Общий принцип работы всех машин примерно одинаковый, но конструктивные особенности в силу разного назначения и дорожных условий разнятся. Различаются двигатели, тормозные системы, коробки передач, рулевые механизмы, шасси и др. Эти различия обусловлены задачами, которые ставят производители перед своими творениями. В этой статье речь пойдет о коробке передач ЗИЛ-130, устройстве и принципе ее работы.
Содержание
Общие сведения о КПП
Механическая коробка передач ЗИЛ-130 обеспечивает 5-ти скоростной режим движения автомобиля: 4 скорости передних и одна задняя. Последняя четвертая передача — прямая, обеспечивающая максимальные скорости. В коробку передач также встроены 2 синхронизатора инерционного типа на 3-й и 4-й передачах.
Вес коробки ЗИЛ-130 со всеми ее механизмами составляет 98 кг. Коробка передач крепится шпильками к картеру сцепления.
Механическая коробка передач — это важный компонент автомобиля, который отвечает за передачу мощности от двигателя к колесам. Она состоит из сцепления, системы передач и подшипников. Механическая коробка передач позволяет выбрать оптимальную скорость и обеспечивает плавную передачу мощности на колеса. решил разобраться в устройстве механической коробки передач, ключевых особенностях ее обслуживания и эксплуатации, а также в неисправностях, с которыми может столкнуться автолюбитель.
Механическая коробка передач является абсолютным рекордсменом по живучести, надежности и эксплуатационному ресурсу среди всех остальных коробок передач. Фактически, в ней нужно менять лишь масло, уплотнители и узлы сцепления, тем временем как в, например, вариаторах нужно регулярно менять ремень. Однако пользоваться МКПП не так удобно, как другими коробками передач. За повышенный ресурс приходится платить комфортом и стоит ли оно того – решать самому водителю.
//www.youtube.com/embed/oEnE4d_qoa0
КАМАЗ-65115 — надежный и мощный самосвал, предназначенный для перевозки строительных, сельскохозяйственных и других сыпучих грузов. Вес груза, который способен перевозить данная модель КАМАЗ, составляет 15 тонн. Поэтому очевидно, что для обеспечения столь высокой грузоподъемности необходимы мощные узлы и агрегаты, способные выдержать высокую нагрузку.
На первые модели легендарного самосвала КАМАЗ-65115, производство которого началось в 1999-ом году, ставились родные коробки передач в виде моделей 152, 154. К ПП длительное время производил тот же Камский автоконцерн на одном из своих заводов. Но впоследствии создатели прославленных грузовиков перешли на немецкие КПП ZF 9S1310.
Переходу Камских автомобилей на немецкие коробки передач предшествовало заключение договора с немецким предприятием «ZF Friedrichshafen AG» и строительство совместного предприятия «ZF-KAMA».
При переключении передач необходимо подтянуть кольцо
вверх.
Механическая коробка передач имеет пять (или шесть) передач переднего хода.
При переключении передач нажмите на педаль сцепления и. после включения соответствующей передачи, медленно отпустите ее. Специальный элемент безопасности не позволяет включить передачу заднего хода (R) из положения включенной пятой передачи
. Рычаг переключения должен вернуться в нейтральное положение, а потом может быть включена передача заднего хода (R).
При перемещении рычага переключения передач в положение R необходимо потянуть вверх кольцо, расположенное непосредственно под ручкой рычага переключения передач.
Прежде, чем включить передачу заднего хода (R), убедитесь, что автомобиль полностью остановлен.
Примечание. Для предо торы пения преждевременного износе или повреждения сцепления не ездите, положив ногу на педаль сцепления. Также не используйте сцепление для удержания автомобиля от движения назад не подъеме (во время остановки на перекрестке и т. п.)
Коробка передач ВАЗ 2114 схема переключения
Коробка передач иконка
Рисунок коробки передач
Значок коробки автомат
Vector Shift Protection
Значок механической коробки передач
Наклейка механическая коробка передач
Коробка автомат значок
Рисунок переключения коробки передач
Коробка передач вектор
Коробка передач логотип
Коробка передач рисунок
Значок переключения передач
Иконка коробки передач
Схема переключения передач ВАЗ
Наклейка коробка передач
Механическая коробка передач без фона
Секвентальная коробка передач чертеж
Коробка передач знак
F4a51 АКПП мануал
ГАЗ 3307 КПП схема переключения передач
Пиктограмма на ручке переключения передач
Механическая трансмиссия рисунок
Автоматическая коробка передач Пежо 206
Пиктограмма коробка передач
Рычаг переключения Пежо 206
Схема трансмиссии Hummer h3
Наклейки механическая коробка
Схема передач КПП Газель
Коробка автомат иконка
Автоматическая коробка передач вектор
Коробка гетраг 260 схема
Схема переключения передач ВАЗ 2110
Gear Shift PNG
Коробка передач gif
Коробка передач механика переключение скоростей схема ВАЗ
Автоматическая коробка передач принцип работы гиф
Коробка передач вектро
Основные элементы агрегата
Как уже было сказано, механическая коробка передач преобразует крутящий момент. Этот момент передается к колесам. В том, чтобы снимать момент с коленчатого вала и сразу подавать его к колесам нет смысла – скорость вращения вала слишком велика. Для того чтобы автомобиль мог нормально двигаться как на низких, так и на высоких скоростях, нужен агрегат трансмиссии, который возьмет на себя задачу преобразования крутящего момента. В случае механической коробки передач изменение момента происходит наиболее простым способом – посредством взаимодействия шестерен разных конфигураций. К основным элементам такого агрегата относят:
Разберем каждый из элементов подробнее. Картер включает в себя основные элементы трансмиссии. Он имеет связь с картером сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. В силу того, что сцепленные шестерни испытывают значительные нагрузки, их необходимо смазывать – это предотвращает сухое трение и позволяет отвести излишки теплоты. Картер частично заполнен трансмиссионным маслом, которое и выступает в роли смазочного материала. Валы механической коробки передач фиксируются подшипниками, которые установлены в картере. Здесь же находятся шестерни с различным числом зубьев. В тандеме с ними работают синхронизаторы, которые позволяют плавно, быстро и без риска возникновения ударов включать передачу. Это становится возможным благодаря уравниванию скоростей вращающихся шестерен.
Крайне важным является механизм переключения. Именно он меняет передачи, однако управление осуществляется водителем при помощи рычага переключения скоростей, находящемся в салоне автомобиля. Замковое устройство предотвращает одновременное включение сразу двух передач, тем временем как блокировочное устройства не дает передачам выключаться самопроизвольно.
Все автолюбители знают, что механические коробки передач крайне надежным. Им лишь незначительно уступают автоматы, о которых мы рассказывали в данном материале. Важно понимать, что основной агрегат трансмиссии в принципе является одним из агрегатов автомобиля. Поломка отдельных его элементов – дело отнюдь не редкое. Вот наиболее характерные неисправности:
Здесь все довольно сложно. Так как коробка передач состоит из множества элементов, неисправность может быть вызвана износом одного из них или сразу несколькими. Разберем некоторые варианты:
Говорить о наиболее часто встречающихся неисправностях и их причинах сложно – в коробке передач может поломаться один элемент, что становится причиной повышенного износа смежного элемента. Таким образом эксплуатация неисправной коробки передач всегда выливается в продолжительный ремонт, который тем сильнее ударит по кошельку автолюбителя, чем дольше проблемы будут игнорироваться. Общие советы: следите за состоянием , и соблюдайте регламенты замены автохимии и запчастей.
Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей
В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.
Особенности механической коробки передач
Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.
Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.
Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.
Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.
Преимущества транспорта с МКПП:
§ недорогой ремонт и легкое обслуживание;
§ достаточный диапазон вариантов вождения;
§ возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
§ запуск машины с «толкача»;
§ улучшенная проходимость в трудных условиях;
§ повышенная динамика и КПД.
К минусам МКПП следует отнести:
§ сложность смены передач для начинающего водителя;
§ неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
§ возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
§ сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.
Предназначение передач и педалей в машине с МКПП
Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.
Предназначение педалей в автомобиле с МКПП
Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.
Перед ногами водителя расположены 3 педали:
§ Педаль сцепления — крайняя слева. Ее функция — передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени — обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
§ Педаль тормоза — находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
§ Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим — происходит падение оборотов мотора и скорости.
Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.
Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.
При переходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.
Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):
Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.
Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.
Варианты расположения скоростей
1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.
2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.
Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.
Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, — начать движение.
Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:
При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.
Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:
Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.
На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:
Правильное переключение передач на повышенную и пониженную
Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).
При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.
Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.
Для перехода на пониженную ступень требуется:
Как тормозить и притормаживать на механической КПП
Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.
Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:
При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.
Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.
В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.
Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.
При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.
Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.
Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.
Как тормозить двигателем и ручником
Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.
Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.
Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.
При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.
Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:
§ аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
§ экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.
По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.
Чего нельзя делать с МКПП
Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.
Что нельзя делать на МКПП:
§ включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
§ выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
§ придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
§ выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
§ выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
§ переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
§ постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
§ неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.
Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.
Устройство МКПП
Основу коробки передач составляют три вала:
Установленные на валах шестерни группируются в необходимой комбинации, благодаря чему формируются передаточные числа, которые соответствуют определенной передаче.
На схеме ниже представлена коробка передач ЗИЛ-130 в разборе, и здесь можно рассмотреть все шестерни, маховики, валы и другие детали в отдельности.
С основными частями МКПП можно познакомиться на схемах КПП ЗИЛ-130.
Картер изготовлен из чугуна и закрывается крышкой. Боковые стенки оснащены люками, через которые присоединяется коробка отбора мощности. Когда она не задействуется или вовсе отсутствует, люки закрываются отдельными крышками. Слева, на боковой стенке картера предусмотрено отверстие с крышкой, через которое заливается специальная жидкость для КПП, снижающая трение металлических деталей и предохраняющая их от перегрева. Она имеет меньшую вязкость, чем масло, заливаемое в двигатель.
Жидкость, залитая в картер, разбрызгивается шестернями и смазывает трущиеся поверхности коробки. В коробку передач заправляется 3,5 литра (с коробкой отбора мощности 4,2 литра) смазывающей жидкости.
Одно из отверстий для слива жидкости расположено в нижней части картера. Оба отверстия закрываются крышками. На дне картера также имеется уловитель грязи.
Первичный вал снабжен ведущей косозубой шестерней и вертится на двух подшипниках. Передний установлен в расточенном отверстии в коленвале двигателя, задний зафиксирован в стенке картера.
На валу, где размещена ведущая шестерня, рядом нарезан венец с зубцами, который соединяется с муфтой, подключающей четвертую передачу.
Промежуточный вал изготовлен вместе с шестернями и крутится на паре подшипников: роликовом и шариковом, которые зафиксированы в прочных стенках коробки.
Вторичный вал тоже имеет две опоры: передняя опора в виде подшипника зафиксирована в расточенном гнезде первичного вала, и задняя опора, представленная шарикоподшипником, вмонтирована в стенку картера.
На его шлицах устанавливается колесо прямыми зубцами для подключения первой скорости и перемещения конструктивных элементов назад. Оно движется по шлицам вдоль своего вала. Шестерни с косыми зубцами, обеспечивающие вторую и третью передачи, свободно установлены на вторичном валу.
В их отверстия вставлены втулки из бронзы, которые соединяют их с валом. Они имеют мелкие зубчатые венцы для зацепления. В крышку подшипника этого вала встроен сапун — специальный клапан, который позволяет выравнивать давление внутри коробки, так как от разогрева воздуха и технологической жидкости происходит их расширение, и давление внутри КПП в процессе работы возрастает.
Осевые силы, возникающие на валах коробки вследствие зацепления шестерен с косыми зубьями, передаются и поглощаются радиально упорными подшипниками.
Переключение на низшую передачу
При медленном движении на спуске в плотном потоке автомобилей или с крутого холма и возникновении необходимости перейти на низшую передачу, переключите передачу до того, как значительно уменьшится частота вращения коленчатого вала двигателя. Низшая передача снижает вероятность остановки двигателя и предоставляет возможность быстрого разгона, когда в этом возникнет необходимость. При движении с крутого спуска переключение на низшую передачу позволит сохранить безопасную скорость и продлит срок службы тормозов.
Какую задачу решает КПП в автомобиле?
Этот важный элемент трансмиссии изменяет крутящий момент, передаваемый от двигателя по величине и направленности, а также отсоединяет вал ДВС от трансмиссии. Такая необходимость возникает, когда изменяются условия движения. Если машина трогается с места или поднимается в гору, то крутящий момент должен быть больше в сравнении с перемещением машины по ровной дороге. Крутящий момент изменяется за счет зацепления определенных групп шестерней с различным радиусом и количеством острых выступов на венцах.
Соотношение количества зубцов на ведомой шестерне к количеству зубцов ведущей шестерни называется передаточным числом. Если в передаче вращательного момента участвовала группа зубчатых колес, то в этом случае передаточное число рассчитывается как произведение чисел каждой пары зубчатых колес.
Несмотря на появление автоматических КПП, механика по-прежнему остается в приоритете, и большинство легковых и грузовых транспортных средств оснащаются механическими коробками. Причина их живучести на авторынке заключается в более низкой цене, большей ремонтопригодности и надежности.
На ЗИЛ-130 установлена пятиступенчатая МКПП с трехвальной конструкцией. Все механизмы располагаются в общем картере.
Подробнее о двухвальной коробке передач
В перечне элементов, входящих в коробку передач в разделе «Основные элементы агрегата», мы перечислили аж три вала, однако в двухвальной МКПП, как можно понять из ее названия, валов должно быть два. Все очень просто: здесь нет дополнительного промежуточного вала, так что пара валов с шестернями «работают» друг с другом напрямую. Главные элементы подобной коробки передач это:
В картере агрегата также находится главная передача и дифференциал. О некоторых особенностях последнего мы писали в – рекомендуем ознакомиться с ним, если вы хотите понять, как в принципе работает этот механизм.
Понятие «двухвальная МКПП» описывает агрегат, который использует только и . Реально число валов может быть большим чем два, однако речь всегда именно о валах двух типов. Например, ведомых может быть два или три, однако агрегат от этого не перестает быть двухвальным – промежуточный вал (), выполняющий определенную задачу, в коробке передач все равно не появляется. Увеличения число ведомых валов призвано уменьшить линейные размеры агрегата и увеличить число передач.
Ведущий вал двухвальной МКПП обеспечивает соединение агрегата с автомобильным сцеплением. На нем же жестко закреплен блок шестерен. Параллельно нему располагается ведомый вал с другим блоком шестерен – пары шестерен валов сцепляются, однако вращение шестерен ведомого вала является свободным. Здесь же находится шестерня главной передачи. Между шестернями также располагаются муфты синхронизаторов, которые обеспечивают плавное включение передач. Механизм переключения скоростей в таких коробках передач является дистанционным, т.е. основные элементы такого механизма расположены вне самой коробки передач. Связь с агрегатом реализована с помощью тросов или тяг. Чаще всего встречается тросовое соединение. Сам механизм включает в себя рычаг управления, рычаги выбора и включения, центральный шток, вилки и систему тросов.
Что происходит в коробке при переключении передач?
Ниже рассмотрим, что происходит, когда водитель переключается на ту или иную скорость. Но сначала следует вспомнить о том, что механизм, переключающий передачи, состоит из трех динамичных стержней: штоков, на которых имеются две головки и три вилки. Чтобы штоки фиксировались в заданном положении, в механизме предусмотрены фиксаторы, представляющие собой 2 симметричных полуцилиндра с цилиндрическими пружинами. Пружины прижимают полуцилиндры к внутренней поверхности, и тем самым удерживают штоки в положении, заданном водителем, не позволяя им самопроизвольно переключаться.
Представим, что водитель перевел рычаг переключения скоростей на первую передачу. Нижний конец рычага попадает в головку штока первой передачи, передвигает его назад. Вилка в свою очередь передвигает шестерню, которая перемещаясь по шлицам вала, зацепляется с шестерней первой передачи, расположенной на промежуточном валу.
Шестерня первой передачи начинает перемещаться по ведомому валу, пока не попадет в зацепление с карданом первой скорости, соединенным с вспомогательным валом, на который и передается вращательный момент через пару сцепленных зубчаток и еще через одну пару таких же зубчатых колес первой передачи — на ведомый вал. Обе пары шестерней уменьшают частоту вращения вторичного вала, но при этом увеличивают момент вращения. Передаточное число составит 6,55.
На рисунке: схема переключения скоростей КПП ЗИЛ-130
Водитель переключается на вторую скорость. При этом механизм переключения передач передвигает вперед шестерню, и она своими зубцами сцепляется с малым зубчатым венцом шестерни второй передачи. Вращательный момент через пары шестерен и через ступицу передается на ведомый вал, а вместе с ним на кардан синхронизатора. Передаточное число составит 3,09.
Водитель переключается на третью скорость. При этом муфта синхронизатора перемещается по шлицам назад и попадает в зацепление с шестерней третьей скорости. Крутящий момент через пары зубчатых шестерен передается на вторичный вал. Передаточное число шестерней на этой передаче равно 1,71.
На четвертой передаче первичный и вторичный валы зацепляются друг с другом через синхронизирующую муфту. Вращательный момент передается с одного вала на другой без изменений. Передаточное число на этой передаче — 1,0.
Чтобы машина начала двигаться назад, водитель перемещает рычагом блок шестерней заднего хода. При этом переднее зубчатое колесо стыкуется с зубчаткой первой скорости ведомого вала, а заднее – с зубчаткой правой передачи промежуточного вала. Этими зубчатыми колесами момент вращения переносится на вспомогательный вал, через шестерню на переднюю зубчатку блока и от тыльного зубчатого колеса блока – на шестерню вторичного вала. В движении назад участвуют три пары шестерен-зубчаток, обеспечивающие первичному и вторичному валам вращение в противоположные стороны. Передаточное число движения назад составляет 7,77.
Технические характеристики МКПП ZF-9S1310
Это механическая КПП с 9-ю ступенями переключения скоростей. Она монтируется в горизонтальном положении с левой стороны слева. Угол наклона составляет 3°. Технические характеристики:
На рисунке ниже представлена схема МКПП ZF 9S1310 на КАМАЗ 65115.
Характерные особенности КПП КАМАЗ-65115 и преимущества
Перечислим главные особенности коробки переключения передач на КАМАЗ-65115:
Одним словом коробка переключения передач ZF 9S1310, устанавливаемая на грузовик КАМАЗ-65115, повышает ходовые характеристики транспортного средства.
Чтобы коробка передач работала длительное время стабильно и безотказно, необходимо соблюдать определенный ряд условий:
Ниже читатель узнает, как ухаживать за коробкой передач, чтобы она работала как можно дольше и максимально выработала свой производственный ресурс.
Замена трансмиссионной жидкости коробки переключения передач
Первая замена масла на новой коробке выполняется после 1500-5000 км пробега. В дальнейшем, если водитель использует рекомендованную производителем коробки жидкость, менять масло можно после пробега в 90-120 тыс. км. Или не реже 1 раза в год.
Масло следует менять сразу после долгой езды, пока оно еще теплое и имеет достаточно жидкую консистенцию, чтобы полностью вытечь. При этом следует быть осторожным, так как горячие металлические детали коробки могут вызвать ожог водителя или механика.
Необходимо приготовить емкость для слива жидкости и выкрутить сливную пробку. Дождаться, пока жидкость не вытечет из коробки. Резьбовые пробки промыть и высушить, заменить уплотнительное кольцо и затянуть динамометрическим ключом.
Затем через заливное отверстие залить масло в картер вплоть до горловины и закрутить подготовленную и очищенную заранее пробку.
Проверка сцепления КПП КАМАЗ-65115
Правильная работа сцепления, его правильное разъединение и включение зависимых от него механизмов, передающих мощность на валы прицепов или навесного оборудования, влияют на работу синхронизаторов и коробки переключения передач.
Проверить, как разъединяется сцепление, можно так. Запустить двигатель на холостом ходу и нажать на педаль сцепления. Примерно секунд через 15 медленно включить заднюю скорость. Если при этом появляется скрежет в зацеплении шестерен механизма, переключающего передачи, необходимо проверить сцепление. Скрежет издают кулачки включающей муфты.
Удаление лишнего воздуха для снижения давления
Нагрев механизмов и трансмиссионной жидкости приводит к расширению этой жидкости и возрастанию давления, которое регулярно необходимо снижать, стравливая воздух через воздушный клапан. Для этого необходимо следить за чистотой и работоспособностью сапуна. При этом нельзя сапун обливать водой с целью удаления грязи. Попадание воды в систему способно привести к коррозии узлов. Также не следует закрывать сапун пластмассовым колпачком.
Уход за компрессорной установкой
Работу пневматических систем коробки переключения передач на КАМАЗ-65115 обеспечивает компрессорная установка. В накопителях, где хранится накачанный воздух, образуется конденсат, попадающий туда из атмосферы. Вместе с влагой туда попадает и пыль, с течением времени образуется ржавчина. В конечном итоге процессы доходят до рабочих цилиндров и клапанов.
Чтобы этого не происходило, воздушный накопитель следует обезвоживать каждую неделю. А зимой выполнять процедуру ежедневно, так как наличие воды в баллонах может привести к разрушению механизмов. Одновременно с ресивером обезвоживанию подлежит и фильтр сжатого воздуха, если водоотделитель в нем не работает автоматически.
При соблюдении правил эксплуатации и при своевременном выполнении профилактических мероприятий коробка передач КАМАЗ-65115 способна прослужить дольше заявленного производителем срока.
КПП подлежит осмотру и диагностике, если при смене передач наблюдаются рывки, а разгон занимает больше времени, чем обычно. С этой целью коробку придется снять и разобрать, осмотреть валы и шестерни, состояние муфт и других механизмов. А эту работу в большинстве случаев лучше доверить профессионалам.
Конструктивные особенности коробки передач ZF 9S1310
Коробка передач ZF состоит из следующих конструктивных элементов:
Девятиступенчатая коробка передач ZF 9S1310 на КАМАЗ-65115 оснащена дополнительным насосом для рулевого управления, который запускается приводом от ведущих колес и обеспечивает работоспособность жидкостного усилителя, отвечающего за управление рулевым механизмом в случае отказа основного насоса ГУРа.
В конструкцию КПП КАМАЗ-65115 включено четырехдиапазонное устройство с синхронизацией, оборудованное реверсом и пониженной ступенью. Синхронизатор состоит из собственного корпуса, в котором встроены:
Ступени удваиваются за счет планетарного демультипликатора, для переключения которого в машине встроен отдельный узел. Низшая ступень демультипликатора работает с 1-4 диапазонами, верхняя ступень — с 5-8 диапазонами. Таким образом получается 8 скоростей для движения вперед и 9-ая ступень, оснащенная реверсом, обеспечивает движение назад. Понижающая передача содержит специальные муфты кулачкового типа.
Переключение скоростей может быть двух типов: каскадное или двойное. При каскадном схема переключения передач у грузового автомобиля КАМАЗ-65115 выглядит так.
При двойном переключении выглядит следующим образом (отображено на рисунке ниже).
Скорости переключаются рычагом переключения скоростей.
Подробнее об эксплуатации и обслуживании
Значительная часть неисправностей МКПП может быть вызвана и игнорированием правил обслуживания агрегата. К примеру, поломки шестерен, валов, подшипников, а также шлицевых соединений, муфт синхронизаторов могут быть вызваны:
Избежать поломок достаточно просто, хотя и стоит учитывать, что периодически они все равно будут случаться – с элементов коробки передач никто не отменял. К примеру, рано или поздно геометрия шестерен будет сильно изменена, что скажется на работе всего агрегата. Процесс является необратимым. Грамотному автолюбителю стоит помнить о том, что:
Механические коробки передач являются лидерами по максимальному сроку службами в сравнении с другими видами агрегатов трансмиссии. Более того, они являются абсолютными лидерами по пробегу от ремонта до ремонта. Само обслуживание коробки и покупка деталей обходится – автолюбители лишь важно обращать внимание на квалификацию и профессионализм ремонтников, которые будут заниматься обслуживанием, а также на качество приобретаемых комплектующих для ремонта.
Последний момент, на котором стоит заострить внимание: выбор и заливка трансмиссионного масла. В подавляющее большинство механических коробок передач заливают масла классов API GL-1 и GL-4. В случае, если автомобиль является грузовым, то подойдет API GL-2 и GL-3. Если трансмиссионный узел имеет большую загруженность, подойдет API GL-5. Отдавать предпочтение стоит маслам от известных производителей. Также сверяйтесь с рекомендациями от автоконцерна и регламентом замены смазочного материала. Стоит внимательно изучить мануал к вашему авто и уже после подбирать трансмиссионное масла. Вместе с заменой масла в коробке передач стоит также заменить и масло в редукторном узле. Помните: в МКПП и АКПП заливают разные масла и они не являются взаимозаменяемыми.
Подробнее о трехвальной коробке передач
Теперь вернемся к вопросу числа валов, который мы затронули в одном из разделов выше. М КПП бывают двух- и трехвальными. Для начала разберем трехвальную «механику», а затем вернемся к двухвальной. К основным элементам агрегата отнесем:
Ведущий вал трехвальной МКПП имеет шлицы, обеспечивающие соединение с ведомым диском сцепления. Крутящий момент, получаемый от ведущего вала, передается через соответствие шестерни, которые сцепляются с ним.
Промежуточный вал всегда располагается параллельно ведущему валу. На нем расположен блок шестерен, одна из которых и должно быть сцеплена с параллельно расположенной шестерней ведущего вала. Что касается ведомого вала, то он находится на одной оси в ведущим. Это возможно благодаря использованию торцевого подшипника на ведущем валу, в который также входит . При этом блок шестерен последнего не имеет жесткого крепления и может вращаться свободно. При этом шестерни промежуточного и ведомого вала, так же как и шестерни ведущего, находятся в постоянном зацеплении.
Читатель наверняка догадался, что между шестернями ведомого вала устанавливаются синхронизаторы, иначе называемые . Их работы основана на выравнивании угловых скоростей шестерен за счет сил трений. Синхронизаторы закреплены на ведомом валу, однако они могут двигаться по вдоль вала благодаря шлицевому соединению. В современных агрегатах синхронизатором оснащена каждая из передач.
В трехвальной коробке передач механизм подключения находится прямо в корпусе агрегата. Он представляет собой совокупность рычага управления и т.н. ползунов с вилками. В тандеме с этим механизмом работает и устройство блокировки. Управляется все механизмы дистанционно, т.е. посредством манипуляций с рычагом переключения передач, который выведен в салон автомобиля.
Устройство механической коробки передач
Механическая КП конструктивно состоит из картера, валов с шестернями, механизма переключения передач, синхронизаторов и рычага. Типы валов: первичный, вторичный, промежуточный и дополнительный (в трехвальных КП). Связь первичного вала с коленвалом мотора осуществляется через комплект сцепления – пару дисков, маховик и выжимной подшипник.
Механическая коробка передач относится к т.н. ступенчатым коробкам – крутящий момент в ней меняется по ступеням (передачам). Для изменения ступени необходимо взаимодействие пары шестерен. Благодаря такому взаимодействию на ступенях изменяется передаточное число, т.е. обеспечивается изменение угловой скорости и крутящего числа.
Передаточное число – это отношение числа зубьев, находящихся на ведомой шестерне, к числу зубьев на шестерне ведущей. Если передаточное число будет больше единицы, передача является повышающей, а вот если меньше – то понижающей. В случае коробки передач чем больше передаточное число, тем ниже ступень. Если ступень является высшей, то передаточное число будет для данного агрегата. Сегодня наибольшее распространение имеют такие коробки передач:
Существует и агрегаты с меньшим или большим числом ступеней, однако их распространенность невелика. Другое дело – конструкции. Выделяют двух- и трехвальные коробки передач. Двухвальными МКПП оснащают переднеприводный легковой транспорт, тем временем как трехвальными – . К этому мы еще вернемся, а пока предлагаем в подробностях изучить устройство механической коробки передач.