Содержание
Описание и принцип работы
На карбюраторных двигателях подача газа осуществляется по тому же принципу как и бензина, через карбюратор. На инжекторных двигателях бензин в двигатель поступает через форсунки и подать газ через эти же форсунки не представляется возможным. Но в то время когда вышли в свет двигатели с точечным впрыском бензина, еще не было газового оборудования, повторяющего работу инжектора.
Выход был один, подавать газ перед дроссельной заслонкой. Все бы ничего, но по сути такое переоборудование делает из инжекторного двигателя карбюраторный. Как известно в инжекторных моторах устанавливаются впускные коллекторы большого объема с ресиверами запаса воздуха. Так вот при работе на газу эти ресиверы наполнены газо-воздушной смесью, которая может воспламенится.
Этот факт наложил некоторые особенности на установку гбо 2-го поколения на инжектор. В частности пришлось позаботиться о защите от взрывов во впускном коллекторе (обратные хлопки). Перед смесителем газа нужно устанавливать антихлопковый клапан, чтобы защитить от взрыва расходомер воздуха (ДМРВ) и корпус воздушного фильтра с гофроканалом.
Так как подача бензина управляется блоком управления при помощи электроники, то и отключать бензин, при работе на газу, можно электроникой. Для этого может подойти даже обычное электромагнитное реле, которое отключит в нужный момент подачу питания на бензиновые форсунки.
Если автомобиль не оснащен системой самодиагностики, то вариант с реле будет работать без нареканий, но если в штатном ЭБУ есть система диагностики узлов, контроллер увидит обрыв цепи бензиновых форсунок и перейдет в аварийный режим работы. При этом на табло загорится лампа «check engine».
В разных системах аварийный режим работы протекает по разному, в некоторых системах он проходит без каких-либо изменений, а в некоторых вплоть до полной остановки двигателя. Для борьбы с этой проблемой используется устройство, которое называется «Эмулятор работы инжектора». Данное устройство выполняет 2 функции:
- Отключение бензиновых форсунок, при работе на газу
- Создание видимости для штатного ЭБУ, что бензиновый инжектор работает в своем штатном режиме.
Важно!!! Не отключайте бензонасос при работе на газе. Это приведет к преждевременному выходу из строя всей системы питания автомобиля. Бензонасос, топливные магистрали, бензиновые форсунки и регуляторы давления должны омываться и охлаждаться бензином.
Есть еще одно устройство во втором поколении гбо на инжекторе, которого нет на карбюраторе, это эмулятор работы лямбда-зонда. На инжекторных двигателях есть возможность управлять количеством топлива, занимается этим штатный блок управления. По своим заводским таблицам и на основании показаний информационных датчиков компьютер регулирует подачу топлива в двигатель.
Лямбда-зонд является одним из информационных датчиков. Он показывает в каком состоянии находится смесь, бедная или богатая. Если смесь бедная компьютер подает большее количество топлива, если богатая, напротив урезает. Но при работе на газовом оборудовании второго поколения у ЭБУ нет возможности управлять количеством газа.
Из-за этого могут быть проблемы. Дело в том что нормальная работа двигателя контролируется постоянным смещением Лямбда из богатого состояния в бедное. На традиционном гбо этого получить невозможно, потому что газовый редуктор выдает всегда одинаковое кол-во газа, заданное при регулировке.
Лямбда при этом показывает одно состояние, а ЭБУ пытается его изменить. Когда система видит, что нет реакции на изменение подачи топлива, выводится сообщение, в виде горящей лампы ЧЕК, о том, что датчик Лямбда зонда не исправен и контроллер переводит автомобиль в аварийный режим.
Эмулятор работы Лямбда зонда, при работе на газу, разрывает цепь между ЭБУ и датчиком, и посылает свои показания на контроллер. Сигнал этот меняется из бедного состояния в богатое и обратно. Пожалуй это все особенности принципа работы второго поколения ГБО на инжекторных двигателях.
Гбо 2 поколения на карбюратор на пропане и метане (устройство, описание, аннотация, неисправности, схема) | двигатели стирлинга
Газ находится в газовом баллоне, снаряженном мультиклапаном. Через мультиклапан по магистральному трубопроводу газ проходит к запорному электрическому клапану. Часто в этом клапане установлен газовый фильтр. Потому на данной стадии газ проходит чистку от примесей и мусора.
Дальше за клапаном следует редуктор-испаритель, присоединенный к охлаждающей системе мотора. В испарителе газ из водянистой фазы перебегает в парообразную за счет высочайшей температуры охлаждающей воды. В таковой форме газ уже можно подавать в двигатель для смешивания с воздухом.
Дальше пропан попадает в смеситель, в каком газ смешивается с воздухом, образуя газовоздушную смесь. Перед смесителем на рукаве устанавливается регистр мощности. Данным регистром регулируется кол-во газа, подаваемого в двигатель в режимах завышенной нагрузки.
При работе на газу подача бензина пресекается электрическим клапаном, который устанавливается на топливную магистраль.
Принципиально!!! Чтобы обезопасить бензонасос от раннего выхода из строя, отсекающий клапан бензина необходимо устанавливать меж карбюратором и бензонасосом, чтоб последний всегда был заполнен бензином для смазки и остывания!!!
Всей этой системой управляет электронный тумблер гбо. При выключенном зажигании тумблер вида горючего обесточен и оба вида горючего перекрыты.
Режим газа. При включении зажигания, питание подается на тумблер, который на некое время (задается потенциометром) открывает подачу газа. Необходимо это для улучшения пуска. При старте на катушке зажигания возникают импульсы. По импульсному проводу тумблер лицезреет эти сигналы, это символ открыть газовый клапан. Подача газа не будет прекращена пока на импульсном проводе будет сигналы от катушки зажигания.
Режим бензина. В бензиновом режиме подача газа отключена, а на бензоклапан подается питание тем открывая подачу горючего в дв-ль.
Режим перехода. В данном режиме подача 1-го и второго горючего отключена.
Аннотация использования
Утром или после долговременной стоянки заводим автомобиль в бензиновом режиме тумблера.
Запускать прохладный ДВС на газе запрещено! Это приведет к скорому выходу из строя газового редуктора. В принципе решать Вам, или тратиться на бензин для прогрева, или на ремонт редуктора.
Для обычной и долговременной эксплуатации довольно температуры выше 35-40 градусов Цельсия. Потому ждем прогрева до рекомендуемой температуры, после этого переводим тумблер в положение перехода. Данное положение служит для выработки горючего из поплавковой камеры карбюратора.
В это время, подразумевается, что автомобиль с гбо уже движется, т. к. прогрев дв-ля уже произведен. Перебегать в газовый режим необходимо после того как почувствуете утрату тяги. Это сигнал о том, что горючее из поплавковой камеры завершилось. После перечисленных выше действий, авто в течении денька заводится и эксплуатируется на газу.
Если планируется долгая стоянка и Вы понимаете, что мотор остынет до температуры ниже рекомендуемой для работы гбо, следует перевести авто на бензин. Данный переход происходит без промежного режима. Просто переключите кнопку в положение «бензин» на ходу.
«Переход на бензин перед долговременной стоянкой существенно упростит пуск прохладного мотора!»
Неисправности 2-го поколения гбо на карбюраторных моторах Неувязка Вероятные предпосылки Способы поиска Методы устранения в случае соответствия ДВС не работает на газу, не заводится или заводится плохо Не поступает газ Проверить выход мультиклапана гбо на подачу газа Отремонтировать, , в случае невозможности ремонта, поменять Проверить выход с газового клапана Продуть магистраль, поменять фильтр, поменять клапан газа Проверить выход редуктора Произвести ремонт, в случае невозможности ремонта, поменять При проверки подачи газа, газ должен выходить в водянистой фазе (белоснежный густой туман)!!!!!
Неверное кол-во газа выдаваемое в мотор Нарушена регулировка гбо Произвести регулировку Вышел из строя редуктор Произвести ремонт, в случае невозможности ремонта, поменять Нарушена плотность впускной системы Убрать подсос воздуха Сразу с газом подается бензин Проверить бензоклапан Отремонтировать или поменять Обмерзает газовый редуктор Нарушена циркуляция охлаждающей воды Малый уровень охлаждающей воды Долить тосол или антифриз до уровня Забиты каналы Прочистить каналы Нарушена плотность газовых клапанов При остановленном движке из редуктора выходит газ Произвести ремонт клапанов или поменять последние Недостающий прогрев мотора Прогреть двигатель до подходящей температуры Неисправна охлаждающая система автомобиля Обратится в сервис для ремонта Неуравновешенная работа мотора на холостом Неисправна система холостого хода на карбюраторе Проверить работу мотора на холостом при работе на бензине Произвести ремонт карбюратора Нарушена регулировка редуктора Выполнить регулировку Заполнение редуктора газовым конденсатом Слить конденсат из редуктора двигатель не развивает обороты после холостого хода, провалы в работе.
Проверить свечки зажигания, высоковольтные провода и катушку зажигания
* если вы не отыскали подходящей препядствия, опишите свою делему в комментах
Схема установки газового оборудования 2-го поколения на карбюратор
Метан в моторе — журнал за рулем
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
МЕТАН В МОТОРЕ
Появление новых, более совершенных газовых топливных систем
и ощутимое ухудшение экологической ситуации в городах, где быстро растет автомобильный парк, заставляют многих водителей задуматься:
не стоит ли перевести свой автомобиль на газ? Свое мнение
высказывают инженеры Владимир ЗОЛОТНИЦКИЙ и Вячеслав МАМЕДОВ.
Для большинства определяющим фактором является разница в цене бензина и газа. Так, литр АИ-93 в разных районах страны стоит от 1800 до 2300 рублей, а газа — около 1000 рублей. Газ в два раза дешевле бензина. Нетрудно подсчитать окупаемость газовой установки на пропан-бутане (сжиженном нефтяном газе), взяв для примера автомобиль «Волга», затраты на переоборудование которого составляют 1,2–1,3 млн. рублей.
При расходе топлива в городском цикле 13 л/100 км экономический эффект достигает 10 тыс. рублей с каждой сотни километров. Таким образом, переход на газ окупается через 12–15 тыс. км — и это без учета снижения затрат на масло и увеличения межремонтного пробега двигателя.
Дело в том, что отсутствие у газа растворяющих и смывающих свойств способствует увеличению срока службы моторного масла в 1,5–2 раза и снижению его расхода на 10–15%. Одновременно межремонтный пробег двигателя увеличивается в 1,5–2 раза. Улучшается и работа системы зажигания, срок службы свечей возрастает на 40%.
Существенно снижается токсичность по окиси углерода (СО) — в 2–3 раза, окиси азота (NO) — в 1,2 раза, по углеводородам (СН) — в 1,3–1,9 раза. В топливной системе и камере сгорания не накапливаются смолистые отложения. Газ — это высококачественное топливо с октановым числом около 105.
При этом следует учесть, что при переходе с бензина на газ на одних и тех же режимах работы мощность двигателя снижается. Причина этого — меньшее на 6–8% выделение газом теплоты на единицу объема горючей смеси, хотя единица массы газа выделяет больше тепла (газ пропан — 10972 ккал/кг; газ бутан — 10845 ккал/кг, бензин — 10500 ккал/кг), а также снижение коэффициента наполнения цилиндров.
Для двигателей используют два вида газового топлива: сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) и сжатый природный газ (метан).
Наибольший пробег без дозаправки обеспечивает система на сжиженном газе — при одинаковом объеме баллонов примерно в 3 раза больше, чем на сжатом метане. И все-таки, благодаря последним разработкам наших специалистов можно предположить, что будущее — за установками, работающими на метане.
В России — огромные запасы этого газа (40% мировых). Он существенно дешевле сжиженного пропан-бутана, получаемого из нефти. Кроме того, метан легче воздуха в 1,6 раза и в случае утечки моментально улетучивается. (Пропан-бутан тяжелее воздуха в 1,5–2 раза и при утечках может скапливаться в помещениях, образуя с воздухом взрывоопасную смесь.)
Научно-производственная фирма «САГА» (Москва) и АО «ИНКАР» (Пермь) разработали и уже наладили выпуск автомобильной газовой топливной системы (АГТС) «САГА-7» для сжатого природного газа (СПГ) — метана. Она устанавливается как дополнительное оборудование на любые модели легковых, малотоннажных грузовых автомобилей и микроавтобусов отечественного и иностранного производства с рабочим объемом двигателя до 4 литров.
В зависимости от марки автомобиля, размеров и массы баллонов их можно установить один, два или три. На рисунке — схема установки, работающей на СПГ, с тремя баллонами высокого давления. Металлический корпус баллона покрыт армирующим слоем из стеклопластика, что повышает прочность и уменьшает массу. На внутренней поверхности — покрытие для защиты от коррозии. Запас газа в трех баллонах рассчитан примерно на 250 км.
Каждый баллон снабжен отдельным вентилем 28, который содержит скоростной клапан и разрывную (предохранительную) мембрану, по температуре страхующую баллон от разрушения при пожаре.
Все баллоны заполняют одновременно через заправочное устройство 31. В корпусе заправочного устройства размещены фильтр, заправочный вентиль и устройство блокировки 32 пуска двигателя, если шланг автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) не отсоединен от заправочного устройства системы.
Баллоны соединены трубопроводами высокого давления, переходящими в газовую магистраль 26. Трубопроводы из нержавеющей стали, с заводской развальцовкой. Гайки и ниппели «авиационного» типа, выдерживают многократный демонтаж.
На автомобиле монтируют двухступенчатый редуктор-подогреватель низкого давления (РНД) 18 из комплекта «САГА-6» — такой же, как для сжиженного нефтяного газа (пропан-бутана). Для работы на сжатом газе в него ввернут дополнительный узел — редуктор высокого давления (РВД)
16, обладающий хорошей надежностью и малыми размерами. Он понижает давление с 20 до 0,4–0,6 МПа (с 200 до 4–6 кгс/см2). Обогревается РВД путем теплопередачи от РНД. Газовый смеситель 11 устанавливается внутри корпуса воздушного фильтра над карбюратором, предназначенным для подачи газа в двигатель и создания газовоздушной смеси.
Бензиновая система питания при установке АГТС содержит традиционные элементы: карбюратор 10, бензиновый электромагнитный клапан 9, фильтр тонкой очистки 8, бензонасос 7, бензопровод 6 и бензобак 5.
Газовая система питания включает в себя электромагнитный газовый клапан 22 на давление 20 МПа (200 кгс/см2) с фильтром и датчиком давления (количества газа) 23 в баллонах, который выдает сигнал на указатель количества бензина 1 приборного щитка автомобиля 2.
Штатный указатель 1 уровня бензина при работе на этом топливе показывает его количество в бензобаке, а при работе на газе — количество (давление) газа в баллонах.
В заправочном устройстве 31, вентиле баллона 28, газовом электромагнитном клапане 22, редукторе высокого давления 16 имеются каналы, по которым газ в случае утечки (через основные уплотнения) выводится по дренажным шлангам 30, 24 и 13 за пределы автомобиля. В дренажные шланги вмонтированы датчики утечки газа 29, 25 и 14.
Принципиальное отличие газобаллонной установки АГТС «САГА-7» от других в том, что утечка газа контролируется в дренажных шлангах (а не в салоне автомобиля или в гараже), при этом в кабине водителя срабатывает сигнализация, мигают светодиоды красного свечения, соответствующие датчикам в контролируемом дренажном шланге, где присутствует метан, прерывисто работает звуковая сигнализация.
Герметичность аппаратуры после срабатывания сигнализации можно проверить переносным течеискателем газа или «старым испытанным методом» — мыльный раствор наносят на выход дренажного шланга, где датчик зафиксировал наличие метана, и по появлению мыльных пузырей судят о степени разгерметизации агрегата системы.
Электронное устройство 3 (обработки сигналов, поступающих от датчиков) обеспечивает: звуковую и световую сигнализацию об утечке и ее месте — в багажном отделении (заправочном устройстве, вентиле), редукторе высокого давления или в электромагнитном газовом клапане; изменение угла опережения зажигания при переходе с одного вида топлива на другой; сопряжение датчика давления газа в баллонах с указателем уровня бензина приборного щитка автомобиля; выключение электромагнитного газового клапана при остановке двигателя; блокировку пуска, если заправочный шланг АГНКС не отключен от заправочного устройства системы; переключение видов топлива. Автоматический встроенный контроль электронного устройства сигнализирует о его исправности.
При работе газобаллонной установки сжатый природный газ из баллонов 27 высокого давления через вентили 28 по магистральному трубопроводу 26 поступает в ЭМК 22 с фильтром. Здесь газ очищается от механических примесей и поступает в прогретый теплоносителем РВД 16, где давление газа понижается до величины, необходимой для работы РНД. Далее вся работа газобаллонной установки идет по той же схеме, что и для сжиженного газа.
Переход на питание двигателей метаном, особенно в крупных городах, поможет существенно улучшить атмосферу, сбережет деньги пользователей, а главное, сохранит здоровье тысячам россиян. Если заправка сжатым газом есть недалеко от маршрута ваших поездок, имеет смысл использовать его преимущества.
Хорошим примером этого служит Аргентина. В 1990 году парк автомобилей, работающих на газе, составлял лишь сотни единиц — сейчас 400 000 таких машин и 504 заправочных станции. Ежемесячный прирост близок к 4 000 машин. Стимулом к переводу автомобилей на газ служит разница в стоимости традиционного и газового топлива, что продиктовано заботой об окружающей среде, подкрепленной законом.
«Газель» с установкой АГТС «САГА-7».
Схема газовой топливной системы «САГА-7»: 1 — указатель количества бензина в баке и давления (количества) газа в баллонах; 2 — щиток приборов; 3 — электронное устройство;
4 — трехпозиционный переключатель вида топлива «бензин — нейтральное положение — газ»; 5 — бензобак;
6 — бензопровод; 7 — бензонасос;
8 — топливный фильтр тонкой очистки; 9 — бензиновый электромагнитный клапан; 10 — карбюратор; 11 — газовый смеситель; 12 — газопровод низкого давления; 13 — дренажный шланг редуктора высокого давления; 14 — датчик утечки газа; 15 — вакуумный шланг;
16 — редуктор высокого давления;
17 — трубопровод высокого давления; 18 — двухступенчатый редуктор-подогреватель низкого давления; 19 — катушка зажигания; 20 — распределитель зажигания; 21 — двигатель;
22 — газовый электромагнитный клапан; 23 — датчик давления газа; 24 — дренажный шланг газового электромагнитного клапана; 25 — датчик утечки газа; 26 — трубопровод высокого давления; 27 — баллон; 28 — вентиль баллона; 29 — датчик утечки газа;
30 — дренажный шланг; 31 — заправочное устройство; 32 — датчик блокировки пуска двигателя.
Размещение элементов АГТС в моторном отсеке.
Двухступенчатый редуктор низкого давления с редуктором высокого давления (на переднем плане — дренажный шланг).
Заправочное устройство — справа на раме.
Неисправности 2-го поколения гбо на инжекторах
Проблема | Возможные причины | Методы поиска | Способы устранения в случае соответствия |
ДВС не работает на газу, не заводится либо заводится плохо | Не поступает газ | Проверить выход мультиклапана гбо на подачу газа | Отремонтировать, , в случае невозможности ремонта, заменить |
Проверить выход с газового клапана | Продуть магистраль, заменить фильтр, заменить клапан газа | ||
Проверить выход редуктора | Произвести ремонт, в случае невозможности ремонта, заменить | ||
При проверки подачи газа, газ должен выходить в жидкой фазе (белый густой туман)!!!!! | |||
Неправильное кол-во газа выдаваемое в мотор | Нарушена регулировка гбо | Произвести регулировку | |
Вышел из строя редуктор | Произвести ремонт, в случае невозможности ремонта, заменить | ||
Нарушена герметичность впускной системы | Устранить подсос воздуха | ||
Одновременно с газом подается бензин | Проверить бензоклапан | Отремонтировать либо заменить | |
Неисправен эмулятор работы инжектора | Отремонтировать либо заменить | ||
Обмерзает газовый редуктор | Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости | Низкий уровень охлаждающей жидкости | Долить тосол либо антифриз до уровня |
Забиты каналы | Прочистить каналы | ||
Нарушена герметичность газовых клапанов | При остановленном двигателе из редуктора выходит газ | Произвести ремонт клапанов либо заменить последние | |
Недостаточный прогрев двигателя | Неисправна система охлаждения автомобиля | Прогреть двигатель до нужной температуры | |
Обратится в сервис для ремонта | |||
Неустойчивая работа двигателя на холостом | Неисправна система холостого хода на карбюраторе | Проверить работу двигателя на холостом при работе на бензине | Произвести ремонт карбюратора |
Нарушена регулировка редуктора | Выполнить регулировку | ||
Наполнение редуктора газовым конденсатом | Слить конденсат из редуктора | ||
Двигатель не развивает обороты после холостого хода, провалы в работе. | Недостаточное кол-во газа. | Забиты мультиклапан, магистраль, фильтр. | Проверить и устранить затор |
Перебои в воспламенении топлива | Неисправность в системе зажигания автомобиля | Проверить свечи зажигания, высоковольтные провода и катушку зажигания | |
Наблюдаются обратные хлопки во впускном коллекторе | Перебои в воспламенении топлива | Неисправность в системе зажигания автомобиля | Проверить свечи зажигания, высоковольтные провода и катушку зажигания |
Бедная газо-воздушная смесь | Подсос воздуха во впускной коллектор | Найти причину подсоса и устранить | |
Не правильная регулировка ГБО | Произвести регулировку | ||
Неисправность в системе газораспределения | Сбиты метки на ремне (цепи) ГРМ | Установить по меткам | |
Нарушены зазоры между клапанами и седлами в двигателе | Произвести регулировку зазоров |
* если вы не нашли нужной проблемы, опишите свою проблему в комментариях
Цена установки гбо 2-го поколения
ГБО 2 поколения «Газовый карбюратор» ставится на автомобили только с металлическим впускным коллектором. Расход газа по сравнению с бензином увеличивается на 5-7%. Если коллектор пластиковый, (как правило, автомобили после 2001 года выпуска) во избежание поломок необходимо ставить систему ГБО 4-го поколения
ГБО итальянского производства на автомобили российского и украинского производства (пропан-бутан), система «газовый карбюратор». ГБО на ВАЗ, ГБО на Газель, ГБО на Таврию, гбо на ваз 2110, гбо на ваз 2106, гбо на ваз 2109, гбо на ваз 2115, гбо на ваз 2107 карбюратор, гбо на ваз 2107, гбо на ваз 2106, цена гбо на ваз 21099
В цену ГБО 2 поколения входит:
- Редуктор «LOVATO» (Италия)
- Смеситель и прочие комплектующие
- *Баллон под запаску 42 л или на выбор клиента с доплатой в зависимости от объема
- Установка и настройка ГБО 2-го поколения
- Документы в ГАИ
Цена ГБО-4
Газовый инжектор (ГБО 4 поколение) распределенный впрыск, италия | Цена, у.е. баллон — цилиндрический 50л / под запаску 42л* |
ГБО 4-го поколения (4 циллиндра) | цена 550 у.е |
ГБО 4-го поколения (5 циллиндров) | цена 750 у.е. |
ГБО 4-го поколения (6 циллиндров) | цена 750 у.е. |
ГБО 4-го поколения (8 циллиндров) | цена 950 у.е |
В цену ГБО 4 входит:
- Блок управления (компьютер) STAG 4 (Италия Польша)
- Редуктор «TOMASETTO» (Италия)
- Форсунки «VALTEK» (Польша) или «HANA» ( 150 евро)
- *Баллон под запаску 42 л или на выбор клиента с доплатой в зависимости от объема
- Установка и настройка ГБО 4-го поколения
- Документы в ГАИ
ГБО 4 поколения устанавливается на автомобили только с электронным (полным) инжектором. Газ подается через форсунки, управляемые специальным компьютером. Мощность двигателя не падает, расход газа на несколько процентов больше, чем бензина.
Метан на легковые автомобили. | |
Марка автомобиля | Цена, у.е. |
4 цилиндра | 560 у.е. |
5 цилиндров | 673 у.е. |
6 цилиндров | 673 у.е. |
8 цилиндров | 750 у.е. |
Метан на грузовые автомобили. | |
Марка автомобиля | Цена, у.е. |
Газель цельнометаллическая | 270 у.е. 77 у.е. за баллон |
Газель бортовая | 270 у.е. 77 у.е. за балон |
ГАЗ легкие баллоны | 270 у.е. 77 у.е. за баллон |
ГАЗ тяжелые баллоны | 270 у.е. 39 у.е. за баллон |
ЗИЛ касета | 270 у.е. 39 у.е. за баллон |
ЗИЛ борт | 290 у.е. 39 у.е. за баллон |