Автомоби́льная светоте́хника — комплекс световой техники, использующийся для сигнализации и освещения. Автомобильное освещение монтируется в передней, в задней, а также в боковых частях транспортного средства в виде фар или фонарей. Установка может быть как выступающим элементом кузова автомобиля, так и спрятана заподлицо.
Слово «фонарь» применимо к задним противотуманным, но также используется в разговорной речи и по отношению к остальным световым приборам (пример: задние фонари). Основными назначениями автомобильного освещения заключается:
В основе автомобильного освещения лежит цветовая мнемоника: спереди белый цвет, сзади — красный, сбоку — жёлтый.
Содержание
Расположение органов управления в современных автомобилях
Стоп-сигнал, дневные ходовые огни и фонарь заднего хода включаются автоматически.
Ручка управления указателями поворота (на леворульных авто — слева от руля) заодно используется для управления дальним светом фар.
Часто на этой же ручке находятся тумблеры управления габаритными огнями, ближним светом фар и противотуманными фонарями. В некоторых машинах (например, группы «Фольксваген») эти тумблеры в другом месте под левой рукой.
Кнопка включения аварийной световой сигнализации всегда на центральной консоли автомобиля.
На праворульных автомобилях указатели поворота и освещение обычно справа — но это не фиксировано и зависит от производителя.
Со времен создания автомобиля и перехода его в статус полноценного транспортного средства возник вопрос о возможности круглосуточного использования автомобиля. А это в свою очередь требовало наличия осветительных приборов.
Автомобиль Renault AG-Fiacre Paris 1910 года с ацетиленовыми фарами
Начиная с 1920 годов стали использоваться электрические лампы. Фары, имеющие лампы накаливания, представляли собой прожекторы, которые слепили встречных водителей. При разъезде со встречным автомобилем водителю приходилось наклонять фары вниз, используя для этих целей специальный рычаг с тросовым или гидравлическим механизмом. Другой способ снижения ослепления был основан на уменьшении интенсивности свечения путём снижения тока накала ламп с помощью реостата. Но все эти ухищрения отвлекали водителя, и не давали возможности установить фары после изменения в исходное положение.
На более дорогие машины устанавливались индивидуальные фары для ближнего и дальнего света. Мощность таких фар была различна: для ближнего света составляла 30 Вт, для дальнего 50 Вт. Угол пучка фар ближнего света устанавливался для освещения дороги на 15-20 метров вперед, в то время как свет дальних — на 40-60 метров. Это позволяло водителю переключать фары на нужный режим освещения намного удобнее.
В дальнейшем производители стали усложнять конструкции ламп. Фирма Bosch в 1925 году первая стала изготавливать двунитевые лампы накаливания, одна нить которой использовалась для ближнего света, другая для дальнего. В массовое использование попали галогенные лампы, имеющие лучшие характеристики и большую надежность. Также стало возможным уменьшить вес аккумуляторных батарей за счёт появления в автомобилях генератора, который осуществлял питание мощных электроламп и снял проблему необходимости подзарядки батарей на станциях.
Изменения светотехники сопровождалось введением новых правил освещения. В 1957 году в Европе был узаконен асимметричный свет, по которому свет от водителя светил ближе, чем свет со стороны пассажира. Это снижало риск ослепления встречного водителя и повышало безопасность.
Фары автомобиля Ford Galaxy 2008 года
Другое направление модернизации осветительной техники заключалось в изменении формы фары. Если раньше все фары имели круглый профиль, то начиная с 1961 года Citroën попробовал квадратные фары. Это позволило улучшить аэродинамику автомобиля, усилить световой поток благодаря светоотражателю Hella эллипсоидной формы с двумя осями, где две пары лучей из разных фокусов собирались в одну собирающую линзу. А в 1986 году на автомобили BMW устанавливали трёхосные фары.
Благодаря вычислительным мощностям современных компьютеров стали возможными расчёт и изготовление фар имеющих практически любую форму подходящую по желанию дизайнера автомобиля. Сложность устройства современной фары заключается во множестве фокусов светоотражателя фары, отвечающих за освещение определённого участка дороги.
Цвет огней автомобиля стандартизован Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах в 1949 году, а позже указан в Конвенции Организации Объединённых Наций о дорожном движении в 1968.
Согласно этим правилам задние фонари должны излучать красный свет, передние фары белый или отборный жёлтый, а все сигналы поворота должны излучать жёлтый или янтарный свет. Однако в Северной Америке сигналы поворота могут быть также красного цвета. Исключением являются автомобили аварийных и специальных служб, которые могут содержать специальные цвета.
Типы излучательных элементов
Автомобиль с включённым левым передним сигналом поворота и повторителем
Механический указатель поворота с подсветкой
С 1920 по 1950 год на некоторых автомобилях использовались механические указатели поворота. В отличие от сигналов поворота указатели излучали свет постоянно. Они обычно устанавливались выше передних дверей и выкатывались в горизонталь. Но сами фонари были хрупкими и часто ломались, а иногда оставались в сложенном состоянии.
Два вида индикаторов включения сигнала поворота
Рычаг включения сигнала поворота на большинстве автомобилей располагается под рулевым колесом, чтобы водитель мог включить сигнал поворота не снимая руки с руля, путём перевода рычага в сторону предполагаемого поворота. По завершении манёвра переключатель должен автоматически возвращаться в исходное положение.
Аварийная световая сигнализация — мигание указателей поворота обоих бортов. Включается кнопкой с эмблемой в виде красного треугольника. « Аварийку» принято включать при любой проблеме в автомобиле. При аварийной остановке в дополнение выставляется знак аварийной остановки. По ПДД РФ «аварийку» также включает задний автомобиль при буксировке и автомобиль, высаживающий группу детей.
Задний блок-фонарь на ВАЗ-2106, работающий в режиме габаритного огня.
Подфарники или габаритные огни на «Волге» ГАЗ-24 1974 года.
Передние габаритные огни часто называют «подфарники» — на первых автомобилях они были отдельными фонарями (в современных легковых авто они обычно в составе блок-фары).
Современные автомобили вынуждают водителя включать габаритные огни следующим образом: в сумерках водитель начинает плохо видеть приборную панель, и вместе с подсветкой включаются габаритные огни и подсветка заднего номерного знака.
Москвич-412 со стояночными огнями.
На некоторых автомобилях (в частности, на многих авто концерна «Фольксваген») с 80-х годов и до современности функцию стояночных огней выполняют габаритные огни одного борта. Для этого на припаркованном автомобиле нужно включить указатель поворота (в зависимости от автомобиля, с включёнными габаритными огнями или нет).
Передние огни и фары
Работа автомобильных фар на примере Ford Focus
Ближний и дальний свет фар
Ближний и дальний свет фар в сочетании с противотуманными фарами
Освещение дорожного покрытия
Дорожное покрытие, освещённое фарами ближнего света
Дорожное покрытие, освещённое фарами дальнего света
Фары ближнего света применяются для освещения части обочины и дорожного полотна ограниченной площади. Световой пучок фар ближнего света распространяется вниз и в противоположную сторону от встречного потока. Ближний свет может быть представлен отдельной фарой, блок-фарой или дополнительной нитью накала двунитевой лампы в зависимости от конструкции автомобиля. Создаваемый фарой ближний свет не слепит встречных водителей, благодаря чему включение этих фар используется при разъезде автомобилей. Использование только ближнего света на больших скоростях движения автомобиля невозможно из-за ограниченной видимости дороги, поэтому в ночное время суток при приближении водители переключают фары из режима дальнего света на ближний, а после разъезда восстанавливают дальний свет.
Ближний свет днём используется в некоторых юрисдикциях как знак опасности. П ДД Украины (2019) требуют ехать с ближним светом автомобилям, перевозящим опасные грузы, группы детей, буксирующим другой автомобиль, едущим в колонне, тяжеловесам, а также общественному транспорту, едущему по выделенной полосе навстречу потоку.
Дневные ходовые огни
Дневные ходовое огни на автомобиле Audi A4
Использование передних, боковых и задних габаритных огней разрешено, требуется или запрещено одновременно с фонарями дневного света в зависимости от законодательства и принципа работы дневных фонарей. Кроме того, по правилам, фонари дневного света, установленные близко с сигналам поворота, могут или должны выключаться или переключаться на интенсивность излучения габаритных фонарей отдельно в соответствии с включённым сигналом поворота. Основная проблема использования не автоматических ДХО заключается в невнимательности водителей, которые забывают переключать ДХО на ближний свет при наступлении сумерек. При этом не горят габаритные огни, что создаёт опасность для движения.
Комплект противотуманных фар
Раллийные и внедорожные огни
Внедорожник Jeep с установленными на крыше внедорожными фарами
Автомобили, используемые в ралли, соревнованиях по бездорожью или просто эксплуатируемые на очень высоких скоростях, часто комплектуются дополнительными лампами, помогающими расширить область видимости водителя впереди автомобиля.
Для внедорожников в качестве защиты от повреждений дополнительные фары крепятся на специальную балку над крышей автомобиля, что повышает дальность видимости. Использование таких огней на гражданских автомобилях запрещено, однако отключённые и закрытые крышками фары транспортироваться на крыше по дорогам общего пользования могут. Сложные конструкции могут содержать также боковые противотуманные фары и простые направленные по сторонам для освещения обочин в условиях плохой видимости.
ГАЗ-69 с фарой-искателем.
Задние фонари, фонари видимости и идентификации
Боковой фонарь на Oldsmobile 98 Regency 1983 года
По новым европейским правилам, действующим в том числе и в России, на автопоездах и автобусах с прицепами длиной более 6 метров должны быть установлены боковые габаритные огни оранжевого цвета в количестве не менее 2 штук.
Стоп-сигнал обязательно красного цвета включается при нажатии водителем на педаль тормоза. Мощность излучения стоп-сигнала выше, чем у габаритных огней. Необходима установка двух стоп-сигналов по обе стороны автомобиля. В Северной Америке разрешённый диапазон излучения света с одним источником света находится в пределах от 80 до 300 кд, во всем остальном мире от 60 до 185 кд. Как альтернатива сигналу торможения может быть использован знак руки поднятой вверх для Европы и вниз для Северной Америки.
Дополнительный центральный стоп-сигнал (CHMSL)
Porsche 997 GT3 RS 2007 года с центральным стоп-сигналом
Центральный стоп-сигнал обеспечивает однозначность нажатия на педаль тормоза в странах, где красный цвет имеют также сигналы поворота, и даёт избыточность на случай, если какой-либо стоп-сигнал выйдет из строя, а также остаётся виден при небольшой дистанции между автомобилями, например в пробке. Дополнительный стоп-сигнал при нажатии на тормоз горит непрерывно, а при экстренном торможении может мигать.
Конструктивно на легковых автомобилях центральный стоп сигнал может быть установлен под задним стеклом вверху, на крышке багажника или в задний спойлер. Другие способы установки встречаются редко, например, на Jeep Wrangler и Land Rover Freelander дополнительный стоп-сигнал установлен на держателе запасного колеса. На коммерческих автомобилях, фургонах и грузовиках часто крепят на кромке крыши автомобиля. Во всем мире третий стоп-сигнал обязательно должен располагаться по центру, но допускается боковое смещение до 15 см, если поперечный центр автомобиля не совпадает с панелью кузова, но отделяет подвижные его части, такие как двери. На фургоны Renault Master по этой причине установка центрального стоп-сигнала производится смещённой. Также регламентируется расположение как по абсолютной высоте, так и относительно горизонтали фонарей тормоза.
В 1968—1971 годах автомобили Ford Thunderbird могли быть заказаны с дополнительными центральным сигналом тормоза и сигналами поворота. Они были установлены полосами по обе стороны от небольшого заднего стекла. Oldsmobile Toronado 1971—1978 годов и Buick Riviera 1974—1976 годов имели двойные дополнительные стоп-сигналы и поворотники стандартной комплектации. Фонари были расположены чуть ниже нижней части заднего стекла, визуально привязанные к обычным задним габаритным огням/стопам/сигналам поворота, как раз над задним бампером. Эти нововведения не были массово приняты в то время. Производители автомобилей и ламп в Германии экспериментировали с двойными дополнительными фонарями тормоза в начале 1980 годов, но эти старания не были также популярными и не фиксировались в нормативных актах.
Фонари безопасного обгона
До 1970 года во Франции и Испании многие коммерческие автомобили имели зелёные фонари, устанавливавшиеся сзади. Водитель такого грузовика сообщал позади движущимся водителям о безопасности обгона его автомобиля.
Сигнал заднего хода
Включённые фонари заднего хода на автомобиле Mercedes-Benz SLR McLaren
На длинномерных грузовиках при движении задним ходом включается прерывистая сирена для предупреждения людей, находящихся вне зоны видимости водителя. В некоторых случаях водители дополнительно включают аварийный сигнал.
Задние противотуманные фонари
Задние противотуманные фонари в бампере европейской версии Chevrolet Corvette
Обязательно наличие хотя бы одного заднего противотуманного фонаря красного цвета. Если фонарь один, то он устанавливается ближе к стороне водителя относительно продольной оси автомобиля, сторона водителя выбирается от страны, где зарегистрирован данный автомобиль. В случае двух фонарей их установка должна быть на одной линии симметрично. Сторонники одного заднего противотуманного фонаря объясняют свой выбор в избежании путаницы фонаря и стоп-сигнала. Сторонники пары фонарей отмечают, что по правилам задние фонари должны быть отнесены минимум на 10 см от стоп-сигналов, что исключает путаницу. Также пара противотуманных фонарей несёт информацию о дистанции до движущегося автомобиля.
Интенсивность излучаемого света должна быть выше света габаритных огней, при этом угол рассеяния тоже увеличивается. На многих современных автомобилях доступно независимое включение передних и задних противотуманных фонарей.
ПДД запрещают соединять задний противотуманный фонарь со стоп-сигналом: противотуманный фонарь направленный и может слепить попутных водителей.
Подсветка номерного знака
Фонари номерного знака осуществляют подсветку знака, установленного на задней части кузова автомобиля в специальной нише, защищённой от атмосферных осадков. Включение фонарей происходит автоматически совместно с включением габаритных огней. Используемый цвет подсветки — белый. Использование других цветов запрещено.
Световозвращатели используются для обозначения габаритов транспортного средства в темное время суток посредством отражения излучаемого попутным транспортным средством света. Таким образом эта система является пассивной и не требует каких-либо дополнительных технических средств для использования. Обязательна установка световозвращателей сзади транспортного средства или тележки по два на каждую сторону на одной линии. Для длинномерных транспортных средств обязательна установка катафотов по бокам.
Транспортные средства специального назначения
Установленные на крыше автомобиля проблесковые маячки
Автомобили чрезвычайных служб
Автомобили полиции, пожарной охраны, скорой помощи, снегоуборочные, буксировочные и перевозящие опасные грузы грузовики оснащаются специальными предупреждающими световыми сигнализаторами соответствующих цветов и типов. Это могут быть вращающиеся проблесковые маячки, ксеноновые стробоскопы, а также линейки светодиодов. Каждой службе соответствует свой цвет. В большинстве стран синий или красный используется на полицейских автомобилях, автомобилях пожарной службы и автомобилях скорой помощи. В Северной Америке янтарный цвет используется на тягачах, автомобилях частных охранных предприятий и других негосударственных автомобилях специального назначения. Пожарные добровольцы могут использовать красные, голубые или зелёные цвета сигналов в зависимости от своей принадлежности. В Англии автомобили врачей могут комплектоваться зелёным предупреждающим сигналом. Также предупреждающие сигналы янтарного цвета можно заметить на всех тихоходных автомобилях, таких как автокраны, экскаваторы, тракторы и даже на мопедах.
Правила обязывают водителей пропускать транспорт с установленными синими или красными проблесковыми маячками и совершать манёвры, например, остановку, по требованию таких автомобилей. Все остальные цвета являются лишь предупреждающими и преимущества на дороге не дают.
Отечественная военная техника на колёсном шасси, которая может передвигаться на дорогах общего пользования, комплектуется стандартным световым оборудованием, в соответствии с требованиями ПДД (передние фары, габаритные огни, стоп-сигналы, указатели поворота с повторителями, огонь или огни заднего хода, освещение номерного знака, огни автопоезда и т. д.). Однако при необходимости светомаскировки в комплект машины входят светомаскировочные устройства, резко снижающие мощность источников света — как правило, это различные колпаки или кожухи чёрного цвета с небольшими отверстиями, надеваемые сверху на фонарь или светофильтр. Для фар головного света применяются щелевые светомаскировочные колпаки с узким сине-зелёным стеклом-рассеивателем. Фара с таким колпаком практически не освещает местность перед машиной, а только обозначает её габарит и направление движения. Нижняя половина такого колпака выполнена откидывающейся на петлях вверх, что позволяет использовать фару по прямому назначению, для освещения пространства впереди, хоть и с уменьшенной мощностью света, при этом машину сложнее обнаружить с летательного аппарата (не видно огней самих фар, а только местность, освещаемую фарами).
Также на военном транспорте применяются специальные отдельные габаритные огни с белыми точечными светофильтрами, спереди и сзади, облегчающие руководство маневрированием в ночное время. На фургонах типа КУНГ иногда в верхней части устанавливались также и габаритные огни, левый красный и правый зелёный, точно такие, как бортовые навигационные огни на вертолёте Ми-8.
Автомобили такси отличают по специальным огням, устанавливаемых согласно местному законодательству. Огни могут содержать знак «Такси», «шашечки», сигнал, что водитель готов взять пассажира или что он наоборот не работает. Также водитель может включить свет тревоги в случае ограбления, чтобы сообщить прохожим о необходимости позвонить в полицию.
Общее устройство световой техники
Число, тип и цвет излучения световых приборов закреплены в ЕЭК ООН.
Типы применяемых излучателей
В современных автомобилях используются лампы накаливания, галогенные лампы, ксеноновые лампы и светодиоды.
Обыкновенные простые лампы накаливания, а также лампы с инертным наполнителем в осветительной технике транспортного средства уже нигде не используется, хотя являются самыми дешевыми и неприхотливыми в использовании. Основным источником света в транспортных средствах сейчас являются двунитевые галогенные лампы. При той же мощности в 55 Вт галогенные лампы категории H4 имеют поток в пределах 1000—1650 лм, в то время как лампы накаливания категории R2 выдают поток 400—550 лм. Стоит ещё отметить, что со временем галогенные лампы не темнеют и имеют вдвое больший срок службы.
В современные автомобили с недавнего времени стали устанавливать ксеноновые газоразрядные лампы. Впервые эти лампы стали доступны для покупателей автомобилей BMW 7 серии в качестве доп. опции в 1994 году. По сравнению с другими типами они надежны и имеют большую светоотдачу. Для сравнения, газоразрядная лампа с электрической мощностью в 40 Вт создаёт световой поток в 3200 лм; срок службы таких ламп в пределах 1500 часов. Для работы ксеноновых ламп требуются специальные электронные системы управления и преобразователи напряжения — для запуска таких ламп 12 В бортовой сети преобразуется в переменное напряжения 10—20 кВ частотой 400 Гц, а после прогрева ламп напряжение снижается до достаточных 85 В. Но такие лампы медленно включаются (до нескольких секунд), что ограничивает их применение только в качестве ближнего света.
Неоновые трубки впервые были использованы в 1995 году в качестве центрального стоп-фонаря на Ford Explorer, а позже в 1998 году на модели Lincoln Mark VIII, где неоном был обвешен весь кузов, и в BMW Z8, который сделал использование неоновых ламп распространённым. После этого многие концепт-кары, например Volvo, использовали неоновые лампы в светотехнике.
Линейная упаковка неоновых трубок, а также их мгновенное включение, позволяет их использовать для центральных стоп-фонарей. Однако для их работы требуется дорогостоящий и мощный блок питания (балласт), отсюда низкая популярность в качестве источника света в автомобильной светотехнике.
Требования к световой технике
Имеющиеся требования к автомобилю и методы проверки транспортных средств направлены на повышение безопасности дорожного движения. Транспортные средства не прошедшие Государственный технический осмотр транспортных средств не могут эксплуатироваться на дорогах России до устранения причин неисправности.
Распространение нештатных ксеноновых фар
Фары с галогенными лампами накаливания (галогенные фары) имеют ряд существенных недостатков:
Фары с ксеноновыми лампами (ксеноновые фары):
В России в продаже имеется много низкокачественных галогенных ламп производства Китая. В 2003—2005 годах в продаже появились установочные комплекты, представляющие собой ксеноновые лампы, адаптированные под цоколь «H» (Halogen), и два высоковольтных блока розжига. Эти ксеноновые лампы (так называемый «колхозный ксенон») можно установить в штатные фары, где раньше стояли галогенные лампы. Многие водители установили себе таким способом ксеноновые фары.
Однако у этой переделки есть недостаток: ксеноновые лампы устанавливаются в фары, рассчитанные под галогенные лампы. Светораспределение этих фар будет другое, значительная часть света будет проникать выше светотеневой границы (СТГ), нарушая Правила ЕЭК ООН № 98. Это создаёт дискомфорт встречным водителям и может привести к их ослеплению. В рамках действующего КоАП РФ водителей с нештатным ксеноном можно привлечь по статье 12.5, ч. 1 либо ч. 3.
На старых автомобилях стояночные огни и фары включались центральным переключателем, расположенным на приборной панели, а переключение с ближнего на дальний свет — ножным переключателем. Г АЗ-69, вид с места водителя.
Неизвестно, когда и кем придуманы светотехнические сигналы, но с увеличением автомобильного парка в городах их использование становится более активным, становясь языком общения водителей. Стоит отметить, что все световые сигналы не всегда являются формализованными, обычно нигде не зафиксированы, чаще привязаны к определённой стране и потому не могут применяться и пониматься прямо всеми водителями. В СНГ распространены следующие сигналы:
Внимание! Устройство снято с производства с мая 2020 года. В настоящее время следует использовать УПСЛ-М
Настоящая инструкция содержит указания по установке, подключению, пуску и техническому обслуживанию Устройства переговорной связи лифта (далее УПСЛ).
При эксплуатации УПСЛ-М, наряду с соблюдением требований данной инструкции, необходимо также руководствоваться следующими документами:
Версию прошивки можно посмотреть на плате ПУ либо при подключении УПСЛ к IP-концентраторам.
Начиная с АСУД. SCADA версии 2.3.8 версию прошивки можно посмотреть непосредственно в SCADA (тег . System. FirmwareVerion)
01.39 от 07-06-2018
01.36 от 17-04-2018
01.34 от 17-12-2017
01.31 от 17-10-2017
Устройство переговорной связи лифта (УПСЛ) предназначено для реализации функций ремонтной двухсторонней переговорной связи, а также — переговорной связи с рабочим местом диспетчера в составе системы АСУД-248 (или других систем диспетчеризации).
УПСЛ обеспечивает выполнение требований:
1. Г ОСТ Р 53780-2010. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке:
2. Г ОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов:
3. Г ОСТ 33652-2015 (EN 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения:
4. Обеспечения требований ГОСТ Р 52382-2010 Лифты пассажирские. Лифты для пожарных:
После вскрытия упаковки проверить комплектность изделий и убедиться в отсутствии механических повреждений.
Провода, соединяющие элементы УПСЛ, прокладывать вдоль уже имеющихся трасс и жгутов. Закреплять эти провода с помощью стяжек или изоляционной ленты.
УПСЛ должен эксплуатироваться в служебных и рабочих помещениях, обеспечивающих допустимые рабочие характеристики. К таким помещениям относятся:
Ремонт УПСЛ необходимо осуществлять в Текон-Автоматика.
Внимание!
Линия связи 4-х проводная! По линии Питание и общий передается телеметрическая информация по аналогии с (TL-линией связи).
Число УПСЛ, подключаемых по Каналу переговорной связи к различным концентраторам
По RS-485 к концентраторам типа КУН возможное подключение до 8 ПУ, однако в связи с небольшой пропускной способностью TL-линии , к КУН-2Д.1 и КУН-2ДМ рекомендуется подключать не более 2-х ПУ УПСЛ.
Выбор типа кабеля ПУ -УПУ
Для подключение ПУ и УПУ должна применяться витая пара с сопротивлением постоянному току одной жилы не более — 100 Ом/км.
Сопротивление пары проводников (двух проводов витой пары) между ПУ и УПУ не должно превышать 40 Ом.
L = 40 / (2 * Rg) * 1 000
УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
При установке, подключении и эксплуатации устройства необходимо соблюдать правила техники безопасности в соответствии с ПУЭ .
Все операции по установке и подключению необходимо выполнять только после полного обесточивания Шкафа управления лифта.
Все работы должны выполняться персоналом, имеющим допуск к этим работам. Соблюдайте осторожность, находясь вблизи движущихся частей лифта.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА ИЗДЕЛИЯ
Состав устройств, входящих в УПСЛ, определяется видом исполнения.
В состав УПСЛ входят следующие устройства:
ПУ — пульт управления переговорный
ПУ служит для управления переговорной связью лифта, производит питание устройств переговорных универсальных и периферийного оборудования (энергонезависимое), обеспечивает формирование дополнительного информационного сопровождения.
ПУ устанавливается в машинном помещении лифта или в месте установки шкафа управления лифта. К ПУ подключаются Устройства переговорные универсальные. П У обеспечивает переговорную связь между следующими абонентами:
Предназначены для обеспечения переговорной громкоговорящей связи лифта.
Перечень и описание модификаций устройств переговорных
Типовые конфигурации УПСЛ
В зависимости от исполнения УПСЛ предусмотрены следующие типовые конфигурации.
Ремонтная связь лифта, связь с помещением для обслуживающего персонала (при наличии системы диспетчеризации), выход для подключения аварийного источника освещения кабины. ( ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.5.3.16, п. 5.5.3.17, п.5.5.6.15.2).
Состав оборудования УПСЛ
Ремонтная связь лифта, связь с помещением для обслуживающего персонала (при наличии системы диспетчеризации), выход для подключения аварийного источника освещения кабины, связь лифта для пожарных. ( ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.5.3.16, п. 5.5.3.17, п.5.5.6.15.2, ГОСТ Р 52382-2010 п.5.7.1).
При включении тумблера ~220В, ПУ переходит в режим работа, светится светодиод «Работа/авария».
Общая блок-схема работы системы.
Вызов абонента с ПУ
Для того чтобы установить переговорную связь между ПУ и каким-либо абонентом (кабина лифта, крыша кабины, приямок, основной посадочный этаж), необходимо:
Для прекращения переговорной связи необходимо нажать кнопку «СБРОС».
При отсутствии нажатия на кнопку выбранного канала, переговорная связь прекратится автоматически через одну минуту после последнего нажатия на кнопку.
Вызов от абонента
При поступлении вызова от какого-либо из абонентов, громкоговоритель ПУ будет периодически произносить слово «Вызов» (только для абонентов Крыша, Приямок), на ПУ начнет моргать красным светом светодиод, абонента, от которого поступил вызов.
Для того чтобы установить переговорную связь между ПУ и абонентом, от которого поступил вызов, необходимо:
Переговорная связь при наличии системы диспетчеризации
При поступлении вызова от какого либо из абонентов, ПУ периодически произносит слово «Вызов» (только для абонентов Крыша, Приямок), моргает светодиод, передает вызов на систему диспетчеризации. После соединения диспетчера, на ПУ светодиод вызываемого канала светится оранжевым цветом, и установится переговорная связь между диспетчером и вызываемым абонентом.
Если установлена переговорную связь между ПУ и абонентом, и в это время подключился диспетчер
При подключении диспетчера к ПУ, устанавливается переговорная связь с кабиной лифта. Для соединения с другим абонентом (крыша кабины, приямок, основной посадочный этаж) на последовательный порт ПУ необходимо подать команду с указанием наименования абонента (протокол обмена высылается разработчиком по запросу).
Переговороная связь лифта для пожарных
Переговорная связь лифта для пожарных разделена на две фазы:
Переговорная связь в режиме «пожарная опасность» (фаза 1) осуществляется УПСЛ в штатном режиме.
При появлении на входе ПУ, либо на входе УПУ сигнала «пожар», УПСЛ переходит в режим «перевозка пожарных подразделений», при котором:
Выход из режима связь лифта для пожарных при пропадании сигнала «пожар» происходит в течении времени не более 5 мин.
Внимание! Сигнал «Пожар» на УПСЛ должен поступать:
Не следует заводить на УПСЛ сигнал пожарной опасности непосредственно с пожарной сигнализации. В этом случае, с большой вероятностью, после опускания лифта на первый этаж и открытия дверей, вы получите звуковой фон, вызванный акустической завязкой между кабиной лифта и переговорным устройством ОПЭ (т.к. У ПСЛ перейдет в режим «перевозка пожарных подразделений»).
Дополнительное информационное сопровождение для людей с ограниченными возможностями
Дополнительное информационное сопровождение включает в себя:
К устройству переговорному кабины лифта подключаются табло «АВАРИЙНЫЙ ВЫЗОВ ПОДАН» и «АВАРИЙНЫЙ ВЫЗОВ ПРИНЯТ».
При нажатии на кнопку вызова динамик кабины лифта произносит слово «Вызов»;
Табло «АВАРИЙНЫЙ ВЫЗОВ ПОДАН» включается при нажатии кнопки вызова переговорной связи кабины лифта, является подтверждением нажатия данной кнопки.
Табло «АВАРИЙНЫЙ ВЫЗОВ ПРИНЯТ» включается при включении УПСЛ в режим приёма переговорной связи, является подтверждением того, что вызов переговорной связи принят обслуживающим персоналом и он находится на связи с абонентом в кабине лифта.
Голосовые сообщения о номере этажа реализовано в УПСЛ конфигурации 2 и 4 для лифтов со станцией управления УКЛ.
Голосовые сообщения о номере этажа передаются громкоговорителем кабины лифта, в соответствии с сигналами, поступающими от шкафа управления лифта.
Голосовые сообщения о номере этажа передаются при прибытии кабины лифта на этаж следования.
Элементы индикации и управления
Расположение элементов индикации смотри в схемах подключения далее.
Состояние светодиодов при работе ПУ
РАЗМЕЩЕНИЕ И МОНТАЖ
При выборе места для установки блоков из состава УПСЛ руководствуйтесь следующими требованиями:
ПУ устанавливается в машинном помещении в месте удобном для ведения переговорной связи.
Последовательность операций при установке:
Подключение ПУ к диспетчерской системе
ПУ подключается на канал переговорной связи концентратора диспетчерской системы.
Дополнительно следует подключить два дискретных сигнала:
Внимание!
ПУ нельзя подключать на 4-ый канал КУН-IP4
Подключение интерфейса RS-485 не является обязательным, но позволяет реализовать следующие функции:
Если интерфейс RS-485 не задействуется, то:
АСУД. SCADA начиная с версии 2.3.8 поддерживает работу с УПСЛ, подключенным по RS-485 к:
(без возможности выбора абонента при установке связи диспетчером).
УПУ устанавливается на крыше кабины лифта или в приямке шахты лифта.
УПУ подключаются к ПУ двумя витыми парами:
При подключении к УПУ ПГУ следует учитывать, что жилы кабеля для контактов «общий» и «микрофон» обязательно должны быть в одной паре.
Установка ПГУ ОПЭ
ПГУ ОПЭ устанавливается на основном посадочном этаже.
Установку производить на строительную конструкцию, использовать шурупы и дюбели (в комплект поставки не входят).
Замечание!
Нельзя вместо ПГУ ОПЭ использовать ПГУ схема 14.
(Напряжение микрофона ПГУ ОПЭ — 5В, в ПГУ схема 14 — 12В).
Демонтаж допускается проводить в любой последовательности и любым способом, не приводящим к повреждению устройств УПСЛ. Допускается повторная установка и эксплуатация устройства.