Содержание
История создания и развития
При разработке автомобиля ЗИЛ 131 вес и проходимость вышли на определяющие позиции. Тем не менее конструкторы завода имени Лихачева успешно справились с поставленной задачей. В результате получился недорогой в производстве, простой в обслуживании и максимально унифицированный военный грузовик, во многом схожий со своим гражданским аналогом под индексом 130.
Стоит отметить, что первым в серию пошел вариант для народного хозяйства. И только через три года вышла армейская версия. Она оснащалась соответствующими узлами, требуемыми для военной специфики. Однако уже через пять лет машина начала позиционироваться как упрощенный грузовик для гражданского хозяйства.
Классический 131-й выпускался серийно до 1986 года на протяжении 20-ти лет. Затем был разработан аналог с повышенным весом ЗИЛ 131 Н. Кроме того, указанная версия получила усовершенствованный мотор, лучшие параметры экономичности, тент из синтетики и модернизированную оптику. Тем не менее эта модификация широкого распространения не получила, невзирая на то, что она также выпускалась на УАЗе.
Кабина
Кабина на ЗИЛе-131 используется каркасного типа, снаружи она обшивается листовым металлом, изнутри присутствует утеплитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.
Все подвижные элементы снабжаются специальными резиновыми уплотнителями, их присутствие позволяет осуществлять закрывание максимально герметично.
На приборной панели автомобиля находится все необходимое для осуществления мониторинга основных параметров двигателя:
- датчик уровня бензина;
- вольтметр/амперметр;
- спидометр;
- датчик давления масла;
- датчик температурный;
- тахометр.
Все органы управления, необходимые для комфортной эксплуатации автомобиля, присутствуют в зоне досягаемости водителя.
Рычаг включения поворота располагается на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели правее тахометра.
Рукояти органов управления имеют наиболее подходящую для осуществления хвата форму, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством.
Кресла водителя и пассажиров не отличаются большим количеством регулировок.
Но, несмотря на это, нахождение в данной кабине достаточно приятно: конструкторы изготавливали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей может управлять ЗИЛом-131 с большим комфортом.
В этом обзоре рассмотрены достоинства и недостатки экскаватора-погрузчика «Амкодор 352».
Кунг и иные модификации
Рассматриваемая модель грузовика оказалась настолько удачной, что на его базе выпускали большое количество различных модификаций.
Особенно популярен ЗИЛ-131 КУНГ. Данная аббревиатура расшифровывается как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».
Его каркас выполнен из уголков и швеллеров различных размеров, обшитых сверху металлическими листами.
А здесь рассмотрены самосвальные, тентованные и полуприцепы-контейнеровозы «Грюнвальд».
Изнутри данный кузов-фургон ЗИЛ-131 обшивается пенопластом или иным теплоизолирующим материалом, после все закрывается покрытой антисептиком фанерой, что улучшает технические характеристики всего автомобиля.
Независимо от предназначения, все рассматриваемые грузовики с КУНГом оснащаются:
- отоплением;
- вентиляцией;
- всевозможным бытовым оборудованием;
- системой освещения (плафонами на потолке).
Уникальность ЗИЛа-131 КУНГ заключалась в присутствии в его кузове специальной фильтрационной установки ФВУА-100Н-12.
Она осуществляла забор воздуха из окружающей среды и обеззараживала его. Создавалось избыточное давление, что позволяло обезопасить пространство внутри фургона.
Отопительная система была полностью автономна, тепло выделялось путем сжигания дизельного топлива.
Также на базе рассматриваемого грузовика производили следующие модификации с хорошими техническими характеристиками:
- ЗИЛ-131НА оснащался негерметичным и неэкранированным оборудованием;
- ЗИЛ-131В – седельный тягач;
- АТЗ-3 и подобные использовались в качестве топливозаправщиков;
- МЗ-131 – маслозаправщики;
- АЦ-40 – пожарная машина.
Лебедка
Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал
главная☆советская военная энциклопедия☆военная техника☆военная наука☆военное обозрение☆история оружия☆форум
военная техника ☆ статьи по устройству ВАТ ☆
Лебедка служит для самовытаскивания автомобиля, оказание помощи другой застрявшейся технике, а также может быть использована для подъема и опускания грузов.
У автомобиля КамАЗ-4310 лебедка барабанного типа с червячным редуктором и ленточным тормозом, максимальное тяговое усилие при выдаче троса назад 50 кН, при выдаче троса вперед 35 кН, рабочая длина троса при выдаче назад 86 м, при выдаче вперед 79 м. Лебедка установлена в задней части рамы автомобиля на двух поперечинах и двух кронштейнах и состоит червячного редуктора, барабана с тросом, автоматического тормоза и тросоукладчика.
Привод лебедки осуществляется тремя карданными валами от коробки отбора мощности, установленной на раздаточной коробке (см.рис.112). Управление коробкой отбора мощности электропневматическое. На. заднем карданном валу для предохранения деталей от перегрузок установлен срезающийся предохранительный болт.
Рис. 183. Редуктор лебедки автомобиля КамАЗ-4310: 1 — шлицевая втулка; 2 — стакан; 3 — вал барабана; 4 — червячное колесо; 5, 12 — крышки подшипников; б — лента тормоза; 7 — клапан предохранительный; 8 — подшипники; 9 — картер; 10 — крышка картеров; 11 — червяк;
Редуктор лебедки служит для увеличения крутящего момента на барабане; редуктор червячный с передаточным числом 31. Он состоит из картера 9 (рис. 183) с крышкой 10, червяка 11 с коническими подшипниками, червячного колеса 4, муфты включения 16 с вилкой 17 и штоком 18.
Червяк глобоидальный, однозаходный, изготовлен заодно с валом, который устанавливается в картере на двух конических подшипниках, поя крышки которых подложены регулировочные прокладки. Червячное колесо расположено на валу барабана свободно и может соединяться с зубчатым венцом вала с помощью муфты 16. Муфта перемешается рычагом, расположенным у лебедки на левом лонжероне рамы.
Тяговый барабан служит для создания тягового усилия и укладки троса. Вал барабана установлен на втулках в картере редуктора и траверсе лебедки. Соединение вала с барабаном осуществляется через шлицованную втулку 1. Трос крепится на реборде барабана скобой.
Автоматический тормоз предотвращает падение груза в случае разрыва связи между двигателем и редуктором лебедки. Тормоз барабанный ленточный, расположен во внутренней полости крышки 5. Барабан тормоза закреплен на валу червяка при помощи шпонки. Лента тормоза имеет внутреннюю фрикционную накладку, Один конец ленты 6 жестко закреплен в стенке крышки подшипника, другой — подвижно в отверстии крышки при помощи пружины 15.
При вращении барабана вместе с червяком на прием троса, сила трения на ленте направлена таким образом, что не может затянуть ленту на барабане из-за деформации пружины; при изменении направления вращения под действием сил трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее затормаживание червяка.
При небольшой частоте вращения барабана тормоза усилие торможения незначительно и не препятствует разматыванию троса. При быстром вращении барабана (например, в случае поломки предохранительного болта) действие тормоза становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной пары.
Тросоукладчик служит для правильной укладки троса на барабан. Основная деталь тросоукладчика — ходовой винт, приводимый во вращение при помощи цепной передачи от вала барабана. Винт имеет правую и левую нарезки, концы которых совпадают. По винту перемешается корпус тросоукладчика, на его осях установлены два ролика, между которыми проходит трос.
В транспортном положении конец троса цепляется за буксирный крюк, закрепленный на переднем конце левого лонжерона рамы. На правом лонжероне расположены опорные ролики и клин для крепления троса при самовытаскивании автомобиля назад с помощью блока
В передней и задней части рамы размешены направляющие ролики. Для включения лебедки следует выжать до отказа педаль сцепления, установить в раздаточной коробке нейтральное положение, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления. Принудительная выдача троса обеспечивается включением передачи заднего хода в коробке передай, для наматывания троса следует включить первую передачу.
На автомобиле Урал-4320 лебедка с максимальным тяговым усилием 70 кН и рабочей длиной троса 65 м. Она установлена на специальной поперечине и двух кронштейнах в задней части рамы; выдача троса производится назад.
Привод лебедки осуществляется через коробку отбора мощности; установленную на раздаточной коробке и карданную передачу, состоящую из трех карданных валов и двух промежуточных опор. Включение коробки отбора мощности производится рычагом, расположенным в кабине.
Лебедка включает в себя червячный редуктор, тяговый барабан, муфту включения барабана, автоматический тормоз и тросоукладчик. Муфта включения барабана перемешается вилкой с рычагом, который находится на заднем конце правого лонжерона рамы. Реверс лебедки обеспечивается за счет включения передачи заднего хода и первой передачи в коробке передач.
На автомобиле ЗиЛ-131 устанавливается лебедка с тяговым усилием на тросе 45 кН (предельное усилие 50 кН) и рабочей длиной троса 65 м. Лебедка расположена в передней части автомобиля и закреплена болтами к переднему буферу и передней поперечине рамы (Рис.184).
Рис.184. Лебедка автомобиля ЗИЛ-131: 1 — муфта включения барабаиа;2 -вилка включения барабана; 3 -предохранительная скоба; 4- направляющий ролик; 3 — трос; 6 — редуктор; 7 — тяговый барабан; 8 — карданный вал; 9 — рычаг управления коробкой отбора мощности; 10 — коробка отбора мощности; 11 — тормозная колодка барабана.
Включение барабана производится кулачковой муфтой 1, перемещаемой при помощи вилки 2. Вилка включения снабжена тормозной колодкой 11, которая упирается в реборду барабана, притормаживает его вращение и не допускает возможности самораспускания троса при разматывании его вручную.
Отличительная особенность этой лебедки — отсутствие тросоукладчика. Перемещение троса производится по направляющему ролику 4. В транспортном положении трос закрепляется за правый передний буксирный крюк.
Привод лебедки состоит из коробки отбора мощности 10 и карданной передачи. Коробка отбора мощности реверсивная, с двумя передачами, передаточное число на наматывание троса 1,0 на разматывание 0,76. Коробка отбора мощности устанавливается на фланец правого люка коробки передай и управляется рычагом 9.
Правила пользования лебедкой. При движении автомобиля трос лебедки должен быть туго намотан на барабан, а барабан должен быть включен. Отключают барабан только при ручной размотке тросе. Допускается принудительное разматывание троса, при этом нужно вручную выбирать слабину троса.
Перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее четырёх витков троса. Угол отклонения троса от оси автомобиля при подтягивании не должен превышать 15°. При потягивании частоту вращения коленчатого вала двигателя следует увеличивать плавно, резкое увеличение частоты не приводит к увеличения тягового усилия на тросе, но может привести к срезу предохранительного болта
Для самовытаскивании автомобиля необходимо зацепить трос за какой-либо предмет или вбить в землю кол с наклоном в сторону, противоположную движению автомобиля. Затем включить низшую передачу в раздаточной коробке и первую передачу в коробке передач (на автомобиле Урал-4320 — передачу заднего хода).
Для увеличения силы тяги необходимо пользоваться блоком с цепью, который придается автомобилю. В этом случае блок укрепляется за посторонний предмет, трос пропускают через ролик блока и концом зацепляется за крюк автомобиля (на автомобиле КамАЗ-4310 при самовытаскивании назад трос крепится клином к кронштейну на правом лонжероне рамы).
Запрещается пользоваться тросом лебедки для буксировки другого автомобиля, находиться кому-либо около натянутого троса или под перемещаемым грузом, переключать передачи при подтягивании грузов, протягивать трос через дорогу. При длительной работе лебедки нужно делать перерывы для охлаждения редуктора.
Техническое обслуживание лебедок заключается в проверке и подтяжке всех креплений, смазке втулок вала барабана, смена масла в редукторах, регулировке подшипников и зацеплений червячных пар.
В картер редуктора лебедки автомобиля КамАЗ-4310 заправляется 3,9 л, автомобиля Урал-4320 — 7,5 л, автомобиля ЗиЛ — 2,4 л масла марки ТСп-15К или ТАп-15В.
Метки: зил 131 ☆ камаз 4310 ☆ урал 4320 ☆ устройство автомобиля ☆
Оперение автомобиля < Пред. | След. > Система регулирования давления воздуха в шинах |
Купить электронная подпись для юридического лица недорого в Москве
выдачи электронной цифровой подписи
- Контакты:
- 7
- круглосуточно
- без выходных
Масса, габариты, грузоподъемность
Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:
- снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
- снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.
Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.
Полная масса автомобиля:
- при наличии лебедки – 10 425 кг;
- без лебедки – 10 185 кг.
Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.
Его допустимая масса зависит от дорожных условий, в которых передвигается ЗИЛ-131:
- масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
- при движении по грунтовке – 4 000 кг.
Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:
- длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
- высота без тента, мм – 2 480;
- высота с тентом, мм – 2 975;
- ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.
Расстояние между колесами – 3,35 м 1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.
Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.
Особенности
На базе универсального шасси указанного грузового автомобиля выпускались различные модификации специального транспорта. Среди них:
- Пожарные авто.
- Бензовозы и топливозаправщики.
- Заправщики масла.
- Автоцистерны.
- Аэродромные тягачи с повышенным показателем массы.
Для военных лабораторий, мастерских, радиостанций, штабных версий использовались стандартные кузова универсальные, герметизированные. Они оборудовались специальными фильтрационными системами, которые выполняют забор воздушных масс снаружи и поставляют их в фургон, одновременно обеззараживая салон.
КУНГ от ЗИЛ 131, размеры и вес:
- длина — 4,8 м;
- высота — 1,95 м;
- ширина — 2,2 м;
- масса (сухая/снаряженная) — 1,5/1,8 т.
Как показала многолетняя практика, автомобиль ЗИЛ 131 проявил себя как надежный, выносливый и простой в обслуживании грузовик. Основным его преимуществом является высокий показатель проходимости, что гарантирует прохождение с полной загрузкой размытых и глинистых участков.
Кроме того, водители отмечают относительно комфортную кабину, облегченный доступ к основным деталям, что повышает ремонтопригодность машины. Несмотря на то что серийный выпуск этого транспортного средства завершен много лет назад, его можно встретить в различных отраслях хозяйства до сих пор.
Правила пользования лебедкой
В целях надежной и долговечной работы лебедки соблюдай следующие правила ее эксплуатации. Для включения лебедки:
- поставь рычаг переключателя коробки передач в нейтральное положение;
- включи скользящую муфту 1 (рис 1) включения барабана лебедки;
- нажми до отказа на педаль сцепления;
- включи передачу (для наматывания или разматывания троса) в коробке 7 отбора мощности;
- плавно отпусти педаль сцепления.
Разматывать свободный трос, как правило, следует
вручную, не включая передачу и выключив муфту 1 включения барабана 5 лебедки.
Рис. 1. Лебедка:
1 — скользящая муфта включения барабана лебедки; 2 — вилка включения барабана лебедки; 3 — трос лебедки с крюком: 4 — редуктор лебедки; 5 — барабан лебедки: 6 — рычаг управления коробкой отбора мощности; 1 — коробка отбора мощности
Для самовытаскивания автомобиля:
- размотай трос;
- закрепи трос за надежный предмет (дерево, пень и т. п.) ;
- выключи сцепление и включи передачу для наматывания троса в коробке отбора мощности;
- включи сцепление и подтягивай автомобиль При 1000—1100 об/мин коленчатого вала двигателя.
При самовытаскивании на увлажненных дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих мостов на первой передаче коробки передач.
При вытаскивании лебедкой другого автомобиля необходимо поставить рычаг переключения коробки пере дач в центральное положение и затормозить автомобиль.
После самовытаскивания (или вытаскивания другого автомобиля) необходимо:
- зацепить крюк троса за передний буксирный крюк;
- выключить сцепление и включить передачу для наматывания троса в коробке отбора мощности;
- включить сцепление и плавно натянуть трос,
- поставить рычаг управления коробкой отбора мощности в нейтральное положение.
Рис. 2. Схема пользования лебедкой с применением блока:
а — при самовытаскивании, б — для изменения направления тяги при вытаскивании другого автомобиля, в — для увеличения усилия при вытаскивании другого автомобиля.
Для увеличения тягового усилия (свыше 4500 кгс) при самовытаскиваиии следует применять блок (полиспаст) (рис 2, а) который закрепить за неподвижный предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки— за передний буксирный крюк автомобиля.
Для изменения направления (рис.2, б) тяги при вытаскивании другого автомобиля блок (полиспаст) закрепляют на неподвижном предмете, служащем опорой, а крюк троса лебедки зацепляют за «буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля.
Для увеличения тягового усилия при вытаскивании другого автомобиля (рис. 2, в) блок (полиспаст) закрепляют за крюк вытаскиваемого автомобиля, а крюк троса лебедки — за неподвижный предмет, .служащий опорой.
При пользовании лебедкой не допускается:
- тяговое усилие на тросе без применения блока более 4500 кгс;
- рабочая длина троса более 65 м, при этом не менее трех-четырех витков должно оставаться намотанными на барабан;
- частота вращения барабана при наматывании троса под нагрузкой более 15—16 об/мин,
- температура масла в редукторе при работе лебедки более 130° С;
- угол расположения троса по отношению к оси автомобиля (в горизонтальной плоскости) более 15°. При больших углах применяй блок (полиспаст).
При работе с лебедкой категорически запрещается:
- пользоваться тросом лебедки для буксировки автомобиля;
- включать передачу заднего хода автомобиля во время работы лебедки;
- находиться возле троса или между тросами (при использовании блока) и поправлять укладку витков троса во время работы лебедки;
- закладывать в отверстие вилки кардана болты или другие детали вместо специального предохранительного пальца;
- переключать передачи во время подтягивания автомобиля;
- начинать движение автомобиля с отключенным от вала барабаном лебедки.
Силовые агрегаты
Серийный бортовой ЗИЛ 131, вес которого указан выше, в штатном исполнении оснащался четырехтактным карбюраторным мотором с 8-ю цилиндрами, объемом 6 литров. Мощность по номиналу составляет 150 «лошадок», усредненный расход горючего — 36-39 л/100 км. Двигатель относится к верхнеклапанной категории, имеет жидкостный тип охлаждения.
В 1986 году начали ставить на некоторые модификации усовершенствованный силовой агрегат мощностью 150 лошадиных сил. От предшественника он отличался блоком цилиндров, головки которого получили впускные клапаны винтового типа и повышенную компрессию (7,1). Кроме того, мотор стал экономичнее штатного аналога.
Дизели на указанный грузовик ставились редко. Для этих целей использовали следующие типы моторов:
- Д-245.20. Двигатель с рядным размещением четырех цилиндров, объемом 4,75 л. Мощность — 81 л. с, расход горючего — 18 л/100 км.
- ЗИЛ 0550. Силовой агрегат собственного производства с четырьмя тактами, объемом 6,28 л, показателем мощности 132 л. с.
- ЯМЗ-236. V-образный двигатель с шестью цилиндрами, объемом 11,1 л, силой 180 «лошадей».
Технические характеристики устройства
Далее рассмотрим остальные конструктивные элементы, входящие в состав лебедки ЗИЛ 131:
- Лебедка ЗИЛ 131 идет с нераскручивающимся тросом из стали с сердечником, выполненным из металла или пенька. Крюк крепится на одном из свободных концов и соединен с тросом посредством коуша.
- Редуктор расположен в собранном виде внутри картера и включает в себя однозаходный червяк из стали и червячного колеса, вала, тормозного механизма (автоматика), набора втулок, подшипников и крышек для них.
- Червяк передачи находится на роликовых подшипниках.
- Задний конец вала у червяка содержит барабан, снабженный тормозным механизмом (работает в автоматическом режиме) и фланца для закрепления вала.
- Процесс торможения барабана лебедки ЗИЛ 131 выполняется за счет ленты тормозного механизма, снабженного накладкой.
- Небольшие значения частоты вращения червячного вала создает усилие для торможения, что создает условия для препятствия разматывания троса.
- Тросовые направляющие закреплены при помощи болтов троса у лебедки ЗИЛ 131 к нижним полкам буфера спереди и поперечине сзади.
- Карданная передача отвечает за передачу крутящего момента в устройстве лебедки ЗИЛ 131. На обоих концах карданного вала расположены наконечники. На переднем размещена вилка с фиксацией предохранительным пальцем. Наконечник выполнен в форме цилиндра. На заднем также расположена вилка, но уже скользящего формата. Крестовина ЗИЛ 130 в соответствии с требуемыми размерами располагается внутри вилок, размещенных на подшипниках игольчатого типа. Последние детали крепятся при помощи стопорных колец и закрываются уплотнителем. Смазывание обеспечивается за счет масленки, расположенной внутри крестовины лебедки ЗИЛ 130.
[~DETAIL_TEXT] =>ЗИЛ-131 относится к грузовым автомобилям с высокой проходимостью. Разработка модели велась одновременно с предыдущей версией ЗИЛ-130. На сегодняшний день продолжает активно использоваться благодаря набору существенных преимуществ в сравнении с аналогичными транспортными средствами. Имеет простую конструкцию, обладает высокой степенью надежности, не требует дорогостоящего обслуживания.
Лебедка ЗИЛ-131 предназначена для организации самостоятельного вытаскивания грузовика во время прохождения труднопроходимых локаций. Помимо этого она окажет эффективную помощь другим машинам, застрявшим на дороге. Присутствует у двух моделей 131Н и 431411.
Устройство лебедки газ 66
Принципиальная схема лебедки практически ничем не отличается от любого подобного устройства механического действия. Наматывание и сматывание троса происходит только на работающем двигателе автомобиля. Но скорость работы таких лебедок выше, чем у механизмов с электрическим приводом.
Механизм устройства состоит из следующих деталей:
схема устройства системы автоматического тормоза
Передаточный механизм лебедки очень напоминает устройство рулевого редуктора автомобиля. Также в картер механизма заливается масло для смазывания трущихся работающих деталей (червячной пары).
При срезании предохранительного пальца автоматический тормоз препятствует вращению барабана, тем самым предохраняя лебедку от поломки.
Категорически запрещено пользоваться самодельными предметами типа «болт» вместо срезанного предохранительного пальца.
Палец рассчитан на определенную нагрузку, а другой предмет может оказаться прочнее. И тогда выход из строя неизбежен.
Не допускается полное сматывание троса, нужно оставлять на барабане не менее трех или четырех витков. При полном сматывании возрастает нагрузка на крепление троса к барабану, и в этом месте может произойти обрыв.
Расположение и крепления задней лебедки на газ 66
КОМ управляется из кабины автомобиля с помощью рычага. Для предотвращения случайного включения коробки отбора мощности на рычаге есть специальная откидная «собачка». Не отжав эту петлю, рычаг переключить будет невозможно.