Содержание
«займет доминирующую позицию на розничном рынке дизтоплива ленинградской области»
ООО «Татнефть-АЗС-Запад» («дочка» «Татнефти») купило топливно-розничный бизнес Neste в России, о котором мечтало еще с июля 2022 года, когда было заключено соответствующее соглашение с корпорацией Neste. Все это время нефтяники из Альметьевска ждали официального разрешения от антимонопольного органа.
«не нужно вкладываться в ребрендинг, но можно будет воспользоваться работающей сетью»
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев считает, что для «Татнефти» сделка с Neste даст неплохой прирост сбытовой сети и продвижение в северо-западный регион страны. «Сегодня фирменная сеть АЗС „Татнефти“ на территории России насчитывает около 600 АЗС, плюс еще 110 АЗС в Беларуси и на Украине.
На топливном рынке СЗФО «Татнефть» до сих пор была представлена незначительно, до настоящего времени там имелось всего около 40 АЗС под брендом татарстанской компании, в том числе 22 — в Санкт-Петербурге и Ленобласти, 11 — в Вологодской области, 8 — в Архангельской.
Калачев отмечает, что в этом регионе более активно работают «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». «Покупка сети Neste позволит „Татнефти“ потеснить конкурентов на топливном рынке северо-запада. Это емкий рынок промышленно развитого и густонаселенного региона с высоким уровнем автомобилизации», — уверен эксперт компании «Финам».
Тот факт, что еще до пяти лет «Татнефть» будет продавать топливо под логотипом Neste (две капли, окрашенные в сине-бело-зеленые цвета), аналитики объясняют вполне прагматичными соображениями — так альметьевцам будет проще закрепиться в регионе, в котором знают и любят финский бренд.
«Это хороший работающий актив. И к тому же некоторое время не нужно будет вкладываться в ребрендинг и продвижение своей марки, но можно воспользоваться работающей сетью, при этом продавать свой бензин и дизельное топливо», — говорит Калачев.
Предполагается, что Neste решила уйти с рынка РФ из-за снижения маржинальности сбытового бизнеса на рынке моторного топлива в нашей стране. Это произошло после резкого роста оптовых цен на бензин и ДТ в 2022 году. Ситуацию пришлось взять в руки вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку, который дважды принимал решение о заморозке цен на бензин и ДТ.
В 2022 году была введена система демпфирующего механизма, который компенсирует оптовикам потери от продажи топлива внутри страны в случае роста экспортных цен. По всей видимости, на иностранных поставщиков система демпферов не распространилась — и они поспешили уйти с рынка.
«Регулирование рынка для сдерживания розничных цен на фоне растущих оптовых цен оставляет АЗС мало возможностей работать прибыльно. В отличие от независимых сетей, вертикально интегрированные нефтяные компании, имеющие собственную переработку, имеют возможность перераспределять маржу между добычей, переработкой и сбытом», — отмечает эксперт.
По оценкам АО «Финам», цена сделки могла составить районе 140–150 млн евро, то есть около 10 млрд рублей, или примерно по 130 млн за одну АЗС.
Если планы осуществятся, за 10 лет сеть АЗС «Татнефти» вырастет более чем вдвое
Дотянуться до 1,1 тыс. азс
Напомним, что в самом конце сентября «Татнефть» рассмотрела новую концепцию рыночной стратегии и развития розничного бизнеса, рассчитанную до 2030 года. Она предусматривает количественное и качественное развитие сети как на территории РФ, так и за ее пределами.
В рамках новой стратегии количество АЗС будет увеличено до 1,1 тыс., в том числе 150 франчайзинговых заправок. Таким образом, если планы осуществятся, за 10 лет сеть АЗС «Татнефти» вырастет более чем вдвое. К этому сроку продажи топлива компании (включая не только АЗС, но и мелкий опт)
«Качественное улучшение существующих АЗС предусматривает создание современных автозаправочных станций с полным спектром сервисов и услуг, серии флагманских АЗС с внедренными инновационными технологиями, развитие нетопливного бизнеса с расширением сервисов», — говорится в сообщении компании.
На новых АЗС акцент будет также сделан на развитии нетопливного бизнеса — кафе и магазинов, автокафе, терминалов самообслуживания, автомоек
Как сообщили «БИЗНЕС Online» в «Татнефти», основное развитие сети АЗС запланировано на территории России, а также в Узбекистане (пока там открыто две АЗС). В компании затруднились ответить, сколько именно автозаправочных станций будет в Татарстане, а сколько — в остальных регионах России и за рубежом, но отметили, что выбор регионов присутствия определят исходя из удобства логистики, плеча доставки нефтепродуктов и экономической целесообразности.
Внутри республики нет дефицита АЗС, поэтому в организации не исключают, что для расширения сети в Татарстане (и не только) будет применен механизм франшизы, когда под брендом «Татнефти» независимые мелкие сети начинают торговать бензином ТАНЕКО и в целом работать по стандартам компании.