Содержание
Видео «Почему контроллер ЭСУД не выходит на связь при проверке»
Из видео, размещенного ниже, вы можете узнать, по каким причинам между контроллером ЭСУД и ноутбуком может отсутствовать связь при проведении диагностики (автор ролика — канал Billye espada).
https://youtube.com/watch?v=1lJi62o1ALk%3Frel%3D0
На грузовиках устанавливается магнитола 24 Вольта, так как именно такое напряжение бортовой сети на этих автомобилях. Обзор популярных моделей устройства, с рекомендациями по выбору и инструкцией по подключению, вы найдете далее в статье.
Чтобы электрооборудование автомобиля работало в нормальном режиме, в бортовой сети авто всегда должно быть номинально установленное напряжение. Его скачки могут привести к возможным замыканиям в электропроводке, что спровоцирует выход из строя тех или иных электронных устройств и оборудования. Какое должно быть напряжение в бортовой сети автомобиля и как его увеличить — читайте ниже.
Цена автомагнитол зависит от производителя, класса устройства, функционала. Аппараты одного класса почти не отличаются техническими характеристиками.
1. Ролсен RSR-102B24 (цена от 1350 руб.)
2. S UPRA SFD-1224U (цена от 1800 руб.)
3. J VC KD-Ree (цена от 3990 руб.)
4. Пионер AVH-X4600 (цена от 14000 руб.)
5. RedPower 18068 HD (цена от 30 000 руб.)
6. U SB URAL RU/MP3-219SA (цена около 3300 руб.)
Электронный блок управления представляет собой один из основных компонентов автомобиля, поскольку он, по сути, является его «мозгами». Благодаря этому девайсу осуществляется множество различных процессов, обеспечивающих нормальную работу в целом, но как и любое другое устройство, ЭБУ может выйти из строя. Подробнее о том, как проверить ЭБУ на работоспособность и в каких случаях это необходимо — читайте ниже.
В эпоху смартфонов и прочей цифровизации сложно поверить, что еще недавно автомобиль был способен ездить без микропроцессоров и тачскринов. Наверное, поэтому любые простые действия при обслуживании машины кажутся ошибочными. Типичный пример — оценка состояния аккумуляторной батареи.
Современная батарея по сути не очень далеко ушла от своих прабабушек. Простейшим показателем ее состояния остается легкость пуска мотора. Если он оживает за доли секунды, а световые приборы при этом не притухают, как на поверженном Терминаторе, то и повода для беспокойства нет. Другое дело, если коленвал проворачивается с явным трудом — значит, пора что-то делать.
Первым делом надо взять в руки тестер.
Почему падает напряжение?
Чтобы знать, как увеличить напряжение в электроцепи авто, необходимо разобраться в причинах:
https://youtube.com/watch?v=ZQVWDITkiG4%3Frel%3D0
Какое должно быть нормальное напряжение в бортсети? Напряжение в бортовой сети автомобиля 12 В должно составлять 14.2-14.4 Вольта. Это касается всех транспортных средств, начиная от Запорожцев и заканчивая Гелендвагенами. Такой параметр должен быть при запущенном двигателе под нагрузкой.
Если наблюдается просадка напряжения, вызванная недостаточным зарядом аккумулятора на 12 вольт, то при включении, например, оптики, этот параметр будет ниже 14 вольт. Все потому, что обмотка возбуждения генераторного устройства питается от батареи посредством обратной связи. И если АКБ будет не до конца заряжена, в сети не сможет быть обеспечен оптимальный ток обмотки и нормальная работа генераторного устройства.
Это проявляется при активации наружного освещения и сопровождается общей потерей мощности электроцепи. Освещение может быть тусклым при езде на холостых оборотах, а когда водитель дает газу, свет стабилизируется до нормального. Поэтому диагностика АКБ должна осуществляться не по напряжению при запуске двигателя, а по параметру плотности электролита. Это позволит не допустить разности показаний между электродвижущей силой батареи и ее током.
Отметим, что напряжение бортовой сети автомобиля может изменяться в зависимости от климатических условий региона, в которых эксплуатируется автомобиль. Если авто было пригнано с юга, а вы живете на севере, то незначительное падение данного показателя в электроцепи авто допускается. Если на автомобиле используется частично разряженная батарея, ее необходимо заряжать, иначе весь заряд быстро снизится и АКБ будет неработоспособной. Если на авто используется старая батарея, со временем в ней может начать рассыпаться активная масса из пластин и внутри конструкции может произойти короткое замыкание. А это станет причиной потери емкости, то есть возможности сохранять зарядку аккумулятора.
Бортовое напряжение в сети транспортного средства должно составлять от 14.2 до 14.4 вольт при включенном двигателе и активированных потребителях энергии. Диагностика этого показателя должна осуществляться на клеммах батареи, а не на выводах генераторного устройства.
https://youtube.com/watch?v=RyjS1yPhh3E%3Frel%3D0
Самая простая акустическая система любого автомобиля состоит из двух колонок и магнитолы. Для получения качественного воспроизведения необходимо дополнительно установить внешний усилитель мощности, сабвуфер и несколько колонок. Управление всеми устройствами осуществляется с помощью автомагнитолы.
Наибольшим спросом пользуется техника таких компаний как: JVC, Pioneer, Sony и Alpine. Если больших требований к звуку нет, то можно установить ресиверы ниже в ценовом диапазоне по сравнению со знаменитыми компаниями: Prology, SUPRA, Mystery, Prology, SUPRA. Если устанавливать качественную акустическую систему, то все компоненты должны относиться к одному классу. Дорогая магнитола и дешевые колонки не создадут качественный звук.
Выбирая автомагнитолу, следует учесть следующие характеристики:
Распространенные неисправности ЭБУ и их причины
Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в таком случае столкнется с необходимостью проведения диагностики, чтобы точно определить неисправность блока, поскольку в большинстве случаев эти устройства ремонту не подлежат. Как показывает практика, даже специалисты обычно не берутся за ремонт девайса, а просто меняют его на новый. Но в любом случае, перед тем, как попрощаться с ЭБУ, необходимо тщательно разобраться в том, по каким причинам он вышел из строя.
Контроллер электронной системы управления мотором российского производства
По мнению многих электриков, с которыми мы консультировались при написании этого материала, основной причиной выхода из строя блока являются скачки напряжения в бортовой сети. Перенапряжение же обычно появляется в результате короткого замыкания одного или нескольких соленоидов.
Но это — только одна из самых распространенных причин, по факту их значительно больше:
Плата электронного блока в снятом виде
В любом случае, по какой бы причине девайс не вышел из строя, проведение ремонта или его замена должны осуществляться после того, как будет выполнена полная диагностика модуля. Необходимо также помнить, что характер поломки может сообщить о возможных неисправностях, присутствующих в работе других систем. Если эти неисправности не будут устранены, это приведет к тому, что новый девайс также выйдет из строя.
Если нет связи с ЭБУ и девайс по каким-то причинам отказывается, автовладелец может заметить это по таким симптомам:
https://youtube.com/watch?v=de8_4p4rpgU%3Frel%3D0
Видео «Установка магнитолы на КамАЗ»
Как подключить автомагнитолу 12 В на КамАЗе с использованием преобразователя, демонстрируется в этом ролике (автор видео — Андрей В).
https://youtube.com/watch?v=0p-fGQ5WFDo%3Frel%3D0
Как самостоятельно осуществить диагностику блока?
На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — это сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, произвести проверку своего блока не так просто, но имея теоретические знания, их вполне можно применить на практике.
Необходимые инструменты и оборудование
Чтобы проверить работоспособность модуля самому, нужно будет выполнить ряд действий для подключения к ЭБУ.
Для выполнения проверки вам потребуются следующие устройства и элементы:
Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»
1. Ноутбук для проверки
2. Адаптер для подключения
3. П О KWP_D для диагностики
Процедура диагностики электронной системы управления рассмотрена ниже на примере модуля Бош М 7.9.7. Эта модель блока управления является одной из наиболее распространенных не только в отечественных машинах ВАЗ, но и на авто зарубежного производства. Также нужно отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.
Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:
https://youtube.com/watch?v=RZlPZUDKyw8%3Frel%3D0
Но такой вариант проверки наиболее актуален, если компьютер видит блок. Если же у вас возникли проблемы с подключением к нему, то вам потребуется электрическая схема устройства, а также мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно купить в любом тематическом магазине, а электросхема контроллера ЭСУД должна быть в сервисном мануале. Саму схему нужно наиболее внимательно изучить, это потребуется для проверки.
В том случае, если контроллер ЭСУД будет указывать на определенный блок, а не демонстрировать беспорядочные данные, то в соответствии со схемой его нужно найти и прозвонить. Если точной информации нет, то единственным выходом будет диагностика всей системы, как мы уже сказали выше, одной из основных неисправностей считаются пробои.
После того, как пробой будет найден, необходимо произвести проверку сопротивления и точно выявить, в каком месте зафиксирован кабель. Вам нужно будет припаять соответствующий новый провод параллельно старому, если причина кроется в пробое, то эти действия позволят устранить неисправность. Во всех других случаях проблему смогут решить только квалифицированные специалисты.
Терминология
В инструкциях многие непривычные термины и аббревиатуры имеют довольно странные толкования, вызванные как плохим машинным переводом, так и неграмотностью составителей.
Обзор лучших моделей
Автомагнитолами 24 Вольта оборудуют грузовой автотранспорт, автобусы, а также другие транспортные средства, бортовая сеть которых выдает 24 В. Преимущество этих устройств перед магнитолами 12В в том, что нет необходимости в установке дополнительных специальных преобразователей, снижающих напряжение. Применение трансформаторов влияет на качество звучания. С течением времени они часто перегреваются и выходят из строя. Кроме того, преобразователи отрицательно влияют на аккумулятор.
Ниже приведены несколько моделей автомагнитол 24 вольта.
Данный аппарат имеет возможность читать SD-карты памяти, благодаря наличию соответствующего разъема. Также есть ISO-разъема. Придает устройству привлекательный внешний вид хорошая подсветка. К недостаткам можно отнести отсутствие кнопки, приглушающей звук, ненадежность крепления некоторых пластмассовых деталей.
Автомагнитола оснащена монохромным экраном, USB-портом. На передней панели есть аудио вход. Типоразмер стандартный — 1 DIN, максимальная мощность — 4х50 Вт. Питание от сети напряжением 12 В или 24 В. Радиотюнер может принимать до 30 станций в диапазоне FM/AM. Есть пульт дистанционного управления (автор видео — Андрей Гор).
https://youtube.com/watch?v=iyvz1afSxPE%3Frel%3D0
Данное устройство китайского производства имеет гарантийный срок 1 год. Низкая стоимость позволяет использовать автомагнитолу в качестве временного проигрывателя. Оснащена портом USB, возможно чтение карт памяти и воспроизведение информации с различных носителей. Имеется подсветка синего цвета, типоразмер — 1 DIN. Для питания необходимо напряжение 24 В.
Встроенный усилитель имеет выходную мощность 4х45 Вт. Экран – монохромный. Устройство оснащено радиотюнером, запоминает до 18 станций FM. Есть проигрыватель MP3. Разъем USB находится на панели впереди, что облегчает подключение различных гаджетов.
Индийская магнитола с поддержкой русского языка имеет стандартный типоразмер 1 DIN, читает диски CD/MP3, есть разъем для USB. Передняя панель снимается. Есть трехполосный эквалайзер, поддерживает Айфон/Айпод и другие устройства. Плюсом устройства является наличие блютуза, поддержка тегов ID3. В автомагнитолу встроен радиотюнер RDS. Монитор монохромный.
Это устройство высокого класса является мультимедийной станцией с увеличенным типоразмером 2 DIN. Автомагнитола оснащена ЖК дисплеем WVGA с диагональю 7 дюймов. Экран подсвечивается. Есть порт USB, воспроизведение CD/MP3/DVD дисков и другое. Среди плюсов можно назвать наличие режима IPP радио. Габариты: высота – 100 мм, ширина — 178 мм, глубина – 157 мм. На передней панели находится мини-джек AV, AUX. Есть радиотюне RDS. Управление осуществляется с рулевого колеса. Поддерживает Айподы/Айфоны, работает с платформой Андроид. Аппарат оборудован отдельным выходом на сабвуфер.
RedPower 18068 HD
Данное устройство входит в высокий ценовой сегмент. Устанавливается штатно на Мерседесы. Аппарат легко устанавливается на штатное место. Для подключения используется оригинальная проводка. Имеет типоразмер 2 DIN.
Оборудована магнитола Hi-FI аудио системой, мультитачным монитором с диагональю 8 дюймов, GPS/Глонасс-навигатором и многим другим. Есть возможность чтения с носителей MP3/CD/DVD, встроенный радиотюнер RDS. Управлять можно с помощью инфракрасного пульта управления или кнопками на рулевой колонке. Есть линейные входы с отдельным выходом на сабвуфер и USB разъем (автор видео — Redpower Evgeny).
https://youtube.com/watch?v=G0oTyaTPkII%3Frel%3D0
Перечисленные автомагнитолы 24 Вольта для грузовиков можно устанавливать самостоятельно. Перед установкой следует внимательно изучить инструкции, как установить и подключить магнитолу на 24 Вольта.
О чем говорит напряжение
То же самое, по сути, делают и специальные тестеры, которые мы взяли на проверку. Они помогают измерять напряжение на клеммах АКБ, но кроме того пытаются косвенным образом оценить токи холодной прокрутки, заряд, ресурс и тому подобное. Встроенная электроника пробует оценить внутреннее сопротивление батареи, создавая для нее пиковые миллисекундные нагрузки и экстраполируя полученные результаты для вынесения вердикта. Полноценной нагрузки по стандарту при оценке пускового тока при этом не создается.
Кстати, это видно по проводам и «крокодилам», соединяющим прибор с батареей. Провода заметно толще, чем у обычного электротехнического тестера, но до хороших «прикуривающих» явно недотягивают. В результате такого эрзац-теста нельзя гарантировать, способна ли батарея выдать заявленный ток на практике: дается лишь косвенная оценка.
Как повысить ?
Падение и слишком низкое напряжение бортовой сети может быть обусловлено разными причинами. Перед тем, как увеличить напряжение в сети с 5 до 12 Вольт, необходимо убедиться в том, что автомобильный генератор функционирует в нормальном режиме. Если проседание энергии обусловлено неправильной работой, то необходимо произвести демонтаж и ремонт устройства, заменив вышедшие из строя механизмы на новые.
Часто данный параметр падает из-за разряженного аккумулятора, тогда возможно, есть смысл его продиагностировать — проверить на наличие трещин, заменить электролит или правильно зарядить. В плане зарядки необходимо учитывать определенные моменты — процедура должна осуществляться с использованием только рабочего зарядного устройства с соблюдением всех правил и нюансов. Подробно эти моменты описаны в статье.
Установка диода в цепь генератора
Если показатель в электроцепи падает, но это не связано с работой генератора или батареи, то своими силами можно осуществить его повышение. Задача заключается в том, чтобы «обмануть» регулятор генератора и заставить его «думать», что в бортовой сети авто еще более низкое напряжение, чем есть на самом деле. Сделав это, генераторное устройство будет восполнять необходимый запас мощности, чтобы выполнить эту задачу, в цепь питания узла необходимо добавить диод. В частности, он должен быть установлен так, как на фото.
Перед тем, как поднять напряжение, которое падает, учтите — важно соблюдать полярность при установке диода. Если полярность будет спутана, ничего не произойдет, но узел не сможет давать нужный заряд. Отметим, что диод должен быть рассчитан на ток не меньше 5 Ампер. Поскольку в процессе работы генераторного узла диод будет нагреваться, оптимальным будет его монтаж на радиаторе.
При выборе диодного элемента необходимо учитывать один нюанс — для германиевых деталей показатель падения напряжения составит около 0.3-0.7 вольт, а для кремниевых — от 0.8 до 1.2 вольт. Это именно то значение, на которое увеличится напряжение в электроцепи. Учитывайте этот момент при выборе, он определит конечный результат. Если напряжение в бортсети падает до 1.2 вольт, а вы будете использовать повышающий диод на 0.3 вольта, то смысла от повышения мощности бортсети будет мало.
При монтаже диодного элемента необходимо сделать так, чтобы провод от него не был установлен внатяг, это будет не совсем удобно. Оптимальным вариантом будет увеличить длину кабеля приблизительно на 2 сантиметра от диода. Так его будет легче вмонтировать в разъем реле напряжения генераторного устройства, а при необходимости демонтажа это будет сделать легче.
Испытания
Работоспособность приобретенных устройств мы проверяли как на редакционном Ларгусе, так и на отдельных АКБ — заведомо исправной и полуживой. Спросить у тестеров, что делать с батареей, у которой на клеммах 12,3 В, было особенно любопытно.
Пошаговая инструкция по подключению
Проблема установки автомагнитолы в грузовом транспорте состоит в том, что производители предусмотрели выход для подключения проигрывателя напряжение 24 В. Большинство выпускаемых магнитол для автомобиля рассчитаны на 12 В. Найти аппарат на 24 В довольно сложно, тем более, если выбирать с определенными характеристиками. Выход есть. Главное, иметь инструкцию по подключению своими руками магнитолы на 12 В к бортовой 24-вольтной сети.
Если принято решение об установке на грузовик 12-вольтового аппарата, можно выбирать любую понравившуюся модель.
Есть два выхода:
Для установки магнитолы на грузовой автомобиль нужно приготовить следующие инструменты и материалы:
Чтобы не ошибиться при подключении, следует иметь под рукой электрическую схему подключения. Обычно она прилагается к комплекту для установки.
Перед монтированием нужно изучить крепление, которое предусмотрено для магнитолы. Большинство проигрывателей стандартных размеров с креплениями, отвечающими стандартам ISO. Если разъемы в кабине и на магнитоле соответствуют друг другу, монтаж занимает не более 10 минут. Правда, если проведена проводка от аккумуляторной батареи, антенны, массы и акустической системы.
При использовании аппарата на 12 В нужно включить в сеть преобразователь тока, подсоединить все разъемы, и можно наслаждаться музыкой. Если разъемы не совпадают, то нужно будет купить соответствующие переходники.
Перед тем как отправляться за покупкой магнитолы, нужно заранее сфотографировать разъем, в который ее нужно будет подключать. Если не получиться найти аппарат с нужным разъемом, продавец подберет необходимый переходник. Часто переходник ISO идет в комплекте с проигрывателем.
Альтернативный вариант – замена разъемов. Это осуществить просто, если провода по цвету соответствуют маркировке. Сначала отсоединяется положительная клемма от АКБ. Затем последовательно по одному, чтобы не запутаться, откусывается провод от прежнего разъема и соединяется с новым проводом. Чтобы контакты были надежными, а музыка звучала качественно, жилки проводов следует не скручивать, а паять.
Места соединений необходимо хорошо заизолировать. Вместо изоленты можно использовать разноцветные кембрики (термоусадочные трубки). Провода продеваются в кембрик, соответствующий по цвету, и нагревают. При нагреве трубка уменьшается в размерах, плотно обтягивая провод и надежно изолируя его.
Если маркировка проводов по цвету отличается, это усложняет замену разъема. В этом случает нужно будет воспользоваться тестером. С его помощью выполняется прозвон проводки. Может понадобиться протянуть дополнительные провода.
Отсутствие проводки для подключения автомагнитолы встречается редко. Если ее нет, придется монтировать своими руками. Для этого покупать проигрыватель нужно с комплектом проводов. Длина проводов зависит от конкретной модели авто. Протягивая провода, следует следить, чтобы они не провисали, но и не были сильно натянуты.
В качестве питающего провода от аккумулятора нужно использовать многожильный медный провод. Для подключения компонентов акустической системы используются специальные провода. На тыльной стороне автомобильной магнитолы обычно присутствует маркировка, которая указывает назначение проводов и разъемов. Питающий плюсовой провод подключаемого устройства должен быть желтого цвета. Его подключают к положительной клемме АКБ или к соответствующему проводу, который протянут в кабину.
Нельзя подключаться к прикуривателю.
Провод на массу черного цвета крепят с помощью винта. Далее подключается провод красного цвета к замку зажигания. При повороте ключа в замке по этому проводу будет подаваться питание. Магнитола включается в зависимости от положения ключа.
Выполнив присоединение силовых проводов, можно протягивать провода, и подсоединять колонки. Чтобы правильно сделать подключение, нужно обращать внимание на полярность, иначе звук будет искаженным. Пассивная антенна подключается в предназначенное для нее гнездо. Чтобы подключить активную антенну, к ней нужно протянуть дополнительный провод от соответствующего контакта автомагнитолы. Его можно найти на задней стороны приемника по аббревиатуре AMP, REM или ANT.
Если иметь базовые знания по электротехнике, то подключение магнитолы 24 В можно выполнить самостоятельно. Важно, подключение делать точно по схеме с соблюдением полярности проводов.
Участники
Примерная цена 1100 ₽Ветераны не умирают — и очень хорошо: это единственное устройство в нашей выборке, алгоритм работы которого абсолютно прозрачен. Вольтметр позволяет измерять напряжение хоть под нагрузкой, хоть без нее. А собственно вилка имеет сопротивление 0,1 Ом, что позволяет нагружать проверяемую батарею током примерно 120 А. Вердикт. Древнее, но понятное и недорогое устройство.
Примерная цена 3800 ₽Питание — от проверяемой батареи. Напряжение должно составлять от 7 до 15 В, но не более 18 В. Замеры следует проводить на АКБ, отключенной от бортсети. Прибор не русифицирован. Измеряет только параметры батареи без стартера и генератора. По косвенным признакам прибор высчитывает предположительные значения тока холодной прокрутки и оценивает ресурс батареи. Итоги испытаний (5 вариантов фраз) — по-английски, что не каждому понятно. Из достоинств отметим солидные зажимы-«крокодилы». Вердикт. Не понравилось.
Примерная цена 15 000₽Устройство типа «2 в 1». Питание от АКБ при ее контроле или от разъема OBD-II, когда работает «диагностом». Может работать как с батареей, установленной на автомобиле, так и вне его. Инструкция жуткая — плохой машинный перевод. Методом тыка продраться сквозь нее можно, но суть проверок понятна заранее: измеряем напряжение в разных режимах и делаем вывод о пригодности батареи. Прибор русифицирован, имеет хороший цветной дисплей. Проверяет систему пуска на время и падение напряжения. Проверяет систему зарядки, измеряет пульсацию. Диагностика ЭБУ автомобиля производится по стандартным протоколам. Добавки информации (PID) по разным маркам автомобилей недоступны. Вердикт. Дорого и неэффективно.
Примерная цена 950 ₽Питание — от встроенной батареи на 9 В типа Крона. Не является прибором узконаправленного автомобильного назначения, а потому, применительно к АКБ, позволяет измерять разве что напряжение на клеммах. Однако в подавляющем большинстве случаев этого вполне достаточно, особенно для неопытных пользователей. Вердикт. Рекомендуем всем.
Примерная цена 1100 ₽Питание — от АКБ. Тестирование предлагается проводить на автомобиле. Фактически прибор работает как простейший вольтметр на разноцветных светодиодах. Пожелание для проверки «стартовой способности» отключить катушку зажигания звучит, по меньшей мере, несерьезно — это совет из прошлого тысячелетия. Зажимы-«крокодилы» не налезают на клеммы батареи. Вердикт. Примитивная игрушка.
Примерная цена 11 500 ₽Питание от АКБ. Позволяет проводить тестирование как на автомобиле, так и вне его. Основное отличие от других — распечатка результатов тестирования: сервисмены любят подобные навороты. Оценивает просадку напряжения при пуске, измеряет время пуска и пульсацию напряжения при работе генератора. Выдает до трех чеков — на батарею, на стартер и на генератор. Как дисплей, так и чеки русифицированы. Дисплей цветной, упаковка солидная. Вердикт. Если очень хочется нечто «крутое» — годится.
Примерная цена 9000 ₽Питание — от тестируемой АКБ. Инструкция запрещает подключать тестер к батареям, напряжение которых выше 12 В — это как? Ведь тестер для того и нужен, чтобы оценить хотя бы напряжение! Кстати, он боится несоблюдения полярности. А единицы измерения типа А/ч в инструкции окончательно убеждают в неуважении к потребителю (правильно — А·ч). Не русифицирован. Проверяет работу системы «автомобиль — батарея» при пуске, фиксируя время и просадку напряжения. Позволяет проверять генератор на величину напряжения и наличие пульсаций. Вердикт. Не понравилось.
Выводы
Все приборы выдали разные значения напряжения — от 11,70 В до 12,32 В. Причем точнее других отработал обыкновенный мультиметр, который взяли в компанию как верного служаку — без «высшего образования», но знающего свое дело.
Несмотря на явный разнобой в цифрах, все тестеры заявили, что батарею надо заменить и не мучиться. Уровень заряда все они намерили разный — от 5% до 33%, при этом «состояние здоровья» различалось более чем вдвое — от 21% до 51%. Очевидно, что электронные «мозги» у каждого разработчика мыслят как-то по-своему, в основном выдавая наукообразие за серьезные измерения.
Дорогие тестеры требуют перед замерами ввести заявленные величины емкости и тока, а также стандарт, по которому они измерены. В ходе замеров они оценивают еще и систему заряда батареи, а также величину пульсаций с генератора. А некоторые модели, будучи подключенными в момент пуска к бортовой сети, оценивают и работу стартера.
Из всех испытанных приборов положительно оценим разве что Topdon BT300P, который подтверждает свои умозаключения бумажной распечаткой. Для сервиса — то, что надо.
Также отметим iCartool IC‑106, который не отличается излишней заумностью, и Konnwei BK100, умеющий общаться по смартфону.
Но для простого автолюбителя всё же рекомендуем простой мультиметр типа Navigator или примитивную нагрузочную вилку а‑ля Airline АВТ‑12–02. Их показаний вполне достаточно для того, чтобы оценить состояние АКБ.
Все выводы относятся только к конкретной выборке изделий и не могут служить для суждения обо всей одноименной продукции.
Результаты замеров параметров тестовой «полуживой» АКБ
* Истинное значение напряжения — 12,3 В.