед с 560-миллиметровой рамой закрытого типа, паяной из стальных труб; жесткой вилкой и регулируемым рулевым узлом, изготовленными все из той же стали; 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения, а также ножным задним тормозом. Стоит отметить, что все версии байка с завода оснащались полноценными крыльями, подпружиненным седлом и задним багажником.

«турист»

Серия дорожно-туристических велосипедов для взрослых мужчин, предназначенных для прогулочной и скоростной езды по асфальтированным дорогам на проселках с укатанным грунтом. Этот байк встречается в широком количестве вариантов исполнения, различия между которыми сводятся не только к внешности, но и к ряду технических особенностей (например, количество скоростей).

Историю «двухколёсника» можно разделить на два этапа, и первый из них начался в 1949 году – именно тогда было запущено его производство на Харьковском велосипедном заводе имени Петровского, которое продолжалось до 1961-го. После название «Турист» вывели из обихода, заменив на «Спутник», однако в 1977 году вновь вернулись к первоначальному варианту.

Базовый велосипед имеет стальные раму (закрытого типа,
высотой 560 мм) и вилку, руль дорожного или спортивного типа, односкоростную
систему, ручные тормоза клещевой конструкции «по кругу» и 28-дюймовые колеса с
коробчатыми ободами из алюминиевого сплава. Более же «продвинутый» вариант
может похвастать трехскоростной трансмиссией с параллелограммным
переключателем.

Личный транспорт

Пределом мечтаний рядового советского гражданина был автомобиль «Жигули» (вначале ВАЗ-2101, затем ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106), являвшийся почти точной копией итальянского Фиата. Стоимость этого чуда автопрома в магазине была 5500 рублей, что равнялось примерно 40 средним зарплатам.

Понятия «взять в кредит» не существовало, приходилось откладывать с каждой зарплаты. Но даже те, кому удалось накопить такую сумму, вынуждены были записываться в очередь и регулярно являться на перекличку. Автомобилей выпускалось относительно мало, а желающих их купить оказывалось в разы больше.

Более доступным для многих был автомобиль «Запорожец», имевший значительно более грубое исполнение. ГАЗ-24 «Волга» выдавалась только в качестве служебного автомобиля и свободно не распространялась, однако имея некоторые связи можно было приобрести и её тысяч за 10 или даже выше.

Счастливому автовладельцу в нагрузку к автомобилю приходилось получать длинные очереди в автомастерских, некачественные шины и постоянный дефицит запчастей. Бензин на заправках продавался по 10 литров, то есть купить можно было 10, 20, 30 литров и т.д.

Это объяснялось неточностью бензоколонок того времени. Стоимость 10 литров бензина на протяжении десятилетия менялась несколько раз, например вначале АИ-93 стоил 1 рубль, а к началу 1980-х уже 4 рубля. А-76 стоил примерно на четверть дешевле. Штраф за превышение скорости был 10 рублей, а за более мелкие нарушения около 5 рублей.

Куда более доступным транспортом являлся велосипед, который стоил около 30-50 рублей (детский — 15-25 рублей). Спортивный велосипед — около 70-100 рублей. В сельской местности были популярны мопеды, которые стоили 145-220 рублей, мотороллер — 250-450 р. Мотоциклы в зависимости от марки могли стоить от 300 до 700 рублей.

Мой первый велосипед — "салют с". купили в 1982 году. сколько было счастья!

Общественный транспорт

Городской транспорт в 1970-е годы был более чем доступен. Проезд в трамвае обходился всего в 3 копейки, в автобусе — 4-5 копеек, метро — 5 копеек. Причём оплата осуществлялась самостоятельно, пассажир опускал монету в приёмник и отматывал себе билет.

Проезд в маршрутном такси стоил значительно дороже — 15 копеек. В часы пик из-за загруженности транспорта иногда приходилось пользоваться услугами такси, за поездку надо было отдать несколько рублей, поэтому регулярное использование такси рассматривалось как признак высокого достатка.

Проезд в поезде между городами был достаточно дорогим, например за билет от Москвы до Ленинграда в плацкартном вагоне нужно было отдать 11 рублей, столько же стоил проезд от Москвы до Минска, Москва-Одесса — 18 р. Билеты на самолёт имели практически ту же ценовую категорию, авиасообщение, как и сейчас, шло в основном через столицу:

Дорога из столицы на Дальний Восток могла поглотить целую зарплату и даже больше, но по современным меркам это не так уж много.

Предметы быта и прочие изделия

Практически всё для дома продавалось в магазинах «Хозтовары» и имело символическую цену. Но найти что-нибудь качественное становилось проблематично, особенно это касалось электроники. Иметь телевизор могли только люди с достатком выше среднего, поскольку стоил он примерно 2 зарплаты.

Более доступными считались радиоприёмники, они стояли почти в каждом доме. Магнитофоны с ленточным проигрывателем стоили примерно как телевизор, но ещё более престижными и дорогими считались проигрыватели грампластинок. Обзавестись холодильником считалось большой удачей, чаще всего приобретали б/у. Далее показаны цены на повседневные вещи и электротовары:

Косметика:- зубной порошок: 4-5 к;- губная помада: 1 р;- расчёска-гребешок (пластик): 12 к;- металлическая расчёска: 75 к;- лезвия для бритвы: 2,5 р/упаковка;- ножницы: 70 к.

Посуда:- ложка алюминиевая: 20 к;- чугунная сковорода: 80 к;- алюминиевая сковорода: 4,8 р;- дуршлаг: 95 к;- кофеварка: 1,9 р;- эмалированная миска: 1-2 р.

Инструменты:- паяльник: 1 р;- плоскогубцы: 1,5 р;- домкрат автомобильный: 3,45 р;- дырокол: 1,5 р;- швейная машинка «Зингер»: 62 р.

Игрушки:- игрушка резиновая: 1-2 р;- конструктор металлический: 2,2 р;- шахматы деревянные: 4 р;- кожаный мяч: 3,4 р;- модель автомобиля 1:43: 3,5 р;- ёлочные игрушки: 20 к/шт;- гирлянда электрическая: 6 р.

Электроника:- фотоаппарат «Зенит»: 100 р;- фен: 45 р;- пылесос: 40-45 р;- утюг: 5 р;- телевизор: 200 р;- радиоприёмник: 26-60 р;- магнитофон «Маяк»: 260 р;- проигрыватель для грампластинок: 345 р;- виниловая грампластинка: 1,9 р;- плёнка для магнитофона: 2 р;- наручные часы: 15-40 р;- холодильник «Минск»: 390 р.

Сейчас читают:  Как включить кондиционер renault logan

Прочее:- футляр для очков: 1,4 р;- бытовые весы: 1 р;- лампа накаливания: 7-10 к;- батарейка: около 20 к;- наволочка белая: 1,9 р;- простыня: 6,7 р;- подушка: 6,5 р;- пластилин детский: 50 к;- компас: 1,2 р;- удочка: 7,5 р;- рулон обоев: от 30 к;- детская коляска: 45 р;- гитара: около 50 р.

Продукты питания

Средняя продуктовая корзина на месяц составляла около 40-50 рублей, то есть студенту-отличнику приходилось экономить на еде, чтобы позволить себе одежду и поездки в другие города. Но обычному рабочему свободно хватало на еду и всё необходимое. Рассмотрим стоимость некоторых продуктов в 1970-е годы:

Овощи и фрукты:

— картофель: 10 к/кг;

— капуста: 8-10 к/кг;

— свекла: 9 к/кг;

— лук репчатый: 10 к/кг;

— зелень: 5 к/пучок;

— яблоки: 20-50 к/кг;

— мандарины и апельсины: 1,2-1,5 р/кг;

— бананы: 1,1 р/кг.

Хлебобулочные изделия:- белый хлеб: 20-25 к;- ржаной хлеб: 15-18 к;- булка «городская» — 7 к;- пирожок или булочка: 4-6 к;- кекс с изюмом: 16 к;- бублик: 5 к;- коржик: 6 к;- язычки слоёные: 7 к;- тульский пряник: 7 к.

Молочная продукция:- молоко: 22 к/литр (бутылка), 17 к (треугольная упаковка), 19 к/литр (на розлив);- кефир: 30 к/литр;- сгущённое молоко: 55 к (жб банка, 400 г);- сыр: 2,7-3,5 р/кг.

Рыба и морепродукты:- рыба (хек, тюлька): 20-40 к/кг;- рыба (минтай, карп): 70-80 к/кг;- рыба (палтус): 2,5 р/кг;- рыба (осётр): 5-10 р/кг;- сельдь солёная (на вес): 1,3-1,5 р/кг;- икра красная: 4 р/банка;- икра чёрная: 5-6 р/банка;- сардины в банке — 60-70 к;- килька в томатном соусе — 32 к.

Мясо:- мясо: 1,2-2,5 р/кг;- курица: 1,9 р/шт;- колбаса «докторская»: 2,2 р/кг;- колбаса копчёная: 4-5 р/кг;- колбаса ливерная: 46 к.

Прочее:- гречневая крупа: 52 к/кг;- крупа перловая: 26 к/кг;- сахар-песок: 90 к/кг;- сахар-рафинад: 1,04 р;- мука: 46 к;- соль крупная: 6 к/кг;- майонез: 33 к/банка;- сырок «дружба»: 14 к;- яйца:

30-90 к за десяток (в зависимости от сорта);- огурцы солёные: 40-50 к/банка (3 литра);- помидоры маринованные: 40-50 к/банка (3 литра);- кабачковая икра — 42 к;- зелёный горошек: 39 к/банка;- уксус столовый: 24 к/бутылка;- чай индийский: 90 к/пачка;- кофе растворимый: 6 р/банка;- кофе в зёрнах: 4 р/кг;- печенье:

25-30 к/пачка;- конфеты шоколадные: 3-5 р;- конфеты (коробка): 2-8 р;- карамель: 1,8 р/кг;- квас бочковой: 3 к/стакан, 6 к/кружка, 36 к/бидон;- газированная вода в автомате: 1 к (без сиропа, 3 к с сиропом);- берёзовый сок: 8 к/стакан;- бутылка лимонада: 10 к;- бутылка «пепси»: 30 к;- семечки: 6 к/стакан;- мороженое в бумажном стаканчике:

Часть расходов на продукты можно было возместить, если сдать пустые бутылки в пункт приёма примерно по 5-15 к за бутылку, в зависимости от объёма и типа. За пустую майонезную банку давали 3 копейки. На колхозных рынках продукты стоили дороже в полтора-два раза, а иногда и выше, но они были свежее, а выбор больше.

Складные велосипеды

Сегодня это может показаться странным, но в Советском союзе самыми пижонскими в быту считались именно складные велосипеды. Которые хоть и уступали обычным дорожным байкам в плане ходовых характеристик, однако подходили более широкому кругу лиц, поскольку на таких «железных конях» без проблем катались и взрослые, и дети, а хранить их можно было даже в городской квартире.

«аист»

Складной велосипед, предназначенный для размеренного катания и райдеров любого возраста по дорогам с асфальтированным или ровным грунтовым полотном. Свою историю данный «двухколёсник» начал в 1977 году, после чего выпускался на мощностях Минского мотоциклетно-велосипедного завода до 1992 года, причем без каких-либо серьезных визуальных и конструктивных доработок.

По сути своей «Аист» – односкоростной велосипед со
стальными остовом (высотой 400 мм) и передней вилкой, который обладает складной
рамой с механическим фиксатором в сложенном положении, регулируемым рулевым
узлом (также стальным), 20-дюймовыми колесами с коробчатыми ободами из стали, а
также задним ножным тормозом барабанного типа.

Кроме того, у всех «Аистов» без исключения есть
полноценные металлические крылья, защита цепи, светоотражающие элементы,
звонок, багажник и сумка с инструментами.

«кама»

По-настоящему массовый складной велосипед, подходящий велосипедистам практически любого возраста (естественно, за исключением «самых маленьких»), который предназначен для городских или загородных поездок с возможностью перевозки в сложенном состоянии практически в любом виде общественного транспорта, а также непродолжительных туристических путешествий.

Этот «двухколёсник» был представлен в середине 1970-х годов, тогда же и началось его производство на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции. Причем велосипед оказался «долгожителем» – его выпуск без каких-либо существенных изменений продолжался ещё много лет даже после распада СССР.

Советская «Кама» может похвастать: стальной рамой высотой 460 мм, имеющей складной механизм с литым замком петлевого типа; завышенным рулевым узлом с литым выносом; односкоростной трансмиссией; колесами величиной 20 дюймов со стальными ободами коробчатого сечения; передним ручным (клещевой конструкции) и задним ножным тормозами. Стоит отметить, что с завода все велосипеды комплектовались полноформатными крыльями, защитой цепи, багажником, катафотами на спицах и крыльях, а также насосом, а часть моделей – ещё и фарой с генератором электричества.

Спортивные велосипеды

Но только лишь простыми дорожными байками в СССР не ограничивались, а выпускали так же и большое множество спортивных велосипедов (причем, зачастую, очень даже серьезных) – они создавались, в первую очередь, для использования в той или иной спортивной дисциплине (либо для тренировочных процессов) для соревнований различных уровней, отчего и наделялись определенными конструктивными особенностями.

«москва 80»

Спортивный велосипед «высшего класса», предназначенный для участия в соревнованиях мирового уровня по шоссейным гонкам, который считается одним из лучших «двухколёсников» советской эпохи.

Вообще, этот шоссер специально разрабатывался Харьковским велозаводом для спортсменов к Московским Олимпийским играм, прошедшим в 1980 году, однако из-за противников в рядах сборной принять участие в них ему так и не удалось… Работы над велосипедом под руководством Панина Г.И. начались в середине 1970-х годов на основе байка Colnago Mexico (именно на них в тот момент катала сборная СССР), однако он постоянно отклонялся «сборниками», а весной 1979 года и вовсе – перестал быть им интересен. С того момента прекратился даже мелкосерийный выпуск данного «двухколёсника», но при этом до конца года ещё изготавливались единичные экземпляры по индивидуальным заказам тех или иных гонщиков. Всего же за это время «свет увидело» чуть более полусотни «Москва 80» для различных видов шоссейных гонок.

Этот велосипед может «похвастать»: рамой и жесткой вилкой, изготовленными из легированной стали; спортивным рулем типа «бараньи рога» из алюминия с удлиненным выносом;  многоскоростным механизмом с передним и задним переключателями параллелограммного типа; ручными тормозами клещевого строения «по кругу»; 28-дюймовыми колесами с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и однотрубными шинами; педалями из «крылатого металла».

Примечательно, что специалисты смогли добиться крайне небольшой массы «Москвы 80» – всего 8.25 кг. И столь низкие показатели были достигнуты широким применением в конструкции не только алюминия, но и титановых сплавов – из последнего выполнены шатуны, спицы, трещотка и некоторые другие детали.

«тахион»

Спортивный велосипед профессионально-спортивного уровня, доступный в широком количестве модификаций, предназначенных для участия в шоссейных и трековых гонках (причем как в индивидуальных, так и в командных). Это – настоящая легенда советской велосипедной промышленности, мечта всех мальчишек (и не только), но доступная только «избранным».

«Тахион» был разработан Центральным конструкторским техническим бюро Харьковского велозавода в 1979 году под началом Воронцова Р.И., причем этот байк стал первым в СССР, в котором широко использовались компоненты и материалы иностранных компаний. И надо сказать, велосипед получился действительно впечатляющим, отчего его производство продолжалось до 1992 года (за это время было выпущено свыше 400 «двухколёсников»).

Данный велосипед имеет в своем активе: раму высотой
530-600 мм, выполненную из стальных труб; переднюю вилку из труб овального
сечения все из той же стали; алюминиевый подседельный штырь аэродинамической
формы; руль из «крылатого металла» с креплением на корону вилки; колеса
размерностью 28 дюймов с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и титановыми
спицами. При этом шоссейная модель обладает 6-скоростной трансмиссией с параллелограммным
переключателем и ручные тормоза клещевого типа спереди и сзади, в то время как
у трекового варианта – всего одна скорость и нет тормозов.


Вообще, сам Воронцов хотел назвать велосипед «Кентавром», однако такое название «забраковали» руководители – мол, нечего величать советский байк именем чуждого персонажа, да еще и с какой-то там мифологии. Тогда сын Реджинальда Ивановича предложил имя «Тахион», которое в теоретической физике означает гипотетическую частицу, движущуюся в вакууме со скоростью быстрее скорости света. Его и утвердили.

Услуги

Стоимость услуг в советские годы была значительно ниже, чем сейчас, если сравнивать с продуктами питания или вещами. Услуги ЖКХ оплачивались по тарифам, причём по счётчику платили только за электричество (4 копейки киловатт), остальное в зависимости от площади квартиры и количества проживающих.

Звонок по городу с телефона-автомата стоил 2 копейки. Милиция, газовая служба, скорая помощь и пожарная вызывались бесплатно. Междугородняя связь была доступна с домашнего телефона, для этого нужно было вначале позвонить в диспетчерскую и заказать звонок по межгороду, или через переговорные пункты. Оплата междугородних звонков осуществлялась по минутам. Далее приведены некоторые цены на услуги:

— стрижка под ноль: 7 к;- стрижка мужская: 70 к;- стрижка женская: 3 р;- звонок по телефону-автомату: 2 к;- пользование домашним телефоном: 1,5 р/месяц (без учёта межгорода);- билет в кинотеатр: 12 к (детский), 20 к (взрослый);- абонемент в бассейн на 3 месяца: 3,5 р;- фотография чёрно-белая в ателье: 50 к;- койка-место в курортном посёлке в сезон: 1 р/сутки;- ежемесячная плата за детский сад: 11 р;- путёвка на море от профсоюза: 12 р.

Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...