Большой путеводитель «Мотора» по истории самого народного внедорожника страны — Читальный зал — Motor

Содержание

Что изменилось с приходом инжекторной «нивы»?

Ремонт инжекторного двигателя, порядок сборки и разборки головки двигателя нива 2121, этапы снятия и установки клапанов нива 2131, инструкции по замене распредвала нива 2131, ваз 2121.

Эксплуатация и обслуживание системы впрыска топлива, зажигания, выпуска отработавших газов нива 2121. Инжекторный двигатель, карбюраторный двигатель. Устройство карбюраторной и инжекторной системы питания нива 2131.

1 – поддон картера; 2 – кронштейн крепления генератора; 3 – блок цилиндров; 4 – подушка опоры силового агрегата; 5 – кронштейн опоры силового агрегата; 6 – крышка картера сцепления; 7 – маховик; 8 – датчик детонации; 9 – выпускной коллектор; 10 – теплозащитный экран впускной трубы;

11 – впускная труба; 12 – ресивер; 13 – дроссельный узел; 14 – топливная рампа; 15 – крышка головки блока цилиндров; 16 – выпускной патрубок рубашки охлаждения; 17 – головка блока цилиндров; 18 – гидравлический натяжитель цепи; 19 – шкив насоса охлаждающей жидкости;

20 – крышка привода распределительного вала; 21 – датчик положения коленчатого вала; 22 – масляный фильтр; 23 – гайка крепления шкива коленчатого вала; 24 – шкив коленчатого вала; 25 – крышка насоса охлаждающей жидкости; 26 – корпус насоса охлаждающей жидкости.

Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением распределительного вала.

Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет – от шкива коленчатого вала. Система питания – распределенный впрыск, управление двигателем нива 2131 – контроллер «BOSCH MP7.0» (нормы токсичности Евро-2). В системе выпуска установлен каталитический нейтрализатор.

Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: ресивер с дроссельным узлом, датчиком положения дроссельной заслонки и регулятором холостого хода, впускная труба и выпускной коллектор, топливная рампа с форсунками и регулятором давления топлива, датчики детонации и температуры охлаждающей жидкости (для системы впрыска), генератор, термостат, стартер (на картере сцепления). Корпус воздушного фильтра с датчиком массового расхода воздуха закреплен на отдельном кронштейне справа от двигателя.

Слева на двигателе расположены: свечи и провода высокого напряжения, модуль зажигания, указатель уровня масла, масляный фильтр, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла (контрольных приборов). Спереди: привод насоса охлаждающей жидкости и генератора (клиновым ремнем), датчик положения коленчатого вала.

Цилиндропоршневая группа – такая же, как у двигателя мод. 21213 (см. Двигатель ВАЗ-21213). На носке коленчатого вала установлен шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидкости с зубчатым диском – для считывания информации датчиком положения коленчатого вала нива 2121.

Диск имеет 58 зубьев (окружность разбита на 60 зубьев, но два отсутствуют, образуя впадину – это нужно для получения импульса синхронизации при каждом обороте коленчатого вала). Крышка привода распределительного вала мод. 21214 отличается от крышки мод. 21213 наличием прилива с отверстием под датчик положения коленчатого вала.

А еще интересно: Датчик фаз нива шевроле симптомы неисправности, дпрв высокий уровень сигнала

Привод механизма газораспределения – однорядной цепью. Соответственно, звездочки коленчатого и распределительного валов, а также вала привода масляного насоса – тоже однорядные; они невзаимозаменяемы с деталями двигателя мод. 21213. При этом число зубьев звездочки вала привода масляного насоса уменьшили с 38 до 30 (синхронизация оборотов для работы датчика-распределителя зажигания здесь не нужна), тем самым повысив производительность масляного насоса (это необходимо в связи с появлением гидронатяжителя цепи и гидроопор рычагов клапанов).

Башмак натяжителя мод. 21214 значительно длиннее башмака мод. 21213. Он, как и успокоитель цепи, изготовлен из износостойкой пластмассы. Перенесены и точки их крепления. Ось поворота башмака натяжителя находится в нижней части блока цилиндров, справа от звездочки коленчатого вала (на ее месте в двигателе мод. 21213 был ограничительный палец).

Натяжитель – пружинно-гидравлический: предварительное натяжение цепи (при выключенном двигателе) обеспечивается пружиной, рабочее (после пуска двигателя) – подпором масла под давлением, которое подается по стальной трубке от переходника под датчиком аварийного давления масла.

Вместо регулировочных болтов в клапанном механизме установлены гидроопоры рычагов клапанов (гидрокомпенсаторы зазоров). Они запитываются маслом под давлением, подводимом по отдельной трубке от отверстия в корпусе подшипников распределительного вала возле средней шпильки его крепления.

Что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор? Среди плюсов карбюраторной «Нивы» нужно отметить:

Казалось бы, найден ответ на вопрос о том, что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор. Однако недостатков у карбюраторного мотора больше. Среди них:

Какой бы простой и ремонтопригодный данная система питания ни была, она требует много внимания к себе. За год эксплуатации придется несколько раз перебирать карбюратор. Современного автолюбителя вряд ли обрадует такой расклад (особенно настройка карбюратора или просушка свечей в 20-градусный мороз).

На данный момент все «Нивы» выпускаются исключительно с инжекторными двигателями. На вазовских моторах сразу начали применять распределенный впрыск, где на каждый цилиндр шла своя форсунка. Все механические элементы были сменены на электронные. Также в машине появился электронный блок управления.

Чтобы инжекторный двигатель стабильно работал, требовалось наличие датчиков контроля воздуха, положения дроссельной заслонки, детонации. Кроме того, в устройстве появился датчик положения коленчатого вала.

На первый взгляд кажется, что система сложная. Однако это не так. В механической части двигатель не стал сложнее. Вместо карбюратора появились форсунки и топливная рампа, а дроссельная заслонка вынесена отдельно. Прибавилось лишь несколько электронных датчиков, на основании которых электронный блок управления определяет смесь и момент зажигания.

А еще интересно: Двигатель Нива Шевроле — Niva Chevrolet (ВАЗ 2123, Шеви)

Что лучше – «Нива» карбюратор или инжектор? Этот вопрос интересует многих автолюбителей. Вот какие плюсы у инжекторной «Нивы»:

  • Стабильная работа ДВС. Благодаря наличию РХХ владельцы забыли о том, что такое плавающие обороты. У карбюраторных моторов это была настоящая болезнь.
  • Большая производительность. Инжекторная «Нива» резвее отзывается на педаль газа.
  • Меньший расход топлива. В этом мы уже убедились, рассмотрев технические характеристики. Расход с приходом инжектора уменьшился на 20 процентов.
  • Отличный запуск при любой погоде. У инжекторного мотора не заливает свечи, а летом не перегревается бензонасос. Последний является погружным и охлаждается за счет бензина, так как расположен в баке.
  • Надежность. Так как здесь нет карбюратора, не нужно его регулярно настраивать, менять жиклеры и чистить. Максимум, что может сделать владелец инжекторной «Нивы», — это почистить дроссельную заслонку, но эта процедура отнюдь не обязательная. Делать ее рекомендуют только в случае, если машина выбирает повышенные обороты на холостом ходу.
Сейчас читают:  Рено Логан 1,4 и 1,6 датчик скорости: как снять, артикул

Какие есть недостатки у инжекторной «Нивы»? Их не так много. Поскольку в системе прибавилось электроники, владельцы могут сталкиваться с неисправностью контрольных датчиков. Если машина стала потреблять много топлива, стоит посмотреть датчик массового расхода воздуха. Если мотор не держит нормальные обороты на холостых, виной тому может быть РХХ.

А если двигатель отказывается заводиться, возможно, отошел контакт от датчика положения коленчатого вала. Но к счастью, эти проблемы случаются не так часто. А диагностировать их можно простым мультиметром, замерив сопротивление либо напряжение контакта одного из датчиков. Таким образом, поломки в основном касаются лишь электроники. Механическая часть не вызывает вопросов.

Автоспорт

Спортивные варианты «Нивы» и спортпрототипы с таким названием достигли ряд значимых успехов в автоспорте, становясь призёрами таких престижных ралли-рейдов, как Париж-Дакар[30][31][2][32][33], Париж-Тунис, Париж-Пекин, победителями ралли-рейдов Ралли Фараонов, Ралли Туниса, гонки Австралийское Сафари<

span title=»Статья «Australasian Safari» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en (в своём классе)[34][35][36][37][38][39][40][41][42].

Долгие годы официальный дилер ВАЗа во Франции, компания «Лада-Пок» принадлежащая семейству Пок<

span title=»Статья «Пок, Жак» в русском разделе отсутствует»>ru</span>fr, для участия в марафоне «Дакар» выставлял команду на «Нивах» за собственные средства[43][44].

Ваз-2121 нива

ВАЗ-2121 “Нива”

Общие данные

Сборка:ВАЗ, ЛуАЗ, Азия-Авто (Казахстан)
Класс:Легковой автомобиль повышенной проходимости второго класса
Иные обозначения:LADA 4×4
Компоновка:переднемоторная, полноприводная (постоянный полный привод[1])
2121
Производитель:ВАЗ
Марка:2121
Тип:бензиновый OHC
Объём:1 580 см3
Максимальная мощность:58.8 кВт (80 л.с.), при 5400 об/мин
Максимальный крутящий момент:116 Н·м, при 3400 об/мин
Конфигурация:рядный, четырёхцилиндровый
Цилиндров:4
Клапанов:8
Ход поршня:80 мм
Диаметр цилиндра:79 мм
Cтепень сжатия:8,5
Система питания:карбюратор
21213
Производитель:ВАЗ
Марка:21213
Тип:бензиновый OHC
Объём:1 690 см3
Максимальная мощность:59.5 кВт (81 л.с.), при 5200 об/мин
Максимальный крутящий момент:125 Н·м, при 3000 об/мин
Конфигурация:рядный, четырёхцилиндровый
Цилиндров:4
Клапанов:8
Ход поршня:80 мм
Диаметр цилиндра:82 мм
Cтепень сжатия:8,5
Система питания:карбюратор
21214
Производитель:ВАЗ
Марка:21214
Тип:бензиновый OHC
Объём:1 690 см3
Максимальная мощность:59.5 кВт (81 л.с.), при 5000 об/мин
Максимальный крутящий момент:127,5 Н·м, при 4000 об/мин
Конфигурация:рядный, четырёхцилиндровый
Цилиндров:4
Клапанов:8
Ход поршня:80 мм
Диаметр цилиндра:82 мм
Cтепень сжатия:8,5
Система питания:впрыск топлива

Механическая 4 ст. (ВАЗ-2121/ 21219), 5 ст. (21213/ 21214/ 21215/ 21218)

Характеристики

Массово-габаритные

Масса:1150 кг (2121); 1210 кг (21213/21214)
Полная масса:1550 кг (2121); 1610 кг (21213/21214)

Динамические

Разгон до 100 км/ч:2121 — 23 с; 21211 — 26 с; 21213 — 19 с; 21215 — 25 с
Макс. скорость:2121—132 км/ч; 21211 — 125 км/ч; 21213 — 137 км/ч; 21215 — 120 км/ч

На рынке

Похожие модели:АМС Eagle Hath, Dacia 10 hard top, Subaru Leone Hathback, Suzuki Vitara 3-dr

Другое

Расход топлива:2121 — 10,8-13,4 л/100 км; 21213 — 8,3-11,5 л/100 км, 21215 — 8-9,1 л/100 км
Дизайнер:Семушкин Валерий Павлович

ВАЗ-2121 «Нива»

, в настоящее время обозначаетсяLADA 4х4[2] — советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Первый в мире комфортабельный внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Серийно производится с 5 апреля 1977 года.

В истории мирового автомобилестроения «Нива» считается родоначальником «кроссоверов» — особо популярного в начале XXI века класса легковых автомобилей, а также самым оригинальным и популярным автомобилем советского и российского производства. Во многих странах существуют фан-клубы «Нивы».

Концепция, история создания и обновления

В 1969—1970 годах главный конструктор ВАЗа В. С. Соловьёв вышел с инициативой о разработке внедорожника для жителей сельских районов. Его предложение стало результатом проработки так называемого «типажа» Минавтопрома СССР на 1971—1980 годы, на тот момент времени делегированного ИМЗ (Ижмаш).

Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша задачу создать легковой автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей.

«Работа с Fiat на этом заканчивается (так обусловлено контрактом), и дальше придётся надеяться только на себя. Так вот, первым вашим самостоятельным шагом должно быть создание автомобиля повышенной проходимости на базе „Жигулей“ для наших сельчан. А они невольно оказались обделёнными — миллионам горожан мы дадим сейчас современный легковой автомобиль, а для села он мало пригоден, особенно для нашей „глубинки“»[7].

В апреле 1971 года состоялся первый техсовет, на котором выбирали конструктивные особенности нового автомобиля. Сторонники классического подхода к проектированию предлагали вариант с рамным кузовом, зависимыми подвесками колёс, барабанными тормозами спереди и сзади.

Были и более радикальные предложения, включая поперечную компоновочную схему и независимые подвески. Конструкторы начали разработку документации летом 1971 года, а уже в апреле 1972 года был изготовлен первый опытный образец[8].

В интервью журналу «Итоги» создатель «Нивы» Пётр Михайлович Прусов рассказал, что автомобиль назвали в честь детей Прусова — Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа В. С. Соловьёва — Вадима и Андрея[9][10].

Однако позднее эта информация была опровергнута «АВТОВАЗом»; в частности, в опровержении указано, что старшего сына Соловьёва звали не Вадимом, а Сергеем, а Ирина Прусова родилась уже после того, как было предложено название[11].

Конструкторы Волжского автозавода ещё на стадии разработки перенесли на перспективную модель многие узлы и агрегаты освоенных предприятием «Жигулей». Ещё одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля — в автомобиле не было ничего специфически «вседорожного», «Нива» выглядела как обычная легковая машина.

В 1972 году созданы первые ходовые прототипы Э-2121 (так называемые «носители агрегатов»), в 1973 году объявлено о подготовке к серийному производству.

В 1974 выпущены первые 15 предсерийных образцов, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года изготовлена вторая партия — ещё 50 машин[12][13].

Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «вседорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписан 31 июля 1975 года.

Сейчас читают:  Трубка кондиционера Рено Логан

Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошёл с конвейера ВАЗа 5 апреля1977 года[14]. Вскоре после запуска конвейера производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 000 машин в год до 50 000 автомобилей, а далее — до 70 000 единиц именно вследствие успеха на экспортных рынках.

Модификации

  • ВАЗ-2121 «Нива» (экспортное название Lada 4×4 Niva) — базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 80 л. с., 116 Н·м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Э2121 было создано в 1972—1975 гг. В конце 1976 года выпущена опытно-промышленная партия «Нивы». Все машины этой серии имели цвет «Охра золотистая» и отличались расположением фароочистителей — на опытно-промышленных машинах валы моторедукторов «торчали» из передней панели, а не из решётки, как на серийных машинах. Серийно модель производилась с апреля 1977 по конец 1993 г., существуя на конвейере параллельно с новой моделью 21213 в течение полугода;
  • ВАЗ-21211 «Ни́ва» — серийно производился с 1977 года по 1987 год. Имел двигатель ВАЗ-21011 (диаметр цилиндров — 79 мм; ход поршня — 66 мм). На двигателе установлены карбюратор 2105-1107010 и распределитель зажигания 30.3706-01. В сцеплении устанавливается ведомый диск 2103.
  • ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) — экспортная модификация с двигателем 21211 (адаптированным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с., 94 Н·м). Производилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёмом более 1500 см³ (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах[50];
  • ВАЗ-21212 (Lada Niva 4×4) — экспортная праворульная модификация. Производилась ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка. Также поставлялась в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Ямайку[51]. Известно о продаже небольшой партии «праворуких» «Нив» в Японию, куда советские автомобили ни ранее, ни позже не проникали;
  • ВАЗ-2122 проект «Река» — армейский автомобиль-амфибия командира роты. Разработан на базе агрегатов ВАЗ-2121. В 1976—1985 гг. было изготовлено 27 опытных образцов амфибии с утилитарным герметизированным открытым 2-дверным кузовом. В 1987 г. доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» прошёл госиспытания, но серийно амфибия не производилась из-за конверсии;
  • ВАЗ-21213 (первоначальное название «Тайга» не прижилось) — рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 78,9 л. с., 127 Н·м) с карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания, кроме того, автомобиль стал комплектоваться 5-ст. КПП и редукторами мостов с главной передачей 3,9 (это позволило с учётом более мощного двигателя немного снизить эксплуатационный расход топлива), алюминиевым радиатором, переработанным салоном и панелью приборов (салон и панель приборов стали во многом идентичны ВАЗ-2108) и рядом других изменений. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.
  • ВАЗ-21214 (Lada 4×4) — модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 82,8 л. с., 127,5 Н·м), оснащённым центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г. на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 г. под нормы Евро-2 (21214-20), в 2008-м под Евро-3 (21214-30) и, наконец, в 2022 под нормы Евро-5 (для экспорта) и Евро-4 (для внутреннего потребления). C 2006 года в соответствии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в Lada 4×4 3-дв.
  • LADA 4x4M — обновлённый и доработанный вариант LADA 4×4. Первые шаги были сделаны в начале 2009 года, а окончательно освоение обновлений завершилось в конце 2022. Изменены внутренние и наружные светотехнические приборы, обивка салона, узлы трансмиссии. Часть комплектующих унифицирована с проектом Chevrolet Niva. Самое главное изменение — это переделка задней подвески, благодаря которой существенно повысилась устойчивость автомобиля на неровностях, в первую очередь так называемой «гребёнке». На все модели устанавливается гидроусилитель руля (ГУР), на некоторые — антиблокировочная система тормозов (АБС). С 2022 года передние габаритные огни используются в качестве дневных ходовых огней, то есть загораются ярким светом при включении мотора, при включении габаритных огней яркость уменьшается.
  • ВАЗ-21215 — экспортная версия с дизельным двигателем Peugeot XUD 9SD, выпускавшаяся в 1999—2007 гг. Модификация мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в штатную сборку входила улучшенная обвеска (бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.);
  • ВАЗ-21216 — экспортный вариант модели 21213 с правым рулём и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213;
  • ВАЗ-21217 — экспортный вариант модели 21213, с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л);
  • ВАЗ-21219 — переходная комбинированная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121. Производилась в 1993—1994 гг.
  • ВАЗ-2121Б — бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Был создан в 1992 году специалистами дочерней АвтоВАЗовской фирмы ПСА Бронто. Выпускался ограниченной серией в 1992—1993 гг. Впервые опробованы вспененные полимеры для противоосколочного бронирования. Послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».
  • ВАЗ-2121Ф — экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургонет. Задняя часть салона превращена в грузовой отсек путём замены боковых стёкол (на задней двери сохранено) металлическими панелями, удаления заднего сиденья и отделки. За передними сиденьями установлена трубчатая защита от смещения груза при торможении. Фургонная версия «Нивы» изготавливается малыми партиями на ОПП АвтоВАЗа для поставки исключительно на рынки стран дальнего зарубежья, местное законодательство которых предусматривает налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.
  • LADA 4×4 «Рысь» — мелкосерийная охотничья модель автомобиля Lada 4×4. Представлена в 2009 году дочерней фирмой АвтоВАЗа ПАО Бронто. В кузове доработаны арки колёс для обеспечения увеличенных ходов и размеров колёс и установлены резиновые расширители арок. Установлены наружные зеркала увеличенной площади заднего обзора. Установлены дифференциалы самоблокирующиеся винтового типа в переднем и заднем мостах.
  • LADA 4×4 Bronto — специальная подготовленная предприятием ВИС-АВТО внедорожная версия автомобиля
  • ВАЗ-21 «Бора» — внедорожник, созданный в 1995 году на базе автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Автомобиль имел пластиковый кузов, открытый верх, алюминиевую пространственную раму. Сначала автомобиль хотели экспортировать в Южную Америку, но потом переориентировались на Ближний Восток. Автомобиль был пригоден и для поездок по сельской местности, и для активного отдыха. Выпустили всего пару опытных образцов[52].
  • LADA 4×4 Urban — версия трёхдверного внедорожника. От исходной модели отличается дополнительной шумоизоляцией, пластиковыми бамперами, решёткой радиатора, уменьшенным диаметром руля, наличием кондиционера, тоннеля пола, зеркал с электроприводом и электростеклоподъёмников. Автомобиль выпускается с октября 2022 года компанией «ВИС-Авто». В конце 2022 года Lada 4х4 Urban вышел на рынок Германии. В 2022 году стартовало производство Lada 4×4 5D Urban (основана на ВАЗ-2131).
Сейчас читают:  9.1.3. Renault Logan. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей Рено Логан c 2005 года выпуска. Кузов. Снятие замка капота и троса привода замка, снятие замка крышки багажника. — «ВАЖНО ВСЕМ» - автотранспортный портал - Новый Logan

Примечания

  1. АвтоВАЗ снял с производства одну модель (и не признается, почему)
  2. 12О.Богданов. «4х4» — в этом решение, За рулём, №9, 1981 (сентябрь 1981). Архивировано 12 ноября 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  3. Михаил Кулешов. Lada 4×4 глазами иностранцев: старомодная, но хороша на бездорожье, За рулём. Архивировано 14 июня 2020 года.Дата обращения 30 июля 2020.
  4. Thompson, Andy. Cars of the Soviet Union: The definitive history (англ.). — Haynes Publishing, 2008. — 238 p. — ISBN 10: 1844254836.
  5. Andrew Willis. Eight brilliant cars from rubbish car brands (англ.), goodwood.com (4 June 2020). Архивировано 7 июня 2020 года.Дата обращения 7 июня 2020.
  6. Михаил Подорожанский. Тот «самых» Прусов. Подорожанский — об отце Нивы, Авторевю, №7 2022 (апрель 2022). Архивировано 7 июня 2020 года.Дата обращения 7 июня 2020.
  7. Высокой мысли пламень. Кн. 1 / Сост. В. А. Котляров. — Тольятти: Типография ДИС АО «АВТОВАЗ», 2000. — С. 262. — 355 с.
  8. Энциклопедия автомобилей LADA / Ред. В. А. Мамедов. — М.: За рулём, 2022. — С. 34. — 223 с. — ISBN 978-5-9698-0243-8.
  9. Артём Никитин.Внедорожник (неопр.). Итоги № 25/836 (18 июня 2022). Дата обращения: 21 января 2022.Архивировано 2 февраля 2022 года.
  10. От «Жигулей» до «Калины». 22.04.03 (недоступная ссылка) // lada-auto.ru
  11. Иннокентий Кишкурно. Откуда название «Нива»? Раскрыта неожиданная правда // «За рулём», 25.11.2021 (неопр.). Дата обращения: 9 февраля 2022.Архивировано 9 февраля 2022 года.
  12. Техника — молодёжи, 1979, с. 31.
  13. П. Волин. Вдохновение по расчёту. // «Литературная газета», № 10 от 10 марта 1976 г. — С. 11.
  14. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1978 (вып. 22). М., «Советская энциклопедия», 1978. стр.31
  15. Неизвестная «Нива»: вариант рестайлинга 2009 года (неопр.). Дата обращения: 23 января 2021.Архивировано 17 января 2021 года.
  16. АвтоВАЗ снова прекратил выпуск пикапов ВАЗ-2329 (неопр.). Дата обращения: 23 января 2021.Архивировано 14 апреля 2021 года.
  17. Lada 4×4 переименована в Niva Legend (неопр.). Дата обращения: 23 января 2021.Архивировано 22 января 2021 года.
  18. Леонид Попов.Концепт Lada 4×4 Vision предсказал будущий внедорожник — ДРАЙВ (неопр.). www.drive.ru. Дата обращения: 4 января 2021.Архивировано 20 апреля 2021 года.
  19. Под маркой Niva будут выпускать несколько моделей (неопр.). Дата обращения: 23 января 2021.Архивировано 22 января 2021 года.
  20. LADA 4×4: модернизированное шасси повысило надёжность и комфорт — Пресс-релизы —  Новости — Официальный сайт LADA (неопр.). www.lada.ru. Дата обращения: 2 ноября 2022.Архивировано 4 ноября 2022 года.
  21. Елена Алексеева.АВТОВАЗ доработал вседорожник Lada 4х4 (неопр.). Интернет издание «За рулём.рф». За рулём (10 октября 2022). Дата обращения: 15 марта 2022.Архивировано 21 марта 2022 года.
  22. Коммерческие и специальные автомобили LADA (неопр.). Дата обращения: 10 января 2020.Архивировано 2 ноября 2022 года.
  23. Наша «Нива»: из истории «летающего внедорожника» (неопр.). Дата обращения: 23 января 2021.Архивировано 29 января 2021 года.
  24. 12АвтоВАЗ может возобновить производство под брендом Niva (неопр.). Дата обращения: 30 апреля 2020.Архивировано 13 июня 2021 года.
  25. Chevrolet Niva без АвтоВАЗа (неопр.). Дата обращения: 8 февраля 2022.Архивировано 27 апреля 2022 года.
  26. Итальянская компания запланировала купить у General Motors бренд «Нива» (неопр.). Дата обращения: 30 апреля 2020.Архивировано 11 февраля 2022 года.
  27. «АвтоВАЗ» начал производство новой Lada Niva Travel (рус.). РИА Новости (20202221T1243). Дата обращения: 21 декабря 2020.Архивировано 21 декабря 2020 года.
  28. АВТОВАЗ запустил в производство новую Ниву (неопр.). Дата обращения: 7 декабря 2021.Архивировано 7 декабря 2021 года.
  29. Старт продаж LADA Niva Travel - пресс-релиз (неопр.). Дата обращения: 7 декабря 2021.Архивировано 14 июня 2021 года.
  30. Classement Auto du Paris Dakar 1981 (фр.), dakardantan.com. Архивировано 23 апреля 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  31. С.Баландов. «Париж — Дакар», За рулём, №7, 1981 (июль 1981). Архивировано 4 августа 2020 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  32. Classement Auto du Paris Dakar 1982 (фр.), dakardantan.com. Архивировано 3 мая 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  33. Classement Auto du Paris Dakar 1983 (фр.), dakardantan.com. Архивировано 3 мая 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  34. toute l’histoire des lada de 1978 a 1995 chapeau bas Mme (фр.), planete4x4.com (15 novembre 2022). Архивировано 11 октября 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  35. А.Среднев. Браво, «Нива»!, За рулём, №3, 1982 (март 1982). Архивировано 14 августа 2020 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  36. В.Данильчев. Сезон больших ралли, За рулём, №5, 1983 (май 1983). Архивировано 17 апреля 2021 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  37. Браво, «Нива»!, За рулём, №1, 1987 (январь 1987). Архивировано 3 ноября 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  38. В.Московских. Через континент за девять дней, За рулём, №2, 1987 (февраль 1987). Архивировано 11 октября 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  39. Иван Беликов. С трека на спецучасток, или Чего добились известные кольцевики в ралли и на Дакаре? Жаки Икс, Авторевю (15 января 2022). Архивировано 11 октября 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  40. Стуканова Диана Николаевна.«Нива» – героиня супермарафонов // RELGA : журнал. — 21 июля 2004. — № 6 (96).
  41. История создания «Нивы» (неопр.) (недоступная ссылка). www.avtosreda.ru. Дата обращения: 18 апреля 2008.Архивировано 27 апреля 2022 года.
  42. Константин Костин.Дакаровские Нивы (неопр.). samlib.ru (2009). Дата обращения: 19 октября 2022.Архивировано 12 августа 2020 года.
  43. О.Богданов. С верой в «Ниву», За рулём, №7, 1989 (июль 1989). Архивировано 11 октября 2022 года.Дата обращения 11 октября 2022.
  44. Семейный клан Поков в мире автогонок, carracer.ru, Журнал «Автомотоспорт», №6, 1994 (июнь 1994). Архивировано 30 октября 2022 года.Дата обращения 30 октября 2022.
  45. «Нивальп» — туристический рейд по высокогорным Альпам, carracer.ru, Журнал «Автомотоспорт», №2, 1991 (февраль 1991). Архивировано 27 сентября 2022 года.Дата обращения 16 февраля 2020.
  46. ARCAP. ВАЗ-21213Архивная копия от 3 декабря 2022 на Wayback Machine, autoreview.ru
  47. Сжатая НиваАрхивная копия от 15 января 2022 на Wayback Machine, autoreview.ru
  48. Результаты ARCAP теста (2002) (англ.)
  49. Росстандарт информирует об отзыве 3 300 автомобилей Lada 4х4 (рус.). www.gost.ru. Дата обращения: 29 ноября 2022.Архивировано 30 ноября 2022 года.
  50. Пять самых удачных экспортных модификаций «Нивы» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 марта 2022.Архивировано 21 октября 2022 года.
  51. Нива с правым рулём (неопр.). ЗР (4 ноября 1984). Дата обращения: 18 марта 2022.Архивировано 2 апреля 2022 года.
  52. Михаил Колодочкин. А знаете ли Вы? За рулём (рус.). — 2020. — Апрель (№ 4). — С. 110.
  53. В Сети напомнили об уникальной Lada «Сахара» (неопр.). Дата обращения: 23 января 2021.Архивировано 18 апреля 2021 года.
  54. Ваз-21218. «фора» дает фору (неопр.). Дата обращения: 23 января 2021.Архивировано 28 января 2021 года.
  55. ВАЗ-2129, забытая версия «Нивы» (неопр.). Дата обращения: 23 января 2021.Архивировано 11 апреля 2021 года.
  56. LADA выпускает новый Urban (неопр.). Дата обращения: 24 мая 2022.Архивировано 24 мая 2022 года.
Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...