Содержание
Что такое хонингование цилиндров двигателя
Хонингование мотора это завершающая процедура после выполнения капитального ремонта силового агрегата. Она похожа на притирку и полировку, только по сравнению с ними имеет больше эффективности.
Если посмотреть на поверхность цилиндров после выполнения процедуры, то на ней будут четко видны мелкие риски в виде мелкоячеистой сетки. Большинство современных ДВС проходят такую обработку на заводе.
Мастер должен выполнить хонингование так, чтобы направление, частота и глубина рисунка было максимально выверено. Так как это завершающий этап ремонта двигателя, то его производят уже после основных работ, например, если нужна расточка цилиндров для установки поршней с увеличенным диаметром.
После основных ремонтных работ цилиндр имеет красивую идеально гладкую поверхность. Чтобы нанести нужный рисунок, мастер использует тот же токарный станок, что и при расточке с полировкой, только применяет хон – специальную насадку. Она создает требуемую структуру рисунка с нужной глубиной.
После хонинговки пара поршень-гильза будет требовать меньше времени на притирку, чем просто после ремонтной расточки. Вот какие факторы могут свидетельствовать о необходимости в данной процедуре:

Нельзя с точностью сказать, в какой момент двигатель конкретного автомобиля потребует капитального ремонта (этот вопрос рассматривается через призму капиталки, потому что отдельно хонинговать блок цилиндров экономически не оправдано). На это влияет слишком много переменных, например, стиль езды, какое моторное масло и топливо использует владелец транспортного средства, а также других факторов.
Стоит обратить внимание, что все перечисленные признаки являются косвенными. Каждый из них может свидетельствовать так же и о других неисправностях в моторе, системе подачи топлива, турбине и т.д.
Чаще всего подобные проблемы при исправных сопутствующих системах возникают в машинах с большим пробегом – не менее 100 тысяч. За это время в цилиндропоршневом механизме образуется определенная выработка.
Например, расстояние от стенки цилиндра до маслосъемного кольца увеличивается настолько, что масло уже не способно создать масляный клин. По этой причине смазка остается на поверхности, а при контакте с бензином или дизтопливом растворяется, из-за чего воздушно-топливная смесь содержит посторонние вещества. Сгорая, они образуют сизую копоть.

Помимо неприятного выхлопа автомобиль с подобной проблемой значительно сбавляет в мощности из-за низкой компрессии. При выполнении такта выпуска часть отработанных газов просачиваются между кольцами и стенкой цилиндров, попадают в картер двигателя. Так как водитель будет заставлять силовой агрегат работать в привычном режиме, заметно подскочит расход горючего.
Это лишь некоторые причины, по которым потребуется работа по капитальному ремонту агрегата. Когда мастер будет выполнять все нужные процедуры (расточка цилиндра до соответствующего ремонтного размера), можно попросить сделать и хонинговку.
Основное назначение хонингования
Назначение данной операции заключается в следующем. Микрорисунок создает небольшую шероховатость на зеркале цилиндра. Она нужна для того, чтобы смазочный материал задерживался на поверхности.
Всем известно, что масло в цилиндропоршневом механизме нужно для того, чтобы снизить трение между кольцами и стенками цилиндров, а также обеспечить нужное охлаждение деталей при возникновении термических нагрузок.

В силовом агрегате, отработавшем свой ресурс, геометрия цилиндров изменяется, из-за чего снижается производительность мотора. Внутренняя часть цилиндров со временем получает задиры и шероховатость, отличающуюся от изначального параметра, выполненного на заводе.
Эти повреждения устраняются, если расточить цилиндры. Если подобная процедура уже проводилась, то размер цилиндра будет соответствовать уже не первой, а второй ремонтной величине. После того, как операция была выполнена, нужно при помощи хона сделать соответствующие насечки.
Помимо улучшения смазки поверхности цилиндров у хонингования есть еще одна цель. Эта процедура устраняет бочкообразную или конусную форму, если они образовались в процессе увеличения диаметра.
Хонингование мотора обеспечивает максимальную точность шероховатости, что сложнее достигается при помощи полировки или притирки. Чтобы впоследствии подобного ремонта ДВС обладал нужным показателям, размер ячеек и глубина насечек должна соответствовать заводским стандартам. О том, как правильно выполняется процедура, а также о нормах поговорим немного позже.
Что делать, если в моторе появились задиры
Сейчас сосредоточимся на том, возможно ли удалить дефект, если образовалась задира, но без разбора блока цилиндров. Конечно, эту проблему без визуального подтверждения крайне сложно диагностировать. Самым распространенным фактором при этом является потеря мощности и компрессии двигателя. Как уже говорилось, этот симптом также характерен для прогара клапанов или сбоя в топливной системе.

Если все эти причины устранены, но нужного результата не были получены, тогда большая вероятность, что в цилиндре (с низкой компрессией) образовалась задира. Эту неисправность нельзя игнорировать, потому что даже незначительная проблема очень скоро причинит сильный износ пары поршень-цилиндр.
Если задиры еще совсем небольшие
Первое, что можно попробовать сделать, прежде чем приступать к разборке двс, это использовать средство, которое имеет триботехнический состав. Это вещество, которое при определенных условиях на металлической поверхности создает прочную пленку, предотвращая повышение силы трения между поврежденными деталями.

Такие средства добавляются в масло для мотора. Присадка начинает действовать в зависимости от особенностей состава. На сегодняшний день существует большое разнообразие подобных средств. Один из таких составов – Suprotec Active Plus, который изготавливает отечественная компания.
Присадка супротек актив плюс в масло двигателя
Особенность данной продукции заключается в том, что трибосостав актив плюс восстанавливает поверхность, если стенка цилиндра имеет небольшие повреждения (износ не должен превышать несколько десятых доли миллиметра).
Чтобы состав супротек имел положительный эффект, нужно следовать рекомендациям производителя. Если восстановление мотора будет выполняться с нарушением этих требований, вещество не сработает.

Достоинство данной присадки в том, что превышение дозировки не причинит вред агрегату. Правда, и эффекта от нее тоже не будет. По этим причинам нужно серьезно подходить к этому этапу. Если были соблюдены все требования производителя, но желанного результата не наблюдается, значит, проблема более серьезная.
Когда присадки не помогают
Ни одна присадка не поможет устранить крупные задиры. В этом случае потребуется только полная разборка силового агрегата, растачивание цилиндров и последующее хонингование их поверхности. Сам этап нанесения соответствующей насечки не трудоемкий. Сложнее сделать другие ремонтные работы. Единственное важное условие – тот, кто будет выполнять ремонт, должен разбираться в тонкостях особенно завершающего этапа обработки двигателя.

Знания слесарного дела пригодятся для того, чтобы в точности выдержать равномерность и угол наклона образовавшихся насечек. В гаражных условиях для этого используется специальный абразивный ерш. На более профессиональном уровне хон выглядит в виде стержня, который с одной стороны вставляется в патрон токарного станка, а с другой стороны оснащен тремя брусками с соответствующим материалом, способным оставить после себя микроскопические царапинки.
Требования к процессу и оборудованию
Для равномерности насечки требуется плавное движение шлифовальной насадки внутри цилиндра. Если используется токарный станок, то следует наловчиться плавно перемещать кучку патрона. Чаще в гаражных условиях используется специальный ершик. Скорость, усилия и плавность движений уже зависят от физических способностей мастера. Если он неоднократно выполнял подобную процедуру, ему легче будет создать точный рисунок. Но он все равно будет отличаться от эффекта после применения технических средств.
Для выполнения процедуры потребуется уровень и направляющая рейка. Эти приспособления смогут помочь создать равномерный рисунок с правильным углом. Если мастер собьется, он испортит узор, из-за чего ему придется все переделывать.
Еще одним важным условием при хонинговке мотора является стабильная смазка поверхности. Для этого пригодится керосин или его смесь с маслом. Эта жидкость будет смывать мелкую стружку, которая помешает в создании подходящей шероховатости.

После выполнения работ блок нужно помыть при помощи мыльного раствора. Это удалит все мелкие частицы, предотвратив их появление в полостях агрегата после его сборки. После блок нужно высушить и обработать антикоррозионным маслом.
Когда мотор будет собран, прежде чем на него будет даваться привычная нагрузка, должна выполниться приработка цилиндропоршневой группы. Это позволит притереться деталям друг к другу. В этот период двс будет нуждаться в более щепетильном подходе к замене масла и использованию качественного топлива.
Для более щадящей притирки можно воспользоваться тем же триботехническим веществом Супротек плюс. В некоторых случаях хонинговку можно выполнить без расточки цилиндров. Если повреждения незначительны, и достаточно только этой операции, мотор можно даже не снимать с машины.
Технология хонингования цилиндров
Весь процесс проходит в две фазы. Во время первой используется более крупный абразив. Этот этап называется черновым. Финишный этап требует уже мелкозернистого инструмента. Он одновременно доводит поверхность цилиндров до идеального соотношения гладкости и шероховатости.
Раньше для данного процесса использовались керамические абразивы, закрепленные на брусках. На сегодняшний день зарекомендовали себя алмазные аналоги. Причина тому – большая устойчивость материала к длительной механической нагрузке.

Современное оборудование оснащается хонами, которые способны изменять диаметр. Такая технология позволяет избежать расточки цилиндров на токарных станках. После выполнения обработки диаметр цилиндра может незначительно измениться, но в допустимых ремонтных пределах.
Немного внимания следует уделить обработке двух разных типов двигателей. Ремонт гильзовых модификаций немного отличается от идентичной процедуры для безгильзовых аналогов.
Безгильзовые двигатели
Проще всего хонинговать классические безгильзовые моторы. Для этого блок демонтируется и устанавливается на станок. Корпус зажимается, на хоне выставляется требуемый параметр и подводится охлаждающая жидкость.
В зависимости от того, какой инструмент используется, а также до каких пределов нужно выполнять обработку, время на операцию будет отличаться. Мастеру важно убедиться, что патрон будет перемещаться в строго вертикальном направлении, а блок закреплен максимально прочно, чтобы он не шатался.

Результат хонинговки контролируется нутромером (инструмент, который замеряет внутренний диаметр по всей длине изделия). В более серьезных мастерских даже используются приборы, определяющие уровень шероховатости обработанной поверхности.
Гильзовые двигатели
Особенность таких моторов в том, что капитальный ремонт в них немного упрощен. Автовладелец приобретает комплект гильз для блока конкретного силового агрегата. Важно убедиться, что эти запчасти прошли процесс хонингования. В противном случае изделие не прослужит длительное время.
Когда покупается подобная продукция, изготовитель может заверять, что изделие готово к монтажу, и его не нужно подвергать дополнительной обработке. Так как капиталка двигателя – дорогостоящая процедура, лучше в этом лично убедиться. Нужно попросить мастера проверить, действительно ли на заводе-изготовителе были соблюдены все параметры для данного типа изделий.

Для обработки гильз в мастерской должен быть специальный зажим, напоминающий корпус блока цилиндров. Он фиксируется на станине станка с соответствующей силой затяжки болтов, чтобы не повредить сами гильзы, но при этом не позволить их смещение.
Обработка новых гильз проводится в четыре этапа:
- Снимается черновой слой металла (в некоторых случаях их растачивают);
- Хонингование абразивом с зерном 150;
- Аналогичная операция с меньшим зерном (от 300 до 500);
- Очистка поверхности от металлической пыли при помощи нейлоновых щеток с применением пасты, в состав которой входят кристаллы кремния.
Последствия задир и варианты решения
Вот основные последствия, если в двигателе образовались задиры:
Неисправность: | Симптом: | Возможный вариант решения: |
Образуется сильный угар масла из-за того, что маслосъемные кольца не удаляют избыток смазки | Машина стала брать много масла (в запущенном варианте до литра на 1 тысячу км.) | Воспользоваться присадкой от Супротек Active Plus;Если средство не помогло, придется начинать капитальный ремонт ДВС |
Еще больше повысился угар смазки из-за того, что оно смешивается с воздушно-топливной смесью и сгорает в цилиндре | Помимо повышения расхода смазочного материала из выхлопной трубы будет обильно выделяться сизый дым | Залить в масло трибосостав;При небольших задирах ситуацию изменит хонингование без демонтажа агрегата |
Нарушена плотность поршневой и цилиндровой пары | Холостые обороты «плавают» | Если исправна топливная система, зажигание и нет ошибок в блоке управления, это явный признак появления задир. На начальных этапах поможет присадка Актив Плюс, в более запущенных – потребуется расточка и последующая хонинговка |
Выхлопные газы прорываются в картер | Увеличился расход горючего (для поддержания мощности на прежнем уровне потребуется сильнее нажимать педаль газа и раскручивать коленвал) | В некоторых случаях могут помочь средства с триботехническим составом. Однако сопутствующие неисправности (например, прогар поршня) потребуют полной или частичной разборки мотора. По-другому невозможно точно установить причину потери мощности. |
Хотя хонингование мотора можно выполнить в домашних условиях при помощи дрели и самодельных станков, качество такой процедуры будет желать лучшего. После такой обработки в моторе быстрее образуются задиры, что сократит интервал между капитальным ремонтом силового агрегата.
Так как капиталка ДВС тоже имеет свои ограничения по количеству идентичных работ, хонингование лучше доверить специалистам, работающим на современном оборудовании. Электроника выполнит более тонкую обработку, чем метод «на глаз».
Для сравнения, посмотрите, как проходит процесс прямого хонингования цилиндров до ремонтного размера на современном оборудовании:
Вопросы и ответы:
Для чего нужно хонингование? Это нужно, чтобы снизить шероховатость на стенках цилиндров. Также оно нужно, чтобы ускорить приработку поршневых колец. Хонинговка увеличивает срок эксплуатации ДВС после капиталки.
Что такое Хонинговка блока? Это процедура, в процессе которой на стенки цилиндров наносится мелкая сеточка. Она обеспечивает задержку моторного масла, что улучшает смазку поршневых колец и стабилизирует масляный опор.
Геймплей: ничего нового, только хорошо забытое старое
Сама игра никак не удивит тех, кто уже играл в подобного рода жанр: вы выбираете героя из огромного списка, которые разделены на три категории:
- ловкач;
- интеллект;
- силовики.
Каждый герой имеет определенную цель на игровой карте: кто-то ходит в мид, кто-то фармит лес. Если вы берете силовика, то вам придется брать на себя основной урон, персонажи в категории интеллект – это поддержка.
Каждый герой имеет четыре способности: 2 активные, одну пассивную и одну ульту. Стандартная картадве стороны, три дороги, две базы и две команды по пять героев.
Тут, как и в доте, от каждой базы идут крипы, которые берут на себя основной башенный урон и отвлекают крипов противника. Да и цель тут такая же – уничтожить базу раньше, чем вашу уничтожит противоположная сторона. Ничего нового и удивительного.
Если говорить о графике, то ХоН выполнен в мультяшной стилистике WarCraftIII, однако имеет свой собственный движок и новые, более современные модельки героев. Но в общем, графика находится где-то на среднем уровне. Сказать, что это высококачественный прорыв в игровой индустрии, с крутой графикой и спецэффектами нельзя.
Конечно, многие считают, что это плюс: ведь таким образом игра позволяет забыть вам о том, что такое лаги, глюки и низкий FPS. Та же дота, требует компьютеры приличной мощности, чтобы комфортно чувствовать себя даже в лобби, не говоря уже о самой игре.
В магазине вы можете приобрести различные скины, модельку героев и новую озвучку. Никаких вещей, влияющих на игровой процесс, усиливающих вашего героя нет и не будет.
В итоге можно сказать одно – HoN никогда не станет игрой года, топом в жанре и не займет лидирующие позиции. Просто потому, что HoN – это копия, хоть и выполненная на свой лад.
Гильзовые двигатели
Особенность таких моторов в том, что капитальный ремонт в них немного упрощен. Автовладелец приобретает комплект гильз для блока конкретного силового агрегата. Важно убедиться, что эти запчасти прошли процесс хонингования. В противном случае изделие не прослужит длительное время.
Когда покупается подобная продукция, изготовитель может заверять, что изделие готово к монтажу, и его не нужно подвергать дополнительной обработке. Так как капиталка двигателя – дорогостоящая процедура, лучше в этом лично убедиться. Нужно попросить мастера проверить, действительно ли на заводе-изготовителе были соблюдены все параметры для данного типа изделий.
Для обработки гильз в мастерской должен быть специальный зажим, напоминающий корпус блока цилиндров. Он фиксируется на станине станка с соответствующей силой затяжки болтов, чтобы не повредить сами гильзы, но при этом не позволить их смещение.
Обработка новых гильз проводится в четыре этапа:
- Снимается черновой слой металла (в некоторых случаях их растачивают);
- Хонингование абразивом с зерном 150;
- Аналогичная операция с меньшим зерном (от 300 до 500);
- Очистка поверхности от металлической пыли при помощи нейлоновых щеток с применением пасты, в состав которой входят кристаллы кремния.
Для чего нужно хонингование двигателя
Любая деталь не служит долго. Каждой, в своё время, требуется ремонт, но находчивый водитель знает, что существуют методы и подходы, которые и жизнь детали продлят, и сэкономят сбережения.
Хонингование блока цилиндров и есть один из таких выходов из положения. Что касаемо деталей двигателя непосредственно, то за свою службу они изменяются в параметрах.
Что ещё менее приятно, так это появление царапин повсеместно.
Как вам прекрасно понятно, всё это очень пагубно влияет на работу мотора в целом, и вот к ухудшению чего это приводит:
Поэтому стоит незамедлительно заняться ремонтными работами блока, чтобы в последующем не пришлось заменять кривошипно-шатунный механизм, а здесь речь идёт уже о совсем другой сумме. Также можно отметить, что при обработке можно поставить старые поршни на обновлённые гильзы, если они ещё в солидном состоянии.
Теперь поговорим о технологии обработки. Сама работа проделывается инструментом, от которого и пошло название операции, а именно — хоном. Он вращательными движениями проходиться по поверхностям, срезая слои металла совсем незначительных размеров.
Для скольжения рабочие используют смазочно-охлаждающую жидкость. Зачастую это всем нам известный керосин, но допускаются и другие варианты на основе водно-масляных эмульсий.
Главное — правильно рассчитать давление, чтобы добиться равномерной и правильной поверхности цилиндра.
Зачем проводить хонингование?
Выполнение процесса позволяет уменьшить уровень шероховатости для лучшего взаимодействия поршня и валов. Двигатель при эксплуатации теряет исходные характеристики, поэтому со временем появляются проблемы в его работе. Детали изнашиваются, на поверхностях образуются царапины и прочие дефекты. Это становится причиной следующих проблем:
- увеличенный расход топлива и масла;
- уменьшение мощности мотора;
- утрата компрессионных возможностей.
Чтобы предупредить указанные причины, которые могут спровоцировать более серьезные поломки, важно отремонтировать двигатель. Расточка и хонингование блока цилиндров поможет существенно продлить период эксплуатации мотора до следующего капитального ремонта.
В зависимости от принципа действия, хонингование цилиндров бывает следующим:
- Сухое, в котором не применяется смазочное вещество.
- Вибрационное – головка инструмента поддается дополнительной вибрации.
- Электрохимическое – одновременное воздействие механических сил и электрохимического влияния на заготовку.
- Плосковершинное – используется, чтобы удалить бугры и впадины на поверхности.
Стоит учитывать, что плосковершинное хонингование является наиболее эффективным, если сравнивать с притиркой и шлифованием. Лучшие результаты наблюдаются как по точности, так и по эффективности.
Когда нужна хонинговка
Нет общего срока, когда элементам двигателя понадобится эта процедура. Хонингуют цилиндры по достижении определенного уровня износа, а для каждого мотора это будет свое значение времени работы. На износ влияет бензин, используемое владельцем авто моторное масло, стиль вождения (темп езды), исправность сопутствующих систем и т. д.
Определить, что хон в цилиндрах двигателя уже нужен, помогают внешние признаки. Чем интенсивнее проявляется проблема, тем скорее нужно проводить обработку. Если владелец авто заметил один из нижеприведенных маркеров, следует показать авто слесарям для проведения работ.
Список возможных признаков:
- Появление синего дыма из выхлопной трубы.
- Нестабильность оборотов двигателя на холостом ходу.
- Снижение мощности мотора.
- Возросший расход масла по сравнению с прошлыми измерениями.
Возникшая необходимость нанесения хона на блоки цилиндров часто вызывает полную совокупность этих факторов – они тесно связаны. Синеватый дым на выхлопе образуется, когда кольцо поршня не собирает масло с цилиндрической поверхности без остатка. Масляные следы остаются и сгорают вместе с топливом. Так как дефекты внутреннего канала приводят к пустому сгоранию машинного масла, его расход возрастает.
Изменениями в цилиндре также объясняется снижение мощности двигателя и нестабильность его работы. Кольца поршня неплотно примыкают к стенам цилиндра, нарушение герметичности приводит к попаданию в картер газов, а они снижают компрессию в камере сгорания. Поскольку газообразные продукты горения пропадают впустую, транспорту требуется больше бензина.
Хонингование исправит цилиндрические поверхности, после чего все сопутствующие проблемы с машиной исчезнут.
Необходимое оборудование
Работы выполняются с использованием специализированного оборудования. Хоны или хонинговальные головки, выступающие в качестве многобрусковых инструментов, содержат 5-8 брусков, чаще используются для обработки цилиндрических поверхностей. Режущие элементы устанавливаются путем центральной раздвижки с гидравлическим или электромеханическим приводом.
По конструктивным особенностям, хонинговальные станки делятся на следующие типы:
- исходя из размещения шпинделя – модели вертикального и горизонтального типа;
- согласно числу шпинделей – механизм с одной или несколькими деталями;
- исходя из типа обработки – для внутренней или внешней отделки.
Специализированные станки используются с целью отделки не только наружных поверхностей вращения вала, но и отверстий в концентрических деталях. Режущий инструмент станка оснащен мелкозернистыми брусками и закреплен на шпинделе. Приспособление для хонингования цилиндров служит гарантом точного выполнения процесса.
Работа хонов обеспечивается за счет специального механического стенда. По ходу используется керосин и вещество, в основе которого находится масло и керосин. В редких случаях при хонинговании гильз цилиндров применяют средство на водной основе вместе с добавками, не дающими развиваться коррозии.
Приспособление для хонингования цилиндров 32 89 мм используется для обрабатывания поверхностей двигателей внутреннего сгорания, тормозных валов и других составляющих, которые требуют точных размеров.
Особенности процесса
В ремонтных мастерских хонингование делают поэтапно, в два основных захода и третий – дополнительный. Эти работы отличаются от заводской процедуры, но для стабилизации двигателя их достаточно. Проводят хонинговку цилиндров так:
- Обрабатывают детали крупноабразивным бруском. Это первичный этап, который подготовит деталь к финальным работам.
- Второй шаг – абразив с мелким зерном. Точная обработка приводит поверхность в нужное состояние.
- Применение абразивной пасты. Завершающий шаг, который устраняет микродефекты, сглаживает впадины и уголки. Паста делает хон в цилиндрах двигателя максимально ровным. Этап является дополнительным, т. к. это самая тонкая обработка, призванная улучшить результат основных работ, часто автослесари обходятся и без нее.
После завершения процедуры цилиндры очищают, чтобы избавиться от металлической стружки и остатков полировочных материалов.
Внимание! Для обработки применяют разные бруски с абразивом, используют керамику и алмазные элементы. Керамический абразив надежнее алмазного, он служит дольше, потому такая полировка требует меньше денежных вложений.
Самостоятельный хонинг – сложная работа, но посильная для опытного слесаря. Чтобы не испортить цилиндр, мастер должен следить за четкостью рисок, их расположением. Оборудование для самостоятельного проведения процедуры тоже называют хон – обычно он похож на ершик для бутылок. Бывают конструкции из рабочих элементов, закрепленных на стержне, но первый вариант проще в обращении.
В гаражных условиях хон в цилиндрах создают так: оборудование вставляют в патрон для дрели, обеспечив точность работ с помощью уровня и рейки подачи. Это исключит брак в процессе обработки. Во время нанесения сетки хона поверхность и сам он орошается смазкой – смесью машинного масла с керосином.
После процедуры стружку абразива и металлический мусор смывают с поверхности мыльным раствором. Деталь сушат и покрывают антикоррозийным маслом.
После самостоятельного хонингования потребуется подождать, пока цилиндр сработается с поршнем. В это время нельзя подвергать двигатель сильной нагрузке.
Последствия задир и варианты решения
Вот основные последствия, если в двигателе образовались задиры:
Неисправность: | Симптом: | Возможный вариант решения: |
Образуется сильный угар масла из-за того, что маслосъемные кольца не удаляют избыток смазки | Машина стала брать много масла (в запущенном варианте до литра на 1 тысячу км.) | Воспользоваться присадкой от Супротек Active Plus;Если средство не помогло, придется начинать капитальный ремонт ДВС |
Еще больше повысился угар смазки из-за того, что оно смешивается с воздушно-топливной смесью и сгорает в цилиндре | Помимо повышения расхода смазочного материала из выхлопной трубы будет обильно выделяться сизый дым | Залить в масло трибосостав;При небольших задирах ситуацию изменит хонингование без демонтажа агрегата |
Нарушена плотность поршневой и цилиндровой пары | Холостые обороты «плавают» | Если исправна топливная система, зажигание и нет ошибок в блоке управления, это явный признак появления задир. На начальных этапах поможет присадка Актив Плюс, в более запущенных – потребуется расточка и последующая хонинговка |
Выхлопные газы прорываются в картер | Увеличился расход горючего (для поддержания мощности на прежнем уровне потребуется сильнее нажимать педаль газа и раскручивать коленвал) | В некоторых случаях могут помочь средства с триботехническим составом. Однако сопутствующие неисправности (например, прогар поршня) потребуют полной или частичной разборки мотора. По-другому невозможно точно установить причину потери мощности. |
Хотя хонингование мотора можно выполнить в домашних условиях при помощи дрели и самодельных станков, качество такой процедуры будет желать лучшего. После такой обработки в моторе быстрее образуются задиры, что сократит интервал между капитальным ремонтом силового агрегата.
Так как капиталка ДВС тоже имеет свои ограничения по количеству идентичных работ, хонингование лучше доверить специалистам, работающим на современном оборудовании. Электроника выполнит более тонкую обработку, чем метод «на глаз».
Для сравнения, посмотрите, как проходит процесс прямого хонингования цилиндров до ремонтного размера на современном оборудовании:
Тонкости процесса
Для долгого срока службы двигателя хон на стенках цилиндров должен быть правильной формы. График износа трущихся деталей двигателя показывает, что наиболее интенсивное уменьшение срока службы происходит на стадии притирки деталей и на последних километрах, когда появляются значительные зазоры между трущимися парами.
Для уменьшения износа двигателя и уменьшения срока обкатки завод-изготовитель применяет плосковершинное хонингование. Правильная обработка помогает обеспечить поршневым кольцам хорошее прилегание уже спустя несколько сотен километров после начала эксплуатации двигателя.
Плосковершинная обработка производится в 2 этапа: грубым и мелким абразивом.
Необходимый угол развала штриховки должен быть около 60º с отклонением не больше чем на 20º. Характеристики впадин после снятия с поверхности цилиндров крошечной доли металла:
- не должны иметь рваных, острых кромок;
- отсутствуют деформированные участки;
- глубина, ширина должны быть однородными.
Требования к оборудованию
Нанесение хона на цилиндр проводится посредством специального слесарного агрегата – хонинговального станка. Он состоит из поверхности, на которой закрепляют обрабатываемую деталь, блока управления, привода. Характеристики, по которым различают оборудование:
- Расположение шпинделя. Хон удерживается шпинделем, в зависимости от его расположения станок считают вертикальным или горизонтальным, а для специализированного хонинга используют наклонный станок.
- Количество шпинделей. Для обработки сложных, многоуровневых деталей применяют многошпиндельные станки, облегчающие работу с объектами. Хонингование простых элементов проводят на оборудовании с одним шпинделем.
- Наличие системы автоматизации. Станок может быть автоматизирован, чтобы облегчить мастеру работу со сложными деталями.
Программное управление контролирует проведение обработки, обеспечивает стабильность шлифовки, рассчитывает точное количество масла для орошения, отвечает за расчет чистоты полировки.
Требования к процессу и оборудованию
Для равномерности насечки требуется плавное движение шлифовальной насадки внутри цилиндра. Если используется токарный станок, то следует наловчиться плавно перемещать кучку патрона. Чаще в гаражных условиях используется специальный ершик. Скорость, усилия и плавность движений уже зависят от физических способностей мастера.
Для выполнения процедуры потребуется уровень и направляющая рейка. Эти приспособления смогут помочь создать равномерный рисунок с правильным углом. Если мастер собьется, он испортит узор, из-за чего ему придется все переделывать.
Еще одним важным условием при хонинговке мотора является стабильная смазка поверхности. Для этого пригодится керосин или его смесь с маслом. Эта жидкость будет смывать мелкую стружку, которая помешает в создании подходящей шероховатости.
После выполнения работ блок нужно помыть при помощи мыльного раствора. Это удалит все мелкие частицы, предотвратив их появление в полостях агрегата после его сборки. После блок нужно высушить и обработать антикоррозионным маслом.
Когда мотор будет собран, прежде чем на него будет даваться привычная нагрузка, должна выполниться приработка цилиндропоршневой группы. Это позволит притереться деталям друг к другу. В этот период двс будет нуждаться в более щепетильном подходе к замене масла и использованию качественного топлива.
Для более щадящей притирки можно воспользоваться тем же триботехническим веществом Супротек плюс. В некоторых случаях хонинговку можно выполнить без расточки цилиндров. Если повреждения незначительны, и достаточно только этой операции, мотор можно даже не снимать с машины.
Хон цилиндров и сила трения в двигателе или как остановить износ
Ответим на частые вопросы и сомнения:
Под износом двигателя надо понимать в первую очередь — его цилиндры. Много говорится о факторах, влияющих на ее степень. Однако в первую очередь зависит от материала, из которого изготовлен блок цилиндров.
Именно материал играет значительную роль. Насколько он будет устойчив при контакте металлических поверхностей. Стенки гильзы также должны выдерживать воздействия температур от 1500 до 2000 C., и обладать повышенной механичной прочностью, призванной защищать гильзу от абразива, коррозии и трения. Создание высокопрочных материалов для гильз повлечет за собой существенное удорожание продукции, так как потребуются дополнительные стадии обработки, шлифовки и полировки, что могут позволить себе лишь единичные производители.
Для уменьшения силы трения, которая является самым большим врагом износостойкости, на стенках гильзы наносят хон, удерживающий масляную пленку.
Хонингование цилиндров делается в два этапа абразивным материалом. В результате на стенках образуются риски — так называемый хоновый рисунок, при этом мелкие риски имеют размер в доли микрон и визуально их не увидишь,
и крупные риски по размеру, достигающие десятки микрон, которые мы визуально и наблюдаем в цилиндре.
Шероховатость, созданная хоном, задерживает масло на стенках цилиндра, что способствует снижению трения. Однако не все так просто.
При холодном запуске происходит сухое трение. В этот короткий промежуток времени ее сила достаточно велика, и сравнимы с пробегом в 500 км.
По мере поступления масла в каналы на деталях образуется масляная пленка. При этом ее толщина зависит от высоты шероховатости, и скорости вращения коленчатого вала. Чем меньше скорость, тем меньше толщина. В такие моменты она закрывает только маленькие неровности. В то время как большие риски продолжают сталкиваться друг с другом и изнашиваться. При увеличении скорости растет подъемная сила, и масло поднимается и закрывает верхние риски. В такие моменты трение снижается. Для сравнения: чем быстрее движется катер, тем больше выталкивающая сила воды и меньше сила сопротивления.
Именно по этой причине в пробках, на малых оборотах, и в момент резкого старта с места происходит наибольшее изнашивание мотора.
[ads1]
Итак, как влияет образование металлокерамики на хон.
Если риски имеют правильную форму, то в узких местах его масло, благодаря силе поверхностного натяжения поднимается над ними. Там, где они широкие масло втягивается внутрь. В этом случае эффекта снижения трения не будет.
Металлокерамический слой образуется только в местах мелких неровностей, в то время, как крупные выступы остаются выше этого слоя и не изменяются.
Как видно на рисунке
При прохождении через верхнюю и нижнюю мертвые точки, происходит так называемое «ёрзание» поршня, за счет смены направления его движения и при этом складывается картина, при котором высота масляной пленки мала и не покрывает вершины рисок. Именно здесь и происходит наибольший слом вершин. Пленка в этих местах рвется. По сути, происходит разрушение поверхностей деталей, которые находятся без смазки. Верхние слои сопряженных деталей пластически деформируются, возникает местное схватывание с разрушением и отделением частиц металла и налипание их на поверхности сопрягаемых деталей. Такой износ называют изнашивание схватыванием. Температура здесь достигает 900C и выше, при таких температурах масло теряет свои свойства, присадки, содержащиеся в базовом масле, разлагаются. Абразивные частицы и продукты разложения попадают в масло и продолжают изнашивать стенки цилиндров — это называется абразивным износом.
В этих местах и создается слой металлокерамики. Минералы, входящие в состав RVS размалываются выступами микрорельефа, выделяется достаточное количество энергии для прохождения процессов микросваривания и микросхватывания. Начинается реакция замещения с образованием новых кристаллов и небольшого слоя металлокерамики. В ходе дальнейшей приработки частицы РВС размалываются до размера элементарных частиц, имеющих определенную структуру и форму (микрочешуйки). Эта особая форма позволяет очистить микрорельеф поверхности от продуктов разложения, что не может сделать ни одна из промывок масляной системы. После очистки происходит плотная нагартовка частиц РВС в углубления контактируемых поверхностей. В каждой точке соприкосновения поверхностей электромагнитные микрополя выстраивают микрочастицы РВС в определенном порядке. В результате начинается реакция замещения атомов Mg в кристаллических решетках микрочастиц РВС на атомы Fe поверхностного и подповерхностного слоев металла контактируемой поверхности. Так образуется металлокерамический защитный слой, толщина которого пропорциональна количеству частиц, нагартованных в микроуглублениях рельефа и энергии, выделяемой при контакте. Данный слой саморегулирующийся. Если есть энергия при трении и контакте, то слой растет. В результате компенсируются зазоры, снижается выделение энергии — прекращается реакция замещения — прекращается дальнейший рост. Именно по этой причине производители масла не добавляют RVS в свои масла — РВС составы не требуют постоянного присутствия в масле.
[ads2]
В средней части, где масляная пленка поднимается над вершинами рисок, слома не происходит и создание слоя маловероятно.
В случае же, если микрорельефа на цилиндрах совсем не осталось, или как говорят, образовалось зеркало, то создаваемый защитный слой уплотнит сопряжение цилиндр-кольцо.
Новый слой обладает пластичностью до 50 кгс/см2, что позволяет противостоять изнашиванию, при котором сила трения в двигателе минимальны и коэффициент ее составляет 0,003-0,007
Такие результаты обработки РВС составом позволяют проехать без масла до 300 км. без нанесения урона схватыванием!
Кроме того, в результате воздействия значительных удельных давлений и больших скоростей трущихся деталей происходит тепловое изнашивание деталей. Выделяющееся тепло размягчает металл и разрушает поверхности в результате оплавления и переноса металла с поверхностей сопряженных деталей.
Твердость поверхностей с металлокерамикой может достигать 63-70 HRC, а температура его разрушения 1575-1600C. Новый слой является диэлектриком и огнеупором, стоек к коррозии, что позволяет ему противостоять как тепловому изнашиванию двигателя, так и окислительному изнашиванию, которое возникает вследствие воздействия кислорода, который, так или иначе, попадает вместе с атмосферным воздухом.
Хонингование цилиндров и смысл этого процесса
Множество специализированных автомастерских упражняются хонингованием цилиндров. Важной целью, как вы уже поняли, является уменьшение шероховатости для связи поршня и цилиндров. Во время своей эксплуатации двигатель теряет свои начальные свойства, вследствие чего возникают затруднения при его функционировании.
Составная часть двигателя, а также его детали начинают деформироваться. Уделив особое внимание цилиндру, когда он находится в разрезе, можно заметить, что форма его в виде овала. При выполнении ремонта или частом эксплуатировании на поверхности цилиндров могут оставаться царапины и следы.
В связи с этим возникаю следующие проблемы:
1. Теряются компрессионные свойства.
2. Увеличиваются затраты смазки и горючего.
3. Сбавляются обороты мотора.
По этим причинам необходимо в обязательном порядке произвести починку двигателя. Делать это необходимо в положенное время, иначе внешний вид и работоспособность цилиндров может отразиться непосредственно на функционировании иных механизмов. Что может вызвать неисправность. Бывают ситуации, в которых вследствие переноса починки доводилось устанавливать новый кривошипно-шатунный механизм.
Производится реставрация детали в пару этапов, таких как:
· Мастер делает расточку всех имеющихся гильз в соотношении с последующим ремонтным параметром. На случай когда раньше не совершался ремонт, то расточку делают до минимального размера, таким является первый. Очень важно создать лишним припуск в пару мм.
· Проводится хонингование для того, чтоб гильзы имели правильную форму, и чтоб в свою очередь уменьшилась шероховатость.
Цель нанесения
Причины хонингования цилиндров:
- приближение к идеальной геометрической форме гильз, цилиндров, втулок. Ввиду погрешности даже самого качественно расточного инструмента, после расточки цилиндр может иметь слегка бочкообразную, конусоподобную форму. Всяческое изменение формы цилиндра от идеальной геометрии круга и смещение оси отверстия в блоке цилиндров двигателя ведет к снижению компрессии и уменьшению ресурса цилиндропоршневой группы;
- точность обработки поверхности хоном значительно выше, чем в случае обработки расточным и шлифовальным инструментом. Такая особенность позволяет получить необходимый класс чистоты поверхности и добиться лучшего прилегания поршневых колец к стенкам цилиндра;
- получение необходимой структуры шероховатости. Правильная насечка позволяется удерживать на стенках цилиндров моторное масло, предотвращающее сухое трение трущихся пар и, как следствие, ускоренный износ деталей ЦПГ. Также упорядоченная шероховатость предотвращает сильный износ деталей, когда по определенным причинам возникает непродолжительное сухое соприкосновение трущихся пар.
Цилиндры двигателя
Цили́ндр двигателя внутреннего сгорания является рабочей камерой объемного вытеснения. Во время работы двигателя внутренние и наружные части цилиндров испытывают различный нагрев.
Внутренняя часть цилиндра — втулка или гильза цилиндра.
Наружная часть — рубашка двигателя.
Внутренняя поверхность втулки или гильзы цилиндра называется зеркалом. Зеркало это рабочая часть цилиндра, поэтому она подвергается специальной обработке (хонингование, хромирование, азотирование) и поэтому выбирают следующие типы материалов для гильз цилиндров.
В современных двигателях внутреннюю поверхность цилиндров подвергают отбеливающему переплаву лазером, что способствует образованию белого чугуна высокой твердости. Ресурс таких цилиндров намного выше и не требует ремонтных размеров.
Гильзы цилиндров отливают из чугуна высокой прочности или специальных сталей. Иногда на алюминиевые гильзы цилиндров наносят гальваническое покрытие хромом.
В одноцилиндровом четырехтактном двигателе коленчатый вал вращается неравномерно, поэтому маховик должен обладать большим моментом инерции. В многоцилиндровом двигателе вращение коленчатого вала происходит равномернее, так как рабочие ходы в различных цилиндрах не совпадают друг с другом.
Цилиндры двигателя могут быть расположены следующим образом: вертикально в один ряд – однорядные, двигателя автомобилей ВАЗ-2107 «Жигули», ГАЗ-52-04, ГАЗ-3102 «Волга» и др., под углом a к вертикали, двигатель автомобиля Москвич 2140; в два ряда V-образные, двигателя автомобилей ГАЗ-53А,ЗИЛ-130, КаМаз 5320 и др.
Этапы и особенности проведения
Убрать последствия деформации поможет соответствующая отделка, выполнение которой происходит в 2 этапа:
- Черновая обработка. Используется крупнозернистый абразив. Позволяет придать механизму первоначальный округлый вид.
- Обточка узла с применением мелкозернистого абразива. Рабочий аппарат представляет собой алмазный или керамический брус, находящийся на хонинговальной головке.
Принцип работы основан на движениях вращательного и возвратно-поступательного характера.
Наиболее производительным процессом обрабатывания является суперфиниширование. Используется преимущественно для обработки наружных поверхностей тел вращения и плоскостей. Такой способ также применяется при фабрикации ответственных деталей автомобильных и авиационных двигателей.
Важно помнить, что хонингование блока цилиндров может выполняться с использованием любого абразива. Совсем другое дело обстоит с обработкой цилиндра, проводить которое стоит на брусках с алмазным или керамическим покрытием.
По завершении процесса рекомендуется тщательно вымыть двигатель, чтобы удалить остатки металлической стружки и полировочных паст. Для препятствия развития коррозийных процессов, механизм отдается на промывку керосином или другим составляющим. Для достижения идеально гладкой поверхности, специалисты также советуют выполнить финишную чистку, используя абразивную пасту.