Как проверить втягивающее реле стартера

Почему реле стартера выходит из строя?

Втягивающее реле стартера может выйти из строя по разным причинам. Это происходит из-за перегорания электрообмотки, физического износа и разрушения отдельных элементов, пригорания контактов. В большинстве случаев встречаются следующие поломки:

  • Поломка магнита с электрообмоткой;
  • Обрыв или обгоревшая обмотка;
  • Деформация корпуса;
  • Проблема с контактами: «залипание», перегорание контактных пластин;
  • Износ пружины;
  • Неисправность или повреждение якоря.

Возможно, что релюшка исправна, а причина кроется в бендиксе. Тогда придется снимать обгонную муфту. Для этого снимаем стартер и вытаскиваем стопорное кольцо. Возможно, выскакивает центробежный грузик, который нужно поставить на место.

Выявляем неисправности реле

Неисправность детали выявляется достаточно просто. Снимать запчасть с автомобиля вовсе не обязательно. Если авто не заводится, то необходимо выполнить следующие действия.

Сначала проверяем провода, идущие к стартеру, на обрыв. Если кабель в порядке и подача тока осуществляется, тогда переходим к проверке втягивающего реле. Поворачиваем ключ зажигания и слушаем, есть ли характерный щелчок срабатывания. Его отсутствие свидетельствует об одной из следующих неисправностей реле:

  • заедание якоря;
  • обрыв обмотки;
  • отсутствие питания.

Если же щелчок все-таки есть, а стартер не крутит или крутит очень медленно, скорее всего, подгорели контактные пластины.

Имейте в виду, что медленное вращение может быть, если выработалась втулка стартера.

При наличии щелчка следует попробовать запустить стартер. Это делается с использованием отвертки или металлического ключа. Сперва снимаем с реле провод, соединяющий его с замком зажигания. Затем замыкаем клеммы: аккумуляторную и стартерную.

В подобной ситуации ток от источника питания идет напрямую. Если электродвигатель заработал, тогда следует заняться ремонтом втягивающего реле стартера своими руками.

Случается, что выходят из строя щетки стартера, через которые происходит подключение релюшки. Тогда демонтируем их и устанавливаем новые. В худшем случае бывает, что коллектор изнашивается щетками. Такая неисправность уже доставит автовладельцу гораздо больше проблем.

Замена втягивающего реле стартера

  1. Сначала потребуется снять стартер, так как произвести замену на авто невозможно по физической ограниченности пространства. Для выполнения этого этапа потребуется набор базовых инструментов и ловкость, так как подлезть ко всем болтам крайне сложно. Втягивающее реле стартера на ВАЗ 2114 расположено сбоку и находится в труднодоступном месте.
  2. Когда стартер снят, заменить или отремонтировать агрегат проще. Сначала необходимо осмотреть его и проверить сопротивление обмоток и контактов. Помним, что катушек две и они проверяются по отдельности без разборки коммутатора.
  3. Чтобы убедиться в полной неисправности, необходимо отделить втягивающее устройство от двигателя. Придется немного помучиться с рычагом, потому что он расположен немного в неудобном месте.
  4. После разборки будут видны вероятные разрушения в виде сгоревших контактов, поврежденного корпуса или даже обрыва катушек. При необходимости проводят дополнительную проверку.
  5. Когда агрегат демонтирован и проблемы зафиксированы, можно идти в магазин за новым реле со всей уверенностью. Новое может быть оригинальным или аналогом, но важно, чтобы деталь была увесистой, что будет свидетельствовать о наличии в ней настоящей меди. Аналогично касается корпуса и всех металлических компонентов в ней. Как правило, они оцинкованные или изготовлены из стойкой к коррозии стали.

Как проверить втягивающее реле стартера

Когда стартер успешно извлечен из подкапотного пространства, следует его очистить от загрязнений, а окисленные контакты необходимо обработать наждачкой.

  1. Теперь стартер нужно разместить рядом с аккумулятором и подготовить два электрических провода достаточной длины. Лучше всего применять провода для «прикуривания», которые оснащены «крокодилами».
  2. Первым делом нужно одним электропроводом соединить плюсовую клемму аккумулятора с соответствующим выводом втягивающего реле.
  3. После этого другой провод подключают к минусовой клемме АКБ.
  4. Осталось лишь прикоснуться свободным концом минусового электропровода к корпусу стартера и узнать результат:

При работоспособном втягивающем реле, причину неисправности следует искать в цепи питания. Ну а неисправный узел можно попытаться отремонтировать своими руками или заменить на новый.

Как проверить втягивающее реле стартера в домашних условиях

Существует несколько методик выполнения проверки втягивающего реле. Выбор конкретной зависит от вида поломки. Если вы этот узел еще не снимали с автомобиля, то проверка заключается в диагностировании общей работоспособности. Для этого достаточно подать на управляющий вход питание 12 В и должен произойти щелчок.

Он будет свидетельствовать и смыкании контактной пары. Если это не происходит, то в обмотках может быть обрыв или клин механизма. Отсечь первую причину можно достаточно легко, через некоторое время потрогав за корпус катушку. Если она нагрелась, то значит, ток в цепи протекает, а имеет место механическая неполадка.

Как проверить втягивающее стартера без снятия мультиметром

Если не крутит стартер, то стоит проверить втягивающее реле. Сделать это можно и без снятия этого компонента. Для этого нужно вскрыть колодку с предохранителями и найти выводы по схеме, которые ведут на катушку реле. Все электрические устройства выведены на колодку с фьюзами, что несколько облегчает процесс проверки.

Задача состоит в следующем: на отключенном от питания ВР проверить сопротивление обмоток. Для этого нужно перевести прибор в измерение сопротивления и подключить щупы к силовому контакту и к выводу на фишке. Так вы будете проверять втягивающую обмотку, сопротивление которой составляет 0,55 Ом.

Сейчас читают:  Какие максимальные колеса можно поставить на ниву - Авто Брянск

Проверка со снятым стартером с помощью мультиметра

Если вы демонтировали втягивающее реле вместе со стартером, то проверить его в таком состоянии даже проще, так как доступны все детали и наглядно видно состояние контактов. В качественных реле контакты чаще изготавливаются из бронзы. Это достаточно мягкий цветной металл, поэтому излишнее усилие при затягивании гаек часто приводит к срыву резьбы.

Плохой контакт способствует образованию искры, нагара и окиси. Проверка втягивающего реле со снятым стартером позволяет оценить состояние силовых контактов. Для этого необходимо физически замкнуть их, надавив на рычаг и измерить сопротивление контактной группы. Если оно более 0,5 Ом, то имеет место нагар. Необходимо заменить контакты.

Перед началом проверки втягивающего реле рекомендуется сначала измерить напряжение на АКБ. Стартер является очень мощной нагрузкой для него, поэтому он должен быть заряжен не менее 12,7В. Если прибор покажет падение напряжения ниже 12 В, то с ним проводить проверку не рекомендуется и не получится, потому что реле не сработает, а если и сработает, то возникнет большая просадка питания.

Как проверить втягивающее реле на стартере аккумулятором

Втягивающее реле можно также проверить в сборе со стартером при помощи аккумулятора. Конечно, перед подачей питания рекомендуется измерить сопротивление, так как может быть короткое замыкание, что весьма критично для аккумуляторной батареи.

Если КЗ нет, то можно смело подавать на силовой вывод 12 В от АКБ, а корпус соединить с минусом или массой автомобиля. Токи текут очень высокие, поэтому для подключения следует применять надежные силовые провода. Должен произойти щелчок и запуск стартера, а бендикс подводит шестеренку для зацепления с зубчатым венцом маховика.

Наиболее частой поломкой являются именно соединительные провода. Особенно тот, который подключен к клемме С. При работе ДВС вибрирует, что передается и на место соединения. В результате такой работы происходит обрыв проводников. В место сужения проводника возникает нагрев и коррозия. Поэтому первым делом стоит проверить все места соединения, так как они являются слабыми звеньями.

Как разобрать втягивающее реле стартера

Если вы решили самостоятельно отремонтировать втягивающее реле, то, вероятно, вам потребуется его разобрать. Первая сложность возникнет еще на этапе снятия этой детали. Необходимо расцепить сердечник от рычага. В некоторых случаях требуется особая ловкость и специальные приспособления.

Со стороны клемм необходимо будет отсоединить силовой, короткий провод питания на стартер. Его перепутать крайне сложно, так как он имеет ограниченную длину, слегка выступает из пускового двигателя. Обратите внимание на это соединение, так как часто имеет место коррозия или даже обрывы.

Когда контактор демонтирован, все остальные детали извлечь из него намного проще. В нем будет находиться комплект пружин, мощные контакты и сердечник. Возможно, чтобы его вынуть, необходимо высвободить контакт с обратной стороны.

Неисправности втягивающего реле стартера

Как и любая другая запчасть, может не срабатывать втягивающее реле по нескольким причинам. Рассмотрим наиболее частые сбои в этом несложном электрическом компоненте. Узел состоит всего из нескольких деталей, но с ними также могут происходить неполадки. При этом признаки неисправности могут быть как связаны, так и не связаны с ним:

  • стартер не хочет отключаться;
  • стартер не начинает вращать маховик, но щелчок втягивающего реле слышен при повороте ключа;
  • нет щелчка при подаче питания на обмотки реле;
  • механическое заклинивание сердечника ВР или повреждение устройства сцепления с рычагом.

Часто из-за перегрева трескается защитная крышка, которая закрывает контактную группу. В такой ситуации решить проблему можно только путем установки совершенно нового втягивающего реле. Как правило, совместно с ВР также обнаруживаются различные проблем в стартере. В нем также немало деталей, которые изнашиваются и требуют замены или проведения профилактических работ.

Неисправность обмоток

Так как в конструкции прибора имеется две обмотки, то втягивающее реле может не работать из-за них. Данный электрический элемент обладает свойством перегорать при подаче слишком большого тока или возникновении перегрузки. В данном случае она может быть связана с заклиниванием сердечника.

Проверить целостность обмоток можно при помощи прозвонки, используя универсальный диагностический прибор или простую контрольку. Ее можно приобрести во многих интернет-магазинах.

Образование нагара

В конструкции втягивающего реле или просто ВР имеются мощные силовые контакты. При их замыкании происходит подача тока на обмотку стартера. Если на них посмотреть изнутри, то они выглядят очень серьезными. Там имеется два винта, шляпки которых используются в качестве токовых выводов, и перемычка на пружине, которая смыкает шляпки под действием, создаваемым обмотками. Для возврата сердечника, а соответственно, и контактной перемычки в исходное положение в устройстве есть 2 или 3 пружины.

Порядок демонтажа стартера

Для снятия стартера требуется отсоединить провода, которые к нему подходят, а затем открутить болты крепления (обычно два или три).

Зачастую для выполнения этих, на первый взгляд, несложных операций автомобилисту приходится тратить много времени и усилий.

Объясняется это тем, что стартер во многих моделях авто хорошо спрятан в моторном отсеке, и чтобы добраться до него, необходимо изъять из-под капота немало мешающих узлов и механизмов. А в некоторых машинах, например Фольксваген Гольф или Пассат, для его демонтажа потребуется поддержка двигателя.

Лучше всего эту работу проводить на смотровой яме или на эстакаде.

Порядок ремонта втягивающего реле стартера

В зависимости от модели автомобиля на нем могут стоять два вида реле: неразборное и разборное. Если реле не разбирается, тогда покупаем новое, осуществляем демонтаж узла и ставим новую запчасть.

Сейчас читают:  Хендай Солярис или Рено Логан: сравниваем, что лучше, отзывы, цены, фото

Если же деталь можно разобрать, тогда можно попробовать устранить неисправность. Ремонт своими руками рекомендуется сделать в следующей последовательности:

  1. Откручиваем болты, крепящие крышку корпуса.
  2. Если крышка по-другому не снимается, то отпаиваем провода.
  3. Снимаем крышку и проверяем силовые контакты. Если они изношены, тогда меняем их. Если же подгорели, тогда тщательно зачищаем.
  4. Собираем втягивающее реле в обратной последовательности.

Следуя вышеперечисленным пунктам, любой, даже неопытный, автовладелец сможет отремонтировать стартер своими руками. Достаточно иметь минимальный набор инструментов, который всегда есть у уважающего себя водителя, и желание самостоятельно справиться с проблемой.

Подробные инструкции по ремонту втягивающего реле стартера представлены в следующих видео.

Принцип работы втягивающего реле

Втягивающее реле представляет собой катушку, внутри которой находится сердечник с возвратной пружиной. В глубине устройства находится контактная пара с мощными контактами и перемычкой. Через нее в замкнутом состоянии протекают высокие токи для вращения стартера.

При подаче на обмотку питания происходит втягивание сердечника внутрь катушки, и шестеренка входит в зацепление, соединяя собой вал стартера и маховик. Двигается на валу стартера по направляющим, которые не дают ей сместиться в сторону. Происходит это ровно столько, пока водитель держит ключ или кнопку запуска нажатой. Когда мотор заведется, питание с катушки  тягового реле стартера снимается и шестерня возвращается обратно.

Учитывая простоту устройства втягивающего реле, оно обладает высокой надежностью за исключением контактов, через которые текут большие токи. Простота порождает невысокую стоимость детали, но сказать о простое ее замены невозможно, потому что установить новое весьма проблематично. Схематично устройство втягивающего реле стартера состоит из нескольких элементов:

  • корпуса с катушкой внутри;
  • контактной группы с выводами под винт;
  • сердечника с возвратной пружиной;
  • рычажного механизма, с помощью которого передает воздействие на бендикс.

Как работает втягивающее реле

Так как втягивающее реле стартера состоит всего из одного электрического компонента, то принцип работы прост. При подаче питания на катушку происходит втягивание сердечника. Тот соединен рычажным механизмом с бендиксом, который переводит в крайнее положение, сдвигая его к маховику.

Когда шестеренка войдет в зацепление с маховиков, вращение от вала стартера будет передаваться на большую приводную шестерню двигателя. После того, как мотор запустится, работа втягивающего реле заканчивается, со снятием питания бендикс возвращается на место.

Проверка втягивающего реле стартера

Чтобы определить причину отсутствия соединения зубчатых элементов стартера и двигателя, следует проверить работоспособность втягивающего реле. Для удобства диагностики чаще всего приходится демонтировать весь стартер.

Однако перед тем как приняться за демонтаж стартера, желательно провести несколько простых операций, которые помогут выявить неполадку:

Реле втягивающее nexia, lanos, matiz (3 отв м5, съёмный сердечник) gm

Реле втягивающее стартера Daewoo Nexia, Espero, Nubira; Chevrolet Lanos, Lacetti, Aveo 1,4, Rezzo; Zaz Chance 1,5. На 3 болта. Диаметр резьбы винтов крепления 5мм. Оригинал, GM.

Не подходит на Daewoo Nexia N150 с 2022 года и Chevrolet Cruze со стартерами, у которых идёт короткое втягивающее (длина металлического корпуса примерно 3 см). 

Ремонт втягивающего реле стартера своими руками

В некоторых ситуациях можно выполнить ремонт втягивающего реле и сделать это своими руками не так-то и сложно. Основная проблема заключается в снятии устройства, так как оно располагается в самом неудобном пространстве. В одних автомобилях это проще делать сверху, а в других – только снизу из ямы. Не суть, когда функциональный узел демонтирован в составе со стартером, то перед мастером открывается больше возможностей.

Ремонт устройства производится в следующем порядке:

  1. Сначала необходимо произвести тщательный визуальный осмотр компонента на предмет механических повреждений. Часто обнаруживается поврежденный контакт на винтовой клемме или сломанный от вибрации силовой провод.
  2. Далее выполняется проверка компонента при помощи диагностических приборов. Лучше применять мультиметр для определения сопротивления обеих обмоток. Если оно в норме, то стоит проверить сопротивление замкнутых контактов.
  3. Для детального анализа состояния всех компонентов лучше разобрать запчасть и выполнить чистку всех составляющих. Нередко могут быть обнаружены обрывы катушек. Если они находятся с самого края, то еще устранимы. Можно отремонтировать контактор пайкой. Если обрыв находится возле самой катушки, то сделать это будет крайне проблематично. Проще в таком случае произвести замену катушек, если устройство разбирается.

Схема втягивающего реле стартера

Чтобы понять принцип работы втягивающего реле, достаточно изучить его схему, так как оно является электрическим компонентом. Она состоит из двух обмоток, одной втягивающей и удерживающей. Один контакт для сокращения количества выводов присоединен к мощным контактам, через которые ток подается на обмотку стартера. Удерживающая и втягивающая обмотки отличаются диаметром и количеством провода.

Схема включения катушки реле

Схема подключения втягивающего реле также не сложна, как и устройство этого компонента. К устройству подводится 3 провода. Один подключается к обмотке устройства, а два вторых обеспечивают цепь питания стартера. В схеме включения этого узла имеются следующие компоненты:

  • сама обмотка втягивающего реле;
  • мощные контакты внутри корпуса устройства;
  • питание на обмотку реле подается через ключ зажигания и предохранители;
  • возможно в некоторых автомобилях будет присутствовать реле, управляемое бортовым компьютером.

Типы втягивающих реле и их производители

Втягивающее реле является достаточно простым компонентом, но они также бывают разные и отличаются незначительными деталями. В основном все они  обладает единым устройством:

  • Главным составным компонентом является втягивающая катушка. Она расположена в металлическом или углепластиковом корпусе.
  • Внутри катушки имеется пустая полость, в которой имеется сердечник. При подаче питания создается ЭДС, которая магнитным потоком втягивает его внутрь себя.
  • Сердечник соединен с кронштейном или рычагом, при помощи которого двигается шестеренка бендикса. Это специальное устройство, которое установлено на валу стартера и перемещается по нему на пазах. Когда срабатывает втягивающее реле, за счет рычажной передачи бендикс смещается к маховику и переводит шестеренки в зацепление. Важно, чтобы она до конца входила в соединение, так как при недостаточном пятне контакта будет происходить серьезная выработка и двигатель не запустится.
Сейчас читают:  Как снять ручку стеклоподъемника логан - Авто ДРайв

Между запчастями от разных производителей может незначительно отличаться втягивающий механизм и еще несколько деталей. На рынке имеются детали от таких известных брендов, как Bosch, Ossca, Asam, Krauf и другие, но наиболее популярны запчасти Magneti Marelli.

Их особенность заключается в применении надежной медной обмотки и стальных деталей с обработкой от коррозии. Запчасти от этой марки служат заметно дольше, но их цена также выше конкурентов. Обратите внимание, что не все производители предлагают ВР на все стартеры. Возможно, они похожи, но разница всегда есть и заключается в конструкции, форме и прочих деталях.

В продаже имеется 4 типа втягивающих реле, которые различаются, прежде всего, по типу установленного стартера:

  1. Для автомобилей с не редукторным стартером старого типа, устанавливаемые на машины ВАЗ 2101-2107.
  2. Для машин со стартерами без редуктора – нового поколения, ВАЗ 2108-21099.
  3. Для стартеров с редукторами, устанавливаются на все остальные модификации отечественных автомобилей.
  4. Для стартеров с редуктором типа AZD. Такими модификациями комплектовались автомобили ВАЗ 2113-2115.

Производством этих запчастей для отечественных машин занимаются такие заводы, как Имени А.О. Тарасова (ЗиТ), БАТЭ в Беларуси, «Кедр» в Челябинске, Dynamo в Болгарии, предприятие «ИскРа» — совместный белорусско-словенский завод.

Типы втягивающих реле стартера

На отечественных автомобилях в зависимости от модели устанавливаются разные типы детали. Каждый из них имеет свою конструкцию и применяемость.

  • Для «классики» (модели от «копейки» до «семёрки» – 2101, 2106, 2107 и т.д.) – нередукт. стартер;
  • Для моделей от «восьмёрки» до 21099 – нередукт. стартер;
  • Универсальные (для любой модели с редукт. стартером);
  • Для моделей от «восьмёрки» до 2109 и 21099,  21013 – 21015 – со стартером AZD.

Следует знать, что существуют разборные и неразборные модели втягивающих реле. Разборные, как правило, относятся к категории старого образца и стоят на ВАЗ 2101 – 2107.

Неразборные конструкции обычно не ремонтируют, заменяя новой деталью.

Функции втягивающего реле стартера

Тяговое реле выполняет довольно простые, но очень важные функции. Именно благодаря нему обеспечивается подача силового питания на стартер, когда водитель поворачивает ключ запуска. В устройстве оно имеет контакты с мощными выводами, которые замыкаются силовой перемычкой.

Чистка контактов и замена отдельных деталей

Одним из основных видов ремонта втягивающего реле является чистка контактов. Это рабочие компоненты, которые эксплуатируются в жестких условиях. При частых срабатываниях на них всегда образуется нагар. Он, как известно, становится причиной обрыва цепи. Происходит это неизбежно и на любом автомобиле. Единственный вопрос, когда проблема проявится и можно ли ее устранить?

  1. Неполадки в стартере. Достаточно небольшое заклинивание вала и ток значительно возрастает, из-за чего сильно увеличивается энергия искры. По этой причине нужно выполнять комплексный ремонт, который включает не только восстановление функциональности втягивающего реле, но также и устраняет проблемы с мотором. Например, нередко требуется замена втулок скольжения, так как стартер подвержен ударным нагрузкам. Когда они срабатываются, возникает люфт, который и становится причиной поломки ВР.
  2. Некачественные контакты. При выборе следует уделить максимальное внимание на токовые выводы. Они не должны иметь повреждения и сорванную резьбу. Часто она повреждена или прогорела. В таком случае придется заменить контакты, так как они имеют существенный износ.
  3. Недостаточная сила втягивания катушек, из-за чего возникает плохой контакт, приводящий к образованию искр. В таком случае необходимо произвести чистку устройства и удалить все лишнее, что может препятствовать нормальному перемещению сердечника.
  4. Чтобы снять контакты, необходимо демонтировать сам блок со стакана, отсоединив рычажный механизм. Силовая контактная группа находится спереди. Винты с контактными шляпками вынимаются, возможно, придется приложить немного усилия, чтобы их извлечь. Замыкающая пластина также вынимается из кронштейна держателя, прикрепленного к сердечнику электромагнита.

Можно без разборки почистить контакты, но качественнее это сделать, если демонтировать все компоненты узла. Так их можно хорошо обсмотреть и заменить при необходимости. Если нагара очень много, то рекомендуется произвести замену деталей или всего втягивающего реле.

Также стоит произвести проверку стартера, вероятно, он стал потреблять на себя больше тока. Обычно, специалисты рекомендуют выполнять комплексный ремонт, так как устранения одного признака никак не избавляет от трудностей с другими компонентами электрического оборудования автомобиля.

Ремонт ВК втягивающего реле необходимо выполнять с пониманием сути процесса. При этом причинить ему какой-то вред с поломкой конструкции крайне сложно. Все детали довольно надежные и мощные. Покупать рекомендуется ВР только после его демонтажа, потому что так вы наверняка угадаете, какое требуется или воспользуйтесь данными своего автомобиля.

Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...