Детонация — что это такое?
Детонационное сгорание возникает, когда удаленные от свечей зажигания части топливно-воздушной смеси (ТВС) из-за поджатия пламенем нагреваются и самовоспламеняются с образованием небольшого взрыва. Такое явление является ощутимым для водителя. В момент движения проявляется характерный акустический признак – металлический стук в кривошипно-шатунном механизме.
Слово детонация происходит от французского слова détoner (взрываться) и латинского слова detonare (греметь).
Основное последствие мини-взрыва – это увеличение теплоотдачи элементов кривошипно-шатунного механизма с активизацией их износа. Это приводит к серьезным поломкам. То, насколько часто проявляется проблема, оказывает ключевое действие на ее исход. Отдельные модули машины могут быстро выйти из строя без возможности восстановления, будет показана их замена.

Детонация — это режим горения, при котором по используемой ТВС распространяется ударная волна. Сам процесс сгорания очень сложный, потому здесь требуется постоянный конструктивный контроль. Любое нарушение способно привести к ненормальному сгоранию – ТВС воспламенится в ненужный момент или в неположенном месте.
В идеальных условиях топливо должно воспламеняться до того, как поршень достигнет верхнего положения, причём угол опережения зажигания в этот момент равен 2-3°. А когда поршень возвращается в исходное положение, этап воспламенения завершается. При детонации происходит самовозгорание ТВС в середине такта сжатия, до того момента, когда появится искра на свече зажигания. Получается, что поршень оказывает противовес, мотор теряет мощность, а расход топлива возрастает.
Если двигатель небольшого объёма с повышенной мощностью и крутящим моментом, то детонация появляется на небольших оборотах и довольно скоро исчезает. А в форсированных моторах детонация появляется при высоких нагрузках и может ухудшить состояние силового агрегата на пару секунд.
Чем опасно детонационное сгорание и что его может вызвать
Детонация в моторе представляет собой неконтролируемое сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Такое нарушение способно провоцировать «мини-взрывы». Ещё раз повторюсь: если топливо в камерах перерабатывается правильно, скорость распространения пламени не превышает 30 м/с.
При детонации показатель заметно увеличивается в отдельных, буквально критических ситуациях достигает 2500 м/с. Такие нагрузки на цилиндры и поршневую группу приводят к серьезной поломке через 5-6 тыс. км. Именно предотвращение таких ситуаций и обеспечивает датчик.
Частота и риски возникновения детонации при работе ДВС находятся в прямой зависимости от трех основных факторов:
- Состав бензина. Первый и самый главный показатель. Современные двигатели особенно чувствительны к октановому числу топлива и это можно легко объяснить. Именно этот показатель прямо отображает способность жидкости не провоцировать детонацию. Качественное топливо заметно продлевает срок службы мотора и отдельных его модулей. Хороший бензин не будет расходовать ресурс используемых фильтров слишком интенсивно, что приведет к меньшему негативному влиянию на металлические части двигателя.
Некачественный бензин может вызвать детонацию - Условия работы ДВС. Часто детонация случается, когда мотор работает под определенными нагрузками на отдельных передачах, когда при сгорании образуется ТВС с неправильными пропорциями.
- Некорректные параметры зажигания (угол опережения и момент подачи топливной смеси).
- Экстремальные нагрузки при малых оборотах мотора.
- Нарушения работы системы охлаждения. В этом случае происходит сильный нагрев деталей мотора и воспламенение от нагара.
- Конструктивные особенности ДВС. Часто машины могут ездить только на 95 или 98 бензине. Это объясняется тем, что двигатели имеют максимальную способность к сжатию. При применении некачественной ТВС возрастает вероятность детонации. Не менее важна форма камеры сгорания и днища поршней, расположение свечей зажигания. Чтобы не провоцировать поломки, стоит использовать горючее с указанным производителем октановым числом. Эта информация есть на лючке топливного бака. При этом опасно заливать не только 92 вместо рекомендуемого 95, но и 98.
Соизмерить все риски, возникающие при использовании транспортного средства – просто невозможно. Именно поэтому на помощь приходят датчики. Отдельный модуль оценивает риск детонации и контролирует работоспособность мотора. Чтобы суметь своевременно обнаружить проблему, стоит внимательно рассмотреть его конструкцию и разобраться с принципом работы.
Влияет ли датчик детонации на расход топлива? Однозначно, да. При выходе из строя интенсивность затрат горючего возрастает.
Удар волны принимают стенки камер цилиндра, которые не могут полностью снизить силу детонации и защитить другие элементы от массированной ударной волны, соответственно энергия выйдет за их пределы, оставив разрушающий след. Что будет, если не работает датчик детонации? Все ближайшие элементы получат серьёзную нагрузку, связанную с нисходящей волной.

Со временем детонационные взрывы приводят к оплавлению дна поршня и прогоранию клапанов. В моторе могут проявляться стуки, шумы, увеличится его рабочая температура. Это связано с многократной ударной деформацией и перегревом. Не исключено появление неисправностей во всех узлах, находящихся в непосредственной близости от ударной волны. Подобным воздействием система расшатывается, ускоряется ее износ.
Если появились признаки выхода из строя датчика, следует провести проверку. Если она подтвердит неисправность, показана замена модуля. В этом случае придётся потратиться на дорогой и сложный ремонт.
Самая главная опасность неисправности датчика детонации в том, что даже его полный выход из строя не повлияет на остановку ДВС. Мотор продолжит свою работу, это быстро приведёт к его износу, как будто он работает дольше, чем в действительности.
Где находится
Мы изучили, какую функцию выполняет датчик детонации. Осталось разобраться, где находится этот элемент, значимый для нормальной работоспособности двигателя. В большинстве случаях, когда конструкцией автомобиля не предусмотрено другое, он размещается на блоке или головке цилиндров. Где расположен элемент можно понять по фото, но он всегда будет находиться немного ниже впускного коллектора.

Чаще всего его устанавливают в середине группы цилиндров, чтобы обеспечивать точную отладку их работы. Место для них устанавливается в соответствии с размещением самой разогреваемой камеры сгорания. При двигателе поперечного и продольного сечения контроллер устанавливают чуть ниже впускного коллектора.
https://www.youtube.com/watch?v=fYMrn5Vnsrk
Где стоит элемент зависит от его исходной конструкции. Чаще всего он прикрепляется болтом к мотору и вкручивается в него. На ДВС с 4 цилиндрами, датчик будет установлен между вторым и третьим по счету.

При 4-цилиндровом ДВС целесообразно применять единственный датчик детонации, потому что он сможет в полной мере контролировать работу всех цилиндров. Если исходное число элементов больше, контроллеры внедряют дополнительно. Заметим, что для ДВС с 6 цилиндрами уже надо 2 датчика.
Датчик детонации автомобиля змз-406
Двигатель автомобиля — это сложное устройство, бесперебойная работа которого зависит от многих исходных факторов. Один из них — момент детонации, другими словами, момент воспламенения топливной смеси в цилиндре двигателя. Момент детонации не должен происходить раньше, чем создалось необходимое давление от бензиновых паров при сжатии, получаемом во время обратного хода поршня.
ЭМУ получает информацию о произошедшем событии от соответствующих датчиков. Они определяют единовременную вибрацию мотора, возникающую в момент детонации. Последнее доступно за счет расположения датчиков и плотного прилежания к корпусу двигателя.
Мотор ЗМЗ-406 можно встретить на таких автомобилях, как ГАЗель, Соболь, Волга 3102, 3110, 31105. Это четырех цилиндровый двигатель, оснащенный 16 клапанами и электронной системой управления. Именно ей требуется информация от датчика детонации. Модельный ряд ЗМЗ-406 представлен следующими моторами:
Двигатель | Тип | Максимальная мощность | Примечание |
---|---|---|---|
ЗМЗ-4062.10 | Инжектор | 150 | |
ЗМЗ-4061.10 | Карбюратор | 100 | |
ЗМЗ-4063.10 | Карбюратор | 110 | |
ЗМЗ-4052.10 | Инжектор | Экологичность Euro-3.4 | |
ЗМЗ-4092.10. | Инжектор | Экологичность Euro-3.4 |
Общая компоновка, наличие электронной системы управления и тип навесного оборудования, дали возможность разработать на основе ЗМЗ-406 более мощные моторы практически без изменения исходной конструкции. Речь идет о ЗМЗ-405, ЗМЗ-409 и дизеле ЗМЗ-514. Во всех названых движках, как и в прародителе, используется датчик детонации ЗМЗ-406.
Как проверить
Как проверить исправность датчика детонации? Это зависит от модели марки автомобиля, но общий алгоритм работ следующий:
- Чтобы добраться к месту расположения прибора, машину загоняют на смотровую яму. Включив фонарик или другой прибор, находят элемент и откручивают крепление к цилиндру. Модуль снимают со шпильки и вытаскивают.
- Отсоединяют его провода от машины, зажимая фиксатор.
- Для начала устройство просто осматривают на наличие повреждений и заусенцев. Далее проверяют оплетку и тестируют розетку на наличие в ней тока и прочности крепления.
- Если датчик установлен неправильно, с сильной или слабой затяжкой, то на это укажет диагностический код.
- Присоединяют элемент к вольтметру или цифровому мультиметру с обязательным соблюдением полярности.
- Мультиметр надо настроить на милливольты (200 mV). Плюсовой щуп надо зафиксировать на управляющий контакт, а минус – на массу датчика. По центру проверяемого устройству надо слегка постучать металлическим предметом. Должны появиться значения в пределах от 40 до 150 мВ. Если разности потенциалов нет, то датчик следует заменить.
- При применении вольтметра действия следующие. Имитировать детонацию двигателя можно при помощи легкого постукивания по корпусу датчика. На вольтметре должно появиться сопротивление датчика. У работающего устройства значение при ударе повышается и моментально возвращается к нормальному состоянию. Если сброса значения сопротивления не происходит, то датчик детонации — неработающий.
- В иномарках элемент находится в охлаждающем контуре двигателя, потому перед тем как снять его придется слить жидкость. После проведения подготовки элемент скручивают и отсоединяют аккумулятор.
Перечисленных тестов будет достаточно, чтобы обнаружить поломку самостоятельно. При ее выявлении стоит искать подходящий модуль на замену или подбирать качественный аналог.
Посмотрите интересное видео о проверке датчика детонации , не снимая его с авто:
Второй способ проверки более надёжный, потому что мы его будем проверять на работающем моторе. Заведите двигатель и выставите 1500—2000 оборотов в минуту, обороты держим стабильные. Затем надо несильно постучать по датчику детонации. Если устройство в порядке, то оно «подумает», что это детонация и произойдёт корректировка угла, что приведёт к снижению оборотов двигателя. После того, как постукивания прекратятся, обороты вернутся в исходное положение.
Самое сложное – это подобраться к датчику, особенно у моторов на 16 клапанов. Заменить устройство – просто. Надо отсоединить фишку датчика детонации с проводами и выкрутить болт крепления (или сам датчик, всё зависит от конструкции). Затем надо установить новый датчик детонации и подключить его к проводке.
Можно попытаться сбросить ошибку OBD-2:
- Подсоедините диагностический сканер.
- Поверните ключ зажигания в положение ВКЛ или ON.
- Сбросьте код неисправности.
- Заведите мотор и дайте ему поработать вхолостую хотя бы 5 минут, затем проедьтесь 10-15 минут.
- Считайте ошибку снова, чтобы убедиться, что они не появились снова.
Как прозвонить датчик детонации? Это можно сделать для устройств с внутренним резистором. Необходимо повернуть ключ зажигания в положение OFF. Отцепите разъём проводов от датчика детонации. Далее надо измерить показатель сопротивления внутреннего резистора, оно должно быть в диапазоне 49-100 кОм. Подключите разъём проводов датчика. Если показатель сопротивления нестандартный, то надо менять датчик детонации.
Как правильно установить (поменять) датчик детонации? Самостоятельно проводить эту работу не стоит, лучше доверить автомобиль специалистам из сервисного центра.
Как функционирует измеритель?
Постоянно работать в режиме детонации мотор неспособен – цилиндропоршневая группа разрушится очень быстро. Поэтому датчик детонации отвечает за обнаружение первичной ударной волны в камерах и оповещении электронного блока управления, который принимает дальнейшие меры по недопущению микровзрывов.
Уменьшить скорость горения смеси можно тремя способами:
- понизить степень сжатия (раньше под головку цилиндров ставили дополнительные прокладки);
- организовать вспышку на долю секунды позже, то есть, уменьшить угол опережения зажигания;
- не заливать бензин с низким октановым числом и малой детонационной стойкостью.
Из перечисленных способов контроллеру доступен только один – корректировка угла опережения. Когда хозяин автомобиля заливает неподходящее либо некачественное топливо, в камерах образуется ударная волна от слишком быстрого сжигания. Датчик детонации находится снаружи на стенке блока цилиндров, регистрирует зарождающиеся микровзрывы и подает импульс напряжения блоку управления. Последний реагирует и уменьшает угол опережения – делает зажигание поздним.
Контрольная лампа check engine
Первый признак, по которому можно заподозрить неисправность — это загорание специальной лампочки на приборной панели, причём мотор при этом работает. К этому предупреждению, подаваемому системой управления, стоит относиться внимательно, иначе проблема рискует усугубиться в самые короткие сроки.

Безусловно, выход датчика из строя – не единственное нарушение, провоцирующее загорание элемента. Поломка датчика детонации, всего лишь одна из возможных проблем. Но действовать надо сразу, чтобы потом не утруждать себя дорогостоящим и длительным ремонтом двигателя.
Рассчитывать на то, что лампочка обязательно загорится – не следует. Лампочка загорается чаще всего только при обрыве цепи, даже если датчик детонации неисправен. Поэтому, чтобы выявить, в каком узле появилась неисправность, нужно подключать сканер, чтобы узнать код ошибки.
Вот коды ошибок, связанные с детонацией: P0325, P0326, P0327, P0328. Эти ошибки можно считать самому при помощи диагностического сканера, либо адаптера ELM327, используя программу Torque.
Если горит датчик детонации, то это может быть связано также с обрывом датчика детонации.
Когда электронный блок управления «увидит», что датчик детонации некорректно работает, то он перейдёт в аварийный режим. То есть выставится позднее зажигание, чтобы предотвратить риск появления детонации.
Способы предотвратить детонацию
В ряде случаев детонация происходит под влиянием причин, не связанных с работоспособностью датчика. Надо знать о некоторых способах профилактики детонации:
- Если детонация мотора при езде на дизеле или бензине начинается после заправки на конкретной АЗС, пользоваться ее услугами – не следует.
- Регулярное удаление нагара в цилиндрах позволяет минимизировать степень сжатия и значительно улучшить отвод тепла. В большинстве случаях моторы справляются с этой функцией самостоятельно за счет самоочистки. Но, помочь силовому агрегату может и сам водитель. Машину следует прогнать на максимальной мощности пустой дороге в течение 2-5 минут.
- Регулярно надо мониторить состояние системы охлаждения: радиатора и вентилятора. Эти элементы чистят от естественных загрязнений минимум 1 раз в год, но лучше почаще.
Как выглядит загрязненный основной радиатор - Проверьте состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов.
- Проводить регулировку угла опережения зажигания. Для этого на дороге разгоняют скорость в 40-50 км/час и нажимают на газ.
- В бензин можно добавить присадку (например, Castrol TBE). Это немного улучшит детонационную стойкость топлива. Авто заводиться будет лучше, но стуки из-под капота не исчезнут.
От рядовых автолюбителей можно услышать о специальных присадках, которые следует добавлять в бензин. Эти компоненты в ряде случаев улучшают детонационную стойкость. Но, стоит ли их использовать? Однозначно, нет, потому что это – дополнительные расходы. Лучше регулярно проверять работоспособность контролирующего модуля и заправлять машину на проверенных сетевых АЗС.
Устройство и принцип работы
Если посмотреть на датчик детонации в разрезе, можно заметить следующие элементы:
- внешний и внутренний корпус с отверстием под крепёжный болт;
- пружины;
- пьезоэлектрическая пластина;
- сигнальный провод;
- стальной грузик;
- тонкая оплетка;
- резистор.
Размеры датчика сравним с размерами спичечного коробка.

Как работает датчик детонации? После появления больших механических колебаний на моторе, на концах пружин начинают действовать напряжения. В блоке управления фиксируются значения безопасного нагнетания, передаваемые датчику по ходу работы двигателя без риска детонации. После превышения порога, основной блок детали передает команду, что надо произвести коррекцию угла опережения зажигания.
Роль датчика детонации в двигателе – значительная, несмотря на то, что устройство представлено в форме простого электрического модуля. Оно не оказывает никакого действия на внешнее воздействие. Уровень сигнала детонации может меняться, в зависимости от того, в какой части ДВС установлен элемент: в передней или задней.
Вот как работает датчик детонации:
- Механические импульсы создают напряжение в датчике детонации на пьезоэлектрическом элементе. Напряжение растет по мере увеличения интенсивности колебаний.
- После превышения безопасного и допустимого порога, датчик посылает сигнал о необходимости коррекции угла опережения.
- Датчик обеспечивает преобразование механического воздействия в постоянный электрический сигнал, передаваемый в блок управления.
- Система корректирует впрыск топлива и угол опережения.
- При выполнении перечисленных условий, мотор работает максимально эффективно при минимальном расходе топлива. Мощность ДВС достигает заложенного максимума.
Получается, что датчик детонации необходим для предотвращения возникновения детонации. Его основная функция – своевременное обнаружение воспламенения и передача данных об изменениях на блок.

Простыми словами: устройство работает как датчик вибрации, который способен обнаруживать акустические металлические колебания, которые возникают при раннем зажигании или случайном возгоранием топлива. Датчик детонации работает как «микрофон», благодаря которому блок управления «прослушивает» мотор.
Если произошла детонация, то электронный блок управления будет сдерживать зажигание каждого цилиндра, пока мини-взрывы не прекратятся. В этот момент уменьшится мощность и экономичность ДВС. Когда детонация исчезнет и не будет возникать вновь, то блок управления со временем восстановит исходную синхронизацию зажигания. Такое управление называется с замкнутым контуром и обратной связью.