40-лет Японского качества.Комплектующие на ранний Иж-ПС.Часть 1 | Пикабу

Содержание

«планета-спорт» — один из самых быстрых и ярких мотоциклов ссср. старшее поколение мотоциклистов хорошо помнит японские карбюраторы и электрику, впервые появившиеся на этом иже. увы, сегодня этот аппарат – удел коллекционеров, поэтому для ежедневных поездок по городу мне пришлось построить совершенно другой байк.

«Планета-Спорт» — едва ли не единственный советский мотоцикл, способный конкурировать с главной иномаркой тех лет – «Явой». Инженеры постарались на славу, повторив и переосмыслив решения ведущих европейских и японских марок.

Мотоцикл планировали продавать на экспорт и не экономили – «ПС» первых лет выпуска даже у нас продавались с импортными комплектующими, от которых позже отказались в пользу советских. В любом случае, для своего 1973 года модель была настоящим прорывом.

Такие мотоциклы встречаются в продаже и сегодня, но для ежедневных поездок по городу не хватает ни чахлого по нынешним временам мотора, ни слабого шасси. Непросто найти и нужные запчасти, а еще сложнее – людей, умеющих работать с советской техникой.

Именно поэтому я выбрал другой мотоцикл, ровесницу «Планеты-Спорт» – Yamaha SR400. Она появилась в 1978 году и с тех пор практически не менялась, пережив ряд обновлений, конвейер этот мотоцикл покинул лишь в прошлом году.

Yamaha SR400 – аппарат распространенный и беспроблемный. Все запчасти и расходники, как правило, есть в наличии. А дизайн… Дизайн я и решил поправить, стилизовав древнюю рисомолку под советскую легенду.

В качестве донора был выбран «японец» 2000 года выпуска. В конце девяностых, специально для ретроградов, Yamaha несколько лет к ряду выпускала SR400 с барабанным тормозом на переднем колесе, этот механизм идеально вписывался в концепцию будущего рестомода.

А вот запчасти от советской модели пришлось собирать по всей стране. Боковые крышки, фара, бак, седло и крылья, ранняя светотехника – все от разных доноров. Как и поздние шильдики – единственное и осознанное отступление от концепции мотоцикла первых лет выпуска.

Мотоциклы первых лет комплектовались наклейками, но массивные металлические шильдики меня зацепили сильнее – таких сегодня уже не делают, в отличие от повсеместного применения винила.

Удивительно, но единственное по-настоящему сложной задачей стало создание нового бака – его сварили, использовав нижнюю часть от японца и верхнюю от ИЖа. А вот остальные детали встали с минимальными доработками, варить и резать оригинальную раму не пришлось.

В итоге получился мотоцикл, притягивающий взгляды окружающих. Самые внимательные и продвинутые замечают неладное в виде слишком уж большого и явно иностранного мотора, но в целом впечатление мотоцикл производит правильное.

Правильно он и ощущается – запуск мотора только кик-стартером, электрический за 40 лет производства так и не появился, лампы накаливания, механический привод спидометра, настоящий олдскул!

Бюджет проекта в основном сложился из стоимости донора и редких запчастей от ранних Ижей. Мотоцикл обошелся примерно в 200 000 рублей, а вот оперение покупалось по цене чермета, коим оно и являлось.

Другое дело – японские поворотники, комплект которых не удалось найти дешевле 10 тысяч. Самым дорогим этапом строительства могло бы стать изготовление бака, но эту работу взял на себя мой друг, сваривший его практически бесплатно.

Отъездив на этом мотоцикле два сезона, понимаешь, что лучшего сочетания придумать было невозможно. К слову, сейчас он выставлен на продажу – на носу строительство нового проекта.

001_moto_0810_058

Несмотря на агрессивный образ байка, реакция окружающих всегда положительная. Подходят, любуются, спрашивают, из чего делал. Из проезжающих мимо машин часто показывают поднятый вверх палец. Не средний, а именно большой!Несмотря на агрессивный образ байка, реакция окружающих всегда положительная.

«Иж-ПС» 1977 года выпуска в экспортной комплектации (с карбюратором Mikuni и электронным бесконтактным зажиганием) долгое время обитал в поселке Ленинском Павлодарской области. Нынешнему владельцу, специалисту по кузовному ремонту автомобилей, он достался случайно.

Знакомые попросили покрасить машину, а в качестве оплаты предложили мотоцикл. Виталий согласился. Мотоциклетного стажа у новоявленного байкера практически не было. С появлением «пээса» Виталий принялся активно осваивать два колеса. Мечтать о рэтбайке он начал в начале 2000-х, увидев нечто подобное в журнале «Мото».

И вот, заполучив во владение мотоцикл, решил претворить мечту в реальность. К тому же, подумал Виталий, чоппер или нормальный стрит из «Ижа-ПС» все равно не построить, поэтому самый оптимальный вариант — сделать «крысу» (однако намерен к будущему сезону все-таки построить чоппер с «запорожским» движком и самодельной рамой).

Сначала Виталий изменил форму бака: срезав его верхнюю часть, кое-где, как он выразился, «замял», кое-где замазал грунтовкой, покрасил в черный цвет и затянул в кирзу. Дизайн «одеяния» разрабатывал сам. Кроил, шил тоже сам. А в качестве заливной горловины приспособил пробку от канистры.

Обшил Виталий и сиденье — кожей, и боковые крышки — кирзой. Основной цвет рэт-байка вырисовался сам собой: матовый черный. Мотоцикл ни в коем случае не должен быть блестящим — это тоже обусловлено «экстремально-агрессивным» отношением к жизни павлодарского байкера.

В двигателе новый владелец расточил впускные и выпускные каналы и цилиндр — под поршень первого ремонта (предыдущие хозяева капремонт не делали ни разу, ограничивались заменой поршневых колец), заменил поршневой палец — подошел от двигателя итальянского компрессора.

Для коробки передач Виталий подобрал нестандартные шестерни: для улучшения динамики разгона укоротил первую и вторую передачи, а для увеличения максималки удлинил третью и четвертую. Установил ведущую звездочку на 16 зубьев вместо стандартной на 17. Задняя осталась штатной.

Доработки коснулись и ходовой части. Задний маятник стал длиннее на 10 см (стандартный показался слишком коротким). Рулевая колонка была усилена; переднее колесо в сборе с вилкой — от кроссового «Ижа» К-15, резина — от кроссового же CZ. Сзади колесо стандартное, а шина — обычная советская «вездеходка».

Все бы хорошо, но оказалось, что пассажир рискует обжечься о новый «раздувшийся» глушитель. Нужна защита! Естественно, креативная, в соответствии с общей концепцией. От друзей поступило предложение — костяная рука. Руку Виталий выковывал сам — как он уверяет, часа за три.

Зеркала также изготовил сам. А кованые рукоятки переднего тормоза и сцепления заказал знакомым кузнецам. Их, как и переднее крыло, украсил композицией из эффектно застывших в воздухе цепей (куплены на рынке, прихвачены «полуавтоматом»). Переднее крыло скопировано с аналогичной детали другого Suzuki — эндуро.

Изготовлено собственноручно по матрице из стеклопластика. Фара — противотуманка от Audi 200. Стоп-сигнал собран из двух разных автомобильных. Поворотники ради единства стиля покрашены черной краской и перемотаны черной же изолентой. Реле зарядки аккумулятора — от ВАЗ-2106. Гофрированные шланги — для суровой красоты.

Изначально Виталий планировал дать байку имя «Раптор», но со временем как-то само собой закрепилось название «Собака» — от народного «Пёс», которым величают «Иж-ПС». А как только сформировался облик рэт-байка, совершенно естественно возникло новое — «КрысоПёс».

Стихия байка, по мнению владельца, — дворы: проедешь где угодно. На городских магистралях для него тоже не существует преград — ни в виде пробок, ни в виде неровностей дорожного покрытия: все-таки ходовая часть с элементами «кроссача». И на что я сразу обратил внимание за рулем байка, так это на удивительное ощущение легкости, резвый разгон, стабильную работу двигателя, мягкость подвесок и почти полное отсутствие вибраций по сравнению со стандартным «Псом». Теперь, Виталя, ждем от тебя кастом!

История особенностей комплектации

1974

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
    • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
    • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
    • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением — фирмы «Lucas»
    • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
    • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
    • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
    • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)

1975

  • Карбюратор «Микуни» VM32-89
  • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
  • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
  • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
  • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
  • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
  • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке

1976

  • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
  • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
  • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)

1977

  • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
    • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)

1978

  • Упраздняется мягкое крепление двигателя
  • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
  • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
  • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
  • Начало установки противоугонного замка
    • замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь

1979

  • Изменение конструкции задней подвески:
    • удлинена маятниковая вилка
  • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)

19801981

  • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
  • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

Легендарная иж планета спорт: её история, технические характеристики

Появление в 1974 году на отечественном рынке мотоцикла Иж Планета Спорт стало сенсацией. Поклонники мототехники получили возможность приобрести советский мотоцикл, по своим характеристикам сравнимый с импортными машинами такого класса. В тот период его вполне можно было поставить в один ряд с такими моделями, как Yamaha 350 R5 или Kawasaki A1 Samurai.

Мотоцикл о котором вы незнали    иж планета спорт (иж-пс 2 или r21)

Сейчас читают:  Рено логан не работает вентилятор при включении кондиционера

Особенности «ижевского пс’а»

Как бы то ни было, это первый советский байк, который стал конкурентоспособен не только в отношении Jawa и CZ из Чехословакии, но и японским аналогам. Мотоцикл получился лёгким и быстрым.

Для примера можно сравнить уровень мощности по отношению к массе Jawa 350/634 и ИЖ Планета Спорт первых годов выпуска. У советского мотоцикла она равнялась 23,7 л. с. против 14,2 л. с у чехословацкого. По этому показателю «ПС’а» можно смело назвать спортивной моделью, но по классу это дорожник – в Советском Союзе спортбайки населению не продавались.

Максимальная скорость байка по документам заявлена на 140 км/ч, но в реальности многие разгоняли его до 160 (дополнительно оснастив аэродинамическим обвесом). До сотни мотоцикл ускорялся за, впечатляющие на то время, 11 секунд.

Благодаря типичной дорожной посадке, на ИЖ Планете Спорт передвигаться было удобно, хотя на высоких скоростях передняя вилка могла вибрировать, особенно если вес райдера не достигал 80 кг.

Хотя двигатель и коробка передач мотоцикла разрабатывались в СССР, часть узлов была зарубежного производства и закупались они за валюту. Например, карбюратор японской фирмы Mikuni, оптика HELLA, спидометр Veglia Borletti.

Двухтактный двигатель развивал более 30 л.с., что приводило советских мотоциклистов в восторг. Считается, что последующее уменьшение мощности связано с заменой японского карбюратора на отечественный, но на самом деле, проблема была в недостаточном ресурсе мотора.

Но главной особенностью, отличающей мотоцикл от «одноклассников» из СССР, была система раздельной смазки, которой он через несколько лет, опять же, лишился (в рамках программы удешевления).

Тормоза на всех колёсах барабанные, так что останавливался байк, мягко говоря, посредственно (из-за чего на нём часто разбивались неопытные владельцы).

Рама ИЖ Планеты Спорт явно не соответствовала его техническим характеристикам – в духе времени, она была простой трубчатой. Подвески мотоцикла отличались жёсткостью. Всё это сказывалось на комфорте водителя в сельской местности и на сроке службы не самым лучшим образом.

Ремонтные размеры поршня иж планета спорт

Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.

Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.

Заводская маркировкаДиаметр цилиндра, в мм.Диаметр поршня, в мм.
А076,02 ( 0,01)75,99 ( 0,01)
А176,01 ( 0,01)75,98 ( 0,01)
А276,00 ( 0,01)75,97 ( 0,01)

С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:

Заводская маркировкаДиаметр цилиндра, в мм.Диаметр поршня, в мм.
Р76,5 ( 0,06 -0,06)76,5 (-0,03)
Р277,0 ( 0,06 -0,06)77,0 (-0,03)

Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.

Рестомод иж планета спорт на базе японского мотоцикла yamaha sr400

40-лет Японского качества.Комплектующие на ранний Иж-ПС.Часть 1 | Пикабу

Создание рестомодов в наше время стало привычным делом. Находится достаточно много ценителей ретро-техники, которые хотели бы эксплуатировать её не в формате выходного дня, а «эвридэй».

Мы привыкли, что рестомод — это автомобиль с классической внешностью и современной начинкой. Но почему-то совершенно не задумываемся о том, что двухколесная техника тоже может быть выполнена в таком формате.

40-лет Японского качества.Комплектующие на ранний Иж-ПС.Часть 1 | Пикабу

В данном случае перед нами японский мотоцикл Yamaha SR400, который был стилизован под советский байк ИЖ Планета Спорт. На самом деле, оба мотоцикла практически ровесники. Выпуск SR400 начался в 1978 году, а Планеты Спорт — в 1973 году.

Что же мы имеем? Оба мотоцикла из одной эпохи, одного класса и очень похожие внешне. Проблем с «переодеванием» японского в советское не должно было доставить особых проблем. Но на практике всё оказалось не так просто. Например, бак от ИЖа упорно не хотел садиться на толстую раму «Ямахи». В итоге бак пришлось радикально переваривать.

40-лет Японского качества.Комплектующие на ранний Иж-ПС.Часть 1 | Пикабу

Крылья и светотехника встали без проблем. Но с седлом и «флажками» вилки пришлось повозиться. Редкий спидометр с обратной шкалой удалось подружить с ямаховским приводом спидометра, но все другие органы управления остались от японского мотоцикла. И надо сказать довольно органично вписались в общий дизайн рестомода.

Самыми серьезными визуальными отклонениями, который выдают неоригинальность Планеты Спорт, являются более крупный 4-тактный двигатель и выхлоп, разместившийся с неправильной стороны.

40-лет Японского качества.Комплектующие на ранний Иж-ПС.Часть 1 | Пикабу

Подпишись на наш Telegram-канал

Технические характеристики

Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .

  • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
  • Длина: 2 070 (2 150) мм
  • Ширина: 790 (810) мм
  • Высота: 1 150 мм
  • Дорожный просвет: 135 мм
  • Сухая масса: 135 (155) кг
  • Максимальная скорость: 140 (135) км/час
  • Расход топлива на 100 км пути:
    • при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
    • контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
  • Время разгона до 100 км/час: 11 сек
  • Тормозной путь:
    • со скорости 60 км/час: 16 (18) м
    • со скорости 30 км/час: 7 м

Двигатель

  • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять)
  • Число цилиндров: 1
  • Диаметр цилиндра: 76 мм
  • Ход поршня: 75 мм
  • Рабочий объём: 340 см³
  • Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2) (степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра.)
  • Номинальная мощность двигателя:
    • при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.)
    • при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.)
  • Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных)
  • Система охлаждения — потоком встречного воздуха
  • Система питания:
    • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
    • Карбюратор «Микуни» (К-62М)
    • Диаметр диффузора: 32 мм
    • Производительность главного жиклёра: 270 см³/мин
    • Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190»

Трансмиссия

  • Моторная передача косозубыми шестернями
  • Сцепление многодисковое в масляной ванне
  • Коробка передач: четырёхступенчатая
  • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
  • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
  • Передаточное число первичной передачи: 2,18
  • Передаточное число задней передачи: 2,47
  • Передаточные числа коробки передач:
    • I передачи: 3,17
    • II передачи: 1,81
    • III передачи: 1,26
    • IV передачи: 1,0

Ходовая часть

  • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
  • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка
    • Вертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм
  • Задняя подвеска — маятниковая
    • Вертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм
  • Размеры шин:
    • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170
    • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74
  • Диаметр тормозного барабана:
    • переднего колеса: 190 мм
    • заднего колеса: 170 мм

Электрооборудование

  • Напряжение бортовой сети: 12 вольт
  • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
  • Напряжение генератора: 14 вольт
  • Номинальная мощность генератора: 100 Вт
  • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9

На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи:

  • 12N7-3B
  • 12N7-4А
  • 12N7-4В
  • 12N9-3А
  • 12N9-3В
  • 12N9-4В
  • 12N9-4В (Н)
  • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
  • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)

Заправочные ёмкости и ГСМ

  • Топливный бак — 14 л, бензин АИ-93
  • Масляный бак — 1,5 л, авиационное масло МС-20
  • Коробка передач — 0,8 л, зимой — АС-6 или М-6Б, летом — АС-10 или М-10Б
  • Амортизаторы телескопической вилки (в каждом пере) — 0,2 л, МГП—10 (заменитель — масло веретенное АУ)
  • Амортизаторы подвески заднего колеса (в каждом) — 0,06 (0,065) л, МГП-10 (заменитель — масло веретенное АУ)

Технический тюнинг иж планета 5

Любое транспортное средство можно изменить и улучшить его технические данные. Двигатель и другие элементы Иж планета 5 особенно хорошо поддаются изменениям, ведь благодаря качественной и простой сборке двигателя, изменить ее составляющие будет достаточно просто. Начнем, пожалуй, с тюнинга двигателя, который увеличит работоспособность вашего транспорта.

Чтобы увеличить мощность мотора первым делом необходимо перепрессовать коленвал. Результатом станет увеличение показателей двигателя на 15 %. Об этом можно почитать на форумах, или спросить бывалых людей. Вторым вариантом стайлинга двигателя является установка подшипников с другого мотоцикла, а именно Ява 350.

Перепрессовка коленвала Иж планета 5

Также стандартным увеличением мощности любого транспортного средства является расточка цилиндра, поэтому мотоцикл Иж планета 5 после увеличения объема до 75 мм получит существенную прибавку скорости, в большинстве случаев максимальный показатель составляет 160 км в час.

Пойдем дальше, и следующим вариантом тюнинга иж планета 5 будет улучшение системы наддува. Чтобы сделать это, необходимо поставить дорогой воздушный фильтр иностранного производства. Также советуем поставить новые прокладки, которые будут держать воздух.

На этом основные варианты внешнего и внутреннего тюнинга иж планета 5 своими руками, фото и видео которого предостаточно заканчиваются. На свое усмотрение вы можете произвести и другие изменения, но любая модернизация может быть как в пользу мотоциклу, так и во вред. Поэтому советуйтесь со знающими людьми и выбирайте свой вариант доработки.

Закладка Постоянная ссылка.
1 ЗвездаНельзя так писать о ЛоганеЧто-то о новом Логане так себе написаноЛоган - супер машинаРено Логан лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...