ЧТО ТАКОЕ ТАЙМЕР

Что такое ГРМ — расшифровка которого описана в данной статье, важно знать любому автолюбителю. Это необходимо для того, чтобы не было неприятных сюрпризов при выходе из строя какого-либо комплектующего газораспределительного механизма.

Без газораспределительного механизма невозможна корректная работа ДВС. Именно он обеспечивает четкость движения впускных и выпускных клапанов, что позволяет своевременно подавать топливовоздушную смесь в цилиндры, отводить отработанные газы. Усилие, необходимое для приведения в движение клапанов, передает ремень ГРМ, от состояния которого зависит, насколько корректна и безопасна эксплуатация авто. Почему эта деталь так важна? Какие именно функции она выполняет? Как часто менять ремень ГРМ?

Что такое ремень ГРМ?

Для начала, нужно определить, что такое ремень ГРМ.

Ремень ГРМ представляет собой ленту, замкнутую в кольцо, изготовленную из прочного полимера или эластомера, на поверхности которой предусмотрены зацепы, обеспечивающие максимальную плотность контакта, препятствующие случайному слету с посадочной шестерни.

Увидеть, где ремень ГРМ, можно, взглянув на коленчатый и распределительный валы. Именно там он и находится, обеспечивая стабильную и надежную механическую связь между вращающимися деталями.

Что это такое? ГРМ – это важнейшая деталь автомобиля, которая соединяет коленвал и распредвал двигателя. Если ремень полностью исправный, то цикл работы силового узла не нарушен, а значит, автомобиль безопасен в эксплуатации.

Что учесть? Существует несколько причин, почему рвется ремень ГРМ. На сокращение срока его службы влияют внешние факторы, повреждения, манера вождения и условия эксплуатации автомобиля. В любом случае своевременное ТО и аккуратное отношение к машине позволят избежать серьезных проблем.

В этой статье:

Что такое ГРМ в автомобиле?

ГРМ расшифровывается как газораспределительный механизм. Его назначение подавать в цилиндры воздушно-топливную смесь (ВТС) с определенной периодичностью, а также выводить из камер цилиндров отработанные газы. Вместо ВТС может поступать просто воздух, это зависит от конструкции двигателя в автомобиле. Мотор будет выполнять свои функции, если вовремя будут открываться и закрываться клапана и правильно ходить поршни в цилиндрах.

Газораспределительные механизмы различаются типом привода, идущего от коленвала. Он может быть цепным и ременным.


ЧТО ТАКОЕ ТАЙМЕР

Виды привода ГРМ

Отличаются ГРМ расположением распределительного вала в автомобиле:

Механизм с клапанным газораспределением является самым распространенным среди ГРМ, устанавливаемых на 4-х контактных ДВС поршневого типа. Г РМ играет важную роль в правильном функционировании силового агрегата в автомобиле. Благодаря ему синхронизируется работа поршней и клапанов, которые движутся в нужных фазах. Без этой синхронизации мотор работать не будет.

Стабильность работы автомобильного мотора с высоким КПД возможна только в том случае, если все детали мотора синхронно работают друг с другом. Важное значение имеет устройство газораспределительного механизма. От этого участка двигателя зависит синхронизация впрыска горючей смеси и выпуска отработанных газов после ее воспламенения. Исходя из этого можно дать такое определение — ГРМ — это механизм, задача которого заключается в управлении фазами газораспределения двигателя. Достигается это за счет синхронной передачи крутящего момента от коленвала на распредвал.

У механизма ГРМ расшифровка звучит следующим образом – газораспределительный механизм. Это именно механизм, а не узел, так как в его схеме присутствуют вращающиеся детали и ремень или цепь. Рассмотрим же, что такое ремень ГРМ или цепь. Оба эти элемента предназначены для передачи крутящего момента между коленвалом и распредвалами. Первый имеет стойкость к резким нагрузкам, а цепь более стойкая к растяжению. Зачастую сложно определить, что лучше, цепь или ремень ГРМ, так как все зависит от специфики двигателя и стиля вождения. Несмотря на выполнение одной и той же функции, из-за конструктивных отличий эти элементы не взаимозаменяемые.

Принцип работы и устройство ГРМ

Механизм начинает работать вместе с первым оборотом коленвала. Этого достаточно, чтобы произошли впрыск горючей смеси в цилиндры и первое воспламенение. Выше мы дали определение, что такое ГРМ, теперь рассмотрим его детальное устройство и принцип работы. Он одинаковый на всех двигателях внутреннего сгорания, независимо от производителя. Кроме коленчатого вала с распредвалом и ремнем или цепью, в рабочей схеме присутствуют следующие детали газораспределительного механизма:

Синхронная работа этих элементов позволяет клапанам открываться согласно газораспределительной фазе. Схема газораспределительного механизма была бы неполной без кулачков (толкателей). Они расположены таким образом, чтобы при вращении распредвала толкать клапаны внутрь цилиндра. В исходное положение они возвращаются за счет пружины, после чего надежно герметизируют камеру сгорания.

Для тех, кто не знает, как узнать цепь или ремень ГРМ работают в механизме, достаточно открыть капот и посмотреть. Как правило, на боковой стороне силового агрегата отчетливо видно ремень со шкивами и натяжными роликами или цепь с приводными и натяжными шестернями. Благодаря доступности всех этих элементов легко выставлять метки ГРМ, от которых зависит корректность газораспределения. Они отображают положение валов механизма и всегда правильно установлены на новых автомобилях с заводской конфигурацией.

Как выставить метки ГРМ

Для начала следует определиться, для чего они необходимы. Коленчатый вал выполняет оборот вокруг оси за четыре такта. Из них два такта направлены на выпуск отработанных газов, а два на впрыск и воспламенение топлива. В обоих случаях клапаны опускаются, когда поршень движется вниз. Соответственно, нетрудно догадаться что будет, если метки ГРМ не совпадают. В худшем случае клапаны опустятся в тот момент, когда поршень будет в верхней мертвой точке. Следовательно, они деформируются при ударе об него. А чтобы их заменить, необходимо демонтировать ГБЦ, что обойдется недешево.

Из всего вышесказанного очевидно, что симптомы сбитых меток ГРМ будут характеризоваться сбоем в работе силового агрегата. Все зависит от того, насколько метки не совпадают. Если несоответствие до двух зубьев, следует ожидать сбоев в работе мотора. Когда перескочил ремень ГРМ на дизеле или бензиновом двигателе более чем на два зуба, придется заменить деформированные клапаны, так как они столкнутся с поршнями. В обоих случаях потребуется потратить много времени, чтобы устранить признаки неправильной установки ремня ГРМ на дизеле и бензиновом двигателе. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Это необходимо делать в том случае, если натяжка ремня ГРМ соответствует необходимой. В противном случае, даже при правильной установке меток, в скором времени возможны проблемы. При недостаточной затяжке чаще всего свистит ремень ГРМ. Последствия этого описаны выше, и чтобы не допустить деформацию клапанов, необходимо подтянуть натяжной ролик таким образом, чтобы ремень или цепь не провисали. Но и перетягивать нельзя, чтобы не порвало ремень ГРМ. При увеличенной натяжке на ремень и цепь воздействует более высокая нагрузка. Результатом их разрыва тоже является деформация клапанов. Таким образом важную роль играют не только правильно выставленные метки, но и степень натяжки.

Признаки износа ремня ГРМ и цепи

Одним из признаков некорректной работы данных элементов является появление посторонних звуков, которых ранее не наблюдалось. Причем они будут возникать даже на холостых оборотах двигателя, так как газораспределительный механизм все равно работает. Как стучит цепь ГРМ отличить не сложно, так как это будет металлический стук, обусловленный снижением натяжки. Исправить проблему можно, отрегулировав натяжной ролик таким образом, чтобы цепь не провисала. О том, каким будет звук перетянутого ремня ГРМ, мы писали выше. Для устранения свиста тоже необходимо отрегулировать натяжной ролик, тогда звук исчезнет. Исключение в том случае, если ремень имеет большой коэффициент растяжения.

Признаки растянутой цепи ГРМ или ремня заключаются не только в появлении постороннего звука. Растяжение способствует тому, что они периодически перескакивают через зубья приводных шестерен, что способствует появлению детонации в камерах сгорания и возникновению синего выхлопного дыма. Признаки перетянутого ремня ГРМ и цепи могут характеризоваться перегревом мотора. Независимо от того, посредством чего передается крутящий момент между валами, признаком некорректной работы ремня и цепи часто выступает снижение мощности двигателя.

Как проверить ремень ГРМ и цепь

Диагностика этих элементов газораспределительной системы затрудняется тем, что симптомы их некорректной работы схожи с неисправностями других систем мотора. Кроме того, как натянуть ремень ГРМ и цепь, следует узнать и признаки их износа. Данные знания помогут определить необходимость замены, если износ произошел до окончания заявленного производителем эксплуатационного срока. Это касается только ремня. Как проверить цепь ГРМ? Если на одном из звеньев появится трещина в металле, оно сразу лопнет и цепь порвется. Поэтому сложно предугадать ее износ.

Степень выработки ремня можно определить визуально. Есть даже инструкция, как проверить ремень ГРМ не снимая, потому что он стойкий к обрыву из-за армирующих волокон. Следовательно, по мере его износа будут видны обрывы волокон, что снижает прочность изделия. Учитывая этот нюанс и периодически выполняя визуальный осмотр, можно предотвратить обрыв ремня ГРМ на дизельном двигателе. Аналогичная ситуация с мотором, работающем на бензине.

7 причин выхода из строя ремня ГРМ

Ремень ГРМ может выйти из строя по разным причинам. Назовём самые распространённые.

1. Истёк срок службы ремня. Продолжительность его использования измеряется пробегом автомобиля: соответственно, чем он выше, тем старше ремень ГРМ. Если пробег насчитывает десятки тысяч километров, то он подлежит незамедлительной замене.

В среднем возраст ремня ГРМ не должен превышать 5 лет: по прошествии этого времени он теряет свои эластичные свойства и перестаёт выполнять назначенные ему функции.

2. Снижение мощности двигателя. Об этом сигнализирует неуверенный пуск устройство при его зажигании. Также он может издавать сильные вибрации, а в тяге могут наблюдаться провалы. Всё это связано с тем, что автомобиль работает в неоптимальных режимах. Часто это приводит к целому ряду поломок.

Внимание! От состояния ремня ГРМ зависит оптимальная работа двигателя, поэтому нужно внимательно следить за его состоянием.

3. Дым из выхлопной трубы. Это происходит, когда в моторе сгорает не вся топливная смесь. Какая-то её часть попадает в систему выпуска, из-за чего уровень температуры в моторе становится выше допустимого, и соты начинают спекаться. Так образуется дым (чаще всего он чёрного цвета), который выходит из выхлопной трубы. Также могут быть заметны щелчки и выхлопы при работе двигателя.

4. Треск в моторе. Когда ремень ГРМ изнашивается, он начинает трескаться и лопаться. Двигатель на это реагирует соответствующим образом: он издаёт трескающиеся звуки, которые звучат с разной периодичностью. Однако не всегда эти звуки — следствие вышедшего из строя ремня ГРМ. Иногда это связано со сломанными подшипниками или водяной помпой.

5. Течь из-под кожуха ремня ГРМ. Если появились масляные утечки и подтёки охлаждающей жидкости на ремне, то это верный признак того, что его пора менять.

6. Повреждение ремня ГРМ. Иногда на нём становятся заметны трещины и потёртости. В этом случае, даже если деталь ещё не израсходовала срок службы, нужно немедленно её заменить.

7. Проблемы с работой двигателя. Бывает, что мотор не заводится, а стартер крутиться вхолостую. Это явный признак того, что ремень ГРМ нужно было давно заменить. Теперь двигатель нужно либо менять, либо купить новый.

Для чего служит ремень ГРМ

Теперь разберемся, что такое ремень ГРМ, какой принцип действия. Его основное назначение — связывать между собой распредвал и коленчатый вал.

Назначение и принцип действия устройства

Привод ГРМ представляет собой резиновое изделие с зубчатой внутренней поверхностью. Изготовленный из прочной резины, он надевается на коленвал и на одну или несколько шестерен распредвала. Назначение зубьев — обеспечивать хорошее сцепление и исключать проскальзывание. Их количество строго определено, так как от того зависит синхронизация коленвала и распредвалов. Например, на двигателях ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 устанавливаются ремни распредвалов с 111 и 136 зубьями соответственно.


ЧТО ТАКОЕ ТАЙМЕР

Ремень газораспределительного механизма

Провод распредвала является важной комплектующей автомобиля, поэтому следует разобраться, что такое ремешок ГРМ, и постоянно контролировать его состояние. Выполнять замену следует согласно регламента через 30-45 тысяч километров пробега или при повреждении его частей. При несвоевременной замене ремень может оборваться, что приведет к (в лучшем случае), остановке машины, в худшем к поломке ДВС и его капремонту или замене. Причина этого в том, что при разрыве или соскоке ремня исчезает синхронизация валов, в результате поршни начинают ударять по клапанам. Так как это чаще всего происходит на высоких оборотах, комплектующие быстро приходят в негодность.

Продлить срок службы двигателя позволяет правильная его эксплуатация. Не стоит запускать двигатель с помощью буксировки, именно в эти моменты большая вероятность обрыва и соскока ремня ГРМ, что приводит к поломке силового агрегата. Дешевле найти и устранить причину неполадки, или вызвать эвакуатор, чем делать капитальный ремонт силовому агрегату. Кроме синхронизации валов, ремень может выполнять функцию привода для насоса:

От исправной работы ГРМ и ремня зависит правильное функционирование двигателя в автомобиле, поэтому следует следить за состоянием системы газораспределения: соблюдать регламентные проверки и вовремя выполнять замены комплектующих, которые пришли в негодность.

Расшифровка обозначений ремня ГРМ

Расшифровку обозначений ремня газораспределительного механизма по международным стандартам можно рассмотреть на примере ремня для силового агрегата ВАЗ-2111. На этих двигателях устанавливается ремень ISO-58111×19. Первые две цифры – 58 – содержат зашифрованную серию зубьев. В рассматриваемом случае шаг и профиль без желобка, полукруглой формы с высотой 3,5 мм.  Следующие цифры – 111 – означают количество зубьев. За знаком X идет цифра 19, обозначающая ширину ремня. Могут встретиться зубья в форме скругленной трапеции (эвольвентные). Они полностью могут заменяться описанными выше.

Многие производители зубчатых ремней указывают не обозначение по ISO, а номер, который соответствует собственному каталогу. Ниже приведена таблица с обозначениями и краткими характеристиками ремней разных производителей.


ЧТО ТАКОЕ ТАЙМЕР

Зубчатый ремень фирмы Dayco

Важны не только геометрические параметры, но также и эксплуатационные характеристики зубчатых ремней. Ремни должны быть:

Таким образом, следует использовать ремни проверенных производителей, имеющих высокое качество и долгий срок службы.

3 совета по профилактике обрыва ГРМ

Предлагаем три совета, которые помогут избежать обрыва ременного привода ГРМ:

Теперь у вас есть представление о том, почему рвется ремень ГРМ, а также о факторах, влияющих на срок их полезной эксплуатации.

Признаки обрыва ремня ГРМ

Разрыв ремня привода газораспределительного механизма сопровождается хлопком. Двигатель, разумеется, мгновенно глохнет, хотя все прочие узлы и функциональные элементы продолжают работать исправно. При попытке завести заглохший двигатель вы услышите характерный металлический стук, при этом стартер будет работать как будто без нагрузки. Это связано с тем, что при неработающем газораспределительном механизме в цилиндрах отсутствует положенная компрессия. Металлический звон при этом свидетельствует о том, что некоторые клапаны все-таки встретились с поршнями. Поэтому при любых подозрениях на обрыв ремня привода ГРМ запускать повторно заглохший двигатель категорически не рекомендуется. Просто поднимите капот и проверьте, в каком состоянии ременный привод.

Признаки обрыва ремня ГРМ

Неудачная попытка запуска двигателя при порванном ремне ГРМ также может сопровождаться характерным хлопком. Это детонируют остатки топлива в цилиндре. Однако если, например, в салоне работает магнитола, то данный шум можно и не услышать.

Видео «Принцип работы ГРМ»

В этом видео показано устройство газораспределительного механизма, подробно рассматривается принцип работы.

https://youtube.com/watch?v=EPVJID_sENo%3Frel%3D0

Последствия обрыва ремня ГРМ

Результаты обрыва ремня газораспределительного механизма во многом зависят от корректности действий водителя. Возможно, потребуется заменить лишь изношенный привод, а быть может, и приобрести новый двигатель (если погнулись клапаны). Здесь велика доля везения.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Чем проще устройство двигателя и ниже степень рабочей компрессии в цилиндрах, тем более маловероятен дорогостоящий ремонт. Главное, чтобы клапаны в открытом положении не доставали до поршней. Такое может наблюдаться лишь в том случае, если в цилиндре много свободного места, то есть коэффициент сжатия не так уж и велик. Тогда нужно менять лишь сам ремень привода.

Однако современные многоклапанные двигатели, как правило, не имеют внутренних свободных полостей в цилиндрах при сжатии. Конструкторы стремятся по максимуму использовать весь потенциал ДВС. Это означает, что при обрыве ременного привода распредвал прекратит свое вращение практически немедленно, а вот более тяжелые коленчатый вал сделает еще несколько десятков оборотов по инерции. Здесь клапаны пострадают точно. Потребуется не только менять ремень, но и всю головку блока цилиндров.

Вывод

На продолжительность полезной эксплуатации ремня привода ГРМ ДВС влияют следующие факторы:

6 причин износа ремня ГРМ

Даже если производитель автомобиля в руководстве по его эксплуатации гарантирует беспроблемный пробег в 100 000 км, это совсем не значит, что под капот можно не заглядывать. Существует множество деструктивных факторов, существенно уменьшающих эксплуатационный период ремня ГРМ. Поэтому, если не проводить регулярную профилактику, серьезная поломка легко может произойти в дороге, далеко от СТО. Итак, перечислим факторы, почему может рваться ремень ГРМ:

6 причин износа ремня ГРМ

Повреждение защитного кожуха

Ременный привод защищается от неблагоприятных внешних воздействий с помощью кожуха. Современные кожухи – это пластиковые детали, которые легко ломаются, если с ними обращаться неаккуратно. К сожалению, многие автомобилисты недооценивают значение подобных повреждений.

Абразив, содержащийся в различных загрязнениях, является серьезным фактором, существенно укорачивающий срок эксплуатации как ремня, так и остальных деталей и элементов привода. При его попадании в ГРМ вначале ускоряется износ резиновых и пластиковых деталей, а затем и металлических.

Сползание

Иногда ремень сползает на натяжной ролик. Он забрасывается на его бурты, которые в дальнейшем работают, словно ножи, разрезая его на части вдоль. Ремень «разлохмачивается», существенным образом снижается его прочность. В итоге он рвется.

Также привод может сползать и на звездочки распределительного вала, и на звезду коленвала, водяной помпы и других механизмов, приводящихся в движение ремнем. Элементами, за которые он может зацепиться, являются выступы, шпильки, болты, а также сам корпус блока цилиндров. Со временем эти истирания приводят к тому, что тело ремня истончается, он теряет свои прочностные характеристики.

Водяная помпа

Она может негативно влиять на надежную работу ремня при:

При замене помпы обязательно следует удалить старую прокладку. Она должна быть тщательно очищена. Если не зачистить место ее установки, то монтаж не удастся осуществить без перекоса относительно блока цилиндров. Такой дефект невозможно определить невооруженным глазом (достаточно десятых долей миллиметра). Результатом будет протирание ремня ГРМ, его «разлохмачивание» и обрыв.

Помпу можно установить правильно, однако в ее подшипнике может наблюдаться люфт. Мало того, что этот насос со временем разрушится, но незаметное движение шестерни относительно оси шпильки способно стать причиной того, почему рвется ремень ГРМ. Как правило, в этом случае он начинает «прыгать» – динамично совершать поперечные движения. В итоге будет обтирать все, к чему прикоснется. Конечный результат тот же – обрыв.

К сожалению, во время эксплуатации любой водяной насос начинает подтекать. Утечка антифриза происходит у всех моделей помп вне зависимости от производителя. Эта неприятность имеет место в связи с планомерным износом подшипника, а точнее, из-за нарушения целостности прокладки, которая отделяет его от рабочего объема помпы. В итоге тосол начинает подтекать прямо через уплотнитель, и его мелкие брызги оседают на ремне ГРМ.

Химический состав антифриза деструктивно влияет на структуру ремня. Непосредственно в ходе работы ремня протекает химическая реакция, результатом которой является растворение его резиновых составляющих. В итоге ремень может порваться в любой момент.

Ролики механизма ГРМ

При работе не должно наблюдаться никаких шумов, подклинивания или иных тормозящих эффектов. В роликах также присутствуют подшипники, которые при эксплуатации изнашиваются.

Во время прохождения планового технического осмотра обязательно следует тестировать состояние подшипников у роликов. Если игнорировать это простое правило, может заклинить натяжной ролик, в результате чего натяг ремня ГРМ ослабнет, а значит, он сможет свободно перемещаться в продольном направлении. В итоге возрастает трение, сокращается ресурс, появляется угроза разрыва.

Ролики механизма ГРМ

Недопустимо устанавливать в механизме ГРМ детали, в которых высока вероятность брака. Вполне возможно, что шумов действительно не появится, но при этом поверхность не будет идеально симметричной (например, она может иметь яйцеобразную форму). В итоге ремень будет «плясать» на натяжном ролике, что также приведет к его быстрому износу.

Настоятельно рекомендуется осуществлять проверку натяжных механизмов ГРМ при их покупке. Тестировать нужно не только на шум, но и на плавность работы, а также на форму рабочей стороны роликов.

Сальник валов и уплотнители

Почему же еще может рваться ремень ГРМ? В области шкива коленчатого вала зачастую можно увидеть характерные масляные пятна. Они свидетельствуют о необходимости замены привода газораспределительного механизма. Если масляная течь видна уже снаружи, значит, внутри защитного кожуха масла набралось на порядок больше.

Масло также является агрессивной жидкостью для ремня. Высокая скорость вращения неизбежно испачкает маслом весь механизм ГРМ. В итоге, прежде всего, ухудшатся цепные свойства ремня со звездочками различных элементов мотора – привод начнет откровенно скользить. Это приведет к облому зубчиков ремня и к последующему его разрыву.

Разумеется, будут сбиты фазы газораспределения, может произойти трагическая встреча клапанов с поршнями. Для любого двигателя внутреннего сгорания это означает дорогостоящий капитальный ремонт. А причина – течь сальников коленвала.

Длительная стоянка

В автомобиле все резиновое при длительном простое «дубеет». Это касается и сайлентов, и шлангов, и, конечно же, ремня ГРМ. Все эти изделия, находясь в длительном состоянии покоя, рассыхаются и приходят в негодность. Даже если на поверхности незаметно никаких трещин, будьте уверены, что внутренняя их структура уже не позволяет выдерживать положенную нагрузку.

Товары из категории


ЧТО ТАКОЕ ТАЙМЕР

ЧТО ТАКОЕ ТАЙМЕР

Перейти в каталог

Назначение ремня ГРМ

Ремень газораспределительного механизма является важнейшим элементом, который отвечает за функционирование вала ГРМ, а также коленвала ДВС. Ремень передает вращательный момент на распределительный вал, который вовремя открывает и закрывает впускные и выпускные клапаны.

Качественный исправный ремень обеспечивает ровный, заданный темп работы двигателя и вращения распредвала – ровно в 2 раза медленнее вала коленчатого. Клапаны в цилиндрах должны открываться и закрываться в строго обозначенные мгновения. И чем больше оборотов делает двигатель, тем четче должны быть выдержаны эти моменты. За корректную работу клапанов отвечает распределительный вал, который приводится в движение ремнем газораспределительного механизма.

Назначение ремня ГРМ

Изначально привод распредвала был цепной. Ременным он стал в силу стремления производителей к удешевлению производства двигателей. Одновременно с этим удалось снизить шум работающего мотора. Однако при этом существенно уменьшился эксплуатационный срок привода ГРМ, пришлось чаще контролировать состояние ремня и степень его натяжения. В общем, как всегда, за все заставили расплачиваться конечных потребителей. Однако конструкторы постоянно совершенствовали передачу: увеличивалась эластичность и износостойкость ремня. В конце концов, он стал трехслойным.

Что делать, чтобы избежать выходя ремня ГРМ из строя?

Нужно соблюдать несколько правил:

1. Регулярно в середине рабочего цикла ремня проводить его визуальный осмотр. Следить, чтобы не было утечек моторного масла, осматривать сам двигатель.

2. После покупки подержанного авто обязательно его заменить, даже его владелец утверждает, что срок его службы пока не вышел.

3. Не откладывать замену старого ремня на новый.

4. Приобретать запчасти только у официального дилера, чтобы не попасть на брак.

5. Не стоит думать, что если по прошествии срока годности ремня он выглядит неплохо, то его можно использовать дальше — эта ошибка чревата серьёзными последствиями.

Когда менять ремень ГРМ?

Ременной привод легче, работает гораздо тише цепного, снижает общую нагрузку на мотор, однако, не обладает столь внушительным запасом прочности и эксплуатационным ресурсом. Со временем резина изнашивается, растягивается, на ней появляются микротрещины, способные привести к разрыву, зубцы стачиваются, снижается прочность прилегания. Все это очень опасно, так что водителю нужно знать, когда менять ремень ГРМ, делать это своевременно и грамотно, ошибки чреваты поломкой мотора.

Заявленный производителем срок

На каком пробеге менять ремень ГРМ – зависит от рекомендаций автоконцерна или фирмы-изготовителя конкретной детали, если дело касается не оригинала, а аналога. Трудно сразу сказать, через сколько менять ремень ГРМ, некоторые из них выдерживают даже 120 тысяч километров пробега или 10 лет эксплуатации, другие – только 60 тысяч или 5 лет. Более точные сведения можно найти в инструкции к конкретной технике, например, Toyota, Volkswagen и Nissan обозначают ресурс в 95 тысяч километров, Hyundai – в 75, Audi и Renault – в 120, Daewoo – в 115, а Ford – в 160.

Признаки необходимости замены ремня ГРМ

Пробег – это не самый надежный показатель, по которому удается понять, нужно ли менять ремень ГРМ. Его реальное состояние позволяют установить некоторые признаки износа, старения и, следовательно, острой необходимости в установке новой детали. Итак, как понять, что нужно менять ремень ГРМ:

Как проверить ремень ГРМ на исправность?

Здесь поможет грамотная диагностика детали. Специалисты рекомендуют её проводить примерно в середине цикла работы. Например: срок службы ремня рассчитан на 50 тысяч километров пробега. Значит, проверять его состояние нужно на 25 тысячах километрах.

Для начала подойдёт визуальный осмотр ремня: часто определить его состояние можно по внешним признакам. Если на нём заметны трещины, потёртости и другие повреждения, то его верный признак того, что ремень пора менять. Однако если закрадутся подозрения по части состояния ремня, то следует отправляться в автосервис за профессиональной диагностикой.

Внимание! Не всегда повреждения заметны на ремнях, срок службы которых уже близок к нулю. Бывает, что попадается бракованная деталь, или произошло нечто, что быстро вывело её из строя.

При диагностике важно осматривать не только внешнюю, но и внутреннюю поверхность ремня. Она представляет собой зубчатый слой, и очень часто этот слой тоже может стираться. Также при осмотре нужно обратить внимание, нет ли течи на кожухе. Главное правило здесь — всё должно быть сухим и чистым. Но даже если вдруг возникла течь, то она ни в коем случае не должна попадать на ремень ГРМ. Течи образуются от охлаждающей помпы либо поношенный сальник коленвала.

Важно! Автомобильное масло опасно для ремня ГРМ: оно разрушает материал, из которого он изготовлен.

Вопрос/Ответ

1. Каковы самые частые причины поломки ремня ГРМ?

Самые частые причины этого явления:

2. В чём заключается диагностика ремня ГРМ?

Диагностика детали заключается в регулярном (в середине цикла его работы) визуальном осмотре его внешней и внутренней поверхностей. Если компетентности в этой сфере недостаточно, то лучше обратиться за помощью специалиста.

3. Каковы последствия от выхода из строя ремня?

В зависимости от того, сложно или просто устроен двигатель, могут быть как серьёзные, так незначительные последствия. К незначительным последствиям относят, например, замену ремня. К серьёзным — ремонт силового агрегатора, всех или частично — поршневых клапанов и блока цилиндров.

4. Что делать, что поддерживать состояние ремня в норме?

Нужно регулярно осматривать его в середине срока эксплуатации: проверять, нет ли на нём внешних и внутренних повреждений. Также нужно осматривать сам мотор: нет ли течей, не слышны ли посторонние звуки при его работе. Нельзя затягивать со сроками замены ремня ГРМ, даже если визуально он неплохо выглядит.

Устройство и принцип работы ремня ГРМ

Итак, конструктивно эта деталь достаточно проста – кольцо из полимерного материала с выраженными зубцами-зацепами. Гораздо важнее, что делает ремень ГРМ. Правильно сказать, что он обеспечивает передачу механического усилия с шестеренки, закрепленной на коленчатом валу, на шестеренку распредвала, либо общую шестерню, что характерно для ДВС, укомплектованных парой валов.

Благодаря стабильному, точному вращению детали, закрытие и открытие выпускных клапанов происходит с интервалами, необходимыми для корректного функционирования мотора. Даже небольшой сбой может привести к существенной потере мощности и даже более негативным последствиям, вплоть до необходимости капитального ремонта ДВС, критического повреждения, серьезных деформаций поршней, клапанов.

Обязательно нужно отметить, чем отличаются ремни ГРМ. Представлены они тремя основными классами:

Наиболее популярными являются изделия первой категории, они прочны, характеризуются высокой прочностью зацепа, что важно для полноценной передачи крутящего момента.

Классифицировать элементы также можно по внутреннему посадочному диаметру, ширине. Если показатели не соответствуют характеристикам ДВС, габаритам шестеренок, установка окажется невозможной, либо натяжение окажется чересчур сильным, слабым, что негативно скажется на работе двигателя.

Как безопасно добраться до сервиса после обрыва ГРМ

Если у вашей машины порвался ремень ГРМ, то спасти вас может только эвакуатор. Однако такая услуга, во-первых, дорого стоит, а во-вторых, не всегда это возможно сделать в какой-нибудь отдаленной точке на трассе за городом. Альтернативой является буксировка, но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы крутящий момент от колес передавался на коленвал двигателя. В случае с автоматической коробкой длительная буксировка недопустима, так как трансмиссию можно перегреть уже через 20 минут.

Как безопасно добраться до сервиса после обрыва ГРМ

В общем, эвакуатор остается единственным реальным шансом на спасение.

Какие могут быть последствия обрыва ремня ГРМ?

Обрыв этой детали — финальный этап его работы. Обычно это происходит, когда автовладелец вовремя не обратил внимание на признаки его поломки, и ремню ничего не оставалось, как окончательно выйти из строя, то есть порваться.

Обрыв ремня чреват последствиями разного уровня: от замены его новой деталью до капитального ремонта двигателя.

Если двигатель устроен достаточно просто, то возможна ситуация, когда после обрыва ремня ничего страшного не случится. Иногда в таких случаях потребуется всего лишь заменить ремень. Но если мотор устроен сложно, что на современных моделях авто — частое явление, то одной заменой расходников отделаться не получится. Понадобится дорогостоящий ремонт двигателя и замена поршневых клапанов. Причём это зависит от того, на каком этапе произошёл выход ремня из строя: на передаче или в момент работы двигателя вхолостую. В первом случае потребуется заменить все клапаны, а во втором — два или три, в зависимости от ситуации.

Если ремень ГРМ вышел из строя в момент, когда двигатель работал на высокой скорости, то также нужно будет заменить все 16 клапанов. Вдобавок к этому могут лопнуть направляющие втулки, а поршни могут повредиться от сквозного пробивания осколками. В этом случае понадобится ремонт всего силового агрегата, что также является дорогостоящей процедурой. Кроме этого, может потребоваться ремонт блока цилиндров.

Периодичность замены ремня ГРМ

Даже в случае, если к работе газораспределительного механизма у вас нет никаких претензий, все равно не нужно забывать о его своевременной проверке. Последствия накопившегося износа могут дать знать о себе внезапно. Ремень нужно менять каждые 50 000 км пробега. Если вы имеете дело с подержанным автомобилем, то имеет смысл внимательно осмотреть ремень визуально. На нем не должно быть никаких микротрещин. Если они присутствуют, значит, он однозначно подлежит замене (иначе порвется в самый неподходящий момент).

Но почему так? У ремня ГРМ присутствует основа из тонких металлических прутьев. Она позволяет сохранять целостность привода в течение длительного периода времени, даже когда на нем появились трещины. Некоторые производители включают в структуру ремней усиленный корд; в этом случае эксплуатационный срок продлевается примерно на треть. Так что не стоит паниковать, если при визуальном осмотре вы увидите трещины – времени и ресурсов двигателя доехать до сервиса у вас точно хватит.

Сейчас читают:  Почему при повороте руля слышен стук. Как определить причину
Закладка Постоянная ссылка.